Повышение тарифов страхования ОСАГО в 2021 году

ОСАГО: новые тарифы на 2020-2021 годы

Как известно, цена ОСАГО устанавливается государством, а именно Банком России. У страховых компаний при этом остается право менять тарифы в определенных границах.

Последняя актуализация тарифов произошла в конце августа 2020 года в связи с индивидуализацией цены полиса. Действующие тарифы из калькулятора ОСАГО установлены Указанием Банка России № 5515-У от 27 июля 2020 года. Документ расширил границы тарифного коридора, а также изменил ряд поправочных коэффициентов, включая коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства.

Расширение тарифного коридора продиктовано введением закона об индивидуализации автогражданки, позволяющего страховым компаниям увеличивать или уменьшать цену полиса в каждом конкретном случае. В частности, страховщики могут использовать в качестве критериев при расчете тарифа модель транспортного средства, семейное положение водителей, а также другие факторы, позволяющие скорректировать стоимость страховки.

Под запретом находятся лишь следующие факторы.

  1. Языковая, национальная или расовая принадлежность.
  2. Должностное положение.
  3. Отношение к религии, вероисповедание.
  4. Принадлежность к общественным объединениям и политическим партиям.

При этом набор критериев, влияющих на цену полиса ОСАГО , может существенно отличаться в разных компаниях. Например, одна компания будет использовать семейное положение для расчета тарифа, другая – откажется от данного критерия.

Актуальная базовая ставка

Банк России расширил тарифный коридор как в большую, так и в меньшую сторону, чтобы дать страховым компаниям возможность к поощрению водителей, приносящих меньше всего убытков. Для аварийных водителей цена увеличится больше, чем это допускалось ранее.

Актуальные значения базовой ставки для различных категорий транспортных средств приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Значения базовой ставки по ОСАГО с 5 сентября 2020 года
Тип транспортаМинимальное
значение базовой
ставки в руб.
Максимальное
значение базовой
ставки в руб.
Легковые ТС юрлиц1 6463 493
Легковые ТС физлиц и ИП2 4715 436
Квадрициклы, мотоциклы, мопеды6251 548
Легковые такси2 8779 619
Грузовые ТС до 16 тонн включительно2 2466 064
Грузовые ТС более 16 тонн3 3829 131
Автобусы для перевозки
людей по маршруту
3 9057 399
Троллейбусы2 1344 044
Автобусы до 16 мест включительно2 1344 165
Автобусы более 16 мест2 6675 205
Трамваи1 3312 521
Тракторы, дорожно-строительная
и иная техника
8721 952

Оценить изменение базового тарифа лучше на примере самой массовой категории покупателей ОСАГО – физических лиц, владеющих легковыми автомобилями. Ранее для них действовал базовый тариф в пределах коридора от 2 746 рублей до 4 942 рублей. Теперь минимальная граница установлена на уровне 2 471 рубля, максимальная – на уровне 5 436 рублей.

Коэффициент территории

Ранее территориальный коэффициент определялся с точностью до одного знака после запятой. Например, в Самаре действовал Кт 1,6. Теперь коэффициент территории позволяет более индивидуально определять цену, так как его значение установлено с точностью до двух знаков после запятой. В той же Самаре с 5 сентября 2020 году значение Кт составляет 1,54.

Нельзя сказать, что данный подход позволит существенно сэкономить на покупке полиса, но даже такая экономия будет актуальна для многих водителей.

Коэффициент территории был актуализирован в большинстве населенных пунктов. В частности, разницу в цене заметят жители следующих городов:

  • Мурманск;
  • Челябинск;
  • Москва;
  • Казань;
  • Пермь;
  • Сургут;
  • Тюмень;
  • Санкт-Петербург;
  • Уфа;
  • Ростов-на-Дону;
  • Нижний Новгород.

Всего снижение коэффициента территории затронуло более ста восьмидесяти населенных пунктов.

Какие изменения ОСАГО с января 2021 года? Базовые ставки, стоимость полиса и новые правила

  1. Если вы где-то прочитаете или услышите, что в ОСАГО внесены изменения с 1 января 2021 года, то это неправда. Только 1 марта вступает в силу новый закон.
  2. Также если вы думаете, что полис в 2021 году подорожал из-за изменения страховых тарифов, то это тоже неправда. Базовые ставки и коэффициенты, действительно, изменились, но далеко не все в бóльшую сторону.
  3. Базовые ставки теперь имеют более широкий коридор – это значит, что в разных страховых компаниях конечная цена страховки может больше различаться.
  4. Молодым водителям стало быть невыгоднее, чем опытным и в возрасте.
  5. С 1 марта 2021 года при отсутствии техосмотра водителям может быть выставлен регресс (но не во всех случаях).
  6. А вот новый штраф за отсутствие диагностической карты отложили на 2022 года.
  7. Вступил в силу новый закон об удорожании ОСАГО для злостных нарушителей ПДД. Однако, сами повышенные коэффициенты не введены, поэтому новшество на практике не действует.
  8. Кроме того, планируется ещё ряд изменений, которые пока не начали действовать.

На многих ресурсах и изданиях вы можете услышать, якобы стоимость полиса ОСАГО на фоне последних поправок существенно выросла. Но это не совсем так. Хотя изменения в ценнообразовании страхования были и очень много. Изменились и базовые ставки страховки, и коэффициенты. Вот только не все в ущерб автолюбителям. О том, что говорят последние новости об обновлении закона Об ОСАГО, подорожал ли уже полис и будет ли стоить дороже далее в 2021 году, поправки в техосмотр и все последние новшества мы обсудим в этой статье.

