Статья 292. Служебный подлог

Статья 292 УК РФ. Служебный подлог

Новая редакция Ст. 292 УК РФ

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), –

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 292 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате его совершения может быть нарушено не только нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, но и облегчено совершение других, более опасных, чем сам служебный подлог, преступлений, таких, как злоупотребление должностными полномочиями, различных форм хищений и др.

2. Объект преступного посягательства – общественные отношения, обеспечивающие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.

3. Обязательным признаком служебного подлога является предмет посягательства – официальный документ.

3.1. Под официальным документом понимается письменный акт, выполненный на бумажном или электронном носителе, исходящий от того или иного структурного звена госаппарата, удостоверяющий конкретные факты и события, которые влекут для использующих их лиц определенные юридические последствия. Данные документы должны быть надлежащим образом составлены и содержать необходимые реквизиты (номер, дату, штамп, печать, подпись соответствующего должностного лица). К таковым, в частности, относятся официальные регистрационные книги (например, книги органов загса и т.п.), журналы (например, журналы учета информации в дежурных частях ОВД) и другие документы, удостоверяющие определенные события и факты (трудовая книжка, паспорт, удостоверение личности, свидетельство о рождении и т.п.).

3.2. Как правило, официальные документы оформляются в письменной форме. Вместе с тем ст. 11 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и ч. 2 ст. 1 ФЗ от 13.12.2001 N 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи” предусматривают возможность придания юридической силы документу, хранимому, обрабатываемому и передаваемому с помощью автоматизированных и телекоммуникационных систем, которые подтверждаются электронной цифровой подписью. Часть 2 ст. 434 ГК также допускает в качестве одной из форм заключения договоров использование электронных средств связи. Таким образом, официальные документы, выполненные в указанной форме, также будут являться предметом данного преступного посягательства.
——————————–
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

3.3. Частные документы могут быть предметом посягательства, предусмотренного коммент. статьей, при условии, что они находятся в ведении государственных органов или организаций.

4. Объективная сторона служебного подлога заключается в одном из указанных в законе действий: а) внесении заведомо ложных сведений в официальные документы либо б) внесении в эти документы исправлений, искажающих их подлинное содержание.

4.1. При первой форме подлога в документ вносятся фиктивные, не соответствующие действительности данные. Однако сам документ сохраняет признаки и реквизиты настоящего. Он изготавливается на официальном бланке, содержит указания должности и фамилии лиц, чьи подписи должны быть на документе, и т.д. (интеллектуальный подлог).

4.2. Вторую форму выполнения объективной стороны служебного подлога составляют действия по внесению в официальные документы исправлений, искажающих его действительное содержание. В этом случае в документ, имеющий все необходимые реквизиты и содержащий определенные сведения официального характера, вносятся исправления, в частности, путем подчистки, замены имеющегося там текста или цифр другими, которые искажают его действительное содержание (материальный подлог).

4.3. Состав преступления формальный. Преступление окончено (составом) в момент совершения одного из указанных действий вне зависимости от наступления каких-либо материальных общественно опасных последствий. Дальнейшее использование подложного документа требует квалификации по совокупности с соответствующей статьей УК РФ.

4.4. Обязательным признаком объективной стороны служебного подлога является его совершение с использованием виновным лицом своих служебных полномочий. Действия субъекта, не связанные с выполнением обязанностей по службе, не могут быть квалифицированы как служебный подлог.

5. В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4 в случаях, когда виновное лицо использует изготовленные им заведомо фиктивные документы для совершения хищения, его действия надлежит квалифицировать по совокупности двух преступлений: как хищение и как служебный подлог.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что он вносит в документ ложные сведения или исправления, искажающие его действительное содержание, и желает совершить указанные действия.

6.1. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность (см. п. 4.2 коммент. к ст. 285).

Неправильное оформление документов по небрежности, невнимательности и в иных подобного рода случаях не образует состава служебного подлога. Такое поведение может влечь дисциплинарную ответственность либо при наличии соответствующих признаков квалифицироваться как халатность.

7. Субъектом служебного подлога может быть должностное лицо (см. п. 5 – 5.6 коммент. к ст. 285) или государственный либо муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом (см. п. 5 – 5.2 коммент. к ст. 288).

8. Служебный подлог – преступление небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления является официальный документ, т.е. документ, принятый органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящий обязательный, рекомендательный или информационный характер. Однако судебная практика исходит из того, что не любой официальный документ в указанном контексте есть предмет служебного подлога. По смыслу ст. 292 УК РФ предметом служебного подлога являются лишь такие документы, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо документы, которые предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них.

