Форму уведомления о контролируемых сделках обновят

Отчитываться о контролируемых сделках нужно в новой форме

Что случилось?

Федеральная налоговая служба России опубликовала информацию, в которой разъяснила налогоплательщикам, как подавать уведомление о контролируемых сделках по итогам 2019 года. Налоговики подчеркивают, что по сделкам, совершенным начиная с 2019 года, уведомление нужно подавать в форме, утвержденной приказом ФНС России от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@, который вступит в силу 26.11.2019 года, то есть до начала отчетной кампании.

Этим приказом ФНС России обновила уведомление о контролируемых сделках. В отчетной форме теперь учтены прошлогодние поправки в Налоговый кодекс РФ о контролируемых сделках. Тогда были изменены некоторые признаки, по которым сделки относят к контролируемым. В итоге меньшее число сделок теперь попадает под контроль цен.

Что изменилось в форме уведомления

В уведомлении о контролируемых сделках изменилось поле 3.3 раздела 1А. При заполнении формы за 2019 год нужно иметь в виду, что теперь некоторые коды перераспределены и обозначают не те признаки, которые обозначали в предыдущем бланке уведомления. Это связано с сокращением числа контролируемых сделок.

В частности, код 131 теперь нужно применять, если сделка является контролируемой в связи с тем, что контрагенты применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности в рамках такой сделки (это не касается ряда ставок, например, для дивидендов). По действующему в этом году порядку заполнения этим кодом обозначают ситуацию, когда сумма доходов по сделкам превысила суммовой порог для признания сделок контролируемой.

Вот так выглядят все используемые в обновленной форме коды:

Сделка между взаимозависимыми лицами

Сделка в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подпункт 2 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ )

Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов РФ Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ)

Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ) (подпункт 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ)

Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2–4 статьи 284 НК РФ ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка (подпункт 1 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы (подпункт 3 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (подпункт 4 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

1) одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ , и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;

2) любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ (подпункт 6 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ.

Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково”, либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 НК РФ (подпункт 8 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (подпункт 10 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ)

Порядок подачи уведомления

Как напомнили налоговики, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены эти сделки. Срок подачи уведомления не изменился.

  • Статья 105.14 НК РФ. Контролируемые сделки
  • Статья 284 НК РФ. Налоговые ставки
  • Статья 275.2 НК РФ. Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 145.1 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
  • Статья 286.1 НК РФ. Инвестиционный налоговый вычет

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Обновлена форма и формат уведомления о контролируемых сделках

Обновлена форма и формат уведомления о контролируемых сделках

Изменяются штрих-коды в приложении N 1 «Уведомления о контролируемых сделках», а также в новой редакции излагаются:

— раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» (исключены поля 139 и 140 для отражения кода основания отнесения сделки к контролируемой в связи с новой редакцией таких кодов);

— таблица «Код основания отнесения сделки к контролируемой» приложение N 1;

— приложение 2 «Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме».

Установлено, что уведомление о контролируемых сделках с учетом внесенных изменений представляется в отношении сделок, совершенных в календарном году, обязанность уведомления о которых наступила после вступления в силу настоящего приказа.

Приказ ФНС России от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@

Положительные курсовые разницы не участвуют в расчете доходов организации при определении доли, относящейся к реализации региональных инвестиционных проектов, начиная с налоговых периодов 2018 года

Расчет доли доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации региональных инвестиционных проектов (далее — РИП), осуществляется участниками РИП для целей подтверждения права на применение пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций.

Исключение внереализационных доходов в виде положительных курсовых разниц из расчета всех доходов организации для определения доли доходов, относящихся к реализации РИП, было предусмотрено Федеральным законом от 18.07.2017 N 168-ФЗ.

Соответствующее изменение вступило в силу с 01.01.2018.

Сообщается, что до этой даты, т.е. в налоговых периодах до 2018 года, оснований для исключения курсовых разниц из расчета не имелось.

ФНС России от 12.11.2019 N СД-4-3/22968@

Уведомить налоговые органы о контролируемых сделках, совершенных начиная с 2019 года, необходимо по обновленной форме

В отношении таких сделок применяется форма уведомления с учетом внесенных в нее изменений приказом ФНС России от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@.

