Действующие тарифы взносов на травматизм сохранены

Ставки страховых взносов от несчастных случаев

Тарифы страховых взносов определяются классом профессионального риска. Таких классов всего 32 (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ) — по видам деятельности.

Определить свой класс профриска можно, зная свой ОКВЭД (см. Приложение к Приказу Минтруда РФ от 30.12.2016 года № 851Н). В каждом классе собраны виды деятельности, схожие по показателям травматизма и профзаболеваний, а значит, и по расходам на страховое обеспечение. Чем выше класс риска, тем выше ставка страховых взносов.

Например, ОКВЭД 18.11 «Печатание газет» относится к 1 классу профриска со ставкой 0,2 %, а ОКВЭД 05.10.1 «Добыча угля и антрацита» — к 32 классу со ставкой 8,5 %.

Величина тарифов подтверждается каждый год: фактически законодатель продлевает размеры ставок, установленные Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ. На 2020 год они установлены Федеральным законом от 27.12.2019 № 445-ФЗ.

Чтобы активнее включать в трудовой процесс инвалидов I, II и III группы, закон сохраняет для них льготные тарифы по взносам — 60 % от утвержденного размера. Эта норма действует и для ИП (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2019 № 445-ФЗ).

Вот тарифы страховых взносов по классам профессионального риска:

Класс профрискаТариф страхвзносов, %
10,2
20,3
30,4
40,5
50,6
60,7
70,8
80,9
91
101,1
111,2
121,3
131,4
141,5
151,7
161,9
172,1
182,3
192,5
202,8
213,1
223,4
233,7
244,1
254,5
265
275,5
286,1
296,7
307,4
318,1
328,5

Вот тарифы страховых взносов по классам профессионального риска:

Как определяется тариф

Поскольку определяют тариф страховых взносов на травматизм по ОКВЭД, в ФСС ежегодно надо направлять документы для подтверждения основного вида деятельности:

  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
  • справка-подтверждение основного вида экономической деятельности.

Если этого не сделать, то сотрудники ФСС из всех ОКВЭД, которые прописаны в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, вычленят вид деятельности с самым высоким классом риска, и компании придется переплачивать процент взноса. Фонд определяет, сколько процентов платить в ФСС на травматизм в 2020 году на основании действующих ОКВЭД или на основании подтвержденного организацией основного вида деятельности (постановление правительства №551 от 17.06.2016).

  • ведение деятельности не менее 3 лет;
  • отсутствие недоимок, неоплаченных штрафов и пеней;
  • отсутствие несчастных случаев со смертельным исходом.

Пониженные и повышенные тарифы

В некоторых случаях назначается сниженный размер тарифа. Случаи эти прописаны в статье 427 Налогового кодекса:

  • если организация занимается благотворительностью;
  • если компания работает в сфере строительства, здравоохранения, образования, культуры и искусства, а также массового спорта;
  • при получении статуса участника свободной экономической зоны;
  • при получении статуса резидента территории опережающего экономического развития;
  • если фирма производит анимационные фильмы и т. д.

Тариф для вышеописанных предприятий не превышает 2%.

Иногда, наоборот, назначаются дополнительные тарифы (согласно статье 425 НК):

  • 9% — за сотрудников, трудящихся под землей, в горячих цехах либо на иных вредных производствах;
  • 6% — за работников, которые трудятся в тяжелых условиях (полный список можно найти в пунктах 2–18 статьи 30 закона № 400-ФЗ);
  • 8% — за сотрудников, работающих в опасных условиях;
  • 2%-7% — за работников, чьи условия труда признаны вредными.

Тариф для вышеописанных предприятий не превышает 2%.

Как рассчитать нужную сумму

Для этого используется простая формула: В=Св+Тб, где:

  • В — полагающаяся сумма взноса за травматизм;
  • Св — сумма выплат сотрудникам предприятия;
  • Тб — базовый тариф.

Тариф на текущий год указывается в уведомлении, полученной от ФСС РФ после подтверждения основного вида деятельности.


Для этого используется простая формула: В=Св+Тб, где:

Кому положена скидка

Порядок предоставления скидок утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 «Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Правила).

Страхователь имеет право на скидку «по травматизму» если (п.8 Правил):

ведет деятельность не менее 3-х календарных лет до года, в котором он просит скидку;

страховые взносы и штрафы по результатам проверок уплачены в полном объеме;

не было страховых случаев со смертельным исходом в предшествующем году;

все показатели организации «по травматизму» ниже отраслевых значений.

Отраслевые показатели для получения скидки по взносам «на травматизм» на 2020 год утверждены приказом ФСС РФ от 23.05.2019 N 64 «Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2020 год».

Для сравнения показателей страхователя с отраслевыми показателями нужно взять данные страхователя за три календарных года, предшествующих текущему (п.2.6 Методики расчета скидок, утв. Приказом Минтруда РФ от 01.08.2012 N 39н (далее — Методика)).