2. Объективная сторона служебного подлога выражена в одном из следующих действий: а) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) – предполагает изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу. Если в результате интеллектуального подлога какое-либо лицо незаконно приобретает гражданство Российской Федерации, содеянное квалифицируется по специальной норме – ч. 1 ст. 292.1 УК; б) внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (материальный подлог), – предполагает изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации. Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.

3. Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом и наличием специального мотива: корыстной или иной личной заинтересованностью.

4. Квалифицированный состав преступления предусматривает случаи, когда служебным подлогом существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства. Фактически ч. 2 является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Статья 292. Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 292 УК РФ

Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ , исходящий от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющий определенные права, возлагающий обязанности или освобождающий от них либо удостоверяющий юридически значимые факты или события. Официальный документ — это документ, который порождает определенные юридические последствия.
———————————
В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.07.2012) (РГ. 2010. 2 авг.) дается понятие электронного документа. Электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2). Электронный документ является равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Понятие электронной подписи раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 10.07.2012) (РГ. 2011. 8 апр.). Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.

Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Читайте также:  Как узнать,где находится сын после осуждения судом?

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).

3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.

5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).

Статья 292 УК РФ. Служебный подлог

Полный текст ст. 292 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2021 год. Консультации юристов по статье 292 УК РФ.

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), –
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 292 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной – установленный порядок функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, авторитет государственной власти; дополнительный – права и законные интересы граждан и организаций, охраняемые законом интересы общества и государства;
2) объективная сторона: действия по внесению в официальные документы информации, не соответствующей действительности. Эти действия могут выражаться либо во внесении в такой документ ложных сведений (как правило, при изготовлении документа), либо во внесении в готовый документ исправлений, искажающих его действительное содержание;
3) субъект: специальный – должностное лицо либо государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта РФ – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета;
4) субъективная сторона: преступление, предусмотренное ч.1 настоящей статьи, характеризуется прямым умыслом, ч.2 – прямым либо косвенным умыслом. Обязательным элементом состава преступления является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность.

Преступление, предусмотренное ч.1 ст. 292 УК РФ, считается оконченным с момента внесения изменений в официальный документ вне зависимости от его дальнейшего использования. Часть 2 ст. 292 УК РФ содержит материальный состав – преступление считается оконченным с момента наступления вредных последствий, которые представляют собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Наступление названных последствий относится к квалифицирующему признаку преступления, ответственность за которое установлена ч.2 комментируемой статьи.

2. Применимое законодательство.

1) ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (ст. 10 – понятие государственных служащих);
2) ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (ст. 13 – понятие государственного гражданского служащего);
3) ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” (ст. 10 – понятие муниципального служащего);
4) ФЗ “Об обязательном экземпляре документов” (ст. 5 – понятие официального документа);
5) письмо Федеральной службы судебных приставов от 10.05.2012 N 12/12-11016-АП “О мерах противодействия служебным подлогам и злоупотреблениям должностными полномочиями”;
6) письмо Федеральной службы судебных приставов от 28.11.2011 N 12/12-28974-АП “О мерах по противодействию служебным подлогам в ФССП России”;
7) указание Следственного комитета при прокуратуре РФ от 29.12.2008 N 7/224 “Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции”.

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 09.07.2013 N 24 “О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях”;
2) Пленум ВС РФ в постановлении от 16.10.2009 N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” разъяснил судам, что если наряду с совершением действий, влекущих уголовную ответственность по статье 285 УК РФ, совершается служебный подлог, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со ст. 292 УК РФ. В этом же постановлении даны разъяснения, что корыстная заинтересованность – это стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иная личная заинтересованность – это стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.;
3) свою позицию относительно конституционности отдельных положений ст. 292 УК РФ неоднократно высказывал Конституционный Суд РФ, см., например, определение КС РФ от 17.11.2009 N 1469-О-О, определение КС РФ от 13.10.2009 N 1236-О-О, определение КС РФ от 25.11.2010 N 1561-О-О;
4) Юргамышским районным судом (Курганская область) (приговор от 13.08.2012) гр.И. признана виновной в совершении двух преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 292 УК РФ (в редакции ФЗ от 07.03.2011 N 26), ей назначено наказание за каждое из преступлений с применением ч.1 ст. 62, ч.5 ст. 62 УК РФ в виде штрафа в сумме 30000 рублей. На основании ст. 69 ч.2 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено наказание в виде штрафа в сумме 40000 рублей;
________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/26717779/26699275/
5) Икрянинским районным судом (Астраханская область) (приговор от 03.03.2011) установлено, что гр.К. совершил служебный подлог, повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах. Гражданин К. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 292 ч.2 УК РФ, с назначением ему наказания в виде одного года лишения свободы с лишением права занимать должности в органах охраны водных биологических ресурсов на срок в шесть месяцев.

