Виновник ДТП без страховки ОСАГО: что делать в 2020 году?

Если у виновника ДТП отсутствует ОСАГО: что делать?

Существует 3 варианта решения вопроса:

  1. Урегулирование проблем на месте, без последующих разбирательств.
  2. Досудебная претензия: виновник на этапе разбирательств принимает решение об оплате убытков потерпевшего в добровольном порядке.
  3. Судебный иск: виновник выплачивает компенсацию принудительно.


Если же виновник аварии готов сразу же возместить ущерб, прямо на месте ДТП, то вам повезло – меньше хлопот будет далее.

Кто возмещает ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО

Что делать если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО в 2020 году и как отстоять свои законные права оказавшись в такой ситуации – вопросы, которые всё чаще задаются в комментариях и личных сообщениях авторам рубрики «Автоправо». И в такой популярности проблемы нет ничего удивительного, ведь из-за систематического роста количества водителей и транспортных средств в стране – к сожалению, увеличивается и общее число дорожно-транспортных происшествий.

От аварии сегодня не застрахован даже самый аккуратный и опытный автолюбитель, ведь в роли инициатора ДТП может выступить менее сознательный гражданин. Итак, предлагаем Вам разобраться в сути вопросов вместе с автором рубрики Олегом Устиновым.


Напомним, что дорожно-транспортное происшествие – может обойтись и без вызова инспектора ГИБДД. Как правило, это относится к весьма незначительным авариям, в которых не пострадали люди и когда сами водители готовы вести конструктивный диалог, пытаясь договориться на месте о последствиях.

ДТП с поддельным ОСАГО у виновника

Нередко на месте аварии выясняется, что у виновника полис есть, однако он ненастоящий. Такие полисы ОСАГО покупаются недобросовестными водителями для предъявления инспекторам, останавливающим авто на дороге для проверки документов.

Поддельный полис ОСАГО отличить от настоящего возможно только путем проверки наличия в базе данных, однако к таким мерам прибегают только в случае ДТП.

Подделка полиса – это серьезное преступление, которое несет за собой не только административную ответственность в виде лишения водительских прав и штрафа, но и уголовную ответственность без возможности избежать судебного разбирательства.

Однако поддельный ОСАГО не лишает сторон возможности договориться о мирном решении проблемы и возмещении ущерба.

В случае отказа, разбирательство будет происходить в суде, решением которого на виновного дорожно-транспортного происшествия будет возложено обязательство по возмещению всех понесенных пострадавшим растрат.

После подачи в канцелярию суда соответствующего заявления, назначается дата слушания дела, на котором, на основании описанных обстоятельств, предоставленных сторонами доказательств, суд выносит свое решение. С полученным судебным документом истец идет в Федеральную службу судебных приставов, где открывается соответствующее производство и с виновного в ДТП водителя взыскиваются предписанные судом финансовые средства.

Пострадавший при ДТП без страховки ОСАГО: кто будет компенсировать ущерб?

Существует 2 основных варианта, кто будет производить возмещение:

  • Страховщик виновного водителя (при наличии действующей автогражданки у виновника ДТП);
  • Виновный водитель (не оформлена автогражданка).

Во втором случае порядок действий может отличаться, он зависит от обстановки. Виновный водитель может за причинённый вред возместить потери либо позже выполнить обязательство, оставив невиновной стороне расписку. Может быть, нужно будет составить досудебную претензию либо подать судебный иск.

Несколько отличаются ситуации, при которых у пострадавшего в аварии отсутствует автогражданка или она имеется, но пострадавший не вписан в документ. Последний вариант – это не то же самое, что отсутствие страховки. Потерпевшему придётся действовать иначе, чем когда у него нет страховки (разница заключается в возможности проведения прямого возмещения).

  1. Сообщите страховой компании виновного водителя о возникновении страхового случая.
  2. Направьте страховщику заявление о возмещении и необходимые для этого документы.
  3. Представьте повреждённый в результате ДТП автотранспорт и прочее имущество на экспертизу.