С 1 января 2021 года в ОСАГО внесли поправки – это правда?

Нет. Если вы где-либо услышите или прочитаете, что законодательство автострахования обновилось с начала 2021 года, то это не соответствует действительности и является вымыслом.

Вообще, на сегодняшний день действуют 3 законодательных актах, так или иначе касающихся “автогражданки”:

  • Федеральный закон №40 Об ОСАГО – это самый главный по приоритетам правовой акт, регулирующий базовые основы закона о страховании, и он в последний раз изменялся 8 декабря прошлого года, никаких изменений с 1 января 2021 года не было,
  • Правила страхования – регулируют, собственно, порядок заключения договора ОСАГО и осуществления возмещения, и здесь последние новости об изменениях нас ожидали 20 ноября прошедшего года,
  • Указание Банка России о страховых тарифах – здесь перечислено всё то, что влияет на конечную стоимость полиса: базовые тарифы и различные коэффициенты.

По ссылкам в пунктах выше вы самостоятельно можете убедиться, посмотрев редакции соответствующих нормативных актов и законов, что никаких поправок именно с января 2021 года не было.

Однако, давайте теперь сравним, что и как работает в 2021 году по-новому, в отличие от прошлого. По порядку рассмотрим все обновления законодательства об ОСАГО.

Подорожала ли стоимость полиса ОСАГО?

И да, и нет. Дело в том, что изменились как базовые ставки цены на полис, так и коэффициенты, которые, складываясь по порядку, влияют на конечную стоимость страховки в бóльшую или меньшую сторону.

То есть конечная сумма, которую вы заплатите при покупке страховки ОСАГО, рассчитывается по определённой формуле: базовый тариф поочерёдно умножается на коэффициенты (сначала территориальный, затем мощности, возраста и стажа, КБМ и другие). Если коэффициент больше единицы, то он увеличивает стоимость полиса, если меньше, соответственно, уменьшает.

Так вот, сам базовый тариф как база для дальнейшего расчёта тоже не является фиксированной суммой. Страховым компаниям предоставлен выбор определять для расчёта для своих клиентов из тарифного коридора определённую сумму. Однако, не стоит думать, что все страховщики берут максимально возможную базовую ставку – конкуренцию никто не отменял.

Но сам этот тарифный коридор базовых ставок значительно расширился 24 августа прошедшего года, и в 2021 году, грубо говоря, стоимость полиса ОСАГО может варьироваться для конечного потребителя гораздо шире.

Давайте в сравнительной таблице рассмотрим, как это было и как стало!

Таблица новых базовых ставок в ОСАГО в 2021 году

Категория транспортаБазовая ставка в рублях
БылоСтало в 2021 году
Мототранспорт694-1407625-1548
Легковые, в том числе с прицепом (категории “В”, “ВЕ”), по следующим критериям:
организаций2058-29111646-3493
физлиц и ИП2746-49422471-5436
на которых работают в такси4 110-73992877-9619
Грузовые автомобили (категории “С” и “СЕ”), по следующим критериям:
массой до 16 тонн включительно2807-50532246-6064
массой более 16 тонн4227-76093382-9131
Автобусы (категории “D” и “DE”), по следующим критериям:
с количеством пассажирских мест до 16 включительно2246-40442134-4165
с количеством пассажирских мест более 162807-50532667-5205
Тракторы и самоходные машины899-1895872-1952

Таким образом, в таблице базовых ставок мы можем увидеть, что минимальный тариф стал ниже, а максимальный – выше. Соответственно, и конечная стоимость страхового полиса ОСАГО может быть в зависимости от притязаний страховой компании как дешевле, так и подорожать.

А теперь давайте рассмотрим изменения в коэффициентах. Они тоже произошли и немалые.

В 2021 году молодым водителям быть невыгоднее!

Всё дело в поправках в коэффициент возраста и стажа. К сожалению, он и без того почти всегда увеличивал стоимость полиса:

  • если вы моложе 30 лет, то в любом случае страховка для вас дорожает из-за этого коэффициента,
  • а вот со стажем проще – уже при наличии 3-хлетнего стажа этот коэффициент может немного уменьшить цену.

Но в любом случае почти всегда он увеличивает стоимость. Ниже в таблице вы увидите, что он во многих случаях выше единицы.

Но главное заключается в том, что коэффициент возраста и стажа в 2021 году стал дешевле для опытных и старших водителей и менее выгодным для молодых и неопытных. Смотрите сами:

Поясним: зачёркнутое – это значение коэффициента для данного возраста (в строках) и стажа (в колонках), которое было ранее. А не перечёркнутое – то, что действует по новым правилам ы 2021 году. В первой строке находите ваш стаж, а в колонке – возраст, и пересекаете их в нужной ячейке, получая применяемый в вашем случае коэффициент.

Неограниченный полис подорожал

Есть всего 2 значения коэффициента ограниченности полиса:

  • если у вас число допущенных к управлению вашим автомобилем лиц ограничено, то он равен единице – то есть никак не меняет цену страховки,
  • а вот “открытая” страховка ОСАГО стала дороже – если ранее только за сам факт неограниченного круга лиц на данном шаге базовая ставка умножалась на 1,87, то в 2021 году она перемножается на 1,94.

Коэффициент города подешевел

Ещё одна приятная новость – большинство коэффициентов в зависимости от региона использования транспортного средства снизились. Плохая новость – снизились они, к сожалению, очень незначительно (где-то буквально на одну сотую доли).

