Понятие и значение налогового контроля

Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля

Налоговому контролю посвящена гл. 14 НК РФ.

Понятие и значение налогового контроля

Налоговый контроль является:

  1. составной частью финансового контроля и
  2. одним из видов государственного контроля.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, опре­деленное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:

    1. в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государ­ственных и муниципальных фискальных интересов;
    2. в узком аспекте — это контроль государ­ства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

Цель налогового контроля:
    • обес­печение законности и эффективности налогообложения.
Объекты налогового контроля:
    1. движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
    2. материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.
Предмет налогового контроля:
    • валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.
Субъекты налогового контроля:
    1. налоговые орга­ны;
    2. таможенные органы;
    3. органы внутренних дел;
    4. следственные органы.

Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Основные формы налогового контроля:
    • проверки;
    • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;
    • проверки данных учета и отчетности;
    • осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);
    • другие формы, предусмотренные НК РФ.
Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

    • предварительный;
    • теку­щий (оперативный);
    • последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение пред­варительной проверки финансового состояния налогоплатель­щика со стороны уполномоченного государственного органа.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контро­ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало­гоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин­вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво­ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя­занности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

    • налоговых органов;
    • таможенных органов;
    • органов внутренних дел;
    • следственных органов.

3) В зависимости от места проведения:

    • выездной — в месте расположения налогоплательщика;
    • камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Формы и методы налогового контроля

Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов – основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Читайте также:  Страховка каско для такси

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

включает следующие приемы:

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Ожидается, что закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Сущность и значение налогового контроля Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седунова Дарья Борисовна, Бойко Н.Н.

В представленной статье рассматривается понятие и значение налогового контроля. Рассматриваются основные его функции и формы. Также обозначены некоторые особенности реализации определенных видов налогового контроля уполномоченными органами.I

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Седунова Дарья Борисовна, Бойко Н.Н.

n the present article the concept and meaning of tax control is considered. Its main functions and forms are considered. Some features of the implementation of certain types of tax control by authorized bodies are also indicated.

Текст научной работы на тему «Сущность и значение налогового контроля»

Седунова Дарья Борисовна, студент 3 курса юридического факультета

СФ БашГУ г. Стерлитамак. Российская Федерация Бойко Н. Н., научный руководитель, старший преподаватель Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация: в представленной статье рассматривается понятие и значение налогового контроля. Рассматриваются основные его функции и формы. Также обозначены некоторые особенности реализации определенных видов налогового контроля уполномоченными органами.

Ключевые слова: налогоплательщики, налоговый контроль, налоги, налогообложение, Налоговый кодекс РФ, формы налогового контроля.

Annotation: in the present article the concept and meaning of tax control is considered. Its main functions and forms are considered. Some features of the implementation of certain types of tax control by authorized bodies are also indicated.

Keywords: taxpayers, tax control, taxes, taxation, Tax Code of the Russian Federation, forms of tax control.

В настоящее время осуществляется непрерывный процесс реформирования налогового законодательства, в особенности идет процесс ужесточения налогового контроля. Зачастую новшества остаются незамеченными для руководителей организаций, предпринимателей, а также бухгалтеров.

Принятие и функционирование огромного числа нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере обложения налогами, частые их изменения, неоднозначность толкования их норм являются предпосылками возникновения многочисленных проблем в практической деятельности, как для субъектов налогообложения, так и для контролирующих органов.

Налоговый контроль в широком смысле трактуется как комплекс мероприятий, реализуемых государством для гарантии финансовой безопасности. В узком смысле налоговый контроль подразумевает меры борьбы с индивидуальными предпринимателями, которые уклоняются от уплаты налогов. Такие меры дают возможность не только обеспечивать законность в системе налогообложения, но и способны контролировать хозяйственную деятельность индивидуальных предпринимателей на различных этапах [1, с. 45].

