Статьи рубрики «Накопительная пенсия»

О чем говорит 168 ФЗ о накопительной пенсии

Программа массового формирования накопительных пенсий за счёт части от взносов работодателей действовала в РФ до 2014 года. Сейчас эта система работает только за счёт добровольных перечислений. Но граждане до сих пор не понимают, как правильно оформить документы и заявления, чтобы с ними рассчитались по накоплениям. И как можно решить вопрос с минимальными затратами.

Основные понятия ФЗ 168 о накопительной части пенсии

Бесплатно по России

Отчисление на свои лицевые счета для формирования пенсионного обеспечения в будущем – право, которым наделён каждый гражданин.

Источники формирования таких поступлений:

  1. Работодатели.
  2. Личные взносы.
  3. Государственное финансирование.

Доступно сразу несколько вариантов:

  • Негосударственные пенсионные фонды.
  • Государственные.
  • Управляющая компания.

Право менять страхователя даётся максимум 1 раз каждые пять лет. От индивидуальных особенностей ведения счёта и сотрудничества зависит то, как будут происходить отчисления. В отделении ПФР и в Личном Кабинете Госуслуг можно получать любую необходимую информацию.

Оформление выплат предполагает подачу соответствующего заявления, которое подкреплено другими доказательствами в письменной форме. Дополнительные требования предъявляются к тем, кто обращается за такими выплатами раньше назначенного срока.

Кто имеет право на накопительную пенсию согласно статье 4

В ст.4 говорит, что граждане РФ и иностранцы получают право на выплаты, если соответствуют следующим условиям:

  1. Наличие пенсионной страховки. Или участие в системе, которая обозначалась как ОПС ПФР.
  2. Наличие пенсионных сбережений. Они массово формировались гражданами 1967 года рождения и более старшими. Ещё один период учёта – 2002-2005 года. Есть те, кто формировал свои накопления на добровольной основе помимо этого времени, при участии в специальных программах.
  3. При достижении пенсионного возраста, установленного общими правилами.
  4. Соответствие другим требованиям, которые установлены действующим законодательством.

За счёт сбережений пенсионера всегда дают возможность получать следующие виды выплат:

  • Бессрочные накопительные пенсии. Обычно это приоритетная форма использования действующих сбережений.
  • Единоразовые выплаты.
  • Срочные накопительные выплаты. Их продолжительность определяет пенсионер. Но редко устанавливают время больше десяти лет.

Обеспечение выплат накопительной пенсии

Разделение пенсионных накоплений на две части произошло ещё около двадцати лет назад. Раньше основным источником становились отчисления с зарплат. После 2002 года стали использовать личные накопительные счета, принадлежавшие гражданам. На страховую часть пенсии у работодателя с каждой выплаты идёт по 16%. 6% нужно для формирования накопительной части.

Условия назначения накопительной пенсии

Застрахованные лица могут получить накопления при выполнении целого ряда условий:

  1. Появление прав на выход на пенсию, в том числе – досрочный.
  2. Наличие отчислений на индивидуальном лицевом счету.
  3. По сравнению со страховой пенсией накопительная составила 5% и более от общей суммы.

Если размер меньше 5% — значит, средства можно получить в виде единовременных перечислений, одной суммой.

Назначения по другим видам обеспечения не влияют на накопительную часть. Если какие-либо изменения появляются – они основаны на корректировках Федерального закона, никак иначе.

Как федеральный закон определяет размер накопительной пенсии

Размер выплат определяют по состоянию на день, когда гражданин обратился за получением денег. Учитывают всю сумму, которая образовалась на накопительном счёте. Специальная часть индивидуального лицевого счёта тоже внимательно изучается при наличии.

В состав пенсионных накоплений также включают:

  • Результаты инвестирования.
  • Материнский капитал, часть которого расходовалась в этом направлении.
  • Взносы на софинансирование.
  • Взносы со стороны работодателя в пользу застрахованного лица.
  • Дополнительные страховые взносы.

Для определения размеров используют такую формулу:

НП обозначает саму накопительную пенсию.

ПН – пенсионные накопления, рассчитанные из всех показателей, которые упомянуты ранее. Т – количество месяцев, на протяжении которых будут получены деньги. Ожидаемый период могут сократить на полный год, если клиент обратился за деньгами позднее.

Как происходит корректировка согласно ФЗ

Корректировку выплат производят каждый год 1 августа, но обычно при наличии таких условий:

  1. Если есть накопления, которые не учтены ранее.
  2. Страховые взносы увеличились благодаря инвестиционной деятельности.
  3. Поступили новые страховые взносы, включая дополнительные.

Порядок установки и выплаты накопительной пенсии

Гражданин не должен столкнуться с какими-либо проблемами при назначении выплат. Достаточно обратиться вместе с заявлением и другими документами к компании, в которой он в настоящее время обслуживается. Можно воспользоваться помощью сотрудников ПФРФ или МФЦ, чтобы узнать о том, где именно находятся средства к моменту обращения за выплатами.

Заявки разрешается передавать по почте или через другого гражданина, который стал законным представителем интересов. Например – когда передвижения затруднительны из-за текущего состояния здоровья.

Оформление накопительной части пенсии предполагает наличие таких документов:

  • СНИЛС.
  • Заявление согласно существующему образцу.
  • Гражданское удостоверение того, кто вышел на пенсию.

При одновременном оформлении страховых и накопительных частей нужны дополнительно:

  1. Трудовая книжка и другие документы для подтверждения стажа.
  2. Заявление на получение выплат по старости.

Сроки назначения

Они зависят от того, какие именно выплаты выбраны в том или ином случае. Есть, к примеру, единовременный вариант – когда перечисляют всё сразу. При других решениях обычно деньги приходят каждый месяц. Их получают до тех пор, пока вся имеющаяся сумма не будет исчерпана.

Может ли быть приостановлена и потом возобновлена согласно закону

Перечисление ежемесячных страховых сумм может быть приостановлено, если присутствуют такие обстоятельства:

  • Пенсионер выехал за границу для постоянного проживания.
  • При завершении сроков обучения, отсутствии справок в случае с потерей кормильца.
  • Иностранец просрочил время, когда надо было обратиться за продлением основного документа.
  • На почте или со счёта в банке перестали получать начисления.

Если реакция со стороны гражданина отсутствует – контролирующие органы вправе отказаться совсем от выплат каких-либо компенсаций.

Возобновить перечисления тоже можно. Например – когда подают соответствующее заявление, а также передают документы, которые доказывают позицию составителя. После этого гражданину должны выплатить все суммы, которые раньше им не были получены.

В каких случаях прекращается выплата

Причины всегда остаются одинаковыми, их большая часть уже описана выше. Чаще всего проблемы связаны с тем, что сам гражданин пропустил сроки для каких-либо обращений. Трудоустройство и его отсутствие не должны влиять на решение вопроса.

Как закон регулирует выплату накоп. Пенсии тем, кто уезжает из РФ

При выезде за границу человека не лишают самого права на получение пенсии. Но велика вероятность появления разных проблем технического характера. Лучше заранее узнать о правилах, по которым в таких случаях идут накопления.

Пенсию выплачивают и тем, кто переехал для постоянного места жительства.

Но и тут не обходится без ряда условий:

  1. Ежегодное подтверждение, что гражданин остаётся в живых.
  2. Извещение Пенсионного Фонда о новом месте жительства.
  3. Отсутствие индексации.
  4. Отказ от региональных надбавок.
  5. Представление справок о наличии официальной работы, либо её отсутствии.
  6. Справки о постоянном месте проживания за территорией России.
  7. Подача заявлений о выезде.

Чаще всего при нахождении за границей деньги сразу переводят на банковские счета.

