Субъекты, объекты и сроки сервитута на земельный участок

Обременение права собственности земельным сервитутом

Глава 13 Гражданского кодекса посвящена одному из важнейших вещных прав, принадлежащих человеку от рождения, – праву собственности. Только право собственности позволяет человеку в полном объеме участвовать в экономическом обороте, тем самым удовлетворяя свои потребности.

Имея в собственности какую-либо вещь, лицо по отношению к ней наделено следующими правами – владеть, пользоваться и распоряжаться. Этой трилогией и раскрывается содержание права собственности. Если говорить кратко обо всех вышеперечисленных полномочиях собственника, то владение можно определить как фактическое обладание вещью, пользование – дает право извлекать от вещи ее полезные свойства, а распоряжением собственнику дозволено определять дальнейшую судьбу вещи, причем он может это делать по своему усмотрению, любым путем (уничтожение, дарение, мена, продажа и т. д.). Несмотря на, казалось бы, абсолютный характер прав собственника по отношении к вещи, Гражданским кодексом установлены и ограничения – осуществляя свои права, собственник не должен наносить ущерба окружающей среде и не должен нарушать права и законные интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ). Но это общие ограничения, относящиеся к любому собственнику и к любому предмету, находящемуся в собственности. В свою очередь Земельным и Гражданским кодексами также установлены ограничения конкретного характера, как для самого собственника, так и для третьих лиц. В частности, одним из ограничений права собственности на земельный участок является сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком. Причем согласно статье 2 Земельного кодекса нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу.

Статья 23 Земельного кодекса РФ выделяет два вида сервитутов – частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Так, согласно статье 274 Гражданского кодекса частный сервитут устанавливается для определенных нужд – обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также и других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, то есть не задействовав при этом земельного участка, принадлежащего другому лицу. Тем не менее, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им (ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

В пункте 3 статьи 23 приведен исчерпывающий перечень случаев установления публичного сервитута. Итак, публичный сервитут может быть установлен для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

В соответствии с частью 2 статьи 275 Гражданского кодекса сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Таким образом, сервитут лишен самостоятельности и не может быть объектом экономического оборота.

Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть срочным и бессрочным. Сервитут, обременяющий земельный участок на неопределенный срок, существует, пока в нем есть необходимость. При этом сервитут никак не зависит от конкретной личности – собственника земельного участка, он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу (ч. 1 ст. 275 ГК РФ). В связи с этим собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, необходимо знать, что при его продаже он должен проинформировать о сервитуте будущего покупателя, так как в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Эта норма установлена пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса РФ. Также отметим, что осуществление сервитута третьим лицом должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Особо следует уделить внимание моменту возникновения сервитута. В соответствии с частью 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ сервитут должен устанавливаться соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка. В соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 17 марта 2004 года, соглашение о сервитуте представляет собой договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок), и собственником соседнего земельного участка, а в необходимых случаях – собственником другого земельного участка (соседнего участка).

Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ установление сервитута должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” статьей 27 устанавливает правила государственной регистрации сервитутов. Соглашение об установлении сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Причем если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута, а если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Кроме того, Законом N 122-ФЗ установлено, что сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Конечно, при установлении сервитута могут возникнуть спорные ситуации, особенно со стороны собственника земельного участка, ведь сервитут в любом случае вызовет для него неудобства. По общему правилу, в случае недостижения общего согласия об установлении или об условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. При этом истцом должны быть представлены доказательства необходимости установления сервитута, иначе ему может быть отказано. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 ноября 2005 г. N А17-382/14-2004 судом отказано в удовлетворении заявленных требований на установление сервитута, поскольку истцом не представлено доказательств невозможности проезда (прохода) к принадлежащим ему зданиям без установления сервитута на соседний земельный участок.

Как Земельный, так и Гражданский кодексы предусматривают для собственника земельного участка денежную компенсацию за возможные неудобства, причиненные сервитутом – ему дается возможность требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком. Согласно пункту 1.6 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен. Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, а ее размер может изменяться в течение срока, на который установлен сервитут (п.п. 1.7, 2.1).

