Ставка НДС при оказании транспортных услуг

Перевозка с нулевой ставкой

Автор: Анищенко А. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

По умолчанию считается, что право на применение нулевой ставки НДС надо заслужить и доказать. Однако, если это нужно налоговой инспекции, оказывается, что применение нулевой ставки – вовсе не право, а прямая обязанность налогоплательщика. И судьи с этим согласны. Для примера приведем Постановление АС МО от 14.05.2020 по делу № А40-271540/2018. Но чтобы было понятнее, в чем заключается проблема, рассмотрим предысторию вопроса.

Международные перевозки

Несмотря на санкции и пандемию иностранные грузы постоянно перемещаются через территорию РФ. При этом обычно еще требуется сопровождение, которое называется транспортно-экспедиционными услугами. Что к ним относится, указано в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, например, прием, выдача, завоз-вывоз грузов, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Компании и ИП могут оказывать также услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для проведения международных перевозок.

Однако во многих случаях процессом перевозки одного и того же груза на разных участках занимаются разные компании (ИП). В каких случаях они могут (даже обязаны) применять нулевую ставку НДС? Является ли международной перевозка на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от российской таможни в месте прибытия до внутренней таможни и таможни в месте убытия из России? Какая ставка НДС применяется при оказании услуг по перевозке на основании договора транспортной экспедиции уже растаможенного иностранного товара от внутренней таможни в РФ до конечного российского потребителя? Какая ставка НДС применяется при перевозке на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от таможни в месте прибытия в России до внутренней таможни России?

Изначально были сомнения…

С одной стороны, есть ряд писем Минфина, из которых следует, что ставка НДС в размере 0% применяется налогоплательщиком в отношении всей стоимости перевозки или транспортировки товаров от пункта отправления, находящегося за пределами РФ, до пункта назначения, находящегося в РФ (см., например, Письмо от 24.05.2006 № 03-04-08/108).

В Письме от 18.03.2011 № 03-07-08/73 Минфин отмечает: транспортно-экспедиционные услуги, поименованные в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, которые российская компания оказывает на основании договора транспортной экспедиции при перевозке товаров между пунктом отправления, расположенным за рубежом, и пунктом назначения, расположенным в России, подлежат обложению НДС по нулевой ставке. Это не зависит от вида таможенной процедуры, под которую помещаются товары. Однако в таком случае нужно представлять налоговикам документы, список которых приведен в п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

С другой стороны, есть Письмо Минфина России от 11.12.2012 № 03-07-14/114, в котором говорится, что в случае если началом перевозки является пункт отправления, находящийся за рубежом, а окончанием перевозки – пункт назначения в России, услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита, облагаются НДС по нулевой ставке.

В случае перевозки иностранных товаров между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, в том числе при перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, от таможни в месте прибытия до внутренней таможни, такие услуги облагаются НДС по базовой ставке (сейчас составляет 20%).

Кстати, согласно Письму Минфина России от 17.10.2014 № 03-07-08/52436 услуги, связанные с перевозкой ввозимых в Россию грузов, не предусмотренные пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также не поименованные в других положениях п. 1 ст. 164 НК РФ, облагаются НДС по ставке 18% (в настоящее время – 20%).

К решению проблемы подключился Пленум ВАС

Пленум ВАС в п. 18 Постановления от 30.05.2014 № 33 обозначил свой подход: при наличии нескольких исполнителей заказа перевозки сопутствующих транспортно-экспедиторских услуг каждый из них – участник отдельного этапа выполнения общего заказа – имеет право на нулевую ставку НДС. При этом действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.

Последствия

В Письме от 14.06.2016 № СД-4-3/10498@ ФНС дала следующие рекомендации.

1. Транспортно-экспедиторские услуги будут облагаться НДС по ставке 0%, если одновременно выполняются два условия:

договор транспортной экспедиции соответствовует требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

услуги оказываются именно при организации международной перевозки.

При этом нужно руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленной ГОСТ Р 52298-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования».

2. В силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров судами, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами РФ.

Что касается транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, ввозимых в РФ или вывозимых из РФ и не предусмотренных в п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги облагаются НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке 18% (сейчас – 20%).

И да, при этом налоговики предложили учитывать п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33.

Однако в Письме от 22.06.2016 № 03-07-08/36183 Минфин сообщил, что оказываемые российской компанией на основании договора транспортной экспедиции услуги по перевозке товаров, ввезенных автотранспортом от российского порта до пункта назначения, находящегося на территории России, к услугам, перечисленным в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не относятся. В других подпунктах п. 1 ст. 164 НК РФ они не поименованы. Поэтому в отношении таких услуг нулевая ставка НДС не применяется.

Но немного позже – в Письме ФНС России от 04.07.2016 № СД-4-3/11936@ – был сделан следующий вывод. Транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки от пункта отправления, расположенного за пределами территории РФ, до пункта назначения, расположенного на территории РФ, подлежат обложению НДС по ставке в размере 0% независимо:

от количества перевозчиков, участвующих в оказании услуг по перевозке товаров;

ставки налога, применяемой налогоплательщиками-перевозчиками, которые оказывают услуги по перевозке товаров.

Без права выбора

Но вернемся к нашему примеру – делу № А40-271540/18. Общество обратилось в суд с требованием к налоговикам признать недействительным отказ в возмещении «входного» НДС. Счета-фактуры, по которым отказали, были выставлены ОАО «РЖД» на услуги по перевозке груза железнодорожным транспортом.

Налоговики решили, что услуги ОАО «РЖД» должны были облагаться НДС по нулевой ставке как подпадающие под действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Компания же посчитала, что раз во всех перечисленных счетах-фактурах, выставленных ОАО «РЖД», был указан НДС по ставке 18% (дело было еще до увеличения ставки налога), суммы предъявленного НДС можно было учесть в составе налоговых вычетов.

