Пенсионная реформа в России: изменения в 2020 году

Пенсионная реформа в 2020 году – последние новости

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

Пенсионная реформа вспять

Возраст выхода на пенсию могут снизить.

В России могут снова понизить возраст выхода на пенсию, если ситуация на рынке труда станет критической — безработица вырастет, и свободных вакансий для молодых не будет. Об этом заявила агентству «Прайм» доцент кафедры «Развитие человеческого капитала» РЭУ имени Плеханова Фарида Мирзабалаева.

По словам эксперта, в условиях кризиса необходимо освободить рабочие места для молодежи , которая еще не заработала на пособия.

В данной ситуации важно определить «возрастные» отрасли и сферы и соотнести со структурой безработицы. Необходимо понять, какие категории работающих могут уйти, и кто может заполнить эти ниши. Сокращение пенсионного возраста должно быть дифференцированным и гибким. Но в любом случае, коррективы близки и диктовать их будет реальная ситуация на рынке труда, считает Мирзабалаева.

По словам эксперта, в условиях кризиса необходимо освободить рабочие места для молодежи , которая еще не заработала на пособия.

Повышение пенсионного возраста

В 2017 г. было принято решение повысить возрастной ценз для получения права на заслуженный отдых для государственных служащих. Вырос он до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 г. была принята реформа об изменении условий выхода на пенсию и для граждан, не занятых на госслужбе. Первоначальное предложение было сохранить 63, 65 лет, однако впоследствии для женщин этот показатель был уменьшен.

Согласно внедренной реформе, время выхода на заслуженный отдых повысилось на 5 лет, до 60 и 65 лет соответственно. При этом предусмотрена постепенная реализация планов:

  • В 2019 г. пенсионерами станут мужчины в возрасте 60,5 лет, женщины – 55,5 лет;
  • В 2020 году в 60,5 и 55,5 год соответственно;
  • 2021 г. – в 61,5 года и 56,5 лет;
  • 2022 г. – 61,5 года и 56,5 лет;

Таким образом, первыми, на ком будет в полной мере исполнен закон, будут мужчины 1959 и женщины 1964 года рождения.

Дальнейшие реформы в настоящее время не обсуждаются. Меняется и возрастной ценз и для работников, трудовой стаж которых связан с работой на Крайнем Севере. Женщины выйдут на заслуженный отдых в 55 лет, мужчины – в 60 лет.


Реформа коснулась и получения права на досрочный заслуженный отдых.

Инициативы Президента РФ по пенсионной реформе

Негативная реакция общества на инициативы властей по поводу проведения очередного реформирование пенсионной системы, с учётом отрицательного результата как для экономики страны, так и для граждан предыдущих попыток реформирования социальной сферы вынудили Президента РФ Владимира Путина выступить с поправками к предложенной правительством пенсионной реформе. Законодатель в лице Государственной Думы принял ряд поправок, предложенных главой государства, а именно:

  • снижение максимального возраста выхода на пенсию женщин до 60 лет;
  • многодетные матери имеют право выходить на заслуженный отдых раньше установленного реформой срока;
  • включение в переходный период права оформления пособия на полгода раньше;
  • расширение прав лиц предпенсионного возраста и контроль над работодателями, увольняющими граждан в таком возрасте;
  • увеличение пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста в 2,5 раза от суммы выплачиваемой другим категориям безработных;
  • право на досрочный выход на заслуженный отдых получают лица, имеющие 37 лет трудового стажа для женщин и 42 года для мужчин;
  • реформы не коснутся малочисленных народов, населяющих Крайний Север;
  • компенсационные выплаты действующим пенсионерам.

Вопросы, связанные с доступом до региональных услуг, как-то проезд в общественном транспорте, льготы региональных властей по ЖКХ и других статей социального обеспечения должен быть решён соответствующими регионами, под контролем федеральных органов власти.


Повышение началось в 2019 году и предусматривало увеличение возраста выхода на пенсию на один год. В 2020 году планировалось увеличить возраст уже на два года. Такие изменения касались мужчин, рождённых в 1958 году и женщин 1965 года рождения. Однако, в результате поправок, внесённых Президентом РФ, переходный период повышения был изменён и пенсионный возраст будет увеличиваться на 6 месяцев в первые два года реформ, то есть в 2019 и 2020 годах. Для точного определения выхода на пенсию в 2019 и 2020 году можно воспользоваться представленной ниже сравнительной таблицей:

Пенсионная “реформа”: первые результаты изначальной ошибки

Вместо модернизации социальной сферы власть подкорректировала в худшую сторону систему столетней давности

Об авторе: Сергей Георгиевич Левченко – экс-губернатор Иркутской области, первый секретарь иркутского обкома КПРФ.

Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images

В связи с так называемой пенсионной реформой, проведенной в России, в 2020 году отложится выход на пенсию у 800 тыс. человек – с учетом тех, у кого пенсия сдвинулась уже в 2019 году. Такие данные дает руководство Пенсионного фонда России. Таким образом, значительное число наших граждан уже самым непосредственным образом столкнулись с первыми итогами изменений, внесенных в российскую пенсионную систему.

Очевидно, что перемены очень остро влияют на жизнь людей старших поколений. Во-первых, теперь они вынуждены менять свои жизненные планы и продолжать работать в среднем еще пять лет, лишаясь выбора – продолжать ли трудовую деятельность или заниматься чем-то другим, например нянчить внуков. Соответственно под ударом оказались не только те, кого непосредственно затронуло повышение пенсионного возраста, но и члены их семей. Вполне возможно, что новые условия повлияют и на рождаемость – когда молодые семьи не смогут рассчитывать на помощь своих родителей, многие примут решение отложить рождение детей.

Во-вторых, увеличение пенсионного возраста лишило граждан старшего возраста вполне конкретной суммы пенсионных выплат за пять лет, которая ранее им причиталась и на которую они могли рассчитывать. Если считать по уровню средней пенсии в 2019 году, то общая цифра весьма существенна – более 846 тыс. руб.

В итоге мы имеем дело с серьезной несправедливостью по отношению к старшему поколению, а в конечном итоге эта несправедливость коснулась большинства жителей страны.

Да и называть повышение пенсионного возраста пенсионной реформой в принципе неправильно. По сути, изменился только этот параметр, и больше никаких реальных изменений эта реформа не содержит. Логичнее было бы называть реформой более значимые преобразования, предполагающие усовершенствование нашей пенсионной системы. Тем более что необходимость в таких переменах давно назрела.

Правильным решением было бы провести такую реформу, где бы в корне изменился заложенный еще в 1930-е годы и действующий до сегодняшнего дня принцип расчета пенсии, которая считается от заработной платы. Использовать подход почти столетней давности – привязывать пенсию к зарплате работающих людей – абсолютно несправедливо и неправильно. Слишком сильно изменился мир и условия труда людей: с точки зрения фондо- и энерговооруженности нельзя поставить знак равенства между XXI веком и началом прошлого столетия. В 1930-е годы не было роботов, цифровизации и пр., что стало неотъемлемыми реалиями нашей жизни. Землю копали вручную лопатами – громоздкие паровые экскаваторы были тогда единичными. Уголь добывали кувалдой и поднимали вручную вагонетками – а сегодня машины, которыми добывается уголь, максимально производительны и мощны. И так в любой отрасли экономики.

В связи с этим о настоящей реформе можно было бы говорить в том случае, если бы реформаторы изменили сам принцип формирования пенсионного фонда – не через отчисления с заработных плат людей трудоспособного возраста, а исходя из результатов развития всей экономики – динамики валового регионального продукта в регионах, валового внутреннего продукта всей страны. То есть пенсии должны зависеть от того, сколько зарабатывает вся страна. И пенсионный фонд должен формироваться, исходя из этого, от растущего объема ВВП. В таком случае хватало бы средств на пенсии и их регулярную индексацию.

Преобразования в таком ключе можно было бы назвать полноценной пенсионной реформой. Такой подход был бы справедлив по отношению к тем людям, которые десятки лет работали и создавали нынешнюю фондо- и энерговооруженность нашей страны.

Что характерно, предлагаемая система – отталкиваться от ВВП, для того чтобы формировать пенсионный фонд и платить пенсию, – не вызывает возражений по существу у экспертов, а также у представителей Пенсионного фонда России и органов власти разного уровня. Однако оказалось, что при действующем режиме на уровне правительства такую справедливую по отношению к людям и эффективную по потенциальным результатам пенсионную реформу провести нельзя. Вместо этого произошло то, что произошло: несмотря на многочисленные протесты населения власти подняли пенсионный возраст.

В Иркутской области было сделано все возможное, чтобы сгладить последствия для тех, кто оказался под ударом, по крайней мере на уровне региона. В частности, как раз в то время, когда на федеральном уровне продвигалась «пенсионная реформа», был принят закон о ветеранах труда Иркутской области, на чем много лет подряд настаивал и областной совет ветеранов. В результате благодаря этому законодательному акту ветераны труда региона были приравнены к федеральным ветеранам труда.