Роман Ларионов, юрисконсульт компании “Гарант”

Статья 23 Земельного кодекса РФ выделяет два вида сервитутов – частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Так, согласно статье 274 Гражданского кодекса частный сервитут устанавливается для определенных нужд – обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также и других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, то есть не задействовав при этом земельного участка, принадлежащего другому лицу. Тем не менее, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им (ст. 274 ГК РФ).

Субъекты сервитутных отношений: кто ими может быть, а также срок действия сервитута на земельный участок

В повседневной жизни могут возникать ситуации, когда для выполнения каких-либо работ на своем участке необходимо воспользоваться владениями ближайших соседей на небольшой срок. Можно просто договориться с ними, но лучше, чтобы избежать в дальнейшем каких-либо недоразумений, заключить с соседями соглашение, которое будет называться сервитутом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

В повседневной жизни могут возникать ситуации, когда для выполнения каких-либо работ на своем участке необходимо воспользоваться владениями ближайших соседей на небольшой срок. Можно просто договориться с ними, но лучше, чтобы избежать в дальнейшем каких-либо недоразумений, заключить с соседями соглашение, которое будет называться сервитутом.

Субъекты, объекты и сроки сервитута на земельный участок

Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков. В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта, а вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.

Как правило, публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом его можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование. После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся.
Публичный сервитутможет быть установлен в следующих целях :
– проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
– размещение межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
– проведение дренажных работ;
– забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой;
– прогон сельскохозяйственных животных;
– сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
– охота, рыболовство, аквакультура (рыбоводство).
Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке (на основании ходатайства заинтересованного лица), например для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях. Сведения об установлении публичного сервитута вносятся в ЕГРН.
Публичный сервитут устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Вы вправе обратиться в суд за защитой ваших прав и законных интересов, если не согласны с обременением вашего участка публичным сервитутом либо его условиями.
В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.
Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.Также он считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута. Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется. Кроме этого, публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок .
Срок публичного сервитута, установленного в специальном порядке, имеет ряд особенностей в зависимости от цели обременения и оснований прекращения обременения.
При установлении публичного сервитута можно потребовать соразмерную плату, если он создает существенные затруднения в использовании вашего участка. Обращаться с заявлением, составленным в свободной форме, следует в орган, который установил сервитут. Учтите, что плата за пользование участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые вы испытываете из-за публичного сервитута. Необходимо обосновать требования и собрать доказательства того, что использование участка стало затруднительным. Например, указать площадь, которую вы из-за публичного сервитута не можете использовать по назначению. Также следует приложить к заявлению заключение оценщика, в котором рассчитана плата за публичный сервитут. Оно подтвердит ваши доводы и поможет рассчитать размер платы.
Если вам отказали в установлении платы, вас не устроил ее размер или на заявление не отреагировали, обращайтесь в суд. Для этого нужно подготовить иск об установлении соразмерной платы и определении порядка выплат. К иску нужно приложить документы, подтверждающие претензии.
Плата за публичный сервитут, установленный в специальном порядке, определяется с учетом особенностей.
Для отдельных целей публичный сервитут устанавливается в специальном порядке. Такой сервитут в зависимости от целей обременения устанавливается на следующие сроки, например:
· размещение инженерных сооружений и их частей, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо предназначены для обеспечения населения коммунальными ресурсами, подключения к инженерно-техническим сетям, либо их переноса в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд (на срок от 10 до 49 лет);
