Розыск должника в исполнительном производстве

Конкурсный управляющий

В ФЗ №127, регулирующем процедуру банкротства, описаны функции арбитражного управляющего. Среди прочих обязанностей выделено осуществление мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества банкрота для последующего включения в конкурсную массу. Такие действия, по сути, и являются розыском имущества.

  • Администрация населенного пункта по месту прописки.
  • ГИБДД — КУ может запросить не только перечень зарегистрированных транспортных средств, но и информацию о проведенных сделках за последние 3 года.
  • ГОСТЕХНАДЗОР сообщит о самоходных машинах, тракторах, дорожной и строительной технике, числившейся за банкротом в последние годы,
  • ИНФС предоставит информацию о налоговых отчислениях.
  • Кадастровая палата располагает сведениями о сделках с недвижимостью.
  • Комитет по земельным ресурсам фиксирует сделки с землей.
  • МЧС регистрирует плавательные и воздушные средства.
  • Роспатент фиксирует данные об интеллектуальной собственности.
  • Миграционная служба знает о фактическом месте жительства должника.
  • Фонд ОМС сообщит о зафиксированных случаях обращения в лечебные учреждения.

Статья 65. Исполнительный розыск

Ст. 65 Закон об исполнительном производстве в последней действующей редакции от 7 марта 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

10.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с частью 7 настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона.

Статья 65. Исполнительный розыск

1. В случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

1.1. Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее – розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее – судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

1.2. В целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, на основании запроса центрального органа о розыске ребенка.

2. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.

3. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

4. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком или требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

5. По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:

1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;

2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;

3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

6. Постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Постановление о розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

7. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка выносится в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, с указанием исполнительных действий, которые могут быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые могут быть применены судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск, в отношении должника, имущества должника или ребенка, обнаруженных в ходе производства розыска. В случае, если ранее в отношении должника не были установлены временное ограничение на выезд его из Российской Федерации, временное ограничение на пользование им специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о розыске должника или розыске ребенка устанавливает указанные ограничения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или обращается в суд с заявлением об установлении для должника указанных ограничений в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 67, частью 2 статьи 67.1 настоящего Федерального закона.

8. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. Этим постановлением производство розыска поручается судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, или судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство и который в этом случае пользуется всеми полномочиями судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск.

9. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника. Копия постановления о розыске ребенка направляется также в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копия постановления о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, направляется органу опеки и попечительства по последнему известному месту пребывания ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

10. При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

10.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с частью 7 настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона.

11. Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

11.1. При проведении исполнительно-разыскных действий судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

12. Если разыскиваемые должник, его имущество или ребенок обнаружены на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации по месту обнаружения должника, его имущества или ребенка организует незамедлительное направление сообщения об этом, в том числе с использованием сети “Интернет”, в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска, обеспечение сохранности обнаруженного имущества, а также взаимодействие с органами опеки и попечительства по передаче обнаруженного в результате розыска ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа.

13. При обнаружении разыскиваемого должника-гражданина исполнительные действия совершаются, а меры принудительного исполнения применяются по месту его обнаружения. В случае необходимости для совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения должник-гражданин может быть препровожден в ближайшее к месту обнаружения подразделение судебных приставов.

13.1. При обнаружении ребенка, розыск которого осуществляется на основании запроса центрального органа о розыске ребенка, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органу опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации. После обнаружения ребенка исполнительное производство подлежит окончанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Порядок действий при несогласии инвалида с ИПРА

14. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка указанному законному представителю, опекуну или попечителю судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя, опекуна или попечителя. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации.

15. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, не позднее дня, следующего за днем совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, направляет вынесенные (составленные) в результате их совершения или применения постановления (акты) судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск, а в случае передачи исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство.

16. Если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

10.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с частью 7 настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона.

Заявление на розыск должника

Судебный пристав, принимая заявление на розыск должника, как правило проводит соответствующие мероприятия. Но сама процедура розыска строго регламентировано статьей 65 Федерального закона “Об исполнительном производстве”.

