Как принудительно ликвидируют юридическое лицо

Принудительная ликвидация юридического лица

Принудительная ликвидация юридического лица применяется по решению суда. Иск о ликвидации предприятия могут подать уполномоченные госорганы при наличии соответствующих оснований. Закон содержит перечень причин, по которым фирма может быть ликвидирована в принудительном порядке.

Граждане и организации вправе свободно осуществлять разрешенную на территории Российской Федерации деятельность и прекращать ее осуществление в любой момент. При этом законодательно введен принцип недопустимости произвольного вмешательства в чьи-либо дела.

Однако, в ряде случаев возникает необходимость привлечения контролирующих структур к делам физических лиц и организаций.

Действующим законодательством России предусмотрена как добровольная ликвидация юридического лица, так и принудительный порядок закрытия предприятия. Принудительное закрытие предприятия достаточно сложная юридическая процедура, требующая глубоких знаний законодательства со стороны руководства принудительно ликвидируемой фирмы.

Консультация юриста бизнес юриста бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Заявки принимаем круглосуточно, юрист перезвонит через 10 минут

Если ликвидация ИП проходит в упрощенном порядке, в короткие сроки и с предоставлением минимального перечня документации, то закрытие юридического лица сопряжено с многочисленными проверками и длительным разбирательством.

Основания для принудительного закрытия

Обстоятельства, дающие право уполномоченным инстанциям обращаться в суд с иском, перечисляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в некоторых федеральных правовых актах. Фирма может быть принудительно закрыта в случаях:

  1. Если юридическое лицо создано с существенными нарушениями действующего закона, и эти нарушения невозможно устранить.
  2. Если фирма осуществляет деятельность, запрещенную законом.
  3. При признании несостоятельности организации.
  4. Если фирма осуществляет деятельность, не получив на это официального разрешения госорганов.
  5. Если организация, созданная для религиозных или общественных целей, осуществляет деятельность, выходящую за пределы целей, для которых была создана.

Перечисленные случаи дают основание для принудительного закрытия юридических лиц любых организационно – правовых форм. Закон содержит еще целый ряд оснований, для ликвидации юридических лиц определенного статуса, предусмотрена принудительная ликвидация ООО, товариществ, фондов, религиозных и общественных объединений с учетом их правовых особенностей.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Налоговая служба правомочна подготовить и подать в суд заявление на принудительную ликвидацию предприятия, если обнаружены основания, определенные законом для ликвидации юридического лица. Налоговые органы обращаются в суд в случаях выявления налоговых нарушений, которые фирма допускает в своей деятельности.

К таким нарушениям относятся, в частности, непредставление организацией финансовой отчетности, деятельность без лицензии, недостоверность адреса юридического лица.

Если во время проверки фирмы, использующей в работе кассовые аппараты для расчетов с гражданами, выявлены нарушения, и не исправлены руководством фирмы, при повторном выявлении нарушения налоговый орган вправе обращаться в суд. При условии удовлетворительного решения суда будет проведена принудительная ликвидация организации.

Иные государственные органы, уполномоченные предъявлять иск о ликвидации организации

Кроме налоговой инспекции подать иск, при выявлении нарушений, вправе следующие государственные инстанции:

прокурор обращается с заявлением в суд при выявлении обстоятельств, нарушающих права и законные интересы граждан, также органы прокуратуры имеют право вступить в судебное разбирательство на любом его этапе, если необходимо защитить права и интересы граждан, нарушаемые деятельностью организации.

  • Центральный Банк РФ

указанный орган может инициировать принудительную ликвидацию юридического лица, при выявлении осуществления предприятием банковских операций без официального разрешения.

  • Антимонопольный орган

Федеральная Антимонопольная Служба уполномочена на подачу иска в суд, если выявлены факторы, указывающие на действия фирмы, ограничивающие свободную конкуренцию.

  • Регистрирующие органы

закон наделяет регистрирующие инстанции правом предъявления иска при выявлении грубых нарушений при регистрации, или при создании фирмы, если такие нарушения невозможно исправить в настоящий момент и в ближайшей перспективе.

Порядок принудительной ликвидации

Прекращение деятельности организации проходит в строго определенном порядке:

  1. После принятия решения о принудительной ликвидации уведомляется регистрирующий орган, который, в свою очередь, вносит в ЕГРЮЛ сведения о процессе ликвидации фирмы.
  2. Назначается ликвидационная комиссия, как правило, из лица учредителей, а если они отсутствуют или уклоняются от проведения принудительного закрытия, судом назначается ликвидатор. С момента утверждения комиссии к ней переходит право по управлению всеми делами юридического лица.
  3. Информация о ликвидации публикуется в официальном печатном источнике. Размещаются сведения о наименовании организации, дата решения о закрытии юридического лица, ИНН ликвидируемого предприятия, сроки заявления кредиторами требований и условия подачи требований.
  4. Формируются пассивы и активы предприятия, проводится инвентаризация, устанавливаются кредиторы.
  5. Происходит выделение из состава других организаций.
  6. Прекращаются трудовые отношения с сотрудниками.
  7. Составляется ликвидационный баланс промежуточного вида, в котором указывается размер имущества, список требований кредиторов и результат их рассмотрения. Если сумм на погашение долгов у организации недостаточно, инициируется процесс банкротства.
  8. Производятся расчеты по долгам с учетом установленной законом очередности.
  9. Составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс.
  10. В уполномоченную структуру подается перечень документов, подтверждающих законный порядок проведения принудительной ликвидации и документ об оплате госпошлины.

Правовое положение организации в процессе принудительной ликвидации

Ликвидируемое предприятие до момента его официального закрытия несет все возложенные законом обязанности. Организация обязана составлять и своевременно сдавать отчеты, платить налоги в полном объеме. Фирма прекращает уплату налогов только после того, как завершены все расчеты с государством, при этом бухгалтерия предприятия обязана вести учет до момента окончания принудительного ликвидационного процесса.

С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение.

Руководитель юридического лица, в случае нарушения организацией налогового закона, привлекается к ответственности. Когда проводится принудительная ликвидация юридического лица риск выявления нарушений особенно велик, так как налоговые органы проводят проверки на предмет выявления правонарушений.

Полезная информация бизнес юриста

  • Альтернативная ликвидация ООО
  • Ликвидация АО
  • Ликвидация некоммерческого партнерства
  • Ликвидация фонда
  • Ликвидация ПАО
  • Ликвидация филиала
  • Ликвидация ассоциации
  • Ликвидация организации
  • Ликвидация банков
  • Ликвидация индивидуального предпринимателя
  • Приостановка деятельности ООО без ликвидации
  • Ликвидация ООО
  • Добровольная ликвидация ООО
  • Принудительная ликвидация юридического лица
  • Ликвидация производственного кооператива
  • Ликвидация некоммерческих организаций
  • Ликвидация ООО с долгами перед налоговой
  • Ликвидация ТСЖ
  • Ликвидация государственного учреждения
  • Ликвидация ЗАО
  • Ликвидация фирмы
  • Ликвидация ОАО
  • Ликвидация СНТ
  • Ликвидация обособленного подразделения
  • Ликвидация АНО

ЮРКОНСУЛЬТ юридическая компания

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия

    Кто может инициировать принудительную ликвидацию юрлица? Каковы основания и условия для этого?

    Законодательно предусмотрены варианты как для добровольной ликвидации, так и для принудительной. Сама процедура завершается прекращением деятельности юридического лица и внесением отметки о закрытии компании в ЕГРЮЛ.