· складирование стройматериалов, размещение временных, вспомогательных сооружений, строительной техники для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов федеральной, региональной или местной транспортной инфраструктуры (на срок выполнения данных работ);
· устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на государственных земельных участках в границах полос отвода железных дорог (на срок от 10 до 49 лет);
· устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с автодорогами или примыканий одних автодорог к другим автодорогам на государственных или муниципальных земельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги (на срок от 10 до 49 лет);
· размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях (на срок от 10 до 49 лет);
· инженерные изыскания при подготовке документации по планировке территории для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения, для строительства, реконструкции объектов и сооружений, перечисленных в п. 1 данного списка (на срок не более одного года).
Возможность установить публичный сервитут не зависит от формы собственности на земельный участок.
Обращаем внимание, что в отдельных случаях нельзя устанавливать публичный сервитут в отношении земельных участков, предоставленных для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства. В частности, не могут установить публичный сервитут для размещения на таких участках инженерных сооружений. Исключением являются, например, случаи, когда его необходимо установить для эксплуатации или реконструкции существующих инженерных сооружений.
Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства.
Ходатайство заявитель может подать на бумажном носителе лично, по почте или направить электронный документ на электронную почту уполномоченного органа.
С ходатайством об установлении публичного сервитута в отдельных целях вправе обратиться (в рамках своей компетенции):
1) субъекты естественных монополий (например, для размещения инженерных сооружений, необходимых для деятельности субъекта);
2) организации связи (например, для размещения линий или сооружений связи);
3) владельцы объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения (например, для размещения автомобильной дороги в туннеле);
4) организации, подавшие ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, для реконструкции инженерного сооружения, переносимого в связи с таким изъятием. Перечень организаций, имеющих право на такое ходатайство, указан в п. 1 ст. 56.4ЗК РФ;
5) иные лица, уполномоченные на основании правовых актов РФ, субъекта РФ или договоров (соглашений) с органами государственной власти или местного самоуправления осуществлять деятельность, для которой возможно установить публичный сервитут.
Если порядок подачи ходатайства нарушен (например, оно подано в целях, в которых установление публичного сервитута не предусмотрено, либо к ходатайству приложены не все обязательные документы), уполномоченный орган возвращает его без рассмотрения в течение пяти рабочих дней.
Уполномоченный орган в срок не более семи рабочих дней со дня поступления ходатайства должен совершить действия по выявлению правообладателей земельных участков и их извещению о возможном установлении публичного сервитута. В частности, он размещает сообщение на своем официальном сайте и сайте соответствующего муниципального.
Если права на земельный участок не зарегистрированы в ЕГРН, то для участия в процедуре обременения вам нужно в течение 30 дней со дня опубликования сообщения подать в уполномоченный орган заявление об учете прав на участок, а также подтверждающие документы и указать способ связи с вами.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган направляет его копию правообладателю земельного участка, обладателю публичного сервитута и в орган регистрации прав, а также размещает решение на своем сайте и публикует его в установленном порядке. В случае отказа копия решения с указанием всех оснований отказа (например, не соблюдены условия установления публичного сервитута) направляется заявителю в тот же срок.
Публичный сервитут считается установленным со дня, когда сведения о нем внесены в ЕГРН.
Обладатель публичного сервитута и правообладатель земельного участка, в отношении которого установлено обременение, должны заключить соглашение в письменной форме. В него необходимо включить, в частности, такие условия:
· реквизиты решения об установлении публичного сервитута;
· цель установления публичного сервитута;
· кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение;
· срок публичного сервитута;
· размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения;
· права и обязанности обладателя публичного сервитута.
В отношении государственных и муниципальных земель, не обремененных правами третьих лиц, соглашение не заключается.
