История Российского государства и права

История Российского государства и права

История отечественного государства и права

Цель преподавания дисциплины состоит в содействии формированию у студентов юридического мировоззрения, подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем теоретических и практических знаний в области истории отечественного государства и права, необходимых для углубленного изучения других юридических дисциплин и успешного применения этих знаний в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической практике.

Задачами преподавания дисциплины являются:

  • обеспечение формирования у студентов юридического мировоззрения, системы историко-правовых знаний в сфере истории отечественного государства и права, способствующих пониманию особенностей функционирования современных российских государственно-правовых институтов;
  • обучение студентов аргументированному и методологически грамотному обоснованию позиции по проблемным и недостаточно исследованным вопросам истории отечественного государства и права;
  • приобретение студентами знаний и опыта, способствующих установлению причинно-следственных связей между различными явлениями, изучаемых историко-правовых процессов;
  • формирование на основе анализа Конституции РФ и важнейших законодательных актов навыков усвоения студентами понимания места и роли российской государственно-правовой системы, а также их восприятия в общественном мнении и современном мировом сообществе;
  • выработка у студентов способности применять отечественный исторический опыт в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов.

Место дисциплины в структуре ООП. История отечественного государства и права включена в профессиональный цикл базовой части учебного процесса. Данная учебная дисциплина логически, содержательно и методически связана с такими дисциплинами как теория государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений.

История отечественного государства и права изучается студентами всех форм обучения. Она содержит 19 тем, охватывающих более чем тысячелетнюю историю развития государства и права России. Такое деление соответствует современной структуре и проблематике отечественной историко-правовой науки.

Главными формами изучения дисциплины «История отечественного государства и права» являются: а) лекции, б) семинарские занятия, в) самостоятельная работа.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины. После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки, соответствующие компетенциям ООП.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) :

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать необходимым уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
  • добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
  • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
  • обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-5);
  • уважительно относиться к закону и праву, проявлять нетерпимость к коррупционным деяниям (ОК-6);
  • стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
  • обладать способностью использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).
  • с основными общеизвестными историко-правовыми концепциями;
  • с важнейшими нормативными правовыми актами, действовавшими в России в IX — начале XXI в.;
  • с содержанием основных реформ системы государственной власти и управления в России;
  • знать:
    • систему понятий и категорий, применяемых в историко-правовой науке;
    • состав, структуру и компетенцию центральных и местных органов государственной власти и управления в России;
    • структуру и содержание основных нормативных правовых актов;
  • уметь:
    • осуществлять анализ основных историко-правовых концепций, давать им научно-обоснованную оценку;
    • анализировать содержание нормативных правовых актов на каждом историческом этапе развития Российского государства, выявляя новые нормы по сравнению с предшествующим законодательством;
    • давать характеристику важнейшим государственным реформам, определяя их роль для дальнейшего развития российской государственности, а также отмечая их международное значение;
  • иметь навыки:
    • самостоятельной работы с учебной и научной литературой, свободного владения историко-правовыми понятиями и категориями;
    • участия в дискуссиях по спорным вопросам развития государственной и правовой систем России;
    • комментировать отдельные статьи нормативных правовых актов, неоднозначно применявшихся в судебной практике.
  • Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в нормотворческой деятельности:

    • способностью участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

    в правоприменительной деятельности:

    • способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
    • способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
    • способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
    • способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
    • способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

    в правоохранительной деятельности:

    • готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-8);
    • способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
    • стремлением выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-12);
    • способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

    в экспертно-консультационной деятельности:

    • готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
    • способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-15);
    • способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

    в педагогической деятельности:

    • способностью преподавать историю отечественного государства и права на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
    • способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
    • способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

    История государства и права России. Шпаргалки Текст

    • Скачать:
    • FB2
    • EPUB
    • iOS.EPUB
    • Ещё 7

    Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

    • Объем: 180 стр.
    • Жанр:и стория права, о бщая история, ю риспруденция
    • Теги:к ниги для студентов и аспирантов, п одготовка к экзаменам, ш паргалкаРедактировать

    1. Предмет и задачи курса «История государствам и права России»

    История отечественного государства и права, или история государства и права России, относится к числу фундаментальных дисциплин. Основной ее задачей является формирование научного представления об основных путях становления и развития отечественной государственности и российской правовой системы и конкретного понимания того, в каких формах и под влиянием каких факторов это развитие происходило. История отечественного государства и права широко использует метод историко-сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом. Это позволяет:

    А) проследить генезис отечественной государственности, формирование национальной правовой традиции; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в странах Западной Европы;

    Б) выявить динамику и направленность дальнейшего развития отечественного государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших;

    В) объяснить происхождение современного государственно-правового состояния российского общества.

    Развитие государства и права происходит в связи с конкретными историческими реалиями и зависит от множества факторов:

    а) внутриполитической и международной жизни;

    б) социальных коллизий;

    в) идеологического режима;

    д) культурных традиций.

    Как научная общественно-политическая дисциплина история отечественного государства и права наиболее тесно связана с историей отечественного государства и права, с общей, гражданской историей и с историей государства и права зарубежных стран. В то же время она взаимодействует с целым рядом сугубо юридических дисциплин.

    С общей теорией государства и права это взаимодействие наиболее активное: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. С отраслевыми юридическими науками, такими как конституционное, гражданское, уголовное право, связь историко-правовых дисциплин выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов как в нашей стране, так и за рубежом.

    2. Формирование государства у восточных славян

    Восточная Европа населялась славянскими племенами, которые жили на территории восточно-европейской равнины. Их основными занятиями были земледелие, скотоводство, различные виды ремесел, торговля. Славяне были не кочевым, а оседлым народом. Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. фрагментарны, но известно, что у них были сильные вожди и богатая родоплеменная знать.

    Выделению родоплеменной знати, имущественному расслоению внутри славянских племен способствовали развитие производства, крупные военные экспедиции против Византии и других соседей. Под влиянием завоевательных походов славянские племена объединялись в племенные военно-политические союзы. К VIII в. образовалось 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение союзов требовали усиления власти вождя и правящей верхушки.

    Во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

    В период становления феодальных отношений возник своеобразный общественный строй, имеющий черты первобытно-общинного, рабовладельческого и феодального укладов. Первый изживал себя, второй не получил развития, отношения в результате стали строиться на основе феодализма. Племенные союзы в военно-политических целях стали объединяться в еще более крупные формирования – «союзы союзов».

    Центрами их стали Киев (на юге) и Новгород (на севере). Поначалу южные славянские племена платили дань хазарам, а северные – варягам; последние прогнали варягов, но не смогли установить мира между собой и призвали варяжских князей.