Это не внутреннее дело

Общество оказывало услуги по международной и внутренней перевозке грузов, для чего привлекало ОАО «РЖД» и некоторые другие компании. ОАО «РЖД» по заявкам общества осуществляло внутреннюю и международную перевозку грузов, составляло внутренние и международные железнодорожные накладные, акты оказания услуг, а также выставляло счета-фактуры.

Причиной спора стали поставки из Китая. На территории КНР груз до границы перевозила местная китайская компания, а уже от границы – ОАО «РЖД». Помимо него услуги по перевозки китайских грузов на территории России обществу оказывали и другие российские компании.

Суд, рассмотрев предъявленные ему договоры о перевозке и сопутствующие ей договоры о транспортно-экспедиторских услугах, однозначно решил, что эти услуги имели место в рамках единой международной перевозки и, строго говоря, применять здесь базовую ставку налога ОАО «РЖД» не имело права.

Ноль – значит ноль!

В соответствии с п. 2, пп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, которая на основании ст. 172 НК РФ является основным документом, подтверждающим налоговые вычеты, в обязательном порядке должна быть указана налоговая ставка, соответствующая операциям, отраженным в п. 1 – 4 ст. 164 НК РФ. При этом счет-фактура, составленный с нарушением порядка, установленного п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к возмещению.

Налогоплательщик (в силу положений ст. 164, 168, 169 НК РФ), выставляющий покупателю счет-фактуру, не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ рассматриваемые в данном деле операции должны облагаться НДС по ставке 0%.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33 оказание услуг по международной перевозке несколькими лицами само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в их оказании лицами. В связи с этим нулевую ставку применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.

Эти правила распространяются на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.

Международная накладная

При проведении железнодорожной перевозки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 01.11.1951 в обязательном порядке составляется железнодорожная накладная (внутренняя или международная). В ней в том числе указываются пункт отправления и пункт назначения груза.

Такая накладная с отметками таможенников о ввозе товара на территорию РФ или о вывозе товара за ее пределы в силу пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ представляется налоговикам для подтверждения правомерности применения ставки 0% по данным услугам. Следовательно, подтверждением оказания услуг международной перевозки грузов будет являться международная железнодорожная накладная СМГС с указанием пункта погрузки за пределами территории РФ и пункта доставки в пределах территории РФ.

В данном деле налоговики установили, что по спорным операциям к актам оказания услуг и счетам-фактурам были приложены международные железнодорожные накладные СМГС с пунктом отправления из КНР и пунктом назначения в России. Это прямо подтверждает то, что спорные операции должны облагаться НДС по нулевой ставке, а применение базовой ставки НДС незаконно.

«Здесь вам не тут!»

На что все же надеялась компания? А надеялась она на п. 5 ст. 173 НК РФ и Постановление Пленума ВАС РФ № 33. Однако суд отклонил ее аргументы.

В указанных норме и документе речь идет о возможности применения вычетов НДС, предъявленных по товарам, работам, услугам, реализация которых не подлежит налогообложению в силу ст. 146, 148, 149 НК РФ, но по которым контрагентом дополнительно в цену товара был включен НДС. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ контрагент в таком случае обязан исчислить и уплатить НДС.

При реализации товаров, работ, услуг, подлежащей налогообложению, налогоплательщик обязан начислить на цену товара налог по определенной ставке (нулевой, пониженной, базовой), менять которую сам он не вправе. Поэтому в случае, если контрагент выставил налогоплательщику счет-фактуру по реализации услуг, облагаемых в силу закона по ставке 0%, указав в ней незаконно иную ставку налога, такой налогоплательщик не вправе учитывать в составе вычетов НДС, незаконно предъявленный по иной ставке.

Такую трактовку поддержали КС РФ в Определении от 15.05.2007 № 372-О-П и Президиум ВАС, например, в постановлениях от 19.06.2006 № 1964/06 и от 19.06.2006 № 16305/05. Так что ОАО «РЖД» незаконно применило к стоимости своих услуг ставку НДС в размере 18%. Общество – заказчик услуг не имело права предъявить этот незаконно начисленный налог к вычету из бюджета.

Есть нюанс…

Итак, права на вычеты у общества нет. Но что делать с НДС? Деньги-то были уплачены!

Такие ситуации (в том числе с ОАО «РЖД») встречались и ранее – см., например, Постановление ФАС ВСО от 09.04.2012 по делу № А19-8162/2011. Деньги можно вернуть. Судьи указали, что особых правил о возврате излишне уплаченных сумм по договору об оказании услуг законодательство не предусматривает. Из существа рассматриваемых отношений невозможность применения правил о неосновательном обогащении не вытекает, поэтому к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 1102 ГК РФ об обязанности приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Иначе говоря, это неосновательное обогащение. Следовательно, сумма налога, рассчитанная продавцом и уплаченная покупателем по ставке, не предусмотренной законом, является излишне уплаченной и подлежит возврату (см. постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу № А19-10351/2011 и от 20.12.2010 по делу № А33-437/2010).

Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16627/11 была рассмотрена аналогичная ситуация, и обнаружилось кое-какое противоречие. Дело в том, что априори подразумевается, что нулевая ставка НДС – это льготная ставка и право на ее применение нужно документально доказать.

Президиум ВАС указал, что обложение НДС соответствующих операций с применением ставки налога 0% возможно только при условии представления документов, перечисленных в ст. 165 НК РФ. Эти документы представляются в налоговую инспекцию одновременно с налоговой декларацией за очередной налоговый период (п. 10 ст. 165 НК РФ). В случае отсутствия надлежащего комплекта документов компания не вправе применять налоговую ставку 0% и обязана применить другую (пониженную либо базовую) ставку НДС.

Так что же получается? ОАО «РЖД» не предъявляло документов, чтобы претендовать на нулевую ставку, и правомерно применило ставку НДС 18%. Но суд, рассматривая претензии налоговиков к покупателю, решил, что ОАО «РЖД» было обязано применить ставку в размере 0%.

Иначе говоря, получается, что ОАО «РЖД» одновременно обязано применить ставку НДС в размере 0 и 18%!

