Утилизационный сбор на автомобили в России

Утилизационный сбор: зачем он нужен, кому платить, когда и сколько?

Утилизационный сбор — это, по сути, ещё один налог, придуманный государством для нас. Платится он один раз в пользу государства и, по идее, нужен для того, чтобы потом машину бесплатно утилизировали.

28 Сентябрь, 2018

  • Главная
  • Блог
  • Выбор, покупка, владение б/у авто
  • Утилизационный сбор: зачем он нужен, кому платить, когда и сколько?

Утилизационный сбор — это, по сути, ещё один налог, придуманный государством для нас. Платится он один раз в пользу государства и, по идее, нужен для того, чтобы потом машину бесплатно утилизировали. Если речь идет о новых автомобилях, то этот сбор уже включен в стоимость автомобиля, а если речь идет о подержанной машине, то бремя по его уплате ложится на плечи покупателя.

Если сбор уплачен, то на первой странице ПТС сбоку, в разделе особые отметки, ставится штамп об оплате утилизационного сбора. Это нормально. Так и должно быть. Хуже, если штампа нет.

Однако в случае отсутствия штампа бить тревогу и отказываться от покупки не стоит. Дело в том, что обязанность оплачивать утилизационный сбор появилась только с 1 сентября 2012 года, таким образом, если вы покупаете подержанный автомобиль, ПТС которого выдан до 1 сентября 2012 года, ничего оплачивать не придется. А вот если ПТС выдан после 1 сентября 2012 года и штампа об оплате утилизационного сбора нет, то, скорее всего, до этого автомобиль принадлежал тому, кого закон освобождает от уплаты этого сбора. Льготы для не оплаты сбора предоставляются не автоматически, собственнику нужно нужно писать заявление в таможенный орган или ИФНС об освобождении от уплаты утилизационного сбора, и в этом случае в ПТС будет отметка о причине по которой не уплачен сбор.

Утилизационный сбор не уплачивается в четырех случаях:

1. Если автомобиль находится в эксплуатации больше 30 лет, при этом он предназначен для некоммерческого использования и у него сохранены оригинальные рама, кузов и двигатель. По сути, этот пункт освобождает от уплаты утилизационного сбора людей, которые покупают за рубежом раритетные автомобили для коллекции.

2. Если автомобиль принадлежит диппредставительству, консульству, международной организации, которые пользуются иммунитетами и привилегиями в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств и членам их семей.

3. Если автомобиль принадлежит участникам Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо беженцам и вынужденным переселенцам.

4. Если автомобиль моложе трех лет и помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

Во втором, третьем и четвертом случаях оплачивать утилизационный сбор придется новому владельцу. То есть если вы покупаете автомобиль у дипломата, вам придется оплатить утилизационный сбор. Если вы покупаете автомобиль у беженца, например, из Украины, который привез с собой личный автомобиль ЗАЗ и не оплатил за него утилизационный сбор, вам придется оплатить его самостоятельно, потому что вы уже не являетесь беженцем и на вас льгота не распространяется. Если вы покупаете автомобиль из Калининграда или Калининградской области, то в ряде случаев вам тоже придется оплачивать утилизационный сбор.

Также стоит быть внимательными тем, кто покупает крымские машины. Так как Крым воссоединился с Россией только 16 марта 2014 года, за некоторые автомобили там может быть не уплачен утилизационный сбор (например, за те, что были куплены новыми в период с 01.09.2012 по 16.03.2016), в этом случае его оплата ляжет на плечи нового владельца. В такой ситуации резонно попросить у прежнего владельца скидку на сумму сбора.

К слову сказать, сумма сбора для физ. лиц невелика. Для машин старше трёх лет — это 5200 рублей, для машин моложе трёх лет — 3400 рублей.

Однако в нашей практике был случай, когда клиента, которому мы подобрали автомобиль, пытались ввести в заблуждение. Когда он пришел регистрировать машину на себя в ГИБДД, ему отказали в постановке транспортного средства на учет, так как за машину не был уплачен утилизационный сбор. Клиент отправился его оплачивать, чтобы получить заветный штампик и ему насчитали 313 800 рублей!

Почему так вышло? Такая сумма действительно есть в «прайсе» за утилизационный сбор. И она, действительно, за машину старше трёх лет с объемом двигателя от 1000 до 2000 куб. см. Но есть одно «но»! Такой огромный утилизационный сбор для юридических лиц. То есть по непонятной причине нашему клиенту выдали сумму к оплате как для юридического лица (то ли ошиблись, то ли специально посчитали не по той категории), хотя он на самом деле оформлял её как физическое лицо. В любом случае неподготовленный и неосведомленными этими нюансами человек, запросто может быть введен в заблуждение и понести огромные финансовые затраты.

Мы при подборе автомобиля всегда проверяем наличие штампа об уплате утилизационного сбора и, если его нет, обязательно предупреждаем клиента о дополнительных расходах и называем сумму сбора. Более того, часто сумму сбора мы сторговываем у продавца, который зачастую сам впервые об этом слышит и без проблем уступает в цене.

Еще новости

Как выбрать автомобиль, чтобы не разочароваться.

Потребность в покупке личного средства передвижения возникает у людей часто. Такой транспорт одинаково нужен и обитателям мегаполиса, и тем, кто живет далеко за пределами города. Когда наступает долгожданный момент приобретения, люди часто не знают, как подобрать машину для себя. Чтобы не разочароваться покупкой в дальнейшем, основывайтесь на личных предпочтениях и потребностях. Тогда не будете переплачивать лишних денег за покупку «железного коня».

Оформление документов при ДТП

Попадать в ДТП специально никто не хочет, но иногда случается. И что делать в этой ситуации? Какие документы нужно собрать, чтобы получить страховые выплаты?

Европротокол

Когда можно и когда нельзя оформлять европротокол

© Подбор автомобилей 2011-2019. Все права защищены

Страница благотворительности
Копирование любых частей сайта в какой бы то ни было форме без разрешения владельцев авторских прав запрещено.