    В 882 г. два крупнейших политических центра – Киевский и Новгородский – объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. оно включало территории других славянских племен – древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Во второй половине XI – начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться устойчивые княжества-полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли. Новгород был древним племенным центром. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории.

    К середине XII в. все территории «полугосударств», составлявших Киевское государство, сливаются воедино.

    3. Общественный строй Древней Руси

    Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.

    Рабы и холопы. Рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были причины. Содержание раба обходилось слишком дорого. Для обозначения рабского состояния использовались термины «раб», «челядин», «холоп». Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом правоотношений. Он был собственностью господина, своей собственности он не имел.

    Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения.

    Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.

    Городское население. Киевская Русь была страной городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги.

    Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Смерды были полусвободным населением и жили общинами. Община в Древнерусском государстве носила уже не кровно-родственный, а территориальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.

    4. Государственное устройство Древней Руси

    Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот – от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом, т. е. в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие иммунитетными правами (право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов и т. п.).

    Во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в руках которого была сосредоточена как законодательная, так и исполнительная власть.

    В качестве законодателя князь издавал законы, обязательные для всей земли, в качестве исполнителя занимался всеми вопросами внутренней и внешней жизни. В его руках была сосредоточена мощная военная власть.

    Великие князья выполняли внешние функции государства не только силой оружия, но и дипломатическим путем, они заключали международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства. Выполняли князья и судебные функции. Власть князья передавали по наследству, но не сыновьям, а старшему в роде. Особую функцию выполняли совет при князе или княжьи мужи. Иногда созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры.

    Для управления в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, выросшая из военной организация: начальники воинских подразделений являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.

    Система местного управления была проста. Кроме князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти – наместники и волостели. Жалованья от казны они не получали, а «кормились» за счет местного населения – такой порядок назывался системой кормления.

    Специальных судебных органов не было. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу – великого князя.

    5. Правовая система Древней Руси

    Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи – нормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметить кровную месть, принцип талиона: «равным за равное». Совокупность этих норм называют «Законом русским».

    Первыми писанными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отражение и нормы Закона русского.

    Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

    Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда», сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Она известна в трех редакциях – Пространной, Краткой (Правда Ярославичей) и Сокращенной.

    Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов («Закон Судный людем» из Болгарии, Кормчие книги– византийские сборники церковно-гражданских постановлений).

    «Русская правда» и другие источники древнерусского права четко различают две основные части гражданского права – право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю.

    Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда.

    Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви.

    Наследственное право сохраняло многие черты патриархальных отношений.

    Уголовное право было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались всемерно. «Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления – личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений, хотя и имеющие целый список возможных нарушений.

    6. Княжеско-церковные уставы Владимира и Ярослава

    Церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (Х – ХI вв.) содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

    Государство передавало Церкви со всех собираемых даней «десятину», что записывалось в уставы. Составными частями «десятины» были отчисления от даней разных видов, от судебных платежей и торговых пошлин. Там же оговаривался церковный судебный иммунитет и определялись пределы церковной судебной юрисдикции: по кругу лиц, на которых она распространялась, и по кругу дел, которые рассматривались церковными судами.

    По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14–15 лет для мужчины и 12–13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.

    Читайте также:  Где разрешена и где запрещена видеосъёмка

    Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

    Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, также как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была «Русская правда».

    История государства и права России
    Ф. И. Долгих, 2018

    Рассматривается процесс формирования и эволюции государства и права России с момента возникновения Древнерусского государства до формирования современной российской государственности. Разработан с учетом требований, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом по направлению «Юриспруденция» (степень – бакалавр). Помимо теоретического материала в учебнике имеются выдержки из источников, а также практические задания, что способствует выработке профессиональных умений и навыков в работе с правовыми актами. Для студентов и преподавателей юридических факультетов, также будет полезен всем, кто интересуется историей государства и права России. 2-е издание, переработанное и дополненное.

    Оглавление

    • Введение
    • Глава 1. Предмет истории государства и права России. Источники и историография
    • Глава 2. Государство и право Древней Руси
    • Глава 3. Государство и право Руси периода феодальной раздробленности
    • Глава 4. Образование российского централизованного государства
    • Глава 5. Российское государство периода сословно-представительной монархии
    • Глава 6. Российское законодательство XVI–XVII вв.
    • Глава 7. Государство и право России начала XVIII в. Становление абсолютной монархии
    • Глава 8. Государство и право России во второй половине XVIII в.

    Из серии: Легкий учебник

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    Глава 1. Предмет истории государства и права России. Источники и историография

    1.1. Предмет истории государства и права России

    Каждая наука и учебная дисциплина имеет свою область изучения, или предмет.

    Предмет — круг вопросов, которые изучает определенная наука и дисциплина.

    В зависимости от предмета и сферы научного познания все юридические науки и учебные дисциплины подразделяются на четыре группы:

    1) историко-правовые и теоретико-правовые науки и дисциплины — история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений, теория государства и права, философия права, социология права и сравнительное право, или сравнительное правоведение;

    2) отраслевые юридические науки и учебные дисциплины — конституционное, административное, гражданское, финансовое, коммерческое, уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое, земельное, экологическое право и др.;

    3) специальные (прикладные) юридические науки и учебные дисциплины — криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.;

    4) международное право.

    История государства и права России относится к числу историко-правовых наук и дисциплин. Она изучает как отдельные факты, так и закономерности исторического развития.

    Прежде всего данную науку интересуют юридические факты и явления. Изучая закономерности развития, история государства и права России стремится выявить основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных и правовых систем. К ним относятся органы власти, управления (центральные и местные) и юстиции.

    Исходя из этого, предметом истории государства и права России являются закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права России.

    В истории права главное внимание уделяется созданию правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. Формы их могут быть разнообразными: манифест, указ, грамота, постановление и т. п. Также в рамках данного курса изучается процесс возникновения разных отраслей права — уголовного, гражданского, административного, процессуального и т. д.

    Кроме того, история государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населявших территорию России, так как государство возникает на основе племенных территориальных объединений, а право рождается из обычая.

    Юридический быт складывается из разного рода обычаев (обрядов, ритуалов), действий, правил и органов, с помощью которых осуществляется правовая деятельность. Правовая культура основывается на представлении людей о справедливом и несправедливом, законном и незаконном, их отношении к правовым нормам — знании и соблюдении.

    Историческая преемственность в развитии государства и права — главная методологическая предпосылка курса. Все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. История государства и права наряду с изучением фактов выявляет условия, причины и закономерности, приводящие к изменениям в государстве и праве.