________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18847255/16563044/

Консультации и комментарии юристов по ст 292 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 292 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Служебный подлог ст. 292 УК РФ: комментарии и определение нюансов

В ст. 292 УК РФ определено понятие служебного подлога, и перечислены возможные варианты санкций за совершение такого преступления.

Подлог определяется как указание заведомо ложной информации или целенаправленное внесение изменений в официальные документы, искажающие суть и смысл. Не важно какой именно вид имеет документ: подлог можно осуществить на бумажном или электронном носителе.

Зачастую употребляя термин служебный подлог, люди вкладывают в него смысл несколько отличный от истинного понимания. В чем суть данного действия, как определяется подлог, возможность и цели совершения, и какое наказание, может повлечь за собой содеянное, рассмотрим в данной статье.

  1. Определение субъекта
  2. Мотивы
  3. Объект и предмет
  4. Объективная сторона
  5. Установление факта
  6. Возможные последствия
  7. Нюансы
  8. Примеры судебной практики

Определение субъекта

Субъектами могут являться служащие любого федерального или местного учреждения, даже не являясь при этом должностным лицом.

Безусловным признаком подлога считается использование возможностей, предоставляемых служебным положением.

Состав преступления предполагает обязательное наличие личной заинтересованности.

Мотивы

Мотивом может быть получение материальной выгоды или, каких-либо привилегий, протекций, будущее лояльное отношение руководства или завышение результатов ради престижа.

Заинтересованность лица, совершающего подлог, может носить личный характер или субъект может искать выгоды для других.

При обнаружении факта подлога желаемые результаты не учитываются, как не учитывается собственно неиспользование результатов фальсификации. Подлог считается совершенным в момент окончания внесения поправок.

Объект и предмет

Разбираясь в ситуации, следует разделять понятия «объекта» и «предмета». Объектом преступления являются государственные интересы, в части исполнения госорганами своих функций, а предметом – официальные акты и постановления, регулирующие или подтверждающие результаты данной деятельности.

Совершение преступления, мешающего осуществлению нормального функционирования любого государственного или муниципального учреждения, является объективной стороной преступления.

В данном случае предметом может выступать не каждый документ. Носитель информации должен отвечать конкретным требованиям. Речь идет не о материале носителя, а о его качественной стороне.

В качестве предмета рассматриваются официальные акты: юридически значимые федеральные или территориальные официальные постановления или связанные с ними документы. Которые могут быть как исходящими, так и входящими, при условии, что они прошли официальную регистрацию.

[warning]Важно знать: физическое наличие фирменного бланка не имеет принципиального значения. Главным считается наличие печати, штампа и подписи.[/warning]

К документам, предлагаемым в качестве предмета, предъявляются следующие требования:

  1. Акт должен удостоверять конкретные результаты событий, имеющих юридическое или экономическое значение. При этом он может быть разрешительного или запретительного характера.
  2. Обязательным признаком является наличие реквизитов: даты составления, штампа органа власти или организации, входящий или исходящий регистрационный номер, подпись с указанием должности, фамилии и инициалов лица, составившего документ, печать.

Объективная сторона

Существует два варианта совершить подлог:

  • составление документов, независимо от их формы, с заведомо искаженными фактами;
  • совершить исправления информативной части, путём корректировки или искажения содержания текста.

Способы совершения подлога принято разделять на интеллектуальный и материальный. В первом случае имеется в виду изготовление на фирменном бланке нового документа, содержащего ложные сведения. При втором способе совершения, вносятся изменения в уже существующий официальный документ.

Установление факта

Не всегда при обнаружении официального документа можно установить факт подлога. Определяя источник поступления документа, важно определить лицо его составившее и установить были ли у субъекта полномочия на составление и подписание акта.

Если данные действия не входят в его служебные обязанности, то квалифицировать деяние как подлог не получится. В такой ситуации, или при подделке неофициального документа, действия субъекта подпадают под статью 327 УК РФ. Вполне возможна ситуация с конкуренцией обеих статей.