Были приняты меры и по защите других категорий населения Иркутской области – прежде всего представителей старших поколений. С 2018 года было принято решение выплачивать гражданам, имеющим статус детей войны, по 2 тыс. руб. ко Дню Победы. Кроме того, в регионе предусмотрены ежемесячные доплаты труженикам тыла, а также пожилым ветеранам, которым уже исполнилось 90, 95 и 100 лет. Был введен и достаточно широкий спектр местных льгот для инвалидов 1-й и 2-й групп, связанный с лекарственным обеспечением.

Читайте также:  Регистрация в частном доме

Все это примеры тех мер, которые были предприняты на уровне одного региона – в рамках его возможностей и полномочий – для того, чтобы хотя бы частично сгладить последствия несправедливой «пенсионной реформы». При этом для того, чтобы менять ситуацию не точечно, а комплексно, нужно принимать решение не о повышении пенсионного возраста, что ущемляет права граждан, а о переустройстве самой пенсионной системы – так, чтобы сделать ее современной, эффективной и соответствующей реалиям XXI века. Однако такие серьезные реформы возможны либо только под большим социальным давлением населения на действующую власть, на правящий режим, либо вовсе после смены руководства страны.

Очевидно, что перемены очень остро влияют на жизнь людей старших поколений. Во-первых, теперь они вынуждены менять свои жизненные планы и продолжать работать в среднем еще пять лет, лишаясь выбора – продолжать ли трудовую деятельность или заниматься чем-то другим, например нянчить внуков. Соответственно под ударом оказались не только те, кого непосредственно затронуло повышение пенсионного возраста, но и члены их семей. Вполне возможно, что новые условия повлияют и на рождаемость – когда молодые семьи не смогут рассчитывать на помощь своих родителей, многие примут решение отложить рождение детей.

Как на самом деле будут поднимать пенсии в 2020 году

Стало известно, насколько сильно вырастут пенсии в три ближайших года. Вырастут, и достаточно сильно. В абсолютных цифрах – больше, чем когда-либо в этом веке. Но есть нюансы…

Прибавка всё меньше

К сожалению, рапортуя о «беспрецедентном повышении пенсии» (простите, Максим Топилин, вы создали прекрасный мем), власти немножко забывают о том, что и без того обязаны были их индексировать. И с учётом этой индексации щедрость выглядит неожиданно жалкой.

Глава Пенсионного фонда Антон Дроздов называет следующие цифры: в 2020 году средняя страховая пенсия вырастет на 6,6% до 16,4 тыс. рублей, через год на 6,3%, ещё через год на 5,9%. Каждый раз это будет эквивалентом пресловутой тысячи рублей в год.

Но при средней инфляции в размере 4,0-4,2% от пенсионной реформы люди будут получать всё меньше и меньше бонусов. Причем интересно: чем дальше катится реформа, чем меньше людей выходят на пенсию, тем меньше в процентном отношении прибавка для пенсионеров!

Несложно подсчитать, что ещё через несколько лет тысяча рублей в год будет меньше, чем компенсация инфляции: надеемся, к этому моменту законодатели одумаются. Тем более, судя по настроениям народа, после 2021 года у нас будет несколько иная Дума.

Дроздов напоминает, что в апреле 2020 года на 7% будут повышены государственные социальные пенсии – те, которые платятся всем гражданам независимо от трудового стажа. Впрочем, социальная составляющая в пенсиях невелика, так что вырастет в основном минимальная пенсия, которая сейчас равна прожиточному минимуму пенсионера. Её поднимут до 10 320 рублей.

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Умом Пенсионный фонд не понять

Загадочными стали слова Дроздова о том, что рост пенсий в 2020 году затронет 15 млн человек и потребует 423 млрд рублей. Несложный подсчёт показывает, что 15 млн * 12 месяцев * 1000 рублей = 180 млрд. Сразу возникают два вопроса.

  1. У нас 35 миллионов пенсионеров по старости – 20 миллионов из них не получат прибавки?
  2. На что пойдут ещё 243 миллиарда рублей?

Царьград направил соответствующий запрос в Пенсионный фонд России: не исключено, что ошиблись журналисты первоисточника новости – ТАСС. Но создаётся впечатление, что небольшая часть пенсионеров получит очень большие прибавки. Плюс, не исключено, часть средств пойдёт на функционирование самого Пенсионного фонда, ведь увеличение пенсий – это существенное увеличение объёмов работы (на самом деле нет).