    • Основания и условия
    • Кто может инициировать ликвидацию
      • Налоговая служба
      • По иску учредителя общества
      • Заявление прокурора
      • Требование Центрального Банка
      • Исковое заявление органами жилищного контроля
      • Иск антимонопольной службы
      • Государственные или местные органы самоуправления
    • Порядок и сроки процедуры ликвидации

    Основания и условия

    На основании п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса допускается ликвидация как по инициативе учредителей, так и уполномоченного органа. Причины для ликвидации по решению учредителей могут быть разнообразными, но в любом случае речь идет о добровольном прекращении деятельности. Когда в процессе ликвидации становится очевидно, что юрлицо не способно исполнять свои обязательства перед бюджетом и контрагентами, то это означает, что необходимо инициировать процедуру банкротства (с учетом положений п. 4 ст. 62 Гражданского кодекса).

    В отличие от добровольной ликвидации компании принудительная осуществляется только в судебном порядке. Основаниями принудительной ликвидации по п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса могут стать:

    1. Нарушение действующего законодательства в процессе регистрации компании, если его невозможно устранить.
    2. Ведение деятельности без необходимых лицензий или допуска к работе.
    3. Ведение запрещенной законодательно деятельности либо неоднократное нарушение закона и неустранение законных предписаний контролирующих инстанций.
    4. Деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции РФ.
    5. Систематическое осуществление НКО, общественной и религиозной организацией, благотворительным фондом деятельности, которая противоречит уставным целям компании.
    6. Иные установленные законодательством случаи.

    Вышеперечисленные основания позволяют ликвидировать действующее юрлицо.

    Косвенным свидетельством невозможности установления места пребывания может стать отсутствие сведений о месте пребывания учредителей, отсутствие операций по счетам в течение последнего года и пр.

    Решение суда о ликвидации из-за неоднократного или грубого нарушения закона принимается с учетом тяжести совершенных проступков. Существуют определенные условия, неисполнение которых может повлечь ликвидацию. В качестве примеров можно выделить:

    1. На основании п. 3 ст. 7 ФЗ-14 законодательно установлено ограничение общей численности участников ООО в 50 человек. Превышение указанного числа влечет за собой необходимость преобразования ООО в ОАО в течение года. Если общество не исполнит эту норму, то оно должно быть ликвидировано.
    2. Аналогичное правило содержится в отношении непубличных компаний. По нему численность акционеров не может превышать 50 человек либо его следует преобразовать в публичную.
    3. При неполной оплате размера уставного капитала компании в течение года юрлицо должно уменьшить величину уставного капитала до фактически оплаченного размера или выпустить решение о закрытии.
    4. Когда по окончании второго и последующего финансового года стоимость чистых активов общества достигнет критического уровня (меньше минимального значения уставного капитала на момент регистрации), то общество нужно ликвидировать.

    С учетом арбитражной практики при принятии решения о принудительном закрытии компании суды руководствуются Постановлением Конституционного суда от 2003 года №14-П. Здесь приводится одна важная рекомендация: хотя в п. 2 ст. 61 ГК нет конкретного перечня положений, которые могут являться основанием для ликвидации при неоднократном нарушении закона, суды не могут принимать решение о ликвидации по формальным основаниям. То есть если компания несколько раз несущественно нарушит закон, закрыть ее за это не вправе.

    По рекомендациям Конституционного суда неоднократные нарушения в совокупности должны быть столь существенными и серьезно ущемлять права и свободы граждан, чтобы позволить суду принять решение о ликвидации юрлица.

    В Постановлении Конституционного суда от 2003 года №14-П также подчеркивается, что само по себе нарушение нормативно-правовых актов при создании юрлица или в процессе его работы не является основанием для закрытия компании, если они устранимы.

    Например, если участники общества допустили ошибку в наименовании, или их устав противоречит положениям закона о юрлицах, то может быть запущена процедура их принудительной ликвидации, только если это неустранимо.

    Вопросам лицензирования посвящен ФЗ-99 от 2011 года «О лицензировании..». При несоблюдении требований к получателю лицензии она может быть отозвана досрочно, и это также станет основанием для принудительной ликвидации.

    Кто может инициировать ликвидацию

    На основании п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса ликвидация компании может быть инициирована уполномоченными на это инстанциями.

    Принудительная ликвидация юрлица может быть инициирована:

    1. Федеральными, региональными или муниципальными органами власти.
    2. Налоговой службой.
    3. Прокуратурой.
    4. Росреестром.
    5. Учредителем общества.
    6. Центробанком.
    7. Федеральной антимонопольной службой.
    8. Органами жилищного контроля.

    Налоговая служба

    Право на подачу искового заявления ФНС предоставлено ей Налоговым кодексом, в частности, п. 14 ст. 31 НК. Налоговая инстанция может передавать в суды общей юрисдикции или в арбитраж иски о ликвидации любого предприятия по основаниям, которые установлены действующим законодательством РФ.

    Также с 2005 года за ФНС закрепили право ликвидировать юрлицо через исключение его из реестра без судебного решения.

    Согласно нормам закона, ФНС может исключить из реестра юрлицо, если в течение последних 12 месяцев оно не представляло положенную отчетность и не вело операции по счетам.

    Исковое заявление о ликвидации юрлица может быть подано государственными или местными органами власти.

    Распространенным основанием для ликвидации является недостоверность адреса, по которому зарегистрирована компания. Например, компания приобрела фиктивный адрес при регистрации и никогда не вела по нему деятельность, не имела там торговых площадей и офисов. Под особым вниманием налоговиков находятся так называемые «адреса массовой регистрации».

    Проверка компании будет проводиться по следующему алгоритму:

    1. Налоговый орган передает запрос по юридическому адресу в целях проверки местонахождения организации.
    2. Если налоговики не получат подтверждения на отправленный ими запрос, то они должны направить требования юрлицам о предоставлении достоверной информации.
    3. Если организация подобные сведения не предоставит в срок до 30 дней, то в ЕГРЮЛ вносятся сведения о недостоверности данных организации.
    4. Тогда налоговый орган вправе обратиться с заявлением о принудительной ликвидации ООО в суд из-за грубого нарушения законодательства в процессе ликвидации.

    Налоговая служба может инициировать иски о принудительной ликвидации и по другому основанию. Например, если чистые активы общества менее минимального размера два и более лет подряд и общество не было ликвидировано добровольно.

    В судебной практике это неоднозначное основание для ликвидации, так как учредители вправе принять меры по финансовому оздоровлению компании. Например, об этом говорится в Постановлении арбитражного суда Московского округа от 2015 года №Ф05-8810/2015 по делу №А41-74235/14.

    По иску учредителя общества

    Принудительная ликвидация по иску учредителя ООО возможна по основанию, указанному в п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса. Инициатор ликвидации может аргументировать необходимость закрытия компании невозможностью продолжения деятельности или возникновением существенных сложностей для продолжения работы.

    В частности, в п. 29 Постановления Пленума ВС от 2015 года №25 приведены разъяснения, по которым ликвидация по инициативе одного из учредителей допустима при корпоративном конфликте, который затрудняет процедуру принятия решений, предполагает уклонение от управленческих обязанностей и пр.

    Судебные споры о ликвидации компании между собственниками возникают при различных корпоративных конфликтах, когда добровольная ликвидация невозможна. Участник, который обращается в суд, должен доказать факт того, что действия иных учредителей влекут негативные последствия для компании.

