Тн или ттн в 2021 году

Какова разница между ТТН и ТН

Перевозка грузов всех видов сторонним перевозчиком производится согласно договору и подлежит обязательному документальному оформлению. С этой целью применяются две формы: товарно-транспортная накладная и транспортная накладная. Обе на сегодняшний день используются, хотя и с 2013 года ТТН исключена из списка обязательных документов для учета грузоперевозок. Формы по многим позициям дублируют друг друга, но есть и различия. Можно ли заменить одну форму другой или их следует включать в пакет документов на перевозку одновременно? Какова позиция контролирующих органов и как она согласуется с практикой учета грузоперевозок?

Вопрос: При продаже аксессуаров для мебели (ручек, накладок, держателей и пр.) продавец выписал нам товарную накладную и товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т. В ТТН стоимость товара он не указал. Можем ли мы принять такую ТТН?
Посмотреть ответ

Товарно-транспортная накладная, согласно Пост. Госкомстата №78 от 28-11-97, должна использоваться для учета работ автотранспорта, спецмашин строительной отрасли. Информация №ПЗ-10/2012 Минфина фактически отменяет эту форму как обязательную с 2013 года, но многие организации продолжают ее применять в учете. Кроме того, согласно действующему законодательству в некоторых случаях использование формы 1-Т по-прежнему обязательно. Об этом будет сказано далее.

В документе два раздела, отраженных в наименовании: товарный и транспортный. В первом указываются данные, необходимые отправителю и получателю перевозимых ТМЦ: одному для списания с учета, другому – для постановки. Во втором фиксируются сведения, необходимые перевозчику и заказчику услуги (отправителю): натуральные показатели, погрузочно-разгрузочные мероприятия и их продолжительность, данные для расчета за услугу, в том числе водительская заработная плата.

В общем случае ТТН – необязательная форма, следовательно, использование ее подлежит отражению в учетной политике компании.

Накладная выписывается отправителем груза в 4-х оригинальных экземплярах:

  • в учетную службу грузоотправителя как документ на списание ТМЦ;
  • в учетную службу грузополучателя для оприходования ТМЦ;
  • в учетную службу АТП – 2 экземпляра (один затем передается заказчику услуги как основание для оплаты, а другой остается у перевозчика как основание для оплаты труда шофера).

Отправитель подписывает три экземпляра и передает их водителю (экспедитору), а тот передает их другим контрагентам.

Вопрос: О принятии к вычету НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг), и составлении товарно-транспортных накладных и товарных накладных N ТОРГ-12.
Посмотреть ответ

Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.

Заполняются три оригинальных экземпляра ТН:

  • отправителю;
  • получателю;
  • перевозчику.

Различие с предыдущей формой, ТТН, состоит в отсутствии товарного раздела как такового. Это отражается в заголовке документа. Списание и постановка на учет перевозимых ТМЦ на основании ТН не производятся.

Следует иметь в виду Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., согласно которому изменился правовой акцент правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Ранее правила регламентировали перевозку, соответственно, тяжеловесных (крупногабаритных) грузов.

Изменения коснулись и ТН, как документа, фиксирующего хозяйственные операции в этой сфере:

  • раздел 13 посвящен маршруту движения транспорта, в том числе и перевозящего опасные ТМЦ;
  • раздел 15 содержит сумму услуг АТП — перевозчика, сумму оплаты за перевозку соответствующих грузов.

В разделе 13 при перевозке автомобилем опасного груза указываются в том числе и реквизиты разрешения на перевозку.

Таким образом, показатели двух накладных максимально сближаются по смыслу и содержанию.

ТТН или ТН?

Нередко у бухгалтеров, менеджеров, работников, занятых оформлением перевозок, подготовкой пакетов документов, возникает вопрос о целесообразности применения той или иной формы. Если использование ТТН можно прописать в учетной политике, допустимо ли заменить один документ другим?

Несмотря на официальную отмену ТТН, продолжают возникать споры с фискальными органами по поводу наличия или отсутствия документа при оформлении перевозок. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, часто оформляются при перевозке все три имеющих отношение к ней документа: ТТН, ТН и накладная ТОРГ-12, по принципу «чем больше, тем лучше». Такой порядок закрепляется в учетной политике.

В каких случаях составляют товарную накладную (форма N ТОРГ-12), а в каких — товарно-транспортную накладную (форма N 1-Т) при отгрузке товаров?

Отметим ряд важных моментов, связанных с применением этих форм на практике.

Если организация, применяющая НДС, заявляет сумму к вычету, ФНС особенно тщательно проверяет комплект пакетов первичных документов, в частности ТТН. Несмотря на Пост. Президиума ВАС РФ №8835/10 от 09-12-2010 г., судебной практикой до сегодняшнего дня не выработано единого подхода по указанному вопросу. Применение ТТН подтверждает транспортные расходы и позволяет включить их в суммы, уменьшающие базу по налогу на прибыль.

Вместе с тем письмо Минфина №03-03-06/1/85703 от 21-12-17 г. и ряд других аналогичных утверждают преимущество именно ТН при обосновании транспортных расходов в связи с расчетами налога на прибыль. Следует отметить, что в ТТН отдельно не выделен НДС, следовательно, при наличии лишь ТТН как подтверждающего документа на вычет, в нем, вероятнее всего, организации будет отказано (ст. 168 НК РФ).

Следует помнить о том, что, согласно ФЗ №259 от 08-11-07 г., ст. 8 (1), при заключении договора на перевозку груза обязательно применение транспортной накладной, подтверждающей факт перевозки. Аналогичный смысл имеет и ст. 785 ГК РФ.

Когда без ТТН не обойтись

Согласно ФЗ №171 от 22-11-95 г. «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», а именно ст. 10.2 (п. 1), первой среди сопроводительных документов на перевозку алкоголя названа ТТН.

Информация, указанная в накладной, подтверждается пакетом других документов: справками, декларациями, сертификатами, но без ТТН перевозка алкоголя контролирующим органами признается незаконной, как и сама поставка такой продукции.

ТТН оформляется на каждую партию алкоголя, каждому получателю товара отдельно, даже при перевозке одним и тем же транспортом. Из данных ТТН сведения о грузе поступают в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) по учету и контролю за оборотом алкоголя. На основании ТТН формируются декларации фиксирующие «алкогольные» сделки.

Внимание! При отсутствии договора на перевозку ТН (и ТТН) можно пренебречь. При вывозе груза своим транспортом следует оформить лишь накладную ф. ТОРГ-12. Указанный документ может служить и подтверждением расходов по приобретению МЦ в целях НУ.