В новой форме уведомления уточнены коды основания признания внутрироссийских сделок контролируемыми.

ФНС России напоминает, что уведомления направляются в инспекцию в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В информационном ресурсе ФНС России будут содержаться актуальные сведения о банковских счетах налогоплательщиков

Сообщается, что теперь банки, у которых отозвана лицензия, будут предоставлять сведения о закрытии счетов своих клиентов в ФНС России.

Это поможет обеспечивать достоверными сведениями о банковских счетах самих налогоплательщиков, а также представителей госорганов, имеющих право на доступ к такой информации, и взыскателей.

Разработан формат приемки (или расхождений при приемке) материальных ценностей

Формат может использоваться также:

— для составления документа о расхождениях при приемке результатов выполненных работ (при документировании факта оказания услуг или при получении имущественных прав),

— для оформления расхождений в части сведений о номерах средств идентификации товаров без расхождений с сопроводительными документами по наименованию и (или) количеству, и (или) качеству, и (или) без ценовых отклонений.

Приказ ФНС России от 27.08.2019 N ММВ-7-15/423@

На 2021 — 2024 годы предложены размеры страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемые в фиксированном размере

Проектом Минфина России, вносящим изменения в статью 430 НК РФ, предусмотрены следующие размеры страховых взносов:

— на ОПС: в случае если величина дохода плательщика не превышает 300 тыс. рублей, то размер взносов за расчетный период составит: в 2021 году — 36455 рублей; в 2022 году — 40433 рубля; в 2023 году — 43057 рублей; в 2024 году — 45907 рублей. В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превысит 300 000 рублей, к указанной сумме необходимо будет доплатить 1,0% с суммы превышения;

— на ОМС: размер взносов за расчетный период 2021 года составит 8763 рубля, 2022 года — 9114 рублей, 2023 года — 9479 рублей, 2024 года — 9858 рублей.

Такие же размеры страховых взносов предусмотрены для уплаты в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

С учетом присоединения участников к пилотному проекту «прямые выплаты» скорректированы особенности заполнения расчета по форме 4-ФСС

В ряде субъектов РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 года N 294 (Постановление N 294) реализуется пилотный проект, предусматривающий назначение и выплаты страхового обеспечения непосредственно территориальными органами ФСС РФ. Проект реализуется в 2012 — 2020 годах. В течение 2020 года к проекту присоединится еще ряд субъектов РФ.

— порядок заполнения расчета по форме 4-ФСС, предусмотренный пунктом 2, распространен на субъекты РФ, поименованные в абзацах втором, четвертом, одиннадцатом и тринадцатом Постановления N 294 (это субъекты РФ, присоединенные к проекту с 1 января соответствующего года);

— порядок заполнения расчета, предусмотренный пунктом 3, распространен на субъекты, поименованные в абзацах третьем, пятом, шестом, седьмом, десятом, двенадцатом и четырнадцатом Постановления N 294 (это субъекты РФ, присоединенные к проекту с 1 июля соответствующего года).

Приказ ФСС РФ от 14.10.2019 N 575

Статья: МСФО (IFRS) 9: как организовать учет финансовых активов

(«Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2019, N 10)

Статья: Подтверждение права на вычет

(«Финансовая газета», 2019, N 40)

Статья: ККТ исключительного действия. Ответственность за нарушения с контрольно-кассовой техникой

(«Финансовая газета», 2019, N 40)

Статья: Стройка из доходов. Какие средства бюджетное учреждение может направить на строительство

(«Финансовая газета», 2019, N 40)

Вопрос: Бюджетное учреждение получило средства в виде субсидий на «иную цель» и хочет направить их на капитальное строительство, а именно на реконструкцию проходной здания. Может ли оно использовать эти средства в соответствии с этими своими потребностями?

(«Финансовая газета», 2019, N 40)

Вопрос: Автономное учреждение получило денежные средства в виде субсидий на выполнение государственного задания. Данные средства оно поместило на депозит в коммерческий банк. Допустимо ли в рассматриваемой ситуации размещение средств в банке под проценты?