    Заявление прокурора

    Прокурор может обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и законных интересов общества и государства. Это право предоставлено ему ст. 35 ФЗ №2202-1 «О прокуратуре». Например, он может инициировать процесс при нарушении исключительных прав по ст. 1253 Гражданского кодекса, нарушении прав и свобод, конституционных норм, ведении экстремистской деятельности по ст. 9 114-ФЗ, нарушениях закона общественными объединениями по ст. 44 ФЗ-82 и пр.

    Требование Центрального Банка

    ЦБ может выступить с иском о ликвидации юрлица, которое занимается банковскими операциями без лицензии на основании Закона №395-1 или нарушает требования закона в кредитно-финансовой сфере.

    Исковое заявление органами жилищного контроля

    Органы жилищного контроля наделены правом на подачу искового заявления о принудительной ликвидации ТСЖ, жилищного или строительного кооперативов при неисполнении предписания о несоответствии уставу и при наличии неустранимых нарушений по п. 6 ст. 20 ЖК РФ.

    Иск антимонопольной службы

    ФАС может подать иск, если компания была создана без предварительного согласия со стороны ФАС, когда такое согласие является обязательным по ст. 34 ФЗ-135.

    Государственные или местные органы самоуправления

    Государственные и местные органы самоуправления обычно подают исковые заявления при грубых нарушениях законодательства, ведении деятельности без необходимой лицензии, неисполнении предписания по преобразованию, ведении противоречащей целям религиозной деятельности, серьезном нарушении Конституции и пр.

    Согласно сложившейся судебной практике, чаще всего принудительная ликвидация ООО связана с грубыми и неоднократными нарушениями закона. В качестве примеров можно выделить:

    1. Неверное наименование при госрегистрации.
    2. Неправильный адрес.
    3. Несоответствие деятельности уставным целям.

    Но не всегда суды встают на сторону заявителей. Были прецеденты, когда им было отказано в требованиях. Например, суд отказал в ликвидации компании с неверным адресом, так как компания вела деятельность, совершала операции, сдавала отчетность, а неполучение корреспонденции по адресу регистрации не является веской причиной для прекращения работы.

    Еще один отказ суда был вынесен при попытках ликвидировать компанию без назначенного директора (договор со старым истек, а новый не был назначен).

    Порядок и сроки процедуры ликвидации

    Так как применить процедуру ликвидации допускается только по отношению к действующему обществу, то сначала нужно выяснить, ведет ли указанная компания деятельность. Для этого проверяется отчетность юрлица за последний год, наличие операций по расчетному счету, отсутствие отметки в ЕГРЮЛ об исключении компании из реестра, отсутствие мотивированного протеста против исключения сведений о юрлице из ЕГРЮЛ.

    Правила проведения процедуры принудительной ликвидации компании прописаны в Гражданском кодексе. Процедура предполагает прохождение следующих шагов:

    1. Суд определяет, кто будет нести ответственность за процедуру. Эта обязанность может быть передана учредителям или уполномоченной инстанции. Если указанные субъекты не справляются со своими обязанностями, то назначается арбитражный управляющий.
    2. Утверждается состав ликвидационной комиссии, к которой переходят все управленческие функции.
    3. Ликвидационная комиссия публикует обязательные сведения в СМИ, указывает сроки для предъявления требований кредиторов.
    4. Закрываются счета компании.
    5. Ликвидатор или ликвидационная комиссия находят всех кредиторов компании и оповещают их о начале процедуры ликвидации.
    6. Когда сроки для предъявления требований кредиторами истекли, создается промежуточный ликвидационный баланс. В нем прописываются все претензии кредиторов, результаты их рассмотрения и сведения об имуществе, а также данные о погашенной на текущий момент задолженности.
    7. Если размера активов компании оказалось недостаточно для погашения всех кредиторских требований, то инициируется процедура банкротства. В этом случае назначается конкурсный управляющий. Также признание судом обоснованным заявления о банкротстве автоматически останавливает действие гражданско-правовых норм к процессу ликвидации и начинает действовать 127-ФЗ.
    8. Погашаются требования кредиторов в рамках процедуры конкурсного производства или из собственных ресурсов предприятия. При этом должны соблюдаться требования к очередности погашения долгов. Первоначально погашаются обязательства в виде компенсации за причинение вреда жизни и здоровью. Затем – перед работниками в части долгов по зарплате и выходному пособию. В составе третьей очереди погашают кредиторские требования.
    9. После расчетов с кредиторами формируется новый баланс.
    10. Оставшиеся активы переходят к учредителям.
    11. Принудительная ликвидация считается завершенной после внесения отметки в ЕГРЮЛ о прекращении работы компании по нормам ст. 63 Гражданского кодекса.
    Читайте также:  Какой налог на апартаменты

    Что касается сроков принудительной ликвидации, то однозначного ответа относительно продолжительности процесса закон не содержит.

    Таким образом, принудительная ликвидация ООО или иного юрлица может проводиться исключительно в судебном порядке: по решению суда по нормам Гражданского кодекса и в рамках процедуры банкротства. Основания для этого содержатся в ст. 61-65 ГК РФ и ФЗ-127.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

    Принудительная ликвидация юридического лица

    Как уже отмечалось, принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если:

    • при создании организации были допущены грубые нарушения закона, и эти нарушения носят неустранимый характер:
    • деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);
    • деятельность организации запрещена законом;
    • деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации;
    • деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
    • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
    • а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

    По всем перечисленным выше основаниям, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

    Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

    О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

    Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

    Ликвидация, связанная с неоднократными или грубыми нарушениями закона.

    Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.

    Существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию. Вот некоторые из них:

    • пунктом 3 статьи 7 Закона №14-ФЗ установлено ограничение общего числа участников ООО – 50 человек. При превышении указанного числа общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) либо в производственный кооператив в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
    • аналогичное требование содержится и в пункте 3 статьи 7 Закона №208-ФЗ, согласно которому число акционеров закрытого акционерного общества не может превышать 50. При превышении указанного числа акционеров закрытое акционерное общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
    • в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации оно должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (пункт 2 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ);
    • если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (пункт 3 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 5 статьи 35 Закона №208-ФЗ).

    Как свидетельствует арбитражная практика, при принятии решения о принудительной ликвидации юридического лица, суды руководствуются Постановлением Конституционного Суда от 18 июля 2003 года №14-П. Согласно данному Постановлению отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, – принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

    В Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 15 сентября 2004 года по делу №А-56-2806/04; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 2 сентября 2005 года по делу №А-56-12783/2005; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 21 ноября 2005 по делу №А56-16659/2005).

    «Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».

    Если деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии), то суд может принять решение о принудительной ликвидации юридического лица.

    Напомним читателю, что основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

    Обратите внимание!

    При этом следует иметь ввиду, что согласно пункту 2 статьи 1 Закона №128-ФЗ, действие закона о лицензировании не распространяется на следующие виды деятельности:

    • «деятельность кредитных организаций;
    • деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
    • деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    • деятельность в области связи;
    • биржевая деятельность;
    • деятельность в области таможенного дела;
    • нотариальная деятельность;
    • страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;
    • деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
    • осуществление внешнеэкономических операций;
    • осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
    • приобретение оружия и патронов к нему;
    • использование результатов интеллектуальной деятельности;
    • использование орбитально – частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
    • использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
    • деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
    • образовательная деятельность».

    Соответственно, хозяйствующие субъекты, занятые вышеперечисленными видами деятельности, получают лицензии на основании иных нормативных актов.

    В соответствии со статьей 2 Закона №128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    Порядок приостановления действия лицензии и ее аннулирования установлен статьей 13 Закона №128-ФЗ.

    Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности.