    1.2. Методология истории государства и права России

    Помимо предмета у науки также есть метод. Если предмет указывает, что изучает наука, то метод отвечает на вопросы: как, каким образом осуществляется изучение.

    Метод система принципов, способов, приемов, которыми следует руководствоваться в процессе познания.

    Методы, используемые в процессе изучения истории государства и права России, можно разделить на несколько групп:

    общенаучные — применимые во всех областях научного познания;

    специальные — применимые конкретно в юридической науке.

    К числу общенаучных методов можно отнести анализ, синтез, индукцию, дедукцию, абстрагирование и др.

    Анализ — метод, или прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части.

    Синтез — метод, противоположный анализу, основанный на объединении отдельных частей в единое целое.

    Индукция — мыслительный процесс, основанный на движении от частного к общему.

    Дедукция — мыслительный процесс, основанный на движении от общего к частному.

    Абстрагирование — процесс мысленного выделения отдельных признаков и свойств конкретного предмета или явления, и одновременно отвлечение от других, менее существенных признаков и свойств.

    Данные методы могут использоваться в любых науках — и в социально-гуманитарных, и в естественных, и в технических.

    К специальным методам можно отнести формально-юридический, сравнительно-исторический и др.

    Формально-юридический метод — совокупность приемов исследования юридических фактов с их оценкой и истолкованием по определенной схеме, в определенной логической последовательности и с использованием специальных терминов и конструкций.

    Особенность такого метода — совокупность приемов, нацеленных на изучение обязательных требований, которые включены в источники права. Формально-юридический метод помогает выработать умение отличать юридические факты от всех иных и навык использовать правовые предписания и дозволения на практике. Этот метод помогает уяснить, как тем или иным правом пользовались при разрешении споров, какими принципами руководствовались в ходе изучения и толкования требований, установленных законами или обычаями.

    Сравнительно-исторический метод — помогает упорядочить знания и представления о наиболее характерных особенностях возникновения, функционирования и последующих изменений государства и права.

    Например, с помощью этого метода можно выделить общие и особенные черты форм правления в разные исторические эпохи (раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная монархия).

    1.3. Периодизация истории государства и права России

    Изучение курса истории государства и права России осуществляется по хронологическому принципу.

    Стоит учитывать, что в науке нет единого подхода к проблеме периодизации истории государства и права России, так как в основу периодизации можно положить разные факторы.

    Например, некоторые дореволюционные историки осуществляли периодизацию по царствованиям. Другие — по местоположению столицы, выделяя Киевский, Московский и Петербургский периоды. Третьи — по титулу главы государства (княжеский, царский и императорский периоды).

    В советский период, исходя из типа общественно-экономической формации, историю государства и права России подразделяли на эпохи феодализма (с момента образования в IX в. Древнерусского государства до второй половины XIX в.), капитализма (со второй половины XIX в. до октября 1917 г.) и социализма (с октября 1917 г.).

    Общественно-экономическая формация — согласно концепции К. Маркса исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

    На сегодняшний день большинство исследователей в данной об ласти в основу периодизации ставят государственно-правовые формы.

    Представленный в настоящем учебнике курс разделен на следующие этапы:

    1) древнерусское государство (IX — середина XII в.);

    2) период феодальной раздробленности (середина XII — середина XIV в.);

    3) образование централизованного государства (середина XIV — первая половина XVI в.);

    4) сословно-представительная монархия (середина XVI — конец XVII в.);

    5) абсолютная монархия (конец XVII — начало XX в.) — в связи с особенностями развития государства и права данный период целесообразно разделить на несколько подпериодов:

    а) становление абсолютной монархии (конец XVII — начало XVIII в.);

    б) «просвещенный абсолютизм» (середина XVIII — конец XVIII в.);

    в) период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.);

    г) период утверждения и развития капитализма, «Великих реформ» Александра II (вторая половина XIX в.). Если до этого периода в целом наблюдалась тенденция усиления власти монарха и централизация государственного управления, то с 1860-х гг. начинается обратный процесс. Последовавшие после смерти Александра II контрреформы, только несколько затормозив данный процесс, не смогли изменить его тенденции;

    6) дуалистическая монархия (начало XX в.);

    7) буржуазно-демократическая республика (февраль — октябрь 1917 г.);

    8) советское государство — данный период целесообразно разделить на несколько подпериодов:

    а) создание советского государства (1917–1920 гг.);

    б) советское государство в период нэпа (1921 г. — конец 1920-х гг.);

    в) советское государство в 1930-е гг.;

    г) советское государство в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.);

    д) советское государство в послевоенный период (1945–1985 гг.);

    е) советское государство в период перестройки (1985–1991 гг.);

    9) современная Россия (с 1991 г. по настоящее время).

    Данная периодизация в значительной мере носит условный характер, но представляется оптимальной в целях рассмотрения основных тенденций развития государства и права России. Следует отметить, что изменения типа государства и права происходили не одномоментно, а в течение длительного времени, поэтому представляется затруднительным провести четкие временные границы окончания одного периода и начала другого.

    Так, по вопросу о времени установления абсолютной монархии существует множество точек зрения. Одни считают, что абсолютизм сформировался в России не ранее рубежа XVII–XVIII вв., другие — что в середине XVII в., третьи относят возникновение абсолютной монархии к периоду правления Ивана Грозного (середина — вторая половина XVI в.), а отдельные историки называют абсолютным монархом даже Ивана III (вторая половина XV в.). Другой пример. Тоталитарный режим, сложившись к началу 1930-х гг., продолжал существовать и в годы Великой Отечественной войны, и в начале послевоенного периода (до начала 1950-х гг.). Однако при изучении курса автор считает целесообразным рассмотреть особенности тоталитаризма в рамках темы, посвященной государству и праву 1930-х гг., а при рассмотрении периода Великой Отечественной войны и послевоенного периода сосредоточиться на других особенностях, характерных именно для данных периодов.

    1.4. Источники истории государства и права России

    Изучение процесса возникновения, становления и развития государства и права невозможно без исследования исторических источников. Для того чтобы представление о событиях прошлого было более объективным и полным, необходимо изучить максимально возможное количество источников, касающихся изучаемого предмета.

    Источник (в исторической науке) — совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человечества (рис. 1.1).

    Рис. 1.1. Виды источников

    Объектом считается то, на что направлено внимание исследователя. Это может быть древняя рукопись, какой-нибудь официальный документ, народные сказания, археологический памятник и многое другое.

    Основным видом источников по истории государства и права России являются письменные источники.

