Право обращения граждан в органы государственной власти

Право обращения граждан в органы государственной власти

Каждый российский гражданин имеет право обращения во властные структуры с заявлениями, ходатайствами и жалобами. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и его населением. Право обращения граждан в органы государственной власти за помощью закреплено положениями Конституции РФ и нормативами федерального законодательства.

Данное право предоставлено всем без исключения гражданам России, вне зависимости от их статуса — пола, возраста и социального положения. Любой гражданин РФ при необходимости может на безвозмездной основе обращаться в соответствующие структуры любой из ветвей власти: законодательную, исполнительную или судебную.

Все виды обращений населения в органы государственной власти можно условно разделить на следующие разновидности:

  • Заявления.
  • Предложения.
  • Жалобы.

Порядок обращения

Все виды официальных обращений населения, как к конкретному лицу, облечённому властными полномочиями, так и в государственные органы вообще, должны отвечать принятым стандартам.

В них должна быть указана следующая информация:

  • Наименование лица или органа, к которому обращается заявитель.
  • Фамилия и полные инициалы заявителя.
  • Почтовый адрес лица, подающего заявление. Юридический адрес (для юр.лица) или адрес проживания (для физ.лица).
  • Кратко, но предельно ясно описана суть обращения.
  • Дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Также к ходатайству может прилагаться дополнительная документация, способствующая раскрытию сути обращения или подтверждающая изложенные в нём факты. Это могут быть фото- видеоматериалы, официальные справки, свидетельские показания и т.д.

Порядок рассмотрения

Любое обращение граждан в органы государственной власти должно быть рассмотрено в обязательном порядке. В ответ на любую жалобу, заявление или предложение они должны обеспечить следующий порядок действий:

  • Оперативно, в установленные законом сроки, рассмотреть ходатайство, разобраться во всех проблемах и вопросах, касающихся существа дела.
  • При необходимости получения дополнительной информации, должны быть подготовлены и направлены соответствующие запросы в другие инстанции и организации.
  • В случае ущемления законных прав населения власти обязаны принять неотложные меры для пресечения противоправных действий и дальнейшей защиты заявителя от подобных посягательств.
  • После разбора ходатайства и принятия должных мер, заявителю отправляется письменный ответ в форме краткого отчёта по сути его проблемы.

Ответ на обращение высылается лично лицу-заявителю, за исключением следующих случаев:

  • Если в обращении не указан адрес проживания заявителя, его фамилия и инициалы.
  • Если весь текст ходатайства написан неразборчивым почерком.

Бывают случаи, когда ответы властных инстанций не устраивают заявителя, или недостаточно понятны ему. В этом случае он в письменном виде может потребовать разъяснений по существу вопроса. Должностные лица, в свою очередь могут прекратить переписку с гражданином только в том случае, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно. При этом уведомить гражданина об окончании переписки они должны также в письменной форме.

Согласно установленному нормативными актами порядку, любое обращение граждан в органы государственной власти обязаны быть рассмотрены в течение одного календарного месяца. Отчёт срока начинается с момента регистрации ходатайства в секретариате (приёмной, судебной экспедиции, дежурной части) соответствующей госструктуры.

В отельных случаях, когда с разбором заявления возникают сложности, данный срок может быть увеличен ещё на месяц. При этом лицу-заявителю отправляется официальное уведомление о продлении сроков рассмотрения. Обратиться с заявлением к должностному лицу можно также в устной форме. Для этого следует использовать часы, отведённые для личного приёма граждан. В этом случае ходатайство регистрируется в определённой законом форме и обладает той же юридической силой, что и письменное заявление.

При нарушении временных сроков, отведённых законом на рассмотрение заявлений, и неправомочных затягиваний разбирательства, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции или надзорные органы.

Порой бездействие власть предержащих лиц, или их непрофессиональные действия становятся причиной понесённых гражданином материальных убытков или морального ущерба.

В этом случае заявитель имеет законное право обращения в судебные органы с требованием возмещения ему всех убытков и назначения моральной компенсации.

Компетенция различных госорганов

Для своевременного рассмотрения заявления и адекватного решения возникшего вопроса, при его подаче нужно учитывать правовые полномочия того или иного властного органа. Все государственные институты и службы обладают индивидуальными, чётко прописанными полномочиями и обязанностями. Грубо говоря, отдел МВД не компетентен в вопросах медицинской сферы, а органы здравоохранения – в проблемах пенсионного обеспечения. Но на деле существует множество вопросов, находящихся в «пограничных зонах», на стыках властных полномочий.

