Как считается износ автомобиля

Что такое износ по ОСАГО, как его рассчитать и каким образом отражается на выплатах?

Если произошло ДТП и предстоят выплаты от страховой компании по ОСАГО, очень важно знать, что такое износ комплектующих деталей, узлов и агрегатов. Именно за вычетом этой суммы и можно будет получить возмещение от страховщика в денежном виде. Сейчас такие выплаты редкость, но в отдельных случаях они все же производятся.

В среднем показатель износа составляет от 0 до 50% стоимости машины, т.е. его исключение из выплаты может серьезно ударить по карману потерпевшего.

  1. Что это такое?
  2. Какими законодательными актами регулируется?
  3. Кто выполняет расчет?
  4. Как это сделать?
  5. Комплектующие
  6. Шины
  7. Детали и агрегатные узлы
  8. Как получить в РСА информацию о средней стоимости запчастей?
  9. На какие элементы учитывается, на какие нет?
  10. Выплаты производятся с учетом или без?
  11. Что влияет на размер возмещения?
  12. Что делать, если страховщик обманывает при оценке показателя?
  13. Заключение

Что это такое?

Износ рассчитывается по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной Банком России. Если коротко, то это показатель физического старения автомобиля в период эксплуатации. Рассчитываться износ деталей, агрегатов, узлов будет буквально с первого года существования машины, кроме случаев, перечисленных в методике.

Причины износа автомобиля:

  • естественное ухудшение состояния в связи с регулярным использованием;
  • физико-химические изменения деталей;
  • пластическая деформация и «усталость» металла;
  • коррозийные явления.

По отдельной формуле можно рассчитать износ автомобиля в целом. Это важно, например, при оценке его рыночной стоимости. Но для определения большинства выплат по ОСАГО обычно используется только износ комплектующих (деталей, узлов и пр.), АКБ и шин.

Износ, кстати, можно уменьшить, если вовремя провести ремонт или замену испорченных деталей, так что этот показатель не приговор и может меняться, как в ту, так и иную сторону. При этом государством установлены ограничения для показателя износа деталей на уровне не более 50% их стоимости.

Результат износа – снижение рыночной стоимости автомобиля. Если машина не старше пяти лет, и ее износ не более 35%, то можно дополнительно рассчитать утрату товарной стоимости, которую страховщик также обязан возместить по ОСАГО. Правила подсчета УТС также определяются Единой методикой, однако далеко не все страховщики практикуют такие выплаты.

При выплатах ОСАГО рассчитывается только физический износ машины, да и то только при денежном возмещении. С конца апреля 2017 года предусмотрена обязанность страховщиков проводить восстановительный ремонт без учета комплектующих (деталей, узлов, агрегатов). Если компания пытается навязать вам обратное, то вы вправе жаловаться на неё регулятору и в российский союз автостраховщиков (РСА).

Какими законодательными актами регулируется?

Основные нормативные акты для регулирования расчетов:

  1. Закон «Об ОСАГО» (им установлен, например, максимальный показатель износа – 50%).
  2. Правила страхования ОСАГО.
  3. А также Единая методика определения размера расходов на ремонт.

Кто выполняет расчет?

Износ определяют технические эксперты, с которыми страховщики заключают договора о сотрудничестве. Используют этот показатель и судебные эксперты, если например, уже начат судебный процесс по поводу заниженной суммы выплаты или незаконном отказе в возмещении убытков по ОСАГО.

Поскольку все формулы расчетов находятся в свободном доступе (они указываются в Единой методике Банка России), любой автовладелец также может ими воспользоваться.

Как это сделать?

Рассчитать износ можно как с использованием формул методики, так и в онлайн-калькуляторе, который легко найти в Интернете. Калькулятор есть в основном на сайтах самих экспертов, которые предлагают свои услуги определения показателя износа и подготовки отчета для страховой компании. Величина показателя износа напрямую зависит от состояния машины и её технических параметров.

При расчетах обязательно учитывается:

  • возраст автомобиля;
  • дата ДТП;
  • тип ТС;
  • пробег;
  • а также высота рисунка протектора (для расчета износа шин).

Если проводилась замена каких-либо узлов, то по ним может быть произведен отдельный расчет величины амортизации.

Комплектующие

Как было сказано выше, износ комплектующих, установленных в машине, может колебаться от 0 до 50% стоимости новых деталей, узлов и агрегатов в соответствии с расценками, которые можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков.

Ранее верхняя планка этого показателя была на уровне 80%. Нижнее – нулевое значение может иметь, к примеру, износ ремня или подушки безопасности, а также целого списка комплектующих, по которым может не учитываться износ.

При наличии следов коррозии, «старых ран» от других ДТП может быть применен дополнительный индивидуальный износ от 25 до 45%.

Износ рассчитывается по формуле:

  • Ики – износ комплектующих.
  • е – основание натуральных логарифмов.
  • Δ Т – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации.
  • Тки – срок эксплуатации.
  • Δ L – коэффициент, учитывающий влияние на износ пробега машины.
  • Lки – пробег автомобиля на дату ДТП.

Если по результатам осмотра выяснится, что какие-либо комплектующие менялись до попадания в ДТП, то их возраст принимается равным разности между датой ДТП и датой замены. Пробег в этом случае определяется путем разности между пробегом на дату аварии и пробегом на дату обмена.

Как известно, шины довольно хрупкая вещь и при активной эксплуатации изнашиваются довольно быстро. Для расчета показателя их износа также используется Единая методика и ее формулы, указанные в главе 4. Для этого используется показатель высоты рисунка протектора, который обязательно нужно измерить, прежде чем приступить к расчетам.

Износ шины определяется по следующей формуле:

  • Нк – высота рисунка протектора новой шины.
  • Нф – фактическая высота рисунка.
  • Ндоп – минимально допустимая высота рисунка.

Показатель износа шины также может увеличиваться для старых шин. Например, если им больше трех лет, но не более пяти, то износ может вырасти на 15%. Более старые шины оцениваются на 25% выше рассчитанного показателя.

При достижении минимальной высоты протектора шина считается уже негодной к эксплуатации и должна быть заменена на новую. Об этом вам обязательно скажут при прохождении техосмотра, так как это влияет на безопасность передвижения.

Детали и агрегатные узлы

Износ этих элементов рассчитывается по той же формуле, что и износ комплектующих, т.е. с учетом срока эксплуатации и коэффициентов, влияющих на изнашивание.

Повышающий коэффициент для деталей, узлов и агрегатов применяется, в случае:

  1. повреждения детали более 10%, не относящееся к ДТП – 30%;
  2. дефекты и повреждения ЛКП более 10%, не относящиеся к аварии – 25%;
  3. ремонтные врезки, вставки, армирование – 40%;
  4. царапины, сколы и потертости фар и фонарей – 45%;
  5. повреждения неокрашенного пластика, не относящиеся к ДТП – 40%.

При наличии на поврежденной детали сквозной коррозии износ фиксируется по максимально допустимому значению, повышенной – с коэффициентом 25%. Таблицы с данными коэффициентами можно найти в тексте Единой методики и приложений к ней. Однако гораздо проще зайти на сайт техэксперта и рассчитать этот показатель в онлайн калькуляторе, введя все нужные параметры.