    В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

    Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

    В случае устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в письменной форме.

    Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

    Если лицензиат, в установленный судьей срок, не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    Решением суда, на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа, лицензия аннулируется.

    Пункт 3 статьи 13 Закона №128-ФЗ, устанавливает момент прекращения лицензии. Действие лицензии прекращается:

    • со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
    • с момента прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
    • со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
    • со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

    Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», согласно части 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ликвидации юридического лица. Однако в случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

    Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица.

    Требование о ликвидации юридического лица, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В начале настоящей книги мы уже отмечали, что такими органами, в частности, являются налоговые органы, ЦБ Российской Федерации, федеральный антимонопольный орган, кроме того, право на предъявление иска о принудительной ликвидации предоставляется и прокурору.

    Право, на предъявление иска, налоговому органу, предоставляет пункт 16 статьи 31 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган имеет право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации, любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

    Например, налоговый орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации акционерного общества, если последнее не выполняет требование, установленное пунктом 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ:

    «Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества».

    Не следует забывать, что компетенция налоговых органов не ограничивается сферой законодательства о налогах и сборах, на налоговые органы возложен ряд задач, вытекающих из других правовых актов.

    Так, согласно Закону №129-ФЗ, налоговый орган вправе предъявлять иски, как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

    В качестве примера можно привести требования статьи 26 Закона №129-ФЗ, о представлении в регистрирующий орган сведений, необходимых для перерегистрации юридического лица. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом №129-ФЗ в отношении исключения недействующих юридических лиц.

    При оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определённой конкретным актом законодательства.

    Обращаем Ваше внимание, что ФНС Российской Федерации с 17 июля 2005 года вправе ликвидировать юридическое лицо без решения суда.

    В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее Закон №83-ФЗ), глава VII Закона №129-ФЗ дополнена новой статьей 21.1, а статья 22 – новыми пунктами.

    В соответствии с названными статьями Закона №129-ФЗ регистрирующий орган имеет право исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо, если оно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

    При этом, согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ:

    «решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения».

    Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

    Аналогичное разъяснение изложено в Письме ФНС Российской Федерации от 12 июля 2005 года №09-1-02/2908 «О Федеральном законе, предусматривающем исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа».

    При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 3 Закона №83-ФЗ порядок исключения недействующих юридических лиц из государственного реестра распространяется также на организации, которые были созданы до вступления в силу Закона №83-ФЗ и Закона №129-ФЗ.

    Прокурор вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Такое право ему предоставляет статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

    Центральный Банк Российской Федерации вправе предъявить иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Это установлено статьей 23.1 Закона №395-1.

    Согласно статье 6 Закона №948-1, запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов . Таким образом, Федеральный антимонопольный орган вправе предъявлять иски в отношении объединений коммерческих организаций, хозяйственных обществ или товариществ, если такие объединения осуществляют координацию предпринимательской деятельности, которая имеет, либо может иметь, своим результатом ограничение конкуренции.

    В каких случаях происходит ликвидация юридического лица по решению налогового органа?

    Принудительная ликвидация компании выступает альтернативой добровольной ликвидации по инициативе учредителей. Принудительная ликвидация может происходить по решению налогового органа, который призван контролировать законность ведения предпринимательской деятельности и корректность сведений в регистрационных документах.

    • В каких случаях происходит принудительная ликвидация
    • Как действует ФНС для принудительной ликвидации юрлица через суд
    • Действия ФНС в случае исключения юрлица из госреестра
    • В каких случаях принудительная ликвидация невозможна
    • Последствия процедуры

    В каких случаях происходит принудительная ликвидация

    Принудительная ликвидация нередко выступает неприятной неожиданностью для бизнесменов. Но нередко многие компании предпочитают воспользоваться подобной возможностью и снять с себя организационные хлопоты, связанные с ликвидацией. Перечень оснований для принудительной ликвидации содержится в п. 3 ст. 61 ГК РФ.

    Принудительная ликвидация компании со стороны ФНС может проводиться в рамках двух схем:

    1. На основании решения ФНС об исключении компании из реестра юрлиц.
    2. На основании судебного решения по исковому заявлению, поданного от лица налоговой инспекции.

    Порядок госрегистрации юрлиц прописан в ФЗ-129 «О государственной регистрации…». Такие регистрационные действия находятся в исключительной компетенции налоговой службы. Поэтому первое основание для принудительной ликвидации по решению ФНС – нарушение порядка регистрации.

    488-ФЗ внес важные изменения в 129-ФЗ «О государственной регистрации…». Он предусмотрел внесение изменений в основания для исключения компании из реестра ЕГРЮЛ по одностороннему решению ФНС. Здесь появились новые основания.

    С 2017 года ФНС может исключить сведения о компании из реестра по двум дополнительным основаниям:

    1. При отсутствии у нее денег на ликвидацию в стандартном порядке (при невозможности возложить на учредителей юрлица расходов на ликвидацию).
    2. При наличии в реестре юрлиц отметки о недостоверных сведениях о компании в течение полугода и более.

    Какие недостоверные сведения в ЕГРЮЛ считаются веским поводом для исключения компании из реестра? Это те данные, которые можно поменять после регистрации или прописать в документах (например, об адресе нахождения или директоре).

    Часто при регистрации компания указывает один юрадрес, а фактически работает по другому. В месте, в котором она числится по реестру юрлиц, отсутствуют складские или торговые помещения, нет офиса или производства. Может быть, предприниматель не имел злого умысла для указания постороннего адреса: он просто забыл внести изменения в регистрационные данные, которые указывал несколько лет назад.

    Но также учредители могут прописать в ЕГРЮЛ недостоверные сведения умышленно, чтобы избежать внеплановых проверок и получения требований от контролирующих инстанций. Недостоверный юридический адрес может определяться налоговиками по следующим основаниям:

    1. В ФНС обратно возвращаются все отправленные почтовые отправления (например, требования о предоставлении пояснений) с отметкой «адресат отсутствует».
    2. Адрес регистрации юрлица – это жилое помещение, которое не является собственностью директора или учредителя.
    3. Если юридический адрес является «адресом массовой регистрации» (по нему зарегистрировано 10 и более компаний).
    4. Если адрес указан неполностью – не указан номер офиса или помещения.
    5. По данному адресу располагается здание, которое недопустимо использовать по назначению (например, недострой).

    Другим основанием для исключения компании из реестра являются подозрения в фиктивности или номинальности указанного директора. Компанию могут заподозрить в недостоверности сведений о руководстве по следующим признакам:

    1. Данное лицо действует без доверенности в интересах 50 и более компании.
    2. Участники юрлица фигурируют в 50 и более компаниях.
    3. Имеется решение о дисквалификации лица, которое выступает учредителем компании.
    4. Получена информация о смерти лица, которое может выступать от имени юрлица без доверенности.

    Вышеперечисленные основания являются общими для всех юридических лиц, тогда как для компаний с различной организационно-правовой формой могут устанавливаться специфические основания для закрытия. Например, для ООО установлено ограничение по численности участников в 50 человек. Если такая компания не преобразуется в публичное АО, то это будет поводом для ликвидации. Аналогичное ограничение по численности участников действует в отношении непубличных АО.

    Также компания ликвидируется при неполной оплате уставного капитала участниками в течение года. Тогда юрлицо должно уменьшить величину уставного капитала до фактически оплаченного или выпустить решение о ликвидации. Общество подлежит ликвидации также в случае, если за последние два года его чистые активы меньше величины уставного капитала.