Это напоминает, что вся история пенсионной реформы сопровождается чудовищным непрофессионализмом. Вице-премьер Голикова призналась, что рассчитывала её параметры на листочке бумажки «в столбик», и то, добавим мы, допустила грубую ошибку. А ведь Татьяне Алексеевне всего 53 года – хранителями каких «бесценных знаний» считает Минтруд пожилых работников, какие рабочие места они им уготовили?

А главным цинизмом роста пенсий «на тысячу в год» является пропорциональность этого процесса. Громко анонсировав плюсы для нынешних пенсионеров от реформы, рассказав про «тысячу в среднем», власть не сочла нужным реально раздать по тысяче тем, кому она действительно была нужна. Самые бедные, которые много слышали про «тысячу в год», не получили сначала вообще никакой прибавки.

Наши премудрые законодатели забыли внести поправки в правила начисления региональных доплат (та самая грубая ошибка Голиковой – в Госдуме-то, понятно, единороссы голосовали вслепую, не вдаваясь в подробности). Ситуацию исправили только летом. Но и тогда старики с пенсией ниже средней (а это не менее 70% всех пенсионеров) дождались прибавки не в 1000, а в 600-800 рублей. Зато те, кто получает по 30-40 тысяч, стали получать на 2-3 тысячи рублей больше, чем раньше.

В этом, наверное, есть какая-то справедливость, но простому человеку она недоступна.

Раскачали лодку

Делаем вывод. Пенсионная реформа идёт своим ходом, она даже преодолела определённые болезни роста. Но в нашем государстве, и без того не слишком обременённом социальной справедливостью, принятая форма отдаёт откровенным цинизмом, особенно в связи с настойчивыми попытками испытать четырёхдневную рабочую неделю, а то 8-9 миллионов освободившихся от заслуженной пенсии граждан занять нечем.

Та партия, которая на парламентских выборах 2021 года чётко заявит о своём намерении отменить или хотя бы заморозить пенсионную реформу (на момент выборов мужчины будут выходить на пенсию в 61,5, женщины – в 56,5 лет), получит очень серьёзный козырь перед другими. Причём это будет не парламентская партия, тем веры в народе практически нет, а какой-то новый игрок – не будем здесь называть, хотя кандидаты известны. Так неосмотрительное решение об «экономии бюджетных средств» может привести к изменению всего политического климата страны.

Самодискредитация власти – не лучшая идея в период жёсткого противостояния с внешним миром. Повышение пенсии – это, конечно, хорошо, но, судя по графику, в реальности она остаётся и будет оставаться очень маленькой.

Фото: linavita / Shutterstock.com

Когда по телевизору говорят про среднюю пенсию 16,4 тыс. руб., равно как и про среднюю же зарплату в 48 тыс. руб., люди сравнивают эту цифру со своими доходами и понимают, что в воображении государственных деятелей существует какая-то альтернативная Россия – «Правительство на другой планете живёт». А значит, людям нужно какое-то другое, более близкое правительство, и они неизбежно будут этого добиваться.

Главным образом – непарламентскими способами.


А главным цинизмом роста пенсий «на тысячу в год» является пропорциональность этого процесса. Громко анонсировав плюсы для нынешних пенсионеров от реформы, рассказав про «тысячу в среднем», власть не сочла нужным реально раздать по тысяче тем, кому она действительно была нужна. Самые бедные, которые много слышали про «тысячу в год», не получили сначала вообще никакой прибавки.

Искусство политического компромисса

Последний из законопроектов, предусматривающий возврат к дореформенному пенсионному возрасту, предложили лидер Партии Роста Оксана Дмитриева и ее соратники. Они отметили повышенную уязвимость пожилых граждан в условиях коронавирусной эпидемии и бушующего, как пожар, экономического кризиса.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Не секрет, что именно пожилые люди станут в таких условиях одними из главных кандидатов на увольнение, если не брать в расчет уникальных специалистов, востребованных в любых условиях. Многие из работающих пенсионеров уже отправлены в неоплачиваемые отпуска или существенно потеряли в заработке.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

К тому же далеко не все немолодые люди могут эффективно работать в дистанционном режиме, который стал общей практикой из-за введенного по всей стране карантина. Несомненно, возврат к старому пенсионному возрасту потребует дополнительных расходов на выплаты пенсий.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Зато он позволит снять часть социальной нагрузки с работодателей, которые обязаны принимать во внимание льготы, положенные российским предпенсионерам.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

p, blockquote 12,1,0,0,0 –>


p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.

Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.


Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

В разгар балла. Ждать ли стране ещё одну пенсионную реформу?

Зависимость Пенсионного фонда от бюджетных дотаций в последние годы снижалась, достигнув 36%. Но коронакризис всё изменил. В 2021 г. ПФР будет вновь на 43% проспонсирован из бюджета.