Остались вопросы? Напишите на почту: info@podbor.org

ООО “АВТО-ПОДБОР” ИНН 1632015444 ОГРН 1151677000155

Соглашение на обработку персональных данных

Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте авто-подбор.рф, (далее – Сайт), путем заполнения полей формы (регистрации) Пользователь:

  • подтверждает, что все указанные им данные принадлежат лично ему;
  • подтверждает и признает, что им внимательно в полном объеме прочитано Соглашение и условия обработки его персональных данных, указываемых им в полях формы (регистрации), текст соглашения и условия обработки персональных данных ему понятны;
  • дает согласие на обработку Сайтом предоставляемых в составе информации персональных данных в целях заключения между ним и Сайтом настоящего Соглашения, а также его последующего исполнения;
  • дает согласие на получение информационной рассылки о новостях Сайта;
  • выражает согласие с условиями обработки персональных данных.

Владельцем сайта авто-подбор.рф – является ООО «АВТО-ПОДБОР”

место нахождения: Россия, 115409, г.Москва , Каширское шоссе, д41, офис 35

Пользователь дает свое согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”, и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своем интересе.

Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Настоящее согласие Пользователя признается исполненным в простой письменной форме, на обработку следующих персональных данных:

  • фамилии, имени, отчества;
  • места пребывания (город, область);
  • номерах телефонов; адресах электронной почты (E-mail).

Пользователь, предоставляет авто-подбор.рф право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление; хранение в течение установленных нормативными документами сроков хранения отчетности, но не менее трех лет, с момента даты прекращения пользования услуг Пользователем; уточнение (обновление, изменение); использование; уничтожение; обезличивание; передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных данных».

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (E-mail) info@ap4u.ru.

Сайт не несет ответственности за использование (как правомерное, так и неправомерное) третьими лицами Информации, размещенной Пользователем на Сайте, включая её воспроизведение и распространение, осуществленные всеми возможными способами.

Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

Действующая редакция Соглашения находится на странице по адресу: авто-подбор.рф

К настоящему Соглашению и отношениям между пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

Утилизационный сбор в 2021 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Утилизационный сбор – это денежная сумма, которая должна быть уплачена за автомобиль, выпущенный в обращение на территории России. В глазах водителя этот сбор представляет собой дополнительный налог, которым облагается любое транспортное средство и который включен в стоимость любого нового автомобиля.

Если копнуть глубже, то уплата утилизационного сбора означает, что впоследствии автомобиль должен быть бесплатно утилизирован. Т.е. сбор уплачивается в самом начале “жизни” автомобиля, а бесплатная утилизация будет предоставлена в самом ее конце.

Кто освобождается от утилизационного сбора?

Часть 6 статьи 24.1 ФЗ “Об отходах производства и потребления” говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

Освобождение от уплаты сбора не происходит автоматически. Автовладельцу следует обратиться в таможенный орган и предоставить документы, подтверждающие основания неуплаты:

14. На колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.

При этом обратите внимание, что если автомобиль из первого или второго пунктов впоследствии будет продан, то утилизационный сбор придется заплатить новому собственнику.

Например, Иванов И.И. был признан беженцем. При переезде в Россию он привез с собой легковой автомобиль ВАЗ 2110. За эту машину утилизационный сбор не уплачивался. Через год автомобиль был продан следующему собственнику – Петрову П.П. Именно он и должен оплатить утилизационный сбор.

Так что если Вы покупаете автомобиль с рук, то будьте внимательны и обращайте внимание на отметку об уплате сбора в ПТС.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ “Об отходах производства и потребления”:

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
  • являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Чаще всего с утилизационным сбором сталкиваются автовладельцы, которые ввозят автомобиль в Россию из-за рубежа. При этом, если машина ввозится менее чем на 6 месяцев, то сбор не уплачивается. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.

Что означает печать “утилизационный сбор” в ПТС?

Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе “Особые отметки” (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.

Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.

Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.

Читайте также:  Ущерб при затоплении квартиры - как оценить

Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.

При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.

Расчет утилизационного сбора

Для расчета утилизационного сбора следует воспользоваться таблицей из следующего нормативного документа:

В общем случае формула расчета выглядит так:

утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент из таблицы.

Базовая ставка равна:

  • 20 000 – для категории М1 (легковые автомобили);
  • 150 000 – для всех остальных категорий ТС.

На легковые автомобили

Автомобильмладше 3-х летстарше 3-х лет
Электромобили32 600122 000
С двигателями до 1000 см 348 200123 000
С двигателями от 1000 до 2000 см 3178 400313 800
С двигателями от 2000 до 3000 см 3281 600480 200
С двигателями от 3000 до 3500 см 3259 600570 000
С двигателями от 3500 см 3445 000700 200
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя3 4005 200

Обратите внимание, обычным автовладельцам, как правило, приходится сталкиваться с последней строкой данной таблицы.

Т.е. при ввозе автомобиля из-за рубежа придется заплатить 3 400 рублей за новую машину и 5 200 рублей за машину старше 3-х лет.

Для юридических лиц, ввозящих или производящих автомобили величина сбора значительно выше. К сожалению, данная сумма включается в итоговую стоимость автомобиля, т.е. оплачивает ее покупатель.

На грузовые автомобили

Автомобильмладше 3-х летстарше 3-х лет
Масса до 2,5 т178 500189 000
Масса от 2,5 до 3,5 т300 000432 000
Масса от 3,5 до 5 т300 000456 000
от 5 до 8 т313 500786 000
от 8 до 12 т438 0001 192 500
от 12 до 20 т496 5001 735 500
Седельные тягачи от 12 до 20 т850 5003 469 500
Автосамосвалы от 12 до 20 т418 5001 735 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т507 0001 735 500
от 20 до 50 т1 002 0002 035 500
Седельные тягачи от 20 до 50 т1 002 0002 035 500
Автосамосвалы от 20 до 50 т945 0002 035 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т825 0002 035 500

На спецтехнику

Автомобильмладше 3-х летстарше 3-х лет
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей285 0001 725 000
Автобетоносмесители853 5002 242 500

На прицепы и полуприцепы

Автомобильмладше 3-х летстарше 3-х лет
Прицепы и полуприцепы96 0001 207 500

Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.

На автобусы

Автомобильмладше 3-х летстарше 3-х лет
С электродвигателем171 000172 500
С двигателями до 2500 см 3214 500217 500
С двигателями от 2500 до 5000 см 3342 000517 500
С двигателями от 5000 до 10000 см 3591 000759 000
С двигателями от 10000 см 3990 0001 558 500

На мотоциклы

Утилизационный сбор за мотоциклы не взимается.