Читайте также:  Штраф за отсутствие прописки: в паспорте; у ребенка.

Для установления состава преступления не требуется установление последствий от использования нелегитимного документа. Деяние признается совершенным по окончании самого акта внесения ложных изменений или умышленного составления неверного документа.

Последующая судьба документа, использование его в каких-либо инстанциях или для каких-либо целей 292 статьей не комментируется. Но размер последствий и их эффект (он может оказаться положительным) учитывается при определении степени тяжести наказания.

Чаще всего служебный подлог производится для достижения какой-либо цели, для совершения либо сокрытия уже совершенного действия, как правило, незаконного. В такой ситуации субъект понесет ответственность одновременно за оба преступления. Либо за подлог и подготовку к иному незаконному деянию, если факт совершения удалось предотвратить.

Возможные последствия

Статьей определяется достаточно широкая вариативность наказания. В зависимости от последствий использования фальсифицированного документа судья может вынести приговор и назначить наказание в форме:

  • штрафа размером от 100 до 200 минимальных окладов или в объеме равном заработной плате субъекта за 1 или 2 месяца;
  • прохождения обязательных работ в течение срока продолжительностью до 240 часов;
  • исправительных работ на период от 12 до 24 месяцев;
  • заключение под стражу на срок до 2 лет.

В зависимости от тяжести последствий подлога срок давности по данному преступлению истекает максимум через 6 лет. Подлог редко является самостоятельным преступлением.

[advice]Обратите внимание: наказание будет дополнено санкциями в соответствии с совокупностью статей.[/advice]

Служебный подлог уникален в части субъекта, совершающего преступные действия. Им может являться сотрудник государственного учреждения любого уровня. Со стороны субъекта всегда просматривается наличие прямого умысла, а именно заведомость действий субъекта. Личная прямая заинтересованность (финансовая или моральная) – обязательный признак субъективной части подлога.

Нюансы

Итак, умысел или мотив являются неотъемлемым признаком подлога. Состава преступления не будет, если не доказан умысел.

Факт преступного деяния считается совершенным в момент окончания внесения искажающих правок или написания ложного официального документа, при этом не важно были ли впоследствии отменены поправки или документация была изъята. Рассматривая такое обстоятельство необходимо учитывать, что внесение в официальный реестр недействительных данных, являющихся основанием для оформления гражданства, действие попадающие в область, регулируемую ст. 292.1 в ч. 1 Уголовного Кодекса РФ.

Фактически это два преступных деяния: служебный подлог, ставший основанием для незаконной выдачи паспорта гражданина РФ. Служебный подлог не требует квалификации в отдельное преступление, если он является конструктивной составляющей иного деяния.

В качестве отдельного комментария следует указать, что квалификация подлога предусматривает случаи, когда в значительной степени ущемляются законные интересы граждан либо гарантируемые права. Фактически часть 2 статьи 292 является правовой нормой в отношении части 1 статьи 285, определяющей факт злоупотребления должностными полномочиями.

Примеры судебной практики

Судебная практика показывает, что статистическое количество преступлений данного вида в последнее годы не изменяется и колеблется в размере не более 5 тысяч в год.

Случаи самостоятельного выявления служебного подлога довольно редки, но довольно часто подлог рассматривается в совокупности деяний. Изучая данные судебной практики можно установить, что эти деяния часто совершаются работниками системы здравоохранения, для сокрытия врачебных ошибок или халатности.

Лидируют среди них поздние внесения в медицинские карты показаний об оказании необходимой помощи. К сожалению, типичной является ситуация, когда по вине медицинского работника, в следствие непроведения необходимых процедур, пациент умирает.

Позднее, врачом, во избежание ответственности вносятся в карту пациента записи о якобы оказанной помощи. Если данный факт удается установить, то сотруднику вменяется ответственность в совокупности санкций.

При проведении следственных мероприятий следует исключить любую вероятность ошибки в процессе квалификации преступлений. В судебной практике был случай, когда служащего органа местного самоуправления обвинили в получении незаконной прибыли от предоставления официальной справки с искаженными сведениями.

В ходе расследования было установлено, что субъект не являлся инициатором действия, а лишь выполнял функции делопроизводителя в соответствии с письменными указаниями своего прямого руководителя. Список должностных обязанностей специалиста включал в себя несколько десятков ссылок на осуществление им контроля в различных областях, фактически субъект мог и не производить перечисленных действий.

В этом случае, действия служащего были переквалифицированы и попали под ст. 292. Такой пример хорошо показывает, что закон обладает предупредительной функцией. Действие 292 статьи во многом направлено на борьбу с коррупционным развитием среди служащих.