По расчётам Минфина, из-за снижения соцвзносов трансферт будет увеличен на 1 трлн руб. и составит 4,3 трлн руб. В итоге ПФР «съест» почти 21% расходов федерального бюджета.

Не начнёт ли государство резать индексацию пенсий? И не приведёт ли высокая зависимость ПФР от бюджета к очередным реформам? Об этом «АиФ» поговорил с руководителем «Лаборатории развития пенсионной системы» НИУ ВШЭ Евгением Якушевым.

Читайте также:  Обжалование заочного решения суда по гражданскому делу

Татьяна Богданова, « АиФ » : Евгений Львович, вы с коллегами изучали, как коронакризис отразится на соцфондах, из которых выплачиваются пенсии и пособия. Насколько большие «дыры» в них появятся?

Вместо ИПК — гарантированный пенсионный продукт

Что касается идеи ввести систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК), разные варианты которой обсуждали и в Правительстве, то её пока отложили. Концепция ИПК Минфина и ЦБ предполагала, что гражданин будет перечислять средства в Пенсионный фонд самостоятельно или через работодателей. Но 6 сентября глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что Центробанк не готов внедрять новую систему и нужно сосредоточиться на совершенствовании нынешней.

Теперь в Минфине предложили ещё один вариант системы добровольных пенсионных накоплений, пишет ТАСС. В министерстве разработали инициативу под рабочим названием «О гарантированном пенсионном продукте», предполагающую исключительно добровольный порядок присоединения граждан к системе, создание государственной системы сохранности добровольных пенсионных накоплений граждан, регистрацию накопительных счетов центральным администратором и налоговые льготы для бизнеса и граждан. По задумке, это должно стимулировать граждан формировать накопления самостоятельно и развивать корпоративные пенсионные программы. Также к гарантированному пенсионному продукту можно будет присоединить уже имеющиеся в системе обязательного пенсионного страхования накопления.

Как рассказал «РИА Новости» замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, при такой системе человек сможет полностью управлять своими взносами, в том числе и приостановить их, если, например, потеряет работу. Будет разрешено также менять размер отчислений, а получить средства можно будет при выходе на пенсию или в случае сложной страховой ситуации. Какая именно ситуация станет считаться страховой, ещё уточнят. Сам законопроект направили на согласование в Минтруд и обещают обсудить с профессиональным и экспертным сообществом.

Пока официальный документ не опубликован, сложно сказать, как может работать такая схема, но нужно поддерживать любую работу, которая направлена на развитие негосударственных пенсий, считает Айрат Фаррахов. Это могут быть корпоративные, накопительные, добровольные программы. «Для экономики — это длинные деньги, для граждан — реальный инструмент повышения уровня пенсий. Но одно хочу подчеркнуть — без консенсуса двигаться дальше невозможно. Одна из проблем ИПК — это как раз отсутствие консенсуса по этому вопросу. Очень хорошо, что есть новые предложения, и мы будем обсуждать их, как только они будут официально опубликованы», – сказал депутат «Парламентской газете».

Как рассказал «РИА Новости» замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, при такой системе человек сможет полностью управлять своими взносами, в том числе и приостановить их, если, например, потеряет работу. Будет разрешено также менять размер отчислений, а получить средства можно будет при выходе на пенсию или в случае сложной страховой ситуации. Какая именно ситуация станет считаться страховой, ещё уточнят. Сам законопроект направили на согласование в Минтруд и обещают обсудить с профессиональным и экспертным сообществом.

Дополнения по нововведениям в пенсионную систему

Помимо роста ценза на возраст выхода на пенсию законодательно был изменен срок досрочного выхода на пенсию. Досрочно женщины могут оформить выход на пенсию при фиксации за ними страхового стажа в ПФР — 37 лет, мужчинам — 42 г. Также законодательно было утверждено досрочное оформление пенсий многодетным матерям: при наличии трех детей возраст выхода на пенсию 57 лет, при наличии 4 детей – 56, а при наличии пяти и больше детей оформление на пенсию осталось без изменений – в 50 лет.