    Как действует ФНС для принудительной ликвидации юрлица через суд

    Принудительная ликвидация юрлица через суд начинается с подачи налоговой службой искового заявления. Оно должно быть обоснованным и содержать указание на неоднократное нарушение закона в процессе финансовой деятельности. Все факты должны иметь документальное подтверждение. Если суд сочтет доводы налоговиков обоснованными, то будет сформирована комиссия для принудительной ликвидации.

    Законодательно установлен единый порядок ликвидации юридических лиц, включающий в себя следующие этапы:

    1. Принятие решения о ликвидации. Оно фиксируется документально в произвольной форме.
    2. Формирование ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора.
    3. Публикация сообщений о ликвидации.
    4. Подготовка промежуточного ликвидационного баланса.
    5. Осуществление расчетов с кредиторами.
    6. Подготовка ликвидационного баланса.
    7. Госрегистрация ликвидации.

    Процедура принудительной ликвидации занимает не более полугода. Но при необходимости она может быть продлена дополнительно. Это может потребоваться в отношении крупных компаний.

    Действия ФНС в случае исключения юрлица из госреестра

    Принудительная ликвидация ООО может проводиться в упрощенном порядке без судебного решения. Порядок действий принудительного исключения сведений о компании из реестра по одностороннему решению ФНС будет таким:

    1. В компанию подается уведомление с просьбой внести изменения в регистрационные сведения.
    2. У юрлица будет ровно 1 месяц для внесения сведений.
    3. Если в течение 30 дней корректировки не поступили, то в ЕГРЮЛ вносятся сведения о недостоверной информации.
    4. Представители ФНС будут ждать полгода после внесения отметки в ЕГРЮЛ.
    5. Принимается решение об исключении компании из реестра.
    6. Публикуется информация в «Вестнике государственной регистрации». В этом информационном сообщении указываются сведения о порядке и сроках отправки заявлений юрлицом, кредиторами и частными лицами, права и интересы которых затронуты из-за исключения недействующего юрлица. Если при добровольной ликвидации кредиторам отводится 2 месяца на предъявление своих требований, то при принудительной на это отводится как минимум 3 месяца.
    7. Компанию исключают из реестра. Ликвидация юрлица считается завершенной после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ по п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса.

    Если компания в течение года не пользуется расчетным счетом в течение года и не сдает установленную законом отчетность, то это также является основанием для ее исключения из реестра. Порядок действий в этом случае будет таким:

    1. Осуществляется выборка компаний для проверки, которые долгое время не предоставляют отчетность. Налоговые службы устанавливают критерии, по которым они выбирают объект для проверки. Если компания была зарегистрирована менее года назад, то под критерий массовой регистрации подпадает нахождение по одному адресу 10 и более компаний, если организация работает более года – то 50 и более.
    2. ФНС передает запрос в банки, в которых у этих компаний открыты расчетные счета.
    3. Из них отбирают компании, на счетах которых не было движения средств за последний год.
    4. Налоговая служба публикует в СМИ сведения о принудительной ликвидации ООО за 3 дня до исключения фирмы из ЕГРЮЛ.
    5. Руководство организации может опротестовывать данное решение в суде, в противном случае, компания ликвидируется.

    В случае если в процессе ликвидации у компании будет выявлена задолженность перед бюджетом, то процедура упрощенной ликвидации прекращается. В этом случае налоговики подают заявление на банкротство компании в арбитражный суд.

    В каких случаях принудительная ликвидация невозможна

    Принудительная ликвидация компании налоговыми органами невозможна:

    1. Если лицо отвечает признакам «отсутствующего должника».
    2. Если были выявлены долги перед кредиторами, которые невозможно удовлетворить добровольно из имущества, принадлежащего компании.

    В обоих вышеперечисленных ситуациях представители ФНС должны инициировать процедуру банкротства.

    Также допущенные нарушения при регистрации или в процессе работы для ликвидации должны быть неустранимыми.

    Последствия процедуры

    При принудительной ликвидации ООО налоговой инспекцией последствия для учредителей могут быть различные: это зависит от того, сохранились ли долги после закрытия компании, и какие нарушения были допущены учредителями при работе компании.

    Главное последствие принудительной ликвидации – полное прекращение деятельности юридического лица.

    В случае если после закрытия ООО к ней остались финансовые и имущественные претензии со стороны физических и юридических лиц, то они должны быть погашены из активов компании. Но также допускается привлечение учредителей компании к солидарной или субсидиарной ответственности. Такая ответственность не связана с величиной доли в уставном капитале и приравнена к реальному размеру долговых обязательств. Привлеченный к ответственности руководитель должен будет отвечать своим имуществом за долги фирмы. Но привлечение к субсидиарной ответственности возможно только при наличии вины руководителя в возникновении долгов и финансовом крахе бизнеса.

    Согласно последним законодательным поправкам, контролирующие принятие решений в компании лица не смогут чувствовать себя в безопасности в течение 3 лет и более: в течение этого времени их могут привлечь к субсидиарной ответственности.

    Также при принудительной ликвидации ООО для компании могут наступать последствия в виде штрафа от ФНС и ФСС за несвоевременное предоставление отчетности. К административному наказанию могут привлечь учредителей компании.

    Таким образом, в качестве последствий принудительной ликвидации со стороны налоговой инспекции могут выступать солидарная или субсидиарная ответственность для руководства или административное наказание для юрлиц. Принудительная ликвидация налоговой инспекцией может иметь два пути: внесудебный и судебный. Внесудебный вариант предполагает закрытие бизнеса в упрощенном формате на основании решения ФНС.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

    Принудительная ликвидация ООО налоговой инспекцией

    Налоговики могут в принудительном порядке ликвидировать компанию, если она в течение 12-ти месяцев не представляла отчетность и по ее расчетным счетам нет никакого движения. Как именно принудительная ликвидация отразится на учредителях и директоре компании, если ее исключат из ЕГРЮЛ?

    Первоначальная причина закрытия компании

    Как правило, к основным причинам ликвидации компании не относятся неудачи в бизнесе, поскольку организация – это инструмент для ведения предпринимательской деятельности. И если собственник решил ликвидировать свой бизнес, значит, в нем отпала необходимость. Соответственно, нет смысла нести расходы по его содержанию, которые могут быть значительными, даже если фактически деятельность не ведется.

    Владельцы компании в такой ситуации принимают решение просто забыть о фирме, не заниматься ею. Также они, как правило, не желают вести процесс ликвидации самостоятельно, поскольку он требует достаточно весомых затрат и проводится в течение длительного периода времени.

    В такой ситуации ликвидацией компании занимается налоговая инспекция, причем проводит ее в принудительном порядке. Каковы последствия такого действия для собственников и директора?

    Как раньше принудительно закрывали компании

    До 2017 года налоговики почти не занимались принудительной ликвидацией компаний, деятельность которых не велась длительное время. Но в 2016 г. в законодательство об ООО и госрегистрации компаний и ИП были внесены изменения, после чего началась “чистка” ЕГРЮЛ.

    ФНС представила сведения, в соответствии с которыми в 2017 г. из ЕГРЮЛ было исключено около полумиллиона организаций, а в 2018 г. – более 330 тыс. юрлиц. Согласно информации по 2019 г., из реестра убрали порядка 560 тыс. недействующих организаций, а также юрлиц с недостоверными сведениями.

    В 2016 г. из реестра было исключено только около 4 тыс. недействующих юридических лиц.

    Как быстро ИФНС убирает из реестра недействующее юрлицо?