Например, если в Москве был 2 (то есть умножал на 2 стоимость полиса), то стал 1,9; то в Смоленске “подешевел” всего на 0,02 (с 1,2 до 1,18).

Полный список значений мы не стали публиковать в рамках статьи об изменениях ОСАГО в 2021 году, но вы можете посмотреть его в нашей специальной статье про соответствующий новый закон.

А значения всех базовых ставок и коэффициентов вы можете посмотреть в соответствующем официальном Указании Банка РФ о страховых тарифах.

Рассчитать стоимость страховки ОСАГО

Подорожает ли ещё цена страховки в 2021 году?

По состоянию на 24 Февраля 2021 года поправок в соответствующее Указание Банка России о базовых страховых тарифах, а также изменения коэффициентов не планируются. Мы ежедневно мониторим информацию об изменениях в законодательстве Об ОСАГО и обновим статью, как только такие обновления появятся.

Новый закон о регрессе за отсутствие техосмотра с 1 марта 2021 года

И до указанной даты существовала норма, предусматривающая регрессное требование за отсутствие диагностической карты, но только для такси и некоторых других видов транспорта.

С 1 марта 2021 года если у вас не пройден (или аннулирован) техосмотр, вы стали виновником ДТП, а само происшествие произошло по причине неисправности вашего автомобиля, то страховщик может выставить вам регресс – то есть требование заплатить всю сумму денег, которую страховая возместила потерпевшему.

Такую поправку вносит новый Федеральный закон №122, вносящий изменения в статью 14 ФЗ Об ОСАГО, как раз и перечисляющую условия для возможности регрессного требования.

Таким образом, регресс по новому закону будет возможен при 3 условиях:

  1. в данном ДТП виноваты вы,
  2. столкновение произошло по причине вашего неисправного автомобиля,
  3. у вас отсутствует действующая диагностическая карта.

Если же авария случилась из-за нарушения вами какого-либо пункта ПДД (например, вы не уступили дорогу другой машине), то здесь ОСАГО будет работать в полной мере – выгодной для вас.

Штраф за отсутствие диагностической карты отложили

Другой новый закон вводил отдельный штраф за отсутствие техосмотра также с 1 марта 2021 года. На 2 000 рублей могли начать штрафовать водителей, у которых не было действующей диагностической карты.

Однако, из-за пандемии вступление в силу этой поправки отложили ещё на один год. Теперь начало действия штрафа запланировано на весну 2022 года.

Подорожание ОСАГО для нарушителей ПДД

Ещё одно новшество, которое вступило в силу в прошлом году, формально действует в полной мере в 2021, однако, фактически пока не применяется.

Речь идёт об особенном отношении страховщиков к грубым нарушителям определённых требований ПДД. Особенность такого отношения же проявляется в удорожании страховки ОСАГО в виде сильно завышенного нового коэффициента нарушений.

В большинстве случаев это грубые нарушения, которые влекут лишение прав либо вообще уголовную статью. К их числу относятся:

  • езда в нетрезвом состоянии,
  • отказ от медицинского освидетельствования,
  • вред, причинённый здоровью или жизни людей, в результате виновности в ДТП,
  • скрытие с места происшествия,
  • повторный проезд на красный сигнал светофора,
  • повторное превышение не менее, чем на 60 км/ч,
  • выезд на встречную полосу движения, в том числе неоднократный.

Однако, несмотря на то, что соответствующий новый закон в 2021 году носит статус действующего и вступившего в законную силу, фактически повышенный коэффициент, а вместе с ним более дорогой полис ОСАГО для таких нарушителей не применяется. Потому как в соответствующем Указании ЦБ РФ нет соответствующих значений новых коэффициентов.

Мы также писали об этом изменении в законодательстве в специальной статье.

Новая финансовая платформа 2021

Соответствующий законопроект также вступил в силу ещё в прошедшем году. И аналогично коэффициенту нарушений, в 2021 году новшество ещё не практикуется.

Речь идёт о специальной финансовой платформе, с помощью которой можно приобрести страховку ОСАГО, выбрав наиболее выгодную от различных страховых компаний. И это хорошая идея на фоне увеличившегося коридора конечных цен на полисы.

Однако, фактически на сегодняшний день такое введено только на двух площадках.

Новые лимиты выплат по европротоколу

Напомним также, что с недавних пор действуют полноценные максимальные выплаты в случае оформления ДТП по европротоколу. То есть вместо 100 000 рублей, как было ранее, вы можете теперь получить полную сумму страхового возмещения за ущерб – 400 тысяч. Однако, есть для этого дополнительные условия:

  • обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы специальными техническими средствами,
  • либо фиксация должна быть произведена с помощью специального приложения, работающего через Госуслуги.

Какие изменения не вступили в силу, но планируются в 2021 году?

Теперь давайте рассмотрим ряд поправок, которые обсуждаются, но пока ещё не действуют. К слову, далеко не факт, что они начнут действовать уже в 2021 году – возможно, они никогда не вступят в силу.