Выводы

Отечественные покупатели, приобретающие услуги, которые теоретически могут облагаться по ставке НДС в размере 0%, к сожалению, должны вникать в особенности применения ставки поставщиками, с которыми они работают. В противном случае можно оказаться без вины виноватым.

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

  • Применение ставки 0% по транспортным услугам
  • Применение ставки 10% по транспортным услугам
  • Применение ставки 20% по транспортным услугам
  • Освобождение от начисления НДС
  • Итоги

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

Подробнее о том, как уплачивается НДС и применяется налоговый вычет по транспортно-экспедиционным услугам, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

Читайте также:  Сколько действителен технический паспорт на квартиру?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее здесь.

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

Ставка НДС при оказании транспортных услуг

stavka_nds_pri_okazanii_transportnyh_uslug.jpg

Похожие публикации

На сегодняшний день положениями налогового законодательства в России утверждены три ставки налога на добавленную стоимость в размере 0%, 10% и 20%. Также в определенных ситуациях допускается полное освобождение от уплаты данного налога. Рассмотрим, по каким ставкам исчисляется НДС на перевозки, в т.ч. по какой налоговой ставке облагаются НДС услуги по перевозке пассажиров.

Ставка НДС 0: транспортные услуги

Порядок расчетов по налогу на добавленную стоимость установлен гл. 21 НК РФ. В п. 1 ст. 164 НК РФ определено, что по ставке 0 процентов облагаются следующие виды транспортных перевозок:

  1. Международные перевозки товаров с применением речных, морских и смешанных типов судов, воздушных судов, а также железнодорожного и автомобильного транспорта, если пункт отправления или назначения располагается за пределами российской территории;
  2. Внутрироссийские перевозки при условии, что пункт отправления или назначения находится в Крыму или г. Севастополе, а также в Калининградской области;
  3. Перевозка товаров, которые ранее были помещены под процедуру таможенного транзита;
  4. Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа трубопроводом на территории РФ или за ее пределы;
  5. Перевозки пассажиров и багажа в следующих ситуациях:
  • Когда пункт отправления или назначения находится вне российской территории;
  • Ж/д транспортом в пригородном сообщении по России;
  • Ж/д транспортом в поездах дальнего следования в пределах российской территории;
  • Воздушным транспортом, если пункт отправления или назначения расположен в Крыму, г. Севастополе, в Калининградской области или на территории Дальневосточного ФО, а также вне территории г. Москвы и Московской области.

В том случае, если имела место одна из указанных выше ситуаций, перевозчик оформляет счет-фактуру со ставкой НДС 0%.

Далее потребуется в течение 180 календарных дней с момента проставления таможенной отметки в товаросопроводительных документах подтвердить обоснованность применения данной ставки налога в инспекции ФНС (п. 9 ст. 165 НК РФ). Если налогоплательщик не сможет уложиться в 180-дневный срок, ему придется уплатить НДС в размере 20% от стоимости перевозки.

Если к ближайшему сроку представления отчетности по НДС не был собран полный пакет документов и, как следствие, ставка 0% в этот период не подтверждается (но 180-дневный срок не нарушен), между декларациями по налогу на прибыль и НДС возникнет расхождение. При получении запроса от налоговой потребуется раскрыть причины выявленных разниц.

В пакет подтверждающих документов в соответствии со ст. 165 НК РФ входит:

  1. Копия контракта;
  2. Копии всех товаросопроводительных, транспортных документов. В частности CMR, которая является аналогом российской ТТН и содержит сведения о грузе, маршруте и транспортном средстве;
  3. Копия таможенной декларации с отметками таможенных органов.

Транспортные услуги с НДС 10%

Транспортные услуги облагаются НДС по ставке 10%, когда речь идет перевозке пассажиров и багажа с использованием воздушного транспорта в пределах российской территории. За исключением ситуаций, когда пункт отправления и/или назначения находится в Калининградской области, в Дальневосточном ФО, в Республике Крым или г. Севастополе, а также, когда пункт отправления/назначения и промежуточные пункты расположены вне территории Москвы и Московской области (пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Когда применяет 20% ставка НДС на транспортные услуги

В остальных случаях в отношении услуг по перевозке необходимо применять ставку НДС в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Если российская компания оказывает транспортные услуги иностранной фирме, не имеющей в РФ постоянного представительства, и при этом пункт отправления и пункт назначения расположены на территории России, НДС на транспортные услуги будет начисляться по ставке 20% (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Российская организация (ИП) также может выступать в роли налогового агента по НДС для иностранной компании, что становится основанием для уплаты налога по ставке 20%. Данная ситуация имеет место, когда перевозку по территории России для российского заказчика осуществляет иностранная фирма, не имеющая в РФ постоянного представительства (ст. 24, 161 НК РФ).

Освобождение от НДС при перевозках

«Спецрежимники» освобождены от уплаты НДС. Если плательщики ЕНВД, УСН, ПСН оказывают услуги по перевозке на территории РФ, им не нужно платить в бюджет НДС. Исключение – ввоз товаров на территорию России (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, пп. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Также не возникает обязанности в исчислении налога, если пункты погрузки и разгрузки расположены вне территории нашей страны. В этом случае, местом реализации признается не РФ и НДС платить не требуется (пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Если речь идет о перевозке пассажиров – ряд этих услуги освобожден от налога на добавленную стоимость (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ). Обложению НДС не подлежат:

  • услуги перевозки городским общественным транспортом (кроме такси, в т.ч. маршрутных);
  • перевозка морским, речным, автомобильным транспортом (кроме такси, включая маршрутки) пригородного сообщения.

НДС на указанные пассажирские перевозки не начисляется только при условии, что в отношении них органами местного самоуправления установлены единые тарифы для оплаты с предоставлением всех льгот за проезд (письмо Минфина от 05.09.2017 № СД-4-3/17592).,

К перевозкам пригородными электричками до 2030 года применяется ставка 0% (закон от 06.04.2015 № 83-ФЗ).