Исполнительный розыск – один из видов исполнительных действий. То есть осуществляется он в рамках возбужденного исполнительного производства. И начинает его судебный пристав-исполнитель. Либо по собственной инициативе. Либо при поступлении и рассмотрении заявления на розыск должника.

Инициировать разыскные действия можно на любой стадии исполнительного производства. Розыск должника может включать в себя также розыск его имущества для обращения взыскания на него. То есть с целью удовлетворения требований взыскателя.

Заявление о розыске должника

Судебный пристав, принимая заявление на розыск должника, как правило проводит соответствующие мероприятия. Но сама процедура розыска строго регламентировано статьей 65 Федерального закона “Об исполнительном производстве”.

Розыск должника-организации и имущества должника

Исполнительное производство является окончательным этапом защиты и восстановления нарушенного права. Без надлежащего исполнения решений судов невозможно эффективное функционирование любой судебной системы, оно является важным гарантом права на судебную защиту, установленную статьёй 46 Конституции РФ. Указанное соответствует статье 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и практике Европейского Суда по правам человека . Задачей исполнительного производства является удовлетворение требований взыскателя.

Однако, исполнение судебного акта в порядке, установленном российским законодательством, не всегда приводит к выполнению поставленной задачи. Зачастую взыскание присуждённого судом становится невозможным. Так, на любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника, должник скрывает место нахождения своего имущества, а принимаемые приставом меры оказываются неэффективными. Подобные ситуации случаются в настоящее время весьма часто. Одним из наиболее эффективных правовых инструментов исполнительного производства в данном случае может являться розыск должника.

Институту розыска должника, его имущества посвящена статья 65 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве»). Сразу следует отметить, что в предыдущей редакции данной статьи говорилось фактически о двух видах розыска: розыск ребёнка, а в большинстве случаев и розыск должника-гражданина осуществлялся органами внутренних дел, остальные виды розыска, в частности розыск должника-организации и имущества должника относились к компетенции судебных приставов-исполнителей Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП). Хотя поправки, внесённые в статью 65 законом от 03.12.2011 почти полностью изменили содержание соответствующих норм, выделение двух видов розыска по указанному критерию остаётся целесообразным хотя бы с методологической точки зрения. В своей работе я сосредоточу своё внимание именно на розыске должника-организации, его имущества, рассмотрев при этом наиболее спорные вопросы, существующие в данной сфере.

Розыск должника-организации, имущества должника осуществляется в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (организации или гражданина), утверждённого Приказом Министерства Юстиции РФ от 21 сентября 2007 г. № 192 (далее – Регламент). Данный акт регулирует процедуру розыска более подробно, чем нормы ФЗ «Об исполнительном производстве», фактически дополняя положения закона. В то же время Регламент содержит в основном положения, регулирующие процедурные, технические вопросы. Так, в п. 2.1 Регламента содержится перечень административных процедур, включаемых в исполнение государственной функции розыска должника-организации и имущества должника. К ним относятся: организация розыска, обеспечение расходов по розыску, ведение розыскного дела, выполнение мероприятий по розыску, осуществление контроля за реализацией полномочий по розыску и порядок обжалования деяний и решений должностных лиц в ходе осуществления розыска. Дальнейшие положения регулируют процесс выполнения указанных процедур.

Розыск должника, имущества должника объявляется судебным приставом-исполнителем в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества. Основанием объявления розыска является постановление пристава, утверждённое старшим судебным приставом. В п. 3 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» указывается, что по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, а также по исполнительному документу, содержащему требования об отобрании ребёнка. По исполнительным документам, содержащим иные требования, согласно п. 5 указанной статьи, пристав может объявить розыск только при наличии заявления взыскатель и соблюдении ряда иных условий, касающихся размера требований и невозможности их исполнения в отсутствие должника. Таким образом, большинство авторов выделяют обязательный розыск и факультативный розыск .