Повышение утилизационного сбора в 2020 году

Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.

Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.

В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.

Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.

Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.

Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.

В России вновь резко подорожают машины: почему это происходит

Скоро в России на 25 процентов вырастет утилизаци­онный сбор на авто­мобили. Соответ­ствующее постанов­ление, подготов­ленное Минпром­торгом, проходит обще­ственные слушания. После этого документ, с высокой степенью вероят­ности, одобрят и ставки пере­считают. Чиновники обещают, что хуже не станет. Разбираемся, так ли это на самом деле, зачем вообще нужен утильсбор и на что он влияет.

Что такое утилизационный сбор и когда он появился

Утилизационный сбор ввели в 2012 году. Создание такого инструмента поддержал Владимир Путин, который тогда был премьер-министром. Сбор стал не только попыткой позаботиться об экологии (собираемые деньги должны были пойти на организацию мощностей по утили­зации старых автомо­билей и их частей), но и мощным государ­ственным рычагом воздействия на автомобиль­ные компании и инструментом поддержки брендов с локализо­ванным производством.

Утильсбор появился после вступления России во Всемирную торговую органи­зацию (ВТО). Создание единого торгового простран­ства означало постепенное снижение импортных пошлин на иностранную продукцию, в том числе на автомобили: сначала с 30 до 25 процентов, а в течение следующих семи лет ещё на 10 пунктов.

Такие послабления могли привести к тому, что в Россию хлынул бы поток дешёвых подер­жанных иномарок, а локализо­ванные новые автомобили проигрывали им в цене. Чтобы этого не допустить и стимулировать отече­ственный рынок, в Минпромторге предложили ввести новую загради­тельную пошлину для импорта как подер­жанных, так и новых машин. К популяри­зации утильсбора подключили даже россий­ский «Гринпис»!

По новым правилам и компании-импортёры, и частные покупатели при ввозе иномарки должны платить фиксиро­ванный сбор. Базовая ставка для легковых автомо­билей составила 20 000 рублей. Эта сумма умножалась на различные коэффи­циенты, зависящие от возраста машины, мощности двигателя, массы и так далее.

Например, новый автомобиль с мотором объёмом менее одного литра имел коэффи­циент 0,86, а такой же старше трёх лет — уже коэффи­циент 5,3. Машины с объёмом двигателя до двух литров считались по ставкам 1,34 и 8,26 соответ­ственно, а в случае с моторами больше 3,5 литра коэффи­циенты составляли от 5,5 до 35,01.

Для ясности рассмотрим расчёт утильсбора для импортного Mercedes-Benz с бензиновым мотором объёмом 1,8 литра, который в 2012 году стоил около 1,9 млн рублей.

Для этого нам необходимо знать категорию легкового автомо­биля (в данном случае это М1), а также соответ­ствующий коэффи­циент (для ввоза в коммер­ческих целях нового автомобиля с мотором объёмом от 1 до 2 литров он составляет 1,34). Умножаем базовые 20 000 рублей на 1,34 и получаем 26 800 рублей.

Если бы такой автомобиль, но уже старше трёх лет, для собственного пользо­вания ввозил частник, то базовую ставку надо было бы умножить на 0,15. То есть утильсбор составил бы 3000 рублей (не путайте с таможенным сбором).

Значительно больше пришлось бы заплатить за ввоз подер­жанного старше трёх лет для коммер­ческой организации или для пере­продажи. В этом случае коэффи­циент составил бы 8,26, а сумма утильсбора взлетела до 165 200 рублей!

Аналитики PricewaterhouseCoopers в 2012-м рассчитали, что введение утильсбора будет ежегодно приносить бюджету до четырёх милли­ардов долларов. При этом на создание всей инфра­структуры для уничтожения старых машин, в том числе заводов по переработке, требовалось вдвое меньше.

Компании со сборочными предприятиями в России поначалу от уплаты утильсбора освободили, но обязали создать инфра­структуру для утилизации в будущем, а также построить пункты переработки во всех крупных населённых пунктах (с населе­нием не менее полумиллиона человек).

С 2014 года сбор распространили на всех — даже на тех, у кого есть полноценное произ­водство в России. Однако тем, кто вложился в создание полноценной производ­ственной базы, правитель­ство начало предо­ставлять различные субсидии и преференции.

И что, с 2012 года никаких изменений с утильсбором не случалось?

Как бы не так! Базовая ставка для легковушек до настоящего времени осталась на перво­начальном уровне, но повыша­ющие коэффи­циенты регулярно росли. Наиболее заметное за последние годы повышение утильсбора произошло совсем недавно, 1 января 2020 года. Вот как коэффи­циенты выглядели в прошлом году.

Виды и категории транспортных средств (ТС)Коэффициент расчёта для новых ТСКоэффициент расчёта для ТС, с даты выпуска которых прошло более 3 лет
С электродвигателем, за исключением гибридных1,636,1
С рабочим объёмом двигателя не более 1000 куб. см2,416,15
С рабочим объёмом двигателя свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см8,9215,69
С рабочим объёмом двигателя свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см14,0824,01
С рабочим объёмом двигателя свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см12,9828,5
С рабочим объёмом двигателя свыше 3500 куб. см22,2535,01
Ввозимые физлицами для личного пользования, вне зависимости от объёма двигателя0,170,26

Для легковых автомобилей ставки в среднем выросли на 110,7 процента. Для машин с двигателем до одного литра утильсбор повысился на 46,1 процента, а для автомобилей с двигателем от 3,5 литра — на 145 процентов! В самом массовом сегменте — автомобилей с моторами объёмом от одного до двух литров — сбор подскочил на 112,4 процента.

В правительстве тогда заявили, что эти изменения — «ответ на снижение таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты».

Как на это отреагировали дилеры и автопроизводители?

Против изменения коэффициентов выступили как сами автопроиз­водители, так и дилеры. Они и без того были недовольны ростом ставки НДС с 18 до 20%, а повышение утильсбора означало для них новые расходы и, как следствие, рост цен.

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направила письмо президенту Владимиру Путину с просьбой не допустить повышения утильсбора. Дилеры заявили, что это приведёт к значитель­ному подорожанию автомо­билей и существенному падению продаж.

