Уголовная статья за клевету

○ Ответственность за клевету.

Простая клевета – то есть совершенная без отягчающих обстоятельств – наказывается денежным взысканием до 500 тыс. рублей, или же обязательными работами продолжительностью до 160 часов.

Ст. 128.1 Уголовного кодекса предусматривает и квалифицированные, то есть влекущие более суровое наказание, составыклеветы.

Согласно части 2 ст. 128.1, штраф в размере до 1 миллиона рублей или обязательные работы длительностью до 240 часов грозят за распространение ложных сведений публично, в том числе с использованием СМИ, Интернета или же в показанном публике выступлении или произведении.

Пример:
Жительница Свердловской области в 2014 году разместила в сети Интернет обнаженные фото своей старшей сестры без ее разрешения, дополнив их порочащими ее репутацию надписями, за что была привлечена к ответственности по ч. 2 ст. 128.1 УК РФ и по ч. 1 с. 137 УК РФ за распространение информации о личной жизни.

Клеветники, распространяющие заведомо ложные сведения и использующие при этом свое положение по службе (ч. 3 ст. 128.1 УК РФ), могут понести наказание в виде денежного взыскания до 2 млн. рублей, либо будут наказаны обязательными работами длительностью до 320 часов (кстати, недавно я выкладывал материал про дачу заведомо ложных показаний).

Любителей обвинять граждан в совершении противоправного деяния сексуального характера, а равно в наличии у потерпевшего заболевания, представляющего для окружающих (например, СПИД или гепатит В), по нормам ч. 4 указанной статьи ожидают обязательные работы сроком до 400 часов максимум или штраф до 3 миллионов рублей.

Пример:
В Татарстане местная жительница, преследуя цель опорочить свою ранее знакомую подругу, мешавшую ей строить личную жизнь, подготовила и распечатала 1 тыс. листовок с фотографией знакомой, указав, что она является ВИЧ-инфицированной, после чего распространила данные листовки близ места жительства потерпевшей. В результате обращения в полицию, незадачливая клеветница была привлечена к ответственности по ч. 4 ст. 128.1 УК РФ и приговорена районным судом к штрафу в размере 8 тыс. рублей. Свою вину гражданка А. признала полностью.

И самым серьезным составом является клевета, сопряженная с обвинением в совершении особо тяжкого или тяжкого преступления (ч. 5) – за это деяние нарушителя ждет уголовная ответственность в виде обязательных работ длительностью до 480 часов, либо же денежное взыскание в размере до 5 миллионов рублей.

Вместо штрафа может быть использован и фиксированный доход осужденного за определенный период, указанный судом, с учетом санкции ст. 128.1 УК РФ. Так, по ч. данный период не может быть более полугода, а за ч.5 – до трех лет.

Ведущие телеканала Россия 1 и юрист Олег Сухов в искрометной форме обсуждают можно ли оскорблять Ф.Киркорова и что им за это будет.


3. Копии документов по числу лиц.

Состав преступления

Составные части преступления будут складываться из следующих признаков:

  • есть пострадавшее лицо;
  • нанесен вред чести и достоинству личности;
  • сплетни несут урон для профессиональной деятельности пострадавшего.

Даже разовый инцидент будет считаться преступлением.

  • высказывают лично в присутствии свидетелей;
  • размещают данные в средствах массовой информации, например, в печатных изданиях;
  • публикуют в социальных сетях;
  • передают при помощи телефонной связи;
  • обнародуют документы, которые носят официальный характер, например, характеристику на работника.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. N 1271 “Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности”

В соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить на 2020 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):

а) выращивание овощей (код 01.13.1) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

б) строительство (раздел F) – в размере 80 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

в) торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

г) торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

д) торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

е) торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

ж) торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

з) деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) – в размере 26 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

и) деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) – в размере 26 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

к) деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

2. Установить, что подпункт “б” пункта 1 настоящего постановления распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Амурской области и г. Москвы.

3. Установить на 2020 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Республики Дагестан деятельность в сфере строительства (раздел F), в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

4. Хозяйствующим субъектам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, до 1 января 2020 г. привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Для отдельных отраслей сохранена допустимая доля иностранцев, установленная на 2019 г. Это прочий сухопутный пассажирский и автомобильный грузовой транспорт (26%), спорт (25%), розничная торговля в специализированных магазинах алкоголем, включая пиво, и табачными изделиями (15%). Сохранен запрет привлекать иностранцев к розничной торговле лекарствами в аптеках, а также к торговле в нестационарных торговых объектах и на рынках, вне магазинов и палаток.

50% допустимая доля иностранцев в сфере выращивания овощей затронет все регионы.

80% ограничение доли иностранных работников в строительстве не коснется только Бурятии, Амурской области и г. Москвы. А для Дагестана это ограничение составит 50%.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. N 1271 “Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности”

Настоящее постановление вступает в силу с 16 октября 2019 г.

в) торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

Квоты на иностранных рабочих в 2020 году

Работодатели привлекают иностранные трудовые ресурсы, т.к. он считается более дешевым. Иностранными гражданами являются физические лица, не имеющие гражданства РФ, но при этом имеют гражданство другой страны. Работодателями могут выступать как юридические, так и физические лица. Но чтобы оформить иностранцев на работу необходимо получение от государства квоты. Квотирование мигрантов позволяет правительству страны лимитировать число въезжающих из других государств с целью трудоустройства и временного проживания. Выдача квот осуществляется через Центр занятости, Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная миграционная служба.

Привлечение иностранных работников можно как по квоте, так и вне квоты. Преимущества привлечения иностранцев вне квоты заключаются в том, что заработная плата для работника, принятого таким способом, может быть меньше, чем средняя по региону, а также не нужно ждать выделения квоты. Минусом является длительность оформления и большой объем документации, которую необходимо собрать и подать в Центр занятости, который размещает вакансии. Но и перечень специальностей в данном случае имеет ограничения. Во все инстанции предоставляется аналогичный пакет документов.

Квота распространяется на некоторые профессии, а не на всех иностранных работников.

Категории иностранцев, которые могут трудиться без квот:

  • иностранные граждане с РВП (разрешение на временное проживание) и ВНЖ (вид на жительство),
  • лица, получившие статус беженца,
  • лица, участвующие в госпрограмме по переселению,
  • специалисты высокой квалификации,
  • работники зарубежных предприятий, привлекающие для выполнения ремонт поставляемого в Россию оборудования, а также гарантийные, сервисные, монтажные работы.

Квота на привлечение иностранной рабочей силы выдается на 1 год.

  1. Виды квот для иностранцев
  2. Квота на иностранных сотрудников
  3. Квота на выдачу разрешений на работу
  4. Квота на РВП (разрешение на временное проживание)
  5. Квота на выдачу приглашений для иностранцев на въезд
  6. Виды договоров, заключаемых с иностранными работниками
  7. Исчисление и удержание НДФЛ
  8. Оформление квоты на привлечение иностранной рабочей силы
  9. Штрафы, назначенные работодателям

Квота распространяется на некоторые профессии, а не на всех иностранных работников.

Правительство расписало трудовых мигрантов по отраслям

Недавно правительство России опубликовало новое постановление, определяющее долю мигрантов в «отдельных видах экономической деятельности». По сути, речь идет о допустимых квотах найма иностранных работников, которые, по логике, призваны регулировать и направлять миграционный поток, вносить коррективы в отраслевые и региональные направления, выправлять возникающие дисбалансы. Цифры в правительственном постановлении указаны разные — от нуля до 100 процентов. Например, в спорте допускается 26 процентов мигрантов, в строительстве — 80, в выращивании овощей — 50, а в аптечной деятельности — ноль процентов. Но как устанавливаются попавшие в документ пропорции (проценты считаются от общего числа работников в отрасли) — не ясно. Кто и как контролирует выполнение процентной нормы — не понятно. Ответственность за неисполнение директивы не определена. Или это не директива вовсе, а рекомендация? «Огонек» попытался найти ответы на эти вопросы.

Беседовал Александр Трушин

Разобраться в миграционном ребусе непросто: правовая база размыта, нормативная — недоразвита. Ситуация в регионах разная, отчетность небезупречна, статистика нередко спорная… Чтобы сориентироваться в проблеме, «Огонек» обратился за помощью к Александру Сафонову, профессору Финансового университета при правительстве РФ (в 2007–2012 годах — заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ).

— Можно ли определить масштабы участия мигрантов в российской экономике, их вклад в ВВП?

— Это очень сложный вопрос. Постановление правительства определяет только доли иностранной рабочей силы в процентах и по видам деятельности. Но данных об окончательном реальном распределении трудовых мигрантов у нас нет. Также нет оценок их вклада, этим просто никто не занимался. Но в любом случае трудовые мигранты скорее дают экономике плюс, чем минус. Они занимают низкооплачиваемые вакансии, на которые не хотят идти наши граждане. Очень быстро закрывают географические дисбалансы рабочей силы. Особенно с учетом низкой мобильности наших людей.

— Но если нет данных и этим никто не занимается, есть ли у нас возможность регулировать миграционные потоки?

— Насчет возможности не скажу, а необходимость в этом имеется. Главная проблема — стихийность миграционных потоков. Трудовые мигранты все больше концентрируются в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На эти четыре региона в 2016 году приходилось более 57 процентов всего притока трудовых мигрантов. В то же время многие регионы Сибири и Дальнего Востока катастрофически теряют свое население. При соседстве с многонаселенным Китаем это создает серьезную геополитическую угрозу.