    В первую очередь к ним относятся актовые материалы — указы, уставы, договоры, манифесты, грамоты и т. п. Огромное значение имеют летописи, например, «Повесть временных лет», созданная в начале XII в. легендарным летописцем Нестором. Также большой интерес представляют политико-правовые сочинения, такие как «Сказание о Великих князьях Владимирских» начала XVI в., где говорится о происхождении рода московских князей от римского императора Августа.

    1.5. Историография истории государства и права России

    В настоящем учебнике нас интересует историография истории государства и права России.

    Историография — специальная дисциплина, которая изучает развитие исторических знаний и исторической науки.

    Собственно научная историография предмета начинается только в XVIII в. В первых исследованиях историко-правовые темы были включены в общеисторический контекст. Элементы предмета истории государства и права России можно найти в курсах А. Н. Манкиева «Ядро Российской истории», Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей» и др.

    Важный вклад в историографию государства и права XVIII в. внес В. Н. Татищев, автор «Истории российской с самых древнейших времен».

    В Российской академии наук проблемы происхождения российского государства разрабатывались как представителями норманнской школы (Байер, Миллер, Шлецер), так и ее противниками, наиболее влиятельным из которых был М. В. Ломоносов. Норманнская теория исходила из положения о том, что русское государство возникло под влиянием и руководством выходцев из Скандинавских стран.

    В первой половине XIX в. историко-правовая наука становится самостоятельной дисциплиной.

    Выходит курс Н. М. Карамзина «История государства Российского». Был обнаружен и исследован П. М. Строевым и К. Ф. Калайдовичем текст Судебника 1497 г.

    Начинают складываться научные школы в истории государства и права России: школа «официальной народности», основывающейся на формуле «самодержавие, православие, народность» (М. П. Погодин); славянофильское направление (И. Д. Беляев); государственная школа (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин) и др. (рис. 1.2).

    Рис. 1.2. Основные школы в историографии истории государства и права России

    Государственная (юридическая) школа в историографии главную роль в историческом процессе отводила государству. Ее приверженцы считали, что все социальные преобразования осуществляются сверху и все социальные группы в обществе в той или иной мере подчинены государству.

    Во второй половине XIX в. к государственной школе примыкал ряд известных историков государства и права: В. Н. Сергеевич, А. Д. Градовский, М. Ф. Владимирский-Буданов, В. О. Ключевский. Основными идеями школы были представления о государстве как надклассовом институте, о договорном происхождении государства (В. Н. Сергеевич), о «служебном характере всех сословий по отношению к государству» (Б. Н. Чичерин).

    Евразийство как научное направление сложилось в 1920-е гг. в среде русской эмиграции.

    Г. В. Вернадский, П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой, Н. Н. Алексеев определяли Россию-Евразию как особый культурный мир со свойственными только ему чертами государственности и права. Ни западные, ни восточные образцы развития, по мнению евразийцев, были для него неприемлемы.

    Марксистская историография истории государства и права России стала складываться в начале XX в. и связана с именами историков М. П. Покровского и Н. А. Рыжкова.

    1. История государства и права России относится к числу историко-правовых наук и дисциплин. Предмет истории государства и права России — закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права России.

    2. История государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населявших территорию России.

    3. Изучение курса истории государства и права России осуществляется по хронологическому принципу. На сегодняшний день большинством исследователей в области истории государства и права России в основу периодизации положены государственно-правовые формы.

    4. Основным видом источников по истории государства и права России являются письменные источники.

    5. Историографией называют специальную дисциплину, которая изучает развитие исторических знаний и исторической науки. В историографии истории государства и права России существует ряд направлений: школа «официальной народности», государственная школа, евразийство и др.

    1. Что изучает история государства и права России?

    2. Назовите основные периоды истории государства и права России.

    3. Укажите основные источники истории государства и права России.

    4. Что такое историография?

    5. В XIX–XX вв. в истории государства и права России существовали разные научные школы. Назовите их представителей.

    Вопросы для дискуссии

    1. Приведите аргументы в поддержку любой из теорий происхождения государства в России.

    2. Согласны ли вы с приведенной классификацией юридических наук и дисциплин? Предложите свой вариант классификации и обоснуйте его.

    3. Можно ли при изучении истории государства и права России ограничиться только письменными источниками?

    История государства и права России

    Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.

    Информативные ответы на все вопросы курса “История государства и права России” в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

    Д. А. Пашкевич
    История государства и права России
    шпаргалка

    1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права

    История государства и права России изучает

    политические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского государства. История государства и права России рассматривает конкретные политические и правовые явления (прежде всего фактический материал) для установления закономерностей, общих поступательных тенденций развития российского государства и права. В этом история государства и права неразрывно связана и с общей историей России, и с теорией государства и права. Отличия состоят в том, что история изучает более широкий круг вопросов развития человеческого общества в хронологической последовательности, а теория государства и права – общие закономерности развития государства и права различных народов и общественно-экономических формаций. История государства и права использует обобщения, делаемые теорией государства и права, и в то же время дает конкретный материал для таких обобщений.

    Читайте также:  Дадут ли больничный беременной без температуры

    Задачами истории государства и права России являются: изучение и обобщение опыта прошлого, выявление закономерностей развития государственных и правовых институтов, изучение тенденций развития государства и права с целью возможного прогноза развития.

    Историко-правовая наука использует методы как общефилософские, общесоциологические, так и свои специфические. Общефилософские методы – диалектический метод (метод материалистической диалектики). Специфическими методами истории государства и права являются: хронологический метод – изучение движения явлений во времени, в их хронологической последовательности и выявление закономерностей путем сопоставления фактов и явлений; сравнительный метод – сопоставление развития государства и права одного народа с развитием политико-правовых систем других народов; системный метод – рассмотрение историко-правовых явлений в системе с другими явлениями общественного развития.

    Периодизация отечественной истории государства и права. Период Древнерусского государства (IX-XVI вв.) – возникновение и становления Русского государства, период феодальной раздробленности, период централизации русских княжеств.

    Период сословно-представительской монархии (XVI-XVII вв.) – развитие сословно-представительской монархической системы правления в России.

    Период абсолютизма (XVII в. – 1917 г.) – периоды становления, развития, кризиса и крушения самодержавия.

    Советский период (1917-1991 гг.) – возникновение советского государства, период Гражданской войны, период новой экономической политики, период индустриализации, период Великой Отечественной войны, период либерализации, период кризиса советской системы.

    Современный период (с 1991 г.) – период становления и развития РФ после распада СССР.

    2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства

    Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.

    Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

    Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.

    Согласно “Повести временных лет” в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.

    В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

    Теории происхождения Древнерусского государства.

    Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – “Повесть временных лет” Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.

    Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

    3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды

    Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда , изначально – свод обычного права, сохранивший свое значение и в следующие периоды истории. Большинство современных исследователей связывают древнейшую Русскую Правду с именем Ярослава Мудрого. В последующие века создавались новые редакции Русской Правды (Правда Ярославичей). С X в. также известно княжеское законодательство, например уставы Владимира Святославича, Ярослава. С введением христианства на Руси начинает складываться каноническое право.

    Характеристика Русской Правды: Русская Правда устанавливала довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, в частности отношения собственности. Была предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества; обязательства возникали из причинения вреда и из договоров. Характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, а в некоторых случаях даже на его жену и на детей.

    Устанавливалась определенная система договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа, упоминаются также договоры купли-продажи, хранения (поклажи), личного найма, косвенно упоминаются договоры перевозки, комиссии, подряда. Имелись нормы, регламентирующие порядок заключения договоров, а также ответственность за их нарушения.

    Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца.

    Наследственное право характеризовалось классовой дифференциацией. При этом супруги не наследовали друг другу, но жена оставалась управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми.

    По Русской Правде преступление – “обида” – причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу, соответственно строилась система преступлений – против личности и имущественные.

    Высшей мерой наказания в Русской Правде является “поток и разграбление”. Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. До второй половины XI в. в качестве наказания за убийство применялась кровная месть. За основную массу преступлений наказанием была так называемая продажа – уголовный штраф.

    И по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный процесс, при котором обе стороны равноправны; обе стороны в процессе даже назывались истцами. При этом не было достаточно четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом.

    Предусматривалась определенная система доказательств. Различались две категории свидетелей – видоки (очевидцы) и послухи (слышавшие о случившемся), по некоторым делам требовалось определенное число свидетелей. В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Имелась и система формальных доказательств (ордалии).

    История Российского государства и права

    История Отечественного государства и права

    © В. К. Цечоев, 2017

    © Издательство «Прометей», 2017

    Предмет истории отечественного государства и права. История государства и права – наука в одинаковой степени и юридическая и историческая. Предмет юридической науки «История государства и права» заключается в изучении развития общества, типов и форм государственности и права народов России. Предмет исторической науки «История государства и права» определяется как наука о прошлом общества, государства и права в конкретных формах и пространственных определениях.

    Предметная сторона учебного курса с позиции юристов и историков взаимно дополняет друг друга, позволяют использовать позитивный опыт обеих общественных наук. Четкое определение объекта и предмета курса имеет принципиальное значение, которое может быть отражено в названии «История отечественного государства и права» или «История государства и права России». Слово «Отечество» в словаре русского языка С. И. Ожегова определятся как страна, к гражданам которой принадлежит человек. Наше Отечество – Россия (РФ), в этом понимании предмет «История отечественного государства и права» и «История государства и права России» тождественен.

    Цель и значение курса «История отечественного государства и права. Учебная дисциплина «История отечественного государства и права» носит концептуально-теоретические и практические цели. Народы Российской Федерации являются носителями тысячелетних традиций истории государства и права, следовательно, изучение истории государства и права имеет патриотическое значение, формирует гражданскую позицию студента. Практическое значение курса также очевидно. Изучать отечественное государство и право можно по-разному. Можно было счесть за особый труд изучать отвлеченный от современной конкретики курс «Истории отечественного государства и права» и сразу приступить к штудированию томов Уголовного и других кодексов России. В худшем случае, такие «исследователи» забросят это неблагодарное занятие, в лучшем случае, задумаются над законодательством и все же откроют учебники по теории и истории государства и права. Значит, для будущих юристов теоретические знания, осознание закономерности и конкретики развития общества, государства и права, умение применить уникальный исторический опыт в практической деятельности приобретает первостепенное значение. Автор учебного пособия убежден, что человечество так и осталось бы в своем первобытном состоянии, если бы не использовало исторический опыт предыдущих поколений.

    Методы изучения истории государства и права. Работа исследователя истории государства и права – целенаправленный исследовательский процесс с целью получения научных знаний. В своей профессиональной деятельности история государства и права применяет взаимосвязанные между собой общетеоретические и специально-научные методы исследования.

    Каждое научное исследование имеет предметную основу. Следовательно, историк определяет объект и предмет своего исследования. Понятие «объект исследования» всегда шире, под ним понимается то, на что нацелена познавательная деятельность, а «предмет исследования» раскрывает стороны и содержание объекта исследования. Иными словами, определение объекта и предмета – начало исследования, здесь историк отвечает на вопрос – что исследовать? Научное исследование должно строится четко в соответствии с обозначенным предметом. В противном случае произведение будет нелогичным, автор запутает и себя и читателя, а цели и задач своей работы не достигнет.

    Определив предметную сторону своей работы, историк приступает к изучению источников и исследований, основываясь на общетеоретических методах анализа и синтеза. Анализ означает познание частей целого. Синтез – наоборот, объединение исследованных частей, свойств, отношений в единое целое. Анализ и синтез являются неотъемлемыми этапами исследования и всегда взаимосвязаны друг с другом. Использование анализа и синтеза подразумевает такие приемы работы, как обобщение накопленного материала, его систематизацию, построение базы доказательств.

    В современных научных работах часто применяются историко-типологический, историко-генетический, сравнительно-исторический методы исследования.

    Историко-типологический метод получил развитие в связи с увеличением количества источников и необходимостью их типологизации. Такой метод показал свои преимущества при изучении археологических культур или архивов, которые содержат в себе большое количество однотипных предметов. Использование систем и баз данных с использованием компьютеров необходимо во всех видах деятельности историков, особенно в систематизации архивных и иных материалов, в специальных исторических дисциплинах и источниковедении. В наше время многие историки не представляют себе научной деятельности без использования компьютера.

    Историко-генетический и сравнительно-исторический методы направлены на выявление и исследование похожих исторических явлений и процессов у различных народов в рамках формационного или цивилизационного подходов изучения истории. Например, существует закономерность формирования протогосударств на поздней стадии разложения первобытного общества. Сравнение процессов образования государств, в ракурсе исторического развития (генезиса), осуществляется с применением историко-генетического и сравнительно-исторических методов. Много общего выявляет сравнение революционных процессов в новое и новейшее время.

    Исследование немыслимо без применения источников. Методика использования источников изучается историческим источниковедением. В работе с историческими источниками выделяются три этапа. Первый этап заключается в работе над историческим материалом по выявлению всей информации, которую содержит исторический источник. Без этой кропотливой работы невозможен следующий этап, который заключается в установлении реальной исторической картины, реконструируемой поданным комплекса источников. Заключительный этап исследования подразумевает построение исторической гипотезы, концепции или теории. С этой позиции третий этап – самый ответственный, оценочный, так как только по результатам работы возможна оценка деятельности историка. Каждый из названных этапов исторического источниковедения исходит из принятых в исторической науке методов исследования.