«Увеличение ставок утилизационного сбора приведёт к увели­чению стоимости товаров, что крайне негативно отразится не только на автомо­бильном рынке, который и так уже несколько месяцев находится на грани суще­ственного падения, но и на экономике в целом, так как смежные отрасли с автомо­бильной также пострадают», — говорилось в письме РОАД. Эксперты спрогнози­ровали, что импортные машины подорожают на 2–3 процента, а локализо­ванные — на 1–1,5 процента.

Об этом же просила и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

Но в правительстве планы не поменяли. Более того, глава Минпром­торга Денис Мантуров сразу предупредил, что в 2021 или 2022 году утильсбор проиндекси­руют опять. Именно это сейчас и происходит.

Базовая ставка утилизационного сбора на легковые машины вырастет с 20 до 25 тысяч рублей, а на грузовики и прицепы — со 150 до 187,5 тысяч. При этом Мантуров не ожидает роста цен на машины россий­ского выпуска, из-за того что произво­дителей таких автомо­билей поддер­живает государ­ство. В стоимости импортных машин, по оценке министра, доля утильсбора — всего 2–5 процента.

В ведомстве уточнили, что на новые размеры сбора влияют экономи­ческие факторы, включая изменение курса рубля, уровень инфляции и динамику рынка. Минпромторг добавил, что рост утильсбора нивели­руется уменьше­нием ввозных пошлин: в 2018–2019 году для легковых автомо­билей она упала с 20 до 15%.

Итак, когда новые ставки начнут действовать, для транс­портных средств, ввозимых физиче­скими лицами для личного пользо­вания, вне зависи­мости от объёма двигателя, они составят не более 4500 рублей для новых автомо­билей и не более 6500 рублей для подер­жанных. Ставки для машин, импортируемых с коммер­ческими целями, естественно, будут выше.

Так что, ждать подорожания?

Если машина импортная, ни на какие субсидии при её покупке рассчиты­вать нельзя, и произво­дители включают все допол­нитель­ные расходы в цену. Если же у произво­дителя есть свои заводы в России и подписаны соглашения с правитель­ством, то покупатели получат господдержку, которая помогает сдер­живать резкий рост цен. Но такие меры не всегда способны покрыть все негативные факторы, среди которых — падение курса рубля (–30 процентов по отношению к евро по итогам 2020 года по данным Центробанка) и дефицит машин из-за простоя в пандемию. Да и сами госпрограммы распро­страняются на ограни­ченный набор локализо­ванных в России моделей не дороже 1,5 млн рублей. А в РФ выпускают и машины, которые стоят намного дороже!

Аналитик брокерской компании Alpari Александр Лосев считает: утильсбор уже включён в цену автомобиля в автосалоне, а любая допол­нительная нагрузка тут же будет пере­ложена на плечи потреби­теля. По его словам, так эта схема работает в любом секторе экономики России.

«В Минпромторге уверены, что автомобили отечественного произ­водства не подорожают, а иномарки если и вырастут в цене, то незначи­тельно. В это мало верится, — рассуждает Лосев. — Новое повышение утильсбора может привести к подорожа­нию автомо­билей в среднем на 4–6 процентов». По его же словам, за последние два-три года утильсбор стал одним из механизмов «накачи­вания денег в бюджет».

«Предполагается, что вся выгода от повышения утилизаци­онного сбора в 2021 году будет направлена на активи­зацию спроса на рынке. Допол­нитель­ные финансовые поступ­ления в бюджет дадут властям возмож­ность в дальнейшем поддер­живать программы льготного автокредито­вания, льготные программы лизинга и сохранить дисконт в предложе­ниях газомоторной техники. Иными словами, потребитель должен сначала заплатить, чтобы потом пользо­ваться преферен­циями», — подытожил Лосев.

На 2021 год заложено более 16 миллиардов рублей, которые будут распре­делены по различным программам. Речь идёт о льготном авто­кредито­вании и лизинге, а также скидке на газо­моторную технику. Эти меры помогут продать около 93 тысяч автомобилей.

Проще говоря, правительство старается ограничить допол­нитель­ными пошлинами ввоз автомо­билей, собранных за границей, а на полученные от них средства поддер­живает тех, кто сборку уже локализовал. Однако источники Журнала Авто.ру среди автопроиз­водителей признают, что и тут условия созданы неравные. Некоторые компании продают модели с минималь­ным процентом локализации, а льготы получают на уровне брендов, использующих большое количество отече­ственных компонентов. Поэтом некоторые произво­дители просили чиновников дифферен­цировать ставку утильсбора в зависи­мости от объёмов инвестиций в произ­водство в РФ. Но пока этого не произошло.

Сколько госбюджет получает от утильсбора?

По данным Министерства финансов, в 2019 году бюджет получил 206,34 млрд рублей с локализо­ванных транспортных средств (включая шасси и прицепы к ним), а с импортных — 54 млрд рублей. В 2020 году за локализо­ванные авто­мобили собрали 248,36 млрд рублей. Согласно закону о бюджете, по планам на 2021 год такой сбор принесёт 326,53 млрд рублей, а в — 344,5 млрд.

Собранные платежи Минпромторг направляет на те самые госпрограммы поддер­жания спроса на авто­мобили и промыш­ленные субсидии для компаний, подписав­ших с правитель­ством специнвест­контракты.

А ещё чиновники не отказываются и от поддержки экологи­ческого имиджа этого платежа. Как рассказали в Минпромторге коррес­понденту Журнала Авто.ру, сейчас сбор произво­дители платят «для обеспече­ния экологиче­ской безопас­ности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации автомобильной техники».

В связи с такими новостями перенесёте покупку?

Утилизационный сбор на автомобили 2021

​Сбор для утилизации потребуется заплатить в ряде случаев. Без уплаты установленной суммы постановка на учет ТС запрещена, то есть пользоваться машиной нельзя. По ФЗ № 89-ФЗ оплачивать сбор требуется только один раз. Этот момент фиксируется в паспорте техники. Утилизация необходима для соблюдения всех норм экологического характера. У данной формы налога есть несколько особенностей, в частности НДС не взимается, а сумма плюсуется к стоимости ТС.

Утилизационный сбор что это?

Сбор оплачивают сразу при покупке или растаможке авто. Это правило установлено еще в 2012 году федеральным законодательством. По закону в виде сбора представлен платеж разового характера, который идет в государственный бюджет.