Смотрите в следующем видео разговор в ГИБДД о подлоге:

Уголовная ответственность за служебный подлог

Чем выше занимаемая должность, тем больше возможностей она дает человеку. Но нередко такое назначение открывает незаконные пути для улучшения своего материального благосостояния.

Иногда для этого даже не требуется прикладывать особых усилий. Всего-то достаточно подделать документ или подпись в нем.

Этот вид обмана ни что иное, как служебный подлог, и ст. 292 УК РФ четко прописывает не только определение данного вида преступления, но и содержит перечень наказаний, предусмотренных за это злодеяние.

Что такое служебный подлог?

Служебный подлог – есть противоправное действие, направленное против государственной власти.

Действующее законодательство дает четкую характеристику данному преступлению, формулируя его как внесение в документ заведомо ложной информации.

В результате такой правки информация в документе приобретает искаженный характер. Совершается данное преступление исключительно в корыстных целях.

Предмет преступления

Ст. 292 уголовного кодекса РФ четко прописывает все, что касается служебного подлога. В ней же обозначено, что именно является предметом служебного подлога.

В качестве такого могут выступать только официальные документы, имеющие юридическое значение. Официальный статус могут приобрести и частные бумаги, если они прошли необходимую процедуру регистрации.

По определению официальный документ обязательно должен обладать необходимыми реквизитами – источник документа, дата, штемпель и т.п.

К официальным можно отнести:

  • должностную инструкцию;
  • патент;
  • лицензию;
  • лист временной нетрудоспособности;
  • трудовую книжку;
  • свидетельство;
  • справку о заработной плате;
  • удостоверение и т.д.

Статья 292 дает четкое определение, что к официальным документам стоит причислять только бумажные носители. Это может быть рукописный или машинописный текст.

Но Пленум Верховного суда, состоявшийся 9 сентября 2013 года относительно квалификации служебного подлога, дает более широкое определение.

В нем уточняется, что в век всеобщей компьютеризации, когда документооборот нередко происходит в электронном виде, к официальным документам стоит причислять и электронные версии бумаг. Этим самым пленум расширил ответственность должностных лиц, внеся в него этот пункт.

Даже если подложный документ не был использован по назначению, и не повлек никаких последствий, деяние будет считаться совершенным.

Вполне достаточно и одного случая, чтобы счесть должностное лицо виновным и привлечь к ответственности. Если нет доказательств того, что данное деяние совершалось с корыстной целью, оно будет рассматриваться как халатность. А это уже совсем другая статья и другие меры наказания.

Уголовное право не дает четкого определения официального документа. Поэтому Пленум сделал попытку вычленить критерии, под которые подпадает определение официального документа:

  • Это документ, подпадающий под действие системы регистрации, строгой отчетности и контроля за обращением;
  • Наличие удостоверяющей силы. К официальным документам могут относиться и бумаги информационного характера, но умышленная подмена сведений в них не повлечет каких-либо серьезных последствий, а, следовательно, считать это подлогом также не следует.
  • Третий признак, который был вычленен постановлением пленума верховного суда — документ должен удостоверять факты, которые влекут юридические последствия в виде предоставления прав или их лишения, возложения обязанностей или освобождения от них, изменения объема прав и обязанностей.

Служебный подлог: состав и виды данного преступления

Любое преступление обязательно должно включать в себя субъект, объект, объективную и субъективную сторону. Если нет хотя бы одной из этих составляющих, то преступление останется безнаказанным.

Так в качестве основного объекта в служебном подлоге может выступать определенный перечень органов государственной власти и местного самоуправления.

Сюда же относятся муниципальные и госучреждения, все виды войск и воинских формирований РФ. В роли дополнительного выступают права и законные интересы граждан государства.

Объективной стороной служебного подлога считаются непосредственно действия – внесение заведомо ложной информации в документы.

В качестве субъекта может выступать должностное лицо, состоящее на государственной службе и получающее заработную плату из государственного бюджета.

Субъективная сторона преступления заключается в нескольких действиях, они могут совершаться как вместе, так и врозь:

  • Составление заведомо ложного документа. В документ изначально вносится ложная информация, не соответствующая действительности. При этом внешне документ соответствует всем предъявляемым требованиям, в нем нет правок. Такой вид подлога именуется не иначе, как интеллектуальным.
  • Внесение в документ изменений, которые в результате приводят к искажению общего смысла. Данный подлог совершается с уже готовым документом, в него путем правок вносится корректировка, что также приводит к искажению изначального смысла. Такой вид подлога называется материальным.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации чуть дополнил этот список, отметив, что к подложным документам можно отнести подложный документ, созданный, так сказать, «с нуля». Подлогом можно считать факт заверения заведомо ложного документа.