Другие значимые моменты закона

Пенсионные накопления выплачивают правопреемникам, если смерть гражданина наступает до назначения общей суммы или до корректировки. Исключение из правил делают только в случае с материнским капиталом и результатами от его инвестирования.

Возраст и состояние трудоспособности не влияют на право граждан получать компенсацию. Это касается детей и самых близких родственников в очереди.

При отсутствии родственников деньги вообще никому не выплачивают. Их учитывают в составе резерва по отношению к текущему пенсионному страхованию.

Гражданин сам имеет право в любой момент обратиться с заявлением, где указывает лиц, которым можно перечислить пенсию в случае смерти. При отсутствии заявления средства распределяют в равных долях между родственниками, относящимися к одной очереди. Допускается использование электронных порталов для подачи заявлений относительно определение круга ответственных лиц.

Обязательно надо указать, в каких долях распределяются деньги. Если правопреемник пропустил сроки обращения за выплатой, но на то была серьёзная причина – он тоже может составить заявление, чтобы это время было восстановлено.

До конца 2015 года граждан обязали сделать выбор в пользу накопительной части пенсии, если желание принимать участие в этой системе было. Установили отдельный период, до окончания которого работающие граждане должны были обратиться с соответствующими заявлениями. Если заявление отсутствовало, то автоматически формировали только страховую часть.

При этом за гражданином в любом случае сохраняют право написать отказ от участия в формировании своих накоплений. После этого все деньги направляют только на страховую часть. Но даже после указанного шага пополнять накопительный счёт можно, просто самостоятельно. Все собранные средства выбранная компания инвестирует в тех или иных направлениях. Выплаты происходят по общему порядку.

Находясь за границей, гражданин может получать сразу несколько разновидностей выплат:

  • Дополнительное ежемесячное обеспечение для ветеранов ВОВ.
  • Доплаты за трудовые заслуги.
  • Государственные пенсии, за исключением социальной.
  • Страховые пенсии.

Такие выплаты без проблем можно оформить, даже не возвращаясь в Россию. Достаточно отправить контролирующему органу заявление и другие документы в доказательство своей позиции. Не стоит рассчитывать на одобрение с первого раза.

Заключение

В зависимости от вида выплаты, гражданин должен написать то или иное заявление, когда за ней обращается. Лучше заранее уточнить необходимую информацию при обращении в органы социальной защиты или сам ПФР. Там предоставят образец заявлений и требования к другим документам, которые собираются как доказательства.

Любая заявка рассматривается максимум на протяжении 10 рабочих дней, процесс редко затягивается. Но нельзя подавать документы раньше, чем возникает право на выплаты. На протяжении следующих двух месяцев переведут единовременное пособие, другие деньги назначат с 1 месяца после обращения.

Как получить накопительную часть пенсии

Содержание статьи
    1. Кто может получить накопления
    2. Как рассчитывается
    3. Когда можно получить
    4. Порядок получения накопления пенсионером
    5. Можно ли оформить досрочно

До 2014 года в РФ действовала программа массового формирования накопительных пенсий за счет части работодательских пенсионных взносов на своих работников. Сегодня граждане могут формировать накопления лишь по добровольным отчислениям. Программа массовых накоплений заморожена. Ранее сформированные сбережения, независимо от источников их получения, могут быть получены гражданами в форме нескольких разновидностей выплат. 168 ФЗ, о накопительной части пенсии, информации содержит мало. Как получить накопительную часть пенсии по закону.

Кто может получить накопления

Правила формирования и расходования сумм пенсионных сбережений по большей части определен положениями Закона № 360 «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и Закона № 424 «О накопительной пенсии». Согласно им, в частности, ст. 4 Закона № 424, право на накопительную выплату в той или иной форме имеют граждане РФ, апатриды и иностранцы, если они:

  • имели пенсионную страховку, т.е. были зарегистрированы в системе ОПС ПФР;
  • имеют пенсионные сбережения. Массово пенсионные сбережения формировались у официально трудоустроенных граждан 1967 г.р. и младше, а также в период 2002-2005 годы у мужчин и женщин 1953-1966 и 1957-1966 г.р. соответственно. Иные граждане могли формировать свои сбережения добровольно, в том числе по программам софинансирования, самостоятельным взносам, путем перечисления маткапитала и т.д.;
  • достигли общеустановленного пенсионного возраста;
  • отвечают иным обязательным требованиям закона в зависимости от вида выплаты, на которую претендует пенсионер.

Согласно ст. 2 Закона № 360, за счет средств сбережений, накопленных у пенсионера, он может получить такие выплаты, как:

  • срочная накопительная выплата – выплата накопленных средств на протяжении срока, выбранного самим пенсионером, но не менее чем на протяжении 10 лет;
  • единоразовая выплата – выплата всей суммы сбережений одним перечислением;
  • бессрочная накопительная пенсия – бессрочная доплата к страховой пенсии, приоритетная форма использования сбережений.
Обратите внимание!

Для каждого вида выплаты законом предусмотрены свои условия.

Как рассчитывается

Бессрочная накопительная выплата назначается пожизненно в размере, рассчитанном исходя из ожидаемой длительности дожития пенсионеров после выхода на пенсию. В 2019 году такой ожидаемый период дожития составляет 252 месяца или 21 год. Для расчета суммы, выплачиваемой гражданину ежемесячно, сумма сбережений, учтенная на специальном пенсионном счету, делится на 252 месяца.

Пример расчета: в 2019 году пенсионер оформил бессрочную выплату. Сумма, учтенная на специальном счету в ПФР, составила 550 тыс. руб. С учетом ожидаемого возраста дожития размер ежемесячной доплаты составит 2,18 тыс. руб. ежемесячно. Размер страховой пенсии гражданина составляет 18 тыс. руб., потому предполагаемая накопительная выплата будет составлять более 5% от страховой, что дает возможность правомерно оформить накопительную выплату.

Срочная выплата рассчитывается по тому же принципу, разница состоит лишь в том, что вместо 252 сформированная сумма накоплений делится на количество месяцев в периоде, выбранного самим пенсионером. Единоразовая же выплата выплачивается в том размере, в котором сформирована сумма накоплений, дополнительных расчетов не проводится.

Когда можно получить

Пенсионные сбережения в виде бессрочной выплаты назначаются лицам, которые:

  • благодаря официальному трудоустройству сформировали необходимое кол-во ИПК и рабочего стажа для получения страховой старческой пенсии. В 2019 году это 16,2 ИПК и 10 лет стажа. В последующие годы указанные цифры будут меняться;
  • достигли 55-60 лет в зависимости от пола либо оформили старческую пенсию досрочно;
  • сформировали сумму сбережений, размер которых позволяет перечислять выплаты бессрочно в размере, превышающем 5% от суммы старческой пенсии.
Обратите внимание!

Если гражданин не выполняет эти условия, в зависимости от ситуации, он может оформить срочную либо единоразовую выплату.

Порядок получения накопления пенсионером

Для получения своих сбережений пенсионер вправе обратиться в компетентный орган в любое время с момента возникновения права на нее, независимо от факта работы, оформления страховой или иной пенсии и времени, прошедшего с момента возникновения прав на выплаты. Гражданин может обратиться в:

  • подразделение ПФР по месту получения пенсии либо жительства, если пенсия не оформлена – в случае формирования сбережений на пенсионном счету в ПФР;
  • подразделение НПФ, в который были переведены суммы сбережений.

Для назначения выплат гражданин подает заявление по форме, выданной в ПФР в зависимости от вида выплаты. Вместе с ним необходимо представить паспорт и свидетельство СНИЛС. Если пакет документов подается в НПФ, также необходимо подать справку о размере старческой пенсии. Пакет документов можно направить почтовым отправлением, через МФЦ, удаленно через сайт ПФР или НПФ и даже через работодателя.