В то же время в судебной практике долгое время спорным оставался вопрос о возможности проведения приставом факультативного розыска. Так, Высший арбитражный суд РФ (далее – ВАС РФ) в Определении от 06.07.2009 № ВАС-6210/09 указал, что возбуждение розыска по исполнительному листу, не указанному в п. 1 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» (аналогичному п. 3 ст. 65 в ныне действующей редакции) произведено быть не может. При этом, ряд арбитражных судов указывал на неоднозначность такой правовой позиции, поскольку п. 4 ст. 65 в действовавшей на тот момент редакции фактически устанавливал возможность осуществления розыска по любому исполнительному листу . Впоследствии рассматриваемые положения ФЗ «Об исполнительном производстве» были изменены на более точные, а ВАС РФ изменил свою правовую позицию, указав на обязанность судебных приставов-исполнителей выносить постановление о розыске имущества должника вне зависимости от характера содержащихся в исполнительном документе требований , что соответствует статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», устанавливающей обязанность приставов принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Однако, новые правовые позиции ВАС относятся к отношениям, регулировавшимся нормами старой редакции статьи 65 ФЗ «Об исполнительном производстве». Следует учитывать, что новая редакция также предусматривает лишь право пристава объявить розыск должника, имущества должника по заявлению взыскателя, если речь идёт об исполнении требований, не содержащихся в п. 3 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве». Поэтому вполне вероятно появление новых актов ВАС РФ, рассматривающих данный вопрос.

Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту нахождения должника, его имущества. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, а затем направляется для производства розыска судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыску. Согласно указанному выше Регламенту, непосредственное осуществление функций по розыску должника-организации и имущества должника возлагается на судебных приставов-исполнителей специальных структурных подразделений территориальных органов ФССП, наделённых полномочиями по розыску. Судебный пристав-исполнитель по розыску на основании постановления о розыске выносит постановление о заведении розыскного дела. При этом, судебная практика исходит из того, что судебный пристав-исполнитель по розыску не вправе оценивать целесообразность розыска должника, его имущества. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25 января 2012 г. по делу № А33-11304/2011 указал, что вынесение приставом по розыску постановления об отказе в заведении розыскного дела не предусмотрено Регламентом и противоречит ФЗ «Об исполнительном производстве».

Читайте также:  Исковое заявление о расторжении договора передачи

Спорным является вопрос о конкретном содержании розыска должника-организации, имущества должника. В законодательстве нет четкого определения розыска, а его содержание раскрывается непоследовательно. В отношении розыска имущества должника на практике обычно выделяются два подхода к содержанию розыска: розыск как комплекс действий по установлению места нахождения имущества должника и розыск как комплекс действий по выявлению имущества должника . Всё это приводит к определённой путанице и отождествлению понятия розыска с запросом судебным приставом-исполнителем необходимой информации. Так, в ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» розыск должника, его имущества и запрос необходимых сведений у физических лиц, организаци1й и органов рассматриваются как отдельные исполнительные действия. В то же время, в Регламенте указывается, что судебный пристав-исполнитель по розыску при осуществлении возложенных на него полномочий по розыску должника-организации и имущества должника, в частности, на основании запросов получает информацию из государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции, о должнике-организации и имуществе должника. На практике подобные действия могут осуществляться судебным приставом-исполнителем, на исполнении у которого находится исполнительное производство, являясь при этом отдельным видом исполнительных действий. Суды также не проводят четкого различия между розыскными действиями и другими мероприятиями по поиску имущества должника, указывая в то же время, что розыск должника и его имущества следует отличать от поиска .

Так, 15 Арбитражный апелляционный суд в Постановлении № 15АП-6672/2011 от 29.08.2011 указал, что судебный пристав-исполнитель, наделённый функциями по розыску, осуществляет тот же перечень мероприятий, которые применяют судебные приставы-исполнители, на исполнении у которых находится исполнительное производство. Также суд в мотивировочной части Постановления указал на принятое начальником территориального органа ФССП решение не проводить мероприятия по розыску в связи с полнотой и достаточностью уже произведённых исполнительных действий. Более, того, суд сделал интересный вывод о том, что судебный пристав-исполнитель, наделённый функциями по розыску, является процессуальной фигурой, на которого возложены функции по дополнительному контролю за соблюдением судебными приставами-исполнителями, осуществляющими принудительное исполнение решений судебных и иных уполномоченных органов, прав и законных интересов взыскателей по исполнительным производствам. Исходя из анализа положений законодательства и практики их применения, можно в какой-то мере согласиться с этой точкой зрения, хотя в таком случае и представляется сомнительной необходимость формулировки норм о розыске должника, его имущества в их ныне существующим варианте. Целесообразно было бы, на мой взгляд, законодательно отграничить розыск должника-организации, имущества должника от поиска.