Читайте также:  Как составить спецификацию к договору поставки

— В постановлении правительства «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников», определяющем квоты по видам экономической деятельности, в некоторых регионах, среди которых и Москва, сняты ограничения на применение в строительстве иностранной рабочей силы. Казалось бы, квотировать надо как раз там, где переизбыток рабочей силы, ан нет…

— Это связано с реализацией крупных строительных проектов. Например, ограничения сняты в Амурской области — там космодром «Восточный»; в Бурятии, где идет строительство горнодобывающих и лесоперерабатывающих предприятий и реконструкция БАМа и Транссиба; в Дагестане — и там тоже разворачиваются крупные стройки. Ну и Москва: здесь традиционно строят много жилья, бурно развивается столичное метро. Сейчас строят его даже китайцы, сам видел на проспекте Вернадского офис китайской строительной компании. Словом, это нормально: трудовые мигранты в основном нужны на крупных федеральных стройках. Для строительства на острове Русский во Владивостоке, Крымского моста тоже привлекали много мигрантов.

— То есть вопрос о закреплении людей на Дальнем Востоке не стоит? Мигрантов привезли, они построили и уехали?

— Принципы «больших строек» изменились. Когда, например, строили БАМ, люди оставались там жить — им обещали развитую инфраструктуру, перспективу. Сейчас строят в основном промышленные объекты — без социальных обязательств. К сожалению, мы утратили и советские традиции оргнабора рабочей силы и уже не можем собирать работников из разных концов страны — отдельным работодателям это очень сложно делать. К тому же наши граждане в силу разных причин утрачивают необходимые компетенции. Например, для строительства газопровода «Сила Сибири» привлекали сварщиков из Китая — своих в нужном количестве просто не было.

— Сварщики в отечестве вообще больная тема. Правительство даже готово в упрощенном порядке предоставлять им гражданство («Огонек» писал об этом в № 40 за 2019 год). Но при всем этом, хотя своих специалистов не хватает, в обществе все больше нарастает недовольство трудовыми мигрантами. По данным «Левада-центра», 72 процента считают, что надо ограничить их приток в страну. В 2017 году на этот вопрос положительно отвечали 52 процента.

— И что это меняет? Нашим работодателям, особенно не очень совестливым, удобнее работать с иностранцами, особенно выходцами из стран СНГ. С мигрантом все проще, он, по сути, «на птичьих правах». Работодатели просто на них экономят: на зарплатах, на социальных выплатах. К тому же тех, кто готов работать на Дальнем Востоке, в Сибири и на Севере, среди россиян немного.

— Существует ли у нас проблема нелегальной трудовой миграции?

— Здесь путаница с терминами. Во-первых, есть трудовые мигранты из дальнего и ближнего зарубежья. Для въезда в Россию из дальних стран (в основном это Китай) требуется виза. Если ее нет — мигрант нелегальный. Но граждане, приезжающие из стран СНГ (включая Украину, Молдавию и республики Закавказья и Средней Азии), могут по закону находиться на территории России без вида на жительство 90 дней в году. Как наши туристы, имея долгосрочную шенгенскую визу, получают право жить в Европе 90 дней.

То есть надо говорить о нелегальной трудовой деятельности мигрантов. Но здесь дело не в них, а опять же в работодателях. Наши работодатели сплошь и рядом уклоняются от заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками. А если и заключают, то не уведомляют об этом миграционную службу и налоговые органы. Фактически такие договоры являются недействительными. Работодателей штрафуют за нелегальное привлечение иностранной рабочей силы, но, как показывает практика, это не работает.

— Постановление правительства определяет квоты на иностранных работников по видам экономической деятельности. Как они определяются? Скажем, в выращивании овощей допускаются 50 процентов мигрантов. Не много ли?

Беседовал Александр Трушин

Как получить квоту на привлечение иностранной рабочей силы?

Как определяется потребность в привлечении иностранных работников? Какой существует порядок привлечения иностранцев к трудовой деятельности на территории РФ?

Как мы уже отмечали, законно находящийся в РФ иностранец – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ (ст.2 Закона №115-ФЗ). Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено данным Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п.1 ст.6 Закона №115-ФЗ).

Для иностранных работников существует несколько видов квот:

  • квота на иностранных рабочих, это когда работодатели хотят иметь в штате зарубежных специалистов;
  • квота на выдачу разрешений на работу (визовые иностранцы могут трудиться только на основании специального разрешения);
  • квота на разрешение на временное проживание. Тогда иностранцы могут трудиться без специальных разрешений;
  • квота на выдачу приглашений для иностранцев, данную квоту получают иностранцы не только для проживания в стране, но и для трудоустройства.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранцев при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранец имеет право осуществлять трудовую деятельность, в случае если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, в том числе постоянно или временно проживающих в РФ (п.4 ст.13 Закона №115- ФЗ).

Важно! Квота на привлечение мигрантов на работу определятся только для граждан, прибывших в РФ в визовом режиме.

Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранцев, прибывающих в нашу страну из стран дальнего зарубежья на основании визы. При определении приоритетов оцениваются политическая, экономическая, социальная и демографическая ситуации, а также оценивается эффективность использования иностранной рабочей силы.

Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития субъекта РФ на соответствующий период, как правило на год. На основании этих сведений, трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений данного субъекта направляет соответствующие предложения в Правительство РФ.

И уже Минтруд РФ на основании предложений, поступивших из регионов, с учетом поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов между иностранными работниками и работниками гражданами РФ, устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Россию на основании визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России.

Напомним, что с 16 января 2019 года работодатели, которые приглашают иностранных работников, должны следить за тем, чтобы:

  • род занятий иностранного сотрудника соответствовал цели въезда;
  • иностранец своевременно выезжал из страны.

За нарушение с компании может быть взыскан штраф в размере от 400 000 до 500 000 рублей. Для должностных лиц и ИП штраф составит – от 45 000 до 50 000 рублей.

Для привлечения ВКС согласно Перечню, подавать такую заявку не требуется, и работодатель сможет получить соответствующие разрешения.

Сотрудники из безвизовых стран

Иностранцы, приехавшие в Россию из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Украины, с 18 лет могут работать на основании патента. Этот документ действует максимум год при условии, что его владелец своевременно делает авансовый платеж. В каждом регионе установлен свой размер платы за патент.

Патент действует только в том регионе, где он выдан, и только на указанную в нем профессию. Если меняется регион или профессия, надо получить другой патент. Если ваш сотрудник получил патент на работу поваром, но хочет по совместительству еще и мыть посуду — ему нужно получать новый патент. То же относится и к работе в разных регионах. Для второй должности или второго региона надо получить второй патент и по нему тоже платить налоги.

Иностранец оплачивает патент авансовым платежом ежемесячно или сразу за длительный период. Размер этого налогового взноса в регионах разный и меняется каждый год Так, в 2019 году в Москве за патент платят 5 000 рублей в месяц, в Якутии — 9 335 рублей, в Астраханской области — 3 813 рублей.

Обратиться за получением патента иностранец обязан в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ. Срок оформления в МВД — 10 рабочих дней. Чтобы оформить патент, надо представить:

  1. Заявление.
  2. Паспорт или признаваемый в России документ, удостоверяющий личность, со сроком действия не менее года.
  3. Миграционная карта, где указана цель визита — работа.
  4. Договор или полис ДМС.
  5. Заключение медкомиссии об отсутствии зависимостей, опасных инфекционных заболеваний, сертификат обследования на ВИЧ-инфекцию и пр.
  6. Документ об образовании:
  • документ об образовании (не ниже основного общего), выданный на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 года;
  • документ об образовании или квалификации, выданный по итогам успешной аттестации на территории РФ после 1 сентября 1991 года;
  • сертификат о владении русским языком, знании истории РФ и законодательства, выданный после сдачи экзамена.
  1. Документ об оплате штрафа, в случае если иностранец не уложился в отведенные ему 30 суток (ст. 18.20 КоАП, от 10 000 до 15 000 рублей).

Проследите, чтобы в течение двух месяцев с момента получения патента иностранец представил в управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ копию трудового договора, иначе патент может быть аннулирован и вы потеряете сотрудника. Патент выдается максимум на год, чтобы продлить его, к исходным документам надо добавить трудовой (гражданско-правовой) договор и ходатайство работодателя.

Проверить, действителен ли патент будущего сотрудника, можно на сайте МВД.

Выдача и переоформление патента — 10 рабочих дней.
Оформление дубликата патента — 3 рабочих дня.
Если во время действия патента изменились личные данные — в течение 7 рабочих дней с момента въезда или получения нового паспорта надо обратиться в МВД.

Срок пребывания безвизового гражданина в России напрямую зависит от того, на сколько месяцев вперед оплачен патент. Об изменении срока пребывания принимающая сторона должна в течение 3 рабочих дней уведомить территориальное отделение МВД лично или через МФЦ (п. 42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007

№ 9). Если работодатель, который предоставил сотруднику жилье, не сообщил в ведомство об изменении срока пребывания иностранца в РФ (при оплате патента), он может быть оштрафован на сумму до 500 тысяч рублей (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).

Чтобы принять на работу иностранца-визовика, вам надо получить квоту. Основные нормативные документы, которые регламентируют квотирование:

Квота 1: доля иностранцев по виду деятельности на 2020 год

Первая квота на иностранных работников — та, что определяет предельную долю иностранцев, занятых по конкретным видам экономической деятельности компании-работодателя. Устанавливается рассматриваемое ограничение Правительством на основании п. 5 ст. 18.1 закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Квоты на иностранных работников на 2020 год по доле иностранцев в привязке к виду деятельности работодателя определены правительственным постановлением от 30.09.2019 № 1271. Следует обратить внимание, что доля 0% установлена:

для торговли фармпрепаратами;

для розничной торговли вне магазинов (то есть, на рынках, в палатках и в иных нестационарных торговых объектах).