Заявка на срочную или бессрочную выплату рассматривается в 10-дневный срок, выплата назначается с месяца обращения, но не ранее, чем у пенсионера возникло право на нее. Заявка для назначения единоразового пособия рассматривается в месячный срок. Перевод единоразовой выплаты проводится ПФР в течение 2 месяцев, НПФ – в месячный срок после принятия решения о выплате

Можно ли оформить досрочно

Право на досрочное оформление накопительной части имеют лишь граждане, которые могут досрочно оформить страховую старческую пенсию – педагоги, врачи, работники предприятий с опасными и вредными условиями труда и т.д. Остальные лица до достижения пенсионного возраста получить накопления не могут.

Современное состояние и перспективы возможного реформирования накопительной пенсии

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 03.11.2016 2016-11-03

Статья просмотрена: 1169 раз

Библиографическое описание:

Якубовская, К. А. Современное состояние и перспективы возможного реформирования накопительной пенсии / К. А. Якубовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 697-702. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34864/ (дата обращения: 25.02.2021).

Современное состояние иперспективы возможного реформирования накопительной пенсии

Читайте также:  Как происходит регистрация ИП в ПФР без работников

Якубовская Ксения Александровна, магистрант

Байкальский государственный университет экономики и права

В настоящей статье предпринята попытка дать оценку современного состояния правового регулирования накопительной пенсии и заглянуть в предстоящее ее реформирование.

Ключевые слова: пенсионные системы, накопительная пенсия, концепция индивидуального пенсионного накопления, инвестирование пенсионных накоплений

При высоком научном интересе исследователей проблем в области реформирования пенсионного обеспечения и его адаптации к условиям современного общества, мировой опыт был мало востребован отечественной практикой. До начала 90-х годов не наблюдалось попыток существенного пересмотра систем социального обеспечения. Неспособность пенсионного обеспечения выполнять свои основные функции привела к тому, что пенсионная система России столкнулась с серьезными трудностями и как следствие в конце 90- х годов оказалась в кризисном состоянии.

В российской пенсионной системе действуют два основных компонента: страховая (или распределительная) часть, которая досталась в наследство от СССР, и накопительная часть, появившаяся с 2002 года, когда в России стартовал очередной этап пенсионной реформы.

Если в Советском Союзе, когда в семьях часто было двое и более детей, распределительная система работала нормально, то сегодня, когда число работающего населения сокращается, а количество пенсионеров растет, эта система не способна эффективно решать вопросы пенсионного обеспечения. Российская пенсионная система функционирует следующим образом: с работающих граждан взимаются взносы в Пенсионный фонд России (ПФР), и эти взносы идут на выплаты пенсионерам. С учетом того, что население стареет и взносов от работников становится меньше, денег на выплаты пенсионерам перестает хватать. Частично эту проблему государство решает трансферами федерального бюджета, но этих денежных средств требуется все больше и больше, а возможности бюджета ограничены, особенно в условиях резко подешевевшей нефти.

Смысл пенсионной реформы 2002 года в России заключался, в том числе, в постепенном включении накопительного элемента, чтобы будущая пенсия, в большей степени, зависела непосредственно от работника, а не от государства.

Внедрение принудительного индивидуального накопления пенсий в рамках системы обязательного социального страхования явилось концептуальной идеей, воплощенной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [2]. Суть этого механизма заключается в следующем. Из страховых платежей, поступающих в ПФР, изымается часть средств и направляются не на выплату текущих пенсий, а на инвестирование в экономику. Планируется, что затем эти средства вернуться застрахованным лицам в виде накопительной части его трудовой пенсии. Названным выше Федеральным законом предусмотрено, что в системе пенсионных накоплений участвуют застрахованные лица 1967 года рождения и моложе. Одним из больших недостатков механизма пенсионных накоплений следует признать, что он не гарантирует полную защиту пенсионных накоплений от инфляции. Государство, к сожалению, не берет на себя такое обязательство.

С момента создания обязательного накопительного компонента в пенсионной системе России федеральный законодатель принимал меры для его развития и совершенствования. Так, дополнительные правовые условия для функционирования накопительного компонента были установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [3]. Названным Законом было предоставлено право женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года и женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года (если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) направлять средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на формирование накопительной пенсии. Однако сейчас мы уже можем констатировать, что привлечение материнского (семейного) капитала в качестве источника формирования накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года — накопительной пенсии) не получило широкого распространения.

В 2008 году был принят Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [4], который существенно расширил правовые возможности функционирования накопительного элемента в системе обязательного пенсионного страхования. Закон предоставил право каждому гражданину (не зависимо от возраста) на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на формирование накопительной пенсии. При этом условия о размере дополнительных страховых взносов в Законе жестко не регламентировались. Размер дополнительных страховых взносов определялся самими застрахованными или работодателями, принявшими решение об уплате дополнительных страховых взносов в пользу работников. При уплате дополнительных страховых взносов в ПФР застрахованными лицами гарантировалась государственная поддержка в формировании пенсионных накоплений. Размер взноса государства на софинансирование пенсионных накоплений зависел от суммы дополнительных взносов, уплаченных застрахованными лицами за истекший календарный год, но не мог превышать двенадцать тысяч рублей в год. При этом для лиц, достигших пенсионного возраста (60 лет — мужчины и 55 лет –женщины), делалось исключение. Государственная поддержка для них увеличивалась, но не могла составлять более сорока восьми тысяч рублей в год. Следует отметить, что в отличие от формирования пенсионных накоплений в принудительном порядке, добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов (далее ДСВ) гарантирует застрахованному право на прекращение уплаты дополнительных взносов по своему усмотрению и возобновлению их уплаты в любое время. Установленная названным Федеральным законом возможность вступления в правоотношения по добровольному формированию пенсионных накоплений имела временные ограничения. 1 октября 2013 года закончился период, в течение которого граждане имели возможность вступить в Программу государственного софинансирования пенсионных накоплений. После этой даты обязательства государства по выплате государственного софинансирования продолжаются для каждого из уже вступивших в Программу в течение 10 лет после его вступления.

Программа государственного софинансирования так и не нашла поддержки у работодателей (по данным ПФР России общая сумма дополнительных страховых взносов — доля взносов работодателей — не превысила 2 %) прежде всего потому, что не предоставляет работодателю реальных стимулов управления кадрами [10].

Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) «Роль накопительных пенсий в системах пенсионного обеспечения: проблемы пенсионной системы Российской Федерации» [10], подготовленного в 2012 году, наличие обязательного накопительного компонента повышает диверсификацию доходов пенсионеров и снижает зависимость благосостояния пенсионеров от сбалансированности бюджета государства. Последнее является одним из ключевых аргументов ОЭСР, рекомендующей объединение страховых и накопительных компонентов в рамках одной пенсионной системы. Считается, что развитие обязательной накопительной компоненты позволяет повышать устойчивость пенсионной системы к демографическому вызову и замедлять повышение пенсионного возраста.

В то же время следует отметить, что у специалистов имеются противоположные взгляды на обязательный накопительный компонент в системе обязательного пенсионного страхования. Так, Э. Г. Тучкова считает, что принудительный накопительный элемент в системе обязательного пенсионного страхования является чуждым элементом [14, с.58]. По ее мнению, пенсионная реформа, осуществленная в 2002 году и внедрившая обязательный накопительный компонент, основывалась на ошибочной концепции, поэтому завела в тупик пенсионные преобразования в России. В настоящее время вновь на повестке дня стоит вопрос о стратегии дальнейшего развития национальной пенсионной системы [14, с.62].