Подводя итоги, отметим, что, когда деятельность компании или предпринимателя связана с реализацией транспортных услуг, процент НДС может быть разным – от 0% до 20%. В первую очередь необходимо определить вид оказываемой перевозки, место реализации услуг, а при сотрудничестве с иностранным партнёром выяснить, имеет ли последний постоянное представительство в РФ (состоит ли он на учете в российской ИФНС).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Услуги транспорта по нулевой ставке

Емельяненко Елена Александровна,
ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Многие организации привлекают транспортные компании при реализации товаров на экспорт иностранному контрагенту. По оказании услуг перевозчик нередко выставляет в адрес экспортера счет-фактуру со ставкой НДС 18 процентов . В этом случае проблемы возникают и у транспортной компании, которая должна будет заплатить налог за счет собственных средств, и у организации-экспортера, у которой возможны сложности с вычетом входного НДС. Сегодня мы поговорим об обязанности применения при перевозке экспортных товаров нулевой ставки НДС и ее документальном обосновании.

В 2005 году было много споров и неясностей в отношении обложения НДС операций, выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте. В текущем году эти недочеты были устранены 1. В п. 1 ст. 164 НК РФ появился новый пп. 9, где говорится, что вышеуказанные работы (услуги) облагаются НДС по налоговой ставке 0 процентов.

У многих бухгалтеров возникает вопрос: обязаны ли они при осуществлении транспортных услуг применять ставку 0 процентов или нет? Да, обязаны. Данную обязанность перевозчиков по применению именно нулевой ставки Минфин РФ еще раз подтвердил в Письме от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@. Подобное утверждение содержится также в Решениях ВАС РФ от 31.05.2006 N 3894/06, от 09.06.2006 N 4364/06.

Нулевая ставка применяется также к организациям, осуществляющим транспортно-экспедиционную деятельность, представляющую собой услуги «по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов» 2.

О документальном обосновании ставки НДС 0 процентовОрганизация, оказывающая услуги по транспортировке экспортных (импортных) товаров, обязана применять ставку НДС 0 процентов. Поэтому при выставлении счета-фактуры в графе 5 «Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога» должна быть указана стоимость выполненных работ (оказанных услуг) без налога, в графе 7 «Налоговая ставка» – налоговая ставка в размере 0 процентов, в графе 8 «Сумма налога» – соответствующая сумма НДС.

Если транспортная организация предъявит счет-фактуру со ставкой НДС 18 процентов, то налоговики посчитают, что нарушены условия ст. 169 НК РФ. В этой ситуации организация подведет российского заказчика, так как налоговые органы не возместят ему входной НДС. Данную позицию Федеральной налоговой службы разделяет и ВАС РФ 3. Для подтверждения нулевой ставки транспортной компании необходимо собрать комплект документов 4. С 1 января 2006 г. организации, осуществляющие перевозку автомобильным, морским, речным, воздушным транспортом, не представляют таможенную декларацию (или ее копию). Исключением является перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи; оказание услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах», исключили из пакета подтверждающих экспорт документов грузовую таможенную декларацию.

Итак, для подтверждения нулевой ставки в налоговый орган представляются:

  • контракт (копия контракта) на оказание услуг по перевозке, заключенный между налогоплательщиком и иностранным (российским) лицом;
  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного (российского) лица – покупателя услуг на счет налогоплательщика в российском банке;
  • таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы и (или) ввезен на территорию Российской Федерации. Декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию России).

Согласно общим положениям Налогового кодекса указанные документы представляются в срок не позднее 180 дней считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.

Обратите внимание: данный порядок не распространяется на транспортные компании, которые не представляют в налоговые органы таможенные декларации 5. Налоговая база по НДС определяется для них согласно п. 1 ст. 167 НК РФ.

Риски при налогообложении НДС экспедиторских услуг в сфере международных перевозок

С.В. Савсерис,

руководитель налоговой практики,

О.А. Иконникова,

Анализ многочисленных разъяснений Минфина России и налоговых органов, а также материалов судебной практики позволяет заключить, что применение налоговой ставки НДС 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг в сфере международных перевозок сопряжено для организаций с существенными налоговыми рисками.

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

С 2020 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее здесь.

Виды перевозочных средств, оплата и страхование

В зависимости от вида и объема грузов экспедитор по перевозке выбирает оптимальный вид транспорта или сочетание различных видов подвижного и вспомогательного состава. ТК «Директ Спец Транс» в своей работе использует:

  • автомобильный транспорт, включая еврофуры, тралы, авторефрижераторы;
  • контейнеры универсальные и специализированные;
  • железнодорожные вагоны и открытые платформы;
  • самолеты, другую авиационную технику;
  • речные и морские суда;
  • автокраны и манипуляторы.

Экспедиторские услуги и контейнеризация позволяют комбинировать способы транспортировки, чтобы снизить конечную стоимость доставки без ущерба товару. В дополнение к услугам экспедитора продукцию можно застраховать. Мы сотрудничаем с СК «Спасские ворота», чей рейтинг надежности находится на уровне А++. Практикуем разные формы взаиморасчетов: за наличные и с выставлением счетов (с НДС, без НДС), в российской и иностранной валюте.

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

  • «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
  • «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».

Два перевозчика в международной перевозке

Организуем перевозку груза из Германии в Украину. Причем груз будет доставляться последовательно двумя перевозчиками (с перегрузкой). Можно ли такую перевозку считать международной?

Здесь нужно руководствоваться тем, что согласно п.п. 195.1.3 НКУ

для целей НДС международной перевозкой признается та перевозка, которая оформлена
единым международным перевозочным документом (к примеру, при перевозке автотранспортом это будет СМR).
Под международную перевозку попадет тот маршрут, который указан с CMR. Если в CMR будет указан весь маршрут перевозки: от места, с которого начинает вести груз самый первый перевозчик, до места, в котором завершает перевозку самый последний перевозчик, то тогда это будет считаться международной перевозкой. Все, что не охвачено CMR (или другим единым международным перевозочным документом), международной перевозкой признаваться не будет.

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Образец заполнения счета-фактуры см. в статье «Счет-фактура на услуги — образец заполнения в 2019-2020 годах».