Заметной новеллой в законодательстве о розыске должника-организации, имущества должника стало закрепление права судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности. До принятия указанных поправок в статью 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» многие авторы указывали на наличие у частных детективов более эффективных возможностей для проведения розыска по сравнению с приставами. В то же время детективы не наделены правами по принудительной реализации судебных актов, а судебные приставы-исполнители зачастую не могли использовать полученную от детективов неофициальную информацию. Закон, принятый в декабре 2011 года, разрешил частным детективам предоставлять новую услугу – поиск должника, его имущества по исполнительному производству, а приставам – брать полученные сведения в работу. При этом, использование сведений возможно только по заявлению взыскателя, что исключает возможность возникновения коррупции в отношениях между приставами и частными детективами. Взыскатель должен будет нанимать детективов за свой счёт. В настоящее время в ряде органов ФССП разрабатываются документы, призванные регламентировать взаимодействие приставов и детективов.

Розыск должника-организации и имущества должника прекращается вынесением судебным приставом-исполнителем по розыску постановления о прекращении розыскного дела, утверждаемого старшим судебным приставом. Основаниями для прекращения розыска являются: установление места нахождения должника-организации или имущества должника; выполнение всех мероприятий по розыску, предусмотренных планом розыскных мероприятий; воспрепятствование проведению розыскных мероприятий со стороны взыскателя; окончание исполнительного производства; истечение сроков проведения розыскных мероприятий. Срок проведения розыскных мероприятий не может превышать 2 месяцев со дня вынесения постановления о заведении розыскного дела. Этот срок может быть продлён ещё на 2 месяца.

На основании анализа норм ныне действующего законодательства и судебной практики можно сделать вывод о том, что институт розыска должника, закрепленный в ФЗ «Об исполнительном производстве», на сегодняшний день является фактически недействующим. Для эффективного использования розыска должника, его имущества на практике необходимо совершенствование действующего законодательства. В частности, целесообразно на законодательном уровне определить понятие и содержание розыска в исполнительном производстве, исчерпывающий перечень относимых к нему действий и мероприятий, более чёткий порядок проведения розыска. Совершенствование действующего в настоящее время порядка осуществления розыска должника и (или) его имущества в ходе исполнительного производства будет способствовать повышению эффективности исполнения судебных актов.

Розыск должника, имущества должника объявляется судебным приставом-исполнителем в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества. Основанием объявления розыска является постановление пристава, утверждённое старшим судебным приставом. В п. 3 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» указывается, что по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, а также по исполнительному документу, содержащему требования об отобрании ребёнка. По исполнительным документам, содержащим иные требования, согласно п. 5 указанной статьи, пристав может объявить розыск только при наличии заявления взыскатель и соблюдении ряда иных условий, касающихся размера требований и невозможности их исполнения в отсутствие должника. Таким образом, большинство авторов выделяют обязательный розыск и факультативный розыск .

Как осуществляется процесс розыска должника

Каждый человек, берущий определенную сумму денег в долг, обязан осознавать необходимость ее возврата кредитору. Обычно данный процесс сопровождается оформлением различных соглашений или контрактов, в которых указываются основные условия для возврата денег.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (495) 725-58-91 . Это быстро и бесплатно !

Если должник перестает исполнять свои обязательства, то это приводит к тому, что кредитор вынужден обращаться в суд. По решению суда используются разные меры воздействия на неплательщика. Если гражданин скрывается, то он объявляется в розыск приставами на основании ФЗ №229.


