Прибавка к пенсии на иждивенца

Доплаты к пенсиям за иждивенцев в 2020 году

В обязанности любого государства входит обязательная социальная защита нетрудоспособных граждан и инвалидов. Определение фиксированной государственной помощи населению осуществляется по заявлению лица, достигшего пенсионного возраста, опекуна, попечителя, представителя гражданина в соответствии с законом «О государственной социальной помощи», №178-ФЗ, и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», 167-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», 173-ФЗ. Кому положена доплата на иждивенца в 2020 году: неработающим пенсионерам, инвалидам 1, 2, 3 группы, на попечении и материальном обеспечении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, несовершеннолетние дети или люди с ограниченными возможностями.

Так же начисляется и доплата пенсионерам, достигшим 80 лет без инвалидности, за иждивенца:

Доплата инвалидам 3 группы

Размер доплаты за иждивенцев, положенная инвалидам третьей группы (также проживающим в районах Крайнего Севера — КС и приравненных к нему районах — прКС) в 2017 году, отображен в таблице:

Количество иждивенцевРазмер доплаты (руб. в месяц)КСпрКС
Один4 004,266 006,395 205,54
Два6 443,969 665,948 377,15
Три7 207,6610 811,499 369,96

Чтобы получить доплату, пенсионеру необходимо обратиться в местное отделение Пенсионного фонда и подать соответствующее заявление. Этот документ и послужит основанием для рассмотрения конкретного случая. Рассмотрение документов занимает в среднем пять дней, при условии предоставления всего необходимого пакета.

Размер прибавки к пенсии за иждивенцев в 2019 году

Сумма доплаты будет зависеть от величины индексации фиксированной выплаты страхового обеспечения по старости. В 2019 г. ожидаемый процент индексации – 7,05%. Перерасчет величины пенсии и доплат к ней будет автоматическим. Индексация фиксированной выплаты планируется 01.01.2019 г.


Сумма доплаты будет зависеть от величины индексации фиксированной выплаты страхового обеспечения по старости. В 2019 г. ожидаемый процент индексации – 7,05%. Перерасчет величины пенсии и доплат к ней будет автоматическим. Индексация фиксированной выплаты планируется 01.01.2019 г.

Размер предоставляемых доплат к пенсии за иждивенца

Дополнительная денежная надбавка к пособию по старости при наличии иждивенца, начисляется к следующим видам пенсий:

  • Страховому пособию, которое выплачивается лицам преклонного возраста, имеющим соответствующий стаж работы;
  • Страховые начисления, предоставляемые при наличии оформленной группы инвалидности;
  • Социальная пенсия;
  • Государственные выплаты пенсионного характера;
  • Военное пособие, предоставляемое по выслуге лет.

Величина дополнительной надбавки увеличивается в зависимости от количества граждан, находящихся на иждивении пенсионера. С начала будущего 2020 года размер доп. выплаты, предоставляемой неработающим пенсионерам, составит:

Количество иждивенцевДоплата к пенсииНадбавка вследствие индексации
17581,67 руб.1895,42 руб.
29477,09 руб.3790,84 руб.
311372,5 руб.Повышение в 100% размере от ФВ

Доплаты к материальному обеспечению по старости, начисляемые трудящимся пенсионерам, не индексируются. Процедура повышения размера надбавки «заморожена» с 2016 года, поэтому для данных лиц сумма мат. помощи за иждивенцев будет значительно ниже до тех пор, пока не произойдет расторжение трудового контракта с работодателем.

Военнослужащие лица, вышедшие на пенсию по выслуге лет, могут претендовать на получение доплаты в следующих размерах:

  • При наличии единственного иждивенца величина надбавки составит 32% от пенсионных начислений;
  • При наличии двух лиц – 64% от гос. выплаты по выслуге лет;
  • При наличии трех и более иждивенцев – 100% от размера пенсии.

В России побеждает тот, кто знает свои права

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно

или по телефону:

Москва и область:+7 (499) 322-06-74

Санкт-Петербург и область:+7 (812) 407-24-18

  • При наличии единственного иждивенца величина надбавки составит 32% от пенсионных начислений;
  • При наличии двух лиц – 64% от гос. выплаты по выслуге лет;
  • При наличии трех и более иждивенцев – 100% от размера пенсии.