Привлечь к ответственности за служебный подлог можно только должностное лицо, простого служащего по данной статье осудить нельзя.

Отличие служебного подлога от аналогичных составов

Некоторые непосвященные граждане, далекие от юриспруденции часто путают подлог и превышение служебных полномочий.

Так, если в случае с превышением, должностное лицо выходит за пределы своих обязанностей, пользуясь имеющейся властью в личных корыстных целях. То в случае с подлогом имеет место быть искажение информации в официальных бумагах.

Еще одно правонарушение, с которым нередко путают подлог – фальсификация доказательств. Но эти два преступления различаются по субъекту.

Фальсификацией занимаются узкие специалисты – эксперты, дознаватели, эксперты. Они вносят недостоверные данные, позволяющие им быстро «закрывать» уголовные дела.

Уголовная ответственность за служебный подлог

Как и любое другое противоправное действие, подлог документов предусматривает ряд санкций виновнику. Все они прописаны в статье 292 УК РФ.

Так часть 1 этого документа предусматривает следующую уголовную ответственность за служебный подлог:

  • Денежный штраф в виде 80 000 рублей. Он может быть заменен на выплату общего дохода за последние полгода. Это может быть как официальный, так и неофициальный доход. Но факт наличия последнего и его сумму еще потребуется доказать.
  • Виновный может быть приговорен к работам на общий срок 48 часов. Исправительные работы проводятся в свободное от основной работы время.
  • Исправительные работы могут иметь и более длительный характер – до 2-х лет. В этом случае виновный может отрабатывать наказание и по месту основной работы.
  • Исправительные работы могут быть заменены на принудительные. Срок таких работ также составляет 2 года.
  • При необходимости виновного могут взять под арест на срок не более 6 месяцев. Эти санкции нельзя применять к беременным женщинам, мамам, имеющим несовершеннолетних детей, к несовершеннолетним.
  • В случае, если подлог был совершен в купе с другими преступлениями, что бывает нередко, к виновному могут применить и более жесткие санкции – лишить свободы на срок до 2 лет.
  • Вторая часть статьи 292 УК РФ предусматривает ответственность за подлог, ставший причиной нарушения прав гражданина или государства:

  • Здесь также имеют место быть штрафные санкции, но их размер гораздо больше – от 100 000 рублей до 500 000 рублей. эта сумма может быть заменена на общую сумму заработка виновного за последние 1-3 года. Сюда может быть включен и неофициальный доход, но его потребуется доказать.
  • Срок принудительных работ в этом случае гораздо дольше – до 4-х лет. При этом виновного могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на протяжении 3-х лет.
  • Реальное лишение свободы на срок до 4-х лет, также суд в праве запретить виновному занимать определенные должности или вести тот или иной вид деятельности.
  • Заявление в следственный комитет, как писать

    Если у вас есть достоверные сведения о том, что был совершен подлог, вы должны написать заявление в следственный комитет о служебном подлоге должностным лицом. Как составляется подобного рода бумага в 2021 году?

    Официально установленной формы для такого рода бумаги нет, но есть определенные правила, которые следует учесть при написании заявления:

  • В нем обязательно должны быть сведения об органе, в который направляется данное заявление. В данном случае наименование следственного комитета, находящегося в том населенном пункте, где, предположительно, было совершено преступление.
  • Реквизиты заявителя: ФИО, адрес, телефон;
  • Желательно указать информацию о виновнике, на тот случай, если заявитель не обладает этой информацией, ее можно не указывать;
  • Указать время, место и обстоятельства, при которых было совершено преступление, в данном случае – подлог.
  • Обязательно следует приложить список предполагаемых свидетелей преступления, это ускорит разбирательство;
  • Нужно перечислить доказательства, подтверждающие правоту заявителя;
  • Если заявитель не очень хорошо разбирается в юриспруденции, то лучше не указывать статью, по которой, по его мнению, можно привлечь обвиняемого. Имеется ряд схожих статей, которые по многим признакам пересекаются.
  • В завершении следует поставить подпись заявителя и указать дату составления и передачи в следственный комитет. Лучше всего составить данную бумагу в двух экземплярах или снять копию для себя. При этом попросите сотрудника, принявшего оригинал, расписаться на вашем экземпляре. Это будет вашим доказательством того, что бумага вами передана в СК.
  • Не пишите в заявлении того, в чем сами не уверены, так как если эти сведения будут далеки от истины, отвечать перед судом придется уже вам – за дачу заведомо ложных показаний.