Чтобы проверить, имеет ли право страхователь получить скидку на 2020 год, нужно проанализировать показатели за 2016-2018 года.

К отраслевым показателям относятся:

отношение суммы выплаченных пособий «по травматизму» к начисленной сумме страховых взносов (a);

количество страховых случаев («случаев на производстве») на тысячу работающих (b);

количество дней временной нетрудоспособности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом (c).

Если показатели вашей компании соответствуют условиям предоставления скидок, срочно направляйте в отделение ФСС РФ соответствующее заявление. Без заявления скидка не предоставляется!

Внимание! Представить заявление о предоставление скидки на 2020 год нужно не позднее 1 ноября 2019 года! (п. 7 Правил).

q2 — коэффициент проведения обязательных медицинских осмотров (отношение числа работников, прошедших обязательные медицинские осмотры, к числу всех работников, подлежащих данным осмотрам).

Размер страхового тарифа

Тариф платежа на травматизм устанавливается ФСС. Его размер зависит от класса профессионального риска деятельности, осуществляемой страхователем. Действующие ставки взносов установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ и варьируются от 0,2 до 8,5 %.

Класс профриска определяется на основании Классификации видов экономической деятельности, утвержденной Приказом Минтруда от 30.12.2016 № 851н. В целях подтверждения профессионального риска страхователь ежегодно обязан предоставлять в ФСС заявление о подтверждении основного вида деятельности (Приказ Минздравсоцразвития от 31.01.2006 № 55).

Если проигнорировать предоставление этой формы, то ФСС установит максимально возможный тариф, исходя из видов деятельности, перечисленных в ЕГРЮЛ в отношении страхователя.

Конкретный размер скидки установит ФСС с учетом количества страховых случаев, дней нетрудоспособности по ним, соотношения суммы страхового обеспечения и начисленных взносов. Размер скидки составляет не более 40% от тарифа.

Уменьшение страховых взносов на травматизм

28 сентября 2018

Взносы на страхование от несчастных случаев оплачивают работодатели, которые называются страхователями.

Работодатели производят расчет страховых взносов на травматизм ежемесячно. Сумма взносов зависит от выплат работникам и страхового тарифа.

Страховой тариф устанавливается органом ФСС исходя из основного вида деятельности страхователя.

К основному тарифу может быть применена система скидок и надбавок.

Максимальный размер скидки не может превышать 40%

Скидку нужно попросить, подав до 1 ноября текущего года в фонд соцстраха заявление. Страховой тариф с учетом скидки будет применяться с 1 января следующего года.

28 сентября 2018

ФСС ТРАВМАТИЗМ 2020

ФСС Взносы на Травматизм 2020

Новая форма №7 – травматизм

Подать в Росстат сведения о травматизме за 2020 год нужно будет по новой форме

В 2021 году потребуется сдать новую форму статнаблюдения N 7-травматизм. Срок представления сведений в Росстат остался прежним – 25 января.

Новшества:

– уточнили перечень респондентов. Теперь отчитываться не нужно юрлицам, которые занимаются операциями с недвижимостью;

– среди пострадавших при несчастных случаях на производстве (в том числе со смертельным исходом) отдельно отражается количество пострадавших по вине работников и работодателей данной организации, а также численность работников, которые в момент травмы находились в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;

– затраты на мероприятия по охране труда нужно привести не только суммарно, но и по статьям (например, на приобретение спецодежды, спецобуви и других СИЗ, на реализацию санитарно-гигиенических мероприятий);

– в указаниях по заполнению формы предусмотрено право организации представить сводный отчет за все обособленные подразделения в регионе;

– также в указаниях закреплено, что организация, которая не вела деятельность, должна подать форму, где заполнены строки со средней численностью работников и наличием здравпунктов.

Документ: Приказ Росстата от 22.06.2020 N 326

СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ НА ТРАВМАТИЗМ

В 2020 году, как и раньше, работодатели платят взносы на травматизм по тарифам, действующим с 2006 года.

Тариф зависит от класса профессионального риска по основному виду деятельности, а также от назначенных скидок и надбавок.

(Федеральный закон от 25.12.2018 N 477-ФЗ)

Предложено сохранить на период 2018 – 2021 годов действующие размеры и порядок уплаты страховых тарифов на производственный травматизм и профзаболевания

В этот период страховые тарифы на ОСС от НС и ПЗ будут в соответствии с ФЗ от 22.12.2005 N 179-ФЗ.

Сохраняются и действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для ИП в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

(Проект ФЗ N 556366-7 “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов”).

В 2018 году страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проиндексированы с 1 февраля исходя из инфляции за 2017 год.

Точная величина инфляции определяется Росстатом в январе по итогам предыдущего года.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты с 1 января 2017 года составляет 72 290,4 рубля.

Выплаты и вознаграждения, начисленные работникам организации, облагают взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ).

Взносы администрирует ФСС РФ.