Порядок расчета доплаты за нетрудоспособных родственников военных пенсионеров (МВД, МЧС, ФСБ и другие) (ст. 17 закон от 12.02.1993г. № 4468-1)

Следует знать! Расчет доплаты за иждивенцев к военным пенсиям имеет ряд особенностей и отличий.

В 2020 году порядок расчета доплаты за нетрудоспособных родственников военных пенсионеров и пенсионеров, ранее служивших в полиции, не изменился.

Размер доплаты определяется в процентах от величины денежного обеспечения и в соответствии с числом иждивенцев.

Так, при наличии одного нетрудоспособного человека на иждивении военного пенсионера надбавка составит 32,0% от суммы его пенсионной выплаты, двух человек64,0%, трех и больше иждивенцев100,0%.

Важно! Основополагающим требованием для получения данного вида доплат является отсутствие у нетрудоспособного родственника источников собственных доходов в виде социальной или трудовой пенсии

Следует помнить! Документы в виде справок, собранные для получения доплаты на иждивенцев, действительны в течение одного месяца после их подготовки и оформления компетентными органами.

Так, при наличии одного нетрудоспособного человека на иждивении военного пенсионера надбавка составит 32,0% от суммы его пенсионной выплаты, двух человек64,0%, трех и больше иждивенцев100,0%.

Этап № 2 — проверка информации

Служащие ведомства осуществляют проверку документов, полученных от гражданина. Для этого законодатель установил срок — десять рабочих дней. По завершении этого периода, заявитель получает выбранным способом уведомление.

  1. Назначение надбавки — если документация оформлена корректно и в полном объеме.
  2. Необходимость в устранении недочетов — для этого предоставляют 90 суток на исправление несоответствий и оформление сопутствующих бумаг.
  3. Отказ в доплате — направляют, если законных оснований для оформления нет. Такие ситуации возникают, когда подопечный достиг возраста 23 лет, перевелся на заочный формат либо был отчислен.

Периодом, в рамках которого пенсионер должен получить письмо от ПФ России, составляет 15 суток.


Служащие ведомства осуществляют проверку документов, полученных от гражданина. Для этого законодатель установил срок — десять рабочих дней. По завершении этого периода, заявитель получает выбранным способом уведомление.

Кого ожидает надбавка

Согласно законодательству, повышение выплат пенсионерам, в случае если они выполняют обязанности по материальному обеспечению супруга или детей, не имеющих возможности трудиться, не зависит от оснований назначения пособия и полагается людям:

  • получающим пенсию в связи с достижением установленного возраста;
  • имеющим инвалидность;
  • уволенным в запас с воинской службы.

Выплата может быть увеличена пропорционально количеству иждивенцев при условии, что их число не превышает 3 человек.

Доплата к пенсии за иждивенцев в 2020 году

По действующему законодательству пенсионер, получающий страховую пенсию по старости или инвалидности, у которого на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, имеет право на повышенный размер пенсии. Такое увеличение обеспечивается за счет установления повышенного размера фиксированной выплаты, базовая величина которой с 1 января 2020 согласно ч. 8 ст. 10 закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. составляет 5686,25 руб.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации, поэтому величина доплаты каждый год изменяется. Например, в 2020 году индексация фиксированной выплаты пройдет с 1 января.

Денежную прибавку можно получить за каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более трех. Право на такие доплаты имеют оба пенсионера, на иждивении находятся члены семьи (дети, внуки, братья или сестры), относящиеся к следующим категориям (п. 3 ст. 17 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.):

Доплата родителям пенсионерам за студентов очников

Родители пенсионеры, имеющие на иждивении ребенка – студента, обучающегося по очной форме обучения, имеют право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. Размер надбавки за одного иждивенца с 1 января 2019 года составляет 1 778 рублей. За двух иждивенцев выплачивают 3 556 рублей, за трех иждивенцев – 5 334 рублей. Право на повышенную пенсию имеют пенсионеры по старости и по инвалидности. Рассчитывать на повышенную пенсию могут оба пенсионера. Не исключается возможность установления факта иждивения в судебном порядке

При этом должно быть соблюдено несколько условий:

– Возраст студента должен быть не более 23 лет. На детей до 18 лет повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии родителям устанавливается независимо от факта учебы, так как иждивение детей до 18 лет предполагается и не требует подтверждения – пенсия в повышенном размере выплачивается на основании свидетельства о рождении ребенка. Однако для повышения пенсии учитывается не более трех нетрудоспособных членов семьи.