Обладатель сервитута направляет правообладателю земельного участка:
· проект соглашения об осуществлении публичного сервитута;
· сведения о его границах;
· отчет об оценке для определения размера платы за обременение.
Эти документы направляются одним из способов:
· заказным письмом:
– по адресу, указанному в заявлении об учете прав, в выписке из ЕГРН;
– по адресу земельного участка или объекта недвижимости на нем (при отсутствии других почтовых адресов);
· в электронном виде – по адресу электронной почты, указанному правообладателем земельного участка или приведенному в ЕГРН;
· под расписку.
Правообладатель земельного участка направляет обладателю сервитута подписанное соглашение, уведомление об отказе в его подписании либо в течение 14 дней со дня получения проекта направляет обладателю сервитута предложение о заключении соглашения на иных условиях. В течение 10 дней со дня получения предложения о новых условиях соглашения обладатель сервитута обязан направить правообладателю участка подписанное на новых условиях соглашение или уведомление об отклонении его предложения.
Правообладатель может оспорить в суде решение об установлении публичного сервитута в течение 30 дней со дня получения соглашения о его осуществлении.
Если в течение этого срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. При этом обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут (в частности, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения).
Правообладатель может понудить обладателя публичного сервитута заключить соглашение в судебном порядке. В данном случае суд определит условия соглашения и размер платы за обременение, и оно будет считаться заключенным с момента вступления решения суда в законную силу.
Если установление публичного сервитута сделало невозможным использование правообладателем земельного участка или объекта недвижимости на нем в течение срока, превышающего срок, установленный в решении, можно потребовать от владельца публичного сервитута их выкупа по рыночной стоимости и возмещения убытков, а в отдельных случаях (например, аренде, безвозмездном пользовании) – только возмещения убытков, возникших в связи с обременением земельного участка)
При установлении публичного сервитута в специальном порядке его обладатель по общему правилу обязан вносить плату.
Плата за публичный сервитут для земельных участков в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1% кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более.
Уполномоченный орган может издать правовой акт и определить общий порядок платы за публичный сервитут в отношении определенных земель. Например, такой порядок утвержден для публичного сервитута в границах полос отвода автомобильных дорог (кроме частных), который устанавливается в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации. Размер ежегодной платы составляет 0,12% кадастровой стоимости земельного участка.
Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или арендованных государственных (муниципальных) участков определяется на основании отчета об оценке. Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Такая плата может определяться в соглашении об установлении обременения в виде единовременного платежа или периодических платежей, она рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в его границах. Ее можно вносить правообладателю земельного участка или в установленных случаях в депозит нотариуса. При этом в депозит нотариуса вносится единовременный платеж.
При досрочном прекращении публичного сервитута внесенная плата не подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением об осуществлении обременения.
В ряде случаев публичный сервитут должен быть безвозмездным, например при размещении автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях.
Публичный сервитут, установленный в специальном порядке, прекращается на основании решения уполномоченного органа, когда:
– деятельность, для которой он установлен, не осуществляется на протяжении двух и более лет;
– плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;
– не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам или юрлицам:
– в течение шести месяцев со дня получения правообладателем участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута (при единовременном платеже);
– более двух раз подряд по истечении срока платежа, установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута (при периодических платежах);
– обладатель публичного сервитута отказался от него.
По решению суда публичный сервитут, установленный в специальном порядке, может быть прекращен по вашему требованию, например, когда обладатель публичного сервитута ведет деятельность с нарушениями соглашения об осуществлении сервитута и (или) законов и технических регламентов.