Взимание осуществляется для обеспечения безопасности экологического типа окружающей среды и охраны здоровья граждан. Все получаемые суммы в дальнейшем идут на утилизационные процессы, которые соответствуют установленной экологической норме.

Кто должен платить утилизационный сбор?

По 3 части ст. 24.1 ФЗ № 89, регламентирующем отходы производства, установлено несколько категорий лиц, которые обязаны оплатить установленные суммы. Среди них:

  • лица, которые ввозят ТС на территорию РФ;
  • лица, производящие транспортные средства в РФ;
  • приобретающие авто у физических или юридических лиц, которые не оплачивали сбор;
  • владельцы ТС, на которые не уплачивалась пошлина, при перемещении по территории свободной зоны таможни в Калининградской области.

В последнем случае исключением является реэкспорт.

Кто освобождается от утилизационного сбора?

Освобождение от выплат установлено 6 частью статьи 24.1 ФЗ № 89-ФЗ. В перечне есть несколько категорий автомобилей:

  • ввозимые в РФ физическим лицом, которое является добровольным переселенцем. Для этого требуется участвовать в программе возвращения соотечественников из-за рубежа или быть беженцем, а также вынужденным переселенцем. Два последних варианта требуют установленный порядок признания таковым;
  • ввозимые различными международными организациями, которые пользуются привилегиями и участвуют в различных сферах деятельности по международному праву, дипломатическими представительствами или консульствами. Кроме этого, ввоз без пошлины разрешен сотрудникам таких организаций и их семьям в виде близких родственников;
  • с возрастом более 30 лет. При этом, не должно быть использования их в коммерческой деятельности. Требуется наличие оригинального двигателя, кузова, рамы, если она есть. ТС имеет оригинальное состояние, которое определено по видам и категориям законодательством;
  • с возрастом менее 3 лет при таможенной процедуре в Калининградской области в Особой экономической зоне. Исключением считают транспортные средства, которые используют для международных перевозок.

При перепродаже такого транспортного средства налог придется оплатить уже покупателю. По этой причине требуется при покупках проверять наличие отметки в ПТС.

По каким транспортным средствам нужно платить утильсбор

Размер утильсбора установлен для различных категорий транспортных средств.

Общая формула: ∑ УС = БС × К.

Общая сумма равна произведению базовой ставки на специальный коэффициент, который установлен для каждого типа ТС на основе перечня, утвержденного ПП РФ № 1291. Есть категории ТС с установленной базовой ставкой.

Расчет будет зависеть от года выпуска, массы, размера и объема двигателя. Эти факторы влияют на устанавливаемый коэффициент.

На легковые автомобили

При ввозе из-за рубежа легкового авто ставка установлена в 3400 рублей при возрасте до 3 лет и в 5200 рублей, если выпуск произведен больше чем три года назад. Такое правило действует для физических лиц, которые приобретают автотранспорт для личного пользования. Для юридических лиц ставки выше и они уже в дальнейшем включаются в итоговую стоимость ТС при продаже. Требуемые суммы в зависимости от вида автомобиля и его двигателя:

АвтомобильДо 3 летСтарше 3 лет
Электромобиль32 600122 000
до 1000 см.куб.33 000123 000
1000-2000 см.куб.84 000313 800
2000-3000 см.куб.126 000480 200
3000-3500 см.куб.114 600570 000
от 3500 см.куб.181 600700 200

На грузовые автомобили

ТСДо 3 летБольше 3 лет
до 2,5 т142 500151 500
2,5-3,5 т300 000432 000
3,5-5 т285 000456 000
5- 8 т313 500786 000
8-12 т381 0001 192 500
12-20 т418 5001 735 500
Седельный тягач 12-20 т510 0003 469 500
Автосамосвал 12-20 т418 5001 735 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, 12-20 т418 5001 735 500
20-50 т825 0002 035 500
Седельный тягач от 20 до 50 т825 0002 035 500
Автосамосвал 20-50 т825 0002 035 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, 20-50 т825 0002 035 500

На спецтехнику

Спецтехнику делят на два типа. Автобетоносмеситель имеет сумму в 853 500 и 2 242 500 при возрасте младше и старше 3 лет соответственно. Остальные специальные ТС имеют выплаты в 285000 и 1725000 рублей.

На прицепы и полуприцепы

Оплата требуется только для прицепов с категорией О4, которые имеют массу больше 10 тонн. При меньшей массе выплаты не нужны. При возрасте меньше 3 лет — 75000, а больше — 1207500.

На автобусы

Объем двигателяДо 3 летБольше трех лет
электродвигатель171 000172 500
до 2500 см.куб.171 000172 500
2500-5000 см.куб.342 000517 500
5000-10000 см.куб.456 000759 000
от 10000 см.куб.570 000897 000

На мотоциклы

На мотоцикл не требуется оплата специальной пошлины.

Порядок уплаты утилизационного сбора

В первую очередь потребуется подготовить документы на транспортное средство при покупке или таможенном контроле. Оплата пошлины производится в рублях при помощи отдельного расчетного платежного документа. Требуется рассчитать сумму и внести соответствующий код. Оплачивать можно на таможне или в региональном отделе налоговой.

Если ранее уже уплачивалась пошлина и ее величина была превышена, то остаток может быть зачислен в счет текущей выплаты. При этом остаток не может перечисляться в дополнение к другим типам платежей, так как имеет другую финансовую природу.

Только после уплаты возможно поставить ТС на учет. Сроки оплаты не установлены, но при использовании ТС без пометки в ПТС накладывают штрафные санкции.

Штрафы за неуплату сбора

Регистрация авто без уплаты пошлины невозможна. По законодательству такое ТС не считается поставленным на учет даже при наличии официального ПТС. Перемещение на таком авто возможно не больше 20 дней, то есть период действия транзитного номера. Если после этого срока автомобиль используется, то по статье 12.1 КоАП РФ установлен штраф в размере 500-800 рублей. При повторном нарушении производится лишение прав на период до 3 месяцев.

Возможное возвращение утилизационного сбора

При определенной ситуации выплата возвращается. Наиболее частым случаем может быть ошибочный перевод. Примером служит уплата пошлины после предварительной оплаты другой организацией или физическим лицом.