Как получить в РСА информацию о средней стоимости запчастей?

На сайте Российского союза автостраховщиков есть справочник сведений о средней стоимости запасных частей машины, материалов и нормочаса работ на восстановительный ремонт. Для этого всего лишь нужно зайти в раздел «Проверка средней стоимости запасных частей». Авторизация на сайте для получения данных сведений – не требуется. Доступ к данной информации является абсолютной открытым.

Для выяснения стоимости запчастей нужно ввести на сайте РСА:

  • дату запроса (т.е. дату определения стоимости);
  • экономический регион (указывается в Единой методике);
  • номер запасной части (не более трех штук).

Сервис произведет поиск информации по справочнику, и вы увидите результат на экране. Для определения нормочаса и стоимости материалов также вводятся аналогичные параметры.

На какие элементы учитывается, на какие нет?

Если износ детали не влияет на безопасность эксплуатации, то он может и не учитываться. Например, с нулевым износом могут рассматриваться:

  1. подушки безопасности;
  2. тормозные диски;
  3. барабаны;
  4. элементы пневматической и гидравлической тормозных систем.

Выплаты производятся с учетом или без?

С 30 апреля 2017 года вступила в силу новая версия закона «Об ОСАГО», которое предусматривается требование проводить восстановительный ремонт без учета износа запчастей и других деталей. Размер расходов по восстановлению машины определяется с учетом затрат на материалы и запчасти, на оплату работ и без учета трат на улучшение и модернизацию.

Однако, если машина полностью уничтожена в аварии или не может быть доставлена на ближайшее СТО в радиусе 50 км, то предусмотрены денежные выплаты, которые производятся с учетом износа. Учитывайте этот факт, если намерены получить деньги на руки. Формально потерпевший вправе делать выбор: оплата ремонта или денежная компенсация. И даже если страховщик настаивает на обратном любой суд, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса, обяжет учесть выбор клиента.

Что влияет на размер возмещения?

Выплаты по ОСАГО происходят с учетом износа или без? Чем старше автомобиль, тем меньше может быть выплата по нему, если страховщик будет высчитывать показатель износа. В среднем величина износа ежегодно составляет 8-15% стоимости машины.

У старых же машин износ деталей и комплектующих может составлять до 50-80%. Соответственно доплачивать за устаревшие детали придется лично пострадавшему в аварии. Если же ТС новое, то уменьшение выплаты может оказаться почти незаметным.

Однако ничто не мешает пострадавшему отсудить увеличение выплаты у самого страховщика, если он считает, что она начислена ему неверно, с нарушением требований закона «Об ОСАГО».

Что делать, если страховщик обманывает при оценке показателя?

Если страховщик завысил показатель износа, то вы вправе не соглашаться с его действиями. Нужно попросить предоставить копию акта о страховом случае, а также акта осмотра машины с калькуляцией, где будет указана сумма восстановительного ремонта. Далее нужно пригласить для оценки износа независимого технического эксперта.

Когда на руках уже будет отчет эксперта с указанием показателя износа, вы можете отправить страховщику претензию с просьбой провести перерасчет в соответствии с Единой методикой Банка России.

К претензии нужно будет приложить копию отчета независимого эксперта. Если страховщик в течение месяца не предоставит ответа, то вы вправе обратиться в суд и требовать корректировки суммы выплаты с учетом правильно рассчитанного износа. Сроки ответа на претензию можно указать и в самом тексте. Например, часто указывается срок 5-7 дней, в течение которых компания должна предоставить письменный ответ.

Заключение

Формулу подсчета показателя износа машины должны знать не только технические эксперты. При возникновении споров со страховщиком по ОСАГО, самостоятельный подсчет износа может помочь предотвратить занижение суммы денежной выплаты. Оплата же восстановительного ремонта с 2017 года должна во всех случаях проводиться без учета износа – таковы требования обновленной версии закона «Об ОСАГО».

Указав страховщику на неправильные подсчеты, вы избежите ненужных расходов на ремонт автомобиля, и сможете получить все причитающееся вам по страховке ОСАГО. Если же компания отказывает признать результаты независимой экспертизы, то стоит направить ей претензию, а потом обратиться в районный суд.

Как рассчитывается износ автомобиля по ОСАГО

Одним из самых важных факторов, которые напрямую влияют на стоимость восстановительного ремонта, — это износ автомобиля. Любая машина имеет свойство со временем терять свои изначальные технические характеристики: какие-то детали изнашиваются или совсем выходят из строя.

Расчет износа автомобиля осуществляется как раз с учетом количества таких частей.

Что такое износ

Как мы уже выяснили, износ — это естественный процесс, который возникает в результате долгой эксплуатации ТС. Он влияет на размеры страховых платежей в случае повреждения автомобиля в ДТП.

При расчете износа по ОСАГО учитываются следующие факторы:

  • год выпуска и начала использования машины (эти два значения могут не совпадать);
  • величина пробега ТС;
  • состояние шин (высота рисунка, величина и рисунок протектора и т.д.)

При восстановительном ремонте износ отдельной запчасти учитывается при решении о ее замене. В ином случае, данная характеристика не берется во внимание.

В среднем размер износа отдельных агрегатов и узлов составляет от 8 до 15% от изначальной стоимости ТС каждый год.

Какими законодательствами регулируется

Основным законодательным актом, который разъясняет детали по данному вопросу, является: ст.12 Закона “Об обязательном страховании” №40-ФЗ (в 2017 г. туда были внесены дополнительные изменения).

Именно этот акт регулирует:

  • варианты выдачи компенсации пострадавшим (По ОСАГО СК осуществляет только ремонт ТС, а выплаты осуществляются только в редких случаях. По КАСКО автовладелец имеет право выбора — получить ли на руки денежные средства или осуществить ремонт);
  • процедура проведения экспертизы (после ДТП автомобиль осматривают сотрудники ДПС или представитель СК, а потом только его отправляют на экспертизу);
  • документы, которые понадобятся для получения компенсации от СК и т.д.

То, как рассчитать износ автомобиля, определяется Положением Банка России №432-П, который начал действовать с 2014 года. Этот документ содержит и информацию по единой методике расчета износа.

Что делать, если вы попали в аварию без страховки? Об этом подробно — в этой статье.

Эту формулу используют как страховые компании, так и все организации, которые занимаются проведением экспертизы транспортных средств.

Кто выполняет расчет износа

Процент износа автомобиля определяет сотрудник агентства, занимающегося проведением независимой экспертизы, с которым у СК заключен договор. Это и является причиной того, что многие автовладельцы жалуются на то, что размер выплат слишком маленький. Поэтому рекомендуется:

  • взять копию документа, которую вам выдадут после осмотра вашего ТС;
  • отправить свое авто на дополнительную экспертизу.

Так вы получите результаты действительно настоящей экспертизы, после которой можно отправить претензию в саму страховую. Если она отклонила ее, то тогда можно начинать судебное разбирательство с СК. Вам нужно будет предоставить все документы, которые помогли бы вам доказать вашу правоту.

О том, какой штраф назначается за просроченную страховку ОСАГО, можно прочитать здесь.

Практика показывает, что в подобных делах суд встает на сторону истца, но если разница между тем, какую компенсацию определила СК и сам автовладелец, незначительна, то вряд ли судья решит дело в сторону последнего.