    Итак, методика исторического исследования исходит из необходимости четкой, планомерной работы историка в определении предмета исследования, его хронологических рамок. Затем следует исследование исторической базы – источников и исследований. Эта работа называется также творческой лабораторией историка. На каждом этапе своей творческой деятельности историк анализирует информацию и синтезирует полученные выводы, основываясь на принципах научности, объективности, историзма. Окончательные выводы исследования синтезируются (редуцируются) и составляют концептуальный подход историка к исследуемой проблематике. Такие выводы должны соответствовать целям и задачам исторического исследования.

    По итогам изучения данного учебника студент должен

    – причины и этапы возникновения Древнерусского государства;

    – основы устройства и функционирования Древнерусского государства;

    – государственное устройство Новгородской феодальной республики;

    – государственное устройство Псковской феодальной республики;

    – государство и право Руси в период монголо-татарского ига;

    – причины и процесс образование Русского централизованного государства;

    – этапы развития отечественного государства и права во второй половине XVII в.;

    – причины и этапы формирования абсолютизма;

    – общественный строй и государственно-политическое устройство России первой половины XIX в.;

    – особенности государственно-политическое устройства и правовой системы России на рубеже XIX–XX вв.;

    Учебник_История государства и права России_zgorzhelskaya

    федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего профессионального образования

    российская академия правосудия

    государства и права

    Учебное пособие для студентов факультета

    непрерывного образования (ФНО)

    УДК 340 ББК 67.3 И 90

    Згоржельская С. С., доцент кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, канд. юрид. наук, канд. истор. наук, доцент (темы 5–9);

    Колунтаев С. А., доцент кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, канд. истор. наук, доцент (ответственный редактор; темы 3, 4, 10–14 — совместно с В. Е. Сафоновым, 15 — совместно с Н. И. Хабибуллиной, 16, 17);

    Сафонов В. Е., заведующий кафедрой истории права и государства Российской академии правосудия, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ (темы 10–14 — совместно с С. А. Колунтаевым);

    Слободянюк И. П., профессор кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, канд. истор. наук, доцент (темы 1, 2);

    Хабибуллина Н. И., профессор кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, д-р юрид. наук, профессор (тема 15 — совместно с С. А. Колунтаевым).

    Золотухина Н. М., гл. научный сотрудник отдела теории и истории права и государства Российской академии правосудия, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ;

    Чекмарев Г. Ф., профессор кафедры теории и истории государства и права Военного университета Министерства обороны РФ, канд. юрид. наук, доцент.

    Згоржельская С. С. и др.

    И 90 История отечественного государства и права: Учебное пособие для студентов факультета непрерывного образования. — М.: РАП, 2013.

    Учебное пособие соответствует Государственному образовательному стандарту по специальности 0201 — Правоведение (базовый уровень среднего профессионального образования). Квалификация — юрист.

    Предназначено для студентов факультета непрерывного образования Российской академии правосудия.

    © Коллектив авторов, 2013

    © Российская академия правосудия, 2013

    Глава 1. Предмет истории отечественного государства и права

    1.1. Предмет и задачи курса «История отечественного государства и права» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

    1.2. Принципы и методы изучения истории отечественного

    1.3. Периодизация истории отечественного государства

    1.4. Основные источники по истории отечественного

    Глава 2. Древнерусское государство и право (IХ–ХII вв.)

    2.1. Возникновение государственности у восточных славян . . .19

    2.2. Факторы, обусловившие своеобразие государственного

    и правового развития Руси . . . . . . . . . . . . . . . . .21

    2.3. Дискуссия норманистов и антинорманистов . . . . . . .24

    2.4. Общественный строй Древней Руси . . . . . . . . . . .27

    2.5. Государственный строй русских земель в X–XII вв. . . . .30

    2.6. Правовая система Древней Руси . . . . . . . . . . . . 35

    Глава 3. Феодальные государства на территории Руси (ХII–ХIV вв.)

    3.1. Причины феодальной раздробленности на Руси . . . . . 43

    3.2. Феодальные княжества и другие новообразования

    в период феодальной раздробленности . . . . . . . . . . . 45 3.3. Особенности общественного и государственного строя Новгорода и Пскова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47 3.4. Новгородская и Псковская судные грамоты . . . . . . . 52

    История отечественного государства и права

    Глава 4. Московская Русь: развитие государства и права (ХV–ХVII вв.)

    4.1. Образование русского централизованного государства . .56

    4.2. Государственный строй периода образования русского централизованного государства . . . . . . . . . . . . . . 58

    4.3. Общественный строй периода сословно-представительной монархии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59

    4.4. Органы власти и управления русского государства

    периода сословно-представительной монархии . . . . . . . 63 4.5. Развитие права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 4.6. Суд и процесс в Московском государстве . . . . . . . . 71

    Глава 5. Российское государство и право в период становления абсолютизма (середина ХVII — ХVIII вв.)

    5.1. Особенности становления и развития абсолютной монархии в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

    5.2. Государственные реформы первой четверти XVIII в. Формирование новой системы государственного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75

    Читайте также:  Штраф за остановку на автобусной остановке

    5.3. Просвещенный абсолютизм в России . . . . . . . . . . 79

    5.4. Формирование новой системы права . . . . . . . . . . 83

    Глава 6. Российское государство и право в период кризиса абсолютизма (конец ХVIII — середина ХIХ вв.)

    6.1. Государственные реформы начала XIX в . . . . . . . . 89

    6.2. Государственные преобразования второй четверти XIX в. . 93

    6.3. Систематизация законодательства Российской Империи

    в первой половине XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . 95

    6.4. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных

    (1845 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97 Глава 7. Российское государство и право в период либеральных реформ второй половины XIX в.

    7.1. Предпосылки, цели и задачи буржуазных реформ . . . . 99

    7.2. Отмена крепостного права . . . . . . . . . . . . . . 100

    7.3. Судебная реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101

    7.4. Земская и городская реформы . . . . . . . . . . . . .103

    7.5. Реорганизация полицейской системы и тюремная

    реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104 7.6. Военная реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105

    7.7. Итоги реформаторского курса . . . . . . . . . . . . .106

    7.8. Система права второй половины XIX в. . . . . . . . . 107

    Глава 8. Государство и право Российской Империи в начале ХХ в. (1900 — февраль 1917 гг.)

    8.1. Революция 1905–1907 гг. и изменения в государственном строе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

    8.2. Манифест от 17 октября 1905 г. и реализация его положений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114

    8.3. Оформление дуалистической монархии. Свод основных государственных законов Российской Империи (1906 г.) . . .116

    8.4. Деятельность Государственной Думы . . . . . . . . . .118

    8.5. «Третьеиюньская» монархия. Аграрная реформа

    8.6. Российская Империя в условиях Первой мировой

    Глава 9. Государство и право России в период демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.)