Форма транспортной накладной с 2021 года

  • Что нового в транспортной накладной с 2021 года
  • Когда нужна транспортная накладная
  • Кто и как оформляет транспортную накладную

С 01.01.2021 действуют новые правила автотранспортных грузоперевозок (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200, далее — Правила № 2200). Правила перевозок и оформления документов по ним из постановления от 15.04.2011 № 272 утратили силу.

Нововведения отразились в том числе и на правилах оформления транспортных документов. Так, упомянутое постановление № 2200 утвердило новую форму транспортной накладной (ТН).

Что нового в транспортной накладной с 2021 года

Согласно новым правилам, ТН может быть сформирована как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ранее электронная форма для ТН не была предусмотрена). Однако электронный способ станет доступен только с 01.01.2022. К этой дате ФНС (в сотрудничестве с Минтрансом) должны разработать формат ее представления.

Среди новшеств в бланке можно отметить:

  • новые поля, которые нужно заполнять, если грузоотправитель является экспедитором (например, нужно дополнительно указать реквизиты юрлица — заказчика перевозки);
  • в разделе «Прием груза» отражают сведения о лице, от которого забирается груз;
  • нужно указывать код типа владения транспортным средством (собственность, аренда или лизинг);
  • скорректирован раздел, в котором отражают стоимость услуг перевозчика.

Когда нужна транспортная накладная

Транспортная накладная составляется в обязательном порядке при перевозке груза автомобильным транспортом по территории России (ч. 1 ст. 8 закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 2 ст. 785 ГК, п. 7 Правил № 2200). Составляют ее на одну или несколько партий грузов, перевозимых на одном транспортном средстве (пп. 10, 12 Правил № 2200).

  • подтверждает факт заключения договора перевозки;
  • является одним из документов, подтверждающих реальность сделки;
  • обосновывает расходы в налоговом и бухучете.

Если ТН не будет, налоговики могут снять расходы, оштрафовать компанию за занижение базы по прибыли и начислить пени. Могут быть вопросы и к вычету по НДС.

Также за перевозку груза без ТН, в случае когда ее оформление обязательно, могут наказать водителя — по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ это предупреждение или штраф в сумме 500 руб.

ТН всегда составляется, если:

  • доставку товара осуществляет транспортная организация, при этом неважно, кто выступает заказчиком перевозки: продавец или покупатель;
  • товар доставляет продавец и при этом стоимость доставки выделена в договоре отдельно.

ТН не составляется при:

  • доставке товара транспортом продавца, если транспортировка включена в цену товара;
  • самовывозе товара покупателем.

В каких случаях надо оформлять транспортную накладную, а в каких товарно-транспортную накладную, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Чтобы ознакомиться с разъяснениями, получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в готовое решение.

Кто и как оформляет транспортную накладную

По общему правилу ТН выписывает заказчик перевозки. Если это покупатель, то документ составляет покупатель, если продавец, то продавец. Однако закрепить обязанность составлять ТН можно и за перевозчиком. Это нужно прописать в договоре.

Оформляют ТН в трех экземплярах — для каждого участника транспортировки. Участвуют в заполнении документа все стороны договора перевозки: каждый участник указывает в ней свою информацию, заполняя реквизиты полностью или в своей части, проставляя, где нужно, подписи и печати.

Например, заглавные реквизиты (дату и номер ТН, номер экземпляра, дату и номер заявки, сведения о грузоотправителе и грузополучателе и др.) заполняет составитель документа. А в разделе 7 «Сдача груза» тем или иным способом отмечаются все участники перевозки.

Правильно заполнить новую транспортную накладную с 2021 года вам поможет образец с комментариями от экспертов «КонсультантПлюс», фрагмент которого представлен ниже. Посмотреть образец полностью можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.

Отразить транспортные расходы в бухучете вам поможет наша статья.

ТТН или ТрН – что использовать? Консультация эксперта

Как выстроить доставку груза с соблюдением законодательства в части обмена документами? На вопросы читателя журнала «Генеральный директор» отвечает бизнес-аналитик Synerdocs Алиса Муратова.

Читатель: Наша компания занимается поставкой оборудования. Для покупателей все доставки являются бесплатными. Есть несколько путей отгрузок оборудования.

Первая: Мы нанимаем транспортную компанию для перевозки груза от нашего продавца до нашего покупателя. Мы же являемся плательщиком. На складе покупателя отгрузку контролирует наш сотрудник (который занимается сопровождением отгрузки). Какие документы мы должны составить кроме ТОРГ-12 и счет-фактуры? Обязательна ли нужна ТТН от нашей компании для покупателя?

Алиса Муратова: Для того, чтобы корректно ответить на ваши вопросы, в первую очередь обратимся к законодательству, в частности, к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее – Постановление N 78), в том числе с применением формы N 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее – ТТН).

Кроме ТОРГ-12 и счета фактуры (далее СФ), при найме стороннего перевозчика необходимо также заключить договор перевозки, потому как в цепочке присутствует третье лицо – транспортная компания.

Заключение договора подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором). Данный документ необходим вам (налогоплательщику) и грузополучателю, а также транспортной компании. Законодательство предусматривает как минимум 3 экземпляра транспортной накладной или 4 экземпляра ТТН по одному оригиналу на каждого из участников грузоперевозки, и 2 экземпляра для перевозчика – в зависимости от того, какой документ компания использует.

ТТН, как правило, используют тогда, когда немного номенклатурных позиций груза или при перевозке алкогольной продукции. Форма ТТН утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Транспортная накладная (далее – ТН) подтверждает заключение договора на перевозку между заказчиком грузоперевозки и исполнителем, форма регламентирована 272-м постановлением.

В статье «Транспортная и товарно-транспортная накладная: мы такие разные, но мы так похожи» вы можете подробнее почитать об отличиях документов и условиях их применения.

Тем не менее, законодательство не запрещает оформлять как ТН, так и ТТН и неоднократные разъяснения ФНС говорят о том, что выписывать оба документа одновременно нецелесообразно. Конкретно в вашем случае вы можете составлять не ТТН, а ТН, и как раньше использовать ее в связке с ТОРГ-12.

Читайте также:  Новая форма отчета в статистику

Финансовые и налоговые органы считают, что если доставка производится силами сторонних организаций, наличие документа, подтверждающего оказание транспортных услуг, то есть ТН или ТТН, обязательно.