В научной литературе налоговый контроль рассматривается в аспекте ключевой функции управленческой деятельности. Так, согласно исследованию К. В. Новоселова налоговый контроль выступает как составной элемент создаваемого государством организационно-правовой системы управления. Автор подчеркивает, что налоговый контроль является особым видом деятельности специально уполномоченных органов власти, посредством которой обеспечивается исполнение регламентированных нормами налогового законодательства обязанностей лиц в сфере налогообложения, анализ и определение оснований для применения к ним принудительных налоговых санкций, а также определение оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Согласно п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ «налоговым контролем признается деятельность специализированных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов правовых актов о налогах и сборах в порядке, определенном Налоговым кодексом Российской Федерации» [2, с. 46].

В результате исследования основных определений и трактовок налогового контроля можно сформулировать вывод, что налоговый контроль рассматривается авторами в трех направлениях, а именно как:

– особый вид деятельности уполномоченных государственных органов власти по обеспечению соблюдения предписаний правовых актов по налогам и сборам;

– механизм действий, приемов, операций и способов проверки соблюдения правовых актов по налогам и сборам;

– система организационных, методических, технических аспектов.

Функции налогового контроля наиболее полно определяют его сущность.

Среди ключевых функций можно обозначить следующие:

– внешнеэкономическая функция [4, с. 37].

Помимо обозначенных функций, можно выделить также защитную функцию налогового контроля. При реализации данной функции осуществляется защита доходной части бюджета государства и прав граждан. Так, при помощи налогового контроля имеется возможность установить факты нарушения законодательства и предписаний правовых актов по налогам и сборам некоторыми работодателями, что в последующем способствует увеличению сумм оплаты труда сотрудникам организации за счет обнаруженных механизмов выплаты так называемой «серой» заработной платы и, соответственно, росту пенсионных отчислений.

Налоговый контроль реализуется при помощи различных форм для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач. Форма налогового контроля отражает содержание контрольного процесса. Выбор определенной формы реализации контроля во многом зависит от уровня

развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.

На основе анализа Налогового кодекса РФ можно обозначить следующие формы налогового контроля: учет предприятий и физических лиц (ст. ст.83-86 НК РФ); осуществление камеральных налоговых проверок (ст.82 НК РФ); реализация выездных налоговых проверок (ст.82 НК РФ); получение объяснений от плательщиков налогов и сборов (ст.82 НК РФ). Именно через перечисленные три формы налогового контроля и осуществляется вся налогово-контрольная деятельность.

Согласно ст. 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет налогоплательщиков осуществляется в целях налогового контроля. В частности, учет налогоплательщиков дает возможность государству получать информацию и реализовывать мониторинг поступающих налогов. Информация об общем количестве плательщиков налогов и их налоговых обязательствах дает возможность прогнозировать размеры налоговых поступлений; сведения о видах хозяйственной деятельности и налогах, вносимых предприятиями в бюджет, могут применяться при разработке налоговой политики государства, анализе ее эффективности.

Следующей основной формой налогового контроля выступают налоговые проверки (камеральные и выездные). Осуществление подобных проверок финансово-хозяйственных операций налогоплательщиков выступает ключевой составляющей деятельности налоговых органов, регламентированных ст. 31 НК РФ и ст.7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации». Налоговые проверки представляют собой действующий механизм процессуальных действий специализированных органов по контролю за соблюдением предписаний паровых актов о налогах и сборах, а также процедуру выявления нарушений законодательства при помощи сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

В качестве разновидностей налоговых проверок выступают камеральные и выездные проверки. Выездные проверки, выступая одной из форм налогового контроля, осуществляются по месту нахождения организации с использованием документации первичного бухгалтерского и налогового учета и прочих учетных данных, которые подтверждают получение прибыли или дохода, обоснованность списания издержек, полноту выплаченных налогов и сборов и пр. Камеральные же проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа на основании документации, предоставленной налогоплательщиком. Данный вид проверки подразумевает сопоставление заявленных в налоговой отчетности и декларации данных с материалами о деятельности налогоплательщика при представлении их в налоговый орган [3, с. 134].