  • Новый штраф за отсутствие страховки, равно как езду без неё в размере 5 000 рублей. На самом деле, инициатива поднять размер санкции существует уже давно. Но в 2021 года за неё взялись основательно, хотя в силу это ещё не вступило. Другие поправки предлагают сделать возможность назначения увеличенного штрафа ГИБДД за повторную езду без полиса, а также лишать прав за это.
  • Одним из коэффициентов, влияющих на подорожание страховки ОСАГО, сейчас учитывается мощность автомобиля. И его хотят заменить на коэффициент по марке машины. Как это изменит стоимость полиса, пока неизвестно. Но с большой долей вероятности он будет стоить немного дороже.
  • Телеметрия может появиться в автомобилях в России. Целью её служит автоматическое отслеживание программами страховщика манеры вождения человека. По результату этих данных страховка для аккуратного водителя, не прибегающего к экстренным торможениям и быстрым разгонам, не превышающего скоростной режим, не постоянно перестраивающегося из ряда в ряд может подешеветь.
  • Уже давно власти обсуждают идею объединить 2 вида страхования: ОСАГО и Каско. Однако, пока этого не произошло. Но речь, конечно же, идёт не о навязывании более дорогой страховки покупателям “автогражданки”. Просто если человек покупает полис Каско, он сможет включить прямо в него страхование ОСАГО.
  • Кроме того, в думе уже давно обсуждают отмену территориального коэффициента. В случае принятия соответствующего нового закона, стоимость полиса для жителей Москвы и, например, какого-либо уездного небольшого городка или даже посёлка России станет при прочих равных условиях одинаковой.

Изменения в ОСАГО – 2021: станет ли полис дороже и что изменится еще?

Буквально 20 лет назад в российском обществе велась активная дискуссия об обязательном страховании. Ряд аналитиков и экспертов утверждали, что полис ОСАГО не нужен большинству водителей. За прошедшие десятилетия ситуация кардинально изменилась, а количество машин без страховки стало действительно небольшим.

И ведь умом понимаешь: полис – гарантированная минимизация финансовых рисков при ДТП. А платить всё равно не хочется: так уж устроен человек. В последнее время в СМИ появились сообщения о том, что цена ОСАГО в 2021 году выросла. Так ли это? К чему готовиться автомобилистам? Попробуем разобраться и поискать ответы в нормативных актах, а не в слухах и заголовках.

Базовая ставка: установлен коридор значений

Как известно, стоимость полиса складывается из различных составляющих, но во главе угла – базовая ставка. Её определяет Банк России, актуальные значения приведены в Указании от 28 июля 2020 г. № 5515-У. Текущий документ начал действовать 5 сентября 2020 года, новая редакция пока отсутствует. Это значит, что базовая ставка в ближайшее время не изменится, а потому и стоимость ОСАГО в 2021 году базируется на Указании №5515-У.

Это интересно! Базовая ставка для автомобилей категории «В» для юридических лиц на дату написания статьи составляет 1646-3493 руб., а для граждан (в том числе ИП) – 2471-5436 руб. Таксистам и вовсе придётся учитывать 2877-9619 руб.: дорого.

Цена не изменится, если только… возрастут коэффициенты. В настоящий момент на стоимость влияют факторы, перечисленные в ст.9 ФЗ «Об ОСАГО». Это КБМ, мощность двигателя, количество лиц, допущенных к управлению, стаж вождения и прочее. Среди них – привлечение водителя к административной ответственности.

Новые коэффициенты: это реально?

Предложения о том, чтобы разделить водителей на законопослушных и нарушителей, поступали давно. Но в 2021 году они частично реализованы. Предлагалось добавить дополнительный коэффициент, связанный с частотой привлечения водителя или его автомобиля к административной ответственности. Индивидуальное определение базовой ставки с учётом нарушений ПДД – справедливо, но непонятно.

На момент написания статьи правовые основания для данной задачи (изменения в Указание №5515-У и закон «Об ОСАГО») заложены, но механизм их применения неясен. При этом КБМ уже учитывает количество страховых возмещений, то есть аварий по вине водителя. Деликты будут разделены на степени риска, что повлияет как на стоимость полиса, так и на штраф. Как это работает на практике – вопрос, на который лично я ответа не нашёл.

Источник: autonews.ru. Именно таким образом предлагали определять степень риска автомобильного правонарушения

А что сейчас по ценам?

Как говорится, лучшая теория – это практика, а потому я решил оформить полис ОСАГО онлайн. Увеличилась ли стоимость страховки? И вот тут нас ожидает маленький сюрприз. Ввёл свои данные и информацию на автомобиль (банальная легковушка с 2-литровым двигателем и 115 «лошадями»). Действительно, страховщики задействовали новую переменную – рейтинг надёжности. И цена полиса теперь разнится существенно: от 7438 до 9223 рублей.

Расчёт произведён на сервисе moskva.vbr.ru (не является рекламой сайта)

Обращает на себя внимание, что хотя у всех компаний мой рейтинг надёжности определён как стабильный, цена разнится.

Оказывается, новые коэффициенты базовых ставок появились ещё с 24 августа 2020 года (редакция №51). Но все аналитики были слишком заняты событиями в Беларуси и в США, чтобы громко рассказать про данный нюанс. А он существенно повлиял на стоимость страховки.

Поправки в закон «Об ОСАГО» наглядно. С 24 августа 2020 года привлечение к административной ответственности имеет значение. Обратите внимание, что сейчас действует редакция №53

Другие изменения ОСАГО-2021

Пройти техосмотр в 2021 году можно будет лишь на авторизованной станции. При оформлении процедуры изготавливаются фотоснимки с гео-локацией. По замыслу авторов проекта, это позволит избежать серых схем с получением диагностической карты. Другой важный нюанс – штраф за отсутствие страховки в автоматическом режиме.

На момент написания статьи система находится в тестовом режиме, но уже научилась выявлять машины без полиса. Штраф придёт за каждую фиксацию, но не более 800 рублей в сутки. Создатели системы обещают «письма счастья» уже в 2021 году, причём дело не ограничится Москвой, СПб и другими крупными городами.