Контролируемые сделки: подготовка уведомления за 2021 год

истекает срок подачи в налоговые органы уведомления о контролируемых сделках за 2021 год. Для представления сведений следует использовать обновленную форму, утвержденную . Обязанность отчитываться о контролируемых сделках лежит на налогоплательщиках, которые на протяжении отчетного периода совершали подобные операции.

Контролируемыми признаются сделки:

  • внутрироссийские, годовая сумма доходов по которым составляет более 1 млрд рублей;
  • с иностранными взаимозависимыми компаниями при доходе за календарный год более 60 млн рублей;
  • с офшорной компанией при годовой прибыли более 60 млн руб.
Читайте также:  Какой срок действия договора купли продажи автомобиля

Полный перечень сделок, которые относятся к контролируемым, приведен в .

Представить уведомление можно на бумаге или в электронном формате в налоговую инспекцию по месту нахождения компании. Если у компании есть обособленные подразделения, уведомление подается только по месту учета головной организации.

Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ субъекты контролируемых сделок (или приравненных к таковым) должны направлять в ФНС уведомление, отражающее информацию по данным сделкам, до 20 мая года, следующего за отчетным.
В 2021 году 20 мая выпадает на рабочую среду, а значит переносов не будет и отчитаться нужно точно в срок.

Какие сделки признаются контролируемыми, узнайте из публикации.

ВНИМАНИЕ! В 2021 году за 2019-й уведомление подается на новом бланке, в редакции приказа ФНС России от 26.07.2019 №ММВ-7-13/[email protected] Изменения в новой форме технические. Они учитывают прошлогодние поправки о контролируемых сделках (были скорректированы признаки, по которым сделки относят к контролируемым, также под контроль цен стало подпадать меньше сделок).

уведомления можно по ссылке ниже.

Утвержденное ФНС уведомление о контролируемых сделках состоит из следующих основных элементов:

  • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
  • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
  • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

Современные бухгалтерские программы, такие как 1С, позволяют заполнить форму уведомления о контролируемых сделках посредством ввода указанных выше типов данных в специальные формы программного интерфейса. После внесения пользователем всех данных ПО автоматически переносит их в поля, соответствующие разделам 1А, 1Б, 2 и 3 и формирует документ, идентичный разработанной ФНС форме. Его можно распечатать, подписать и отправить в налоговую.

Рассматриваемое уведомление можно представить в ФНС и в электронном виде, но для этого у плательщика должна иметься квалифицированная электронная подпись (или КЭП) а также соответствующее ПО для отправки файла с КЭП через интернет.

Вне зависимости от способа формирования уведомления о контролируемых сделках (прямой ввод данных в форму или через 1С), сложности у налогоплательщиков вызывает заполнение разделов 1А, 1Б, 2 и 3 соответствующего документа. Сложности связаны прежде всего с определением конкретного перечня фактов, отражаемых в уведомлении.

Рассмотрим, какие именно сведения должны указываться в документе.

Титульный лист

В титульном листе налогоплательщиком заполняются все реквизиты, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа»

При заполнении поля «Номер корректировки»

в первичном уведомлении автоматически проставляется «0», в уточненном за соответствующий период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

При заполнении поля «Представляется в налоговый орган (код)»

отражается код налогового органа, в который представляется уведомление. Он выбирается из справочника.

В поле «Отчетный год»

автоматически указывается календарный год, за который представляется уведомление.

В поле «по месту нахождения (учета)»

выбирается код места представления уведомления налогоплательщиком из соответствующего справочника. Так, крупнейшие налогоплательщики выбирают код «213», российские организации, не являющиеся крупнейшими – «214», ИП – «120» и т.д.

В поле «Код ОКТМО»

указывается ОКТМО муниципального образования. Данный код выбирается из соответствующего классификатора. Узнать свой код ОКТМО можно с помощью электронных сервисов ФНС «Узнай ОК (https://nalog.ru, раздел «Все сервисы»).