Читайте также:  Какими бывают налоговые вычеты при продаже недвижимости

В случае, если вы не согласны с решением суда, вы всегда можете подать апелляцию на него и жалобы в РСА, Центробанк и т.д.

Формулы расчета износа

Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой. По ней легко определить процент износа комплектующего изделия.

При расчете через калькулятор на сайте потребуется ввести следующие данные:

  • дата выпуска ТС (эту информацию можно найти в ПТС);
  • когда произошла авария;
  • тип транспорта;
  • величина пробега на тот момент, когда было происшествие;
  • высота протектора шин.

Если вы решили определить износ комплектующего агрегата по формуле, то вам нужно подставить нужные значения и подсчитать его. Сама формула представлена ниже.

В нее нужно подставить:

  • е — основание логарифма (берется 2,72);
  • ΔТ — коэффициент, который рассчитывается в зависимости от срока эксплуатации;
  • Тки — сам срок эксплуатации (определяется в годах);
  • ΔL — коэффициент, рассчитываемой исходя из величины пробега ТС;
  • Lки — сама величина пробега (берется значение в тысячах км).

Где взять сами коэффициенты? Они перечислены в таблицах и зависят от типа и марки самого автотранспортного средства.

Законом установлен максимальный размер износа автомобиля по ОСАГО. Он составляет 50%. Ранее его повысили до 80% от цены запасной части. Это очень уменьшало размер выплачиваемого страхового возмещения.

Если СК отказывается учитывать этот фактор, то ее вполне можно привлечь к судебному разбирательству.

Износ каких деталей не учитывается

В Приложении №7, Постановления Банка России, перечислены те детали, чей износ никак не учитывается.

К ним относятся ремни и подушки безопасности, включая и устройства, предназначенные для обеспечения защиты детям. Сюда же относят:

  • части тормозных с/с (пневматических и гидравлических);
  • з/ч антиблокировочной с/с;
  • тормозные диски/колодки и т.д.;
  • индикаторы неисправности тормозной с/с;
  • пружины педалей тормоза и колодок;
  • суппорты;
  • агрегаты рулевого управления;
  • части сцепных устройств.

Как происходит выплата с учетом износа

Размеры компенсации от СК зависят от многих факторов:

  • стоимость проведенного ремонта;
  • покупка самих материалов (к примеру, краски для покраски авто);
  • приобретение запасных частей.

С учетом износа цена необходимых деталей рассчитывается по нижеприведенной формуле, в которой представлены следующие значения:

  • Кj — сколько частей одного вида требуется заменить;
  • m — сколько всего частей подлежат замене;
  • СДj — цена одной детали;
  • Иj — величина износа.

То, сколько деталей требуется заменить, определяется при осмотре ТС. Цена же самих частей заключается по справочнику, который был составлен специалистами. На нее влияет и географический фактор — в каком регионе был зарегистрирован автомобиль.

Таким образом сам размер износа влияет и на то, сколько вы получите от страховщиков.

Заключение

Износ машины — важная величина, рассчитываемая исходя из даты выпуска авто, размера пробега и т.д. Ее можно высчитать, воспользовавшись онлайн-калькуляторами или по формуле, которая представлена выше, в этой статье. Эта величина напрямую влияет на то, сколько вы получите от СК в случае, если ваш автомобиль попадет в ДТП.

Определяет величину износа эксперт, с которым заключен договор у страховой, поэтому она не всегда является удовлетворительной для самого автовладельца. Именно поэтому автоюристами рекомендуется проводить свою собственную экспертизу для установления реального размера износа.

Что такое износ и как рассчитываются выплаты по ОСАГО с учетом амортизации? Действия при обмане страховщиками

Автомобиль попал в ДТП и пострадал? Сразу возникает вопрос – какая выплата положена по полису автогражданского страхования. В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние.

К таким затратам относятся ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.

Что это такое?

Износ деталей по автогражданке является естественным процессом, который происходит во время эксплуатации авто.

На естественный износ транспортного средства и его деталей влияет ряд факторов. К ним относятся:

  • год выпуска, год введения авто в эксплуатацию (в некоторых случаях эти даты могут отличаться, к примеру, если в автосалоне был куплен новый автомобиль, выпущенный годом ранее);
  • пробег;
  • общее состояние покрышек, которые установлены на машину (срок эксплуатации, размер протектора и проч.).

Этот параметр учитывается только в том случае, когда требуется заменить определенный узел или деталь. Если поврежденные элементы можно восстановить, износ не учитывается. Чаще всего размер естественной амортизации составляет 8-15% от начальной стоимости автомобиля.

Расчет

В первую очередь необходимо разобраться, как действует автогражданка или ОСАГО. Данное страхование направлено на возмещение ущерба пострадавшей в ДТП стороне. Выплаты осуществляются за счет полиса виновника аварии. Поэтому ОСАГО является обязательным для всех владельцев транспортных средств.

Страховая компания компенсирует расходы на восстановление только тех узлов и агрегатов, которые пострадали при столкновении. При этом нужно помнить, что пострадавшее авто не было на 100% новым. Поэтому страховые выплаты рассчитываются не по стоимости новых частей, ас учетом их амортизации.

Кто выполняет?

Производить расчет износа авто по автогражданке может только независимый эксперт, с которым заключили договор страховщики. По этой причине многие владельцы транспортных средств жалуются на небольшие компенсации, не покрывающие все затраты на ремонт.

Чтобы избежать подобной ситуации, автовладельцам рекомендуется самостоятельно ознакомиться с методикой расчета амортизации.

Методика и формула

Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются:

  • год выпуска транспортного средства;
  • пробег;
  • срок использования узла или детали (только в том случае, если по ним существует необходимая информация).

При определении размера компенсации основным показателем является год изготовления авто. Всего за год размер вероятной страховой компенсации может снизиться на 8-10%.

На сумму выплаты по покрышкам влияют такие характеристики:

  • высота рисунка протектора у новой «резины»;
  • высота рисунка протектора на момент аварии»;
  • установленная нормативными документами высота рисунка.

Если в аварии пострадали новые шины, то при наличии документов, подтверждающих дату приобретения, можно получить компенсацию без амортизации по страховке.

В соответствии с существующей методикой износ рассчитывается по формуле:

  • Ики – амортизация комплектующего элемента транспортного средства (процентов);
  • е – основание натурального логарифма (е ≈ 2,72);
  • ∆T – коэффициент, который учитывает влияние на амортизацию узла или детали их возраста;
  • Тки – возраст комплектующего элемента автомобиля (лет);
  • ∆L – коэффициент, учитывающий воздействие на амортизацию комплектующей части общего пробега машины с этим элементом;
  • Lки – пробег (тыс.км).

Значения коэффициентов ∆L и ∆T для разных типов транспорта указаны в приложении №5 к Единой методике расчета износа по ОСАГО.

Расчет для реального автомобиля

Разберем на наглядном примере, как рассчитывается амортизация по ОСАГО:

  1. авто марки – CHERY T11 TIGGO;
  2. дата выпуска – 2009;
  3. пробег – 85251 км;
  4. дата аварии – 18 июля 2015 г.