    Исключение из ЕГРЮЛ недействующих компаний – это право, но не обязанность налоговиков. И даже если в последнее время они активно занимаются этой деятельностью, невозможно угадать, как быстро ИФНС исключит ООО из реестра.

    Однако есть важный нюанс – если компания в течение 12-ти месяцев не сдает отчетность, ее вполне могут признать недействующей. И с этого момента наступает определенный риск ее исключения из ЕГРЮЛ. Но происходит это тогда, когда налоговики доберутся до нее и начнут действовать, да и сама процедура ликвидации требует не менее 4-х месяцев.

    Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%. Для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

    Какие юрлица считаются недействующими?

    Налоговая инспекция начинает процесс принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ при одновременном соблюдении следующих условий:

    • организация не представляет отчетность в течение 12-ти месяцев;
    • хотя бы по одному расчетному счету нет никаких движений.

    При этом у хозяйствующего субъекта могут быть средства на расчетном счете и какие-то активы, а также кредиторская задолженность перед третьими лицами. Но данные моменты никак не влияют на признание юрлица недействующим, а потому оно все равно подлежит процедуре принудительной ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ.

    При исключении недействующего хозяйствующего субъекта из реестра налоговики действуют следующим образом:

    • принимают решение об исключении из ЕГРЮЛ;
    • в течение 3-х дней публикуют информацию в “Вестнике государственной регистрации”. В сообщении указывается адрес, по которому можно направить возражения по вопросу исключения хозяйствующего субъекта из реестра. Для этого у заинтересованных лиц есть 3 месяца с момента опубликования информации в Вестнике;
    • налоговики не вправе исключить компанию из реестра, если в течение 3-х месяцев будут найдены лица, возражающие против исключения хозяйствующего субъекта из ЕГРЮЛ;
    • если данные лица не обнаружены, налоговики вносят информацию о прекращении деятельности компании в связи с исключением ее из реестра как недействующей на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.

    Важно! Для учредителей с долей в уставном капитале компании более 50% и директоров такое принудительное исключение компании из реестра – применение ограничения на участие в иных юрлицах.

    Последствия исключения компании из ЕГРЮЛ для учредителей и директора

    Для учредителей с долей в уставном капитале более 50% и директора компании последствия ее принудительного исключения налоговиками из ЕГРЮЛ заключаются в том, что они в течение 3-х лет с момента исключения не могут стать учредителями или директорами другого юридического лица. При этом данное ограничение применяется в случае, если организация на момент исключения из реестра имеет задолженность перед бюджетом (неважно, в каком размере).

    Если у компании, исключенной из реестра, нет долга перед бюджетом, то указанные ограничения для ее владельцев или директора не применяются. Однако на практике такая ситуация встречается достаточно редко, и в основном у налогоплательщика обязательно есть задолженность перед бюджетом. Если компания не сдает отчетность, налоговики назначают ей штраф за несдачу. Кроме того, вполне возможно начисление пеней за просрочки.

    Внимание! Иногда налоговики, даже не разбираются, есть у компании задолженность перед бюджетом или нет, и ставят ограничение для всех собственников и директоров исключаемых компаний.

    Другим важным последствием для учредителей и директоров исключенной компании является субсидиарная ответственность. С 1 сентября 2017 г. внесены изменения в законодательство о банкротстве и ООО, согласно которым кредиторы компании вправе предъявлять материальные претензии к собственникам и директорам. Они могут это делать даже после принудительной ликвидации компании по решению налоговой инспекции в течение 3-х лет.

    Если собственники и директор бросают ненужную компании, и у нее есть задолженность – это прямой путь к тому, чтобы нести субсидиарную ответственность по ее долгам.

    Как остановить исключение из ЕГРЮЛ

    До 2017 г. остановить исключение из ЕГРЮЛ можно было при подаче заявления в простой письменной форме. Это могли сделать как само юрлицо, так и кредитор или иное заинтересованное лицо.

    После 1 сентября 2017 г. нужно подавать не простое заявление, а специальную форму Р 38001, через которую выражается возражение заинтересованного лица относительно принудительной ликвидации компании. Заявление данной формы подается либо в электронном виде с подтверждением электронной подписью, либо на бумажном носителе лично заявителем, через доверенное лицо или по почте. Во втором случае заявление удостоверяется нотариально.

    В каком случае нет смысла останавливать исключение из ЕГРЮЛ

    Нет смысла отстаивать интересы исключаемой компании, если она не нужна ее владельцам. К примеру, некоторые компании открыты очень давно – более 20 лет назад еще в 90-е годы. Организация давно прекратила свое фактическое существование, однако, если собственник или директор пенсионеры, то им не начисляются надбавки к пенсии.

    Если заниматься ликвидацией самостоятельно, то по компании нужно сдать отчетность за много лет, а также заплатить достаточно большие штрафы (минимум 20 тыс. за каждый календарный год). Кроме того, нужно оплатить работу бухгалтера и юриста, которые помогут сдать отчетность и провести добровольную ликвидацию.

    И в этом случае действительно проще и удобнее, если ликвидация будет не добровольная, а принудительная по решению ИФНС.

    Важно! Налоговики стремятся к тому, чтобы очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний. Для этого они не только проводят принудительную ликвидацию, но и подводят бизнесменов к законным способам исключения юрлица из реестра – банкротству и добровольной ликвидации.

    Как не допустить принудительное закрытие компании?

    Чтобы не допустить принудительное закрытие компании важно принимать быстрые и правильные управленческие решения, быть в курсе всех процессов в компании. Мы, как никто другой, понимаем это. И поэтому предлагаем вам познакомиться с универсальным инструментом БИТ.Бизнес-Анализ.

    С решением БИТ.Бизнес-Анализ в ваших руках окажется современный аналитический инструмент класса Business Intelligence.

    Вы сможете адаптировать любую сложную и объемную информацию о бизнес-процессах и результатах работы каждого подразделения. Перед глазами окажется такая форма отчета, которую вы сами выберете, будь то отчёт по сданной отчётности или любой другой показатель.

    БИТ.Бизнес-Анализ – современный аналитический инструмент класса Business Intelligence

    Система позволит проанализировать эффективность продаж и оценить работу каждого менеджера. Увидеть и понять, почему сорвалась сделка, на каком этапе сотрудник упустил клиента. Бухгалтеру иметь перед глазами информацию об отчётности, налогах и так далее. Любой показатель можно визуализировать!

    Руководителю будет удобно управлять дебиторской задолженностью и вовремя принимать верные решения, чтобы не допускать кассовых разрывов.

    Главным преимуществом БИТ.Бизнес-Анализ перед набором “плоских” отчетов является ассоциативная взаимосвязь выводимых данных. Для получения дополнительной информации по какому-либо элементу (например, контрагенту или складской позиции) достаточно выделить его мышью и интерактивный механизм мгновенно отобразит информацию, связанную с этим элементом (например, последние платежи или список поставщиков позиции).

    БИТ.Бизнес-Анализ применяет для отчетов не только данные из любых баз 1С (7.7, 8.1, 8.2, 8.3). Система также эффективно использует файлы Excel, Access, csv, dbf, данные систем MS SQL, SAP, Microsoft Navision и Axapta, Oracle и другие.

    Система встраивается в любую конфигурацию 1С 8, и если потребуется, возможна доработка под нужды именно вашего бизнеса.

    Вы можете заказать демонстрацию всех функций БИТ.Бизнеc-Анализ, и за короткое время оценить его работу.

    Ликвидация юридического лица

    Ликвидация юридического лица — прекращение существования юридического лица путём внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.