При заполнении поля «налогоплательщик»

отражается полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица.

Внимание! Поля «Форма реорганизации (ликвидация)»

и
«ИНН/КПП реорганизованной организации»
заполняют только те организации, которые в налоговом периоде реорганизуются или ликвидируются.

В полях «Номер контактного телефона»

и
«Адрес электронной почты»
отражаются номер телефона и адрес электронной почты налогоплательщика или его представителя.

При заполнении поля «Данное уведомление составлено на ____ страницах»

отражается количество страниц, на которых составлено уведомление. Значение поля заполняется автоматически и пересчитывается при изменении состава отчета (добавлении/удалении разделов).

В поле «с приложением подтверждающих документов или их копий на ___ листах»

отражается количество листов копии документа, подтверждающего полномочия представителя (например, копия доверенности).

В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю: »

  • 1 — если документ представлен налогоплательщиком,
  • 2 — если документ подается представителем налогоплательщика. При этом указывается наименование представителя и документа, подтверждающего его полномочия.

Также на титульном листе, в поле «Достоверность и полноту сведений подтверждаю»

автоматически указывается дата.

Внимание! Если плательщик зарегистрирован в системе «СБИС», то почти все поля титульного листа заполняются автоматически.

Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/[email protected]

В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

  • наименования товаров, работ и сервисов;
  • даты и номера контрактов на их поставку;
  • места подписания договоров (отправки товара);
  • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
  • общая сумма контракта;
  • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи.

Правила заполнения документа

Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

При формировании уведомления следует помнить о нескольких простых, но важных правилах:

  • данные в него вносить нужно заглавными печатными буквами, слева, направо;
  • в пустые ячейки ставятся прочерки;
  • если вносятся единицы измерения, то их данные должны соответствовать официальным кодам.

Заполнять бланк можно как от руки (с использованием ручек любого темного цвета), так и на компьютере.

Ошибки, помарки и исправления в бланке недопустимы.

Поэтому все вносимые в уведомление данные должны быть актуальными и проверенными, если же так случилось, что неточность вскрылась уже после отправления уведомления в налоговую службу, следует сформировать и переслать туда уточненный отчет.

В тех строках, где речь идет о суммах, значения нужно указывать в рублях (цифры до 50 копеек не учитываются, после 50 — округляются до рубля).

Вносить информацию в рублях нужно даже о тех сделках, которые проводились с использованием иностранной валюты.

Каждую страницу документа надо пронумеровывать и подписывать (причем подпись должна быть только «живой»).

Проштамповывать бланк следует только в том случае, если применение печатей или штампов прописано во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы. Листы уведомления скреплять между собой не нужно.

Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

Раздел 2. Сведения об организации – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)

Раздел 2 заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями. Раздел 2 заполняется также в отношении сведений об организации — комиссионере, если в поле «Сделка, совершенная от имени комиссионера (агента)»

раздела 1А стоит отметка.

Чтобы сформировать раздел 2, необходимо перейти в раздел «Участники — организации»

главного меню, а для добавления новой организации необходимо кликнуть по полю
«Добавить строку»
и в открывшемся окне ввести данные.

Если сведения заполняются в отношении комиссионера, то в соответствующем поле проставляется отметка.

Далее выбирается признак организации: российская или иностранная.

Если участником сделки является российская организация, то указываются такие сведения: код страны, наименование организации, ИНН и КПП.

Если участником сделки является иностранная организация, то указываются: код страны, наименование организации, ее регистрационный номер и код налогоплательщика в стране регистрации, адрес.

Однотипные сделки: каковы их критерии?

В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.

Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:

  • цены за единицу товара или услуги,
  • количество поставленных товаров и услуг,
  • место заключения сделки или отправки товара.

Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.

Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:

  • отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
  • поставлены по одному договору.