Решение вопроса на месте происшествия

Когда в последствие аварии нет пострадавших, стороны действуют в следующем порядке:

  1. Провести фотографирование и снять на видео место ДТП.
  2. Заполнить европротокол.
  3. Оформить произошедшее событие в ближайшем подразделении ГИБДД.
  4. Оформить расписку, в которой определить размер ущерба, сроки и способы возмещения. Она составляется, если компенсация не осуществляется на месте.

Этот способ урегулирования отличается такими преимуществами:

  • экономия время;
  • отсутствие штрафных санкций в отношении виновника;
  • избавляет от выяснения ситуации при участии представителей ГИБДД.

К формату расписке не предъявляются официальные требования, но для правильности и законности в ее содержание входит такая информация:

  • персональные данные сторон;
  • место регистрации участников ДТП;
  • описание сложившейся ситуации;
  • полученные повреждения транспортным средством;
  • сведения об автомобиле;
  • сумма компенсации;
  • период времени, в течение которого возмещается убытки.

В разделе об информации ТС указать марку, модель, номерной знак и номер шасси.

Рекомендуется составлять расписку лично виновным лицом. Документ содержит подписи участников.

  • экономия время;
  • отсутствие штрафных санкций в отношении виновника;
  • избавляет от выяснения ситуации при участии представителей ГИБДД.

kaperang09 › Блог › У виновника ДТП нет ОСАГО. Как правильно поступить в этом случае

Представьте ситуацию: попали в аварию, а виновник не застрахован. Рассказываем, как себя вести, чтобы избежать проблем.

Допустим, вы аккуратный водитель и редко попадаете в аварии. Но не все зависит от вас, иногда беды не избежать даже настоящему асу. С нашим-то беспорядочным движением… Вы в полной уверенности, что в таких случаях точно поможет ОСАГО? Очень зря.

По оценкам «ГлавСтрахКонтроля», сейчас в России каждый пятый водитель не имеет полиса ОСАГО. Причем специалисты отрасли учли не только тех, кто просто не купил страховку, а также автовладельцев с поддельными и крадеными документами.

До ноября 2014 года за езду без ОСАГО гаишники снимали номера. Из-за серьезной угрозы немногие отказывались от покупки страховки. Сейчас же действует лишь штраф 800 рублей, который не останавливает недобросовестных автовладельцев. Учитывая их количество на дорогах, риск во всех смыслах столкнуться с незастрахованными водителями очень велик.

Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.

В первую очередь надо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Так как деньги на ремонт придется вам взыскивать напрямую с виновника, то сразу стоит узнать его контакты и адрес фактического проживания. Лучше всего – записать все паспортные данные.

Иногда виновники без ОСАГО, чтобы избежать ненужных проблем, предлагают договориться и рассчитаться на месте. Согласиться можно, только если повреждения совсем незначительные и вы точно знаете, во сколько обойдется ремонт. Тогда составляете расписку об оплате ущерба в полном объеме и отсутствии претензий.

Но так бывает редко. При малейших опасениях, что возможны скрытые повреждения, лучше не рисковать. И после наступает важная процедура – независимая экспертиза, по итогам которой предстоит оценить ущерб.

«До сих пор нет единой судебной практики по вопросу, какой же методикой оценивать ущерб, если у виновника нет полиса. Дело в том, что сейчас существует два варианта: оценка среднерыночной стоимости ремонта автомобиля и так называемая «единая методика». Они разительно отличаются. Последняя, принятая для расчета стоимости ущерба по ОСАГО, показывает куда меньшие суммы, поскольку она основывается на справочниках РСА, то есть самих страховщиков. Зачастую такая методика не отражает реальных цен на запчасти на момент ДТП. Виновнику выгоднее единая методика», — выделил проблему юрист «ГлавСтрахКонтроля» Алексей Борцов.

Вторая проблема касается износа автомобиля. «По ОСАГО износ подлежит вычету из страховой суммы. В судебной практике это трактуется следующим образом: никто не мешает вам обратиться к виновнику. Представляется, что аналогичную позицию можно отстоять в суде и взыскать компенсацию с виновника без учета износа. Особенно опираясь на последнюю правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам применения части первой Гражданского кодекса, — продолжает отмечать нюансы Алексей Борцов. — Чтобы ваша экспертиза «устояла» в суде, необходимо представить доказательства того, что виновник вызывался для проведения осмотра. Сделать это необходимо с помощью телеграммы».

