Задачи ювенальной криминологии

1. Понятие криминологии. Ювенальная криминология как часть общей криминологии

Начиная с 90-х годов XX столетия, в России наблюдается непрерывный рост преступности несовершеннолетних. Причём в последнее время, как замечают учёные-криминологи и практические работники правоохранительных органов, происходит значительное омоложение преступников. Иными словами всё больше преступлений начинаю совершать дети. Что самое страшное, зачастую эти преступления носят жестокий, варварский, изуверский характер. Такое положение дел является показателем духовного, нравственного здоровья общества.

Говоря о преступности, и ища ответы на поставленные действительностью вопросы, мы обращаемся к науке, которая десятилетиями изучала это явление – криминологии.

Криминология – (от латинского crime – «преступление» и греческого logos – «учение») – это учение о преступлении. Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности[33].

Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Криминология изучает широкий круг социальных и биологических явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т. е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

В литературе предмет криминологии определен далеко не однозначно. Помимо вышеназванных элементов к предмету криминологии некоторые авторы относят[34]:

– закономерности функционирования и развития криминологической науки, ее место и роль в жизни общества;

– организацию конкретных криминологических исследований;

– криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью;

– ликвидацию последствий преступности;

– управление процессами борьбы с преступностью.

Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют её отдельные стороны, а также физиологические и биологические отношения.

Предмет же криминологии гораздо уже. Основным элементом предмета является преступность как особое биологическое и социально-правовое явление.

Следующая задача, решаемая криминологией, сводится к ответу на вопросы, почему возникла и существует преступность, что создает для нее питательную почву, каковы истоки преступности, т. е. к выявлению сложных биосоциальных связей преступности с жизнью общества и его противоречиями.

Преступность – это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, проявляющееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли. Поэтому нельзя получить сколько-нибудь полные и достоверные знания о преступности, не изучая лиц, уже совершивших преступления.

Наконец, криминология изучает проблему предупреждения преступности – специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель преодоления этого негативного общественно опасного явления.

Теоретическая цель криминологии состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью[35].

Перспективные цели криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, её предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.

Из целей криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести[36]:

1. получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;

2. криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;

3. выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработку рекомендаций по их преодолению;

4. изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

5. определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

В криминологии традиционно выделяют две части – общую, включающую в себя базовые, основные теоретические представления о преступности, преступлениях и преступнике, и особенную, изучающую криминологические характеристики отдельных видов преступлений и своеобразия деятельности по их предупреждению.

Преступность несовершеннолетних и её предупреждение относится к особенной части криминологии. Во второй половине 1990-х годов Э.Б. Мельникова выступила с предложением о выделении в системе общей криминологии ювенальной криминологии. Иными словами было предложено возвести исследование преступности несовершеннолетних и её профилактику в особый статус и акцентировать на этом внимание посредствам переименования. Ювенальная криминология должна была стать теоретико-практическим подспорьем при создании ювенальной юстиции в России и её системы, а также ювенального права[37].

Совершенно очевидно, что ювенальная криминология неотъемлемая составляющая часть общей криминологии, вбирающая в себя её концепции, методологии и методики. К сожалению, отечественные криминологи, при исследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в большей степени опираются на общетеоретические знания криминологии, нежели на специальные знания, обусловленные спецификой ювенальной ветви. Исторически повелось, что теоретическим вопросам особенностей ювенальной криминологии внимание уделялось гораздо меньше, чем криминологии как науке о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности, т. е. общей криминологии. Этот пробел явно наблюдается в учебной литературе.

Говоря об особом положении ювенальной криминологии, мы не можем обойти стороной вопрос характерных особенностей, присущих ювенальной криминологии.

Во-первых, это особый объект криминологических исследований – личность несовершеннолетнего с её специфическими признаками:

1. подвижностью в связи с физическим и социальным ростом человека;

2. вытекающим из этого социально-правовым статусом несовершеннолетнего;

3. особенностями поведения несовершеннолетних – неадекватностью в конфликтных ситуациях, завышенными или, наоборот, заниженными возрастными ролевыми ожиданиями.