Итоги

Все фирмы, являющиеся субъектами контролируемых сделок, до 20 мая года, следующего за отчетным, должны направлять в ФНС уведомления о контролируемых сделках. В данном источнике отражаются данные о соответствующих сделках, а также информация о контрагентах участвовавшей в них фирмы.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Приказ ФНС России от 26.07.2019 N ММВ-7-13/[email protected]

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Уведомление о контролируемых сделках за 2019 год

20 мая истекает срок подачи в налоговые органы уведомления о контролируемых сделках за 2019 год. Для представления сведений следует использовать обновленную форму, утвержденную Приказом ФНС от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@ . Обязанность отчитываться о контролируемых сделках лежит на налогоплательщиках, которые на протяжении отчетного периода совершали подобные операции.

Контролируемыми признаются сделки:

  • внутрироссийские, годовая сумма доходов по которым составляет более 1 млрд рублей;
  • с иностранными взаимозависимыми компаниями при доходе за календарный год более 60 млн рублей;
  • с офшорной компанией при годовой прибыли более 60 млн руб.
Читайте также:  Жалоба на Ростелеком: куда жаловаться, основания, образец

Полный перечень сделок, которые относятся к контролируемым, приведен в ст. 105.14 НК РФ .

Представить уведомление можно на бумаге или в электронном формате в налоговую инспекцию по месту нахождения компании. Если у компании есть обособленные подразделения, уведомление подается только по месту учета головной организации.

Заполнение уведомления о контролируемых сделках

Уведомление состоит из:

  • титульного листа;
  • разделов 1(А,Б), 2, 3.

Рекомендуемая последовательность заполнения частей формы: 1Б, 1А, 2, 3, титульник. Отчет заполняется на основании данных бухгалтерского учета.

Титульный лист содержит информацию об организации: наименование, ИНН, КПП, код по ОКТМО, контакты. Указывается отчетный год и номер корректировки («0» при первичной подаче).

Заполнение раздела 1А

Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» содержит данные обо всех однородных контролируемых сделках, совершенных с одним контрагентом в отчетном году. Если с одним контрагентом совершаются неоднородные сделки (купля-продажа+транпортировка+хранение+доп. услуги), по каждой из них заполняется отдельный бланк 1А.

Предметом однородных сделок являются идентичные товары, услуги. Если сведения представляются по группе однородных сделок, в ячейке 4.1 вписывается значение «1».

Порядковый номер контролируемой сделки (поле 1) налогоплательщик присваивает самостоятельно. Этот показатель нужно будет внести в аналогичные поля других разделов.

В поле 3.2 указываются основания отнесения сделки к контролируемым – если оснований несколько, отметить нужно каждое из них.

Не все поля в блоке 1А обязательны к заполнению, например, пропустить можно поля с комментариями 4.3.1, 4.4.1, 4.5.1, 4.7.1.

Заполнение раздела 1Б

В раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)» вносятся подробные данные о каждой операции в рамках сделки: тип предмета (товар, услуга, работа), стоимость, дата совершения сделки и т.д. Для одного раздела 1А может быть заполнено несколько 1Б.

Поле 2.1 «Наименование предмета сделки» заполняется по первичным документам. По сделкам по договору займа рекомендуется указывать наименование «Проценты по договору займа».

Показатели полей 2.2.1-2.2.3 и 2.5 зависят от типа предмета сделки (таблица 4.19 Формата уведомления о контролируемых сделках в электронной форме).

Порядковый номер другого участника сделки (значение поля 2.3) присваивается налогоплательщиком самостоятельно.

Место совершения сделки зависит от предмета договора: по договору аренды – адрес арендуемого имущества, по услугам страхования – местонахождение страхователя и т.д.

Показатель поля 2.11 «Цена (тариф) за единицу измерения» отражается в рублях или иностранной валюте. Если предметом сделки является долговое обязательство (п. 1 ст. 269 НК РФ), строку заполнять не нужно.

Значения полей 2.11 и 2.14 рассчитываются по данным первичных документов или по правилам бухучета. Скидки, бонусы учитываются, если они влияют на стоимость товара или услуги.

Заполнение разделов 2 и 3

Разделы 2 «Сведения об организации – участнике контролируемой сделки» и 3 «Сведения о физическом лице – участнике контролируемой сделки» содержат сведения о контрагентах.