Взносы начисляют на выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам (ГПД), если условия последних специально предусматривают такой вид обязательного страхования.

Объект обложения и база для начисления взносов «на травматизм» и страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование полностью совпадают.

Тарифы страховых взносов

Сумму взноса по обязательному страхованию от НС и ПЗ определяют исходя из тарифа, установленного для каждой конкретной организации.

Тариф страховых взносов определяют в зависимости от того, к какой группе (классу) профессионального риска относится организация.

Классы профессионального риска

Все организации разделены на 32 класса профессионального риска. К примеру, организации розничной и оптовой торговли относят к I классу, а предприятия, занимающиеся строительством зданий и сооружений, – к VIII классу.

Полный перечень организаций с отнесением их к тому или иному классу профессионального риска приведен в Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска (утверждена приказом Минтруда России от 30 декабря 2016 № 851н).

Основной вид деятельности

Класс профессионального риска определяют в зависимости от основного вида деятельности организации и видов деятельности ее обособленных подразделений.

Основным считают тот вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

На год создания (регистрации) организации класс профессионального риска и соответствующий ему тариф страховых взносов устанавливаются автоматически, исходя из основного вида деятельности, который указан в заявлении о государственной регистрации компании. Начислять взносы по этому тарифу нужно до конца года.

Пример 1 Определения класса профессионального риска

ООО выпускает 2 вида продукции.

Производство первого вида продукции относят к IV классу профессионального риска (страховой тариф – 0,5%), а второго – к VI классу профессионального риска (страховой тариф – 0,7%).

Общий объем выпущенной продукции составил 20 000 000 руб., в том числе:

продукции первого вида – 4 000 000 руб.;

продукции второго вида – 16 000 000 руб.

Доля объемов выпуска по каждому виду продукции составляет:

по первому виду:

(4 000 000 руб. : 20 000 000 руб.) × 100% = 20%;

по второму виду:

(16 000 000 руб. : 20 000 000 руб.) × 100% = 80%.

Так как объем выпущенной продукции второго вида больше объема выпущенной продукции первого вида, то ООО следует отнести к VI классу профессионального риска.

Пример 2

Организация может получить одинаковую сумму выручки от разных видов деятельности. В этом случае основной считается деятельность, имеющая наиболее высокий класс профессионального риска.

ООО выпускает 2 вида продукции. Производство первого вида продукции относят к IV классу профессионального риска (страховой тариф – 0,5%), а второго – к VI классу профессионального риска (страховой тариф – 0,7%).

Объемы выпуска составили:

по первому виду продукции – 10 000 000 руб.;

по второму виду продукции – 10 000 000 руб.

ООО относят к VI (наиболее высокому) классу профессионального риска.

Далее организация должна ежегодно подтверждать в территориальном отделении Фонда социального страхования основной вид деятельности.

Подтверждение основного вида деятельности

Организация обязана ежегодно не позднее 15 апреля представлять в ФСС по месту своей регистрации заявление и справку-подтверждение основного вида деятельности и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год, чтобы подтвердить размер тарифа по взносам «на травматизм», применяемого с 1 января текущего года.

Если в составе организации имеются обособленные подразделения, то необходимо подтвердить и их виды деятельности.

Если организация в срок до 15 апреля не представит документы, подтверждающие основной вид деятельности за прошедший год, то фонд относит компанию к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из тех видов деятельности, которые указаны в ЕГРЮЛ.

В этом случае взносы «на травматизм», которые были рассчитаны и уплачены с начала года по более низкому тарифу, придется пересчитать и разницу доплатить в бюджет.

При установлении тарифа по взносам «на травматизм» работодателям, которые в срок не подтвердили свой основной вид деятельности, не будет иметь значения, ведет ли работодатель фактически эту деятельность или нет.

На практике это означает, что если компания не представит в срок до 15 апреля документы на подтверждение основного вида деятельности, ФСС не будет ожидать выездной проверки, чтобы установить, чем фактически занимается страхователь.

Фонд просто выберет вид деятельности из списка заявленных им в ЕГРЮЛ с наиболее высоким классом профессионального риска. Так будет, даже если страхователь лишь собирался заниматься таким видом деятельности, но не приступал к нему.

Регистрация в ФСС

Вновь созданная организация самостоятельно регистрироваться в ФСС не должна. За нее это делают сотрудники налоговой инспекции.

После получения этих документов территориальный орган фонда направляет уведомление, в котором указывается страховой тариф, установленный для организации.

Основной вид деятельности вновь созданных организаций, которые не осуществляли деятельность в предыдущем году, не требует подтверждения в первый год их деятельности.

Сумма взносов к уплате в бюджет ФСС

Сумму взносов, подлежащую уплате в ФСС, определяют исходя из установленного тарифа:

Выплаты, начисленные в пользу работников, облагаемые взносами

Тариф страховых взносов

Сумма взносов, подлежащая уплате в ФСС России

Пример Расчета взносов на страхование от НС и ПЗ

Месячная заработная плата работников ООО “Калина” составляет 900 000 руб.