Специалистами обращается внимание на то обстоятельство, что дополнительный ущерб сбалансированности пенсионному бюджету наносит возрастающий (по причине увеличения числа застрахованных соответствующего возраста) объем отчислений на формирование накопительной пенсии, который в годовом исчислении составляет, примерно, уже десятую часть расходных обязательств [13, с.77]. Видимо это обстоятельство можно считать одной из причин «заморозки» пенсионных накоплений, осуществляемых федеральными органами власти на протяжении уже четырех лет [11]. Кроме того, следует учитывать, что в России высока доля занятого населения, имеющего право на досрочный выход на пенсию, что требует достаточно больших финансовых затрат.

«Пенсионная реформа начала 2000-х годов окончательно провалилась. А ведь ее позиционировали как инновационную — каждый, мол, копит себе на старость сам. Такая система на тот момент была только в Чили, где ее ввел Пиночет. Смысл этой системы был лишь в том, что государство перекладывало ответственность за пенсии с бюджета на самих будущих пенсионеров и работодателей. Работодатели быстро «откосили» от ответственности путем всем известных зарплатных конвертов, и фактически себе на старость стали собирать сами люди с помощью накопительной системы», — рассуждает Николай Платошкин, зав. кафедрой международных отношений, профессор Московского гуманитарного университета [12].

Последнее реформирование накопительного компонента в системе обязательного пенсионного страхования состоялось в конце 2013 года [1]. В это время, как было уже отмечено выше, был принят Федеральный закон «О накопительной пенсии», который вступил в силу 1 января 2015 года, а также были внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [5], в соответствии с которым было предоставлено право застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе определять варианты пенсионного обеспечения. Эти застрахованные лица до конца 2015 года должны были выбрать вариант пенсионного обеспечения: либо они сохраняют накопительный компонент будущей пенсии, либо они соглашаются перевести все накопления в распределительную часть пенсионной системы и получение в будущем только страховой пенсии. Таким образом, по сути, накопительный компонент пенсионной системы России становится добровольным, однако формируемый из единых страховых взносов, как и раньше. Следует отметить, что все новые застрахованные лица осуществляют свой выбор при выходе на работу.

Для того чтобы накопительный компонент пенсионной системы успешно функционировал, следует решить проблему сохранения и приумножения пенсионных накоплений, однако эта проблема сегодня не решена. Накопительная пенсионная система имеет ряд ограничений, касающихся инвестирования пенсионных накоплений. Так, инвестирование пенсионных накоплений в России отличается от большинства стран ОЭСР, где основными направлениями инвестирования выступают вложения в акционерный капитал и зарубежные инвестиции.

Правовые основы по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной пенсии, установлены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» [6], которым одновременно установлены и основы государственного контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. В соответствии со статьей 5 названного Закона средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.

Следует отметить, что Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень объектов инвестирования, среди них государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов и другие, но прямо установленные в данном Законе. Не допускается размещение средств пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные названным Федеральным законом.

Короткий опыт в области инвестирования пенсионных накоплений многих стран, в том числе России, свидетельствует о необходимости повышения уровня информирования застрахованных лиц об их правах в отношении пенсионных накоплений, а также информирования граждан о возможностях использования институтов коллективного инвестирования для осуществления сбережений. В связи с этим, например, в отечественной практике, было бы оправданным принятие правительственного нормативного акта, устанавливающего требования к информированию граждан и ответственных за это ведомств.

Введение многоуровневой пенсионной системы в России было направлено на повышение финансовой устойчивости ранее существовавшей распределительной системы, при этом необходимость повышения обеспеченности пожилого населения на фоне повышения продолжительности жизни также стала оказывать сильное влияние на развитие национальной многоуровневой системы. В России, как и в большинстве развивающихся стран, наблюдается процесс старения населения. С 1950 года демографическая нагрузка увеличилась с 9,5 до 17,7 %. Ожидаемая продолжительность жизни за период с 1970 по 2013 год увеличилась с 69 до 71 года. В то же время коэффициент суммарной рождаемости сократился с 2 до 1,7. Считается, что многоуровневая система позволяет, в том числе, при ее должном развитии противостоять и давлению демографии на устойчивость и сбалансированность бюджета.

Несмотря на относительно высокую оценку устойчивости многоуровневой пенсионной системы России, в настоящее время она характеризуется низким коэффициентом замещения пенсионерам утраченного заработка. По прогнозам, к 2050 году коэффициент демографической нагрузки вырастет до 38,5 % с нынешних 17,7 %, и это существенно обострит существующие проблемы пенсионной системы. Реформаторами пенсионной системы предполагалось, что через несколько лет завершится формирование новой пенсионной системы и уже к 2025 году увеличится доля накопительного компонента до 41,5 % [7].

Анализ результатов пенсионной реформы в России позволяет прийти к выводу, что есть немало трудностей в ее реализации, а также много пробелов в самой концепции реформы. Все ошибки и просчеты должны быть учтены и приняты во внимание при проведении дальнейшего реформирования.

Сегодня остается спорным вопрос и об ограничении возможности выбора накопительного компонента всему населению трудоспособного возраста, независимо от года рождения. По данным опроса ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы в начале апреля 2015 года, за сохранение обязательной накопительной пенсии выступают 72 % россиян, и в первую очередь люди молодого и среднего возраста (76–78 % от 25 до 44 лет) и работающие (76 %) [10].

Результаты исследования Фонда общественного мнения, кстати, показали, что клиенты негосударственных пенсионных фондов не одобряют идею отмены накопительной пенсии. Главные аргументы противников отмены накопительной пенсии распределилось следующим образом: ухудшится материальное положение будущих пенсионеров (16 %), люди потеряют возможность копить на старость (10 %), не смогут себя обеспечить (7 %), не будут доверять государству, часто меняющему условия формирования пенсий (7 %).

В настоящее время совместные предложения Минфина и Банка России о модернизации пенсионной системы России направлены на создание так называемой «Концепции индивидуального пенсионного капитала». Основные ее положения: ликвидация нынешней накопительной системы, сохранение обязательной ставки платежа в ПФР в 22 %, льготы и гарантии по дополнительным накопительным платежам в негосударственные пенсионные фонды в размере от 0 % до 6 % с добровольным выбором ставки. Главное в предложениях — готовность признания накоплений собственностью граждан: в особых случаях их даже готовы выплачивать наличными [8].

Однако не одобряют идею отмены накопительной пенсии в современном ее виде 62 % клиентов негосударственных пенсионных фондов. При этом 48 % клиентов негосударственных пенсионных фондов считают, что возможная отмена обязательной накопительной пенсии плохо отразится на уровне жизни россиян, и только 8 % полагают, что влияние будет положительным. За накопительный компонент уже проголосовали 28 млн человек застрахованных граждан. Вновь испытывать их доверие неопределенностью правил означает, в конечном счете, возводить на ровном месте дополнительные ограничения будущему экономическому росту [9].

В первую очередь необходимо завершить дискуссию о статусе обязательного накопительного компонента, продолжающуюся на протяжении последних двух лет. Вызывает большие сомнения, что при существующем уровне заработной платы основная масса населения найдет средства для внесения дополнительных страховых взносов с целью формирования накопительной пенсии. Будущее накопительной пенсии зависит от полноты понимания российскими властями того факта, что она прежде всего органическая часть финансовой индустрии.

Идея о том, что пенсионные накопления граждан должны стать их частной собственностью, конечно должна быть поддержана. Однако и этот вопрос, в том числе с наложениями определенных ограничений по распоряжению средствами пенсионных накоплений до установленных обстоятельств, должен быть четко урегулирован в законодательстве. Такое решение вопроса о пенсионных накоплениях ограничит и возможности Правительства Российской Федерации регулярно воспроизводить, так называемые, «ледниковые периоды».