Сервис обмена Synerdocs предлагает обмениваться транспортными накладными в электронном виде и значительно упрощать взаимодействие с участниками грузоперевозки. Используя оператора, вы уже сегодня можете отказаться от привычных бумажных документов – ТОРГ-12, СФ, договоров, заявок – и перевести все операции с документацией в электронную плоскость.

Читатель: Вторая ситуация: наш сотрудник возит мелкий груз на своей машине. От точки А до точки Б (покупателя). Третья: наш сотрудник отвозит товар до терминала транспортной компании. Какие здесь необходимы документы?

Алиса Муратова: Что касается вопроса о необходимости составления дополнительных документов в случае доставки продукции своими силами независимо от точки доставки до терминала транспортной компании или непосредственно до покупателя, существует два противоположных мнения. Опять же, опираемся на практику арбитражных судов. Например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.04.11 N А19-13189/10. Суть – без ТТН покупатель не сможет принять вычет НДС и отразить расходы. К тому же в п. 2 инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» говорится о том, что поставщик все же должен составить ТТН. Хотя инструкция утверждена в 1983 году, она до сих пор действует.

Согласно второй точке зрения поставщику нет необходимости составлять ТТН, ведь транспортировка груза в конкретном случае — это внутренняя операция продавца. При подобных обстоятельствах вполне достаточно оформить товарную накладную по форме ТОРГ-12, а стоимость доставки включить в цену товара или зафиксировать в акте оказанных услуг. В подтверждение: постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.10 N А27-11151/2010, ФАС Московского округа от 20.09.10 № КА-А40/10952-10).

С одной стороны, в доставке участвуют только поставщик и покупатель, и не вовлечена третья сторона — транспортная компания. Казалось бы, зачем тут составлять ТН/ТТН, но несмотря на некоторую положительную практику, во избежание конфликтов с налоговыми органами некоторые специалисты советуют их оформлять.

С правовой и практической точки зрения, как считают юристы в области грузоперевозок, да и мы – эксперты в области ЭДО, обращаясь к письмам Минфина РФ от 17 августа 2011 г. N 03-03-06/1/492 и N 03-03-06/1/500, нет договора перевозки (если транспортировка мелкого груза входит в должностные обязанности сотрудника) — ТН/ТТН не нужны. Списание затрат на ГСМ, амортизацию и т. п. производится по путевым листам. Далее взаимоотношения регулируются по договоренности с транспортной компанией. Если оформлением документов (часто это экспедиторская расписка) занимается перевозчик, то дополнительные документы не нужны, если договором предусмотрено обратное — клиент транспортной компании готовит документы самостоятельно.

Читатель: И четвертая ситуация: заказ машины и оплата грузоперевозки ложится на нашего продавца. Наш сотрудник только встречает машину и сопровождает до склада покупателя.
Хотелось бы понять, какие документы необходимы? Если мы в договорах с нашими покупателями будем прописывать, что доставка за наш счет, всё равно будет необходимость в оформлении ТТН? Есть еще транспортная накладная, в каких случаях можно применять только её?

Также вопрос по сотруднику. Он сопровождает и контролирует отгрузки, подписывает документы. Мелкий груз возит на своей машине. Есть с ним трудовой договор, где указаны обязанности и должностная инструкция. Необходимо ли еще оформлять какие-либо документы? ГСМ у него нет, нужно ли прописать, что входит в зарплату?

Алиса Муратова: Транспортная или товарно-транспортная накладная также необходима, т. к. договор перевозки в любом случае имеет место быть, независимо от того, кто его заключил — получатель или отправитель (хоть это и противоречит буквальному толкованию ст. 785 ГК РФ). Отсутствие транспортной накладной будет означать для водителя как минимум штраф в размере 500 рублей (ст. 12.21 КоАП РФ), а как максимум — задержание транспортного средства с грузом в случае совместного рейда ГИБДД и УБЭПиПК (бывший ОБЭП).

Говоря об отношении судов к ТН и ТТН, практикующие юристы и иные специалисты сходятся во мнении: «Важно содержание документа, а не форма». Если в документе имеются все сведения, которые должны присутствовать в ТН/ТТН, то он так же подтверждает факт заключения договора перевозки. Для наглядности можно представить, что накладная пролинована пунктирными линиями, либо все сведения заключены в овальные графы — от этого транспортная накладная не перестаёт быть собой.

Что касается оформления водителя, считаем, что каких-то дополнительных документов составлять не требуется. Все взаимоотношения работника и работодателя регулируются ТК РФ.

Количество документов, которые оформляются на перевозку, довольно большое. Это документы на груз (ТН, ТТН, доверенности на водителя), на автомобиль (путевые листы, водительские удостоверения, талоны о прохождении техосмотра, полис ОСАГО), договоры на страхование и пр. Оформление каждого из них зависит от формы взаимоотношений между участниками. Например, когда вы нанимаете транспортную компанию, тогда заботы по оформлению документов на автомобиль полностью ложатся на нее, если же это ваш водитель, то это обязанность ваша. И так с каждым документом.

Тн или ттн в 2021 году

Доставка товарно-материальных ценностей перевозчиком от отправителя груза к получателю груза подлежит документальному оформлению различными документами, в качестве которых применяются транспортные накладные, которые могут быть разных видов. В связи с этим необходимо рассмотреть имеющуюся информацию и выяснить ответ на вопрос, между ТТН и ТН в чем разница.

Нормативное регулирование составления транспортных накладных

Нормативное регулирование составления транспортных накладных регулируется следующими документами:

  • товарно-транспортная накладная (ТТН) составляется на основании Правил, утв. Минавтотрансом 30.07.1971;
  • транспортная накладная (ТН) составляется на основании Постановления Правительства от 15.04.2011 № 272.

Различия в количестве экземпляров транспортных накладных

В таблице 1 представлено количество необходимых экземпляров транспортных накладных.

Таблица 1. Количество необходимых экземпляров транспортных накладных

Вид транспортной накладнойТТН
(кому передается, у кого остается)
ТН
(кому передается, у кого остается)
Первый экземплярОстается у отправителя грузаОтправителю груза
Второй экземплярПередается получателю груза через водителя, осуществляющего перевозку грузаПолучателю груза
Третий экземплярПеревозчик прилагает к счету за перевозку и передает заказчику автотранспортаПеревозчику
Четвертый экземплярПрилагается к путевому листу водителя, осуществляющему перевозку груза

Различия в содержании разделов транспортных накладных

Товарно-транспортная накладная (ТТН) по своему составу делится на два раздела (товарный и транспортный), в то время как транспортная накладная состоит только из транспортного раздела.