В этом случае лицо-заявитель, незнакомое со всеми тонкостями чиновничьего делопроизводства может стать заложником ситуации, когда тот или иной орган власти отказывается принимать заявление. При этом чиновники могут ссылаться на целый ряд существующих должностных инструкций и нормативных актов, всегда обращая их в одну сторону – в свою пользу, чтобы не заниматься проблемами данного гражданина. Причиной этому является недостаточная чёткость и однозначность современных нормативов. В итоге часто попытки решить насущную проблему превращаются в безрезультатное хождение по инстанциям.

Обращение за помощью к профессиональным юристам поможет избежать подобных неприятностей. Специалист, по роду своей деятельности обладающий необходимыми познаниями, сможет правильно определить государственный орган, обязанный заниматься именно вашей проблемой. Также он сможет оказать консультацию относительно правильного составления заявления или жалобы, грамотно и лаконично раскрыть в ней суть проблемы. Всё это станет залогом скорейшего рассмотрения заявления, и принятия адекватных мер представителями власти.

В случае же неисполнения чиновничьим аппаратом своих прямых обязанностей – помощи гражданину в решении конкретного вопроса, — юрист сможет сдвинуть дело с мёртвой точки, составив и подав правильную жалобу об их бездействии.

Органы государственной власти РФ

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
“О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.

Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 11 мая 2006 г. N 70-71, в “Российской газете” от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они – в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, – препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Права граждан на обращение в органы государственной власти

Права граждан на обращение в органы государственной власти

Важнейшим конституционным правом граждан в сфере государственного управления является право на обращение в органы государственной власти: граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации).

Данная конституционная норма находит свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 59), который вступил в юридическую силу 02.11.2006.

Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (ст. 4 ФЗ № 59).

Следует отметить, что гражданин реализует право на обращение свободн и добровольно. Осуществление им своего права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 2 ст. 2 ФЗ № 59).

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Любое взимание денежных средств государственными органами и должностными лицами за прием, регистрацию или рассмотрение обращений в любой форме – незаконно (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 59).

В обращении должна быть указана следующая информация (ст. 7 ФЗ № 59):

– наименование лица или органа, к которому обращается заявитель;

– фамилия, имя и отчество заявителя;

– почтовый адрес гражданина, подающего обращение;

– предельно ясное описание сути обращения;

– дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Обращение гражданина не может быть проигнорировано. Гражданин имеет право получить письменный ответ. А государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, соответственно, обязаны дать своевременный письменный ответ на обращение по существу указанных вопросов.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов не входит в компетенцию данных органов, письменное обращение направляется в течение 7 дней в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителя о переадресации обращения (п. 3 ст. 8 ФЗ № 59).

Своевременность рассмотрения обращения означает соблюдение сроков: 30 дней с момента регистрации обращения, в отдельных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (ст. 12 ФЗ № 59).

Читайте также:  Причины отказа в получении российского гражданства

Ответ на обращение направляется лично заявителю, за исключением случаев когда в обращении не указан почтовый адрес заявителя, его фамилия и инициалы или если весь текс обращения написан неразборчивым почерком и не поддается прочтению (ст. 11 ФЗ № 59).

Бывают случаи, когда ответы государственных органов не устраивают заявителя или недостаточно понятны ему. В таких случаях гражданин имеет право потребовать разъяснений по существу вопроса.

Должностные лица, в свою очередь, могут прекратить переписку с гражданином, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно. При этом уведомив заявителя о прекращении переписки в письменной форме (ч. 5 ст. 11 ФЗ № 59).

Обращения граждан позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов управления, исправить их ошибки. Обращения выступают и как форма обратной связи, по каналам которых руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности государственных органов и реализации их компетенции. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и населением

Право на обращение в государственные органы

Каждый из нас где бы он не находился ежедневно сталкивается с множеством проблем, нарушений и недостатков в сфере благоустройства, организации дорожного движения, работы коммунальных служб и многих других областях общественной жизни.

К сожалению, множество людей остается к таким проблемам равнодушными, и проходят мимо, словно их это не касается. Некоторые просто не замечают ничего, кроме дороги от своего дома до работы и не хотят не во что ввязываться, ошибочно полагая, что повлиять на что-то они не в их силах.