Таким образом, налоговый контроль – это, прежде всего, забота об экономической безопасности страны, которая проявляется в проверке данных, предоставленных налогоплательщиками о собственном финансовом положении. Участниками налогового контроля являются – налоговые службы, чьи права прописаны в НК РФ.

1. Бойко Н.Н., Шавалдина А.С. Проблемы налогового контроля в РФ // Экономика и социум». – №12(31). – 2016. – С. 45-49.

Читайте также:  Завершающие этапы строительства

2. Брызгалин А. В., Ильиных Д. А. Налоговый контроль // Налоги и финансовое право. – 2016. – № 5. – С. 46 – 58.

3. Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства. – М.: Норма, 2015. – 342 с.

4. Челпанова М. М. Перспективы и пути совершенствования налогового контроля в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2016 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 37-39.

Налоговый контроль и его признаки

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 27.07.2020 2020-07-27

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Черкасов, С. И. Налоговый контроль и его признаки / С. И. Черкасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 215-218. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72828/ (дата обращения: 25.02.2021).

В данной статье выделены особенности налогового контроля, представлена классификация признаков налогового контроля. Раскрытие особенностей налогового контроля позволяет дать полное представление о государственном контроле как одной из функций государственной власти.

Ключевые слова: налоговый контроль, признаки, особенности налогового контроля

Налоговый контроль является одним из видов государственного финансового контроля, поэтому раскрытие значения финансового контроля позволит определить основные его черты и признаки.

Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов. Во-вторых, как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций [3].

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Так, согласно Указа Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ [2]. Таким образом, налоговый контроль выступает как самостоятельная функция управления, которая обладает своей целью, формами и способами осуществления поставленных задач.

Согласно статьи 2 Налогового кодекса РФ [1] законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсюда следует, что налоговый контроль является деятельностью уполномоченных государственных органов, наделенных властью.

Поскольку налоговый контроль, является одним из видов государственного финансового контроля среди которого важнейшее место занимает проверка выполнения финансовых обязательств организациями и физическими лицами пред государством и муниципальными образованиями, то одной из целей контрольной деятельности государства является создание совершенной системы налогообложения, где нарушения налогового законодательства стремятся к нулю. Так, Г. Г. Нестеров полагает, что основная стратегическая цель налогового контроля конкретизируется задачах, среди которых он выделяет предупреждение нарушений налогового законодательства [4]. В свою очередь, у Е. В. Поролло среди задач налогового контроля можно увидеть следующие: анализ причин отклонений (исследование обстоятельств, определивших финансовые потери бюджетной системы, и установление фактов нарушения налогового законодательства); превенцию (выявление и минимизация негативного воздействия факторов, способствующих нарушениям налогового законодательства, осуществление профилактических мероприятий по предупреждению уклонения от уплаты налогов); правоохрану (привлечение к ответственности лиц, виновных в налоговых правонарушениях) [5]. Тем самым, для налогового контроля характерно, что это особая деятельность уполномоченных государственных органов по предупреждению и выявлению нарушений налогового законодательства, одной из основных задач которой является выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности виновных в совершении налогового правонарушения.

Рассмотренные особенности налогового контроля являются общими признаками. Тем не менее, в процессе реализации функции налогового контроля следует отметить и более частные особенности, раскрывающие организационную составляющую самого процесса налогового контроля.

Так, в процессе своей деятельности уполномоченные органы при осуществлении налогового контроля должны применять эффективные формы, приемы и методы налоговых проверок, которые основаны как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков. Среди основных актов, определяющих полномочия налоговых органов являются Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации», а также Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Процедуры же проведения мероприятий по налоговому контролю закреплены как в Налоговом кодексе РФ, так и подзаконных актах (методических рекомендациях, указаниях, приказах и т. п.). Анализ норм Налогового кодекса РФ позволяет увидеть следующие процедуры, возможные при осуществлении налогового контроля: инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ), осмотр (ст. 91, 92 НК РФ), истребование документов (информации) (ст. 93, 93.1 НК РФ), выемка (ст. 94 НК РФ), экспертиза (ст. 95 НК РФ), допрос (ст. 90 НК РФ), вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ), получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ), привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ). Кроме того, Приказом Федеральной налоговой службы от 15 января 2018 г. № ММВ-7–2/3@ «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Федеральной налоговой службы» на уполномоченный орган возложены функции по разработке комплексных стандартных процедур выездных налоговых проверок, регламентации порядка и форм проведения мероприятий налогового контроля в процессе указанных проверок, оформления и реализации их результатов и другие функции.