Товарный раздел ТТН определяет взаимоотношения между отправителем груза и его получателем. На основании товарного раздела ТТН товарно-материальные ценности приходуются и списываются. Транспортный раздел ТТН определяет отношения между отправителем груза и его перевозчиками. На основании данных транспортного раздела ТТН происходят расчеты сумм за услуги и перевозки груза.

В составе транспортной накладной (ТН) присутствует только один раздел – транспортный. Это и является одним из отличий между ТТН и ТН.

Различия по содержанию информации в ТН и ТТН

По содержанию информации в ТТН и ТН тоже существуют определенные различия:

  • в ТТН (транспортный раздел) содержится информация о коде продукции и номенклатурном номере, количестве, цене за единицу и общей сумме стоимости, а в ТН данная информация отсутствует;
  • в ТН информация о наименовании груза (пункт 3) представлена данными о виде используемой тары для транспортировки груза и способе упаковке, а также имеются сведения о маркировке груза, масса брутто (нетто) грузовых мест, сведения об объеме грузовых мест и их размерах. В ТТН эти данные отсутствуют;
  • в ТН отсутствуют подписи должностных лиц, разрешающих отпуск груза, лица, отпустившего груз, и бухгалтера (главного или старшего), в ТТН они есть (раздел 1);
  • в ТН в отличие от ТТН отсутствует информация о плательщике с указанием его наименования, адреса и банковских реквизитов, в ТТН эти сведения присутствуют;
  • В ТТН присутствует информация о номерах телефонов юридических лиц (отправителей, получателей и перевозчиков груза), в ТН эти данные отсутствуют, но указываются телефонные номера лиц, ответственных за перевозку (у отправителя груза — в пункте 1, у получателя груза – в пункте 2, у перевозчика груза – в пункте 10);
  • в ТН присутствуют информация об условиях перевозки (пункт 8), указания отправителя груза о необходимых параметрах автомобиля (пункт 5), информация о фактическом состоянии груза, состоянии пломб, тары и упаковки (пункты 6 и 7), оговорки и замечания перевозчика (пункт 12), в ТТН эти сведения отсутствуют;
  • в ТТН указывается общая сумма, которую покупатель должен заплатить продавцу, т. е. в данном документе содержатся сведения, необходимые для оприходования и списания ценностей;
  • в ТН нет сведений о цене перевозимого груза, и поэтому этот документ не может быть достаточным обоснованием для признания расходов. В пункте 5 ТН предусмотрено указание на объявленную стоимость перевозимого груза, которая указывается, если отправитель заявляет о ценности груза. Эти данные приводятся в ТН для того, чтобы иметь возможность рассчитать сумму возмещения ущерба в случае недостачи или порчи по вине перевозчика груза.

Можно сделать обобщающий вывод, что в ТН присутствует больше сведений, позволяющих лучше организовать и контролировать процесс перевозки груза.

Транспортная накладная — бланк 2021, образец заполнения

Одним из главных документов при перевозке товара в торговле является транспортная накладная. Данный вид участвует в хозяйственной деятельности организаций. Он заполняется по факту договора, имеет общую унифицированную форму, находится в открытом доступе. Образец обновляется по мере внесения изменений. Компании могут разработать документ самостоятельно, главное оставить необходимые разделы.

Актуальный бланк Транспортной накладной 2021 — качайте в конце статьи.

Что должно быть указано в ТН в 2021 году

Согласно Гражданскому кодексу, транспортная накладная — документ, который подтверждает перевозку товара между контрагентами. ТН заключается на основании договора между субъектами. Продавец обязуется доставить товар в оговоренный пункт назначения, а покупатель оплатить за груз.

Образец содержит положения о перевозке груза автомобильным средством.

Обязательно нужно указать информацию о грузоотправителе:

  1. Адрес
  2. Наименования
  3. Место нахождения
  4. Мобильный номер
  5. Банковские реквизиты

Аналогичные сведения оформляются о грузополучателе. Должно быть зафиксировано наименование товара, который отправляется, его масса нетто и брутто, размер, количество мест. К транспортной накладной прикрепляются сопроводительные документы, например:

  1. Параметры автомобиля
  2. Объявленная стоимость груза
  3. Необходима температура
  4. Объем
  5. Данные о запорно-пломбировочных устройствах

Указывается следующая информация:

  1. Сведения о сдаче товара к выгрузке
  2. Сведения о принятии заказа к исполнению
  3. Информация о перевозчике и транспортном средстве
  4. Отражается цена перевозки
  5. Указывается порядок расчета за услуги
  6. Описывается фактическое состояние груза, упаковка

Основной документ регламентирует условия при грузоперевозке, а не характеризует груз. О товаре указывается лишь общая информация. Передача бланка в пункте разгрузки водителем является подтверждение того, что договор выполнен и услуги оказаны. Договор может оформляться руководителем компании, которая оказывает транспортные услуги.

Инспекторы ГИБДД во время следования груза проверяют документы, так как они подтверждают правомерность перевозки автомобилем. ВАЖНО! Бланк имеет юридическую силу, если стоит все подписи.

Всегда ли требуется накладная?

Накладную необходимо составить в следующих случаях:

  1. Товар доставляется покупателю через экспедитора. Он в свою очередь заключает договор перевозки.
  2. Товар доставляется перевозчиком. Имеется договор перевозки.

В случае если покупка осуществляется со склада, то документ составлять не нужно.

Правила заполнения

С правилами заполнения можно ознакомиться во втором разделе требований о перевозке грузов транспортными средствами. Основные положения:

  • Бланк можно составить на несколько партий перевозимых на одном автомобиле.
  • Груз, который перевозится на разных транспортных средствах, должен сопровождаться отдельной накладной. Документы должны соответствовать числу автомобилей.
  • В незаполненных строках нужно поставить прочерк.
  • Транспортная накладная должна быть оформлена в трех экземплярах.
  • Документы распределяются между продавцом, покупателем, грузоперевозчиком.
  • Объявленная стоимость груза от отправителя не должна быть больше фактической цены.

Если компания хочет составить свой собственный бланк нужно предварительно ознакомиться с образцом. Основные положения должны быть зафиксированы, иначе документ не имеет юридической силы.

  • В 13 разделе обязательно указать маршрут движения
  • В разделе 15 привести стоимость услуг грузоперевозчика, а так же указать расчет оплаты, если груз относится к категории опасных или перевозится тяжеловесным, крупногабаритными средствами.

ВАЖНО! Документы выписываются грузоотправителем, но оформлением может заниматься и другое лицо в рамках договора. Транспортная компания заполняет бланк в офисе компании, и передает его водителю ТС. Он отвозит грузоотправителю, когда выезжает за товаром для доставки.