Для данной модели транспортного средства вышеназванные коэффициенты будут иметь следующие значения:

  • е ≈ 2,72;
  • ∆T = 0,057;
  • Тки = 6 (лет);
  • ∆L = 0,0029;
  • Lки = 85,25 (тыс. км).

Подставляем их в исходную формулу и получаем, что Ики=44,52%. Это значит, что для расчета страховой суммы будет учитываться амортизация равная 44,52%

Какой максимальный процент амортизации по автогражданке?

Раньше максимальный размер амортизации по автогражданке составлял 80%, что составляло достаточно существенную сумму. К примеру, при стоимости транспортного средства 500 тыс. рублей, автовладелец может получить не более 100 тыс. рублей. Это не выгодно ни с точки зрения экономики, ни логики.

Поэтому в октябре 2014 года в законодательство, действующее в данном направлении, были внесены некоторые поправки. После вступления поправок в силу максимальный размер износа стал составлять 50%.

При этом комплектующие изделия, существенно влияющие на безопасность движения и жизнь людей, страховщики почти всегда оплачивают в полном объеме, независимо от износа и других факторов.

Детали и узлы, для которых нет учета амортизации

При расчете страховой выплаты амортизация учитывается на все узлы и детали транспорта, кроме тех, которые напрямую влияют на безопасное использование авто. Перечень деталей, для которых не учитывается износ по автогражданке, приведен в 7 приложении Постановления Центрального Банка РФ. К ним относятся:

  1. детские кресла, подушки и ремни безопасности;
  2. пневматика и гидравлика тормозов;
  3. элементы антиблокировки;
  4. тормозные колодки, диски, барабаны;
  5. индикаторы повреждения тормозов;
  6. пружины тормозных колодок и педалей;
  7. суппорты;
  8. элементы рулевого управления;
  9. отдельные узлы сцепления.

Выплата с учетом затрат на ремонт или покупку запчастей

Размер выплаты по ОСАГО зависит от затрат на осуществление ремонта, покупку материалов и запасных деталей. Рассчитывается стоимость необходимых запчастей с учетом амортизации по формуле:

  • k – количество запчастей одного типа, которые требуется заменить;
  • СД – стоимость одной детали;
  • И – амортизация элемента.

Количество комплектующих изделий, нуждающихся в замене, определяют независимые эксперты, а их стоимость регулируется специальными справочниками.

Определяя стоимость запчасти, требуется учитывать регион регистрации автомобиля.

Из формулы следует, что страховая выплата уменьшается за счет амортизации.

Например, в ДТП был поврежден бампер. Стоимость нового бампера 6 500 рублей, монтаж нового бампера обойдется в 2 000 рублей. Износ авто составляет 25%.

С учетом амортизации стоимость нового бампера составляет: 6 500 – 6 500/100*25 = 4 875 руб.

Размер страховой выплаты: 4 875+2 000 = 6 875 руб.

Полученная компенсация на 1 625 руб. меньше.

На первый взгляд сумма небольшая, но если в аварии пострадало больше элементов, а износ транспортного средства больше, то невыплаченная сумма может серьезно отразиться на финансовом состоянии автовладельца.

Что делать, если СК обманывает при оценке

Так как расчетом амортизации занимаются сотрудники страховой компании, заинтересованные в большей прибыли, то ее размер может быть серьезно завышен. Но не все автовладельцы знают, как поступить в такой ситуации и что нужно делать, чтобы получить все соответствующие выплаты в полном объеме. Если СК обманывает при оценке владельцу транспортного средства нужно действовать по такой схеме:

  1. провести повторную экспертизу у независимого эксперта, несвязанного со страховой компанией;
  2. подать исковое заявление в суд (на этом этапе рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному автоюристу, который поможет правильно оформить пакет необходимых документов);
  3. дождаться решения суда.

При незначительном уменьшении страховой выплаты суд может принять решение в пользу СК.

Если такое произошло, то можно обратиться в вышестоящую инстанцию. По мнению специалистов, современная методика расчета компенсации по ОСАГО еще не совершенна и нуждается в доработке. Поэтому автовладельцам следует самостоятельно изучить схему расчета выплат и амортизации по ОСАГО. Это поможет в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций с СК.

Расчет износа по ОСАГО самостоятельно и при помощи онлайн калькулятора

Страховые компании постоянно ищут способы занизить выплаты, тем самым увеличив свою прибыль. Одним из способов сделать это, является манипулирование показателем износа.

Дело в том, что для многих остается неизвестным, как именно считается данный показатель и этим пользуются страховщики. В рамках данной статьи будет снята завеса тайны с этого параметра и будут прояснены все сложные моменты.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что такое амортизация?

Износ по ОСАГО – это амортизация запчастей транспортного средства, полученная в ходе его эксплуатации. Этот параметр применяется страховщикам и для снижения выплат по страховым полисам и является законным. Все дело в том, что при аварии, большинство запчастей машины не новы, а значит, их рыночная стоимость до аварии ниже, чем у нового автомобиля (о том, как рассчитать стоимость запчастей по ОСАГО на сайте РСА, читайте здесь). В итоге при расчете страховой выплаты страховщики выплачивают не 100% от среднерыночной стоимости детали, а несколько меньше.

Законодательное регулирование для СК

Законность и правомерность износа по ОСАГО регулируется двумя законодательными документами:

  1. Статья №12 Федерального закона №40 с редакцией в 2017-ом году, который вводит понятие обязательной «автогражданки».
  2. Глава №9 Постановления Правительства №263, которое регулирует обязательное страхование автомобилей. Размер начисляемого износа, регламентируется другим документом: Приложение Центробанка России №432-П. Этот документ был принят в 2014-ом году. Описанный способ исчисления износа по ОСАГО, является обязательным для использования страховщиками, их сотрудниками и независимыми экспертными оценщиками.

Как и кем считается?

Законным расчетом износа по ОСАГО, который имеет юридическую силу, могут быть только данные, которые получены от аттестованного экспертного агентства, с которым у страховой компании должен быть в обязательном порядке заключен договор.

При этом, нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев, страховщик не обращается к услугам таких агентств и рассчитывает износ самостоятельно. Это не является незаконным, если страховая компания не выдает официального заключения по данному вопросу, а только применяет самостоятельный расчет для формирования суммы страховой компенсации.

Формула и коэффициенты

Износ запчастей автомобиля по ОСАГО можно посчитать самостоятельно или при помощи онлайн калькуляторов для расчета страховых выплат с учетом процента амортизации. Ниже будет разобран каждый из этих способов. Итак, чтобы рассчитать износ по «автогражданке» на онлайн калькуляторе, потребуется ввести следующие данные:

  • дата выпуска транспортного средства;
  • дата, когда произошла авария;
  • вид транспортного средства;
  • пробег автомобиля, на дату дорожно-транспортного происшествия;
  • высота протектора шин на дату дорожно-транспортного происшествия.

Введя все указанные выше данные, можно получить общий износ деталей автомобиля, износ аккумулятора машины и износ покрышек. Чтобы рассчитать износ машины самостоятельно, придется воспользоваться формулой, которая определена единой системой просчета, установленной Центробанком России.

  • ΔТ – коэффициент, определяемый сроком эксплуатации машины.
  • Тки – годы, в течение которых эксплуатировался автомобиль.
  • ΔL – коэффициент, определяемый пробегом транспортного средства.
  • Lки – километры, которые проехала машина.