    9.1. Февральская буржуазная революция 1917 г. и ликвидации самодержавия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126

    9.2. Двоевластие, реформа государственной власти, формирование республики . . . . . . . . . . . . . . . . 127

    9.3. Правовая политика Временного правительства . . . . .132

    Глава 10. Создание Советского государства и права (октябрь 1917 г. — июль 1918 г.)

    10.1. Советское государство и его особенности . . . . . . .135

    10.2. Вооруженное восстание в Петрограде и переход

    власти к Советам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136

    История отечественного государства и права

    10.3. Создание основ советского государства и права

    на II Всероссийском съезде советов . . . . . . . . . . . . 136

    10.4. Развитие системы Советов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139

    10.5. Всероссийское учредительное собрание . . . . . . . .141

    10.6. III Всероссийский съезд Советов . . . . . . . . . . . 142

    10.7. Национально-государственное строительство . . . . .144

    10.8. Создание Красной Армии и Флота . . . . . . . . . . 145

    10.9. Создание системы правоохранительных органов . . . .147

    10.10. Создание советской судебной системы . . . . . . . .152

    10.11. Конституция РСФСР (1918 г.) . . . . . . . . . . . . 154

    10.12. Создание основ советского права . . . . . . . . . . 157

    Глава 11. Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918–1920 гг.)

    11.1. Политика «военного коммунизма» . . . . . . . . . . 163

    11.2. Структура и деятельность конституционных

    и чрезвычайных органов управления в Гражданской войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165

    11.3. Развитие судебной системы и правоохранительных органов в 1918–1920 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . .170

    11.4. Развитие права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172

    Глава 12. Советское государство и право в период новой экономической политики (1921–1929 гг.)

    12.1. Экономический и политический кризис в начале 1921 г. Сущность и правовые основы новой экономической политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177

    12.2. Правовые основы образования СССР . . . . . . . . .180

    12.3. Разработка и принятие Основного закона

    (Конституции) СССР (1924 г.) . . . . . . . . . . . . . . .182 12.4. Национально-государственное строительство в 20 е годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184

    12.5. Военная реформа 1924–1928 гг. . . . . . . . . . . . .186

    12.6. Учреждение прокуратуры и адвокатуры . . . . . . . .188

    12.7. Судебная реформа (1922 г.) . . . . . . . . . . . . . .188

    12.8. Рабоче-крестьянская милиция в системе органов внутренних дел (20 е гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . 190

    12.9. Органы государственной безопасности в период новой экономической политики . . . . . . . . . . . . . . . . .192

    12.10. Кодификация советского законодательства в 20 е годы

    и последующее развитие советского права . . . . . . . . . 194 Глава 13. Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920 х — июнь 1941 г.)

    13.1. Социально-экономические и политические условия . . 203

    13.2. Конституция 1936 года . . . . . . . . . . . . . . . .209

    13.3. Национально-государственное строительство

    в предвоенные годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214

    13.4. Военная реформа во второй половине 30 х годов . . . .215

    13.5. Органы госбезопасности в предвоенные годы . . . . . 217

    13.6. Развитие органов внутренних дел в предвоенный

    13.7. Развитие судебной системы в СССР . . . . . . . . . .221

    13.8. Советское право в предвоенный период . . . . . . . .226

    Глава 14. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941–1945 гг.)

    14.1. Конституционные органы государственной власти и управления в годы войны . . . . . . . . . . . . . . . .233

    14.2. Чрезвычайные органы власти и управления . . . . . .234

    14.3. Изменения в государственном управлении . . . . . . 235

    14.4. Советское военное устройство в военные годы . . . . .236

    14.5. Органы внутренних дел и государственной

    безопасности в годы войны . . . . . . . . . . . . . . . .237

    14.6. Изменения в судебной системе. Военнные трибуналы . 239

    14.7. Правовая политика советского государства в годы

    войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241 14.8. Изменения в советском праве в годы войны . . . . . .243

    История отечественного государства и права

    Глава 15. Советское государство в 1945–1985 гг.

    15.1. Реорганизация советского государства после окончания Великой Отечественной войны . . . . . . . . .249

    15.2. Cоветские Вооруженные силы после Великой Отечественной войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253

    15.3. Внешнеполитеческая деятельность Советского

    государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 15.4. Эволюция государственно-политической системы в 1953–1985 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256

    15.5. Социально-экономическое развитие . . . . . . . . . 259

    15.6. Правоохранительные органы и судебная система

    в послевоенные годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263

    15.7. Конституция СССР 1977 г. . . . . . . . . . . . . . .267

    15.8. Развитие советского права (1945–1985 гг.) . . . . . . .270

    Глава 16. Государство и право в период «перестройки» (1985–1991 гг.)

    16.1. Перестройка внешней политики СССР . . . . . . . . 280

    16.2. Изменения в государственно-политической системе

    в период «перестройки» . . . . . . . . . . . . . . . . . .281

    16.3. Преобразование органов власти . . . . . . . . . . . 283

    16.4. Распад СССР: изменения в государственном

    устройстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .285 16.5. Обновление законодательства в период «перестройки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288

    Глава 17. Государство и право Российской Федерации

    17.1. Развитие Российской Федерации в 1991–2012 гг. . . . . 293

    17.2. Государственное устройство после обретения Россией суверенитета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .295

    17.3. Преобразования в государственном аппарате России . .296

    17.4. Конституция 1993 года: основные черты . . . . . . . .299

    17.5. Социально-экономическое развитие России . . . . . .302

    17.6. Правоохранительные органы . . . . . . . . . . . . .303

    17.7. Реформирование судебной системы, становление судебной власти как ветви государственной власти

    в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . 305

    17.8. Развитие законодательства России во второй половине 1990–2012 гг. Основные направления правовой реформы в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309

    Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . .313

    Перечень схем и таблиц

    Схема 1. Основные стадии становления абсолютизма в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

    Схема 2. Политика «просвещенного абсолютизма» в России: основные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80 Схема 3. Основные принципы судебной системы по судебным уставам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Таблица 1. Основные аргументы приверженцев норманнской и славянской (антинорманнской) теорий происхождения

    Древнерусского государства . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Таблица 2. Права и обязанности советских граждан по Конституции 1936 года . . . . . . . . . . . . . . . . .213

    Глава 1. Предмет истории отечественного государства и права

    1.1. Предмет и задачи курса «История отечественного государства и права»

    История отечественного государства и права имеет свой специфический предмет исследования — процесс и закономерности возникновения, развития и функционирования государственных и правовых институтов у народов нашей страны с древних времен до сегодняшнего дня.