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Анализ подходов к определению правовой природы договора транспортной экспедиции

Гражданско-правовое содержание экспедиторских услуг раскрыто в нормах главы 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, а также Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

В соответствии со статьей 801 ГК РФ экспедитор оказывает клиенту (грузоотправителю или грузополучателю) услуги, связанные с перевозкой груза, или организует выполнение таких услуг. Аналогичные характеристики содержатся и в Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной деятельности», согласно пункту 1 статьи 1 которого под экспедиторскими услугами понимаются услуги по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для выполнения перевозок грузов.

Анализ перечня экспедиторских услуг, приведенного в нормативных актах, показывает, что в рамках договора транспортной экспедиции могут оказываться услуги, относящиеся как к посредническим (заключение договоров перевозки груза), так и к подрядным (когда выполнение работ производит непосредственно сам экспедитор). При этом сочетание тех и других обязательств в конкретном договоре транспортной экспедиции может быть различным.

Однако независимо от преобладания тех или иных обязательств транспортно-экспедиционные отношения выделены законодателем в самостоятельный вид гражданско-правовых отношений. Очевидно, что в основу такого обособления положена особая сфера отношений — обеспечение грузоперевозок, исключительность которой требует специфического правового регулирования и не позволяет сводить отношения клиента и экспедитора только к подрядным или только к посредническим (агентским).

Таким образом, по своей природе договор транспортной экспедиции представляет собой самостоятельный вид договора.

Вместе с тем комплексная природа договора транспортной экспедиции порождает многочисленные дискуссии [ сноска 1 ] о том, какой механизм ценообразования должен применяться в этом договоре — подрядный (установление общей цены, которая включает как компенсацию издержек исполнителя, так и его вознаграждение, ст. 709 ГК РФ) или посреднический (четкое отделение вознаграждения посредника от понесенных им издержек). Причина дискуссий — крайне схематичный порядок ценообразования, предусмотренный в пункте 2 статьи 5 Федерального закона «О транспортной экспедиции», который по своему содержанию соответствует как подрядному, так и посредническому механизму.

Решение этого вопроса может оказать существенное влияние на налоговые последствия договора, порядок налогообложения экспедиторских услуг, а именно включение в налоговую базу только вознаграждения экспедитора (ст. 156 НК РФ) или начисление НДС на всю цену договора (вознаграждение плюс издержки — ст. 154 НК РФ).

Многие специалисты склоняются к оценке договора транспортной экспедиции как посреднического и соответственно к применению порядка налогообложения, установленного статьей 156 НК РФ. Такого же подхода в большинстве случаев придерживаются финансовые и налоговые органы (письмо Минфина России от 21.06.2004 № 03-03-11/103, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21.11.2006 № 03-04-08/239).

Применительно к сфере международных перевозок такая квалификация влияет и на применение экспедиторской организацией ставки НДС 0%.

Однако, по нашему мнению, такая точка зрения спорна и в ряде случаев ошибочна. Считаем, что в каждом конкретном случае решение следует принимать исходя из содержания договора.

Изложенный подход к налогообложению транспортно-экспедиционных операций может быть применен только в случае, если конструкция договора транспортной экспедиции соответствует конструкции посреднического договора (поручения, комиссии или агентирования), то есть если предусматривает обязанности сторон, свойственные договорам данных видов (порядок определения вознаграждения; распределение обязанностей сторон по несению расходов; отчетность экспедитора и иные посреднические обязанности). Кроме того, основанием для применения такого порядка налогообложения транспортно-экспедиционных операций может быть только обязанность экспедитора заключать от имени клиента или от своего имени договор с третьим лицом без выполнения других обязанностей, связанных с организацией перевозки груза. Иными словами, «посреднический» порядок налогообложения может быть применен только к тем договорам, которые полностью аналогичны договорам комиссии, поручения или агентирования.

Учитывая разъяснения Минфина России в том случае, если в рамках оказания транспортно-экспедиционных услуг деятельность экспедитора сводится только (или преимущественно) к заключению договоров, связанных с перевозкой груза, можно с полной уверенностью заключить, что налоговыми органами такой договор будет квалифицирован как посреднический.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

НДС и счета-фактуры

Порядок начисления НДС напрямую зависит от пунктов договора на оказание перевозки. Экспедиторские услуги имеют свои тонкости при начислении:

  • при заключении соглашения на оказание услуг, базой по НДС выступят абсолютно все доходы, описанные в пунктах. Задача экспедитора при этом грамотно оформить счет-фактуру, описать стоимость предоставленных услуг;
  • при заключении соглашения в посреднической форме, перевозчик обязан оплатить НДС только по выполненным работам. Услуги третьих лиц, дополнительные возможности сюда не включены. Требуется оформить два листа фактуры. Первый — по сумме полученной платы за выполненную работу. Второй — по сумме дополнительных затрат, оплате труда рабочих фирм-посредников.

Счет-фактура по оплате работы третьих лиц не регистрируется во внутренней базе фирмы-экспедитора, начисления НДС не производятся.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Бухгалтерский учет и налог на прибыль

Установленные договором положения оказывают прямое воздействие на порядок бухгалтерского учета. От них зависит порядок обложения налогами.

Исходя из стоимости услуг, закрепленных договором, бухгалтер предприятия рассчитывает размер прибыли, понесенные расходы. Имеются следующие особенности:

  1. Согласно договору на оказание транспортно-экспедиторской помощи выручкой будет служить полная стоимость оказанных услуг. Включая основные и дополнительные. Себестоимость поездки будет включать весь перечень затрат на транспортировку.
  2. В случае, если договор имеет посреднический вид, вычисление дохода имеет иной вид. Требуется вычесть из общей полученной от клиента суммы стоимость услуг, выполненных третьими лицами.

Полученные доходы должны быть отражены в налоговой декларации. Согласно ей будет происходить начисление налоговых вычетов.

Действующее законодательство обязует предоставлять налоговые декларации в обязательном порядке, строго отчитываться о поступивших платах. Несоблюдение норм и правил, установленных кодексом, ведет к наложению штрафных санкций на предприятие, может привести к закрытию фирмы, привлечению к уголовной ответственности.