Особую значимость в условиях множества нарушений налогового законодательства, характерных для настоящего времени является наличие эффективного отбора налогоплательщиков, склонных к совершению налоговых правонарушений, либо вероятность таких нарушений у которых велика. Таким образом, проведение документальных налоговых проверок осуществляется как по специальной системе отбора, так и в случайном порядке. Под специальный отбор могут попасть налогоплательщики, которые были замечены в сомнительных схемах финансово-хозяйственной деятельности, либо ранее уже попавших в обзор налоговых инспекций, а также налогоплательщики, допустившие убытки от финансово-хозяйственной деятельности на протяжении ряда отчетных периодов, либо же те, которые предоставляют нулевую отчетность и др.

В связи с тем, что налоговые органы ограничены в численности и требуют немалое финансирование для выполнения поставленных задач, то отбор налогоплательщиков является наиболее оправданным средством оптимального использования как кадрового, так и материального ресурса государства. Одним из документов по реализации системы отбора налогоплательщиков для проверок является Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, где отражены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, и которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Еще одной особенностью при осуществлении налогового контроля является способность дать оценку результатам налогового контроля, а также объективно учесть результаты деятельности каждого из сотрудников налоговой службы, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы. Так, по данному вопросу были изданы ряд приказов. Например, приказом ФНС России от 15 ноября 2007 г. № ББ-425/31дсп утверждена методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России в целях распределения средств материального стимулирования государственных гражданских служащих ФНС России, которая направлена на создание единого механизма оценки результатов эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, их структурных подразделений, эффективности работы федеральных государственных гражданских служащих и качества исполнения ими должностных обязанностей. Приказом ФНС России от 22 февраля 2013 г. № ММВ-7–12/95@ регламентируется использование методики расчета качественных показателей для оценки эффективности деятельности руководителя ФНС. Приказом Министерства финансов РФ № 90н от 17.10.2007 года утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Приказом ФНС России от 15 декабря 2015 г. № ММВ-7–1/580@ утверждена Стратегическая карта ФНС России на 2016–2020 годы, согласно которой к основным направлениям деятельности Службы отнесены обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах; создание комфортных условий для исполнения налоговых обязанностей; снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом; укрепление и совершенствование кадрового потенциала; оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.

Анализ налогового законодательства РФ, принятых подзаконных актов и научной литературы позволяет выделить общие и специфические признаки (особенности) налогового контроля, представленные в таблице 1.

Признаки налогового контроля

Общие признаки

Специфические признаки

­ разновидность государственного контроля.

­ одна из самостоятельных функций управления.

­ властные отношения, урегулированные законодательством о налогах и сборах.

­ особая деятельность уполномоченных государственных органов, направленная на выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности.

– применение форм и методов, основанных на единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, а также на прочной законодательной базе, представляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

— наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой службы, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств за счет отбора для таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушениях у которых представляется наибольшей;

— использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

В научной литературе указанные специфические признаки, как правило, представляются направлениями для дальнейшего совершенствования налогового контроля, что безусловно верно. Но, с другой стороны, они одновременно являются и его специфической особенностью, позволяющих отнести их в ряд признаков налогового контроля.

Таким образом, налоговый контроль, как одно из направлений деятельности государства, обладает своими особенностями, позволяющими его отличить от других видов контроля. В ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль определен, как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном этим же кодексом. При этом, закрепленное в налоговом законодательстве понятие налогового контроля, не отражает все его признаки. Поэтому раскрытие особенностей налогового контроля позволяет дать более полное представление о данном направлении деятельности государства.

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО ВИДЫ.