  1. Россияне, занятые на тяжелых работах и с вредными условиями:
    • летчики и летно-испытательский состав работников;
    • работники работающие по специальным «тяжелым» тарифам;
    • работники ж/д транспорта и метрополитена;
    • машинисты дорожной техники;
    • трактористы;
    • рабочие на лесосплаве;
    • водители транспорта в рудниках;
    • в строительстве рудников и шахт;
    • водители трамваев, троллейбусов, другого общественного транспорта.
  2. Гражданам, которым пенсия назначена по социальным причинам или состоянию здоровья:
    • родителям инвалидов детства;
    • 1 группа инвалидов по зрению;
    • инвалидам по военной травме;
    • женщины, родившие и вырастившие до 8 лет пять (и более)детей.
  3. Граждане, имеющие нарушение здоровья в следствие катастроф (Семипалатинский полигон, Чернобыльская АЭС)

Пенсионная реформа в России: изменения в 2020 году

Средний размер пенсий в России к 2022 году вырастет на 18,26%, составив 18 290 рублей. Об этом в интервью «Российской газете» сообщил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов. У людей, достигших 80-летнего возраста, размер пенсии увеличивается на размер фиксированной выплаты, размер которой в 2020 году составляет 5 686 руб.

Впрочем, вряд ли озвученные уже в который раз цифры добавят радости пенсионерам, да и большинству россиян. Пожилые люди вынуждены сегодня выживать в среднем на нищенские 15 тысяч. А от пенсионеров будущих все чаще приходится слышать опасения и вовсе остаться без пенсии — никто не знает, какие идеи по реформированию многострадальной пенсионной системы могут родиться в головах чиновников.

Можно лишь надеяться, что после последней пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста сразу на пять лет, «реформаторы» впредь будут осторожнее.

Кстати, претензии большинства депутатов в ходе встреч с новым премьером Михаилом Мишустиным касались именно авторов всевозможных реформ последних лет, в том числе пенсионной. Эти персоны, по мнению многих экспертов, и есть главные кандидаты на вылет из правительства. Не исключено, что попрощаться со своим креслом может и глава ПФР Дроздов, к которому также накопилось немало вопросов. Касаются они и его заявлений об отсутствии денег на индексацию работающим пенсионерам, и начисления унизительных надбавок, и многого другого.

Однако ожидать отмены принятых ранее изменений в пенсионное законодательство и, следовательно, снижения пенсионного возраста вряд ли стоит. Новый премьер на встрече с фракцией КПРФ накануне своего утверждения в Госдуме заявил, что пока ничего менять не планирует.

«По пенсионной реформе сейчас, лучше ничего не трогать, мне кажется. Разобраться нужно по тому, что происходит с нашими доходами», — считает Михаил Мишустин.

С доходами населения разбираться придется точно. На сегодняшний день они вызывают не меньше вопросов, чем пенсии. И кстати, низкие зарплаты могут помешать реализации еще одной идее по реформированию пенсионной системы — внедрению Гарантированного пенсионного продукта.

Как ранее писала «Свободная пресса», граждане могут позволить себе начать копить на пенсию при доходе от 45 тысяч рублей, однако в 2019 году модальное значение зарплаты составило 23,5 тысячи. А это значит, что не о накоплениях приходиться думать, а о том, как прокормить себя и семью да за коммунальные услуги заплатить. Будет ли новое правительство продолжать продвигать ГПП или, как говорит премьер, не будет пока ничего трогать, покажет ближайшее время. Уходящее правительство рассчитывало уже к июлю 2020 года принять соответствующий закон.

Проблемам возможной очередной пенсионной реформы была посвящена отдельная дискуссия, прошедшая в рамках Гайдаровского форума. Как считает руководитель Центра бюджетного анализа и прогнозирования НИФИ Минфина России Евсей Гурвич, эффективная работа накопительной пенсионной системы возможна только в условиях экономического роста, «сама по себе она палочкой-выручалочкой не станет».

По мнению участников форума, новой пенсионной реформы в России не избежать, и она может оказаться еще более радикальной, чем повышение пенсионного возраста. Существующая система не обеспечивает защиты граждан от нищенской старости.

Как считает замдиректора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская, когда самозанятых и работников с зарплатами «в конвертах» становится все больше, правительству, видимо, придется сокращать охват населения страховой пенсионной системой.

«Но в таком случае неизвестно, на что люди будут жить как в ранние пенсионные годы, когда они еще могут работать, так и после 75 лет. Возможно, в долгосрочной перспективе стоит подумать о введении чего-то вроде базового дохода в старости», — цитирует эксперта «Росбалт».

В свою очередь глава Центра правового обеспечения социально-экономических реформ Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Юрий Воронин, обращает внимание на снижение темпов роста фонда оплаты труда. Если в 20 веке он составлял более 5%, то сейчас менее 1,5%. В этом, по его мнению, причина кризиса системы.

Доцент РАНХиГС Константин Добромыслов также считает, что в связи с изменением рынка труда подходы к пенсионной системе в дальнейшем будут меняться.