    Ликвидация юридического лица также рассматривается как юридическая процедура, процесс, порядок осуществления которой определен законом.

    В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Виды ликвидации юридического лица

    Все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие группы: добровольные и принудительные.

    В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

    Принудительная ликвидация юридического лица

    Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица.

    К таковым можно, в частности, отнести:

    Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер.

    Осуществление деятельности без соответствующей лицензии.

    Грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства.

    Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.

    Данный перечень не является исчерпывающим.

    Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица.

    В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

    Добровольная ликвидация юридического лица

    Юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

    Принятие решения о ликвидации юридического лица

    Добровольная ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается либо учредителями компании, либо прочими органами, уполномоченными на то уставом. Главное, чтобы такое решение было принято и оформлено в соответствии с действующим законодательством РФ.

    После принятия и оформления надлежащим образом решения о ликвидации, в течение трёх дней нужно уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган.

    Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

    К указанному уведомлению прилагается также решение о ликвидации.

    Получив данные документы регистрирующий (налоговый) орган, вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее Свидетельство.

    С этого момента запрещено вносить любые изменения в учредительные документы. Кроме того, теперь ликвидируемая компания не может выступать в качестве учредителя прочих юридических лиц.

    Ликвидационная комиссия

    Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа.

    Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

    Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также выписку из ЕГРЮЛ.

    Следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.

    В состав ликвидационной комиссии, как правило, входит руководитель компании, некоторые её работники (юрист,экономист, бухгалтер и так далее), её учредители.

    Официальное объявление о ликвидации юридического лица

    Закон возлагает на юридическое лицо обязанность официально объявить о предстоящей ликвидации.

    Делается это для того, чтобы все кредиторы имели возможность предъявить свои требования к ликвидируемой компании.

    Для этого нужно дать объявление в журнал “Вестник государственной регистрации”, уполномоченный публиковать подобного рода сведения.

    Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости

    О предстоящей ликвидации работников компании письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения.

    Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости того населённого пункта, где расположена ликвидируемая компания.

    Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда.

    В соответствии с действующим трудовым законодательством ликвидируемая компания обязана оплатить заработную плату каждому из сотрудников до момента увольнения, а также выплатить им выходное пособие.

    Кроме того, за работниками сохраняется заработная плата и на время их дальнейшего трудоустройства на срок от двух до трёх месяцев.

    Уведомление каждого кредитора лично

    Подача объявления в газету о предстоящей ликвидации, не освобождает ликвидационную комиссию от обязанности уведомлять каждого кредитора персонально.

    Для этих целей им направляется письменное сообщение о предстоящей ликвидации с указанием срока для заявления своих требований.

    Этот срок не может быть менее двух месяцев.

    Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов

    Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.

    В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

    Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы.

    Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

    Выявление дебиторской задолженности

    Для того чтобы у компании были деньги на удовлетворение требований кредиторов, ей необходимо взыскать задолженность со своих должников.

    С этой целью ликвидационная комиссия проводит претензионную и судебную работу с ними.

    Также ликвидируемая компания должна провести сверку расчетов с каждым из должников.

    Составление промежуточного ликвидационного баланса

    По истечении двух месяцев с момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс по форме обычного бухгалтерского баланса.

    В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения.

    Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.

    Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган.

    С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ.

    Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс.

    Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

    Инвентаризация

    В процессе ликвидации юридического лица также проводится инвентаризация его имущества и (или) обязательств. Данное мероприятие осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

    Погашение требований кредиторов. Очередность

    После выездной налоговой проверки ликвидационная комиссия должна приступить к выплатам кредиторам. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать.

    К кредиторам первой очереди относятся те, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.

    Ко второй очереди относятся кредиторы, которым ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате, а также вознаграждения по авторскому праву.

    К кредиторам третьей очереди относятся бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.

    К кредиторам четвёртой очереди относятся все остальные лица, перед которыми у ликвидируемой организации имеются денежные или имущественные обязательства.

    Составление ликвидационного баланса

    Удовлетворив все требования кредиторов, ликвидационная комиссия приступает к составлению ликвидационного баланса.

    Данный документ мало чем отличается от обычного квартального баланса.

    Утверждается он учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица и в необходимых случаях согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.

    Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица

    Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Именно с этой даты юридическое лицо прекращает своё существование.

    Дополнительные способы ликвидации юридического лица

    Ликвидация путём реорганизации (слияние, поглощение, преобразование) влечёт за собой прекращение существовавшего ранее юридического лица.

    Но при собственно ликвидации неисполненные обязательства погашаются и не подлежат дальнейшему исполнению.

    При реорганизации происходит правопреемство и погашения неисполненных на момент реорганизации обязательств не происходит.

    Все обязательства переходят к правопреемнику, которому надлежит их исполнять наравне со своими собственными обязательствами.

    Этапы ликвидация ООО по инициативе налоговой

    Каждый предприниматель, прежде чем открыть своё дело, должен тщательно продумать тактику ведения бизнеса, основной род деятельности. Как известно, ликвидировать предприятие намного сложнее, поэтому изначально лучше не допускать до такого.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-57-94 (Бесплатная горячая линия).

    Это быстро и бесплатно!

    Но если ситуация сложилась так, что деятельность утратила актуальность, предприятие стало убыточным, то учредителям приходится ликвидировать компанию. Чтобы избежать дополнительных издержек, можно подвести под принудительную ликвидацию.

    Не менее актуален вопрос и для добросовестных учредителей. Им также нужно знать, за что могут закрыть бизнес и кто. В обоих случаях важно знать основания и последствия, чтобы добиться положительного разрешения ситуации.

    1. Что такое принудительная ликвидация ООО
    2. Этапы принудительной ликвидации
    3. Как действует налоговая
    4. Как проходит принудительная ликвидация если у фирмы долги
    5. Сколько длится процедура
    6. Преимущества и недостатки процесса
    7. Последствия для учредителей

    Что такое принудительная ликвидация ООО

    Каждому бизнесмену, который хотя бы единожды сталкивался с ликвидацией компании по собственной инициативе, известно, насколько сложно это реализовать на практике. Сложность связана с большими временными затратами и необходимостью собрать массу документов. Вот почему по возможности учредители стараются осуществить принудительное закрытие ООО по инициативе Налоговой Инспекции.

    Иногда принудительная ликвидация ООО – неприятный сюрприз для руководства, но зачастую оно осознанно старается подвести к такому финалу юридическое лицо. Речь идёт о закрытии компании по инициативе налоговых органов, не доводя дела до суда.

    В этом случае, руководствуясь нормативными актами, Налоговая Инспекция по своей инициативе, без согласия учредителей, прекращает право ООО на ведение хозяйственной деятельности и вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ, тем самым ликвидируя компанию.
    Рассмотрим самые популярные причины принудительной ликвидации:

    • отсутствие лицензии, если для этого вида деятельности таковая предусмотрена;
    • любые нарушения действующего законодательства;
    • по счёту нет движения средств, а также отсутствует отчётность;
    • у ООО нет достаточной суммы для проведения добровольной ликвидации;
    • в ЕГРЮЛ более полугода имеются сведения о том, что юридическим лицом предоставлена ложная информация;
    • недостоверный адрес расположения юридического лица.

    Любой из этих пунктов является достаточным основанием для того, чтобы ФНС принудительно прекратила существование юридического лица.
    Возможна также ликвидация непосредственно на основании решения суда. Этот способ является для контролирующих органов более долгим, но и более надёжным – оспорить решение в этом случае намного сложнее.