    Имейте в виду, что следственный комитет обязан рассмотреть данную бумагу в течение 3-30 суток. После чего вам должны сообщить о результатах проведенной проверки.

    Читайте также:  Бесплатно скачать форму резюме юриста пример

    Срок давности

    Этот срок напрямую зависит от обстоятельств, связанных с подлогом. Если данное преступление не повлекло за собой серьезных отягчающих ситуацию последствий, то срок давности такого преступления исчисляется 2 годами.

    Если в результате данного подлога произошло существенное нарушение прав граждан РФ, то закон предусматривает более длительный срок – 6 лет.

    Судебная практика

    Пример 1. Врач-терапевт, по просьбе пациентов, внес записи в их медицинские карты о наличие у них несуществующих заболеваний. В результате чего эти пациенты получили «больничные» листы. Что дало им право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Следствие доказало, что врач действовал исключительно в корыстных целях, выдав листы за определенную плату.

    Суд приговорил виновного к исправительным работам на протяжении 6 месяцев с взысканием 10% от ежемесячного дохода в государственную казну.

    Пример 2. Бухгалтер строительной организации попросила прораба подписать документы о том, что она была в командировке, а также подписать ведомость на выдачу ей полагающихся командировочных. Но по факту, получив деньги женщина никуда не поехала.

    Было доказано, что прораб, подписывая командировочные бумаги, не знал об умысле бухгалтера, следовательно, в этом случае в отношении прораба состава преступления не было. В отношении его следствие было прекращено.

    Статья 292. Служебный подлог

    СТ 292 УК РФ.

    1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным
    служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные
    документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений,
    искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной
    личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью
    первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), –
    наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
    платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами
    на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо
    лишением свободы на срок до двух лет.

    2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан
    или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –
    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере
    заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
    принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные
    должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
    лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности
    или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Комментарий к Ст. 292 Уголовного кодекса

    1. Предметом преступления является официальный документ, исходящий от органов государственной власти или органов местного самоуправления, удостоверяющий факты, имеющие юридическое значение, либо влекущий юридические последствия в виде предоставления прав, возложения обязанностей, освобождения от указанных полномочий, изменения их объема.

    2. Объективная сторона преступления выражается альтернативно: во-первых, во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений (так называемый интеллектуальный подлог, предполагающий изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного, т.е. удостоверяющего соответствующие факты путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа); либо, во-вторых, во внесении в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (так называемый материальный подлог), т.е. в подчистке, дописке и др. действиях, отражающих и (или) заверяющих в документе ложные факты в уже существующих официальных документах.

    3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальным мотивом: корыстной или иной личной заинтересованностью (см. комментарий к ст. 285 УК).

    4. Данная норма является специальной по отношению к ст. 327 УК РФ. Соответственно, если судом при рассмотрении уголовного дела по ст. 292 УК устанавливается, что в деянии, которое вменяется подсудимому, в своей совокупности или отдельно отсутствуют обязательные признаки служебного подлога, характеризующие его субъект либо мотив преступления, содеянное должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 327 УК.

    Второй комментарий к Ст. 292 УК РФ

    1. Предметом преступления является официальный документ, т.е. выданный органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо органом военного управления письменный акт, удостоверяющий с соблюдением установленных формы и реквизитов определенные юридические факты (события и действия) и способный в силу этого порождать правовые последствия. При этом документ вовсе не обязательно должен предоставлять какому-то лицу права либо освобождать его от обязанностей. Официальными документами следует считать также официальные книги, журналы и другие документы, предназначенные для ведения учета, регистрации и отчетности (например, Книга актов гражданского состояния, земельный и другие кадастры и т.д.).

    2. Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими:

    1) во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений;

    2) во внесении в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.

    Для наличия состава преступления достаточно совершения хотя бы одного из названных действий.

    3. Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) означает составление документа, в котором содержится информация, заведомо не соответствующая действительности. При этом документ внешне выглядит доброкачественным, но по своему содержанию является подложным.