Простой в международной перевозке

Если при международной перевозке (НДС — 0 %) был простой. Как облагать НДС сумму, полученную как компенсацию простоя?

На практике, как правило, стороны оговаривают в договоре:

— нормативные сроки простоя. Плата за нормативный простой транспорта, если таковая взимается отдельно, штрафной санкцией не считается. А значит, должна рассматриваться как часть услуги перевозки. Поскольку международная перевозка облагается по ставке НДС 0 %, то и плата за такой простой тоже будет облагаться по ставке 0 %;

— сверхнормативный простой. Это, как правило, штрафная санкция, и она на основании п. 188.1 НКУ

не подпадает под обложение НДС.

При этом, чтобы не иметь лишних вопросов от налоговиков, лучше в договоре называть такой сверхнормативный простой штрафом.

Расчет ставки НДС на оказание транспортных услуг

Обложение налогом на добавочную стоимость оказания транспортных услуг регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок налогообложения зависит от типа оказываемых услуг, их географии и конкретных прописанных в законодательстве условий, определяющих конкретную ставку для разных видов деятельности.

  • Ставка НДС 0%
  • Ставка НДС 10%
  • Ставка НДС 18 %
  • Освобождение от уплаты НДС

Ставка НДС 0%

Налоговый кодекс в пункте 1 статьи 164 определяет следующие типы транспортных услуг, не облагаемых НДС:

  1. транспортно-экспедиторское обслуживание при международных перевозках морским, речным, воздушным, автомобильным и ж/д транспортом, если точка отправления или доставки находится не на территории Российской Федерации;
  2. перевозка газа и непереработанной нефти в РФ или за пределы РФ;
  3. осуществление транзитного режима перевозки товаров;
  4. международные пассажироперевозки с багажом;
  5. до 2029 года не облагается НДС пригородные пасажироперевозки железнодорожным (электрички) транспортом;
  6. до 2029 года освобождены от уплаты НДС дальние железнодорожные перевозки пассажиров с багажом в пределах территории РФ;
  7. воздушное сообщение в Республику Крым и Севастополь.

Нулевое налогообложение за пределы Российской Федерации предусматривает предоставление налогоплательщиком соответствующих документов, в числе которых копии договоров с контрагентом, документов товаросопровождения и таможенных деклараций, в течение 180 дней со дня, когда была поставлена таможенная отметка в отношении указанной перевозки.

В случае просрочки периода в 180 дней уплачивается НДС по стандартной ставке в 18%.

Ставка НДС 10%

Применение ставки в 10% ограничивается 31 декабря 2017 года и действует в соответствии с подпунктами 1 и 6 Федерального закона от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ “О внесении изменений в главу 21 Налогового Кодекса Российской Федерации”.

В частности применение ставки в 10% в соответствии с указанным нормативно-правовым актом осуществляется в отношении перевозок пассажиров и багажа посредством воздушного сообщения внутри территории РФ, за исключением сообщения с Республикой Крым и Севастополем.

Ставка НДС 18 %

Применение стандартной ставки налога на добавочную стоимость регулируется пунктом 3 статьи 164 Налогового Кодекса РФ. Она применяется:

  1. при осуществлении российским перевозчиком услуг в соответствии соглашением с иностранной компанией (в том случае, если организация не представлена на территории РФ, а пункт назначения перевозки находится на территории РФ);
  2. стандартную ставку также должен уплатить иностранный перевозчик, если не представлен на территории РФ и осуществляет услуги в соответствии с договором с российской компанией. Стоит отметить, что в соответствии с порядком, описанным письмом Министерства финансов РФ 29 декабря 2012 г. № 03-07-15/161, при оказании посреднических услуг НДС в 18% должен быть уплачен только от суммы вознаграждения.

Необходимо составить дополнительное соглашение к договору аренды? В нашей статье вы можете скачать образец и прочитать полезные советы по оформлению.

Как правильно продлить договор аренды? Узнайте об этом здесь.

Освобождение от уплаты НДС

Налоговый кодекс в подпункте 5 пункта 1 статьи 148 содержит указание на случаи, при которых предусматривается освобождение от уплаты НДС при оказании транспортных услуг. В частности, к ним относится ситуации перевозки грузов за пределами РФ.

Подпункт 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса также предусматривает освобождение от НДС для перевозчиков, оказывающих транспортные услуги в соответствии с применением установленных тарифов на перевозки посредством городского общественного транспорта.

Кроме того, на освобождения от уплаты данного вида налога вправе рассчитывать перевозчики, парк которых состоит менее, чем из 20 транспортных средств, использующие систему ЕНВД – единый налог на вмененный доход.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Ставка НДС при оказании транспортных услуг

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация занимается услугами по договорам транспортно-экспедиторского обслуживания и является звеном в цепочке международной перевозки. Заключен договор ТЭО с фирмой на автоперевозку из Владивостока в Хабаровск импортного груза, который прибыл из Вьетнама во Владивосток и там растаможен (ТЭО из Вьетнама и растаможку организация не осуществляла). Перевозчик, скорее всего, предъявит ставку НДС 0 процентов. Какую ставку НДС нужно применить для покупателя при автоперевозке импортного груза в Хабаровск?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В отношении услуг, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, может быть применена нулевая ставка НДС.