Образец заполнения транспортной накладной 2021

Шаблон включает 17 разделов. Форма бланка устанавливается Правительством. Документ заполняется в трех экземплярах и передается перевозчику, получателю и отправителю. Можно внести информацию от руки или на компьютере.

Согласно действующему законодательству при проведении хозяйственных операций между контрагентами должна быть оформлена соответствующая документация. Если не соблюдать данное требование лицо привлекут к административной ответственности. ТН — это один из важнейших документов, который подтверждает наличие заключенного договора на перевозку товара. Бланк регулирует осуществление движения груза и является основанием при расчете.

Чем Товарно-Транспортная Накладная отличается от ТН?

Ранее использовалась только товарно-транспортная накладная. Сейчас активно применяются два документа: транспортная накладная и товарно-транспортная накладная. Возникает вопрос: «Какая разница между двумя видами документов?»

Для чего нужна товарно-транспортная накладная и ее основные особенности:

  • Необходима при учете движения груза между отправителем и получателем.
  • Является подтверждающим документом при перевозке товара по дороге.
  • Состоит из разделов: транспортный и товарный. В каждый раздел заносится информация о грузе, фиксируются этапы перевозки.
  • ТН — основание при расчете за перевозку.
  • Составляется в четырех экземплярах.
  • Позволяет списать товар продавцу и оприходовать его у покупателя.

Для чего нужна транспортная накладная и ее основные особенности:

  • Является основанием заключения договора перевозки.
  • Состоит из транспортного раздела. В нем заключена информация о продавце, покупателе и перевозчике. Зафиксированы условия грузоперевозки и факты транспортировки товара.
  • Правомерность для осуществления перевозки.
  • Нет номера юридических лиц, а именно продавца и покупателя. Записан только номер ответственного за груз.
  • Указаны сведения о таре: упаковка, маркировка, грузовые места, масса и размер товара.
  • Указаны требования отправителя о машине, условиях доставки, состоянии груза, упаковке, таре.
  • Нет информации о плательщике, конкретно: наименования, банковского реквизита, адреса.
  • Является основанием для подтверждения расходов за перевозку транспортным средством.
  • Бланк нельзя использовать основанием для оприходования товарно-материальных ценностей получателем и списания продавцом.
  • Заполняется в трех экземплярах.
  • В товарной накладной не указана цена за единицу, нет общей стоимости груза. Можно заполнить только объявленную стоимость.
  • Документ предъявляется для расчета за оказанные услуги.

Если бухгалтером оформляется транспортная накладная, то для списания и оприходования товара можно оформить товарную накладную. Данный документ содержит сведения о цене товара, количестве и наименование. Если бланк отсутствует, то грузоотправитель не сравнит груз, который он получил с фактически отправленным.

Налоговые инспекторы не смогут проверить основания для вычета налога НДС покупателем, соответственно без накладной не удастся признать транспортные расходы при расчете налога на прибыль.Если оформление товара производится со склада, то выдается путевой лист. Для принятия груза на учет будет достаточно товарной накладной ТОРГ 12.

На первый взгляд может показаться, что один документ заменяет другой, однако это не так. Товарно-транспортная накладная заполняется более полными данными, есть два раздела, один из которых предназначен для учета. Некоторые специалисты считают, что документы определяют сферу применения. Транспортная накладная оформляется, если в перевозке участвует транспортная компания, а товарно-транспортная накладная, если перевозчиком является отправитель или получатель. Однако в случае если перевозчиком становится поставщик или покупатель документы могут не потребоваться.

При заключении договора можно использовать один из этих документов. Налоговая служба признает оформление двух бланков избыточным. Для того чтобы подтвердить транспортные затраты можно применять транспортную накладную или товарно-транспортную.Транспортная накладная регулирует перевозку и порядок доставки груза. В ней не указаны сведения о стоимости доставленного груза.

Заполнять бланк нужно согласно правилам перевозки грузов автомобилями. Разделы содержат простую и понятную нумерацию, каждый из которых имеет свое назначение, название. Рядом с графой изложены требования. Необходимо помнить, что число ТН будет зависеть от использованных при перевозке транспортных средств. Каждый автомобиль должен быть сопровожден отдельной транспортной накладной.

ВАЖНО! Один документ может быть заполнен на несколько партий грузов, но только если товар его от одного отправителя к одному покупателю.

Если перевозка сборная, то на отдельные партии груза оформляются отдельные накладные.Компании должны уделить особое внимание при выдаче сопроводительных документов. Только правильно оформленные бланки являются основанием при признании транспортных расходов. Бухгалтера должны следить за изменения в законодательстве.

Обязательные реквизиты — подписи и печати сторон: перевозчика, грузоотправителя, получателя. Чтобы избежать разногласия лучше максимально заполнить все разделы. В незаполненных полях поставить прочерк.

Скачать форму-бланк Транспортной накладной 2021

Бланк транспортной накладной 2021 word (Размер: 107,0 KiB

Риск и ответственность. Перевозчиков озадачили новые правила заполнения накладных 08:30, 25 января 2021 Версия для печати

Новая форма транспортной накладной превратила экспедиторов в грузоотправителей. Перевозчики опасаются возможных рисков и ждут разъяснений от властей.

1 января в России вступила в силу новая редакция Правил перевозки грузов автомобильным транспортом. В документ был внесён ряд изменений, направленных прежде всего на подготовку к масштабному внедрению электронного документооборота. Теперь транспортные накладные, заказ-наряды и сопроводительные ведомости могут быть оформлены как в бумажном, так и в электронном виде. Обмен ими и подписание также может осуществляться в системах электронного документооборота, с использованием электронных подписей.

Внесены и другие изменения: регламентированы обязательные требования к составлению заявки на грузоперевозки и порядок переадресовки грузов при использовании электронных документов. Кроме того, обновилась форма транспортной накладной. В ней появилось новое поле «Клиент» (в него вписываются данные о заказчике перевозки), а в графу «Грузоотправитель» добавлено отдельное поле, в котором можно сделать отметку, если перевозку выполняет экспедитор. Если документ заполняет экспедитор, то она должна быть внесена в обязательном порядке. Эти новшества вызвали неразбериху, с последствиями которой уже столкнулись многие предприниматели.

— Экспедитор в соответствии с новой формой накладной отнесен к грузоотправителям, а ранее указывался как перевозчик, – цитирует «Коммерсантъ» управляющего партнёра юридической компании «Иккерт и партнеры» Павла Иккерта. – Соответственно, в случае нарушений при заполнении документа ответственность на экспедитора может быть наложена именно как на отправителя груза, что существенно повышает для него риски, в том числе и привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства.