Читайте также:  Когда по закону проводится экспертиза качества товара

Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков. В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта, а вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.

Сервитут: понятие, субъект, объект, основания возникновения, содержание и прекращение

Сервитут и право ограниченного пользования чужим земельным участком – синонимы. Сервитуты предусматривались еще в римском праве, однако до сих пор они рассматривались, как возможность одного лица пользоваться недвижимым имуществом другого, это называется частным сервитутом.

Обременение земельного участка сервитутом, как гласит ст. 274 ГК РФ, не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Очевидно, эта норма может быть распространена на землевладельцев и землепользователей. В отношении частного сервитута в ст. 274 ГК РФ четко сказано, что лицо вправе требовать предоставления права ограниченного пользования участком от собственника земельного участка. Таким образом, если участок находится в государственной или муниципальной собственности, требование должно быть заявлено государственному(муниципальному) органу, а не лицу, которому данный участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение или пользование. Требовать же установления частного сервитута может как собственник, так и лицо, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.

И публичный, и частный сервитут бывает срочным или постоянным, то есть устанавливается на определенный срок либо без указания определенного срока.

Примерный перечень оснований, по которым может потребоваться установление частного сервитута, приведен в п. 1 ст. 274 ГК РФ: это обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации. Важным условием является то, что перечисленные или иные нужды собственника земельного участка не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником служащего участка, а при недостижении соглашения – судом. Следует при этом обратить внимание, что надлежащим истцом признается лишь лицо, требующее установления сервитута. В решении суда должны быть обязательно оговорены условия ограниченного пользования чужим земельным участком.

Читайте также:  Какие документы нужны для оформления опекунства?

Другое важное условие – частный сервитут устанавливается только по отношению к соседнему земельному участку или, в необходимых случаях, к другому земельному участку – «соседнему соседнего». Частный сервитут оформляется соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, а в случае спора – судом по иску лица, требующего установления сервитута.

В отличие от частного публичный сервитут устанавливается в интересах всего государства, местного самоуправления или местного населения. Публичные сервитуты могут устанавливаться для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных. Электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; прогона скота через земельный участок; сенокоса или пастьбы на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда; использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке, замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

Перечень данных нужд, для которых может вводиться публичный сервитут является исчерпывающим. Публичный сервитут устанавливается только нормативным правовым актом и вводится без согласования с собственником обременяемых земельных участков, землевладельцами или землепользователями.

Итак, сервитут- это право ограниченного пользования чужим земельным участком для обеспечения прохода и проезда, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также водоснабжения, мелиорации и иных нужд. Которые не могут быть обеспечены другим способом, устанавливаемым на основании соглашения между собственником недвижимости и собственником соседнего участка, зарегистрированном в установленном порядке.

Из этого определения вытекает ряд существенных признаков сервитута:

  • а) требовать установления сервитута вправе, прежде всего собственник недвижимости, который иначе не может проходить к своей недвижимости, прокладывать к ней коммуникации и т.д. При этом под недвижимостью понимается все многообразие гражданских прав;
  • б) предъявлять требования об установлении сервитута можно к собственнику не только соседнего, но и другого земельного участка, если без этого невозможно пройти (проехать) к своей недвижимости;
  • в) требование об установлении сервитута должно исходить от лица, заинтересованного в нем, а не от собственника «соседнего участка», поскольку у последнего отсутствуют основания для установления сервитута;
  • г) срок установления сервитута законом не определен.

Само по себе установление сервитута не может служить основанием для лишения собственника земельного участка прав владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник может требовать соразмерную плату за пользование его участком. Соглашение между собственником земельного участка и лицом, заинтересованным в установлении сервитута, может быть только в письменной форме, и зарегистрировано в установленном порядке.

Основания прекращения сервитута.

Прекращение частного сервитута урегулировано ст.276 ГК РФ, которая гласит: 1) по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен; 2) в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Однако эта статья упоминает только о собственниках земельного участка, обремененного сервитутом, тогда как по земельному законодательству сервитут может быть установлен для участка, используемого на любом праве. Но если частный сервитут просто прекращается по требованию собственника, владельца, пользователя земельного участка, то для отмены публичного сервитута необходимо принятие соответствующего акта – поскольку устанавливается публичный сервитут законом или иным нормативно правовым актом. Вторая ситуация может сложиться, если сельскохозяйственная организация пользуется правом прогона скота через соседний участок, принадлежащий фермеру (частный сервитут), и в связи с постоянной потравой посевов этим скотом фермер не может выращивать необходимые ему сельскохозяйственный культуры.

Другое важное условие – частный сервитут устанавливается только по отношению к соседнему земельному участку или, в необходимых случаях, к другому земельному участку – «соседнему соседнего». Частный сервитут оформляется соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, а в случае спора – судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Как оформляется частный сервитут

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.


Перечень необходимых бумаг включает:

Субъекты сервитута

Субъектами (или стороной) сервитута являются граждане или организации, которые намерены использовать участок для проведения определенных работ. Их также называют инициаторами введения сервитута по земельному участку.

Другой стороной сервитута является владелец земельного участка. Надо знать, что арендаторы не могут являться субъектами сервитута. Следовательно, нельзя добиваться введения данного ограничения от граждан, арендующих данный участок.