Не забывайте, что 1 марта 2021 года вступят в силу очередные поправки в Закон «Об ОСАГО». В частности, п.и ч.1 ст.14 ждёт такое изменение:

К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты.

Разберём подробнее. Допустим, у водителя А. отказали тормоза, и он совершил ДТП с водителем Б. У обоих была страховка, компания возместила ущерб Б. Но в процессе разбирательства выяснилось, что у А. истек срок действия диагностической карты ТС. В этом случае страховщик имеет право требования с А. возмещения убытков, пусть даже у него был актуальный полис.

Резюме. Рынок «ОСАГО» дождался перемен

Итак, вступили в действие поправки, которые позволяют страховым компаниям повышать цену полиса при частых привлечениях к административной ответственности. Механизм ценообразования ясен не до конца, но он очевиден при выборе продукта. Из других важных изменений, к которым нужно быть готовым водителям – риск возместить убытки, если ДТП произошло на неисправной машине, пусть и со страховкой.

Законодательство развернулось лицом к страховым компаниям. Что же остаётся водителям? Во-первых, следить за состоянием транспортного средства. Оно может быть отличным даже без техосмотра. Во-вторых, проявлять максимум внимательности и осторожности на дорогах. И тогда полис потребуется лишь для проверки документов.

ОСАГО: последние изменения в 2021

Российских автовладельцев интересует, что будет с ОСАГО: изменения в 2021 году сейчас активно обсуждаются на парламентских слушаниях в Госдуме. На повестке дня отмена территориального коэффициента и коэффициента мощности, а также вероятность установки телематики на транспортные средства страховыми компаниями.

  1. Правила оформления полиса ОСАГО 2021
  2. Изменения расчета стоимости полиса
  3. Диагностическая карта и техосмотр
  4. Как карантин повлиял на изменения

Правила оформления полиса ОСАГО 2021

По действующему законодательству РФ каждый автовладелец обязан оформить страховой полис ОСАГО. Тарифы на него регулируются государством, а страховые компании рассчитывают величину взноса, анализируя риски, статистические данные и экспертные оценки. В любом случае базовый тариф страховых компаний должен быть в рамках ценового коридора, утвержденного действующим законодательством.

Начиная с 2019 года он установлен в пределах 20% (плюс/минус), а с 2021 года диапазон планируют увеличить до 40%. Однако, при фактическом исполнении законодательных актов есть ряд моментов, вызывающих спорное толкование. Именно для их разрешения в Государственную думу на рассмотрение внесен ряд поправок и законопроектов.

Согласно оценок законодателей, закон об ОСАГО 2021 года будет иметь несколько отличий:

  • Будет отменен коэффициент мощности. На практике владелец транспортного средства (ТС) с двигателем мощностью от 120 л. с. вынужден платить за ОСАГО на 40 % больше. А при мощности силового агрегата более 150 л. с., страховка увеличивается на 60 %. Путем внесения поправок в законодательство, депутаты отменят этот повышающий тариф. Страховым компаниям предложат иной механизм повышающих коэффициентов, к примеру, учитывать марку ТС, ее рыночную стоимость в пределах ценового коридора 40%.

  • Будет отменен территориальный коэффициент. На практике он рассчитывается по месту регистрации ТС, тогда как нередки случаи, когда владелец проживает совсем в другом регионе. Из-за этого подорожание в стоимости полиса довольно существенное. Например, в Свердловской области автовладельцу полис обходится в среднем 3,6 т. рублей, а в соседней Курганской области владелец аналогичного авто платит за полис всего 1,98 т. рублей.

Устройство для телематики

  • Введение телематики. Под этим термином рассматривается установка на ТС специального прибора, фиксирующего основные параметры: ускорение при разгоне, интенсивность торможения, ежедневный пробег, частоту и период использования ТС. По мнению экспертов, эти факторы напрямую влияют на вероятность возникновения ДТП. Вводя в ОСАГО новые правила, законодатели хотят прописать норму, что согласие на установку телематики должно быть строго добровольным.

  • Объединение полисов ОСАГО и КАСКО в один – еще одна инициатива законодательной власти. На практике особых преимуществ это не дает, а лишь упрощает их оформление. Полисы страхуют разные риски, причем, КАСКО в отличие от ОСАГО, не является обязательным.

  • Техосмотр для ОСАГО: в 2021 году изменения не коснутся данного требования при оформлении полиса. Эта норма останется обязательной.

По заявлениям депутатов и профильных министерств, это лишь часть поправок в рамках реформирования страховой отрасли. Вводить их одномоментно не стоит по ряду причин, поэтому предусмотрено поэтапное изменение правил страховых взаимоотношений. Каждый этап подразумевает анализ ранее внесенных поправок, и оценку со стороны страхового общества и страхователей.

Изменения расчета стоимости полиса

Больше всего на тариф ОСАГО в этом и следующем году повлияет изменение даты расчета КБМ (коэффициента бонус-малус). Ранее для каждого водителя он рассчитывается индивидуально, и действовал один год.

В 2020 году РСА (Российский союз автостраховщиков) ввел новое правило и пересчитал для всех водителей КБМ. Следующая дата пересчета — 1 апреля 2021 года. Ранее действовавшая система расчета КБМ учитывала срок действия полиса (1 год), а новая определятся за календарный год — с 1 апреля по 31 марта.

Таблица расчета КБМ

Водителям, сезонно эксплуатирующим свои автомобили, эксперты РСА советуют сэкономить, воспользовавшись данным изменением в расчетах КБМ. Для этого, осуществляя страхование ОСАГО в 2021 году нужно исключить из периода использования ТС месяцы, когда автомобиль стоит в гараже.