Налоговый контроль – это совокупная система действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнение фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства РФ. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл.14 НК РФ.

Читайте также:  Бесплатные анализы по полису: список 2021

Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного влияния налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды.

Целями мероприятий налогового контроля являются:

– выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;

– предупреждение их в совершении в будущем;

– обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Виды налогового контроля

Классификации видов налогового контроля полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации.

По времени проведения:

– Предварительный налоговый контроль – предшествует совершению проверяемых финансово-хозяйственных операций.

– Текущий или оперативный контроль – осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете.

– Последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени.

По объекту:

– Комплексный контроль – охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

– Тематический контроль – ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот.

По характеру контрольных мероприятий:

– Плановый контроль – подчинен определённому планированию.

– Внеплановый (внезапный) контроль – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости.

По методу проверки документов:

– Сплошной контроль – основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени.

– Выборочный контроль – предусматривает проверку первичных документов за один или несколько месяцев.

По месту проведения:

– Камеральный контроль – проводится по месту нахождения налогового органа.

– Выездной контроль – осуществляется по месту нахождения налогоплательщика.

По источнику данных:

– Документальный контроль – основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах.

– Фактический контроль – учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и т.д.

По периодичности проведения:

Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года.

Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверок по одним тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Рассмотрим подробнее классификацию видов налогового контроля различающихся по месту проведения.

1. Камеральная налоговая проверка.

Форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а так же других документов, имеющихся у налоговой службы. Она проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007 года круг документов, которые может истребовать налоговая служба у организации в рамках проверки её отчетности, ограничен. Дополнительные сведения и документы должны быть представлены только в установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках сообщают налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется акт, согласно которому, может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.

2. Выездная налоговая проверка.

Форма налоговой проверки, осуществляемая уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя налогового органа. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Данный вид проверки, производимый в отношении одного налогоплательщика, может осуществляться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Установлена продолжительность проверки не более двух месяцев. Законодательством предусмотрена повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же год.

Она может проводится:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа

2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки проведенной проверки. В последний день проведения проверки проверяющий обязан составить справку и вручить её налогоплательщику.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля – предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

1. Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.

2. Одной из основных форм налогового контроля, применяемой в работе налоговыми органами, является текущий контроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом.

3. Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей.

Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.
Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путем решения следующих задач:

  • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных
    централизованных и децентрализованных денежных фондов;
  • обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и
    рациональным их использованием;
  • улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской
    Федерации;
  • проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными
    образованиями со стороны организаций и физических лиц;
  • проверка целевого использования налоговых льгот;
  • пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов
государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации” установлено, что
государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального
бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием
кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Контроль является формой управленческой деятельности, самостоятельной функцией
управления, имеющей целевую направленность, определенное содержание и способы его
осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с
позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.
Понятие налогового контроля целесообразно рассматривать в двух аспектах:

  1. В широком аспекте налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
  2. В узком аспекте налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами
налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения
объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и
распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте),
полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в
нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Можно выделить четыре формы налогового контроля:

  • государственный налоговый учет – направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных значимых для целей
    налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения);
  • мониторинг и оперативный налоговый контроль – основной его задачей является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений;
  • камеральный и выездной налоговый контроль – служит для контроля исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок;
  • административно-налоговый контроль – предназначен для контроля за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования.

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России
приходится на налоговые органы.
Методы налогового контроля различаются в зависимости от формы налогового контроля:
1) основные методы государственного налогового учета:

  • постановка на учет;
  • внесение изменений в учетные данные;
  • снятие с учета;

2) методы мониторинга и оперативного налогового контроля:

  • получение информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика;
  • контроль налоговых поступлений;

3) основной метод камерального и выездного налогового контроля в РФ – это объединение
законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и
аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования;
4) основной метод административно-налогового контроля: контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных
действий. Форма налогового контроля проявляется, как правило, в сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
К основным формам налогового контроля относятся:

  • проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Оцените статью
Добавить комментарий