В качестве основания для разыскивания людей выступает исполнительный листок, имеющийся у пристава.

В каких делах полиция может помогать приставам?

Во всем, что связано с ходом исполнительного производства, полиция может оказывать приставам содействие в рамках своих полномочий. Наиболее важные направления сотрудничества обозначены в законе — это розыск самого должника или ответчика по гражданскому делу, розыск имущества должника и розыск ребенка. Для этого между приставами (ФССП) и полицией (МВД) налаживается межведомственное взаимодействие, в т.ч. в электронном виде. По электронным запросам приставов полиция выставляет запреты регистрационных действий на машины и временные ограничения водительских прав за долги.

На самом деле правило о том, что полиция может оказывать содействие приставам, было в законе и раньше. Об этом говорится в статье 62 ФЗ «Об исполнительном производстве и статье 12 ФЗ «О полиции» (ч.1 п.41). Сейчас наконец появился межведомственный приказ, где более подробно написано, как взаимодействуют между собой полиция и приставы в области взыскания долгов. Это приказ Минюста России №178, МВД России №565 от 29.08.2018, он действует с 21 сентября 2018.

Участие адвоката в исполнительном производстве

Адвокат – специалист по оказанию юридической помощи. Другими словами, это советник по правовым вопросам.

Ведение дела адвокатом проходит от исполнительного листа до непосредственных решений суда. Помощь юридический специалист может оказывать как взыскателю, так и задолжавшему.

В первую очередь включение третьего лица в дело поможет простимулировать должника на добровольный возврат. Либо объяснить взыскателю о невозможности в данный момент вернуть средства и переубедить закрыть дело. Психологические методы позволяют безболезненно влиять на ход дела. А комплексный подход дает больше эффекта.

Виды помощи адвоката:

  • Консультация.
  • Досудебное взыскание.
  • Возврат имущества через суд.
  • Розыск.
  • Возврат имущества по решению суда.

Типология сферы деятельности делится на такие специализации как:

  • Уголовные дела.
  • Вопросы недвижимости.
  • Возмещение ущерба от ДТП.
  • Долги по кредиту.

Стоимость услуги специалистов составляет приблизительно 10% от взыскательной суммы.

Помимо подготовки документов, представления ваших интересов, специалист проследит за действиями судебных приставов.

Виды помощи адвоката:

Отклонение ходатайства заявителя

Исполнитель имеет право отказать взыскателю в удовлетворении требований по обнаружению ответчика, его имущества. Например, производство только началось, применены не все возможные меры и действия, а истец уже инициирует розыск неплательщика.

Если решение пристава не имеет обоснования, действительно нарушает право заявителя и фактически служит препятствием в погашении задолженности, влечет негативные последствия, можно подать письменную жалобу в прокуратуру, суд, непосредственному руководству госслужащего.

В прошении к проверяющим инстанциям необходимо указать всю информацию о ходе дела, действиях исполнителя, мотиве отказа. Адресат жалобы будет искать нарушение в работе исполнителя судебного акта. Если в результате проверки будет выявлено реальное нарушение работника ФССП, его привлекут к ответственности путем наложения санкций, дисциплинарного взыскания, отстранения от дела.

Читайте также:  Сроки приватизации земли под частным домом


Если нарушитель обнаружен на территории, исключенной из ведомства пристава, вплоть до пребывания за рубежом, исполнитель вправе подать ходатайство на имя руководства о передаче дела в другое подразделение или на расширение полномочий. Допускается препровождение неплательщика в подразделение ФССП для незамедлительного осуществления предусмотренных судом исполнительских действий.

Розыск имущества должника в исполнительном производстве

Могут ли приставы подать на мое имущество и меня в розыск за неуплату налогов, кредита и штрафов, если я не являюсь по повестке? И чем это грозит?