Читайте также:  Где берется справка 2 НДФЛ?

Оформлять досудебную претензию к виновнику необязательно, но юристы советуют не пропускать шаг. «Это будет положительно расценено судом при рассмотрении дела. Претензию необходимо направить на адрес регистрации виновника аварии – риск неполучения корреспонденции несет он сам. Письмо направляем заказное, с уведомлением о вручении и, желательно, описью вложения», — советует юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Счастье, если разбирательства закончатся на стадии досудебной претензии. Виновник согласится решить вопросы «по-хорошему» и выплатит компенсацию, рассчитанную на экспертизе. А кому-то не повезет и придется довести дело до суда. Процесс, как показывает практика, длительный. По оценкам юристов, с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит обычно 6-7 месяцев. А на суде еще выяснится, что виновнику-то и расплатится нечем… По крайней мере, на бумаге.

«Суд не волнует, имеется ли у виновника имущество или работа. Это становится предметом рассмотрения только в том случае, если виновник ходатайствует перед судом об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. При наличии подобных обстоятельств, суд вправе удовлетворить ходатайство», — комментирует ситуацию Алексей Борцов.

На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист. Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем. Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Можно было бы обязать страховые компании выплачивать компенсацию и в таких ситуациях, но этот пусть сомнителен. С предложением реформировать систему ОСАГО эксперты не согласны. «Это уже принципиально иное страхование. По ОСАГО страхуется гражданская ответственность виновника, то есть его обязанность возместить ущерб пострадавшему – имуществу или здоровью. Получается, если ОСАГО будет аналогом каско, гражданская ответственность, например, в отношении пешеходов или иного имущества третьих лиц также должна быть застрахована, а это уже «двойное страхование». Стоимость такого полиса будет сравнима со стоимостью каско и вполне обоснованно. Не у всех есть такие деньги», — объясняет Алексей Борцов.

Поэтому надо не обновлять систему ОСАГО, а бороться с теми, кто уклоняется от требований закона и не оформляет автогражданку.

Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.

Может ли страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП по ОСАГО

Бывает так, что сразу после аварии выясняется тот факт, что виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО. Конечно же, пострадавшая сторона начинает нервничать и переживать о своих выплатах.

Но бывают случаи и похуже, например, нам часто задают вопрос: оплатят ли ОСАГО, если виновник ДТП скрылся с места происшествия? Ответ на это вопрос можно найти в Федеральном Законе от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ.

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) либо указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

к) владелец транспортного средства при заключении договора обязательного страхования предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;

л) вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Часть 1 статьи 14 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ

Следовательно, во всех вышеперечисленных случаях, страховая компания виновной стороны производит выплату страхового покрытия, однако в дальнейшем она в качестве регресса имеет право подать в суд на виновное лицо с иском о возвращении данной денежной суммы СК.


В случае отказа подаем иск в суд и требуем компенсировать нанесенный ущерб и все затраты;

Досудебное разбирательство и оформление претензии

В тех случаях, когда виновник аварии не соглашается на решение вопроса мирным путем и отказывается добровольно выплачивать возмещение, необходимо вызывать сотрудников ГИБДД, при этом важно учесть следующие моменты:

  1. В протоколе ДТП должна быть пометка о том, что у виновника отсутствует полис ОСАГО;
  2. Документ должен фиксировать данные о правонарушителе (его ФИО, адрес регистрации, контактную информацию).

Порядок оформления претензии таков:

  • Обращение в специализированный автотехцентр для получения отчета о независимой экспертизе:
  1. Услуга платная (от 2 до 7 тыс. рублей);
  2. Документ отражает все явные и скрытые повреждения;
  3. Указывает на размер ущерба;
  • Получение отчета об утилизации ТС:
  1. Требуется в тех случаях, когда автомобиль не может быть восстановлен;
  2. Стоимость документа от 2 до 5 тыс. рублей;
  • Оформление досудебной претензии:
  1. Если образец будет составлять юрист, то за услугу придется заплатить до 5 тыс. рублей;
  2. Документ должен отражать маршрут следования, место аварии, детали и обстоятельства случившегося ДТП;
  3. В обязательном порядке необходимо указать ссылки на статьи закона в поддержку своей позиции;
  4. В конце документа содержится информация о размерах причиненного ущерба.
  1. При составлении отчета об утилизации или о перечне повреждений ТС должен присутствовать как потерпевший, так и виновник ДТП (первый должен отправить последнему уведомительное письмо о дате, времени и месте проведения экспертизы);
  2. Величина компенсации может отличаться от той, что указана в акте независимой экспертизы, поскольку потерпевший вправе истребовать дополнительные суммы издержек по:
  • Эвакуации ТС;
  • Привлечению юрисконсульта;
  • Стоимости услуг эксперта;
  • Возмещению морального ущерба.