Если контрагент – иностранная компания, в разделе 2 необходимо указать регистрационный номер или код налогоплательщика в стране регистрации (поля 4.6, 4.7). Для российской организации поля 4.6-4.8 не заполняются.

Если контрагентом является физлицо, в разделе 3 нужно указать его ИНН и внести данные в поля 1-4.2. Если ИНН неизвестен, указывается полное имя контрагента и другая информация для его идентификации.

Если разделы не заполняются, включать листы в состав уведомления не нужно.

Штрафы за уведомление

За недостоверные данные в уведомлении или несвоевременную подачу отчета штраф составит 5 000 рублей.

Ошибки в форме навлекут штраф, только если они препятствуют идентификации контролируемой сделки. Если подать уточненное уведомление до обнаружения ошибок налоговиками, ответственности можно избежать.

Демо-версия КонсультантПлюс

Заполните форму и получите бесплатную демонстрацию Консультант Плюс: доступ к последним новостям и изменениям в законодательстве. Правовая система содержит комментарии экспертов, рекомендации, образцы заполнения отчетов и уведомлений, готовые решения и т.д.

Контролируемые сделки

СЗВ-ТД 2021: новая форма с 01.07.2021, сроки подачи отчета, форма, образец заполнения, как заполнить отчет в СБИС

СЗВ-М за январь 2021 года: сроки сдачи, штрафы, есть ли новая форма, образец заполнения

Форма 4-ФСС за 2020 год – что новенького? Бланк расчета, порядок и образец заполнения, сроки сдачи, штрафы, сдача “нулевки”

Новая форма РСВ 2021: последние изменения в связи с коронавирусом, сроки сдачи, изменения для пострадавших отраслей

Страховые взносы 2021: изменения законодательства, фиксированные взносы, новая форма РСВ за 2020 год

Календарь бухгалтера 2021: таблица – перенос сроков сдачи отчетности. Есть ли новые формы отчетов?

Расчет 6-НДФЛ 2021: новые сроки сдачи, заполнение, штрафы

Что такое контролируемые сделки? Критерии сделок в 2020 году

Контролируемые сделки – это сделки, в которых налоговые органы могут проверить соответствие цены интервалу рыночных цен. Под сделками в данном случае подразумеваются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (письмо Минфина России от 06.06.2012 № 03-01-18/4-70).

Статья 105.14 НК РФ относит к контролируемым следующие сделки:

Сделки между взаимозависимыми лицами

Понятие взаимозависимых лиц определяется пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ.

Данные сделки признаются контролируемыми если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из нижеуказанных условий.

Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год и выполняется одно из нижеуказанных условий:

Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп:

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок.

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 – 3 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны которых являются участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков
    (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);
  • стороны которых являются лицами, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
    • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
    • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
    • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
    • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 – 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  • сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр – до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);
  • межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  • в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”;
  • сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;
  • сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2019 год

Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В том случае, если этот день является выходным днем – срок сдачи переносится на ближайший рабочий день.

Уведомление о контролируемых сделках за 2019 годдо 20 мая 2020 года

1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговые органы вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Новая форма уведомления о контролируемых сделках 2020 – какие изменения?

Изменения в форму уведомления о контролируемых сделках внесены Приказом Федеральной налоговой службы от 26.07.2019 г. № ММВ-7-13/380@. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2019 г. № 56510, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 15.11.2019 г., вступил в силу 26 ноября 2019 г.

Все основные поправки в уведомление о контролируемых сделках связаны с изменением критериев контролируемых сделок. Другими словами, поменялись условия признания той или иной сделки подлежащей контролю для целей налогообложения.

Новая форма уведомления о контролируемых сделках будет применяться в отношении сделок, совершенных начиная с 1 января 2019 года.

Какие изменения в новой форме уведомления о контролируемых сделках?

  • изменены коды оснований, по которым сделки признают контролируемыми,
  • листам уведомления присвоены новые штрихкоды,
  • отредактирован раздел 1А уведомления.