Генеральный директор Globaltruck Илья Саттаров отмечает, что в сделках с большим количеством участников отразить их всех в документе невозможно. В таком случае договоры будут единственным документом, подтверждающим выполнение услуги, что чревато налоговыми рисками.

— Часть крупных грузоотправителей уже предъявляют нам новые требования к оформлению документации, но, скорее, пока в формате диалога и консультаций по правилам заполнения, так как у рынка в целом нет финальной четкой картины, – объяснил журналистам «Коммерсанта» Илья Саттаров.

О сложностях с оформлением накладных рассказывают и другие собеседники «Коммерсанта» из компаний «Даксер» и FM Logistic. Они ждут разъяснений от Федеральной налоговой службы и Минтранса.

Потенциальные риски для отрасли, как отмечает Илья Саттаров, довольно велики. Изменения могут привести к сокращению количества участников сделки, что в некоторых случаях вызовет большие затруднения. У ритейлеров и компаний, занимающихся интернет-торговлей, иногда возникает необходимость отправить груз оперативно, через несколько часов после его появления на складе. И если заказчик перевозки сотрудничает лишь с ограниченным числом крупных перевозчиков, велика вероятность, что нужной машины в нужном месте и в нужное время попросту не окажется. В таких случаях грузоотправители нередко прибегают к помощи экспедиционных компаний, которые берут поиски транспорта на себя, но теперь это может быть затруднительно.

— В базовом варианте транспортная компания может привлечь на подряд только собственника транспорта, что не всегда возможно, – отмечает Илья Саттаров.

Эксперт НАПТА Тарас Коваль отмечает, что из-за новой формулировки «лицо, от которого забирается груз» возрастают риски участников сделки, касающиеся сохранности груза. Кроме того, возникает вероятность переквалификации услуги со стороны ФНС, что может привести к незачету расходной части.

Редакция АТИ связалась с юристами, специализирующимися на автомобильных грузоперевозках. Наши собеседники сошлись во мнении: поставить точку в этом вопросе смогут лишь официальные разъяснения от Минтранса, Минфина или ФНС.

ТТН и ТН: в чем разница между товарной и товарно-транспортной накладной, главные отличия этих документов

Факт приобретения продукции от поставщика, а также доставка этих ТМЦ – это всегда возникновение значительного количества сопутствующей документации. Естественно, эта своего рода волокита служит понятным целям. Соблюдение законности сделок, контроль качества продукции, возможность предъявления претензий в случае неисполнения обязанностей сторонами. Но возникающая путаница иной раз ставит в тупик не только ответственных за оприходование лиц, а также руководителей, но даже и бухгалтеров. В этом обзоре мы прольем свет на данный вопрос, узнаем, что такое ТТН и ТН, товарная накладная и товарно-транспортная, в чем разница между этими понятиями. А также поймем, в каких случаях их необходимо оформлять, какие разделы включаются в содержание. И разберем точку зрения текущего законодательства РФ на эти аспекты. Ведь нарушение норм оформления документов – это серьезное правонарушение, за которое неминуемо следует ответственность, зачастую в виде финансовых санкций. Но иной раз при злостном нарушении можно даже лишиться лицензии на осуществление деятельности и попасть под субсидиарную ответственность.

Что такое ТНН

Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.

В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно – это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен. Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.

Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета – то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.

Что это такое

В этом вопросе есть серьезная путаница. Сразу поясним, что под сокращением подразумевают зачастую два совершенно разных по виду и предназначению документа. И они никак не коррелируют друг с другом. Разберемся с обоими случаями поэтапно.

Отличие транспортной от товарно-транспортной накладной, ТТН заключается в том, что ТН – это, по сути, новый аналог сопроводительных бумаг при грузоперевозках. Она введена с 2013 года. И сейчас является преимущественно основной. Это более современный и корректный вариант. Различия же заключаются том, что в новом виде нет в принципе товарного раздела. Ведь по логике он и не нужен, на основе бумаги ТМЦ не ставятся на учет. Это просто сопроводительная документация, которая подтверждает факт доставки, выполнение транспортных услуг. И она не может являться базой для бухгалтерской отчетности — только в плане расходов на перевозку, если они были. Но при этом закон на текущий момент допускает оба варианта.

А вот отличие товарной накладной от товарно-транспортной совершенно в иной плоскости. Первый случай – это подтверждение того, что ТМЦ были оприходованы и приняты, поставлены на учет, размещены на складе или точке продаж покупателя. Что грузоотправитель честно выполнил условия сделки и предоставил необходимое количество продукции, указанное в договоре. Никакого отношения к перевозкам эта бумага не имеет. И она уже является первичным бухгалтерским документом. Соответственно, какой бы вариант подтверждения транспортировки ни использовал покупатель или поставщик, это не освобождает от ответственности по составлению отчетности во время принятия ТМЦ. Выходит простой алгоритм, допустимо выбрать любую вариацию (если нет прямого запрета по закону в этой случае) документации сопроводительного характера. Но при этом бухгалтерская отчетность должна быть всегда.

Хотите внедрить «Склад 15»?
Получите всю необходимую информацию у специалиста.

При этом есть еще любопытный нюанс, который показывает, что такое транспортная и товарно-транспортная накладная, отличия прослеживаются в количестве копий. В первом варианте нам понадобится всего три образца. Один остается у грузоотправителя, второй передается покупателю. Оставшийся уходит компании, осуществляющей перевозку. А вот в случае со старой Т-1, понадобится четыре копии. Также по одной покупателю и продавцу, но целых две остается у компании по перевозке.

Какие сведения вносятся

Итак, форма старого образца делится на два раздела. Первый – товарный содержит пункты:

  • Количество ТМЦ, доставляемых субъектом.
  • Сумма денежных средств, затраченная на покупку.
  • Общий вес.
  • Номенклатура.

Второй раздел содержит:

  • Сведения по погрузочным и разгрузочным мероприятиям.
  • Остановки на маршруте, частичные отгрузки, если они были.
  • Информация по упаковке и условиям хранения, а также перевозки.
  • Реквизиты и данные для расчета. Это и затраченная сумма средств на поездку, топлива, издержки, заработная плата всех сотрудников, участвующих в процедуре, водители, грузчики, экспедиторы.