Однако, в действительности чтобы улучшить что-то вокруг нас, для начала необходимо обратить внимание на существующую проблему. Как правило, большинство вопросов, о которых упомянуто выше решается уполномоченными государственными, муниципальными органами и их подведомственными учреждениями.

Право обратиться в компетентные инстанции закреплено за нами Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций (ст. 2 Закона № 59-ФЗ).

При этом следует помнить, что обращение гражданина (в контексте Закона № 59-ФЗ) – это предложение, заявление или жалоба.

Обращение может содержать:

-рекомендации гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

-просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критику деятельности указанных органов и должностных лиц;

-просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Ст. 5 Закона № 59-ФЗ за нами закреплены следующие права при рассмотрении наших обращений:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Особо следует отметить гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением (ст. 6 Закона № 59-ФЗ).

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Для соблюдения требований к письменному обращению гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Естественно в современном мире развитых технологий гражданин вправе направить обращение в электронном виде, при этом в нем он должен указать свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ. Также он вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме. В настоящее время сделать это можно легко и быстро направив письмо на официальную электронную почту соответствующего государственного органа, либо воспользовавшись специальной формой на его официальном сайте.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.

Иными словами ответа государственного органа о том, что Вы написали «не туда» просто не может быть. Орган обязан уведомить о том, куда он направил обращение, и в конечном итоге Вы все равно получите ответ непосредственно по существу вопроса.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель государственного органа вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В ходе подготовки обращения обратите внимание на следующее:

1. Если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, государственный орган вправе оставить обращение без ответа и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в иной государственный орган

5. Если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в иной государственный орган, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину.

6. Если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

7. В случае поступления в государственный орган обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте данного государственного органа, гражданину в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта, на котором размещен ответ на вопрос.

8. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса.

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время в результате направления разумных, объективных и обоснованных индивидуальных и коллективных обращений граждан зачастую решается значительное количеством острых проблем и вопросов. Деятельность государственных и муниципальных органов в области рассмотрения обращений граждан стоит на особом контроле Управления Президента по работе с обращениями граждан и организаций, а также постоянный надзор в этой сфере осуществляется органами прокуратуры России.

Нормативные документы

Поделиться в социальных сетях

Порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц по общим вопросам, в том числе с запросом о предоставлении информации Отправить по электронной почте

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 17.02.2015

Дата изменения: 17.02.2015

Порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц по общим вопросам, в том числе с запросом о предоставлении информации

Установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, согласно статье 1, п.1.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, согласно статье 2, п.1.

Согласно статье 5, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Требования к письменному обращению, согласно статье 7:

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Как можно правильно возместить моральный ущерб?

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Как гражданин может обратиться в органы власти?

Все мы время от времени сталкиваемся с ситуациями, в которых необходима помощь государственных органов. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и их должностным лицам. Кроме того, граждане вправе обращаться к Президенту РФ как к главе государства и в Администрацию Президента РФ. Как правильно обратиться в органы власти, чтобы гарантированно получить ответ и решить свою проблему? Читайте в нашем материале.

Формы, виды обращений и требования к ним

Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа. В двух последних случаях гражданин должен указать наименование органа или ФИО и должность лица, к которому обращается, свои ФИО и почтовый адрес для ответа (либо электронную почту), суть предложения, заявления или жалобы. Также необходимо проставить личную подпись и дату.

Если нужно подтвердить свои доводы, к обращению прикладываются документы либо их копии.

По общему правилу письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако если, например, к их компетенции не относится решение вопросов, поставленных в обращении, такое обращение в течение семи дней со дня регистрации переадресуется.

Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных

Любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица.

Когда гражданин не получит письменный ответ от госоргана:

1) если обращение касается обжалования судебного решения, то оно возвращается гражданину в течение 7 дней со дня регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного решения;

2) если в обращении содержатся оскорбления, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, то возможно оставление обращения без ответа сообщение о недопустимости злоупотребления правом;

3) если текст письменного обращения не поддается прочтению, то в течение семи дней со дня его регистрации об этом сообщается гражданину, при условии, что его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

4) если в обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу и обращение признано безосновательным;

5) если ответ по существу не может быть дан без разглашения государственной тайны, то гражданину сообщается о невозможности предоставления в связи с этим ответа.