    розыск должника, розыск должника по кредиту
  • Поделиться

Ответы юристов ( 1 )

  • 1085 ответов
  • 496 отзывов

ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 65. Исполнительный розыск(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)
1. В случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.(часть 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)1.1. Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее — розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее — судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

Приказ ФССП России от 26.07.2013 N 249«Об утверждении Положения об организации розыска в рамках исполнительного производства»

3.2.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, при розыске должника-организации либо при розыске имущества должника-организации (по разыскным делам, заведенным в рамках исполнительных производств по неимущественным и имущественным обязательствам): получает у взыскателя (представителя взыскателя) информацию о должнике-организации либо имуществе должника-организации для составления плана разыскных мероприятий. Разъясняет взыскателю возможность привлечения лиц, осуществляющих частную детективную (сыскную) деятельность; осуществляет выходы по всем предполагаемым адресам местонахождения должника-организации либо имущества должника-организации с целью получения информации о месте нахождения должника-организации либо имущества должника-организации (в обязательном порядке составляет соответствующий акт); проверяет информацию о должнике-организации в ПК ОСП АИС ФССП России на предмет наличия иных исполнительных производств, по которым разыскиваемая организация проходит должником или взыскателем; проводит мониторинг сети Интернет о наличии информации о разыскиваемом должнике-организации (реклама, арбитражные суды, отзывы об услугах, оказанных разыскиваемым юридическим лицом); запрашивает информацию из бюро кредитных историй; проверяет имущество должника-организации на предмет формального оформления на третьих лиц; запрашивает информацию в администрациях муниципальных образований о наличии у должника-организации инвестиционных контрактов, договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципальных образований, государственных контрактов на оказание различного вида услуг.

3.2.2. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, при розыске должника-гражданина либо розыске имущества должника-гражданина (по разыскным делам, заведенным в рамках исполнительных производств по неимущественным и имущественным обязательствам): получает у взыскателя (представителя взыскателя) информацию о должнике для составления плана разыскных мероприятий (фото- и видеодокументы и т.д.), разъясняет взыскателю возможность привлечения лиц, осуществляющих частную детективную (сыскную) деятельность; осуществляет выходы по всем предполагаемым адресам местонахождения должника либо имущества должника с целью получения информации о месте нахождения должника либо имущества должника (в обязательном порядке составляет соответствующий акт); определяет круг лиц (родственники, друзья, коллеги, соседи и т.д.), располагающих информацией о возможном местонахождении должника; проверяет информацию о должнике в ПК ОСП АИС ФССП России на предмет наличия иных исполнительных производств, по которым разыскиваемое лицо проходит должником или взыскателем; запрашивает информацию у операторов сотовой связи о наличии зарегистрированных за должником абонентских номеров; запрашивает информацию в органах ЗАГСа о семейном положении должника, наличии детей, смене фамилии, имени, отчества, а также о возможной дате смерти; запрашивает информацию в органах внутренних дел о наличии совершенных административных правонарушений, возбужденных уголовных делах, наличии огнестрельного оружия (дата выдачи лицензии и срок ее действия) и водительского удостоверения; запрашивает информацию в органах военного комиссариата о снятии (постановке) с воинского учета, дальнейшем месте прохождения службы, получении военной пенсии; запрашивает информацию в органах ФМС России о месте регистрации должника и выдаче ему паспортов (российского или заграничного, взамен утраченных или похищенных); запрашивает авиаперевозчиков, автоперевозчиков, железнодорожных, водных перевозчиков о приобретении билетов на междугородние и международные рейсы; проводит мониторинг сети Интернет о наличии информации о разыскиваемом лице в социальных сетях («Одноклассники», «Вконтакте», «Мой мир», «Фейсбук» и др.); размещает сведения о разыскиваемом лице на интернет-сайте территориального органа ФССП России, в структурных подразделениях территориального органа ФССП России, в зданиях судов, а также в местных СМИ и местах массового скопления людей; запрашивает информацию в бюро регистрации несчастных случаев; запрашивает информацию в страховых компаниях об оказании должнику услуг по страхованию здоровья либо имущества.

Приказ ФССП России от 26.07.2013 N 249«Об утверждении Положения об организации розыска в рамках исполнительного производства»

Новый порядок розыска должников

Стадия исполнительного производства является заключительным этапом в процессе взыскания задолженности через суд. Кредитор (истец) на стадии исполнительного производства называется взыскателем.