Компания занимается строительством и относится к VIII классу профессионального риска.

Для этого класса тариф установлен в размере 0,9% от заработной платы.

Ежемесячно бухгалтерия должна перечислять взносы на страхование от НС и ПЗ в сумме:

900 000 руб. × 0,9% = 8100 руб.

Сумма взносов, причитающаяся к уплате, может быть уменьшена:

  • на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых в связи с несчастным случаем на производстве и проф. заболеванием;
  • на сумму отпускных, связанных с дополнительным отпуском на период санаторно-курортного лечения и проезда к месту такого лечения, если путевку работнику выдал ФСС РФ;
  • на финансирование отдельных мероприятий по сокращению производственного травматизма.

Отражение Взносов в Бухучете

Суммы начисленных взносов учитывают на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Для этого к счету 69 необходимо открыть субсчет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию».

Так как в ФСС зачисляют как взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так и страховые взносы, субсчет 69-1 разбивается на два субсчета:

  • 69-1-1 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по обязательным страховым взносам»;
  • 69-1-2 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Взносы на социальное страхование от НС и ПЗ начисляют по дебету тех же счетов бухгалтерского учета, на которых отражают начисление заработной платы работникам организации.

ДЕБЕТ 08 (20, 23, 25, 26, 28, 29, . ) КРЕДИТ 69-1-2 – начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

ДЕБЕТ 69-1-2 КРЕДИТ 51 – перечислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в Фонд социального страхования.

Пример Начисления взносов на социальное страхование от НС и ПЗ

Строительной компании (VIII класс профессионального риска) установлен тариф страховых взносов на социальное страхование от НС и ПЗ в размере 0,9%.

Работникам фирмы была начислена заработная плата в сумме 500 000 руб., в том числе:

  • работникам основного производства – 200 000 руб.;
  • работникам вспомогательных производств – 300 000 руб.

Бухгалтерские проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 – 200 000 руб. – начислена зарплата работникам, занятым в основном производстве;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-1-2 – 1800 руб. (200 000 руб. × 0,9%) – начислен взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с заработной платы работников, занятых в основном производстве;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 70 – 300 000 руб. – начислена заработная плата работникам, занятым в цехах вспомогательных производств;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 69-1-2 – 2700 руб. (300 000 руб. × 0,9%) – начислен взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с заработной платы работников, занятых в цехах вспомогательных производств;

ДЕБЕТ 69-1-2 КРЕДИТ 51

– 4500 руб. (1800 руб. + 2700 руб.) – перечислен взнос на страхование от НС и ПЗ в ФСС.

Сроки уплаты и отчетность по взносам

Сроки уплаты взносов

Уплачивать взносы нужно ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляются страховые взносы. Если указанный срок уплаты приходится на выходной или праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления взносов, иного неправильного исчисления сумм взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% причитающейся к уплате суммы взносов. А умышленное совершение указанных деяний – в размере 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Отчетность по взносам

Суммы начисленных и уплаченных взносов указывают в расчете по форме № 4-ФСС РФ.

Начиная с представления отчетности за III квартал 2017 года расчет по форме № 4-ФСС нужно сдавать по новой форме.

Расчет представляют в Фонд социального страхования ежеквартально:

  • на бумаге – не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом;
  • в электронной форме – не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом.

Штрафные Санкции

Непредставление отчетности в срок влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов – 2 0 % причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний – 40 % причитающейся к уплате суммы страховых взносов

За Отказ в представлении или непредставление документов, необходимых для осуществления контроля уплаты страховых взносов – 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Доля объемов выпуска по каждому виду продукции составляет:

Кого освободили от страховых взносов

Освобождение на три месяца от страховых взносов касается малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей. То есть обязательно соблюдение двух условий:

  1. Организация-работодатель должна быть в реестре МСП по данным отчетности за 2018 год. Если работодатель — ИП, входить в реестр необязательно.
  2. Основной ОКВЭД должен входить в перечень правительства.

Проще всего проверить право на льготу через сервис ФНС, там уже все учтено.

Сервис сразу выдаст список обязательных платежей, которые можно не вносить, — с подсказками

Также льгота по взносам есть у некоторых социально ориентированных НКО, религиозных и некоммерческих организаций.

Если есть право на льготу по страховым взносам, это значит, что с зарплат за апрель, май и июнь 2020 года их не нужно платить в бюджет. Перечислить надо только начисленный и удержанный НДФЛ — но его вычитают из зарплат. А 30% сверх зарплатного фонда тратить не придется. Недоимки по взносам при этом не возникнет, и принудительно их не спишут.