На анонимные обращения ответ не дается, но обращение направляется в соответствующие госорганы, если гражданин сообщает о противоправном деянии.

Порядок обращения в органы прокуратуры

В органы прокуратуры гражданин может написать обращение, содержащее сведения о нарушении законов. Такое обращение будет зарегистрировано в течение трех дней. В срок от 15 до 30 дней гражданин получит ответ, если предоставленных сведений будет достаточно для разрешения вопроса.

Результатом обращения будет одно из решений прокуратуры: “удовлетворено” (в частности, при принятии мер к частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя); “удовлетворено повторное обращение”; “отклонено”, если требования заявителя признаны необоснованными; “разъяснено”, если разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении каких-либо просьб либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом; “принято иное решение”, если, например, обращение оставлено без разрешения, возвращено заявителю; “направлено” – в случае направления обращения для разрешения в другие прокуратуру, ведомство или соответствующую организацию.

Подготовлено специалистами ГК «Земля-СЕРВИС» по материалам электронного журнала «Азбука права» (СПС КонсультантПлюс).

Право обращения граждан в органы государственной власти

Ключевые слова: ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; ИНСТИТУТ ДЕМОКРАТИИ; КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН; ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ; CITIZEN PETITIONS; PUBLIC ADMINISTRATION; CENTRAL GOVERNMENT AND LOCAL AUTHORITIES; DEMOCRACY; CONSTITUTION RIGHT; CITIZENS SAFEGUARDING.

Согласно статье 33 Конституции РФ граждане нашей страны обладают конституционном правом обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления[1]. Учитывая тот факт, что конституция в нашей стране обладает высшей юридической силой, и ни один закон не может ей противоречить, можем утверждать, что данное конституционное право является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым. Значимость данного права граждан выражается в том, что в демократическом государстве оно представляет собой один из основных способов взаимодействия государства и общества по различным вопросам, а также является одним из показателей отношения граждан к представителям органов власти. При более глубоком изучении вопроса, мы обнаружили недостаточность теоретико-методологического изучения права граждан в качестве системы, именно поэтому изучение данной темы является актуальным сегодня, в то же время, перспектива выявить новые закономерности или по-новому взглянуть на данную проблему представляется весьма увлекательной.

Читайте также:  Изменена госпрограмма «Доступная среда»

Конституционное право граждан на обращения в государственные органы осуществляется в установленном порядке, закрепленном Федеральным законом (ФЗ) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ[2]. В связи с этим, смело можно говорить о механизме реализации упомянутого ранее права как о политическом институте нашего государства.

Приведенное в статье 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определение обращения гражданина можно трактовать следующим образом: предложение, заявление или жалоба, выраженные в письменной или электронной форме и направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а также устное обращение гражданина в органы власти. Необходимо принять данное определение во внимание, так как понимание основного для данного конституционного права граждан термина уже говорит о многом.

Во-первых, обращения граждан могут иметь устную, письменную или электронную форму.

Во-вторых, направлять обращения в письменной или электронной форме можно как в государственный орган, так и должностному лицу.

Если же речь идет о термине «институт обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления», то наиболее полное и подробное определение вышеупомянутому понятию дала В.Г. Румянцева. По ее мнению, институт обращения граждан является самостоятельным комплексным правовым институтом, утвержденным российским и международным законодательством, на основе которого закрепляется право человека и гражданина, их объединений лично или коллективно, напрямую или через представителей, в устной или письменной форме обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления в правоохранительных или правозащитных целях или для того, чтобы принимать участие в управлении делами государства[3].

Таким образом, право граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления – это конституционное, неотчуждаемое, абсолютное и неограниченное, закрепленное федеральным и международным законодательством право граждан участвовать в управлении страной. Порядок осуществления данного права регламентирован и закреплен в федеральном законе РФ, а механизм использования гражданами права представляет собой политический институт гражданского общества и правового государства.

Теперь, перед тем как перейти к более подробному анализу Федерального закона N 59-ФЗ, регулирующего порядок обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и применения данного права гражданами сегодня, считаем нужным обратиться к истории развития политического института.