    Логика освоения курса дает возможность традиционно выделить в структуре истории отечественного государства и права два блока исследования :

    • • история государства, которая изучает общественно-политиче- ский быт, формы (устройство, правление, режим) Русского (Российского) государства, государственные органы и механизмы управления от их возникновения до современности;

    • • история права, которая изучает юридический быт, процесс создания правовых систем, отдельные правовые акты, кодификации, возникновение и эволюцию различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального и т. д.), системы права в нашей стране в целом.

    Обобщая опыт прошлого, историко-правовая наука помогает объяснить многие принципиальные моменты из жизни сегодняшней России и избежать повторения ошибок на пути построения демократического правового государства.

    Хронологически «История отечественного государства и права» охватывает период от возникновения государственности и права у древних славян до наших дней, IX – XXI вв. Пространственно — территории,

    История права России

    История права России — история права Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.

    Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни берут начало в период формирования Киевской Руси. Главный древнерусский источник права – Русская правда (9-13.в.). Древнерусский правовой сборник сохранился только в «списках» (копиях) XIV, XV веков и более позднего времени. Историки относят его даже к VII веку. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019-1054гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV — 1468 года, Литовский статут 1588 года.

    В XVI веке в России появляется идеологическое обоснование сильного самодержавного государства и органов центральной власти.

    В 1497 г. в правление Ивана Третьего был принят первый законодательный кодекс Российского государства – Судебник. Судебник 1497 года основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативно-правового акта явились:

    1. Русская правда и её редакции.
    2. Псковская судная грамота.
    3. Уставные грамоты — нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления.
    4. Судные грамоты — постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права.
    5. Судебные решения по отдельным вопросам.

    В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения. Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы.

    В 1649 г. При царе Алексее Михайловиче было принято Соборное Уложение. Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550 года до Уложения 1649 года виден из следующих данных:

    • 1550—1600 гг. — 80 указов;
    • 1601—1610 гг. −17;
    • 1611—1620 гг. — 97;
    • 1621—1630 гг. — 90;
    • 1631—1640 гг. — 98;
    • 1641—1648 гг. — 63 указа.

    Всего за 1611—1648 гг. — 348, а за 1550—1648 гг. — 445 указов итоге к 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. Этому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных актов по ведомствам (по традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа). Имело место и отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа. Кроме того, казуальный характер правовых норм предшествующего периода становился неэффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм[].К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

    В Эпоху царствования Николая первого совершенствовалась система управления. В 1830-1832 гг. было издано полное собрание законов российской империи, состоящее из 45 томов. В 1833 году был опубликован свод законов. В 1845 году утверждено уложение о наказаниях уголовных и исправительных – основной источник уголовного права. К числу важнейших событий относятся отмена крепостного права, реформа местного самоуправления, судебная реформа. В начале XX века активно развивалось право. Николай второй зафиксировал основные гражданские права и свободы, среди которых право участвовать в управлении государством. Вскоре были созданы Основные государственные законы Российской империи. Основные положения:

    • Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти
    • Глава вторая. О порядке наследия Престола
    • Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке
    • Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства
    • Глава пятая. О священном короновании и миропомазании
    • Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе
    • Глава седьмая. О Вере
    • Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных
    • Глава девятая. О Законах
    • Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий
    • Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

    В результате в России управление, его органы впервые оказались в строгом подчинении закону. Тем временем активизировалось революционное движение. Страна катилась к революционному 1917 году. В октябре 1917 года к власти пришли большевики. Советское государство официально именовало себя диктатурой после Октябрьской революции 1917 года. В одном из своих выступлений в 1921 году Владимир Ленин отметил, что оно является «рабочим государством с бюрократическим извращением». Сторонники Льва Троцкого и Левой оппозиции считали, что в течение примерно 1923—1929 годов власть в Советском Союзе захватила бюрократическая прослойка, которая отстранила от власти рабочий класс. Сторонники Левой оппозиции, однако продолжали считать, что СССР остается рабочим государством, но бюрократически деформированным. По их мнению, вернуть себе власть пролетариат мог только через политическую революцию, которая должна свергнуть бюрократию, оставив нетронутым имеющийся в СССР социалистический базис.

    Тем не менее, Конституции 1936 года (так называемая «Сталинская конституция») провозгласила, что в СССР социализм победил и в основном построен. Это означало, что в стране официально уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы. Заявлялось, что в стране в основном победили социалистические производственные отношения, экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах — государственную и колхозно-кооперативную. При этом СССР продолжал официально оставаться государством диктатуры пролетариата. В дальнейшем Конституция 1977 года провозгласила утверждение в СССР «развитое социалистическое общество», в связи, с чем определение СССР как государства диктатуры пролетариата была официально заменена общенародное государство: «ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным». При этом отмечалось, что «возросла руководящая роль Коммунистической партии — авангарда всего народа».

    Самое страшное, что порождено аморальной и антиправовой атмосферой застойных лет, нарушением прав человека, – это социальное равнодушие и безответственность. Не всегда явное, но очевидное пренебрежение правом явилось одновременно одним из следствий, и одной из причин предкризисного состояния. Крах коммунизма произошел в начале 90-х годов. Назрел переход к новым правовым отношениям.

    1980 — настоящее время

    Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.

    С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.

    12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. Отличия от Конституции 1978 года:

    • Ликвидирована система Советов;
    • Россия стала симметричной федерацией; в 1918—1993 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) были только национальные образования.
    • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
    • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
    • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
    • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
    • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов РФ).

    В 1994 1996 гг. были приняты первая и вторая части Гражданского кодекса Российской федерации. Это важнейший правовой документ содержит свод норм, определяющих правовое положение граждан. В 1997 году Государственная дума приняла новый Уголовный кодекс Российской федерации.

    История уголовного права России

    Принятый в 1997 году Уголовный кодекс Российской Федерации сменил Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года. Среди наиболее существенных изменений можно назвать достаточно полное отражение в нём новых экономических и политических реалий российского общества, переход к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства, усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления и снижение ответственности за преступления небольшой тяжести, совершённые впервые, новые основания освобождения от уголовной ответственности и другие нововведения, призванные усилить профилактический потенциал уголовного закон. Значительно изменена была Особенная часть: введено около 70 новых составов преступлений, декриминализовано более 80 составов, ранее предусматривавшихся УК РФ; в диспозиции и санкции практически всех статей, которые перешли из УК РСФСР в УК РФ, были внесены изменения.

    Оцените статью
    Добавить комментарий