Как можно понять, первый раздел точно нельзя назвать строго необходимым. Ведь все обозначенные сведения все равно будут копироваться в бухгалтерской отчетности. А переписываться несколько раз информацию – не слишком логичный процесс. При этом раздел в принципе можно считать бесполезным. Ведь на основании заполненных строк все же нельзя проводить оприходование.

Поэтому от раздела и было решено избавиться в новом формате. И теперь наглядно видно, чем отличается транспортная накладная от товарно-транспортной. Плюс в обновленную вариацию внесли два новых пункта, которые действительно имеют важное значение. Первый – это полная сумма АТП без градаций. Чтобы было удобно производить расчет. А второй касается маршрута. Прописана вся траектория движения грузового транспорта. Это принципиально значимо, если речь идет про ТМЦ, требующие деликатного подхода. Хрупкие материалы, а также опасные грузы. Очень важно определить такой маршрут, чтобы дорожная ситуация не спровоцировала дополнительную тряску, которая в итоге повредит груз.

Транспортная накладная или товарно-транспортная накладная, когда нужен конкретный вид

Сейчас уже Минфин чуть ли не официально отменил старый вариант. При этом некоторые фискальные органы, которые просто по непонятным причинам решили не перестраиваться, до сих пор требуют Т-1. На самом деле, если такие претензии поступают, смело можно обращаться за судебной защитой. Ведь это незаконно. ТН полностью заменяет аналог практически во всех случаях. Существует лишь один вариант, когда ТТН будет необходимым выбором. И по закону не может заменяться аналогом. Это грузоперевозка этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Здесь уже закон действительно предписывает строгое использование ТТН. Но это скорее исключение, чем правило.

Отличие ТН от ТТН

Мы разобрались с формальным различием. И разница уже стала очевидной. Но теперь давайте пройдемся по конкретным пунктам в разделах, чтобы четко выявить различающиеся аспекты. И понять, какая вариация действительно будет более удобной.

Товарный раздел

В устаревшем варианте этот пункт расписан полностью. Мы можем отследить номенклатуру ТМЦ, конкретное количество товарных позиций, виды перевозимого груза, вес. А также стоимостное выражение. Причем прописывается и общая сумма, и цена на конкретные изделия. А вот по новому варианту этих сведений нет в принципе. Они опускаются, ведь фактически нужды в этом нет. Возможная порча или недостатки будут выявлены при оприходовании, которое строится на иных разрешительных бумагах.

Подпись уполномоченных лиц по отпуску ТМЦ

Еще один наглядный отличительный пункт. В ТТН он присутствует. Соответственно, специалист, отвечающий за эту операцию, либо главный бухгалтер должен поставить там свою подпись. Такой нужды нет в ТН, лица в принципе могут не присутствовать при данной процедуре.

Строка 5

Это новинка, используемая в ТН. Фактически там прописываются рекомендации грузоотправителя. Он сообщает, какой лучше выбрать транспорт, его количество, грузоподъемность, оптимальный маршрут, условия для перевозки, например, температурные. По сути, изготовитель, которые отлично понимает, какую продукцию он создал, какие у нее есть слабые места – дает советы, как не потерять в качестве во время процесса грузоперевозки. И это ценная информация, но ее основе действительно можно создать оптимальные условия, подобрать подходящие машины, проложить маршрут. А также использоваться специализированные кадры при необходимости. Это наглядный показатель, чем отличается накладная от товарной транспортной, ТНН. Подобный вариант выгоднее для покупателя, ведь шанс того, что ТМЦ доедут в сохранности без порчи упаковки, снижения срока годности продукции.

Также появляется и иной любопытный аспект. В случае проблемных ситуаций всегда получится четко отследить, кто виноват. Если рекомендации не были даны, либо перевозчик следовал им в точности, но ТМЦ были испорчены – виноват явно изготовитель. Он просто не сумел грамотно описать нормы транспортировки. А вот если водители и грузчики просто не следовали указанным рекомендациям, то вина уже целиком и полностью лежат на них. И претензии тоже направлять стоит в сторону посредника.

Страница 14

Очередное новшество, где содержатся поля для написания сведений об изменении выгрузки. То есть, если произошла форс-мажорная ситуация, когда грузовики просто не смогли своевременно предоставить, либо дата отгрузки была изменена. А что чаще всего бывает, сменяется именно адрес выгрузки, оказывается, что указанный ранее склад полностью забит продукцией, и необходимо везти в другой. При этом стоит помнить, что заполненное поле станет основанием для увеличения (или уменьшения) суммы конечного расчета. Ведь вполне часто оказывается, что новая точка доставки намного дальше от точки отравителя. И придется проехать лишних несколько сотен километров. А это дополнительные расходы транспортной компании.

Нужно ли оформлять сразу два документа, возможно ли заменить

Мы посмотрели конкретику по содержанию бумаг. Многим уже стало ясно, какой вариант предпочтительнее, ТТН или ТН, что выписать – теперь тоже не секрет. Но остается вопрос, а есть ли смысл и стоит ли совмещать сразу обе вариации. С практической стороны вопрос не лишен логики. Ведь новая вариация содержит массу пунктов, которых не было ранее. Но фактически, закон такой процедуры просто не предусматривает. Доступен выбор лишь одного варианта. При этом замена реально возможна, транспортная накладная без проблем предоставляется вместо аналога. Но не наоборот. Можно заменить только старую форму с помощью новой, обратной процедуры нет.

При этом существует единственный случай, когда подобный регламент не реализует. А именно, как мы уже уточнили, работа со спиртосодержащей продукцией. Учитывая тот факт, что в нашей стране огромное количество мошенников старается реализовать контрафакт, меры здесь более жесткие. И товарный раздел становится просто необходимым, чтобы точно отследить возможность подлога или отсутствие сертификации.

Всегда ли нужна ТТН

Однозначно – нет. Более того, сейчас чаще используют новую вариацию. Правда, как уже говорилось, некоторые фискальные органы по традиции требуют устаревший экземпляр. Но эти претензии допустимо смело игнорировать. Закон будет на вашей стороне. Даже если к вам попытаются применить какие-то санкции или пожаловаться в компетентные инстанции, не переживайте. Решайте вопрос в порядке судопроизводства.

Стоит учитывать, что бумаги для бухгалтерского учета все равно остаются необходимыми, даже если не используется старая форма сопроводительных документов. Но мы уже пояснили, в чем разница между ТН, товарная накладная и ТТН, товарно-транспортная, отличия заключаются в том, что это в принципе разные виды документации с различными целями. И заменить они друг друга не могут по определению. Ведь, когда вы посещаете поликлинику, полис обязательного медицинского страхования нельзя заменить пенсионным свидетельством, так ведь?