Читайте также:  Порядок проведения собеседования при приеме на работу

Кому положена накопительная часть пенсии и как она формируется?

Накопительная пенсия – это часть вашей будущей пенсии, которая до 2014 года формировалась за счет страховых отчислений работодателей и (в случае участия в программе софинансирования) добровольных вложений самих граждан. Сейчас накопления прирастают исключительно за счет дохода от инвестирования этих средств. Такая будущая пенсия формируется более чем у половины населения страны – почти 77 миллионов человек.

Накопительная составляющая пенсии впервые была введена в 2002 году. Суть реформы заключалась в разделении пенсионных выплат на три части:

  • базовую (гарантировалась государством);
  • страховую (пенсионные взносы из фонда оплаты труда);
  • накопительную.

Последняя представляет собой реальные деньги на личном счету гражданина, которые инвестируются страховщиками (ПФР или НПФ) через управляющие компании, в том числе государственную управляющую компанию ВЭБ.РФ.

Таким образом, на смену распределительной пенсионной системе, ориентированной на стаж человека, пришла альтернативная модель. В ней на размер будущей пенсии помимо стажа напрямую влияет размер зарплаты гражданина и, соответственно, величина отчислений его работодателя в пенсионный фонд.

В дальнейшем система неоднократно менялась. С 2014 года после введения так называемой «пенсионной заморозки» накопления граждан прирастают только за счет инвестиционного дохода, который заработает их страховщик. Подробнее – читайте статью «Заморозка пенсионных накоплений: что это значит?».

Кто участвует в формировании накопительной пенсии

Накопительная пенсия формируется, в основном, у граждан 1967 года рождения и моложе (в 2019 году их возраст – не больше 52 лет). Но, конечно, не у всех из них: накопительной части пенсии не будет у тех, кто не имел официального («белого») дохода с 2002 по 2013 годы. Кроме того, от нее добровольно отказались те, кто подавал заявление работодателю с просьбой направлять все пенсионные отчисления (22% от зарплаты) в страховую часть.

Хотя в системе обязательного пенсионного обеспечения застрахованы 155,3 млн человек, пенсионные накопления формируются только у 76,8 млн из них: это как раз те, кто вошли в новую пенсионную систему по возрасту и начали официальную трудовую деятельность до введения «заморозки». Причем некоторые из этих счетов нулевые, без денег: дело в том, что часть из них появилась уже после введения моратория на новые отчисления, а на другие счета начислений не производилось – например, из-за неофициальной («серой») зарплаты.

Также пенсионные накопления могут быть у:

  • тех, кто родился до 1967 года и добровольно участвовал в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений;
  • женщин 1957–1966 года рождения и мужчин 1953–1966 года рождения, которые с 2002 по 2004 год уплачивали страховые взносы на накопительную пенсию;
  • матерей, использовавших средства материнского (семейного) капитала для формирования накопительной пенсии.

Введение распределительно-накопительной пенсионной системы пока не реализовано до конца, поскольку в 2014 году был объявлен мораторий на отчисления в накопительную часть пенсии – так называемая «заморозка пенсионных накоплений». С этого момента 22% страховых выплат работодателя целиком пошли на оплату страховой пенсии нынешним пенсионерам. Первоначально накопительную часть предполагалось заморозить на один год, но в итоге действие моратория продлено как минимум до 2021 года.

Подробно об истории возникновения накопительной пенсии и всех изменениях, которые с ней произошли, можно прочитать здесь.

С какого возраста выплачивается накопительная пенсия?

В настоящее время у мужчин право на выплату пенсионных накоплений возникает с 60 лет, у женщин – с 55 лет. Таким образом, повышение пенсионного возраста, которое произошло в 2019 году, накопительную часть пенсии не затронуло.

Граждане, работавшие на вредных производствах, с тяжелыми условиями труда, а также некоторые другие категории, перечисленные в статьях 30-33 Федерального закона «О страховых пенсиях», имеют право выйти на пенсию досрочно и соответственно получить накопительную часть пенсии с момента возникновения этого права.

Как выплачивается накопительная пенсия: единовременно, ежемесячно, пожизненно?

При оформлении страховой пенсии по старости ее накопительная часть может быть выплачена одним из следующих способов:

  • единовременно, всей суммой. Так произойдет, если размер накоплений невелик – не больше 5% от общей пенсии по старости. И выбирать здесь не приходится. Подробнее – читайте статью «Единовременная выплата накопительной пенсии: при каких условиях ее можно получить?»;
  • ежемесячно в течение того срока, который определите вы сами – но не менее 10 лет. Если это, допустим, минимальные 10 лет, то сумма ваших пенсионных накоплений делится на 120 (число месяцев) – это и будет ваша ежемесячная прибавка к фиксированной и страховой частям пенсии. Как вы понимаете, по истечению выбранного срока средства на накопительном счете заканчиваются – и прибавка пропадает;
  • ежемесячно и пожизненно. Рассчитывается эта выплата следующим образом: сумма пенсионных накоплений на счете делится на 246 месяцев (с 2020 года – 252 месяца). Это соответствует 20,5 лет – столько в среднем составляет ожидаемый период выплаты после выхода на пенсию.

Поскольку с момента появления распределительно-накопительной пенсионной системы прошло не так уж много времени, а большинство ее участников еще не достигли пенсионного возраста, массовых выплат накопительных пенсий пока не происходит. Ожидается, что они начнутся с 2022 года.

Накопительная пенсия в 2019 году Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепцов Вадим Викторович

в статье представлены результаты анализа состояния системы накопительной части пенсии . Определены условия формирования и реализации застрахованными лицами своих пенсионных прав в индивидуальнонакопительной модели. В результате исследования сделан вывод ее дальнейшего развития.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слепцов Вадим Викторович

ACCUMULATIVE PENSION IN 2019

the article presents the results of the analysis of the state of the system of the funded part of the pension. The conditions for the formation and realization by the insured persons of their pension rights in the individual savings model are determined. The study concluded that its further development.

Текст научной работы на тему «Накопительная пенсия в 2019 году»

2. Н.И. Шагайда, А.М. Никулин, В.Я. Узун. Мониторинг состояния продовольственной безопасности России в 2014-2017 гг. [сайт] URL:https://www.ranepa.ru/images/News/2018-12/06-12-2018-monitoring.pdf (дата обращения 16.05.2019)

3. Постановление Администрации Волгоградской обл. от 26.04.2017 N 223-п (ред. от 28.06.2017) “Об утверждении Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и Порядка предоставления грантов на поддержку

начинающих_фермеров” [сайт] URL:https://vomac.volgograd.ru/mery-

podderzhki/regionalnye/granty-nachinayushchim/ (дата обращения 16.05.2019)

4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». [сайт] URL:http://mcx.ru/upload/iblock/e1c/e1ca23b6bd685c961ed636284f6f18fe.pdf

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ В 2019 ГОДУ

Слепцов Вадим Викторович

старший преподаватель кафедры Экономики и управления АПК ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация: в статье представлены результаты анализа состояния системы накопительной части пенсии. Определены условия формирования и реализации застрахованными лицами своих пенсионных прав в индивидуально-накопительной модели. В результате исследования сделан вывод ее дальнейшего развития.

Ключевые слова: пенсионная реформа, накопительная часть пенсии, застрахованные лица, пенсионные накопления, система обязательного пенсионного страхования.