— Приходит цифровизация, которая повлечет за собой снижение занятости. Чем производительней будет труд, тем меньше людей потребуется в производстве. Соответственно, люди лишатся возможности заработать необходимый стаж, занятость будет нерегулярной.

Проблем в социальной сфере возникнет достаточно много. Но у нас есть время над этим подумать, потому что это случится не сегодня-завтра, а лет через 15−20.

«СП»: — В последнее время активно обсуждается система ГПП, которая может стать очередным этапом пенсионной реформы. На ваш взгляд, нужны ли изменения в пенсионной сфере или, как предлагает новый премьер, лучше уже оставить как есть?

— Это нельзя считать реформой, ГПП является не основной составляющей в пенсионной системе, а дополнительной. Он входит не в обязательную систему, а в добровольную. Принципиально такой институт у нас уже существует. Это НПФ, негосударственные пенсионные фонды, где можно на добровольных началах выбрать пенсионный план и копить деньги себе на старость. Можно говорить только о целесообразности введения ГПП и его плюсах и недостатках.

Принципиальных изменений не предполагается. В обязательном пенсионном страховании был накопительный компонент, который сегодня является замороженным. Скорее всего, он постепенно будет выведен из обязательного пенсионного страхования и переведен в добровольную форму.

Читайте также:  Перспективные направления бизнеса в России: новые тренды

«СП»: — В советское время люди понимали, какая пенсия их ждет, и она позволяла пенсионерам хоть и не роскошно, но нормально жить. Почему же сейчас старики оказались фактически на грани выживания? Почему существовавшая система рухнула?

— Достаточно большое влияние оказывает демографический фактор. К сожалению, экономически активное население у нас составляет 75 млн. человек, а добросовестных плательщиков страховых взносов всего порядка 55−58 млн. А пенсионеров у нас 40 млн. За счет этого расхождения в 15−18 млн. человек, которые не платят ничего в социальные фонды, наполнение Пенсионного фонда не так велико. Но в том виде, в котором выплачивается пенсия и страховые взносы, система сбалансирована.

«СП»: — Что все-таки нужно сделать, чтобы реально повысить пенсию?

— Есть несколько путей. Увеличить страховой тариф, который сегодня в сумме составляет 22%. Чтобы выйти на нормальные размеры пенсии, по крайней мере, соответствующие международным нормам, тариф должен быть 28%. То есть часть процентов надо где-то добрать. Плюс привлечь в пенсионную систему 15 млн. человек, которые работают, но ничего туда не платят. Это самозанятые и другие люди свободных профессий. Правительству надо решить эти две задачи.

Сегодня коэффициент замещения — величина, которая говорит о том, насколько пенсия замещает утраченный заработок – в среднем у нас составляет порядка 33−35%. Мировые рекомендации по норме пенсионного обеспечения — 40%. А в Европе стандарты даже выше, чем мировые рекомендации МОТ (Международная организация труда — ред.).

Мы все прекрасно знаем, что у нас сегодня официальная средняя заработная плата около 45 тысяч. От этой суммы возьмите 22%. Если работающих сейчас 58 млн., получающих пенсии 40 млн., то ясно, сколько работников содержат одного пенсионера — чуть больше одного. Вот и получается та средняя пенсия, которую имеем сегодня.

Нет никаких секретов. Нужна только политическая воля и воля общества договорится, насколько страна готово обеспечить нетрудоспособных, получающих пенсии. Как только договорятся, что платить надо 28% и платить должны все, тогда вырастут пенсии.

«СП»: — Но если поднять эти взносы, а зарплаты маленькие, не получится ли так, что работодатели и работники окончательно уйдут в теневые зарплаты?

— Сегодня уже не уйдут. У нас хорошо настроена налоговая система, которая отслеживает, кто и сколько получает. Работать «в темную» сегодня рискованно. У нас единственный сектор, который тяжело выявлять — самозанятые. А у них небольшие доходы, и им тяжело участвовать в пенсионной системе. Тогда их надо выводить из нее, они не будут получать пенсию.

Но у нас пенсионная система настроена иначе — в стране всеобщий охват пенсионной системой. В Конституции записано, что у нас социальное государство, а значит, всех должно обеспечить пенсией. Независимо от того платил или нет и какая у него будет пенсия — страховая или социальная. Все равно все пойдет из общего бюджета за счет добросовестных плательщиков.

«СП»: — Если отойти от процентов и посмотреть на реальные цифры, какая на сегодняшний день должна быть пенсия, чтобы человек не бедствовал?