Обоснование позиции:
В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река – море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ (абзац второй пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки российскими организациями или индивидуальными предпринимателями. В целях ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора (абзац пятый пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Специалисты ФНС России неоднократно отмечали, что в целях отнесения услуг, перечисленных в абзаце 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, к транспортно-экспедиционным с учетом положений ст. 11 НК РФ следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52298-2004 “Услуги транспортно-экспедиторские” (далее – ГОСТ Р 52298-2004), утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст (смотрите, например, письма ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7939@, от 20.03.2012 N ЕД-4-3/4588@, Минфина России от 18.04.2011 N 03-07-08/112).
Так, согласно п. 3.1.3 ГОСТ Р 52298-2004 услуги по завозу-вывозу грузов представляют собой услуги по доставке грузов от склада грузоотправителя до станции (порта) и от станции (порта) до склада грузополучателя автомобильным транспортом экспедитора или других организаций, выполняющих указанные услуги на основе договора. При этом положения ГОСТ Р 52298-2004 не раскрывают содержания используемых в п. 3.1.3 понятий “станция (порт)”, “склад”, “грузополучатель”.
Согласно п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, грузополучатель – это лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки. Как следует, например, из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” получатель груза должен быть определен договором транспортной экспедиции.
Нормы законодательства не содержат определения понятий “склад” и “станция (порт)”. На наш взгляд, в целях применения п. 3.1.3 ГОСТ Р 52298-2004 под складом грузополучателя можно понимать любое место, определенное для передачи груза грузополучателю, а под станцией (портом) – порт прибытия груза на территорию РФ.
Кроме того, для квалификации услуг по доставке груза от станции (порта) до склада грузополучателя в качестве транспортно-экспедиционных, если исходить из буквального смысла п. 3.1.3 ГОСТ Р 52298-2004, необходимо, чтобы они осуществлялись с использованием автомобильного транспорта либо самого экспедитора, либо привлеченных для этого организаций.
Таким образом, по нашему мнению, услуги по доставке груза из порта прибытия на территорию РФ до грузополучателя автомобильным транспортом экспедитора или других организаций, выполняющих указанные услуги на основе договора, могут рассматриваться в качестве услуг по завозу-вывозу в понимании п. 3.1.3 ГОСТ Р 52298-2004. Следовательно, если эти услуги оказываются в рамках договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, то в отношении них может быть применена нулевая ставка НДС (при условии соблюдения иных требований норм главы 21 НК РФ).
Однако Минфин России высказывает иную точку зрения: в случае заключения договора на транспортно-экспедиционное обслуживание товаров, перемещаемых между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, такие услуги подлежат налогообложению по ставке, определяемой на основании п. 3 ст. 164 НК РФ (то есть с 01.01.2019 по ставке 20%) (смотрите письма Минфина России от 04.09.2018 N 03-07-08/62948, от 05.07.2018 N 03-07-08/46768, от 12.01.2017 N 03-07-11/585, от 18.02.2016 N 03-07-08/9151, от 11.12.2012 N 03-07-14/114 и от 20.07.2012 N 03-07-08/199 (смотрите также письмо Минфина России от 01.07.2013 N 03-07-08/25077)).
Данная позиция не подтверждается выводами судов. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 21.08.12 N А19-963/2012, оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.02.13 N ВАС-17115/12) было указано, что пункты отправления и назначения определяются исходя из достижения цели перевозки (в том числе перевозки в непрямом международном сообщении), а не из того, на каком промежутке перевозки товара оказывает услуги тот или иной экспедитор. Такие же доводы были приведены и в постановлении Пятнадцатого ААС от 14.08.2018 N 15АП-10108/18.
В соответствии с п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 (далее – Постановление N 33) при применении пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ необходимо учитывать, что оказание услуг, поименованных в данной норме, несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим налоговую ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзац 1-2 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо*(1).
В некоторых письмах уполномоченные органы указывают на необходимость учета позиции, изложенной в Постановлении N 33 (письма Минфина России от 30.10.2017 N 03-07-08/71004, от 12.07.2017 N 03-07-08/44177, от 01.02.2016 N 03-07-08/4526, от 19.05.2015 N 03-07-08/28789, от 19.12.2014 N 03-07-08/65899, от 26.11.2014 N 03-07-08/60215, ФНС России от 14.06.2016 N СД-4-3/10498@).
При этом имеются решения судов с противоположными выводами, но их значительно меньше. Так, в постановлении АС Поволжского округа от 08.12.2016 N Ф06-14925/16 по делу N А72-15528/2015 суд признал правомерным вычет налогоплательщиком “входного” НДС по транспортно-экспедиционным услугам, указав, что перевозку товаров по маршруту г. Санкт-Петербург – г. Ульяновск и ее организацию налогоплательщиком, исходя из условий договора и фактически сложившихся по нему правоотношений, нельзя признать отдельным этапом международной перевозки. Суд на основании предъявленных документов установил, что международная перевозка закончилась в порту г. Санкт-Петербурга. При этом налоговый орган настаивал на том, что указанные услуги должны были облагаться НДС по ставке 0% (смотрите также постановление Четвертого ААС от 23.11.2018 N 04АП-1031/18)*(2).
Причем анализ приведенных судебных решений показывает, что ключевым отличием, послужившим основанием для принятия ВС РФ различных решений по схожим ситуациям, является именно информированность исполнителей услуг о том, что они оказывают услуги международной перевозки. Поскольку, как мы поняли из рассматриваемой ситуации, организация осведомлена о том, что поставка перевозимого товара осуществляется по импорту, то мы полагаем, что в данном случае является правомерным применение нулевой ставки НДС*(3).