Полученное значение нужно вычесть из 1 и умножить на 100.

Полученное значение покажет износ деталей в процентах.

Отдельного внимания заслуживают параметры ΔТ и ΔL. Их значения должны быть определены по таблице, которая представлена ниже.

Вид транспортного средстваЗначение ΔТЗначение ΔL
ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ТагАЗ, ЗАЗ0,0570,003
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai0,0570,0029
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar, Maserati, Porsche, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo0,0420,0023
Acura, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac0,0450,0024
Daewoo, Hyundai, Kia, Ssang Yong,0,0520,0026
Toyota, Mitsubishi, Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Nissan, Subaru, Suzuki,0,0490,0025
Грузовые транспортные средства0,0770,0023
Автобусы0,1130,0008
Троллейбусы и трамваи0,0980,0008
Прицепы для грузовых машин0,09
Прицепы для легковых машин0,06
Мотоциклы0,07
Сельскохозяйственная, пожарная, строительная и другая спецтехника0,15

С полной формулой для расчета ОСАГО и таблицей всех коэффициентов можно ознакомиться в этом материале.

Максимальный размер: это сколько?

Согласно п.19 статьи №12 Федерального закона №40, максимальный износ автомобиля по ОСАГО не может превышать 50%. Это значит, что если среднерыночная цена на бампер 22 тысячи рублей, то страховая компания не может назначить за него страховую компенсацию менее 11 тысяч рублей.

На какие запчасти автомобиля начисляется, а на какие нет?

Износ по ОСАГО, начисляется на все запчасти транспортного средства, кроме определенного законом списка. В этот список входит следующее:

  1. Воздушные подушки безопасности водителя и пассажиров.
  2. Ремень безопасности, а также все его компоненты.
  3. Компоненты и узлы пневматической, электронно-пневматической и гидравлической тормозных систем.
  4. Компоненты и узлы управления рулевым колесом.
  5. Компоненты и узлы системы сцепления транспортного средства.

Что делать, если страховая компания занижает выплаты?

Случаи, когда страховщики завышают износ деталей не редкость. Это связано с тем, что целью любого игрока страхового рынка является извлечение прибыли, чтобы они не заявляли в своей рекламе. К сожалению, практика показывает, что в переговорах со страхователем, страховщик не воспринимают доводов по неверному расчету износа. Единственный выход, который остается страхователю – обращаться в суд.

Но тут есть один серьезный подводный камень: к судебному иску придется приложить заключение аттестованной компании, которой разрешено проведения таких экспертиз, а это дополнительные расходы, которые в случае победы – лягут на плечи страховой компании, а в случае неудовлетворения иска, останутся дополнительными расходами страхователя.

Именно на основе заключения этих экспертов и будет вынесен вердикт по иску на пересмотр износа по ОСАГО. В целом, износ по ОСАГО – это переменная, которая имеет точную формулу расчета, что не мешает страховщикам пытаться обмануть страхователей, завышая износ или применяя его к деталям, к которым по закону его применять нельзя.

Поэтому, каждому владельцу транспортного средства, необходимо разобраться с формулой износа, чтобы он мог проверить правильность исчисления этой переменной и, в случае необходимости, обратиться в суд для восстановления справедливости.

Видео по теме

Смотрите видео о том, как сделать подсчет амортизации транспортного средства:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Расчет выплат по ОСАГО с учетом износа автомобиля

Цель ОСАГО – помочь водителю оплатить ремонт машины и привести ее в доаварийное состояние. Не всегда страховая верно оценивает ущерб, используя в манипуляциях расчет износа по ОСАГО. Калькулятор позволит проконтролировать правильность расчетов, с учетом нюансов определения суммы.

  1. Учитывается ли износ по ОСАГО при страховом возмещении
  2. На какие детали не распространяется
  3. Расчет износа автомобиля
  4. Пример
  5. Максимальный процент износа

Учитывается ли износ по ОСАГО при страховом возмещении

Сумма компенсации расходов на ремонт регламентируется сразу несколькими законодательными актами и нормативами. Возмещению подлежат затраты на услуги автомастерской, расходные материалы, детали, узлы.

Так как страховщик заинтересован в минимизации сумм компенсации, есть риск того, что расчет возмещения может быть занижен по многим основаниям, включая неправильное применение показателя того, насколько авто изнашивался перед аварией.

Автомобилисту, намеренному добиться верного исчисления компенсации по автострахованию, следует руководствоваться следующими актами:

  • Закон №40-ФЗ (ст. 12) в последней редакции;
  • Положение о Правилах ОСАГО №432-П .

Так как при ремонте возникает необходимость замены новыми изношенных деталей, вышедших из строя в момент ДТП, возникла необходимость создания особого регламента, позволяющего правильно определить и учесть износ. Данный документ представляет собой единую методику, утвержденную Центробанком (см. Положение №432-П) и вступившую в силу в 2014 году.

Способ расчета компенсации, описанный в вышеуказанной методике, является обязательным к использованию всеми СК, работающими в сфере ОСАГО, а также оценщиками, выполняющими экспертизу машины после ДТП.

Если выявлен износ деталей, нуждающихся в замене после страхового случая, сумма компенсации снижается на показатель износа, определяемый индивидуально. Иногда некачественная работа с нарушением технологий по ремонту или покраске авто может стать поводом для снижения компенсируемых затрат, как в случае повышенной коррозии отдельных элементов, когда может применяться понижающий показатель в 25%.

На какие детали не распространяется

По некоторым деталям и частям авто повреждения не учитывают степень износа при определении суммы. Подробный их перечень можно найти в Приложении №7 к Постановлению ЦБ № 432П от 14.09.2014 года (Единая методика определения расходов на восстановление ТС). Согласно приведенной в Приложении номенклатуре, нулевой износ при восстановительном ремонте назначают для следующих деталей:

  1. Ремень безопасности.
  2. Подушка безопасности.
  3. Фиксаторы приспособлений для перевозки детей.
  4. Тормоза.
  5. Рулевое управление.
  6. Сцепные устройства и др.

Не указанные в данном перечне детали машины, пострадавшие при страховом случае ОСАГО, ремонтируются с определением размера компенсации с учетом естественного старения в процессе эксплуатации ТС.

Расчет износа автомобиля

Исчисление страховой выплаты с учетом износа или без него требует применения сложной формулы, с использованием нескольких показателей и коэффициентов. По этой причине многие автомобилисты в 2021 году выбирают более комфортный и удобный вариант расчета в онлайн калькуляторе. Достаточно ввести основные показатели автомобиля, чтобы получить точную цифру, которая должна быть учтена в калькуляции страховщика:

  1. Год выпуска автомобиля.
  2. Дата страхового случая.
  3. Вид транспорта.
  4. Пройденный машиной километраж.
  5. Показатель высоты протектора шины к моменту ДТП.

Данные позволят автоматические рассчитывать цифры с определением общего износа, степени изношенности аккумулятора и шин.

Калькулятор, приводимый на специализированных интернет-ресурсах, работает по утвержденной Центробанком формуле, обязательной к применению во всех страховых случаях. Результат определяется в виде процента, применяемого для снижения страховой выплаты.