Наиболее подробно исторический аспект данного явления рассмотрен в работе Л.В. Лукъянчиковой «Институт обращения граждан в России: историко-правовой аспект»[4]. Она отмечает, что челобитные стали одним из самых первых каналов связи между обществом и правительством. В них жители излагали свои жалобы, требования и просьбы. Первое упоминание о челобитных можно встретить в источниках XV века. Челобитчики, под термином «жалобники»[5] упоминаются в Судебнике 1497 года[6]. Бояре были обязаны рассмотреть обращения всех «жалобников» и «давать всем жалобникам управа», исходя из сути проблемы.

После, в XVI-XVII вв. данный механизм стал важнейшим способом проявления общественного мнения. Например, один из наиболее ранних указов о прикреплении крестьян к земле — Закон об урочных годах, ограничивающий действие крестьянской крепости по писцовым книгам от 24 ноября 1597 года был инициирован челобитными от «дворян и детей боярских… разных городов». В последующие годы излагаемые в челобитных просьбы в основном удовлетворялись, однако не могли и противоречить воле государя.

Такие исследователи, как М. Богословский и М. Ф. Владимирский-Буданов также отмечали в своих работах немаловажность челобитных и закономерность волеизъявления царя после получения ряда обращений. Более того, небезызвестное в истории нашего государства Соборное уложение 1649 года, согласно подсчетам и анализу количества челобитных Н.Я. Новомбергского, из 967 статей содержало до 89 статей по важнейшим вопросам, составленных под прямым воздействием челобитий[7].

В период XVIII-XIX вв. обращение к власти было довольно частым и вполне распространенным явлением, и, как правило, данные отношения находили свое отражение в изданных верховной властью законах. Например, по обращению купцов Санкт-Петербурга вышел Указ о предоставлении прав и всему прочему купечеству по отдельным вопросам отправки за границу товаров[8].

Что касается советского времени, то право граждан на обращения развивалось и в последствии было закреплено в законах в качестве конституционно-правового института. Стоит, однако, отметить, что реальная возможность участия граждан в управлении воплощалась в основном на местном уровне, а именно, являлась проявлением взаимодействия Советов, в качестве представительных органов власти, и населения.

Степень непосредственного влияния обращений населения на деятельность государственных органов менялась на протяжении всей русской истории и зависела в первую очередь от принципов построения системы власти и управления, состояния нормативной правовой базы, степени функционирования механизма реализации норм права, и, безусловно, вида политического режима. Однако вышеупомянутые факты позволяют сделать вывод о том, что такая форма учета интересов населения верховной властью является одним из важнейших условий успешного функционирования государственной системы и обеспечения интересов общества. Именно к такому заключению пришла Л.В. Лукъянчикова в статье посвященной институту народных обращений в России.

В настоящее время институт обращений граждан в России является обязательной составляющей взаимодействия граждан и органов государственной власти или органов муниципальных образований. Это напрямую связано с тем, что согласно статье 1 Конституции Российской Федерации, Российская федерация – Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Главным источником власти в России признается народ. Помимо этого, многие эксперты отмечают, что сегодня проявляются положительные тенденции усиления роли общественности в решении актуальных общественно-социальных проблем. Инструменты общественного контроля разнообразны, это и движения волонтеров, и общественные инициативы, и многое другое, включая возможность обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которому мы хотим уделить отдельное внимание.

В первую очередь, по нашему мнению, стоит рассмотреть и проанализировать наиболее важные положения ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ. Как уже было упомянуто раннее, закон закрепляет определение понятия «обращение» и других важных при изучении данного вопроса терминов.

Опираясь на статью 4 данного нормативного правового акта, обращения можно классифицировать следующим образом:

1) предложение – обращение в органы власти по поводу улучшения деятельности государственных учреждений, развитию общественных отношений, улучшению состояния различных сфер жизни, который носит рекомендательный характер;

2) заявление – обращение, направляемое в формате просьбы, которая нацелена на получение содействия в рамках реализации прав и свобод гражданина или других лиц, может также указывать на недостатки деятельности аппарата управления на различном уровне или критиковать его;

3) жалоба – обращение, представляющее собой просьбу по вопросам правозащиты гражданина или других лиц.

Следует обратить внимание на то, что обращаться в органы государственной власти граждане могут не только лично, но и коллективно. Поэтому, по нашему мнению, в данный перечень можно добавить понятие «петиция», которое подразумевает под собой коллективную просьбу в письменной форме, обращенную к органам власти.

Положение об обращении граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления существует не только в российском законодательстве, но и в нормативных правовых актах ряда других государств.