Читайте также:  Изменились правила ОСАГО

Это значит, что по указанным видам деятельности нанимать иностранцев (не попадающих под исключения, о которых будет сказано далее) в 2020-м году вообще нельзя. Отметим также, что наибольшие квоты действуют в сферах:

строительства (80% от общего числа работников);

выращивания овощей (50%).

При этом, указанная квота в строительстве не действует в Москве, Бурятии и Амурской области, а в Дагестане она понижена до 50%. Таким образом, в разных регионах правила могут отличаться.

Как работодателю соблюсти квоту:

Подсчитать общее количество работников, занятых по «квотируемым» видам деятельности, указанным в постановлении.

Подсчитать, какую долю из этих работников занимают иностранцы, за исключением тех, которые:

  • имеют разрешение на временное проживание (ВП) или вид на жительство;
  • относятся к высоковалифицированным специалистам либо являются членами их семей;
  • являются гражданами стран ЕАЭС.

Если доля иностранцев — выше той, что разрешена по квоте, то нужно довести показатель до требуемой величины. В общем случае — за счет дополнительного найма российских специалистов по соответствующему виду деятельности.

персональные разрешения на работу;

Разрешения на работу предлагают отменить

Чиновники предлагают внести изменения в Трудовой кодекс РФ, которые позволят некоторым работодателям не оформлять разрешения на работу для иностранных сотрудников. Нововведение может коснуться резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, а также резидентов Арктической зоны.

В предложенном законопроекте заявлено, что поправки пропишут в новой статье ТК РФ, которую назовут «Особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития или резидентов Арктической зоны Российской Федерации». По ней работодателям разрешат не оформлять разрешения на работу, а самих работников будут принимать без учета утвержденных для страны квот.

Пока документ обсуждается на едином портале проектов нормативных актов. На его одобрение в правительстве и парламенте понадобится не меньше 6 месяцев.

Северо-Кавказский федеральный округ

Порядок получения квоты на привлечение иностранцев

Квота на привлечение иностранных работников определяется на основании правил, утв. Минтруда РФ от 23.01.2014 г. №27н «Об утверждении правил определения органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников» (далее по тексту – Правила).

Для того чтобы определить размер квоты работодатели должны подать соответствующие заявки, которые рассматриваются региональной межведомственной комиссией из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта РФ, в том числе ФМС РФ, ФНС РФ, Роструда РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Для привлечения ВКС согласно Перечню, подавать такую заявку не требуется, и работодатель сможет получить соответствующие разрешения.

Заявка представляется работодателем (заказчиком работ, услуг) в соответствующий уполномоченный орган субъекта РФ (пп.1-3 абз.1 п.5 Правил) по соответствующей форме (приведена в Приложении №1 к Правилам). А рекомендации по заполнению заявки приведены в Приложении №2 к Правилам. Заявка подается на бумажном носителе или в электронной форме.

Заявки, форма и (или) заполнение которых не соответствует Правилам, возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) на доработку не позднее чем в течение пяти дней с момента их поступления в уполномоченный орган субъекта РФ (абз.1 п.5 пп. «а» п.6 Правил).

Если заявка составлена правильно, то в течение 25 дней со дня поступления соответствующей заявки работодателя, заказчика работ (услуг) в уполномоченный орган субъекта РФ комиссия субъекта РФ принимает решение об удовлетворении заявки в полном объеме либо ее полном или частичном отклонении (п.7 Правил).

  1. Два экземпляра заявки, заполненные и распечатанные из системы АИК «Миграционные квоты». Система АИК представляет собой личный кабинет на официальном государственном сайте «службы занятости».
  2. Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.
  3. Копию выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц или ЕГРИП для предпринимателей, заверенную подписью и печатью.
  4. Гарантийное письмо с содержащейся в нем информацией о возможности предоставить жилье и медицинскую помощь (ДМС или договор с медицинским учреждением) для иностранного гражданина.
  5. Письмо с обоснованиями необходимости привлечения иностранных работников с указанием причины, по которой работодатель хочет привлекать на свою работу иностранных граждан, и сведениями о проделанной работе в поиске российских специалистов (работников) на должности, которые согласно заявлению работодатель хочет заместить иностранными гражданами.

И далее работодателю (заказчику работ, услуг) в течение пяти дней со дня принятия решения комиссией субъекта РФ направляется уведомление о принятом решении (пп. «б» п.17 Правил).

Данные заявки не подают работодатели-физические лица, привлекающие иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.