Различают следующие типы установления сервитута:

  • Публичный сервитут. Он вводится в интересах определенных граждан и устанавливается постановлением местной администрации. Насущные потребности местных жителей являются приоритетом в отношении личных интересов. Ограничения устанавливаются для геодезических знаков, сенокошения, осушения земель, прогона скота и других целей.
  • Частный сервитут. Он вводится на основании добровольного соглашения сторон или постановлением суда. Обычно он действует и по отношению к соседним участкам.

Причинами установления ограничений являются:

  • предоставление беспрепятственного прохода к публичным местам, береговой линии, объектам инфраструктуры;
  • обеспечение бесперебойной работы государственных объектов;
  • проведение работ по водоотводу или осушения земель;
  • строительство и обслуживание водопроводов, газопроводов и ЛЭП;
  • использование водных и лесных ресурсов;
  • ведение сельскохозяйственных работ ( скотоводства, овощеводства и другое);
  • промыслы (рыболовство и охота);
  • исследовательские работы (разведка недр и прочее).

Публичные сервитуты бывают лесные, городские и водные. Городской сервитут предусмотрен по использованию участков для нужд или отдыха горожан. Лесной сервитут устанавливается с целью использования лесных угодий для нужд сельского хозяйства, а водный — для использования водных бассейнов.

При продаже земельного участка все будущие владельцы узнают о действии сервитута в отношении части участка. Если они намерены купить этот участок, то должны иметь в виду, что он достанется им вместе с обременением. Сервитут участка сохраняется при смене владельца. Он действует в отношении данного земельного участка и не привязан к его владельцу.

Основные причины для регистрации частных сервитутов

Для регистрации частных сервитутов существует несколько основных причин:

  • требуется проезд или проход к участку земли;
  • возникла необходимость проложить коммуникации;
  • требуется произвести обслуживание и ремонтные работы газового
  • оборудования, электросетей, фасада дома, водопровода и т.п.;
  • требуется установить какой-либо объект на соседней земле;
  • иные случаи, которые не осуществляться без обременения.

Для регистрации публичных сервитутов предусмотрены случаи использование земли государством, муниципалитетом или местным населением. Среди них основными причинами накладывания обременения являются:

  • требуется проход или проезд через территорию участка частного владельца (например, прокладывание дороги общего значения);
  • проведение коммуникационных сетей общественного пользования;
    предоставление владельцем общего пользования расположенным на его участке государственном объекте (например, природный источник);
  • требуются последовательные работы, которые необходимо провести на частном участке;
  • при расположении надела около прибрежной зоны необходимо сделать через него проход к воде;
  • при проведении работ геодезического характера, прокладывании межи, требуется разместить знаки работ;
  • для получения разрешения на выпас или прогон скота.
  • заинтересованное лицо подает иск или ходатайство в суд;
  • предоставляет доказательство о необходимости пользования чужим наделом;
  • если суд видит весомость доказательств, то дает положительное решение для заинтересованного лица;
  • оформляется сервитут и регистрируется в Росреестре;
  • собственнику обремененного надела позволяет назначить компенсационную плату за пользование землей.
Читайте также:  Как правильно написать заявление в налоговую

Увеличение срока аренды земельного участка на срок установления на него сервитута

Статья 39.8 ЗК РФ дополнена пунктом 12.1 в соответствии с которым:

В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен публичный сервитут в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса, арендатор вправе требовать внесения изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения срока этого договора на срок, в течение которого использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута.

В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен публичный сервитут в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса, арендатор вправе требовать внесения изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения срока этого договора на срок, в течение которого использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.


Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Основания возникновения и каким бывает?

Все вышеперечисленные ситуации опираются на 274, 275, 276 и 277 статьи Гражданского кодекса РФ и на 23 главу Земельного кодекса, определяющие понятие и правила применения сервитута.

К слову, сервитут в международном праве — это ограничение территориальных прав одного государства в пользу другого: создание морских баз, поселений на чужих территориях, транзит через каналы и т.п.

  1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
  1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
  2. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 — 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Сервитут подразделяется на несколько видов.