Если есть право на льготу по страховым взносам, это значит, что с зарплат за апрель, май и июнь 2020 года их не нужно платить в бюджет. Перечислить надо только начисленный и удержанный НДФЛ — но его вычитают из зарплат. А 30% сверх зарплатного фонда тратить не придется. Недоимки по взносам при этом не возникнет, и принудительно их не спишут.

Страховые взносы на травматизм в 2020 году — ставка и КБК

Работодателю предоставлено право принимать участие в рассмотрении ФСС РФ вопроса об установлении ему надбавки или скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Базовые особенности взносов устанавливаются статьей 20.1 ФЗ №125. Предметом обложения является зарплата, которая начисляется на основании трудовых соглашений и гражданско-правовых договоров. Некоторые выплаты не подлежат обложению взносами.

Пункт 10 ст. 427 НК РФ, п. 19 ст. 13, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 29.11.20140 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»: тарифы применяются в течение 10 лет со дня получения такого статуса.

Взносы на травматизм – это платежи, выплачиваемые на регулярной основе. Размер их определяется на основании тарифов. Возможны скидки и надбавки. Взносы направляются в ФСС работодателем. Платежи обязаны совершать:

  • ЮЛ, являющиеся резидентами РФ.
  • ЮЛ, не являющиеся резидентами РФ.
  • ИП, деятельность которых предполагает использование наемного труда.

Как очевидно, ставка варьируется от 0,2% до 8%. Чем выше риск травматизма, тем накладнее для работодателя страховые взносы. Существующие 32 тарифа установлены ФЗ №179 от 22 декабря 2005 года.

Что будет, если не обращаться в ФСС? Никаких штрафов не начисляется, но в данном случае ставка устанавливается сотрудниками ФСС. Все направления деятельности организации прописываются в ЕГРЮЛ. Из рассматриваемого перечня выбирается наиболее опасная деятельность. Именно на ее основании выбирается тариф.

Текущий размер страхового тарифа ФСС от несчастных случаев составляет от 0,2 до 8,5% от суммы вознаграждений работникам. На этот же период сохраняются все льготы, действовавшие ранее. Речь идет о снижении взносов до 60% в случае их уплаты за работников, являющихся инвалидами I, II или III групп.

В рамках рассматриваемых отношений страховщиком выступает Фонд соцстраха, а страхователем:

  • юридические лица (независимо от типа собственности);
  • владелец собственного бизнеса;
  • физическое лицо, подписавшее трудовое соглашение с другим человеком.


Обозначенные тарифы субъекты МСП вправе применять при расчете страховых взносов с выплат, начисленных за апрель 2020 года.

Взносы на травматизм: льготы в 2018 году

Некоторым налогоплательщикам могут снизить тариф на оплату взносов до 60% от общей тарифной ставки. Скидки получают предприятия и предприниматели, которые используют наемный труд инвалидов.

Размер предоставляемой льготы зависит от таких параметров:

  • количества травм на 1000 сотрудников;
  • стажа работы юридического лица или ИП;
  • наличия нарушений законодательства;
  • количества дней нетрудоспособности по всем сотрудникам;
  • сроков оплаты обязательных взносов.

Стоит учесть, для получения льготы при расчетах взносов на травматизм в следующем году документы в ФСС необходимо подать в текущем году не позднее ноября.


По этому тарифу необходимо делать расчеты за инвалида. Считаем:

Кому сколько платить

Начислением сумм взносов занимаются работники ФСС . Конкретные показатели зависят от:

  • основного вида деятельности (указанного в регистрационных документах);
  • права на льготы;
  • тарифов по сборам.

Справка: деятельность Фонда в части аккумулирования и перераспределения средств плательщиков регулируется законом № 125- ФЗ , принятым в 1998 году.

При этому у Фонда такие полномочия:

  • учитывать поступления от каждого плательщика;
  • контролировать правильность внесения средств;
  • предъявлять счета к оплате;
  • требовать пояснений от страхователей по темам, касающимся перечислений.

Для сведения: ФСС имеет право провести проверку предприятия на месте или затребовать документацию для инспектирования. Скачать для просмотра и печати:


Законом № 179- ФЗ (2005 года) установлено 32 тарифных плана, зависящих от степени риска тружеников. Ставочные параметры в них распределены в диапазоне от 0,2% до 8,5%.

Арест неподлежащего взысканию имущества: позиция Президиума ВАС РФ

На данный момент в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон) отсутствует четкая классификация видов ареста, которые могут налагаться на имущество должника в рамках исполнительного производства, а также целей, для достижения которых это может происходить. В связи с этим зачастую суды должны в ходе рассмотрения соответствующих споров определять, какой именно вид ареста был применен. Был ли он направлен на взыскание имущества, либо выступал лишь как мера обеспечения исполнительного документа или стимулирования должника к исполнению своих обязательств. На практике регулярно возникают споры о том, может ли в упомянутых целях быть арестовано имущество должника, которое не подлежит взысканию в соответствии со ст. 79 Закона и ст. 446 ГПК РФ.