    4. Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание (физический подлог), означает, что в подлинном документе путем подчисток, уничтожения части первоначального текста, изменения отдельных слов, букв или цифр, дополнения первоначального текста или других подобных действий искажается действительное содержание документа. Такой документ является внешне недоброкачественным, что может быть установлено или визуально, или заключением эксперта.

    5. Анализируемое преступление признается оконченным с момента совершения интеллектуального или физического подлога, независимо от того, был ли подложный документ в дальнейшем использован.

    6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальным мотивом — корыстной или иной личной заинтересованностью.

    7. Субъект служебного подлога — специальный. В этом качестве могут выступать:

    1) должностное лицо;

    2) государственный служащий, не являющийся должностным лицом;

    3) муниципальный служащий, также не являющийся должностным лицом.

    8. Квалифицированный состав данного преступления предполагает наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (об этом признаке см. комментарии к ст. 285 УК).

    Статья 292. Уголовного кодекса РФ. Служебный подлог

    1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса):

    • наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства:

    • наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Комментарии к ст. 292 УК РФ

    1. Являясь посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления), служебный подлог отличается от других предусмотренных в гл. 30 УК преступлений своим субъектным составом. Только при совершении служебного подлога его субъектом могут быть как должностное лицо (см. примечание 1 и комментарий к ст. 285), так и государственный служащий и служащий органа местного самоуправления (см. комментарий к ст. 288), не являющиеся должностными лицами.

    2. Предметом служебного подлога являются официальные документы – документированная информация, зафиксированная на любом материальном носителе (в том числе и электронный документ), выдаваемая (исходящая) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, а равно документированная информация (обязательства, справки, договоры и т.п.), выдаваемая частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящаяся в ведении (делопроизводстве) государственных и муниципальных органов, для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. Официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия, предоставляют права, возлагают обязанности либо освобождают от них.

    Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью, если речь идет о документе, хранимом, обрабатываемом и передаваемом с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем.

    3. В законе названы две разновидности преступных деяний, объединяемые одним понятием “служебный подлог”:

    • внесение заведомо ложных сведений в официальные документы;
    • внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.

    Таким образом, подлог может быть материальным – внесение различных изменений в действительный документ и интеллектуальным – составление ложного по содержанию, но подлинного по форме документа.

    Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы – это запись не соответствующей действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и реквизиты настоящего. Это деяние может представлять и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по содержанию документа. К такой разновидности подлога относятся также пометка документа другим числом, не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа, подделка подписи другого должностного лица и т.п. Внесение в официальный документ исправлений, искажающих их действительное содержание, может быть совершено путем подчистки, дописки и иными способами.

    При этом в силу прямого указания закона деяние не должно содержать признаков преступления, предусмотренного ст. 292.1 УК.

    4. Обязательным условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или государственным (муниципальным) служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (в рамках или с превышением служебной компетенции).

    Если субъект, в принципе являющийся должностным лицом или служащим, подделывает не официальный документ или не использует при подделке те возможности, которыми он обладает в силу своего служебного положения, состава служебного подлога не будет. В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы по ст. 327 УК (см. комментарий к этой статье). По этой же статье УК будут нести ответственность за подделку документов служащие государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, поскольку они не находятся на государственной службе и не являются муниципальными служащими.

    5. Для признания деяния преступным не требуется наступления каких-либо последствий. Преступление окончено с момента учинения одного из названных в законе действий независимо от того, был ли использован данный подложный документ.

    Наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства охватывается ч. 2 комментируемой статьи.

    О содержании указанных последствий см. комментарий к ст. 285.

    6. Служебный подлог может быть совершен только с прямым умыслом, виновное лицо должно руководствоваться корыстными или иными личными побуждениями (см. комментарий к ст. 285). Наличие какого-либо другого мотива при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы или совершении иных действий, предусмотренных ст. 292, исключает ответственность за служебный подлог.

    7. Цель фальсификации должностным лицом или служащим официальных документов закон не оговаривает. Однако в тех случаях, когда подлог совершается с целью последующего использования ложных документов для совершения другого преступления, содеянное одновременно может являться приготовлением к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления.

    Использование должностным лицом или служащим изготовленных им заведомо фиктивных документов при совершении хищения чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты надлежит квалифицировать по совокупности как хищение и служебный подлог. Точно так же по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, которые используют подделанный ими официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления (например, ст. 188 УК).

    Если служебный подлог учиняется с целью оказания содействия другому лицу в совершении преступления, виновный привлекается к ответственности по ст. 292 УК и за пособничество в совершении другого преступления.

    Оцените статью
    Добавить комментарий