Перед отправкой претензии необходимо сделать копии документов, подтверждающих доводы и заявленные требования:

  1. Справка о ДТП;
  2. Постановление об административном правонарушении;
  3. Экземпляр уведомительного письма, свидетельствующего о приглашении виновника на независимую экспертизу (должна стоять почтовая отметка);
  4. Независимое экспертное заключение;
  5. Правоустанавливающие документы на автомобиль, пострадавший в ДТП;
  6. Чеки и квитанции, подтверждающие оплату издержек.
Читайте также:  Исковое заявление о признании родства образец

Необходимо придерживаться следующего алгоритма:

Необходимые документы

Помимо заявления в суд потребуется представить доказательства исковых требований, предъявляемых к участнику дорожного движения, допустившему аварию. Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК ими являются:

  • постановление или иные документы, которые были составлены по факту ДТП инспекторами госавтоинспекции;
  • документы о праве собственности на поврежденное имущество;
  • заключение экспертизы о величине причиненного ущерба.

Перечисленные документы пострадавшее лицо должно приложить к исковому заявлению в подлинном виде либо заверенных нотариально копиях.

Поддельный документ ОСАГО налагает на его владельца ответственность в рамках административного и даже уголовного кодексов РФ. Это влечет за собой соответствующие штрафы и лишение водительских прав.

Порядок действий

Если виновник не застрахован по ОСАГО, то автоматически отпадают возможности стандартного оформления документации для страховой компании и подготовка европротокола. Нет полиса – нет страховки.

Потерпевший также лишается возможности получения выплаты по ОСАГО от собственной страховой компании (куда обычно можно обратиться, если авария была незначительной и без жертв).

В данной ситуации единственным основанием получения возмещения является ст. 1064 ГК РФ. Она предусматривает обязанность по оплате компенсации в полном объеме лицом, причинившим вред имуществу, жизни и здоровью.

Наличие страховки без техосмотра при ДТП не влияет на выплату. Поэтому получить возмещение можно в обычном порядке.

При отсутствии документа, потерпевшему рекомендуется действовать в следующем порядке:

  1. Мирное урегулирование. Попробуйте уладить конфликт на месте. Если повреждение незначительное, а правонарушитель не желает ждать сотрудников ГИБДД, он согласится на такой вариант.
  2. Досудебная претензия. Хотя досудебное урегулирование для такого вида спора не считается обязательным, на этом этапе решается большой процент споров. Далеко не каждому нарушителю хочется идти в суд.
  3. Судебное разбирательство. Если другие способы взыскать ущерб с виновника ДТП не помогли, то придется обращаться в суд.

В данной ситуации единственным основанием получения возмещения является ст. 1064 ГК РФ. Она предусматривает обязанность по оплате компенсации в полном объеме лицом, причинившим вред имуществу, жизни и здоровью.

Что грозит участнику ДТП, не застрахованному по ОСАГО?

Речь здесь идет о ситуации, когда водитель не застрахован вообще. Причины этого довольно просты: кто-то только купил автомобиль и ещё не успел оформить страховку, кто-то просто “экономит” на ОСАГО, у кого-то, вообще, левый или фальшивый полис и т.д. Плюсом сюда можно отнести случаи, когда водитель не вписан в действующий полис, либо управляет автомобилем за пределом периода, предусмотренного договором страхования.

Начнем с того, что такие водители (за исключением владельцев только что приобретенных автомобилей) совершают, как минимум, административное правонарушение:

КоАП РФ, Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями –
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, –
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Что касается административной ответственности, более-менее все должно быть понятно – за езду без страховки грозит штраф. Но коль скоро ДТП подразумевает и некий материальный ущерб, то нужно разобраться с гражданской ответственностью таких водителей. Здесь всё напрямую будет зависеть от их роли в дорожно-транспортном происшествии. Таких ролей две: потерпевший и виновник.