Чтобы получить данные о возрасте автомобиля, когда неизвестна точная дата выпуска транспортного средства с конвейера, указывают год выпуска из ПТС, а день определяют первым января указанного года. Калькулятор естественного износа содержит все вычисления.

В расчетах используется несколько величин, включая основание натурального логарифма (е ≈ 2,72), коэффициенты и показатели авто:

  • ΔT определяет степень влияния эксплуатации вышедшего из строя узла, детали;
  • Tки устанавливает коэффициент использования;
  • ΔL соответствует показателю износа согласно данным о пробеге после установки поврежденной детали;
  • Lки –километраж транспорта до того, как произошел страховой случай.

Показатели коэффициентов можно взять из Приложения №5 , приведенного в Единой методике исчисления, с учетом категории транспорта и марки.

Пример

Чтобы увидеть, как влияет износ на расчетные значения, достаточно рассмотреть вариант использования формулы на примере. Для подсчета износа трехлетнего транспортного средства Лада Гранта, прошедшего с момента выпуска с конвейера 42 тысячи км, применяют следующие показатели из методики:

  • ΔТ= 0,057;
  • Тки = 3;
  • ΔL= 0,003;
  • L = 42;

Путем применения формулы получают следующее вычисление:

  • ΔТ*Тки*ΔL*L = 0,057х3х0,003х42 = 0,021546.
  • Далее потребуется применение основания натурального логарифма в расчетной степени 0,9786844569: 1 — 0,9786844569 = 0,0213155431.
  • Находим процент износа 100х0,0213155431= 21,3155431.

В результате выполненных вычислений, устанавливаем, что к моменту ДТП автомобиль имел износ в 21,32%.

Самостоятельно рассчитывать значение износа в назначении выплаты сложно. Как правило, математические операции эксперты выполняют автоматически, используя специальные программы.

Чтобы понять влияние износа на итоговую выплату после получения сметы согласно оценке независимым экспертом пострадавшего авто, необходимо рассмотреть пример:

  1. Необходимо рассчитать компенсацию по поврежденному в аварии бамперу, стоимостью в 8,5 тысяч рублей.
  2. Стоимость расходов на ремонтные услуги – 4 тысячи рублей.
  3. Степень износа детали составила 25%.
  4. Путем вычета из рыночной стоимости бампера 25-процентного износа, остается сумма в 6375 рублей.
  5. Так как на расходы по услуги сервиса износ не влияет, общие затраты составят суммарно 10,375 тысяч рублей.

Как следует из примера, на общих выплатах отразится естественный износ бампера, определенный в 25%. Если повреждение небольшое, а изношенность незначительна, снижение в оплате не сильно сказывается на общих расходах, однако при серьезных авариях авто, прошедшего значительный километраж, потеря в средствах может быть весьма болезненной для кошелька водителя. Это заставляет сомневаться в целесообразности восстановления, поскольку обычно в таком случае приходится доплачивать сумму из личных средств.

Максимальный процент износа

При определении сумм страховщики применяют показатели в пределах установленных максимумов, стремясь повысить естественный износ машины к моменту страхового случая, чтобы снизить размер выплат. С 2017 года недобросовестных страховщиков ограничили пределом в 50%, запретив к применению ранее действовавший допустимый показатель в 80%. В результате, несмотря на возможный существенный износ, превышающий 50%, будет применяться максимально возможное значение.

Только выявленная коррозия и повреждения, не соответствующие характеру данного ДТП, могут повысить процент износа дополнительно на 25-45%. Если автомобилист сможет доказать, что менял вышедшую из строя деталь накануне аварии, коэффициент может быть снижен.

Нарушение данного предела страховщиком дает право обратиться в РСА и судебную инстанцию с иском, требуя справедливого пересмотра выплаты с учетом последних изменений в законе об ОСАГО. Несоблюдение введенного запрета также дает возможность привлечь СК к административной ответственности.

Что такое износ в ОСАГО и как его рассчитать в 2019 году

При расчете компенсации при наступлении страхового случая ОСАГО учитывается износ элементов транспортного средства. Во время проведения экспертизы оценивается возраст транспорта, факт замены деталей. Полученная цифра напрямую зависит от итогового результата, который выведет эксперт и повлияет на сумму компенсации.

  1. Что такое износ автомобиля и как он влияет на ОСАГО
  2. Что говорит закон о вопросах износа ТС по ОСАГО
  3. Расчет износа авто
  4. Когда и кем производится расчет износа
  5. На какие детали износ не распространяется
  6. Методика, формула и пошаговый порядок расчета с примером
  7. Максимальные и минимальные значения, условия, при которых это возможно
  8. Каким образом происходит выплата – с учетом или без учета износа? Кто оплачивает стоимость износа в 2019 году? Порядок выплат
  9. Как выяснить и что делать, если СК обманывает при оценке
  10. Какие страховые полисы не учитывают износ автомобиля
  11. Заключение

Что такое износ автомобиля и как он влияет на ОСАГО

Российское законодательство не определяет понятие “износ” для расчета стоимости ремонта или замены поврежденных частей автомобиля. Однако в нормативным акте Центробанка, служащему как дополнение к основному ФЗ № 40 об обязательном страховании авто, содержится правовая норма данного понятия.

Согласно акту, автогражданка действует по принципу выплаты компенсации владельцу авто, которое попало в ДТП, выплаты производит как страховая компания или сам виновник происшествия за счет своего полиса.

Страховая фирма оплачивает не только ремонт и восстановление, но и производит замену комплектующих транспорта. Но все авто в ДТП не новые на 100%. Раньше страховщики подсчитывали степень износа поврежденных деталей на момент столкновения. И выплата осуществлялась не по цене новой запчасти, а с учетом ее износа.

С мая 2017 года действую поправки в данной сфере подсчета износа и его влияния на ОСАГО. Это ФЗ № 49 “О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности ОСАГО владельцев транспортных средств”. Что привело к перерасчету и выплате компенсации без учета износа ТС и с ним в определенных ситуациях.

Что говорит закон о вопросах износа ТС по ОСАГО

Согласно Положению № 432 в 1 пункте 3.4 (о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт) указано:

  • размер компенсации на восстановление определяется с учетом изношенности комплектующих авто, которые подлежат замене.

Законодательная норма указывает на параметр изношенности авто как характеристику размера потери деталей авто от первоначально состояния. Расчет должен производится с целью определить потери и возместить их пострадавшему.

Расчет износа авто

Параметр изношенности авто рассчитывается несколькими способами:

  1. Страховой агент заказывает экспертизу и оценивает состояние авто.
  2. Владелец авто заказывает независимую экспертизу.
  3. Владелец авто, попавшего в ДТП, производит расчет на онлайн-калькуляторе.

Когда и кем производится расчет износа

Расчет износа проводится страховой компанией после наступления случая ДТП. Страховщик отправляет авто на экспертную оценку состояния транспорта, степени повреждений. Такую же экспертизу может заказать сам собственник транспортного средства, если не уверен в расчетах компании. После этой процедуры выбирается один из способов компенсации:

  • денежная выплата;
  • направление на ремонт.

Внимание. По факту ремонт может обойтись дороже, а разницу будет доплачивать сам водитель.

На какие детали износ не распространяется

Износ распространяется только на заменимые детали и запчасти. Если при ремонте детали можно восстановить, то выплату страховки производят без учета изношенности.