    Этапы принудительной ликвидации

    Если ООО неоднократно нарушает законодательные нормы, Налоговая Инспекция имеет полное право обратиться в суд. Предварительно потребуется не только правильно составить иск, указав все аргументы и требования, но и предоставить дополнительные подтверждающие документы. Кстати, это касается и ситуаций, когда учредители желают предотвратить ликвидацию – им также нужно предоставить ряд документов, которые помогут избежать этого.
    На основании окончательного решения суда созывается специально уполномоченная ликвидационная комиссия. В её полномочия будет входить:

    • закрытие банковских счетов;
    • составление промежуточного баланса;
    • приём и учёт требований от кредиторов;
    • комплексный аудит предприятия, поиск причин ухудшения показателей работы.

    После всего этого исключение юридического лица из ЕГРЮЛ происходит по такой схеме:

    • уполномоченный орган принимает официальное решение о целесообразности прекращения деятельности ООО;
    • собирается перечень подтверждающих документов, утверждение их;
    • иск направляется в суд;
    • составляется 2 вида балансов: промежуточный и окончательный.

    При ликвидации ООО государственная пошлина составит 20% от той, что обычно платят при регистрации.
    Последним документом является свидетельство о ликвидации компании. Оно направляется директору или главному учредителю. Учредитель общества имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить решение.

    Как действует налоговая

    Зачастую упразднение производится по следующей схеме:

    • выбор и формирование реестра организаций, которые в течение длительного времени (законодательно определено в зависимости от формы отчётности) не предоставляют декларации;
    • запрос в банк, в котором открыт счёт предприятия. Если будет выяснено, что на счетах ООО отсутствуют финансы и никаких движений по ним не было в течение 1 года, предприятие ликвидируется;
    • за 3 дня ФНС должна разместить в СМИ сообщение о том, какое ООО будет ликвидировано и в каком порядке может быть подана претензия.

    Если никакой реакции нет – ООО будет ликвидировано принудительно.

    Теория и практика могут значительно отличаться. Сравнительно недавно в силу вступила норма, позволяющая принудительно закрывать юридических лиц за предоставление недостоверной информации. Чаще всего это касается регистрационного адреса. С целью получить максимум сведений представители ФНС собирают лично информацию, запрашивая справки, сведения арендодателей, чтобы выявить, действительно ли адрес имеет отношение к конкретному ООО.
    Если будут выявлены нестыковки, предприниматели направляют официальное уведомление с требованием внести изменения в реестр. На это отводится 30 дней. Если этого времени будет недостаточно, то в базе поставят отметку о том, что данные недостоверны. В случае отсутствия какой-либо реакции предпринимателя, спустя 6 месяцев ООО будет исключено из ЕГРЮЛ.

    Как проходит принудительная ликвидация если у фирмы долги

    Порядок ликвидация весьма прост. Он не зависит от причин и особенностей закрытия ООО. Зачастую компания ликвидируется намного быстрее, чем это предусмотрено нормативными актами, но иногда её закрыть невозможно. Речь идёт как раз о тех ситуациях, когда у ООО имеются непогашенные долги. До тех пор, пока учредители не возместят сумму долга, компания продолжает существовать.
    Если это невозможно, то потребуется ликвидировать путём банкротства, назначая предварительно конкурсного управляющего и пытаясь вернуть компании прибыльное состояние. Если же процедура банкротства уже начата, то ФНС не имеет права начать процедуру принудительной ликвидации.
    После того как будут предоставлены все документы и подтверждающие сведения, выносится судебное решение. Если оно в пользу Налоговой, то на основании полученного документа будет исключено ООО из ЕГРЮЛ.

    Возможность ликвидации ООО путем смены учредителей и генерального директора

    Ликвидация ООО с нулевым балансом

    Сколько длится процедура

    Если общество с ограниченной ответственностью закрывают в судебном порядке, то эта процедура не может быть более чем полгода с момента оглашения судебного решения. Если же не удалось уложиться в эти сроки, то в суд должно быть направлено соответствующее уведомление и требование увеличить срок. Сделать это можно в течение 10 дней с того момента, как прошли отведённые полгода.
    Если налоговый инспектор всё оформил правильно и учредители не возражают, то ликвидация по инициативе ФНС происходит быстро.
    Сколько времени займёт вся процедура ликвидации ООО зависит от:

    • согласия учредителей;
    • степени серьёзности оснований;
    • количества подтверждающих документов.

    Если во внимание не будут взяты какие-то факты и в ликвидации ФНС будет отказано в суде, должник потом имеет право вновь обратиться, чтобы инициировать процедуру банкротства.

    Преимущества и недостатки процесса

    Ликвидация ООО по инициативе налогового органа имеет свои преимущества и недостатки. К главным плюсам для учредителей следует отнести:

    • если отчётность не была подана, в рамках такой процедуры размер штрафов может быть уменьшен вдвое;
    • подавать отчётность за последние периоды, не придётся.

    Но имеет процедура и недостатки:

    • по времени, ликвидация таким образом, может затянуться;
    • кредиторы, которые в рамках закрытия ООО не получат своих денег, могут потребовать их выплат напрямую с учредителей, подав в суд на привлечение к субсидиарной ответственности. Это возможно, даже если изменения в ЕГРЮЛ уже были внесены;
    • длительные и сложные судебные разбирательства, путём которых предстоит доказывать свою правоту, предоставляя отчётность и прочую финансовую документацию. Речь идёт о ситуациях, когда учредители выступают против закрытия их компании.

    К главным минусам стоит отнести ещё и имидж. Если учредители желают продолжать работать в бизнесе, то на их имидже негативным образом скажется то, что их предприятие было закрыто государственными органами. Это может привести к уменьшению количества желающих сотрудничать.

    Последствия для учредителей

    В зависимости от того, с какими требованиями будет рассмотрено дело, последствия для учредителей могут быть разными. Формально, если ООО ликвидируют, то оно больше не может заниматься какой-либо деятельностью, но и имеющиеся долги должны быть списаны. При этом нельзя игнорировать норму, устанавливающую ответственность того руководства, которое было у руля на момент совершения нарушения. Именно поэтому по некоторым требованиям учредителям всё равно придётся платить, если таковые будут заявлены. Так как на тот момент никакого имущества предприятия уже не будет, учредители самостоятельно несут солидарную ответственность.

    Если же в процессе рассмотрения вопроса будет выявлено, что к неплатёжеспособности привели неправомерные действия руководства или учредителей, они могут быть привлечены к уголовной ответственности.
    Когда предприятие ликвидируют просто в связи с отсутствием деятельности, то последствием для учредителей могут быть, наложение штрафов. К примеру, за то, что своевременно не была подана отчётность (пусть даже и нулевая).

    Итог: если серьёзных нарушений нет, то принудительная ликвидация ООО может быть положительным явлением, ведь она позволит:

    • значительно ускорить процедуру закрытия компании;
    • минимизировать издержки на этот процесс;
    • избавиться от необходимости составлять дополнительные отчёты и баланс.

    По статистике наиболее выгодна такая процедура для тех, кто долгое время не получает прибыли от ведения деятельности..
    Входит ли в планы учредителей такой расклад или они планируются оспаривать принудительную ликвидацию, необходимо тщательно подготовиться к решению этого вопроса. Самостоятельно можно не учесть, какая документация нужна и что в ней должно быть. Чтобы не тратить время на изучение нормативов, лучше изначально просто доверить решение таких вопросов профессионалам своего дела.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 8 (800) 350-57-94 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) 8 (499) 938-59-62 (Москва) 8 (812) 467-31-92 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!

    Оцените статью
    Добавить комментарий