Диагностическая карта и техосмотр

При оформлении полиса ОСАГО в бумажном или электронном виде на автомобиль, возраст которого более 3 лет, его владелец обязан провести технический осмотр. После прохождения данной процедуры владельцу выдается на руки диагностическая карта, а ее данные вносятся в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра ГИБДД.

После принятия изменений ОСАГО — в 2021 году диагностическая карта по-прежнему будет необходима при оформлении полиса.

Как карантин повлиял на изменения

В условиях карантина при пандемии COVID-19 внесены послабления для автовладельцев, которым необходимо продлять полисы ОСАГО. С 1 марта по 30 сентября текущего года новый полис ОСАГО разрешается оформлять без техосмотра.

Автовладельцам нужно понимать, что им дается отсрочка, а не полная отмена техосмотра. Его результаты владельцы ТС обязаны представить в страховую компанию при первой же возможности.

Следует понимать, что в случае ДТП страховая компания имеет полное право взыскать с владельца ТС полную компенсацию, которая до этого была выплачена потерпевшей стороне.

На период карантина приходится и дата единого расчета КБМ по каждому водителю. Все расчеты проведены автоматически без необходимости личного присутствия автовладельцев в страховой компании.

25 мая 2020 года Закон об индивидуализации тарифов ОСАГО подписан президентом РФ Владимиром Путиным.

В новой редакции ОСАГО изменения в 2021 году позволят страховщикам использовать при расчете цены полиса личностные характеристики автовладельцев, а также учитывать допускаемые водителем нарушения ПДД и другие факторы, повышающие риск возникновения ДТП.

ОСАГО в 2021 году: к чему готовиться водителям

Реформа системы обязательного автомобильного страхования была запущена еще осенью 2019 года, а принять новые правила автогражданки планировали в три этапа. Большая часть нововведений официально вступила в силу летом 2020 года. Однако из-за пандемии не все пункты программы были выполнены в срок, и многое заработает только в 2021 году.

Страховщики при заключении договора ОСАГО смогут повышать тариф водителям, которые серьезно нарушили ПДД. Так, больше придется заплатить тем, кого поймали за проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом виде.

Все эти нарушения хранятся в специальной базе ГИБДД, доступ к которой должны были обеспечить сотрудникам страховых компаний. Но в итоге система обмена информации будет иной и заработает только в 2021 году, хотя по документам она должна была быть запущена еще полгода назад, сообщили в РСА (Российский союз автостраховщиков).

«Будет определенная форма запроса и определенная форма ответа. МВД будет просто выдавать информацию, попадает человек под повышенный коэффициент из-за нарушений или нет. У полиции есть свой алгоритм, который они сейчас дорабатывают и автоматизируют. Страховщикам не будут указывать конкретных нарушений, не будут указывать, сколько их. Страховая компания получит по запросу четкий ответ: «да» или «нет». И на этом основании станут принимать решение о коэффициенте», — объяснил Autonews.ru исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Помимо технических аспектов доступа к базе, необходимо также внесение изменений в постановление правительства, которое регламентирует порядок информационного взаимодействия РСА с ГИБДД. Наладить совместную работу сотрудники полиции и страховщики планируют в 2021 году.

В марте 2021 года полностью изменятся правила прохождения техосмотра, который напрямую привязан к оформлению полиса ОСАГО. Чтобы пройти техосмотр в 2021 году, водители должны будут поехать исключительно в авторизованный РСА и ГИБДД сервис. Сотрудники последнего должны будут в режиме онлайн внести в базу данных техосмотра всю информацию об автомобиле в моменте — фотографии с опознавательными элементами и координаты машины.

Таким образом, власти хотят избавиться от «серых» схем получения диагностических карт, которые зачастую оформляются через интернет или прямо в офисе страховой компании за определенную сумму, не глядя на реальное техническое состояние автомобиля. С марта 2021 года получение диагностической карты усложнится, а недобросовестных страховщиков и техцентры будут наказывать большими штрафами.

Штрафы за отсутствие техосмотра предусмотрены и для водителей. Сумма наказания будет увеличена до 2 тыс. руб. Однако взимать штрафы начнут не сразу, а лишь спустя год после вступления в силу всех новых правил — с марта 2022 года. При этом представители РСА уверены, что такое наказание для водителей без техосмотра будет справедливым.

«На сегодняшний момент штрафы за отсутствие техосмотра распространяются только на общественный транспорт, легковые такси и специальный грузовой транспорт. На остальные виды автомобилей физических лиц штрафа нет, поэтому идут большие злоупотребления в этой части — фактически люди проходят техосмотр только для заключения договора ОСАГО. Бывают ситуации, когда техосмотр заканчивается через неделю после заключения договора ОСАГО, и никто не будет его продлевать после. А делать диагностический осмотр автомобиля необходимо», — считает заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.

По его словам, доля транспортных средств старше 10 лет в России составляет более 50%. Такие машины,: согласно действующим правилам, должны проходить техосмотр раз в год. Штрафы, по мнению представителя РСА, как раз будут стимулировать водителей проходить обязательную диагностику.

Кроме того, в 2021 году какая-то часть водителей рискует остаться без страховых выплат в случае ДТП. Дело в том, что до 1 ноября 2020 года в России действовала карантинная отсрочка предоставления в страховую компанию диагностической карты. Страховщикам разрешили из-за пандемии выдавать полиса ОСАГО без техосмотра. Но к ноябрю водители были обязаны сделать диагностику и уведомить об этом свою страховую компанию.