Во избежание претензий со стороны налоговых органов к организации в части неисчисления НДС по ставке 20%, по нашему мнению, необходимо документально подтвердить информированность организации о том, что услуги по перевозке оказываются в отношении импортируемых товаров, и о том, что эти услуги являются частью международной перевозки*(4).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Вопрос: Российская организация – импортер ввозит импортный груз с территории Монголии на свой склад на территории России. Импортер заключает договор с организацией-экспедитором на доставку груза. Экспедитор 1 заключает два договора ТЭО: с экспедитором 2 на организацию доставки груза от пункта отправления в Монголии до железнодорожной станции Купавна (Россия); с экспедитором 3 на организацию перевозки груза автотранспортом от станции Купавна до склада импортера. Имеет ли организация право применить ставку НДС 0% при организации перевозки автомобильным транспортом от станции Купавна до склада Импортера? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2018 г.)
– Вопрос: Между транспортной компанией и клиентом заключен отдельный самостоятельный договор перевозки груза от города, находящегося на территории РФ, до порта в г. Новороссийске. Организация не является соисполнителем в рамках транспортно-экспедиционного договора при организации международной перевозки и не является одной из сторон договора при множественности лиц на стороне исполнителя. Клиент, чтобы обезопасить себя от отказов вычета ставки 18%, настаивает на применении 0%. Имеет ли организация право применить ставку НДС 0% на основании пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.)
– Сложности подтверждения нулевой ставки при экспорте товаров и осуществлении международных перевозок (М.Б. Иванов, “Российский налоговый курьер”, N 23, декабрь 2013 г.).
– Энциклопедия решений. Нулевая ставка НДС по работам (услугам).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В постановлении АС Северо-Западного округа от 14.04.2016 N Ф07-1391/16 по делу N А56-51251/2015 (определением ВС РФ от 04.08.2016 N 307-КГ16-8743 оставлено в силе) рассмотрена ситуация, когда налогоплательщик заключил контракт на экспорт пиломатериалов. По условиям контракта в обязанности налогоплательщика входила доставка реализуемых на экспорт товаров в порт Санкт-Петербурга; транспортные расходы до порта нес налогоплательщик, аренду судов оплачивал иностранный покупатель. В целях доставки товара в порт Санкт-Петербурга налогоплательщиком был заключен договор с экспедитором, который должен был организовать доставку товаров по маршруту от поселка, расположенного на территории РФ, в порт Санкт-Петербурга. Экспедитор, решив, что он осуществляет транспортно-экспедиционные услуги по внутренним перевозкам, исчислил НДС по ставке 18% и предъявил его налогоплательщику. Налоговый орган отказал в вычете сумм НДС, указывая на то, что экспедитор должен был исчислить НДС по ставке 0%. Суд, сославшись на вышеприведенную позицию Пленума ВАС РФ, поддержал налоговый орган. В частности, было указано, что порт Санкт-Петербурга являлся промежуточным пунктом следования товаров при их международной перевозке, пункт доставки товаров расположен за пределами РФ, в связи с чем счета-фактуры с налоговой ставкой, не соответствующей пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не отвечают требованиям НК РФ и не могут являться основанием для вычета НДС. Схожие выводы представлены в постановлениях АС Дальневосточного округа от 04.10.2016 N Ф03-4327/16 по делу N А51-1939/2015 (определением ВС РФ от 19.04.2017 N 303-КГ16-19803 оставлено в силе), от 10.12.2015 N Ф03-4708/15 по делу N А51-1939/2015, АС Западно-Сибирского округа от 26.10.2015 N Ф04-24512/15 по делу N А27-1682/2015, АС Московского округа от 01.10.2015 N Ф05-11410/15 по делу N А40-6591/2015, АС Волго-Вятского округа от 11.03.2015 N Ф01-245/15 по делу N А11-5755/2014 (определением ВС РФ от 08.07.2015 N 301-КГ15-6818 оставлено в силе).
*(2) В п. 7 письма ФНС России от 09.07.2018 N СА-4-7/13130 говорится, что когда оказывающее услуги лицо не обладает сведениями об экспортном характере товара и привлекается к перевозке товаров (организации перевозки) только в границах территории РФ, то применяется ставка, установленная п. 3 ст. 164 НК РФ (то есть с 01.01.2019 ставка 20%). Данные заключения сделаны на основании выводов, сделанных судьями ВС РФ в определении ВС РФ от 27.04.2018 N 307-КГ18-1802 (поддержана позиция налогового органа об отказе в принятии к вычету сумм НДС, предъявленных исполнителями услуг, оказанных на территории РФ, но в отношении экспортируемых товаров) и в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 25.04.2018 N 308-КГ17-20263 (поддержана позиция налогоплательщика о праве на вычет “входного” НДС по услугам, оказанным на территории РФ в отношении экспортного товара).
Определением СК по экономическим спорам ВС РФ от 25.04.2018 N 308-КГ17-20263 (упомянуто в п. 7 письма ФНС России от 09.07.2018 N СА-4-7/13130) было оставлено в силе постановление Пятнадцатого ААС от 13.06.2017 N 15АП-4999/17. В нем суд поддержал вывод суда первой инстанции о том, что перевозка товара, предназначенного для экспорта в Турцию, по маршруту г. Шахты – г. Ростов-на-Дону является частью международной перевозки, так как далее после определенных процедур товар следовал в Турцию. При этом данным судом был признан неправомерным отказ налоговым органом заказчику услуг в вычете НДС, предъявленного перевозчиком, так как перевозчик неправомерно исчисленный НДС уплатил в бюджет.
*(3) С 01.01.2018 (Федеральный закон от 27.11.2017 N 350-ФЗ) на основании п. 7 ст. 164 НК РФ при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных, в частности, пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении таких работ (услуг), налогоплательщик вправе отказаться от нулевой ставки НДС и производить налогообложение таких операций по ставкам, указанным в п.п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ (10% и 18%) (смотрите также Вопрос: Может ли организация отказаться от применения нулевой ставки НДС при осуществлении международных перевозок и каков порядок документального оформления такого отказа? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2018 г.)).
*(4) Мы полагаем, что такими доказательствами могут быть специальные оговорки в договоре, заключенном с заказчиком. Также в договоре может быть оговорено условие о предоставлении заказчиком копий документов, подтверждающих факт пересечения границы РФ перевозимыми товарами, на что, в частности, обратил внимание Второй ААС в постановлении от 27.08.2018 N 02АП-5520/18 (принимая решение об отказе в вычете “входного” НДС заказчиком услуг, суд посчитал, что контрагентами неправомерно была применена ставка НДС 18%). При этом указанный суд отклонил ссылку налогоплательщика – заказчика услуг на письмо ФНС России от 14.06.2018 N СА-4-7/11482@, указав, что данное письмо не относится к актам законодательства о налогах и сборах, обязательным для исполнения. Письмо содержит собственную интерпретацию судебной практики. Как указал суд, в данном споре имеет значение также то, что налогоплательщик мог принять меры для применения контрагентами правильной ставки, но этого не сделал.

Оцените статью
Добавить комментарий