Вот, наконец, получены копия судебного решения и исполнительный документ, заявление о возбуждении исполнительного производства написано, производство возбуждено, но должник скрывается.

Что же делать дальше? Дальше – судебный пристав – исполнитель обязан разыскивать должника. Новый порядок розыска должников установлен Приказом Минюста России № 178, МВД России № 565 от 29.08.2018 “Об утверждении Порядка оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика” (вступает в действие 21.09.2018):

Утвержден
приказом Минюста России, МВД России
от 29.08.2018 N 178/565

Утвержден
приказом Минюста России, МВД России
от 29.08.2018 N 178/565

Как пользоваться калькулятором

  1. По умолчанию производится расчет за выбранный целый год. Если в этот году у вас было зарегистрировано ИП, либо вы его закрыли, то выберите более конкретную начальную и конечную дату периода.
  2. Если ваш доход за выбранный период составил не более 300 000 рублей, то поле «Доход за этот период» вы можете оставить пустым. Введенная сумма не повлияет на итоговый результат.
  3. Нажмите «РАССЧИТАТЬ». Полученный результат со всеми деталями расчета вы можете сохранить в doc-файл.

Каждый год зафиксированные суммы нужно отчислять:

Калькулятор страховых взносов

Заполните форму и узнайте сумму страховых взносов

Каждый ИП ежегодно платит за себя обязательные страховые взносы — независимо от факта ведения деятельности и наличия работников. В этой статье мы расскажем, как пользоваться нашим бесплатным калькулятором взносов и как самостоятельно рассчитать взносы — в том числе за неполный год, когда и куда их платить и что бывает за неуплату взносов.

Выберите год, за который вы хотите рассчитать взносы. Если вы ведете деятельность в статусе ИП неполный год, то укажите начало деятельности и ее окончание:

Отчетность по взносам за себя сдавать не нужно

Если у индивидуального предпринимателя нет наемных работников, он не должен сдавать за себя отчеты по взносам. Суммы, которые идут на пенсионное или медицинское страхование, фиксируются в обычной декларации. Налоговая проверяет перечисления и передает данные в фонды. В индивидуальном лицевом счете появляются сведения о стаже и пенсионных баллах, которые заработал предприниматель.

Сведения за 2019 год пока не появились, потому что ИП еще не отчитались за этот год. А вот за 2018 год все должно быть учтено, и если это не так — нужно бить тревогу и разбираться. Иногда ИП платит взносы, но, например, указывает не тот ОКТМО — классификатор территорий муниципальных образований. Или ошибается в КБК. Деньги со счета списаны, но по назначению не поступили — в итоге баллы не зачтены, в налоговой числится недоимка, а ИП узнает обо всем последним.

Все это решаемо, но чем больше времени пройдет, тем сложнее будет разобраться.

Сведения за 2019 год пока не появились, потому что ИП еще не отчитались за этот год. А вот за 2018 год все должно быть учтено, и если это не так — нужно бить тревогу и разбираться. Иногда ИП платит взносы, но, например, указывает не тот ОКТМО — классификатор территорий муниципальных образований. Или ошибается в КБК. Деньги со счета списаны, но по назначению не поступили — в итоге баллы не зачтены, в налоговой числится недоимка, а ИП узнает обо всем последним.

Страховые взносы и уменьшение налога УСН

Индивидуальный предприниматель, выбравший УСН (упрощенка) и режим налогообложения «доходы» может уменьшить величину подоходного налога на сумму уплаченных страховых взносов. ИП без сотрудников могут уменьшить налог на 100%, с сотрудниками – на 50%.

Уменьшению поддаются как налог за год, так и поквартальные авансовые платежи. Для уменьшения авансовых платежей необходимо оплачивать страховые взносы так же поквартально частями.

В случае, если выбран объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», то уплаченные страховые взносы можно включить в состав расходов.

За неуплату или неполную уплату предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы или 40% при наличии умысла (ст. 47 закона 212-ФЗ).

Добавить комментарий