Возврат производится в той же организации, в которой осуществлялась выплата. Таких организаций всего две: таможня, если осуществлялась доставка из другой страны, или налоговый орган региона. Второй вариант используют при покупке авто на территории России.

Для возврата потребуется оформить специальный тип заявления, в котором прописана необходимость возврата средств. Бланк можно получить в органе, куда произошло обращение.

Дополнительно собирают пакет документов в виде копий. Потребуется наличие:

  • паспорта собственника;
  • ПТС в оригинале и его копии;
  • квитанции, свидетельствующей о произведенном перечислении средств в виде приходно-кассового ордера или официального платежного поручения;
  • документа, который подтверждает ошибку при оплате.

После передачи всех документов будет принято решение в течение месяца об отказе официального типа или возврате суммы, которая была ошибочно перечислена.

При положительном решении указанная сумма возвращается на предоставленный счет заявителя.

Выплата за утилизацию транспортного средства производится при его покупке или растаможке его новым владельцем. Такую же выплату могут оплачивать производители. Полученные средства идут в федеральный бюджет на дальнейшую переработку авто после окончания их эксплуатации. Для каждой категории транспортных средств используются свои ставки. Расчет требуемой суммы производится перед непосредственной оплатой на таможне или в налоговой.

Повышение утильсбора — конкретные суммы. Уже скоро

Покупая новый автомобиль, мы платим утилизационный сбор. Даже с автомобилей, произведенных на территории РФ. Делается это для финансирования утилизации старого транспорта, а узнать больше об этой программе можно здесь.

Базовая ставка утилизационного сбора постоянно корректируется, и в этом году ее увеличат в четвертый раз — сразу на 25%.

В документе, размещенном на портале проектов нормативных правовых актов, говорится следующее:

1) в сноске цифру «20000» заменить цифрой «25000»;
2) в сноске цифру «150000» заменить цифрой «187500».

Таким образом, утильсбор повысится весьма значительно. На какие коэффициенты следует умножать новые суммы? Посмотрим на примере легковых автомобилей.

Новый размер утилизационного сбора, увеличенного на 25%, в конкретных суммах на новые легковые автомобили, ввозимые в РФ

Объем двигателя

Коэффициент

Сумма утильсбора, руб.

Не более 1000 куб. сантиметров

Свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров

Свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров

Свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров

Свыше 3500 куб. сантиметров

Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя

Взымаемые впоследствии дополнительные суммы денег обещают направить на стимулирование спроса на новые автомобили, говорится в пояснительной записке к документу. Имеются в виду льготное автокредитование и лизинг, а также субсидии на установку ГБО. Но в реальности этого может не произойти — господдержка, наоборот, сократится в 2,5 раза, заявляет депутат Госдумы Сергей Миронов.

«Выходит, государство все больше забирает за счет утилизационного „налога“ и все меньше отдает обратно. Подобная арифметика провоцирует рост цен на автомобили — ничем не обоснованный и не компенсированный», — приводят «Известия» его высказывание.

Согласно статистике, в 2020 году утильсбор принес в бюджет более 400 млрд рублей. Из них на программы господдержки было потрачено всего 46,33 млрд рублей — 11,6% суммы.

В 2021 году на программы господдержки выделено всего 16 млрд рублей. Если увеличившийся на четверть сбор позволит бюджету получить дополнительные 100 млрд рублей, то на госпрограммы поддержки спроса на новые автомобили в этом году потратят лишь 3,2% собранных денег.

Что в таком случае получают автомобилисты? Цены на автомобили вырастут, особенно на ввозимые из других стран иномарки.

«Прежде всего, цены вырастут на иномарки, ввозимые из-за границы, — примерно на 70 000 рублей. И даже те модели, производство или сборка которых локализованы в России, тоже подорожают, так как зависят от импортных комплектующих», — говорит основатель сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

В Минпромторге считают иначе, вспоминая снижение ввозных пошлин с 20% до 15% с 1 сентября далекого 2019 года.

«Таким образом, существенного удорожания импортной техники в связи с индексацией ставок утилизационного сбора также не ожидается», — заявили в пресс-службе Минпромторга.

В Минэкономразвития вовсе не ожидают, что рост утильсбора на четверть хоть как-то повлияет на стоимость автомобилей в России. Проверить это не получится, так как в последнее время на стоимость машин влияет слишком много факторов.

«Начиная с лета 2020 года повышение цен на автомобили происходит частыми мелкими и крупными шагами из-за совокупности различных факторов — дефицит машин, курс валют, инфляция и прочее. Поэтому повышение цен из-за утилизационного сбора „растворится“ среди этих шагов и не будет ярко выраженным», — считает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.

Следовательно, будут дорожать все без исключения автомобили.

«В 2021 году средневзвешенная цена автомобилей вырастет на 5–7%. Прайс-листы изменятся на 7–10%. Потому что еще не отыграно до конца падение рубля и в этом году ожидается его дальнейшее ослабление», — говорит генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.

  • Узнать о том, как правильно утилизировать автомобиль, вы можете здесь.

История утилизационного сбора на автомобили в России

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 ноября 2019 года правительство РФ опубликовало постановление об индексации утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года. Согласно документу, ставки вырастут на 46,1% для машин с объемом двигателя до 1 литра и на 145% для авто с двигателем от 3,5 литра. Сбор на автомобили с двигателем от 1 до 2 литров повысится на 112,4%, а ставка для транспортных средств массой от 12 до 20 тонн возрастет на 18,6%. При этом для физических лиц размер ставки останется прежним. ТАСС подготовил материал об истории утилизационного сбора в России.

Введение утилизационного сбора в РФ

Впервые аналог утилизационного сбора был введен в России в 2009 года при утверждении федеральной программы по утилизации автомобилей. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор в 3 тыс. рублей. После этого владелец получал сертификат на скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового авто (если оно было произведено в России). Программа действовала в 2010-2011 годах, в измененной форме возобновлена в 2014 году.

4 апреля 2012 года в Тольятти (Самарская область) в ходе посещения “Автоваза” премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам автопрома. На нем он поддержал идею представителя международной природозащитной организации Greenpeace Ивана Бокова о необходимости введения ответственности производителя при утилизации отходов. При этом уточнялось, что таким образом Россия сможет защитить себя от резкого роста объема ввоза в страну подержанных иномарок, не отвечающих современным экологическим требованиям. Предполагалось, что наплыв таких иномарок последует в связи с присоединением страны к Всемирной торговой организации (ВТО), одним из условий для которого было снижение ввозных пошлин. На заседании в Тольятти Владимир Путин поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину РФ отработать механизм по введению утилизационного сбора.