ACCUMULATIVE PENSION IN 2019

Sleptsov Vadim Viktorovich

Senior Lecturer, Department of Economics and Management of AIC Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University

Annotation: the article presents the results of the analysis of the state of the system of the funded part of the pension. The conditions for the formation and realization by the insured persons of their pension rights in the individual savings model are determined. The study concluded that its further development.

Keywords: pension reform, funded pension, insured persons, pension savings, the system

of mandatory pension insurance.

Пенсионные реформы проводятся в России регулярно. Одна из них стартовала в 2002 году, когда впервые появилось понятие накопительная часть пенсии. Государство пообещало ее выплачивать не всем россиянам, а тем, кто родился в определенные годы. Рассчитывать на накопительную пенсию могли мужчины, появившиеся на свет не раньше 1953 г., и женщины, рожденные не ранее 1957 г. Но уже через два года пенсионное законодательство вновь изменилось, после чего накопительная пенсия стала формироваться лишь у граждан, которые родились не раньше 1967 года. Но и для них перспектива воспользоваться данной выплатой остается туманной, так как накопленные средства государство уже несколько лет подряд забирает на собственные нужды.

Накопительной пенсии посвящен отдельный федеральный закон – закон № 424-ФЗ от 28.12.2013. В нем, в частности, дано определение этому термину. Под накопительной пенсией подразумевается денежная выплата пенсионеру по старости из средств, аккумулированных на специальном счете гражданина.

Выплата накопительной части пенсии возможна, если она была сформирована за

• страховых взносов, уплаченных работодателями застрахованного лица;

• добровольных денежных взносов, которые платил он сам (в счет будущей пенсии);

• средств семейного (материнского) капитала, направленного на пенсионные накопления матери ребенка;

• инвестиционной деятельности финансовой организации, которой доверены накопительные пенсии граждан (средства вкладываются в различные проекты, а они могут быть как успешны, так и убыточны).

Сейчас обе части пенсии, накопительная и страховая, могут быть:

• у граждан, родившихся не раньше 1-го января 1967 года (обоих полов), если их работодатели платили за них страховые взносы в ПФР (Пенсионный фонд России) в период 2002-2014 гг.;

• у женщин, рожденных в 1957-1966 гг., если их работодатели перечисляли за них взносы в период 2002-2004 гг.;

• у мужчин, рожденных в 1953-1966 гг., если их работодатели также платили за них взносы в период 2002-2004 гг.;

• у получателей материнского капитала (родных и приемных матерей), решивших направить государственную выплату на собственные пенсионные накопления;

• у участников Программы «пенсионного софинансирования», когда к каждой 1000 рублей, добровольно перечисленной работником в счет накопительной пенсии, государство добавляло такую же сумму.

Остальные россияне на получение накопительной пенсии рассчитывать не могут, так как эта часть пенсионных накоплений у них не формируется. Они являются получателями только страховой пенсии. До конца 2015 года застрахованные лица, рожденные не ранее 1967 года, должны были определиться, желают ли они оставить накопительную часть или хотят, чтобы им формировалась лишь страховая пенсия.

Напомним, что накопительная пенсия заморожена с 2014 года. Это означает, что работодатели перестали увеличивать за счет страховых взносов пенсионные накопления сотрудников. Теперь полная сумма взносов (22% вместо 16%) перечисляется только на формирование страховых пенсий. Пока государство ввело мораторий до окончания 2020 года, однако не исключено, что он продлится и за пределами этого срока.

До 2013 года Пенсионный фонд регулярно рассылал гражданам «письма счастья», в которых информировал о сумме их накоплений. Но последние пять лет подобные рассылки

отменены. Заинтересованные лица вправе самостоятельно раздобыть информацию о том, сколько средств поступило на накопительную часть их пенсии.

Как узнать накопительную пенсию, разъясняется на сайте Пенсионного фонда. Будущим и нынешним пенсионерам предлагается либо лично обратиться к инспектору ПФР за соответствующей выпиской (по месту проживания или работы), либо сделать это по почте, отправив заказное письмо с запросом. Кроме того, запросить выписку можно удаленно – через онлайн-кабинет, открытый на портале «Госуслуги».

Какова накопительная часть пенсии, с 2013 года гражданин также вправе узнать непосредственно в кредитных организациях, сотрудничающих с ПФР. Они оформляют выписки и в бумажном виде – через обслуживающего операциониста, и в электронном -например, через онлайн-банк.

Накопительная пенсия может выплачиваться в форме различных выплат:

Единовременная выплата накопительной пенсии предусмотрена, если общая сумма накоплений не превышает 5% страховой пенсии по старости. Тогда она полностью передается получателю (одним платежом).

Пожизненная выплата подразумевает, что собранная сумма накоплений делится на количество месяцев, в течение которых он сможет ее получать. То есть аккумулированные средства будут выплачиваться частями. Срочная выплата накопительной пенсии, период ее получения, определяется самим пенсионером, однако назначенный им срок не должен быть меньше 10 лет.

Накопительная пенсия умершего получателя наследуется его правопреемниками. Им нужно обратиться к организации-страховщику, где формировались накопления, с соответствующим заявлением.

С текущего года увеличился ожидаемый период выплаты накопительной части пенсии. Если раньше он составлял 246 месяцев (или 20,5 лет), то теперь подрос до 252 месяцев (или 21 года). Это значение, на которое будет делиться общая сумма накоплений, если накопительная пенсия назначается пожизненно.

Возраст назначения накопительных выплат не изменился: право на накопительную пенсию имеют мужчины с 60 лет, и женщины с 55 лет, при наличии у них пенсионных накоплений, а также необходимых для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа и величины ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) (п.1 ст. 6 закона № 424-ФЗ).

1. Гурвич Е. Т. Принципы новой пенсионной реформы. Вопросы экономики. 2018; (4):4-31.

2. Назаров В., Синельников С. О стратегии совершенствования российской пенсионной системы. Экономическая политика. 2018; (3):150-177.

Накопительные пенсии: расчет, выплата и индексация

В России выплачивается несколько видов пенсий — страховая, накопительная, пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению. И это еще не весь список пенсионных выплат. Накопительная пенсия, которая формируется в рамках обязательного пенсионного страхования, вызывает много вопросов. Давайте попробуем разобраться в теме.

Что такое накопительная пенсия и чем она отличается от страховой?

Пенсия граждан России формируется на страховые взносы работодателей за своих сотрудников и работает на основе обязательного пенсионного страхования (ОПС). В системе ОПС есть два вида пенсий: страховая и накопительная.

Страховая пенсия по старости — это основная пенсия, которую получает каждый гражданин России при наступлении оснований для ее выплат: достижении пенсионного возраста (с 2029 года — 60 лет для женщин и 65 — для мужчин), определенного рабочего стажа (с 2029 года — 15 лет) и набранных баллов (с 2029 года — 30 баллов, или коэффициентов).

Накопительная пенсия формируется в основном у граждан 1967 года рождения и моложе. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) страховые взносы в размере 6% от размера фонда оплаты труда на ее формирование. Сейчас, по закону, все взносы, которые делают работодатели в ПФР с 2014 года, идут на формирование только страховой пенсии. На накопительную пенсию они не перечисляются. То есть основная часть накопительной пенсии была заложена с 2002 по 2013 годы. Теперь она прирастает за счет инвестиционного дохода и взносов по программе софинансирования, а также туда можно направить материнский капитал.

Как и когда назначается выплата пенсионных накоплений?

Пенсионный возраст для накопительной пенсии сохранен на прежнем уровне — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Соответственно, получить пенсионные накопления вы можете раньше, чем страховую пенсию. Но при этом вы должны, по закону, «заработать» себе достаточный стаж и число баллов по страховой пенсии (напомним — в 2029 году, когда закончится переходной период по повышению пенсионного возраста, эти показатели составят 15 лет и 30 баллов).