Чтобы автоматизировать и упростить все процессы, связанные с оприходованием ТМЦ, стоит использовать грамотный софт. Такой, как предоставляет компания «Клеверенс».

Хотите внедрить «Магазин 15»?
Получите всю необходимую информацию у специалиста.

Когда без ТНН не обойтись

Перевозка этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Все остальные случаи – опциональные.

Оформление документации

Как и в работе с любыми бумагами, здесь тоже существуют свои нормы. В первую очередь они касаются оригинальных бланков. А также корректности указанных сведений. Причем сводная форма допускается в некоторых разделах, а в других только точная.

Правила заполнения

  • Заполняются все пункты последовательно. Те поля, где информация не нужна (например, не было изменений адреса выгрузки) остаются пустыми, прочерков не ставится.
  • Вносить сведения стоит строго по образцу.
  • Старая форма заполняется в четырех вариантах, а новая только в трех.
  • Товарный раздел прописывает исключительно отправитель груза.

Образец заполнения грузоотправителем

Посмотрим на пример, как продавец должен заполнить бумагу.

Образец заполнения грузоперевозчиком

А теперь обратим внимание на требования для транспортной компании. Конкретно с образцом обычно работает экспедитор или водитель.

Ключевые требования

Помните, что содержание в любом случае должно отражать следующие аспекты:

  • Полные сведения о грузе. Но вот стоимость или номенклатура нужна только в старом виде.
  • Информация о транспорте, который осуществляет грузоперевозку.
  • Реквизиты и ценовой аспект оплаты услуг компании, осуществляющей доставку.
  • Все нужные сведения о сторонах сделки, перевозчике, покупателе и продавце.
  • Список документов, используемых в качестве сопроводительных.

Порядок заполнения

В принципе, жестких требований нет. Но есть практика удобного внесения сведений:

  • Информация об отправителе.
  • Данные получателя.
  • Описание груза.
  • Список сопроводительных бумаг.
  • Остальные разделы.

Теперь стало понятно, нужна нам в конкретном случае транспортная или товарно-транспортная накладная, разница очевидная. Практически всегда рекомендуется первый вариант. Но стоит помнить, что на практике фискальные органы порой против подобного рода новшеств.

Пост логистика

1 января 2021 года вступили в силу изменения в законодательстве, которые повлияли на форму транспортной накладной. Не беспокойтесь: новая форма кардинально не меняет правила взаимодействия на рынке — правительство внесло несколько правок, которые обсуждались уже давно. Но однозначные ответы в законодательстве есть не на все вопросы о применении новой формы. В статье делимся своим взглядом.

Новая форма vs старая форма: что сейчас используют транспортные компании и заказчики

Мы получаем вопросы и наблюдаем, что у многих представителей рынка еще нет четкого алгоритма, как работать с новой формой.

Часть грузоотправителей уже применяют новые требования к оформлению документов, а некоторые выставляют старую форму — не перестроились на новый формат.

Главное: чтобы снизить налоговые риски, нужно обязательно заполнять в транспортной накладной следующие данные:

дата составления транспортной накладной;

наименования грузоотправителя, грузополучателя (при необходимости и клиента — заказчика перевозки) и перевозчика в разделах 1, 2, 1а, 10 транспортной накладной;

размер провозной платы в разделе 1;

наименования должностей, подписи и расшифровки подписей в разделах 1а (при необходимости), 6, 7, 15, 16.

Теперь к основным изменениям.

Поле для галочки (чекбокс) «является экспедитором»

В раздел «Грузоотправитель» добавили чекбокс «является экспедитором».

Нужно ставить отметку в этом чекбоксе, если экспедитор заключает договор с заказчиком от своего имени и сам оформляет транспортную накладную. В этом случае экспедитор также заполняет новую графу 1а «Клиент (Заказчик организации перевозки)», где указывает данные грузовладельца.

Распространенный вопрос: кто все-таки заполняет раздел «Грузоотправитель»? Этот раздел заполняет грузовладелец или экспедитор.

Какую проблему решили с этим изменением? Теперь из транспортной накладной сразу видно, что грузоотправителем является экспедитор, а не грузовладелец.

Стоимость груза

В разделе «Груз» теперь нужно вносить стоимость груза.

Зачем это нужно: при повреждении груза у заказчика будет подтверждение его стоимости, а значит будет проще сделать расчет компенсации.

Лицо, от которого забирается груз

В раздел «Прием груза» добавили поле «Лицо, от которого забирается груз». В нем нужно указывать фактического грузоотправителя, который осуществляет погрузку.

Сведения из этой строки позволяют государственным органам точно идентифицировать фактического отправителя.

Тип владения транспортным средством

В раздел «Транспортное средство» добавили поле, в котором нужно указывать тип владения транспортным средством — на праве собственности, аренды или лизинга.

С точки зрения возможности реализации и согласования с Уставом автомобильного транспорта это нововведение самое спорное. Почему?

В силу ст. 2¹³ Устава перевозчик — это лицо, которое заключило договор и приняло на себя обязанность доставить груз получателю.

По общему правилу транспортную накладную составляет грузоотправитель. При оформлении он указывает в 10-ом разделе документа сведения о перевозчике, с которым у него заключен договор — даже если договор заключен с экспедитором. Верховный Суд РФ считает, что такой экспедитор исполняет функции договорного перевозчика.

Как грузоотправители будут указывать тип владения транспортным средством, если оно не принадлежит экспедитору на правах собственности, аренды или лизинга?

Скорее всего они будут оставлять этот раздел пустым или ставить прочерки — как раньше оставляли незаполненным раздел «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы».

Новая форма транспортной накладной в «Умной Логистике»

В статье мы затронули далеко не все изменения в реквизитах транспортной накладной — только те, что вызывают больше вопросов. Ознакомиться со всеми можно в Постановлении Правительства — там же есть форма транспортной накладной.

Все нужные изменения уже есть в транспортной накладной, которую вы создаете в «Умной Логистике»: мы добавили новые реквизиты в форму. Будьте уверены: транспортная накладная, которую вы создаете в «Умной Логистике», всегда учитывает последние и, в том числе, новые требования Правительства.

Чтобы всегда быть уверенными в корректности транспортной накладной, оформлять ее за 2 минуты и по паре кликов отправлять ее контрагентам, попробуйте «Умную Логистику».

Если вы еще не наш пользователь, переходите по ссылке и попробуйте «Умную Логистику Trans» или «Умную Логистику Cargo» в деле бесплатно в течение 7 дней.

Оцените статью
Добавить комментарий