Но износ не начисляется на некоторые виды оборудования, список которых узаконен и идет дополнением в ФЗ № 40 (как приложение №7 от Банка РФ). К данным элементам относятся следующие:

  • части подушек безопасности;
  • крепления и ремни безопасности;
  • гидравлическая система;
  • сигнализация;
  • пневматические тормоза;
  • динамики и акустические установки;
  • индикаторы неисправности тормозов;
  • рулевой механизм;
  • сцепное устройство и т.д.

В полном списке присутствует оборудование, при повреждении которого автомобиль требуется вывести из эксплуатации, а не восстанавливать.

Методика, формула и пошаговый порядок расчета с примером

На законодательном уровне принята единая методика расчета износа авто. Она используется страховыми компаниями и онлайн-калькуляторами. Формула расчеты выглядит следующим образом:

Износ автомобиля по ОСАГО (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:

где:
Ики — износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);
e – основание натуральных логарифмов (e ≈ 2,72);
ΔT – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), его срока эксплуатации;
Tки– срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата);
ΔL – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
Lки – пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия.

Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных категорий и марок транспортных средств приведены в приложении 5 к настоящей Методике подсчета.

  1. Х = 0,042 (коэффициент срока эксплуатации) х 5 (непосредственная величина) + 0,0023 (коэффициент пробега) х 33,5 (непосредственная величина) = 0,28705.
  2. Далее возводится основание логарифма е-х (равного ≈ 2,72) в степень, получившуюся выше и получается = 0,75033809
  3. 1 — 0,75033809 = 0,2496619
  4. 100 х 0,2496619 = 25%

Износ равен 25%. Данный процент применим к любой детали авто.

  1. Дата эксплуатации – 12.12.2007.
  2. Дата ДТП – 20.05.2019.
  3. Категория ТС — ВАЗ.
  4. Пробег – 530 000 км.
  5. В результате получается фактический износ 89.11 %, но он не должен быть выше 50%, а значит владельцу авто придется доплачивать за ремонт лично.

Максимальные и минимальные значения, условия, при которых это возможно

Износ зависит от следующих параметров:

  • от технического обслуживания;
  • от качества смазывания;
  • первоначально состояния деталей;
  • регулировки механизмов и пр.

Изношенность деталей возрастает при увеличении срока службы деталей и выполненного объема работы. При расчете допускается максимальный процент изношенности авто в 50%. Минимальный износ, который характерен для всех авто 1-10%.

Каким образом происходит выплата – с учетом или без учета износа? Кто оплачивает стоимость износа в 2019 году? Порядок выплат

Процент изношенности вычитывается только с заменимых деталей, степень износа которых определяется экспертизой после свершения аварии.

Получить компенсацию с учетом износа по ОСАГО могут граждане с договором страховки от начала 2017, после 17-го в законе ФЗ № 40 вышли поправки, где отменялась данная характеристика при расчете компенсации.

Изменения в законодательстве по полисам ОСАГО привели к отмене выплат в большинстве случаев ДТП, заменив их на направление на ремонт. Станция ремонта выбирается страховщиком, работы производят на лимитированную сумму, все что будет выше указанного в направлении оплачивается собственником авто.

Предоставление возмещения при договоре, заключённом позднее 2017 года, производится в случаях:

  • смерть при ДТП, причинение вреда здоровью;
  • пострадавший имеет инвалидность;
  • ремонт обходится выше лимита страхового возмещения;
  • повреждения не ремонтируемые.
  • получения финансовой выплаты;
  • получение направления на ремонт, где сумма работ свыше оплачивается самостоятельною

Без учёта износа выплаты по полису страхования предоставляются страховщиком в случаях, определенных страховым договором, а также в ситуациях, когда степень износа является нулевой (например, если в аварию попал новый автомобиль).

Как выяснить и что делать, если СК обманывает при оценке

Страховые компании также намерены получать выгоду при заключении договоров с автовладельцами. Поэтому компенсационные выплаты нередко минимальны, из-за чего возникают спорные ситуации.

Если владелец авто видит неточности, то может потребовать провести перерасчет, сверить даты эксплуатации авто, что может изменить размер компенсации.

Если владелец авто заметил данные неточности, то он вправе подать в суд на страховую фирму. Для доказательства своей правоты понадобится заказать дополнительную независимую экспертизу авто.

Результаты исследования передаются в суд в качестве доказательства и требования полноценной компенсации.

Суд проведет оценку состояния авто после ДТП. Назначается судебный эксперт, который проведет независимую экспертизу для вынесения судебного решения.

Какие страховые полисы не учитывают износ автомобиля

Все страховые фирмы, зарегистрированные в системе РСА, не учитывают износ автомобиля при расчете компенсации согласно новым изменениям в формировании компенсации ОСАГО.

Если автовладелец не менял страховую фирму с 2017 года и у него была договоренность по износу, то право компенсации сохраняется.

Заключение

Износ автомобиля при выплате ОСАГО это параметр, который распространяется на замену или восстановление деталей автомобиля из соответствующего перечня (дополнения к ФЗ № 40). Автовладелец получает от страховщика направление на ремонт или денежную выплату для его осуществления, то есть производиться натуральное возмещение повреждений без учета изношенностей деталей.

Расчет износа автомобиля

Возмещение ущерба автомобилю по полису ОСАГО может стать проблемой. Страховые компании не скрывают, что ОСАГО для них невыгодно. Так, согласно данным РСА, в 2017 году средние выплаты по КАСКО и ОСАГО практически сравнялись – около 70 тысяч, при этом страховка по КАСКО стоит гораздо дороже. Некоторые организации пытаются всячески снизить суммы выплат пострадавшим в ДТП. Один из способов для страховщика сэкономить – это ввести в заблуждение автовладельца относительно расчета износа по ОСАГО.

Специалисты Хонеста защищают клиентов от действий недобросовестных страховых организаций несколько лет. Мы считаем, что автовладельцу будет нелишним узнать, как на самом деле должен рассчитывать износ транспортного средства. Читайте подробнее в нашей статье.

Когда выполняется расчет износа

Давайте разберемся, что же такое учет износа по ОСАГО и зачем в принципе знать, как все устроено.

Принцип ОСАГО

Само понятия обязательного страхования автогражданское ответственности подразумевает страховку, с помощью которой производится оплата ремонт и лечения пострадавшим в ДТП. По сути, именно виновник ДТП оплачивает ущерб пострадавшему в аварии, но делает это за счет предусмотренного законодателем страхования.

Страховые компании по полису ОСАГО должны отремонтировать автомобиль. Иначе говоря – восстановить машину в состояние «до аварии». Но ведь автомобиль, попавший в ДТП, был не новым. Поэтому страховая компания рассчитывает износ машины и выплачивает пострадавшему компенсацию из учета именно суммы после расчета, а не как за новый автомобиль.

Новый закон

Оговоримся сразу – депутаты Госдумы в 2017 году провели реформу ОСАГО, и правила применения расчета износа изменились. А точнее, понятие расчета износа автомобиля для автомобилистов пропало как таковое – ведь теперь выплаты ОСАГО деньгами остались только в исключительных случаях. В основном же решено проводить компенсацию натуральным образом, то есть через ремонт автомобиля.