  • Придется оплатить штраф за отсутствие страховки 500 или 800 рублей (см. статью 12.37 КоАП выше).
  • Потерпевший не лишается права на страховое возмещение причиненного ему ущерба. Например, у пешехода страховки не может быть по определению, так что же, теперь ему не платить? Платить. По Гражданскому кодексу не существует разницы между потерпевшими – водители ли они или пешеходы, вред им должен быть возмещен в полном объеме.
  • Обращаться за компенсацией придется в страховую компанию виновника.

Разбирательство на месте аварии

Конечно же, ни одна из сторон не заинтересована в том, чтобы ближайшие пару недель заниматься бумажной волокитой. Самый удобный для всех вариант – включить свои коммуникационные способности и договориться.

Пострадавший владелец авто зачастую может на глаз прикинуть сумму, в которую обойдется его ремонт. Идеально, если виновник ДТП согласен на возмещение ущерба сразу же. Причем это выгодно и для него самого – не придется платить штраф за отсутствие ОСАГО, тратить время на ГИБДД.

Разумеется, не каждый водитель возит с собой большие суммы наличных на случай ДТП. Отпустить нарушителя можно под расписку. В ней нужно указать полные имена участников аварии, их места жительства, информацию о транспортных средствах. Необходимо привести доказательства виновности одного из водителей, описать убытки, обозначить сумму компенсации и срок ее выплаты.

Писать расписку лучше от руки, предпочтительно – руки виновника происшествия. Подписи на документе необходимо оставить обеим сторонам. Никакие юристы для его составления вам не пригодятся.

Второй вариант быстрого решения проблемы включает в себя поездку в ГИБДД. Для начала нужно определить, был ли нанесен физический ущерб водителю и пассажирам.

Если все, кроме автомобиля, целы и невредимы, алгоритм действий жертвы таков:

  1. Запечатлеть ДТП на видеокамеру или фотоаппарат.
  2. Оформить извещение.
  3. Зафиксировать факт аварии в ближайшем пункте ГИБДД.

Проконтролируйте, чтобы он зафиксировал всю информацию о виновнике ДТП:

Расселение москвичей сегодня

На текущий день почти 20 000 москвичей переселились в новое жилье по программе реновации, еще почти 6 000 в процессе переселения. Уже снесено почти 30 домов – 60, напротив, сдано в эксплуатацию. Почти 200 объектов в процессе строительства, еще 88 проходят процедуру проектирования.

В мэрии отмечают, что хотя первая волна переселенцев решит вопрос с жильем раньше, участники второй и третьей волны смогут выбрать жилье поближе за счет строительства новых многоэтажек на месте снесенных домов первого периода.

Москвичам показали реновационный график переселения

Столичные власти впервые опубликовали документ, из которого можно узнать очередность переселения участников программы реновации. На сайте московского стройкомплекса появился приказ №45/182/ПР-335/20 от 12 августа 2020 года «Об этапах реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве».

Как выбирали

Как объяснили в мэрии, распределить дома по этапам переселения было непросто — пришлось принимать во внимание целый ряд факторов.

  • Наличие свободных земельных участков, отвечающих определенным параметрам: требованиям градостроительного проектирования, а также строительным нормам, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям безопасности и экологии.
  • Наличие транспортной доступности участка и возможность обеспечить переселенцев парковками.
  • Возможность предоставить в строящемся доме равнозначные квартиры для всех участников программы из расселяемых домов (жильцам коммуналок и общежитий власти обещают предоставить отдельные квартиры, а очередникам — квартиры исходя из нормы предоставления жилой площади).
  • Возможность предложить варианты тем, кто намерен увеличить жилплощадь при переселении (доплатив за дополнительные метры) или купить еще одну со скидкой за счет механизма докупки.
  • Оценка состояния инженерных коммуникаций готовящихся к сносу домов. При наличии магистральных трубопроводов, которые продолжат питать сохраняемую застройку, необходимо учесть возможность легко и без дополнительных затрат отключить сносимые дома от электросетей, водо- и газопровода. Если легко это сделать нереально, то сперва придется реконструировать инженерные сети, чтобы не оставить часть района без воды или света.
  • Наличие на территории новостройки благоприятной городской среды с размещением зон отдыха, детских площадок и объектов сопутствующей инфраструктуры.
Читайте также:  Когда оформляется расписка о возврате займа?