Соответствующие поправки в закон “Об отходах производства и потребления” от 24 июня 1998 года и Бюджетный кодекс РФ были подписаны президентом РФ Владимиром Путиным 3 августа 2012 года. 30 августа того же года правительство утвердило правила взимания и ставки сбора.

Принцип работы, ставки

Первоначально утилизационный сбор уплачивали только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом – юридические и физические лица. Производители России и стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) от утилизационного сбора были освобождены, если те брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей.

Базовый размер ставки для легкового автомобиля был установлен в 20 тыс. рублей, грузового – 150 тыс. рублей и с тех пор не менялся. Финальный размер сбора рассчитывается исходя из возраста транспортного средства и объема двигателя. Например, для нового легкового автомобиля с двигателем объемом 2,5 литра в 2012 году размер ставки с учетом коэффициентов составлял 51,2 тыс. рублей, а для подержанного (старше 3 лет) – 322,4 тыс. рублей.

В ноябре 2012 года стало известно, что Евросоюз планирует обратиться в ВТО с иском к России из-за утилизационного сбора, считая его дискриминационным по отношению к собственным производителям. Соответствующий иск был подан 9 июля 2013 года, впоследствии к нему присоединились Бразилия, Китай, Индия, Норвегия, Республика Корея, США, Турция, Украина и Япония. До настоящего времени иск не рассмотрен.

Из-за иска в ВТО в закон об утилизационном сборе были внесены поправки, подписанные президентом РФ Владимиром Путиным 21 октября 2013 года. Они распространили требование об уплате пошлин и на автосборочные предприятия, расположенные в России и других странах Таможенного союза. Одновременно с этим для российских предприятий были введены субсидии, сопоставимые с размером сбора.

26 декабря 2013 года правительство РФ приняло новое постановление о размере утилизационного сбора, которое учитывало новые правила, однако ставка в них в целом осталась прежней и не индексировалась по всем пунктам до 2016 года.

29 декабря 2015 года новыми поправками в закон “Об отходах производства и потребления” утилизационный сбор был введен также на прицепы (с базовой ставкой 150 тыс. рублей).

В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%, в 2018 году – в среднем на 15%, но по некоторым позициям рост достиг 90%.

В действующей до 2020 года редакции утилизационный сбор с учетом коэффициентов для нового легкового автомобиля с объемом двигателя 2,5 литра составляет 126 тыс. рублей, для подержанного – 480 тыс. рублей.

От уплаты утилизационного сбора освобождены:

  • личные машины физических лиц, участвующих в программе по добровольному переселению в Россию соотечественников, а также беженцев и вынужденных переселенцев;
  • автомобили диппредставительств;
  • ретроавтомобили;
  • различные виды техники по особому перечню для ввоза в Калининградскую область, поскольку в регионе мало сервисных центров для промышленных и сельскохозяйственных машин российского производства.

Международный опыт

В некоторых странах, таких как США, где из-за высокого уровня автомобилизации уже к 1960-м годам сформировалась развитая инфраструктура по утилизации машин. Переработке подлежит порядка 70-90% массы старых автомобилей, и эта сфера является выгодным бизнесом. В Соединенных Штатах предприятия по утилизации машин возвращают в оборот около 14 млн тонн стали, большие объемы ртути, нефтепродуктов и других материалов. В США автовладельцы и автопроизводители расходов по переработке машин не несут.

Однако в европейских и некоторых других странах, где автомобилизация была меньше, чем в США, и где не сложилось налаженной системы переработки старых машин, требовались дополнительные инвестиции для развития подобной деятельности. Кроме того, под давлением экологов власти европейских стран решили повысить уровень переработки до 95%.

Еще в 1978 году в Норвегии был введен специальный залог на переработку машин. Он составляет около €300, его платит первый владелец автомобиля, а при сдаче на утилизацию он возвращается последнему владельцу.

В 2000 году утилизационный сбор на автомобили был введен в ЕС. Он уплачивается первым владельцем машины при покупке, его размер зависит от страны, составляет порядка €100. С 2005 года похожий сбор был введен в Японии (составляет $70-$180).

Повышение утилизационного сбора на автомобили в 2020 году — новый закон и таблица ставок

Автомобилисты знакомы с ежегодным повышением тарифов в сфере транспортного обслуживания, поэтому запланированный скачок утилизационного сбора не удивил, а скорее огорчил всех желающих сменить марку машины. С 1 января 2020 года к стоимости нового автомобиля добавится в среднем от 2 до 4 %.

Что такое утилизационный сбор

Покупка автомобиля всегда связана с определенными затратами, которые могут серьезно ударить по бюджету. Поэтому появление информации о введение нового дополнительного сбора озадачило многих автолюбителей России.

Уровень роста утильсбора будет зависеть от сегмента и в первую очередь коснется легковых машин

Моментально возникли различные вопросы, которые в большей степени затрагивали формулу расчета коэффициента, его размеры и дальнейшее увеличение, а также возможные льготы.

Важно понимать, что утильсбор является разовым платежом, который вносится в пользу государства. Обычно он оплачивается производителем транспортного средства (ТС) или импортером.

На плечи самого покупателя такая ответственность ложится исключительно в том случае, если взнос не был внесен до заключения сделки купли-продажи. Впервые о законе заговорили в 2012 году, после чего он неоднократно дополнялся и уже в 2020 году следует ожидать новых повышений ставки.

Увеличение ставки с 1 января 2020 года

Участники автомобильного рынка с замиранием сердца следят за новыми изменениями в законодательстве. В настоящий момент ощущается нестабильность в этой сфере, которая спровоцирована падением экономических показателей и обесцениванием зарплат.

Для новых автомобилей ставка утильсбора составит 2-4% от стоимости

Постановление Правительства № 1457 от 15.11.2019

В ноябре прошлого года автолюбителей ожидал новый сюрприз, в качестве закона об увеличении утильсбора. Его суть заключается в том, что с 1 января 2020 года проиндексирована его ставка на колесные ТС (шасси), а также прицепы.