27 марта текущего года на официальном сайте ВАС РФ было опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 19 ноября 2013 г. № 6065/13 по делу № А43-17970/2012, которое вносит некоторую ясность в данную ситуацию. В документе дается правовая оценка действиям судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на предметы обычной домашней обстановки и обихода, принадлежащие индивидуальному предпринимателю, имеющему задолженность по налоговым платежам. По мнению Президиума ВАС РФ, Закон не предусматривает права судебного пристава-исполнителя накладывать арест на такое имущество с целью обеспечения исполнительного документа или стимулирования должника к выплате задолженности.

Ниже рассмотрены позиции судов первой апелляционной и кассационной инстанции, ВАС РФ и Президиума ВАС РФ по данному делу, а также судебная практика разрешения аналогичных дел другими арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

Фабула дела

Инспекцией ФНС России вынесено решение о взыскании с индивидуального предпринимателя налоговой задолженности. Соответствующее постановление направлено для принудительного исполнения в территориальный орган ФССП России. Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.

Ввиду неисполнения требования о добровольном погашении задолженности и отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание, судебным приставом-исполнителем составлен акт о наложении ареста (описи имущества) на телевизор, телефон, стиральную машину, кухонный гарнитур. Имущество оставлено на хранение у должника с указанием на возможность пользования им.

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действий судебного пристава- исполнителя по наложению ареста на спорное имущество незаконными, ссылаясь на нарушение требований ч. 1 ст. 79 Закона и ст. 446 ГПК РФ.

Первая инстанция, апелляция и кассация

В рассматриваемой ситуации суды не нашли нарушений норм действующего законодательства, которые бы существенным образом повлияли на права и законные интересы заявителя. Согласно позиции судов, в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ “О судебных приставах” в обязанности судебного пристава-исполнителя входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Для этих целей ему предоставлено, в частности, право арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Перечень мер принудительного взыскания предусмотрен ч. 3 ст. 68 Закона.

Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе наложить арест на имущество должника. Он может это сделать и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований (ч. 1 ст. 80 Закона). Арест имущества должника включает в себя запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости – ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества (ч. 4 ст. 80 Закона).

При этом довод предпринимателя о том, что арест на имущество в нарушение ст. 79 Закона и ст. 446 ГПК РФ произведен на предметы домашней обстановки, судами отклонен. Так, согласно их позиции, указанные нормы регулируют вопросы, связанные с применением такой меры принудительного исполнения как обращение взыскания на имущество должника (п. 1 ч. 3 ст. 68 Закона) и на спорные правоотношения не распространяются.

По мнению судов, судебным приставом-исполнителем применена иная мера принудительного исполнения – наложение ареста на имущество должника (п. 5 ч. 3 ст. 68 Закона) в виде запрета распоряжаться этим имуществом. По мнению всех трех инстанций, в рассматриваемом случае спорные действия не относятся к числу исполнительных действий, связанных с обращением взыскания на имущества. Кроме того, ограничений права пользования имуществом не вводилось, его изъятие не производилось, арестованное имущество оставлено на хранение предпринимателю с правом пользования.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что оспариваемое действие судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество предпринимателя соответствует требованиям законодательства и не нарушает его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с этим в удовлетворении заявленного требования отказано.

Мотивация передачи дела в Президиум ВАС РФ

В первую очередь, передавая дело в Президиум (Определение ВАС РФ от 16 августа 2013 г. № ВАС-6065/13 по делу № А43-17970/2012), ВАС РФ отметил, что судами при принятии судебных актов не было учтено, что законодательство об исполнительном производстве различает два вида ареста:

  • арест как самостоятельная мера принудительного исполнения, применяемая исключительно во исполнение судебного акта об аресте имущества (п. 5 ч. 3 ст. 68 Закона);
  • арест, накладываемый на имущество должника в целях обеспечения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях (ст. 80 Закона).

При этом ВАС РФ отметил, что ч. 3 ст. 80 Закона содержит закрытый перечень случаев применения ареста на имущество должника:

  • для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации;
  • при исполнении судебного акта о конфискации имущества;
  • при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или у третьих лиц.

Из этого ВАС РФ делает вывод: арест имущества должника и обращение взыскания на него представляют собой последовательные этапы процедуры, направленной на реализацию имущества с целью максимально полного восстановления имущественной сферы взыскателя.

Позиция Президиума ВАС РФ

Рассматривая дело, Президиум ВАС РФ отметил, что суды, ссылаясь на применение судебным приставом-исполнителем ареста, как самостоятельной меры принудительного исполнения (п. 5 ч. 3 ст. 68 Закона), не направленной при этом на взыскание имущества, не учли, что это возможно исключительно во исполнение судебного акта об аресте имущества. При отсутствии такого акта, принимаемого судом в качестве обеспечительной меры, вывод судов о применении в рассматриваемом споре указанных положений Закона является неверным.