Всего запланировано три этапа.

Кто когда пакует чемоданы?

Первый этап (2020–2024 годы) уже идет. В этот период новые квартиры должны получить 170 тыс. переселенцев, а снести в общей сложности планируется 930 пятиэтажек. В список первого этапа вошли дома, которые отвечали наибольшему количеству условий.

Второй этап продлится с 2025 по 2028 год. В этот период переехать смогут жители 1630 домов (330 тыс. москвичей).

Третий этап назначен на 2029–2032 годы Он затронет 380 тыс. москвичей, которые проживают в 1,8 тыс. домов.

Как отмечают опрошенные мэрией специалисты, переселенцы первой волны выигрывают во времени — это основное их преимущество. Но тем, кто переедет на втором и третьем этапах, будут предоставлены «более широкие возможности переезда и выбора квартиры в домах ближе к месту привычного проживания за счет строительства жилья на месте снесенных объектов первого этапа», сообщается на сайте.

Пользователи соцсетей, изучившие 148-страничный документ, обратили внимание, что в списке адресов, попавших в первую волну, в основном находятся дома, расположенные в Восточном и Юго-Восточном округах столицы. По всей видимости, наибольшее количество подходящих участков нашлось на территориях промзон.

По мнению горожан, при этом существенно изменится и ценовая политика: всегда дешевая восточная часть города сможет выровняться с остальной Москвой. Некоторые считают, что пятиэтажки из ВАО и ЮВАО попали в список первыми именно по этой причине, но эксперт по безопасности сделок с недвижимостью Сергей Вишняков видит другие поводы: «Думаю, это просто из-за того, что там пятиэтажек больше. Во второй волне переселения ВАО и ЮВАО опять первые — там, правда, 34% домов».

Скептически относится Вишняков и к идее насчет выравнивания цен в ВАО и ЮВАО по сравнению с остальной Москвой. Новые дома в этих округах уже есть, только по сути ничего глобально не меняется: «Новое должно быть дороже. На место пятиэтажек выйдут девятиэтажки», — считает Сергей Вишняков.

Всплеск интереса

Ранее Циан.Журнал публиковал материал о том, как изменилось отношение москвичей к программе за три года ее реализации.

Нехватка информации по дате переселения тогда указывалась среди наиболее серьезных недостатков программы. Люди жаловались, что не знают, планировать ли им ремонт, менять ли окна и батареи и просто хотели определенности.

«Вероятно, на рынке реновационных квартир в ближайшие пару месяцев будет кратковременный ажиотаж. Цены при этом будут скорректированы. Продавцы опять их взвинтят. Покупатели с этим не согласятся (потенциал реновации и так был заложен в ценники). Все снова будут искать ценовое равновесие», — заявил Циан.Журналу эксперт по недвижимости Евгений Коноплев.

Он также рассказал, что на днях совершил сделку по продаже квартиры в доме под реновацию, который попал в первую волну переселения. «Прямо слышу, как наши покупатели выдохнули и пошли за шампанским: вчера и сегодня был их счастливый день в казино “Реновация”», — признался эксперт.

Насчет «казино» стоит пояснить отдельно. Пока жители старых пятиэтажек (по крайней мере, те из них, кто морально готов к переезду и хочет его) вынуждены гадать: кого пригласят переехать в построенную рядом новостройку, а кому придется ждать более интересного варианта. Новостройка одна, пятиэтажек — 10, влезут не все.

Вместе с собственниками таких квартир гадают на кофейной гуще и потенциальные покупатели — те, которые хотели бы дешево приобрести убитую пятиэтажку сегодня, чтобы спустя несколько лет получить взамен равнозначную квартиру в новостройке.

Вот тут-то и начиналась «русская рулетка»: потенциальные покупатели фактически инвестировали в неизвестность — кто знает, когда взамен развалюхи государство предоставит новое и чистое жилье с ремонтом?