Благодаря развитию информационных технологий, была создана международная платформа, уже получившая достаточную известность в России, Change.org[9]. Концепция данной платформы проста и понятна любому. Регистрируетесь на сайте. Предлагаете название петиции. Выбираете организации, органы государственной и муниципальной власти, должностное лицо и т.д., способных повлиять на разрешение проблемы. Описываете ситуацию. Публикуете предложение, далее другие пользователи голосуют и, таким образом, после набора достаточного количества голосов проблема будет отправлена упомянутым органам власти и может быть освещена в СМИ. Данный механизм сложно сравнить с классическим обращением граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, однако он имеет место быть в современном обществе.

Статья 6 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержит гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением. В первую очередь, освещен вопрос конфиденциальности сведений, изложенных в обращении и запрет преследования гражданина, так или иначе связанного с его обращением в органы государственной власти или орган местного самоуправления. Более того, согласно статье 14, органами, в которые обращается гражданин, должен осуществляться контроль за порядком рассмотрения обращений. В случае нарушения настоящего ФЗ, согласно статье 15, виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Граждане также имеют право обратиться в суд, с целью защиты нарушенных органами государственной власти, органами субъектов или должностными лицами прав и свобод. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что сегодня в России постепенно развивается институт уполномоченного по правам граждан, основные положения деятельности которого определяются Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[10]. Согласно статье 16 уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Право граждан на обращения представляет собой реальную форму участия общества в работе государственных органов, несмотря на то, что процесс и результат рассмотрения обращений конфиденциальны, граждане могут быть уверены в правомерности действий органов власти. К тому же, работа упомянутых ранее институтов правозащиты сегодня достаточно эффективна по оценкам ряда экспертов.

Роль взаимодействия населения страны и органов государственной власти или органов местного самоуправления путем обращения граждан подчеркивает в своей статье М.Г. Михайловский, начальник управления президента Российской федерации по работе с обращениями граждан и организаций. По его мнению, законодательные инициативы любого уровня, затрагивающие интересы населения будут более актуальны если при их планировании проводить анализ проблем и вопросов содержащихся в обращениях населения в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления[11]. В своей работе он проанализировал статистические данные и выявил, что количество обращений граждан РФ постепенно растет, а большая часть обращений исходит от граждан, проживающих в центральном регионе страны.

Ввиду сказанного, представители власти уделяют достаточное влияние развитию института обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления и стараются путем общего повышения правосознания граждан усовершенствовать и популяризировать данную возможность. В первую очередь, это развитие идеи центра стратегических разработок по совершенствованию политических институтов взаимодействия власти и населения[12]. По оценкам экспертов центра стратегических разработок, процесс модернизации идет постепенно, однако вполне эффективно, о чем также было сказано ранее. Планируется повысить эффективность работы государственных учреждений, благодаря снижению издержек, изменениям в оргструктуре и внедрению высоких технологий.

В России уже есть пример эффективно и удобно функционирующей платформы предоставления государственных услуг, а именно портал «Госуслуги». Здесь государственные органы оказывают практически все возможные услуги населению. По нашему мнению, создание аналогичной платформы для подачи гражданами заявлений, предложений, жалоб и петиций в органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностным лицам является одним из наиболее перспективных направлений развития гражданского общества в России. Стоит добавить, что на сегодняшний день приоритетным направлением внутренней политики Российской Федерации является внедрение информационных технологий, пронизывающих все сферы деятельности населения, в связи с этим, создание государственной платформы, функционирующей на подобие описанного ранее международного портала Change.org положительно скажется не только на взаимодействии граждан и государства, но и позволит упростить, автоматизировать процесс подачи обращений и привлечь внимание граждан простотой использования.

В заключение хотелось бы отметить выводы, к которым мы пришли, анализируя исторический аспект развития права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления и современную ситуацию по данному вопросу. Во-первых, обращения граждан выполняют три основные функции: информационную, коммуникационную и правозащитную. Во-вторых, обращения населения являются основным политическим институтом, обеспечивающим связь граждан и государства на протяжении уже долгого времени существования российской государственности. В-третьих, данный институт нуждается в модернизации, потому что, несмотря на свою значимость, работает сегодня не на полную мощность. В качестве варианта повышения функциональности можно рассматривать возможность создания единого государственного портала для обращений, аналог которого уже нашел положительный отклик среди граждан Российской Федерации.

Оцените статью
Добавить комментарий