Читайте также:  Разбойное нападение: статья 162 УК РФ, срок наказания

– Студент может обучаться по очной форме в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (это может быть государственное или коммерческое учебное заведение, на платной или бесплатной основе), за исключением образовательных учреждений дополнительного образования. Это касается образовательных организаций расположенных в Российской Федерации, а так же за её пределами (в соответствии с решением Конституционного суда от декабря 2017 года направление на обучение за рубежом не требуется).

– В случае, если студент находится в академическом отпуске, родители также имеют право на получение повышенного фиксированного размера страховой пенсии. Исключением являются отпуска, связанные с прохождением срочной военной службы по призыву.

Для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии необходимо подать соответствующее заявление в управление ПФР по месту жительства + необходимые документы, к которым относятся:

– документы подтверждающие родственные отношения (свидетельство о рождении – как правило);

– документы подтверждающие факт нахождения на иждивении. К их числу относятся справки о совместном с родителем проживании, документы о доходах ребенка и родителей, а для отдельно проживающих от родителей детей дополнительно документы, подтверждающие, что помощь претендующего на повышение пенсии родителя являлась для ребенка основным или преимущественным источником средств к существованию (например, договор об оплате родителем обучения, документы об оплате проживания и т.д.);

– справка учебного заведения о дате начала и продолжительности обучения, форме обучения с обязательной ссылкой на номер и дату приказа по учебному заведению.

Справка об очном обучении должна содержать:

– наименование образовательного учреждения

– фамилия, имя, отчество обучающегося лица (полностью) с указанием даты рождения

– дата и регистрационный номер документа

– обучение по очной форме по основным образовательным программам

– срок обучения (начало и окончание)

– основание выдачи справки (номер и дата приказа о зачислении в образовательное учреждение).

Справка должна быть заверена печатью, подписью руководителя образовательного учреждения или его подразделения, расшифровка подписи (ФИО) и угловым штампом образовательного учреждения.

Перерасчет размера фиксированной выплаты производится с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Важно! При отчислении студента или его переводе на иную форму обучения выплата повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии его родителям прекращается. Во избежание переплат, которые в дальнейшем будут удерживаться из пенсии, необходимо в течение 3 дней сообщить об изменении у ребенка статуса обучающегося в Пенсионный фонд по месту жительства.

– Возраст студента должен быть не более 23 лет. На детей до 18 лет повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии родителям устанавливается независимо от факта учебы, так как иждивение детей до 18 лет предполагается и не требует подтверждения – пенсия в повышенном размере выплачивается на основании свидетельства о рождении ребенка. Однако для повышения пенсии учитывается не более трех нетрудоспособных членов семьи.

Оформление надбавки

Как оформить доплату? Чтобы получить надбавку пожилому человеку необходимо обратиться в местное отделение Пенсионного фонда и подать заявление. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления]. Основанием для рассмотрения предоставления доплаты служит именно поданное заявление. Сколько этот процесс может занять времени? На рассмотрение заявки уходит около пяти дней, при условии предоставления полного пакета документов. Список положенных свидетельств формируется индивидуально после предварительной консультации с представителями Пенсионного фонда. Кроме паспорта, предъявляемого лично, нужно собрать такие бумаги:

  • справка из ЖЭУ;
  • справка о составе семьи (включая несовершеннолетних детей);
  • справку о доходах пенсионера (за последний год);
  • справку об обучении на очном отделении ребенка (или учебе в школе);
  • свидетельства о рождении всех членов семьи.

Кроме перечисленного, могут понадобиться справочные материалы об оплате обучения или квитанции подтверждения расходов. В варианте, когда речь идет об уходе за супругом, следует собрать:

  • свидетельство о заключении брака;
  • СНИЛС;
  • паспорта обоих супругов;
  • трудовые книжки.

Все предоставленные образцы тщательно изучаются сотрудниками ПФР, на их основе делается вывод об иждивении (признании или непризнании). При положительном решении вопроса, сумма будет начислена в следующем месяце и перечислена совместно с пенсией. Отдельного счета для нее не предусмотрено законодательством, поэтому она введена в состав пенсии.