В связи с этим, Президиум ВАС РФ также подчеркнул, что ч. 3 ст. 80 Закона установлен закрытый перечень оснований наложения ареста на имущество должника. При этом из приведенных положений Закона, согласно его позиции, не следует возможность наложения ареста на предметы домашней обстановки и обихода с целью стимулирования должника к исполнению исполнительного документа о взыскании обязательных налоговых платежей за счет имущества налогоплательщика.

“Арест, накладываемый на имущество должника в целях обеспечения исполнительного документа, содержащего требование о взыскании денежных средств, представляет собой начальный этап осуществления взыскания”, – отметил Президиум ВАС РФ.

При этом, по мнению Президиума ВАС РФ, действия судебного пристава-исполнителя в рассматриваемой ситуации относятся к числу исполнительных действий, связанных с обращением взыскания на имущество, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства было вынесено на основании исполнительного документа – постановления налоговой инспекции о взыскании налоговой задолженности.

Вместе с тем, в ст. 4 Закона закреплен базовый принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, который реализуется, в том числе в ст. 446 ГПК РФ. При таких обстоятельствах Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене. Также постановление содержит указание на возможность пересмотра судебных актов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, если они расходятся в толковании соответствующих норм права с рассматриваемым Постановлением Президиума ВАС РФ.

Практика рассмотрения аналогичных дел арбитражными судами

Ранее Постановлением Президиума ВАС РФ от 28 октября 2010 г. № 7300/10 по делу № А51-18120/2009 арбитражным судам уже давалось разъяснение о применении различных видов ареста в рамках закона об исполнительном производстве. Однако документом не затрагивался непосредственно вопрос о наложении ареста на имущество, не подлежащее взысканию. Дело, непосредственно связанное с имуществом гражданина, не подлежащим взысканию, однажды рассматривалось ВАС РФ. Однако оно не было передано в Президиум, так как в предмет по данному делу не входили требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя и его действий по реализации имущества, на которое не могло быть обращено взыскание (Определение ВАС РФ от 22 сентября 2010 г. № ВАС-12111/10 по делу № А17-8628/2009).

Арбитражные суды, рассматривая соответствующие дела, в основном придерживаются мнения, что арест имущества, указанного в ст. 446 ГК РФ, является правомерным, если он не направлен на взыскание данного имущества, оно не изымается, право пользования им не ограничивается (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 ноября 2010 г. по делу № А17-2052/2010; постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 июня 2010 г. по делу № А17-8628/2009, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 ноября 2011 г. по делу № А78-3903/2011).

В частности отмечается, что понятие обращения взыскания на имущество отличается от понятия наложения ареста на имущество. Наложение ареста на имущество не предполагает реализацию этого имущества и, соответственно, нормы ст. 79 Закона и ст. 446 ГПК РФ в данном случае неприменимы. Таким образом, наложение ареста на имущество должника по исполнительному производству является обеспечительной мерой, которая направлена на сохранность имущества (ограничение права распоряжения им) и не может рассматриваться как мера принудительного исполнения (см. постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2010 г. по делу № А17-8628/2009; постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2010 г. по делу № А49-4728/2010).

Однако встречается и противоположная позиция (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 июня 2012 г. по делу № А53-18843/2011). Так, в данном деле, согласно заявлению территориального органа ФССП России, имущество было арестовано с целью обеспечения исполнения требований исполнительного документа и без цели обращения взыскания на него.

Тем не менее, суд отметил, что судебный пристав-исполнитель действительно имеет право согласно положениям ч. 1 ст. 80 Закона в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественном взыскании, наложить арест на имущество должника. Однако происходить это может в случаях, установленных ч. 3 ст. 80 Закона.

Как отметил в данном случае суд, по смыслу указанных правовых норм, наложение ареста на имущество для обеспечения сохранности предполагает его последующую передачу взыскателю или реализацию. В соответствии с ч. 1 ст. 79 Закона взыскание не может быть обращено на принадлежащее должнику-гражданину на праве собственности имущество, перечень которого установлен ст. 446 ГПК РФ.

Практика рассмотрения аналогичных дел судами общей юрисдикции

Сходная ситуация наблюдается и при рассмотрении подобных дел судами общей юрисдикции. Как правило, суды отмечают, что судебным приставом-исполнителем совершены исполнительные действия по аресту имущества должника, которые не нарушают прав должника по владению и пользованию жилым помещением, а выступают своего рода обеспечительной мерой, гарантирующей возможность исполнения исполнительных документов. Также учитывается, что обращение взыскания на арестованное имущество судебным приставом-исполнителем не производилось.

Кроме того, по мнению судов, из смысла и содержания ст. 69 и ст. 80 Закона следует, что арест имущества, как мера обеспечения исполнения исполнительного документа, не является частью обращения взыскания на имущество и обеспечивает исполнение решения суда о взыскании денежных средств на всем протяжении исполнительного производства (см. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 23 декабря 2013 г. по делу № 33-15187/2013; Апелляционное определение Ростовского областного суда от 24 мая 2012 г. по делу № 33-5635; Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 20 июня 2013 г. по делу № 33-7178/2013; Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 20 сентября 2012 г. по делу № 33-9475/2012; Определение Свердловского областного суда от 16 октября 2012 г. по делу № 33-12253/2012).