Спокойствие, только спокойствие

Новость вызвала большой ажиотаж (а у некоторых — так и вовсе истерику), но противники программы полагают, что для особой паники или срочных сборов поводов нет.

«С сегодняшнего дня есть этапы переселения, просто тупо поделили дома на три этапа с шагом четыре года. Очередная подмена — точь-в-точь как с этажностью “от 6 до 14″», — пишет «TBCC-Реновация».

«Посмотрела и офигела: у нас был один дом (мой) в списке под реновацию, другой дом отбился, но сейчас в списках значатся три дома, в том числе тот, который из программы вышел!» — возмущается пользовательница Facebook Lu Lu.

«Это не график волнового переселения, а просто план по сносу их домов: приблизительно когда их начнут сносить», — комментирует Анна Г.

Интересное наблюдение сделал Дмитрий П.: «Если вы еще думаете, что реновация — это для людей, убедитесь в обратном сами! В первую волну идут четыре дома по Открытому шоссе (откапиталенные, в сайдинге и пластике, четыре кирпичных и панельных дома на Миллионной, последний дом перед лесом на Ивантеевской, Кузнецовская, 7 (случайно рядом с ЖК «Соколиный Форт») и внезапно (. ) ЕДИНСТВЕННЫЙ дом на Бойцовой. НИ ОДНОГО блочного дома у метро, на которые так любили ссылаться адепты реновации . 2025–2028 годы — Открытое шоссе, 3 и 5 (ковровая зачистка под ЖК, никакого анализа износа), Игральная, 1 (четыре дома, одна сплошная стройплощадка). Ну а к 2029 году остаться в районе и пытаться выжить в этом стройаду — квест для самых смелых».

«Власти под разными предлогами неоднократно переносили публикацию графика очередности домов на снос. И сегодня мы видим, что вместо единого графика, который показывал бы точно, как, куда и когда именно москвичи будут переселяться, есть лишь набросок», — заявил Циан.Журналу адвокат Станислав Станкевич.

По его словам, городские власти прекрасно понимают, что многие, даже лояльные к программе, москвичи, увидев конкретику с деталями грядущего переселения, будут недовольны. Одних ждет перемещение в бывшие промзоны с сомнительной экологией (как, к примеру, в Лефортово — на территорию завода «Серп и Молот»). Для других критичным может оказаться то, что вопрос их переселения откладывается лет на 10 (если вообще дойдут руки).

В итоге публикация данных об этапах с точки зрения мэрии выглядит очень логичной — это своеобразная «брошенная кость», пища для обсуждений в ответ на недовольство граждан постоянными переносами даты реновации по всем домам, подчеркивает собеседник Циан.Журнала.

Выводы делать пока не будем, но за ситуацией продолжим следить.

По его словам, городские власти прекрасно понимают, что многие, даже лояльные к программе, москвичи, увидев конкретику с деталями грядущего переселения, будут недовольны. Одних ждет перемещение в бывшие промзоны с сомнительной экологией (как, к примеру, в Лефортово — на территорию завода «Серп и Молот»). Для других критичным может оказаться то, что вопрос их переселения откладывается лет на 10 (если вообще дойдут руки).

Правильное расселение

Любой владелец недвижимости имел право проголосовать «за» или «против» включения дома в реновацию. Когда процесс заселения в новостройку дойдет до вашего здания, обратите внимание на ряд нюансов:

  1. Вам должны предложить на выбор несколько вариантов расселения;
  2. В течение двух месяцев должны быть оформлены все документы на квартиру;
  3. Новое жильё должно иметь практически идентичный метраж;
  4. Располагаться дом должен в том же районе, что и демонтированная хрущевка;
  5. Предложить квартиру в другом округе могут только после того, как получат ваше письменное согласие.

Также не забывайте о том, что после включения в программу, вы освобождаетесь от оплаты капитального ремонта.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить свою проблему – позвоните и проконсультируйтесь с юристом: 8 (Москва и МО с 9:00 до 20:00) Консультации проводятся в рамках программы бесплатно.

Письмо о переезде приходит всем участникам реновации – и собственникам, и нанимателям помещений. В документе указывается:

Добавить комментарий