Новые коды оснований отнесения сделки к контролируемой

КодНаименование
121Сделка между взаимозависимыми лицами
122Сделка в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подпункт 2 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
123Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
124Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации) (подпункт 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
131Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 – 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка (подпункт 1 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
132Одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
133Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы (подпункт 3 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
134Одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (подпункт 4 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
135Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
1) одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации.
136Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково” , либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” , применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 8 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
137Хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
138Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (подпункт 10 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)

Новая форма уведомление о контролируемых сделках 2020

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках?

Подробное заполнение уведомления о контролируемых сделках изложено в Приложении N 3 к приказу ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. В порядке заполнения уведомления для новой формы есть только одно уточнение:

Пункт 6.7 изложить в следующей редакции:
“6.7. Одновременное заполнение цифрой “1” любого из полей с кодами 122 – 123 с любым полем с кодами 131 – 138 Раздела 1А не допускается.”;

Форма Уведомления о контролируемых сделках содержит 4 раздела, которые обязательны для заполнения не для всех компаний. Ниже в таблице приведено краткое описание разделов и их назначение.

Наименование разделаКто заполняет
Титульный листВсе компании
Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)Все компании
Раздел 1Б. Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)Все компании
Раздел 2. Сведения об организации – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)Компании, проводившие контролируемые сделки с организациями
Раздел 3. Сведения о физическом лице – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)Компании, проводившие контролируемые сделки с физическими лицами

Сформируйте уведомление о контролируемых сделках в 1С, выгрузите в программу СБИС Электронная отчетность и отправьте в налоговую инспекцию!

Штрафы

За нарушение срока сдачи уведомления о контролируемых сделках или предоставления недостоверных сведений организации грозит штраф в размере 5 000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Если Вы самостоятельно обнаружили неточности и ошибки в своем отчете после его отправки, постарайтесь как можно скорее направить в налоговый орган уточненное уведомление, это позволит Вам избежать штрафа за недостоверность сведений.

Верховный Суд РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) определяет, что штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация неверно указала в отчете:

  • год, за который предоставляются сведения,
  • предмет сделок,
  • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

Ошибки в других данных уведомления о контролируемых сделках позволяют налоговым органам провести первичный анализ отчета и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

Уведомление о контролируемых сделках

Законодательство РФ требует от организации и предприятий предоставления отчетности по контролируемым сделкам. Передача необходимых сведений должна производиться в виде специального уведомления.

Что относится к контролируемым сделкам

Перечень контролируемых сделок определяется законом. В частности к ним относятся:

  • различные операции с ценными бумагами;
  • сделки, совершаемые и связи с исполнением кредитных договоров;
  • строительные сделки;
  • аренда;
  • получение имущества в дар и т.д.

Нужно отметить, что не все получаемые организацией доходы признаются результатом контролируемых сделок и нуждаются в том, чтобы их вносили в документ. Например, не требуют уведомления:

  • сделки, касаемые драгоценных металлов, валюты, ценных бумаг;
  • дивиденды;
  • прибыль от долевого участия и т.д.

Куда передавать уведомление

Заполненный по всем правилам и подписанный должным образом бланк необходимо передавать в территориальное отделение налоговой службы (по месту регистрации фирмы или месту жительства физического лица).

Какие санкции последуют, если не подать уведомление

Уведомление относится к обязательным документам, поэтому если организация или гражданин уклоняются от его подачи, им грозит административное наказание в виде достаточно крупного штрафа.

Сроки подачи уведомления

Период, в который налогоплательщики должны передать уведомление о контролируемых сделках в государственные надзорные органы строго установлен – он продолжается до 20 мая года, следующего за отчетным.

Как передать заполненный бланк

Уведомление можно передать несколькими способами:

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Правила заполнения документа

Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

При формировании уведомления следует помнить о нескольких простых, но важных правилах:

  • данные в него вносить нужно заглавными печатными буквами, слева, направо;
  • в пустые ячейки ставятся прочерки;
  • если вносятся единицы измерения, то их данные должны соответствовать официальным кодам.

Заполнять бланк можно как от руки (с использованием ручек любого темного цвета), так и на компьютере.

Ошибки, помарки и исправления в бланке недопустимы.