Во-первых, различается по времени использования:

  • постоянный.
  • Во-вторых, делится по видам использования:

    • сервитутом может быть обременен участок, когда через него нужно пройти или проехать;
    • когда на участке есть лес или водоемы, которыми необходимо пользоваться;
    • когда нужно следить за состоянием коммунальной инфраструктуры: инженерных, газораспределительных и водопроводных сетей, ЛЭП, а также транспортных объектов;
    • когда на участке необходимо установить геодезические знаки или размежевать границы, включая заезд на территорию;
    • когда нужно провести дренаж грунта;
    • когда участок требуется животным для прогона или выпаса;
    • когда нужно провести проектные или исследовательские работы;
    • когда необходимо открыть свободный доступ к береговой полосе.

    В-третьих, по виду возникновения права, к земельным сервитутам относятся:

    • частный;
    • публичный.

    Частный сервитут возникает между собственниками земельных участков. Когда одному нужно осуществить какие-то из ранее перечисленных действий на участке другого, то оба заключает договор, где прописывают все условия такого обоюдного взаимодействия.

    Публичный сервитут возникает между физлицом и органами федеральной или местной власти. Отношения в этом случае также регулируются в форме договора по установленным судом правилам.

    Обременение земельного участка сервитутом возможно в нескольких случаях. Подробнее об этом читайте здесь.

    Владелец сервитута становится «уполномоченным лицом», а собственник земли «обязанной стороной». У каждого из них есть набор прав и обязанностей. Подробнее о субъектах сервитута и его объектах можно прочесть в статье.

    В частности, обязанная сторона должна обеспечить уполномоченному лицу необходимый для проведения соответствующих работ доступ на оговоренную территорию в установленном объеме. А уполномоченное лицо, в свою очередь, должно не злоупотреблять предоставленным сервитутом, а в некоторых ситуациях и платить за право такого доступа.

    О том какие виды сервитутов бывают, что такое лесной сервитут, водный сервитут, сельский сервитут, а также что из себя представляют предиальные сервитуты и природоресурсные сервитуты, читайте в статье на нашем сайте. Там же можно найти информацию про сервитут в отношении природных объектов и что такое сервитут как вещное право.

    • сервитутом может быть обременен участок, когда через него нужно пройти или проехать;
    • когда на участке есть лес или водоемы, которыми необходимо пользоваться;
    • когда нужно следить за состоянием коммунальной инфраструктуры: инженерных, газораспределительных и водопроводных сетей, ЛЭП, а также транспортных объектов;
    • когда на участке необходимо установить геодезические знаки или размежевать границы, включая заезд на территорию;
    • когда нужно провести дренаж грунта;
    • когда участок требуется животным для прогона или выпаса;
    • когда нужно провести проектные или исследовательские работы;
    • когда необходимо открыть свободный доступ к береговой полосе.

    Что такое сервитут на земельный участок и как его установить?

    Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

    В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

    • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
    • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
    • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
    • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
    • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

    Что такое сервитут на земельный участок

    Сервитут — это официальное разрешение на ограниченное пользование определенным участком земли, которое выдается третьему лицу (заявителю) для обеспечения собственных нужд. Право собственности на землю дает возможность полностью ограничить доступ третьих лиц на свою территорию. Однако такое ограничение можно обойти. Для этого потребуется оформить специальный юридический документ. О том, что такое сервитут земельного участка простым языком, расскажем в нашей статье.

    Что такое сервитут на земельный участок простыми словами? Это ограниченное право воспользоваться чужой территорией для собственных нужд. Такое разрешение потребуется получить для проезда или прохода по чужой территории, например, для строительства недвижимости или для проведения ремонтных работ.