Есть и исключения, в которых натуральное возмещение не предусмотрено:

  • Ремонт требует более 400 тысяч рублей;
  • Урон получил не автомобиль, а другое имущество;
  • Страховая не может произвести компенсацию в натуральном виде;
  • ДТП оформлялось с помощью европротокола, без участия сотрудников полиции
  • Автомобиль полностью уничтожен.

Новшества касаются только тех водителей, которые заключили новый договор ОСАГО с мая 2017 года, после принятия соответствующих изменений в закон. Для тех, кто ездит по старому полису, все работает как раньше.

Кто выполняет расчет

Итак, мы разобрались с применением поправок. Если речь идет об учете износа автомобиля, стоит понимать, что здесь говорится об исключениях из новых правил либо о водителях, которые заключили договор до вступления в силу поправок.

Страховая компания может провести расчет износа деталей автомобиля самостоятельно или с помощью сторонних экспертов. В теории все просто – эксперты осматривают автомобиль, страховая делает расчет. Дальше по желанию пострадавшей стороны происходит один из двух вариантов:

  • Пострадавший выбирает ремонт автомобиля – машину направляют на сервис страховой компании, ремонтируют его и страховая оплачивает работы СТО;
  • Пострадавший решает забрать деньги и сам ремонтирует машину – страховая выплачивает денежную компенсацию. Сумма компенсации устанавливается страховщиками.

Водитель выбирает ремонт

Если выбран вариант с ремонтом, то расчет износа не учитывается. Страховщики платят за детали по таблице РСА. Если по факту ремонт обойдется дороже, то водителю придется доплатить разницу между суммой реальной и суммой по расчету страховой компании.

Водитель выбирает деньги

Страховая компания проводит расчет износа как раз в ситуации с выплатой денежной компенсации. Учет износа проводят по специальной формуле, он калькулируется в процентах. Учитывается цена детали по справочнику РСА, а также место (регион), где проводится сам ремонт. Вычислив коэффициент, стоимость запчасти умножают на него и полученную сумму предлагают водителю.

Что нужно знать о расчете износа автомобиля при ОСАГО? Ключевое – что износ рассчитывают только для запчастей, которые нужно заменить. Если восстановление детали возможно без замены, то износ не рассчитывается.

Особенности расчета

По каким деталям проводится расчет

Расчет износа по ОСАГО проводится не по всем деталям автомобиля. Есть конструкции, на восстановление которых страховые компании не влияют. Это, в основном, детали и части машины, которые отвечают за безопасность водителя и пассажиров:

  • Система ремня безопасности, в том числе сам ремень и крепления;
  • Детские крепления;
  • Элементы тормозов – все детали, которые поддерживают работу тормозной системы и колодки;
  • Части автомобиля, которые обеспечивают рулевое управление
  • Подушки безопасности – вся система.

Формула расчета

Расчет износа по ОСАГО проводится страховой компанией по специальной формуле, утвержденной законодателем. Результат участвует в формуле расчета самого ОСАГО. Она не закрыта от обычных водителей и опубликована в положении ЦБ РФ.

Учитываются следующие факторы:

  • Дата начала использования автомобиля;
  • Дата произошедшей аварии;
  • Тип автомобиля (есть специальная таблица);
  • Количество пройденных километров.

К примеру, износ деталей автомобиля ВАЗ, с пробегом в 15 000 километров и использованием в течение 11-ти месяцев будет равняться 9,7%. Сейчас водителю проще всего воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами расчета износа, которые без труда можно найти в сети.

Максимальная величина

Законодатель предусмотрел возможность некоторых недобросовестных страховых компаний вычислять расчет износа до уровня 90-95%. Был введен показатель максимального износа деталей. Сейчас эта цифра составляет 50%. Но шанс повысить его у страховщиков все равно есть – если оценщиком компании будет выявлены повреждения на автомобиле, полученные в другом ДТП.

Проблемы со страховой

Страховые компании не всегда с радостью выплачивают вам полную сумму компенсации или выполняют качественный ремонт вашего автомобиля. Расчет износа по ОСАГО – одна из возможностей «занизить» сумму выплаты.

Если в вашей ситуации применяется учет износа автомобиля, стоит потребовать бумаги у страховой компании. Речь идет о оценке износа с калькуляцией. Страховщик может отказать в выдаче такого заключения – это первый признак недобросовестных действий.

Другой способ занизить суммы – не заносить в расчет все повреждения. Будьте внимательны при изучении листа с калькуляцией – там могут оказаться только внешний повреждения, некоторые внутренние дефекты могут не учитываться.

Обратите внимание на дату, с которой проводится расчет износа. Бывает, что страховая компания считает использование автомобиля с 1 января года выпуска, хотя в паспорте транспортного средства указана дата начала эксплуатации. Это еще один способ снизить сумму компенсации автовладельцу.

Как бороться со страховой

Если вы столкнулись с проблемой занижения суммы выплаты компенсации по ОСАГО – отстаивайте свое право на полное восстановление ущерба. Причем неважно, в чем выражается уловка страховой, в расчете износа или применяется другой способ. У вас есть право на получение полной выплаты по полису ОСАГО.

Сделайте экспертизу

В первую очередь вам нужно подтвердить свою позицию о недобросовестных действиях страховой компании. Ни суд, ни другой орган государственной власти не воспримет просто «мнение», вам нужно обосновать свою позицию. Для это требуется экспертиза автомобиля после ДТП. Звоните в Хонест, наш оценщик сделает заключение, которое примут в суде любой инстанции.

Провести осмотр автомобиля можно около нашего офиса и около вашего дома, однако если есть подозрения на скрытые повреждения, необходим осмотр в автосервисе. Мы рекомендуем приглашать нашего эксперта в тот техцентр, где вы в дальнейшем планируете ремонтировать автомобиль – так выйдет дешевле.

Обращение в страховую

Имея на руках заключение эксперта с ценой ущерба отличной от той, которую предлагает страховая компания, составьте досудбную претензию, приложите отчет независимой экспертизы и отправьте в страховую. В большинстве случаев страховые выплачиваю полную сумму ущерба в досудебном порядке.

Обратите внимание, претензию нужно подготовить в двух экземплярах и отнести в страховую компанию. Менеджер забрать один экземпляр, а на вашем поставить отметку о принятии с датой и своей должностью и ФИО. Если отказывается – отправляйте заказным письмом.

Иск в суд

Если страховая компания не ответила на досудебную претензию или ответила отказом – обращаемся в суд. Если автовладелец делал все по инструкции, у него есть все основания для обращения – экспертиза с подтверждением нарушений по выплатам компенсации ущерба и игнорирование претензии о решении проблемы мирным путем. Прикладывайте к иску эти бумаги.

В иске вам нужно потребовать выплату полной суммы компенсации. Также к цене иска добавляются и расходы – на выполнение экспертизы, на почтовые расходы и другое. Если общая цена иска меньше 50 тысяч рублей, то обращайтесь в мировой суд. Если больше – то в районный.

Вам нужна помощь? Звоните в Хонест. Мы готовы проконсультировать вас, разобраться в проблеме, сделать нужную экспертизу и при необходимости оказать юридическую поддержку в суде.

Оцените статью
Добавить комментарий