Читайте также:  Претензия об устранении недостатков - бланк 2021

Есть три варианта получения пенсионных накоплений, в зависимости от объема накопленных средств и способа их формирования:

  1. Накопительная (пожизненная) пенсия. Ее размер рассчитывается в зависимости от объема накопленных средств. Все они делятся на показатель «периода дожития», который в 2020 году составляет 258 месяцев, с 2021 года он будет равняться 264 месяца, с 2022 года — 270 месяцев. Этот показатель устанавливается Минтрудом на основе данных Росстата о продолжительности жизни граждан России. Например, если вы накопили 200 тыс. руб., то размер вашей накопительной пенсии, если вы выходите в 2020 году, составит 200 000 / 258 = 775,2 руб. в месяц. Причем платить их будут не 258 месяцев, а до конца жизни.
  2. Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность гражданин определяет самостоятельно, но она составляет не менее 10 лет. Однако такие выплаты доступны не всем, а только участникам программы государственного софинансирования пенсионных накоплений (вступить в эту программу можно было до 2015 года) или тем, кто направил в пенсию свой материнский капитал.
  3. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений. Если у гражданина рассчитанная накопительная пенсия (см пункт 1) составляет менее 5% от общего пенсионного обеспечения (суммы страховой и накопительной пенсий), то он получает все средства, предназначенные для выплаты накопительной части, единовременно. Например, если гражданину назначили пенсию в 14,5 тыс. руб. (это средняя пенсия по России), то рассчитанная нами в первом пункте сумма в 775,19 руб. составляет больше 5% (775,19/ (14500 + 775,19). Значит, он будет получать пожизненную накопительную пенсию. А при накоплениях в 150 тыс. руб. этот показатель (581,4 руб./(14500+581,4) меньше 5%, то есть гражданину выдадут сумму единовременно.

По данным Минтруда и ПФР, сейчас более 98% граждан, выходящих на пенсию, получают средства ее накопительной части единовременно: они просто не успели накопить достаточно средств. Массовый выход на пенсию людей, родившихся в 1967 году и позже (то есть тех, кто успел полноценно поучаствовать в обязательно пенсионном страховании), начнется после 2023 года.

Что такое индексация накопительной пенсии?

В соответствии с федеральным законом «О накопительных пенсиях», принятом еще в 2013 году, каждый год с 1 августа размер накопительной пенсии (неважно — в ПФР она копится или в НПФ) корректируется. Размер корректировки вычисляется по сложной формуле и зависит в том числе от полученного дохода.

Объясняет Евгений Биезбардис, глава аналитической службы НПФ «САФМАР»

«Накопительная система разработана таким образом, что ее участник накапливает свой пенсионный капитал несколько десятков лет, а в дальнейшем получает из него выплаты. С назначением выплат остатки пенсионного капитала продолжают инвестироваться и приносить доход. При этом для накопительных пенсий предусмотрен инвестиционный портфель выплатного резерва, а для срочных выплат — портфель резерва срочных выплат. До 1 мая каждого года фонд оценивает свои обязательства перед пенсионерами с учетом тех, кто умер, и тех, кто пережил ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Затем, исходя из полученного в минувшем году инвестдохода по портфелю срочных выплат или портфелю выплатного резерва, рассчитываются коэффициенты корректировки уже назначенных накопительных пенсий и срочных выплат. После этого 1 августа происходит индексация назначенных пенсий».

Индексация накопительных пенсий производится и ПФР, и НПФ ежегодно 1 августа. В году индексация пенсий коснется тех, кому она была назначена в 2019 году и раньше. А пенсии, назначенные в 2020 году, будут проиндексированы с 1 августа 2021 года. И так далее.

Таким образом, то, что ПФР сообщил об увеличении накопительных пенсий — это ежегодный и ожидаемый процесс индексации, который относится к накопительным пенсиям и в ПФР, и в НПФ.

Почему СМИ писали о том, что накопительная пенсия уменьшится?

Как мы уже рассказали, «период дожития» (период Т для расчета размера накопительной пенсии) каждый год увеличивается на шесть месяцев. Таким образом, если гражданин выходит на пенсию в 2020 году, то его накопленная сумма будет поделена на 258 месяцев, а если в 2021 — то на 264 месяца. Чисто математический расчет позволяет предположить, что если в знаменателе число больше, то результат деления будет меньше. Однако не стоит забывать, что в течение года и числитель (то есть размер пенсионных накоплений) может вырасти за счет инвестиционного дохода. Поэтому предсказать, уменьшатся ли накопительные пенсии при будущих их расчетах — пока что сложно.

И не стоит забывать, что это касается только тех пенсий, которые будут назначены в 2020 году и позднее. К уже выплачиваемым накопительным пенсиям это не имеет никакого отношения.

Назначение накопительной части пенсии

Все имеют право формировать будущее накопительное пенсионное обеспечение, производя отчисления на свой лицевой счет. Эти накопления формируются из поступлений от работодателей, личных взносов и государственного финансирования.

Кроме этого гражданину предоставляется возможность выбора страхователя. Это может быть государственный, негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или управляющая компания (УК). Застрахованные граждане имеют право менять страхователя, но не чаще одного раза в пять лет.

Порядок выплаты пенсии зависит от индивидуальных особенностей ведения счета пенсионера и его пожеланий. Получить информацию о сумме, накопленной по пенсии, можно:

  • в отделении ПФР (или НПФ);
  • на портале Госуслуг в личном кабинете.

Оформление выплаты накопительной пенсии происходит путем подачи специального заявления и пакета документов, утвержденного органами Пенсионного фонда. При оформлении единовременной или срочной выплаты могут потребоваться дополнительные документы.

У кого формируются пенсионные накопления?

Пенсионные накопления — сумма взносов, которые перечисляются на часть накопительной пенсии, и дополнительные начисления к ним, которые отражаются на индивидуальном счете гражданина.

Согласно статье 33.3 закона №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации», накопительная пенсия формируется у следующих лиц:

Работающих граждан с 1967 года, за счет страховых взносов работодателя на накопительную часть трудовой пенсии (6% от зарплаты работника), которые сделали выбор в ее пользу до 2015 года. Данные средства выплачиваются из собственных средств работодателя.

  • У мужчин 1953-1966 и у женщин 1957-1966 года рождения, за счет уплаченных в период с 2002 по 2004 годы (по тарифу 2% в расчете от зарплаты работника) страховых взносов работодателя. Данные средства также выплачиваются из средств работодателя.
  • У участников программы гос. софинансирования (личные взносы граждан на накопительную пенсию пополняются взносами государства по принципу «один к одному») за счет дополнительных взносов граждан, их работодателей и государства.
  • У лиц, направивших на формирование пенсии средства материнского (семейного) капитала.
  • Как получить пенсионные накопления

    Существует несколько видов выплат пенсионных накоплений, для которых предусмотрен свой порядок назначения и сроки выплат:

    • Единовременная выплата — позволяет забрать все накопленные на момент наступления пенсии средства полностью. На нее имеют право:
      • Пенсионеры, общая сумма накопительной пенсии которых не превышает 5% от страховой части пенсии;
      • Лица, получающие пенсию по потери кормильца или по инвалидности;
      • Пенсионеры, получающие минимальную пенсию от государства при отсутствии у них стажа работ.

      Решение о выдачи данного вида выплаты принимается сроком до месяца после подачи заявления. В случае положительного решения выдача средств из Пенсионного фонда происходит в течение двух месяцев, в негосударственном пенсионном фонде — одного.