Данные заявки не подают работодатели-физические лица, привлекающие иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Порядок получения квот на привлечение иностранных рабочих

  • Выдачей квот на привлечение иностранной рабочей силы в Санкт-Петербурге занимается Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр трудовых ресурсов». Туда же и следует подавать заявку о необходимости в привлечении трудовых мигрантов к работе. Заявка должна быть подана в установленные службой труда и занятости населения сроки, которые можно найти на их официальном сайте.
  • Для получения квоты на право привлечения иностранной рабочей силы в 2020 году будущему работодателю необходимо подать в «Центр трудовых ресурсов» следующий пакет документов:

1. Два экземпляра заявки, заполненные и распечатанные из системы АИК «Миграционные квоты». Система АИК представляет собой личный кабинет на официальном государственном сайте «службы занятости». С правилами регистрации и заполнения заявки можно ознакомиться по этой ссылке.

2. Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.

3. Копия выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц или ЕГРИП для предпринимателей, заверенная подписью и печатью.

4. Гарантийное письмо с содержащейся в нем информацией о возможности предоставить жилье и медицинскую помощь (ДМС или договор с медицинским учреждением) для иностранного гражданина.

5. Письмо с обоснованиями необходимости привлечения иностранных работников с указанием причины, по которой работодатель хочет привлекать на свою работу иностранных граждан, и сведениями о проделанной работе в поиске российских специалистов (работников) на должности, которые согласно заявлению работодатель хочет заместить иностранными гражданами.

  • После подачи всех документов в «Центр трудовых ресурсов» заявка рассматривается в двадцати пятидневный срок, после чего выносится решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников или отказ в выдаче квоты.

2. Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.

Правительство отменит квоты на гастарбайтеров

Несмотря на возражения Минтруда, правительственная комиссия по миграционной политике, прошедшая на прошлой неделе под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, поддержала отмену системы квотирования рабочих мест для мигрантов. Эти квоты для гастарбайтеров из безвизовых стран были введены в 2007 году. По итогам заседания утверждены поправки в законопроект, по которому бизнес сможет привлекать к труду мигрантов на основании патента. Об этом «Известиям» сообщили два источника, знакомые с итогами мероприятия, и подтвердили в секретариате первого вице-премьера.

Новый порядок найма мигрантов

Законопроект, разработанный Федеральной миграционной службой (ФМС), вносит поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». По этим поправкам организации и индивидуальные предприниматели смогут нанимать мигрантов на основании патентов (ранее патенты выдавались только для работы у физлиц, с 2010 года). Новая норма распространится на иностранцев, въезжающих в Россию в безвизовом порядке — для этой же категории и введено квотирование в 2007 году (до того квоты распространялись на работников из «визовых» стран). По данным ФМС, доля иностранцев из безвизовых стран среди зарубежных работников в России составляет около 80%. В их число входят граждане из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и др.

Срок действия этого нового «корпоративного патента гастарбайтера» планируется установить в пределах от 1 до 3 месяцев с возможным продлением максимум на год. Патент будет действовать только в том регионе, где приобретен. По словам источников «Известий», планируется установить федеральный минимальный уровень цены патента (предлагается установить в район 1–1,5 тыс. рублей в месяц), который регионы смогут повышать. Сейчас патентная система для мигрантов применяется исключительно при их трудоустройстве у граждан, которые привлекают иностранный труд для личных целей, не связанных с бизнесом, например для домашних нужд. Стоимость такого патента составляет 1 тыс. рублей за каждый месяц его использования.

Применение патентной системы при трудоустройстве иностранцев в компании и к ИП предусмотрено Концепцией государственной миграционной политики до 2015 года. В соответствии с ней и был разработан законопроект.

Но текущая версия данного проекта предусматривает переход на патентную систему и одновременно определение предельного количества патентов, которые сможет выдать регион.

— А это то же самое квотирование, — говорит источник, знакомый с ходом заседания правительственной комиссии по миграционной политике. — Участники заседания пришли к выводу, что необходимости в установлении предельного количества патентов нет.

Согласно постановлению правительства, квота на привлечение иностранных работников в Россию в 2014 году составляет 1,6 млн человек (в 2013 — 1,7 млн человек). Например, в Санкт-Петербурге в этом году разрешение на работу смогут получить 136 тыс. мигрантов, в Волгоградской области квота составит 1 тыс. человек. Платить мигрантам, которые проходят по квотам, в казну, впрочем, тоже нужно — пошлина за разрешение на работу равна 2 тыс. рублей. В августе прошлого года ФМС выступила с предложением отменить квоты и изменить порядок получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы для работодателей.

Как регулировать трудовой рынок с выгодой для бюджета

Как пояснил вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин, в рамках патентной системы предусмотрен иной механизм управления миграционным потоком, который фактически заменяет систему квотирования. Речь идет о предоставлении регионам права определять стоимость патента в зависимости от ситуации на рынке труда.

— При отсутствии потребности в привлечении трудящихся мигрантов определенной специальности достаточно в конкретном регионе установить более высокую стоимость патента именно для этой специальности, и тогда его покупка для иностранных работников будет экономически невыгодна. И наоборот, для тех специальностей, в отношении которых существует дефицит рабочей силы, устанавливать минимальную стоимость патента. Таким образом регулировать миграционный поток, — рассуждает Корочкин.