Согласно другой позиции, запрет на распоряжение имуществом является одной из частей такой меры обеспечения исполнения решения суда, как арест, который применяется для обеспечения сохранности имущества, подлежащего передаче взыскателю или реализации. Однако, в силу ч. 1 ст. 79 Закона, взыскание не может быть обращено на принадлежащее должнику-гражданину на праве собственности имущество, перечень которого установлен ст. 446 ГПК РФ. С учетом этого, указанный запрет лишен практической значимости, поскольку не может привести к исполнению решения суда (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 2 декабря 2013 г. по делу № 11-39357/2013).

Таким образом, большинство судов толкуют ч. 1 ст. 80 Закона, устанавливающую возможность применения ареста для обеспечения исполнения исполнительного документа, в отрыве от ч. 3 ст. 80 Закона, содержащей закрытый перечень случаев, когда может налагаться арест. Аналогичным образом в юридической литературе ряд авторов считают, что ч. 1 ст. 80 Закона позволяет расширять установленный в ч. 3 ст. 80 Закона перечень целей, для достижения которых судебный пристав-исполнитель может накладывать арест 1 . Другие же авторы, напротив, считают, что ч. 1 ст. 80 Закона необходимо применять руководствуясь закрытым перечнем, установленным в ч. 3 ст. 80 Закона 2 . В настоящий момент практика рассмотрения дел, связанных с наложением ареста на имущество, указанное в ст. 446 ГПК РФ, расходится с приведенной выше позицией Президиума ВАС РФ. Вероятно, в дальнейшем она пойдет по пути признания ареста такого имущества незаконным, независимо от того, было ли целью ареста взыскание данного имущества или обеспечение исполнительного документа (стимулирование должника к исполнению своих обязанностей).

Документы по теме:

  • Постановление Президиума ВАС РФ от 19 ноября 2013 г. № 6065/13 по делу № А43-17970/2012
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 28 октября 2010 г. № 7300/10 по делу № А51-18120/2009
  • Определение ВАС РФ от 16 августа 2013 г. № ВАС-6065/13 по делу № А43-17970/2012
  • Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ “О судебных приставах”
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Материалы по теме:

Новое в законодательстве об исполнительном производстве
В начале года произошли существенные изменения в законодательстве об исполнительном производстве. Изменения коснулись оснований возбуждения, прекращения и окончания исполнительного производства, размеров исполнительского сбора, правил извещения его участников, особенностей совершения отдельных мер принудительного исполнения. Также закреплен порядок исполнения требований об освобождении нежилых помещений, земельных участков, сноса строений и введена возможность зачета встречных однородных требований.

1 Винниченко Н.А., Смирнов А.Ф. Комментарий к Федеральному закону “Об исполнительном производстве” от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ. – М.: “Издательство “Юрайт”, 2009.
2 Научно-практический (постатейный) комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (под ред. О.В. Исаенковой). – Система ГАРАНТ, 2012.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что оспариваемое действие судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество предпринимателя соответствует требованиям законодательства и не нарушает его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с этим в удовлетворении заявленного требования отказано.

Целью ареста имущества выступают
  • сохранение имущества для его дальнейшей реализации,
  • сохранение имущества для передачи взыскивающим лицам,
  • исполнение решения суда по аресту либо конфискации имущества,
  • составление описи имеющегося в распоряжении имущества и установление ограничений на его свободное владение или использование.

ВАЖНО у судебных приставов нет прав проводить обыск жилого помещения.

Основания для обеспечения иска

Любые обеспечительные меры, в том числе арест, накладываются по заявлению заинтересованного лица (статья 139 ГПК РФ). Данная норма устанавливает, что обеспечение применяется в любой ситуации, если без отсутствия такой меры невозможно обеспечить исполнение судебного решения, либо затруднить данный процесс.

Обеспечение может быть принято и по решению судьи, если он посчитает данную меру необходимой для последующего исполнения решения (пункт 3 статьи 139 ГПК РФ).

Меры могут быть приняты по месту регистрации, жительства должника, а также по месту нахождения спорного имущества.

Заявление рассматривается в тот день, когда оно поступает в суд. Судья делает это единолично, без вызова сторон в процесс. Стороны даже не извещаются о рассмотрении, им направляется лишь определение, указывающее на результат.

Скачать для просмотра и печати :

• Статья 139 ГПК РФ «Основания для обеспечения иска»

• Статья 140 ГПК РФ «Меры по обеспечению иска»

• Статья 140 ГПК РФ «Меры по обеспечению иска»

Читайте также:  Отказ от командировки по ТК РФ
Добавить комментарий