Никаких доказательств об иждивении не требуется, если имеются несовершеннолетие дети, во всех остальных вариациях – придется предъявлять подтверждающие документы или иные доказательства. Чаще всего вопрос о гражданах, находящихся на иждивении, решается местным судом. По судебному решению нетрудоспособный человек объявляется личностью, находящейся на присмотре и обеспечении другого человека.

  • справка из ЖЭУ;
  • справка о составе семьи (включая несовершеннолетних детей);
  • справку о доходах пенсионера (за последний год);
  • справку об обучении на очном отделении ребенка (или учебе в школе);
  • свидетельства о рождении всех членов семьи.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по доплате к пенсии на иждивенца

Вопрос: После получения законной помощи по присмотру за двумя несовершеннолетними детьми, моя выплата неожиданно прекратилась. С чем это может быть связано и куда обратиться?

Ответ: Вам стоит посетить специалиста Пенсионного фонда для консультации. Если вы не обращались за продлением выплаты, которую необходимо осуществлять ежегодно, то это и послужило причиной прекращения финансовой помощи. Согласно требованиям закона, пенсионеры, на обеспечении которых находятся нетрудоспособные граждане, обязаны предоставлять ежегодно следующий пакет бумаг, подтверждающих иждивение.

При неправомерных действиях сотрудников отделения, Вы также вправе подать судебный иск, предоставив необходимые доказательства.

Никаких доказательств об иждивении не требуется, если имеются несовершеннолетие дети, во всех остальных вариациях – придется предъявлять подтверждающие документы или иные доказательства. Чаще всего вопрос о гражданах, находящихся на иждивении, решается местным судом. По судебному решению нетрудоспособный человек объявляется личностью, находящейся на присмотре и обеспечении другого человека.

Документы для оформления доплаты к пенсии за инвалида

Если иждивенец страдает от тяжелых заболеваний, признан инвалидом и/или является несовершеннолетним, он не сможет трудиться.

Тогда от лица, которого опекает пенсионер, должны быть поданы следующие бумаги:

  • заявление;
  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • согласие на предоставление опеки от родственников или соцработников;
  • справка, подтверждающая необходимость в осуществлении ухода;
  • свидетельство об инвалидности (заключение медсоцэкспертизы).

Документы может подготовить лицо, ухаживающее за гражданином.

В медзаключении должно быть указано, что пострадавший от травмы или недуга не может вести необходимую физическую активность, имеет проблемы с умственными способностями.

Отправив запрос на оформление опеки над нуждающимся, ответ должны дать спустя 10 рабочих дней. После этого назначается надбавка.

Для этого в ПФР подаются следующие бумаги:

На кого относятся расходы в ходе исполнительного производства

Добрый день, по судебному решению о взыскании задолженности и обращении взыскания на заложенное имущество возбуждено исполнительное производство. Взыскание с наследников залогодателя. Заложенное имущество (наследство) продается с торгов. Стоимости заложенного имущества (наследства) недостаточно для удовлетворения требований кредитора, но иного наследства нет.

Правильно ля понимаю, что после реализации заложенного имущества из его стоимости сначала вычитается сумма организатору торгов, остальное – взыскателю? Взыскатель получит то, что осталось.

А иные расходы в исполнительном производстве на кого относятся? Будут ли приставы взыскивать их с должника (наследника залогодателя) ведь у него уже ничего не осталось, кроме личного имущества (все наследство продано)?

    исполнительное производство
  • Поделиться

Ответы юристов ( 4 )

  • 11177 ответов
  • 6945 отзывов эксперт

А иные расходы в исполнительном производстве на кого относятся? Будут ли приставы взыскивать их с должника (наследника залогодателя) ведь у него уже ничего не осталось, кроме личного имущества (все наследство продано)?
Ирина

Здравствуйте. будут взыскиваться с должника судебными приставами.

Заложенное имущество (наследство) продается с торгов.
Ирина

А какое имущество конкретно продаётся?

И все таки наследник будет обязан заплатить приставам личные деньги?
Ирина

нет, только в пределах стоимости наследства. Лично он не будет платить, если например не был поручителем

  • 1976 ответов
  • 1058 отзывов

По общему правилу расходы — исполнительный сбор — возлагается на должника (ст. 112 Закона Об исполнительном производстве), вот текст.

Статья 112. Исполнительский сбор

Читайте также:  Временное убежище на территории РФ: как получить?