Против отмены квотирования иностранной рабочей силы выступает Министерство труда и социальной защиты. В ведомстве считают, что это приведет к развалу рынка труда. Ведь в случае напряженности на рынке труда с помощью квоты правительство устанавливает ограничения на привлечение иностранцев, как это было в кризис, когда квоту фактически вдвое уменьшили.

Работодатели говорят, что система квотирования рабочих мест для иностранцев неэффективна, поскольку для привлечения нужного специалиста приходилось примерно за год подавать в ФМС заявку, чтобы получить квоту. Потом необходимо уведомить ФМС о приеме мигранта, а также каждый раз извещать о предоставлении ему отпуска и о расторжении с ним трудового договора. Для получения же патента понадобится всего несколько документов: миграционная карта, заявление на патент, документ, удостоверяющий личность, а также медицинская справка и документ о минимальном знании русского языка. Даже если нет заранее оговоренного места работы, иностранец сможет получить патент на срок от 1 до 3 месяцев и на законных основаниях искать себе работу.

Читайте также:  Налоговые доходы по вкладу

По словам ведущего юриста адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Андрея Кузьмина, перевод на патентную систему и отмена квотирования находятся в русле принятого курса госполитики. Он направлен на легализацию мигрантов, которые незаконно работают в России. А самый простой способ, по словам эксперта, заставить работодателей и трудовых мигрантов соблюдать закон — это упростить порядок получения разрешительных документов.

Патентная система, апробированная при трудоустройстве у граждан, показала результаты: сообщалось, что из тени удалось вывести более 1 млн мигрантов.

— Управление же миграционным потоком через определение стоимости патента является эффективным, носит рыночный характер, не зависит от субъективного усмотрения чиновника, — говорит Кузьмин. — Можешь заплатить — работай, не можешь — ищи другую специальность. Злоупотребления при установлении стоимости патента на уровне региона маловероятны. Единственное — не исключено, что некоторые работодатели попытаются привлекать работников по самым дешевым патентам на работы, требующие большей стоимости, — говорит Кузьмин.

Представитель первого вице-премьера считают, что новый механизм трудоустройства мигрантов в регионах требуется обкатать в регионах, организовав контроль за тем, не возникают ли при этом какие-либо коррупционные угрозы или другие злоупотребления со стороны мигрантов и участников рынка. Через некоторое время после введения патентной системы результаты действия нового механизма рассмотрят на правительственной комиссии по миграционной политике.

Юрист практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «CMS Россия» Асида Агрба указала, что негативные последствия миграции состоят в том числе в огромных экономических потерях государства из-за недополучения бюджетом платы за использование иностранной рабочей силы. Именно поэтому периодически возникают такого рода предложения, одним из которых и была возможность выдачи патентов иностранным работникам для работы у юрлиц. Юрист компании «Налоговик» Павел Ивченков отметил, что в 2013 году мигрантам выдали 1,5 млн патентов на работу у граждан, а за три года действия патентов их было выдано около 3,5 млн. Как рассказали «Известиям» в ФМС, за три года общий доход властей от мигрантских патентов составил 21 млрд рублей.

Руководитель пресс-службы ФМС Залина Корнилова сообщила «Известиям», что, по прогнозам ее ведомства, принятие законопроекта позволит легализовать еще как минимум несколько миллионов трудящихся в России иностранцев. По официальным данным ведомства на март 2014 года, всего в России находятся 10,6 млн иностранцев и лиц без гражданства — больше всего в России граждан Узбекистана (2,3 млн человек), Таджикистана (1 млн человек), Казахстана (566 тыс. человек), Кыргызстана (526 тыс. человек).

Патентная система, апробированная при трудоустройстве у граждан, показала результаты: сообщалось, что из тени удалось вывести более 1 млн мигрантов.

Порядок получения квоты на привлечение иностранной рабочей силы

Автор: Татьяна Бойкова, эксперт
RosCo – Consulting & audit

С 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014года № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который установил новый порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РФ, в связи с чем, определение потребности в привлечении иностранных работников распространяется только в отношении иностранных граждан прибывших в РФ для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.

Статья 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” устанавливает особенности регулирования рынка труда иностранных работников. Так, Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в нашу страну из стран дальнего зарубежья на основании визы. При определении приоритетов оцениваются политическая, экономическая, социальная и демографическая ситуации, а также оценивается эффективность использования иностранной рабочей силы. В свою очередь исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, в лице высшего должностного лица, также ежегодно определяют потребность в привлечении иностранной рабочей силы на основании оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, вклада иностранных работников, в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития субъекта РФ на соответствующий период, как правило на год. На основании этих сведений, трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений данного субъекта направляет соответствующие предложения в Правительство РФ.

Правительство РФ, а именно Министерство труда и социальной защиты РФ, в свою очередь на основании предложений, поступивших из регионов, с учетом поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов между иностранными работниками и работниками гражданами РФ устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Россию на основании визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России. Порядок определения потребности в привлечении иностранных работников на федеральном уровне установлено Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2013 г. N 800 «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу».

Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. При установлении допустимой доли участия иностранцев на российском рынке труда, Правительство РФ также определяет срок приведения в соответствие с квотой хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок необходимо устанавливать с целью соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора.

Отметим, что указанные квоты не распространяются на иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов, в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утвержденным Приказом Минтруда России. Это, генеральный директор предприятия, артисты, инженеры и другие (Приказ Минтруда от 20.12.2013 N 768н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ не распространяются»).

С 22 марта 2014 года квота на привлечение иностранных работников определяется на основании Правил, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 января 2014 г. N 27н «Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников» далее по тексту «Правила»).

В соответствии с Правилами для определения размера квоты (включая ее увеличение или уменьшение) работодатели должны подать соответствующие заявки, которые рассматриваются региональной межведомственной комиссией из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта РФ, в том числе ФМС России, ФНС России, Роструда и органов исполнительной власти субъектов РФ. Форма заявки и порядок ее заполнения приведены в приложении к Правилам. Заявка подается на бумажном носителе или в электронной форме при электронном взаимодействии с использованием информационно-аналитической системы определения потребности в привлечении иностранных работников, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (www.migrakvota.gov.ru) (ИАС). Решение по заявке принимается в течение 25 дней и может быть удовлетворено в полном объеме, либо отклонено полностью или в части.

Также заявка может быть возвращена работодателю на доработку в течение 5 дней со дня поступления, если она не соответствует установленным Правилам.

Данные заявки не подают работодатели-физические лица, привлекающие иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Комиссия при принятии решения по заявке учитывает следующие положения:

– наличие сведений о регистрации работодателя в ЕГРЮЛ;

– отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов;

– наличие возможности региона по обустройству привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан исходя из обеспеченности населения жильем, объектами социальной инфраструктуры и медицинской помощью;

– предоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников;

– отсутствие у работодателя не устранённых нарушений трудового, миграционного, налогового, социального законодательства;

– соблюдение работодателем допустимой доли иностранных работников, привлекаемых в различные отрасли экономики, а также иных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Для работодателей Москвы на сайте www.migrakvota.gov.ru размещен график, в соответствии с которым принимаются заявки на привлечение иностранных работников в 2015 и 2016 году.

В соответствии с информацией, размещенной на указанном сайте, прием заявок осуществляет ГКУ «Московский центр трудового обмена».

При подаче заявки, работодатель или уполномоченное им лицо представляет пакет документов, включающий:

– Заявку на бумажном носителе в виде распечатанного электронного образа с сайта www.migrakvota.gov.ru. (в 2-х экземплярах).

В правом верхнем углу формы заявки рукописно указывать код причины постановки (далее – КПП) и административный округ (далее – АО) адреса местонахождения юридического лица.

– Доверенность (в случае подачи заявки доверенным лицом).

– Копию свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (ИНН).

– Копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) со сроком оформления не более 1 месяца.

– Гарантийное письмо, подтверждающее возможность обеспечения иностранного работника на период осуществления им трудовой деятельности жилым помещением.

– Гарантийное письмо, подтверждающее возможность оказания иностранному работнику медицинской помощи в рамках добровольного медицинского страхования.

– Копию договора аренды помещения, подтверждающего фактический адрес работодателя.

Представительства и филиалы иностранных компаний в Российской Федерации также представляют:

– копию свидетельства о внесении в Сводный государственный реестр;

– копию разрешения на открытие представительства.

Все копии документов заверяются подписью руководителя и удостоверяются оттиском печати организации и представляются вместе с оригиналами документов.

К рассмотрению и регистрации не принимаются заявки:

– отправленные посредством почтовой или факсимильной связи,

– не заверенные подписями уполномоченных должностных лиц и не удостоверенные оттиском печати организации (кроме индивидуальных предпринимателей);

– оформленные с нарушениями рекомендаций по порядку заполнения заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении (уменьшении) размера потребности, содержащихся в приложении 2 к Правилам.

Прием и регистрация заявок осуществляется до 1 июля текущего года – на предстоящий год и до 1 сентября – на текущий год в соответствии с установленным графиком.

Статья актуальна на 23.04.15

С 22 марта 2014 года квота на привлечение иностранных работников определяется на основании Правил, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 января 2014 г. N 27н «Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников» далее по тексту «Правила»).

Наши проекты

  • HBR Россия
  • Как потратить
  • Ведомости&
  • Карьера
  • Конференции
  • Практика

Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

На иностранных работников

При наличии потребности в устройстве зарубежных сотрудников на работу сначала получают разрешение на наем иностранцев. Для получения квоты на официальное трудоустройство иностранных рабочих заранее подготавливают список документов на этих граждан.

Образец заявления на разрешение привлечения иностранных работников


Образец разрешения на работу

Добавить комментарий