    Калькулятор для расчета процентов по ст. 395 ГК РФ

    Калькулятор процентов как по старым, так и по новым правилам статьи 395 ГК РФ (с 01.08.2016, с 01.06.2015, с 01.01.1995)
    Актуален в 2020 и 2019 году: учтены последние процентные ставки. С 27.07.2020 ключевая ставка – 4,25%.
    Учтено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7
    Внимание! –>Учтена последняя редакция ст. 395 ГК РФ, действующая с 1 августа 2016 года (с 01.08.2016 расчет по ключевой ставке ЦБ РФ)

    Сумма задолженности:? Укажите сумму долга вместе с НДС, если сумма долга является объектом налогообложения НДС X
    Период просрочки:
    Начало периода ? Cледующий день после срока оплаты (ст. 191 ГК РФ) XКонец периода ? День фактического погашения долга либо иная дата, на которую рассчитываются проценты, если долг не погашен X сегодня
    Регион:
    Регион по месту жительства (месту нахождения) кредитора (истца)
    Частичная оплата долга:
    Увеличение долга:
    Период определять: ? Существуют 2 варианта подсчета дней просрочки. Рекомендуем выбрать “в календарных днях”. Подробнее см. ответ на вопрос № 3 (сразу за комментариями) X
    Внешний вид расчета:текст таблица
    добавить расчет процентов по ст.317.1 ГК РФ ? Существует мнение, что в правоотношениях между коммерческими организациями возможно одновременное начисление процентов по ст.395 ГК РФ и по ст.317.1 ГК РФ X

    Постоянная ссылка на расчет: http://395gk.ru

    Вопрос № 3: Период просрочки должен определяться из расчета 30 дней в месяце (360 дней в году) или в календарных днях?

    Вам также будет полезно:
    • Калькулятор индексации зарплаты (ст.236 ТК РФ)
    • Калькулятор разницы дат
    • Калькулятор расчёта госпошлины по ст.333.19 и 333.21 НК РФ
    • Калькулятор расчёта индексации алиментов (ст.117 СК РФ) (по уровню прожиточного минимума)
    • Калькулятор расчёта индексации присужденных денежных сумм по ст.208 ГПК РФ, 183 АПК РФ и других индексаций по уровню ИПЦ
    • Калькулятор расчёта неустойки (пени) за каждый день просрочки по ДДУ (ст.6 214-ФЗ)
    • Калькулятор расчёта неустойки (пени) по 1/300, 1/150 или 1/130 от ключевой ставки (ставки рефинансирования) ЦБ РФ
    • Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта (44-ФЗ и 223-ФЗ)
    • Калькулятор расчёта пени по алиментам (ст.115 СК РФ)
    • Калькулятор расчёта пени по оплате коммунальных услуг (ч.14 ст.155 ЖК РФ)
    • Калькулятор расчёта процентов за задержку зарплаты (ст.236 ТК РФ)
    • Калькулятор расчёта процентов по договорной неустойке (фиксированный процент неустойки)
    • Калькулятор расчёта процентов по договору займа (ст.809 ГК РФ) или на условиях коммерческого кредита (ст.823 ГК РФ)
    • Калькулятор расчёта процентов по ст.317.1 ГК РФ
    • Калькулятор расчёта процентов по ст.395 ГК РФ по правилам от 01.08.2016
    • Цифры прописью

    Взыскание долгов, Налоговая оптимизация, Корпоративные споры

    Датой выдачи согласия на обработку персональных данных Субъекта Персональных Данных является дата отправки регистрационной веб-формы с Сайта Оператор и/или отправка первого письма.

    Калькулятор госпошлины в арбитражный суд

    Калькулятор госпошлины в арбитражный суд — надежный помощник в ваших расчетах. Госпошлина за подачу искового заявления в арбитражный суд уплачивается в размерах, установленных Налоговым кодексом, а все остальные вопросы, связанные с этим сбором, регулируются Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В этой статье мы рассмотрим вопросы, связанные с уплатой пошлины, более подробно и приведем инструкцию, как пользоваться калькулятором госпошлины для суда.

    Госпошлина в суд — это обязательный денежный сбор, который нужно заплатить государству при обращении в орган по рассмотрению спора.

    Если в суде рассматривается спор о заключении, изменении или расторжении договора либо спор о признании сделки недействительной, — госпошлина составляет 6000 рублей.

    Добавить комментарий