Поэтому все вносимые в уведомление данные должны быть актуальными и проверенными, если же так случилось, что неточность вскрылась уже после отправления уведомления в налоговую службу, следует сформировать и переслать туда уточненный отчет.

В тех строках, где речь идет о суммах, значения нужно указывать в рублях (цифры до 50 копеек не учитываются, после 50 — округляются до рубля).

Вносить информацию в рублях нужно даже о тех сделках, которые проводились с использованием иностранной валюты.

Каждую страницу документа надо пронумеровывать и подписывать (причем подпись должна быть только «живой»).

Проштамповывать бланк следует только в том случае, если применение печатей или штампов прописано во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы. Листы уведомления скреплять между собой не нужно.

Титульный лист

Вначале документа находится титульный лист. Сюда вносятся сведения о налогоплательщике:

  • его реквизиты (ИНН, КПП, ОКАТО);
  • номер отделения территориальной налоговой инспекции;
  • фамилия-имя-отчество представителя компании, подающего документ;
  • контактная информация;
  • год, за который формируется отчетность.

Если уведомление пишется от имени физического лица, не зарегистрированного как ИП, то ИНН ставить не надо, достаточно внести на титульный лист персональные данные, в том числе сведения из паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

Раздел 1А

Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5).

По каждой группе сделок прописываются совокупные сведения о них, а также о размерах доходов, полученных в результате их реализации (берутся из бухгалтерской отчетности). Если разделения на группы нет, то число заполненных блоков в этом разделе должно быть равным числу исполненных контролируемых сделок.

Раздел 1Б

Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.

В этой части документа прописывается:

  • ссылка на договор, в ходе исполнения которого совершилась та или иная сделка (номер и дата заключения);
  • место сделки;
  • количество товаров;
  • цена за одну единицу;
  • полная стоимость контролируемой сделки.

При этом приплюсовывать проходящие по одной контролируемой сделке товары друг к другу нельзя, они должны быть указаны отдельно.

Разделы 2, 3

Эта часть уведомления дает представление о сделках в отношении предприятия (при этом информация раздела 1Б не принимается во внимание). В случаях если у налогоплательщика отсутствовали сделки с контрагентами, подлежащие учету, эти листы можно оставить пустыми.

Контролируемые сделки

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2020

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2020 года в 2021 году. Эти же критерии действовали для сделок, совершенных в 2019 году, и будут действовать для сделок 2021 года.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Сделки с посредниками, которые:

Сделку между взаимозависимыми лицами резидентами РФ можно признать контролируемой, если выполняется хотя бы один из перечисленных в соответствующем разделе таблице критерий. При этом не считаются контролируемыми сделки, которые соответствуют указанным критериям, но стороны которых:

  • зарегистрированы в одном регионе РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других регионах РФ и за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других регионов;
  • не имеют убытков, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Эти критерии применяются для сделок, доходы и расходы от которых признаются для расчета базы по налогу на прибыль с 1 января 2020 года. При этом не имеет значения дата заключения договора. Однако, если вы оплачивали налог до начала 2020 года, перерасчеты проводить не нужно.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017 и 2018

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках подают юридические и физические лица, которые совершали такие операции в отчетном году. Исключение — посредники, они отчитываются только по посредническим договорам, которые признаны контролируемыми.

Форма уведомления включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однородных сделок. Например, если в рамках договора купли-продажи не только поставили товар, но и организовали его транспортировку и хранение, раздел 1А заполняется по каждой такой операции.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Одному разделу 1А может соответствовать несколько разделов 1Б. Например, если у вас 1 договор на 10 поставок идентичного товара, то можно заполнить 1 лист 1А и 10 листов 1Б на каждую отгрузку или 1 лист 1 А и 1 лист 1Б с объединенными показателями.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

Уведомление о контролируемых сделках за 2020 год

По контролируемым сделкам, которые были в 2020 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2021. Организации направляют его в налоговый орган по месту своего нахождения, физические лица — по месту жительства.

Отчитаться можно в бумажной и электронной форме.

Оцените статью
Добавить комментарий