Если автомобилист не сделал все вышеперечисленное, у него могут быть большие проблемы: в случае ДТП по его вине страховая компания имеет право предъявить к нему требование регресса и взыскать через суд все выплаты. Действующий полис ОСАГО помехой не станет, так как данная норма законно дана страховщикам как инструмент возмещения убытков по вине водителей, не прошедших положенный диагностический осмотр.

«Может получиться даже так, что техосмотр пройден, но страхователь не проинформировал об этом. В ряде компаний говорят, что не будут в таком случае предъявлять претензии. А другие могут посчитать иначе. Это решение на усмотрение страховой. В данном случае важно, как будет развиваться судебная практика, если она будет. Но по закону регресс возможен и за не информирование», — объяснили в РСА.

Уже неоднократно сообщалось о том, что дорожные камеры в крупных городах научились распознавать в потоке автомобили без ОСАГО. Еще в период карантина и введения штрафов за езду без электронных пропусков эксперты высказывали предположения, что эти же камеры начнут вычислять номера машин без автогражданки.

Автомобилистам даже озвучили сумму штрафа с камеры — 800 руб. за каждый выезд без страховки. Штрафы за езду без ОСАГО водители будут получать один раз в сутки. Пока система «писем счастья» за езду без страховки еще тестируется, но с большой вероятностью именно в 2021 году она будет официально запущена сперва в крупных городах, а после — в регионах.

Мобильное приложение для регистрации ДТП при оформлении европротокола заработало по всей стране еще в конце ноября 2020 года. Новый сервис позволяет быстро оформить аварию без вызова на место инцидента сотрудников ГИБДД.

Условия следующие: у водителей не должно быть разногласий по поводу обстоятельств происшествия, а на смартфоне участника ДТП должно быть установлено приложение «Помощник ОСАГО». При этом оба водителя должны иметь регистрацию единой системы идентификации и аутентификации портала Госуслуг. В мобильном приложении можно выбрать вариант оформления ДТП с фотофиксацией или без нее. Оформление происшествия с фотофиксацией дает право на получение выплаты в пределах 400 тыс. рублей, при отказе от фотофиксации — в пределах 100 тыс. рублей.

С 2021 года аварию можно будет также оформить и через приложение «Госуслуги.Авто». Эта программа заработает в ближайшее время. Также появится возможность оформлять протокол одновременно с двух устройств обоих участников ДТП, а также вносить и сохранять данные в приложение при отсутствии связи.

ТБ − базовая ставка

Какая базовая ставка ОСАГО в 2021 году?

Величина базовой ставки (ТБ) устанавливается непосредственно Центробанком Российской Федерации. Ниже располагается таблица с актуальными на 2021 год предельными размерами базовых ставок страховых тарифов − их минимальными и максимальными значениями, выраженные в рублях.

Категория и назначение ТСБазовая ставка (в рублях)
Минимальное значениеМаксимальное значение
Мотоциклы, мопеды, скутеры и квадроциклы категорий «A» и «M»6251 548
Автомобили категорий «B» и «BE»
для юридических лиц1 6463 493
для физических лиц и ИП2 4715 436
используемых в качестве такси2 8779 619
Автомобили категорий «C» и «CE»
с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее2 2466 064
с разрешенной максимальной массой более 16 тонн3 3829 131
Транспортные средства категорий «D» и «DE»
с количеством пассажирских мест до 16 включительно2 1344 165
с количеством пассажирских мест более 162 6675 205
используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок3 9057 399
Троллейбусы (категория «Tb»)2 1344 044
Трамваи (категория «Tm»)1 3312 521
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей8721 952

От чего зависит базовая ставка по ОСАГО?

Отметим, что любая страховая компания устанавливает базовый тариф в пределах минимального и максимального значений самостоятельно по каждой категории транспортного средства и по каждой территории преимущественного использования транспортного средства. Таким образом в зависимости от конкретной страховой компании коэффициент ТБ в формуле для расчета стоимости полиса ОСАГО может отличаться до 20% в рамках «тарифного коридора». Именно поэтому иногда получается дешевле купить новый полис ОСАГО в другой страховой компании, чем продлить уже существующий у Вас на руках! По закону Вы имеете право оформить страховку в любой страховой компании!

Об утверждении или изменении размеров базового тарифа страховые компании обязаны уведомить в письменном виде ЦБ в течение 3-х рабочих дней. Кроме этого все страховые компании должны размещать информацию о базовой ставке на своем официальном сайте, но как правило эту информацию сложно найти, поэтому мы рекомендуем пользоваться калькулятором ОСАГО, чтобы оценить разницу в цене.

Базовый тарифы по страховым компаниям

Согласно законодательству РФ на 2021 год все страховые компании имеют право устанавливать значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, указанных ими в методике расчета страховых тарифов, утвержденной в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в границах максимальных и минимальных значений базовых ставок страховых тарифов.

Иными словами у страховкщиков появилось право устанавливать цену на ОСАГО индивидуально для каждого водителя исходя из многочисленных дополнительных факторов. Однако, в данный момент страховые компании оставили единую базовую ставку для всех водителей. Приводим базовые ставки основных страховых компаний для легковых автомобилей категории B:

  • АльфаСтрахование — 3777-4042 рублей (региональные ставки);
  • ВСК — 3706-4942 рублей (региональные ставки);
  • Зетта Страхование — 3700-4942 рублей (региональные ставки);
  • ИНГОССТРАХ — 3650-4942 рублей (региональные ставки);
  • МАКС — 3706-4942 рублей (региональные ставки);
  • Ренессанс — 3800-4942 рублей (региональные ставки);
  • РЕСО — 3775-4942 рублей (региональные ставки);
  • РОСГОССТРАХ — 4100-4118 рублей (региональные ставки);
  • СОГАЗ — 3912-4942 рублей (региональные ставки);
  • Согласие — 3700-4942 рублей (региональные ставки);
  • Тинькофф Страхование — 3640-4942 рублей (региональные ставки);
  • Югория — 3506-4942 рублей (региональные ставки).