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ)
4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.
5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:
1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;
2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) по судебным актам по обеспечительным мерам;
5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
(п. 5 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)
6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;
(п. 6 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ)
7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.
(п. 7 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ)
6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
КонсультантПлюс: примечание.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;
2) исполнительного документа;
3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Добрый день, по судебному решению о взыскании задолженности и обращении взыскания на заложенное имущество возбуждено исполнительное производство. Взыскание с наследников залогодателя. Заложенное имущество (наследство) продается с торгов. Стоимости заложенного имущества (наследства) недостаточно для удовлетворения требований кредитора, но иного наследства нет.

Электронная библиотека

Расходы в исполнительном производстве – это денежные затраты, воз­никающие в связи с принудительным исполнением судебных, иных актов, предусмотренных законом.

В исполнительном производстве у сторон могут быть самые разно­образные расходы. Необходимость их осуществления обычно возника­ет по объективным причинам, не зависящим от сторон. Например, расходы по переводу (пересылке) по почте взыскателю взысканных сумм. В некоторых случаях расходы в исполнительном производстве могут быть связаны с неправомерным поведением долж­ника и выступают в качестве своеобразной санкции процессуальной ответственности в виде неблагоприятных процессуальных последствий (взыскание суммы исполнительского сбора).

Основная функция института расходов заключается в возмещении расходов государства в связи с принудительным исполнением. В ка­честве дополнительной функции выступает функция предупреждения неправомерного поведения со стороны должника, выражающегося в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном произ­водстве.

По общему правилу обязанность по уплате расходов в исполнитель­ном производстве возлагается на стороны (взыскателя и должника). Однако в исключительных случаях, например в случае прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным п. 4 и 5 ч. 2 ст. 43 закона об исполнительном производстве, расходы по совер­шению исполнительных действий относятся на счет федерального бюд­жета (ч. 2 ст. 117 закона об исполнительном производстве).

Расходы в исполнительном производстве состоят из исполнительско­го сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Послед­ние законодательные изменения не повлияли на определение сущности исполнительского сбора как одного из видов расходов в исполнитель­ном производстве, хотя с точки зрения законодательной техники нор­мы об исполнительном производстве находятся не в гл. 16 «Расходы по совершению исполнительных действий», а в гл. 15 Закона об ис­полнительном производстве, где также сосредоточены нормы об от­ветственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Исполнительский сбор – эта денежное взыскание с должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного доку­мента, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В отличие от государственной пошлины, которая в судах обычно взыскивается с истцов, заявителей, исполнительский сбор взыскивает­ся с противоположной стороны – с должника.

Размер исполнительского сбора устанавливается законом в зависи­мости от характера исполнительного документа, либо пропорциональ­но взыскиваемой сумме или стоимости имущества должника, либо в твердой денежной сумме.

Согласно ч. 3 ст. 112 закона об исполнительном производстве, ис­полнительский сбор устанавливается в размере 7 % от под­лежащей взысканию суммы или стоимости

взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественно­го характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанав­ливается в размере 500 руб., с должника-организации – 5000 руб.

С должника исполнительский сбор взыскивается судебным приста­вом в максимальном размере, так как закон об исполнительном произ­водстве в этом смысле в ст.112 содержит императивные нормы.

Исполнительский сбор призван компенсировать расходы государства в исполнительном производстве, поэтому 100 % от суммы исполнитель­ского сбора отчисляются в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-испол­нителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 закона об испол­нительном производстве (по истечении срока, установленного для доб­ровольного исполнения, или в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в случаях немедленного исполнения), если должник не представил судебному приставу-исполнителю дока­зательств того, что исполнение было невозможным вследствие непре­одолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей ис­числяется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдель­ности.

Читайте также:  Порядок продажи комнаты в коммунальной квартире

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполни­тельное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, уста­новленном ч. 6 ст. 33 закона об исполнительном производстве;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного до­кумента, по которому вынесено и не отменено постановление су­дебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнитель­ского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-испол­нителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

Должник вправе в порядке, установленном законом об исполнитель­ном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании по­становления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполни­тельского сбора, с иском об отсрочке или о

рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнитель­ского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыска­ние исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 закона об исполнительном производстве. При отсутствии уста­новленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязатель­ства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 ст. 112 закона об исполнительном производстве заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом ре­шения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении об­ращается к немедленному исполнению.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постанов­ление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительско­го сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании ис­полнитель­ского сбора.