      Лица, получившие свои средства, имеют право обратиться повторно, но не ранее чем через пять лет.

      Срочная пенсионная выплата — назначается при возникновении права на пенсию по старости ежемесячно в течение срока, установленного застрахованным лицом, но не менее 10 лет.

      Выплата накопительной пенсии — перечисление средств в размере, установленном в зависимости от суммы накопленных средств на пенсионном счете.

      Данное финансовое обеспечение является пожизненным и выплачивается в равных частях с основной пенсией или отдельно по желанию получателя. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты (ОПВ), который в 2021 году составляет 264 месяца. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплат необходимо общую сумму накоплений, учтенных на специальном счете по состоянию на день начала выплаты разделить на ОПВ. В данном случае есть возможность уменьшить этот период, если отсрочить начисление пенсии (за каждые полные 12 месяцев на один год, который истекает с момента срока получения права на пенсию), но ОПВ не может быть меньше 168 месяцев.

      Выплата пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица. Данный вид выплаты зависит от источника финансирования накоплений и желания самого пенсионера. Если:

      • смерть застрахованного лица наступила до начала пенсионной выплаты, то все сбережения выплачиваются наследникам или правопреемникам, если было написано соответствующее заявление;
      • работающий пенсионер получал выплаты накопительной части, но продолжал добровольное пополнение счета, его наследники имеют право получить накопленную сумму. Выдача средств, учтенных к выплате, не предусмотрена и перечисляется в резерв государственного Пенсионного фонда;
      • пенсионеру была назначена срочная выплата, то наследники получают всю оставшуюся на счете сумму. В случае получения средств по материнскому капиталу оставшиеся средства может получить только законный супруг или дети.

    К моменту выхода на пенсию в 2021 году у Виктора Петровича на личном лицевом счете накопилось 340 тысяч рублей. Следовательно, размер ежемесячной выплаты накоплений составит: 340 000 / 264 = 1287,88 руб.

    Виктор Петрович вправе отсрочить накопительную часть пенсии в данном случае ожидаемый срок выплаты уменьшится. Максимальный срок отсрочки может составлять 6 лет или 72 месяца, в этом случае размер накопительной пенсии составит: 340 000 / 192 = 1770,83 руб.

    Как получить накопительную часть пенсии

    Накопительная пенсия предоставляется застрахованным лицам при соответствии ряду условий:

    • гражданин имеет право на пенсию по старости, в том числе досрочно;
    • на индивидуальный лицевой счет производились отчисления;
    • размер накопительной пенсии более 5% в сравнении с суммой страховой пенсии, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

    Данный вид пенсии начисляется и выплачивается независимо от назначения иной пенсии. Изменение условий предоставления накопительной пенсии, норм установления и порядка ее выплаты осуществляется путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

    Порядок оформления накопительной пенсии

    Для оформления накопительной пенсии застрахованному гражданину достаточно просто обратиться с соответствующими документами по месту формирования пенсионных накоплений. В случае сомнений, следует узнать, в каком фонде находятся накопления через местное отделение Пенсионного фонда (ПФР), через электронный портал госуслуг или через территориальный МФЦ.

    • В соответствии со статьей 7 закона №424-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О накопительной пенсии» в случае смерти получателя накопления могут быть унаследованы по договору или закону.
    • Наследником может быть любое физическое лицо, при условии, что это прописано в договоре или заявлении о распределении средств.
    • Если такое заявления не составлялось, то все накопления распределяются между родственниками в равных долях. Исключение составляет материнский капитал, средства которого распределяются согласно закону №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

    Куда обратиться, чтобы получить накопительную пенсию

    Если гражданин отчисляет средства в Пенсионный фонд РФ, заявление о начислении необходимо подать в территориальный орган по месту регистрации или проживания, а также можно обратиться в МФЦ. При формировании накопительной пенсии в негосударственном пенсионном фонде выплату пенсионных накоплений осуществляет данный фонд, в который и следует обращаться гражданину с необходимым комплектом документов (для оформления и начисления срочной и единовременной выплаты в том числе).

    Обратиться за установлением выплаты можно в любое удобное для застрахованного лица время после установления права на получение пенсии без ограничения по срокам.

    Какие нужны документы для оформления пенсии?

    Для оформления накопительной части пенсии к заявлению нужно приложить следующие документы:

    • паспорт или вид на жительство;
    • СНИЛС;
    • трудовая книжка и трудовое соглашение с последнего места работы;
    • справка из ПФР о назначенной пенсии;
    • реквизиты для перечисления средств.

    Документы можно подать лично, или через законного представителя на основании доверенности непосредственно в территориальный орган, по почте (днем подачи будет считаться дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления) или через МФЦ.

    Заявление на получение накопительной части пенсии

    Для получения выплат вместе с необходимым комплектом документов в ПФР или НПФ необходимо также подать заявление. Образец бланка содержит следующие пункты:

    1. наименование организации, которому адресовано данное заявление;
    2. ФИО гражданина, претендующего на выплату накопительной пенсии, его гражданство, адрес фактического места проживания, места жительства и пребывания на территории РФ и за границей;
    3. номер СНИЛС и паспортные данные заявителя;
    4. данные представителя, подающего заявление за застрахованное лицо, имеющее право на накопительную пенсию;
    5. просьба о назначении пенсии;
    6. информация о ранее назначенных пенсионных начислениях и выплатах;
    7. список приложенных к заявлению документов;
    8. дата заполнения данного заявления и подпись заявителя или доверенного лица.

    Согласно правилам заполнения документа, которые представлены на сайте пенсионного фонда, указано, что ФИО гражданина, претендующего на пенсию по возрасту, должны быть указаны полностью в именительном падеже.

    Для иностранных граждан удостоверить личность государственные органы могут и посредством изучения вида на жительство или других документов. Наименование и данные об этих документах также должны быть указаны в заявлении на начисление пенсии.

    Сроки подачи документов и получения выплат

    Для установления накопительной части пенсии следует обратиться в любое удобное время после возникновения права на получение пенсии, без ограничений по времени в ту организацию, через которую формируются пенсионные накопления. Законодательство так же допускает подачу заявления о назначении накопительной пенсии ранее чем за месяц до наступления права на пенсионное обеспечение.

    Заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней с момента поступления.

    • Если к заявлению прилагается не полный пакет документов, застрахованному лицу даются пояснения, о том какие еще документы необходимо предоставить.
    • В случае если гражданин представляет недостающие документы в течение трех месяцев, днем обращения за начислением будет считаться день, когда подавалось заявления.

    Расчет пенсии выполняется в течение месяца с момента подачи заявления. Выплаты начинаются со следующего за расчетом месяца вместе со страховой пенсией.

    Порядок выплаты накопительной пенсии

    Пенсионные накопления выплачиваются вместе со страховой пенсией, которую можно получить одним из следующих способов:

    • Почтой России. В почтовом отделении по месту жительства или на дому. В этом случае пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с установленным графиком доставки. Если пенсия не была получена в течение 6 месяцев, то ее выплата приостанавливается. Возобновление перечислений возобновится после написания заявления в Пенсионном фонде.
    • В банке. Получение возможно как через кассу, так и на банковскую карту. Доставка средств на счет производится в день поступления средств от Пенсионного фонда. Снять средства можно в любое удобное время после их зачисления.
    • Через организацию, занимающуюся доставкой пенсий. Получение возможно на дому, и в кассе данной организации. Условия доставки такие же, как и через почтовое отделение. Полный перечень подобных организаций можно уточнить в территориальном органе Пенсионного фонда.

    Получать пенсию может как сам пенсионер, так и доверенное лицо при наличии оформленной соответствующим образом доверенности.

    Оцените статью
    Добавить комментарий