ОСАГО-2021 Изменения, которые нужно знать каждому водителю

Краткое содержание:

Глобальная реформа системы ОСАГО была запущена еще в октябре 2019 года и принять новые правила «автогражданки» планировали в три этапа, что собственно, на деле и происходит.

Большая часть нововведений официально вступила в силу летом 2020 года, однако из-за мировой пандемии не все пункты были выполнены в срок и, как полагается, многое сработает только в 2021 году.

Увеличение тарифов для злостных нарушителей

Во время заключения договора ОСАГО страховщики смогут повышать тариф водителям, которые серьезно нарушили ПДД. Таким образом, больше придется заплатить тем, кого поймали за проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 60 км/ч или тех, кто управлял автомобилем в нетрезвом виде. Все эти нарушения будут храниться в специальной базе ГИБДД, доступ к которой должны были обеспечить сотрудникам страховых компаний еще в 2020 году.

Однако по итогу система обмена информацией будет немного иной и заработает только в 2021 году. По итогу получится, что МВД будет просто выдавать информацию – попадает человек под повышенные коэффициенты за нарушения или не попадает. У полиции есть свой алгоритм, который они сейчас дорабатывают и пытаются поставить на автоматизацию. Страховым компаниям не будут говорить ни о типе нарушения, ни о его количествах, итоговый ответ будет четким и вполне себе простым: увеличить коэффициент или не увеличивать.

На данный момент налаживается активная связь между «Союзом автостраховщиков» и управлением ГИБДД, соответственно, поэтому перед покупкой автомобиля на вторичном рынке нужно еще серьезнее отнестись к его прошлому. Понятное дело, собственник новый, но автомобиль с плохой историей действительно приносит только лишние хлопоты.

Через сервис Автокод вы можете получить исчерпывающую информацию об автомобиле. По итогу вы получите огромный объем информации о пробеге, ДТП, залоге, такси и самое главное полную историю продаж от одного владельца к другому.

Вот пример отчета:

Правила техосмотра

В марте 2021 года полностью изменятся правила прохождения техосмотра, который теперь напрямую привязан к оформлению полиса ОСАГО. Чтобы пройти техосмотр в 2021 году водители должны будут проехать исключительно в авторизованный сервис. Таким образом власти хотят избавиться от серых схем получения диагностических карт, которые зачастую оформляют через интернет или прямо в офисе страховой компании за определенную сумму.

С марта 2021 года получение диагностических карт действительно усложнится, и недобросовестных страховщиков и техцентры будут наказывать большими штрафами. Стоит напомнить, что пострадают и недобросовестные водители, сумма наказания будет увеличена до 2000 рублей. Нет техосмотра – заплатите штраф, но стоит понимать, что штрафовать начнут лишь спустя год после вступления в силу всех новых правил, то есть с марта 2022 года.

Однако и это еще не все, дело в том, что в 2021 году какая-то часть водителей реально рискует остаться без страховых выплат в случае ДТП. До 1 ноября 2020 года в России действовала карантинная отсрочка в страховую компанию диагностической карты, но к ноябрю прошедшего года

все автолюбители должны были сделать диагностику и уведомить об этом своих страховых агентов.

Если водитель не сделал этого, у него могут быть большие проблемы, в случае ДТП по его вине страховая компания имеет право предъявить к нему требования регресса и через суд взыскать с него все выплаты.

Действующий полис ОСАГО помехой не станет, данная норма закона дана страховщиком как инструмент по возмещению убытков по вине водителей, которые не прошли положенный диагностический осмотр и это стоит помнить.

Главное, чтобы не получилось так, что техосмотр пройден, но страхователь не проинформировал об этом страховую компанию. Большинство страховых говорят, что не будут в таком случае предъявлять претензии, но другие могут посчитать иначе, это решение на усмотрение страховой компании и в данном случае важно, как будет развиваться судебная практика, если она вообще будет. Не стоит забывать, что по закону регрессное требование возможно из-за неинформирования.

Уже не один раз сообщалось о том, что дорожные камеры в крупных городах научились распознавать в потоке автомобили без страховки, озвучили даже сумму штрафа с камеры – 800 рублей за каждый выезд без ОСАГО, но штраф дублироваться не будет и получить более одного штрафа в сутки просто невозможно.

Пока данное обновление только проходит тестирование, но уже безоговорочно можно сказать, что в этом году данная система точно будет запущена в крупных городах в тестовом режиме.

Вы можете выгодно оформить полис ОСАГО самостоятельно. Не нужно стоять в очередях, и никто не будет навязывать вам дополнительные услуги, например, страхование жизни.

С помощью специальных сервисов вы можете однократно ввести свои данные и данные своего автомобиля, а система выдаст вам сразу несколько страховых компаний с указанием стоимости полиса ОСАГО для каждой. Можно сравнить цены и оплату можно произвести по банковской карте, а полис придет на электронную почту, его останется только распечатать. Сведения автоматически заносятся в базу РСА.

Вот один из таких удобных сервисов – Калькулятор ОСАГО.

Читайте также:  Вопросы платы по жилищно-коммунальным услугам
Оцените статью
Добавить комментарий