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Изложенные правила о сущности, размере, порядке уменьшения или освобождения от уплаты исполнительного сбора подтверждаются постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпунк­та 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 феде­рального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Сара­товской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский».

В частности, в указанном постановлении отмечается (применительно к ранее действовавшему законодательству об испол­нительном производстве), что по смыслу ст.81 указанного закона во взаимосвязи с его ст. 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87 предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере 7 % от взыс­киваемых по исполнительному документу денежных средств, относит­ся, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению испол­нительных действий, осуществленных в порядке принудительного ис­полнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий). Эта мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возло­жение на должника обязанности произвести определенную дополни­тельную выплату в качестве меры его публично-правовой ответ­ственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В отмеченном постановлении Конституционного Суда РФ подчер­кивается, что исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции:

1) имеет фиксиро­ванное, установленное федеральным законом денежное выражение;

2) взыскивается принудительно;

3) оформляется постановлением уполно­моченного должностного лица;

4) взимается в случае совершения право­нарушения;

5) зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административ­ного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

В судебном порядке размер исполнительского сбора может быть уменьшен или должник вообще может быть освобожден от обязаннос­ти уплаты исполнительского сбора. При применении такого вида юридической ответственности, как ис­полнительский сбор, суд должен учитывать смягчающие вину должни­ка обстоятельства, а также наличие определенных уважительных при­чин. При этом уважительные причины не должны толковаться слишком широко.

Сейчас в ч. 6 ст. 30 закона об исполнительном производстве прямо предусмотрено, что основанием для возбуждения исполнитель­ного производства также является вынесенное в процессе принудитель­ного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполни­тельных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполни­тельного документа.

Расходы по совершению исполнительных действий это денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и прове­дение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 116 закона об исполнительном производстве к расходам по совершению исполнительных действий относятся сред­ства, затраченные на:

1) перевозку, хранение и реализацию имущества должника;

2) вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию поне­сенных ими, а также понятыми расходов;

3) перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;

4) розыск должника, его имущества, розыск ребенка;

5) проведение государственной регистрации прав должника;

6) совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.

Перечень расходов, указанный в ст. 116 закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, а подлежит более широко­му толкованию, так как к ним могут быть отнесены и другие необходи­мые исполнительные действия, совершаемые в процессе исполнения исполнительного документа.

По своей правовой природе и назначению расходы по соверше­нию исполнительных действий схожи с институтом издержек, свя­занных с рассмотрением дела в суде (ст. 94 ГПК РФ, ст. 106 АПК РФ). По ранее действовавшему гражданскому процессуальному законода­тельству (ст. 86 ГПК РСФСР) к издержкам, связанным с рассмотрени­ем дела, относились расходы, связанные с исполнением решения суда (п. 4 ст. 86 ГПК РСФСР). Однако ввиду того, что в исполнительном производстве исполняются не только различные судебные акты, но и некоторые другие юрисдикционные акты, предусмотренные законом (ст. 12 закона об исполнительном

производстве), при исполнении ко­торых также могут возникнуть расходы по совершению исполнитель­ных действий, такой вид расходов в современном гражданском процес­се не выделяется.

Сейчас, когда исполнительное производство может рассматриваться как самостоятельная отрасль права, наличие норм о расходах, связан­ных с исполнением, в ГПК РФ и АПК РФ представляется лишним, так как для правового регулирования этого вопроса соответствующих по­ложений законодательства об исполнительном производстве вполне достаточно.

В статье 117 закона об исполнительном производстве предусмотрен порядок возмещения расходов по совершению исполнительных дей­ствий. Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.

В случае прекращения исполнительного производства по основани­ям, установленным п. 4 и 5 ч. 2 ст. 43 закона об исполнительном производстве, расходы по совершению исполнительных действий относят­ся на счет федерального бюджета.

Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, пре­дусмотренных законом об исполнительном производстве, а также воз­мещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основа­нии постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 ст. 112 закона об исполнительном производстве заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом ре­шения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении об­ращается к немедленному исполнению.

Исполнительные расходы

Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника, а не на судебного пристава-исполнителя (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2008 по делу № 10-6313/06-Ф02-249/08).

Добавить комментарий