— Все зависит еще от того, где человек живет. У нас достаточно большая дифференциация прожиточной корзины по регионам. Где-то и 15 тысяч неплохие деньги, а где-то и 30 тысяч не хватает. По Москве желательно не меньше 40 тысяч, а иначе концы с концами не сведешь.

Необходимо поработать над выравниванием дифференциации между регионами прожиточного минимума. Законодательство предусматривает, что если у человека по расчету получилась маленькая пенсия, то государство доплачивает до прожиточного минимума. Элемент выравнивания достаточно большой и сокращает дифференциацию пенсий.

По мнению участников форума, новой пенсионной реформы в России не избежать, и она может оказаться еще более радикальной, чем повышение пенсионного возраста. Существующая система не обеспечивает защиты граждан от нищенской старости.

Поэтапные действия

Существует следующий ряд начальных стадий строительство дома на своем участке, которые требуется соблюсти:

Определение участкаГде данное лицо будет строиться (если земля уже есть, то этап пропускается) и его покупка. Имеет смысл выбрать участок с уклоном под небольшим углом, чтобы с него стекала вода. Желательно, чтобы он обладал различными коммуникациями — дорогой, желательно, чтобы по ней мог пройти грузовик; электричеством; водоотводом и водоснабжением. При отсутствии подобных коммуникаций имеет смысл осведомиться, во сколько владельцу обойдется их продление участка с монтажом всех требуемых устройств. Следует принять во внимание тип грунта, который бы подходил для возведения колодца. Экологический фактор (отсутствие поблизости вредных производств). Наличие социальной инфраструктуры (магазинов, школ, больниц)
При наличии или после покупки участкаВладелец определяет разработчика, который составляет проект будущего дома
Также собственнику имеет смысл нанять строителя либо инженера технадзораКоторый будет заниматься только наблюдением надо всеми исполнителями, в этом случае нагрузка на самого хозяина снижается
Далее на готовый проект определяется генеральный подрядчикС которым заключается соглашение
Составляются сметы по материаламПроизводимым действиям, а также ценам

После этого начальные этапы завершены, и исполнитель приступает непосредственно к работам, а специалист технадзора отслеживает, как они проходят.

Общее правило гласит, на отдельном участке возводят всего одну постройку такого типа, но не более (сооружения хозяйственного профиля могут присутствовать в большем количестве).

Что необходимо сделать до начала строительства дома?

Перед тем как приступить к строительству дома застройщику необходимо подать уведомление в местную администрацию:

  • На бумажном носителе посредством личного обращения
  • Через многофункциональный центр
  • Через портал государственных услуг
  • Почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Уведомление о планируемом строительстве должно содержать следующие сведения:

  1. ФИО, место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
  2. Наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  3. Кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
  4. Сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
  5. С ведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
  6. Сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
  7. С ведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
  8. П очтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
  9. Способ направления застройщику уведомлений.

Посмотреть официальную форму уведомления, утвержденную Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр, Вы можете, перейдя по ссылке Форма уведомления о планируемом строительстве.

К Уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

  1. Правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
  2. Документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
  3. Заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
  4. О писание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Далее орган местного самоуправления рассматривает поданное уведомление в течении семи рабочих дней со дня его поступления в администрацию и направляет застройщику уведомление о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.


Технический план содержит сведения о жилом доме, в том числе внесенные в ЕГРН. Перечень кадастровых инженеров в Вашем городе Вы можете посмотреть на сайте Росреестра.
Также Вы можете обратиться в БТИ по месту нахождения объекта ИЖС, однако уточните, имеется ли в их штате именно кадастровый инженер.

Перевод садового домика в жилой

Законодательство устанавливает следующие способы перевода садового домика в жилой:

  • реконструкция объекта – в этом случае порядок аналогичен уведомлению административных органов о строительстве;
  • обращение в жилищный орган с заявлением об изменении назначения садового домика (прикладываются технический план и правоустанавливающая документация на недвижимость).

В качестве реконструкции могут выступать пристройки – дополнительные жилые помещения, гаражи и бани, совмещенные с домом. Дополнительный этаж и мансарда тоже меняют параметры дома, а значит, относятся к реконструкционным работам. В то же время проведение капремонта, ремонт перекрытий, обновление крыши к реконструкции не относятся.

Перевод нежилого помещения в доме в жилое относится к реконструкции несмотря на то, что этажность и площадь дома не поменялись.

Если этого не сделать, то уполномоченные органы могут признать дом самостроем и отказаться от его постановки на учет – в результате собственнику потребуется инициировать судебное разбирательство.

Иногда в суд обращается муниципалитет с целью снести здание. Для предотвращения этого собственнику нужно направить в суд встречный иск.

Добавить комментарий