Такое решение было принято с целью создать благоприятные условия для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов.

Объем покупаемой техники растет с каждым годом, а вот методы избавления от списанных моделей давно устарели и не соответствуют нынешних стандартам общества. Именно благодаря повышению ставки утильсбора у правительства появится достаточно средств, чтобы решить эту проблему.

Таблица для разных видов автомобилей

Посмотреть изменение ставки можно в сопутствующих документах, которые прилагаются к Постановлению Правительства РФ. Ранее в таблице содержалось три графы, а сейчас осталось всего лишь две. Непосредственно с 1 января 2020 года автомобили подразделяются на новые и те, что старше 3 лет.

Уплата утильсбора направлена на защиту окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств

Нововведения в первую очередь затронули первую категорию, т.е. абсолютно новый транспорт. Однако предусмотрено несколько изменений и для машин, старше 3 лет, что также будет рассмотрено. Так, повышение ставки для автомобилей категории В представлено в таблице:

АвтомобильОбъем двигателя, см3Масса, тоннКоэффициентУтильсборРазница
СтарыйНовыйДоПосле
Легковойдо 10001,652,41330004820015200
1000-20004,28,928400017840094400
2000-30006,314,08126000281000155600
3000-35005,7312,98114600259600145000
от 35009,0822,25181600445000263400
Грузовойдо 2,50,951,1914250017850036000

Интересно, что изменения не коснулись грузовиков с полной массой 2,5-3,5 тонны. При покупке придется отдать все те же 300 тыс. рублей. А вот для грузового автомобиля до 2,5 тонн, но старше трех лет, ставка повысилась. Теперь к стоимости придется добавить еще 189 тыс. рублей (вместо 151 тыс.).

За утилизацию транспортного средства, которое ввозится из-за границы и будет находиться в личном пользовании, сумма утильсбора осталась прежней.

Для новых машин она составляет 3400 рублей, а для моделей старше трех лет – 5200 рублей.

Теперь можно переходить к следующей категории автомобилей, а именно С:

ТСМасса, тоннКоэффициентУтильсборРазница
СтарыйНовыйДоПосле
Грузовой автомобиль3,5-51,9228500030000015000
8-122,542,9238100043800057000
12-202,793,3141850049650078000
Седельные тягачи3,45,67510000850500340500
Автомобили-фургоны, в т. ч. рефрижераторы2,793,3841850050700088500
Грузовые автомобили20-505,56,688250001002000177000
Седельные тягачи
Автосамосвалы6,3945000120000

В качестве замечания можно отметить, что для грузовиков (5-8 тонн), самосвалов (12-20 тонн), фургонов (20-50 тонн) величина утилизационного сбора не увеличилась.

Категория D также попала под пересмотр, а именно автобусы:

ТСВозраст, летОбъем двигателя, см3КоэффициентУтильсборРазница
СтарыйНовыйДоПосле
Автобусновыйдо 25001,141,4317100021450043500
>31,151,4517250021750045000
новый5000-100003,043,94456000591000135000
100003,86,6570000990000420000
>35,9810,398970001558500661500

Реформа не обошла стороной прицепы, которые тяжелее 10 тонн. В 2020 году коэффициент возрастет до 0,5, а размер сбора составит 96 тыс. рублей:

Порядок и сроки оплаты для физических лиц

Законодательство Российской Федерации не устанавливает четких сроков для оплаты утильсбора. Все дело в том, что машина ставится на учет уже по факту его внесения. До этого момента использование транспортного средства считается незаконным. Водитель также не должен платить дополнительно НДС.

Повышение утилизационного сбора является реакцией на снижение таможенных ставок с целью сохранения общего уровня тарифной защиты

В декларации нет отдельной графы для сбора, поэтому его вносят в составе общей суммы, которая была потрачена на приобретение транспортного средства. Иногда его записывают в качестве актива для продажи.

Как сумма утильсбора отразится на цене машины

Анонсированная правительством новая реформа привела многих водителей в замешательство. На основании приведенных выше данных можно предположить, что большая часть автомобилей стремительно возрастет в цене. Эксперты предсказывают повышение стоимости ТС примерно на 2-4%, но могут быть исключения.

Важно упомянуть, что в прошедшем 2019 году автомобильный рынок уже пережил скачок цен на 10%.

В условиях нестабильной экономики это вызовет серьезные возмущения со стороны потребителей и снизит спрос на новые модели автомобилей.

Распространенные вопросы

Ежегодно любители автомобилей сталкиваются с различными нововведениями, которые сильно ударяют по их кошельку. Поэтому неудивительно, что анонсированный рост утильсбора в 2020 году вызвал бурные обсуждения в обществе и породил множество вопросов.

Как рассчитать утилизационный сбор?

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, которые позволяют точно определить сумму взноса. Водителю достаточно знать параметры автомобиля, а остальные данные уже занесены в базу и не требуют ручного ввода. Однако люди, которые не доверяют компьютерам, могут самостоятельно рассчитать размер сбора.

Для этого используется формула: БС*К, где первая часть означает – базовая ставка, а вторая – коэффициент расчета, установленный законодательством.

Где можно оплатить утильсбор?

Для проведения операции нужен паспорт и заполненная квитанция, в которой указаны реквизиты получателя. Получить КБК можно на сайте ФНС России. Для оплаты взноса достаточно посетить любое отделение банка и представить все необходимые документы. Чек, заверенный печатью и подписью кассира, станет подтверждением сделки.

Кто освобождается от уплаты?

Владельцы автомобилей могут не платить взнос в таких случаях:

  1. Возраст ТС более 30 лет. Машина не должна служить источником дохода или использоваться в коммерческих целях. Кроме того, двигатель, рама и кузов должны быть оригинальными.
  2. Собственность переселенцев, участвующих в программе по добровольному возвращению на родину.
  3. В ПТС стоит штамп об оплате утильсбора. Производитель или бывший владелец уже внесли необходимую сумму до продажи автомобиля.

Ежегодно автомобильный рынок пополняется новыми моделями машин. Однако в 2020 году покупка транспортного средства обойдется в копеечку, чему поспособствовало увеличение коэффициента утильсбора. Обойти его практически невозможно, поэтому лучше изучить ставки заранее.

Оцените статью
Добавить комментарий