Во-вторых, особая микросреда несовершеннолетнего с её влиянием на его личность и поведение. Речь идет о семье, школе, досуге, ближайшем окружении, работе. Особая роль – воспитание и влияние взрослых.

В-третьих, научная разработка соответствующей системы мер предупреждения отклоняющегося от нормы, т. е. девиантного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Специфика ювенальной криминологии состоит в том, что комплекс исследуемых обстоятельств и признаков личности несовершеннолетних преступников значительно шире, чем при изучении преступности взрослых.

Криминология, изучая проблемы преступности несовершеннолетних с помощью научных методик, получает данные, предназначенные:

– для более углубленного изучения причин преступности, личности несовершеннолетнего преступника;

– использования результатов массовых криминологических исследований для оценки тенденций в преступности несовершеннолетних на базе соответствующих изменений в социально-экономической обстановке в стране;

– определения «болевых точек» в преступности несовершеннолетних на данный момент.

Эти результаты криминологических исследований очень важны, но прежде всего для решения стратегических задач борьбы с преступностью несовершеннолетних, а не для расследования и судебного разбирательства по конкретным делам.

Вместе с тем установление состояния, динамики, структуры преступности несовершеннолетних при анализе статистических показателей и качественных характеристик преступности несовершеннолетних даёт в руки следователя, суда тактическое оружие по конкретному уголовному делу (внимание обращается на серьезные изменения в условиях жизни и воспитания, ценностных ориентациях самих подростков).

Резюмируя вышеизложенное, отметим, ювенальная криминология является теоретико-практической основой для разработки концепций, программ, стратегий борьбы с преступностью несовершеннолетних, беспризорностью, безнадзорностью, иным асоциальным поведением, дальнейшей профилактики этих негативных проявлений общественной жизни. А также основой для дальнейшего развития, модернизации и совершенствования юридического обеспечения защиты прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и деятельности ювенальной системы в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ювенальная криминология

Задачи ювенальной криминологии

Задачи ювенальной криминологии имеют исторически изменчивый характер.

Российской ювенальной криминологии, как и «материнской» — общей криминологии, присущ драматизм в истории развития.

В 30-50-е репрессивные годы прошлого столетия наука оказалась под запретом. Многие десятилетия государством культивировалась невыполнимая утопическая задача полного искоренения преступности в стране. Увлечение ученых социальными факторами и недооценка биологических особенностей личности затрудняли поиск криминологически значимой истины.

Постсоветские преобразования в России, связанные с переходом к рыночной экономике, сопровождались многочисленными просчетами, негативными процессами, вызвавшими небывалый рост преступности, в том числе несовершеннолетних.

Социально-политические, экономические, нравственно-правовые, демографические и другие изменения актуализировали задачу по изучению их влияния на преступность. Наиболее остро на эти изменения реагирует молодежь, особенно в несовершеннолетнем возрасте. Отрицательную роль сыграли коммерциализация сферы досуга, утрата многих положительных форм профилактической работы с несовершеннолетними, кризис института семьи.

Ювенальная криминология, как и общая, — наука прикладная. Она не может развиваться в отрыве от потребностей практики в конкретном государстве, в определенное, исторически обусловленное время.

В связи с этим представляется возможным выделить следующие задачи ювенальной криминологии в постсоветской России.

1. Изучение состояния и особенностей преступности несовершеннолетних. Российское общество динамично развивается. При этом отмечаются не только позитивные изменения, но и негативные процессы, влияющие на количественные и качественные характеристики ювенальной преступности. Пространственно-временной анализ состояния преступности несовершеннолетних предполагает выявление изменений динамики определенных видов преступлений и преступности (групповая, рецидивная, против собственности, убийство, грабеж и т.д.), а также территориальных различий (в субъектах Федерации, городе, сельской местности).

2. Одной из важных задач ювенальной криминологии является прогнозирование преступности несовершеннолетних на ближайшую перспективу. На основе выявленных тенденций формирования ювенальной преступности за прошедший длительный период (5-10 лет) прогнозируется ее возможное развитие на ближайший период при непринятии необходимых мер. Особое значение имеют прогнозы преступности на региональном уровне, позволяющие конкретизировать предупредительные меры с учетом складывающейся криминальной обстановки.

3. Изучение личности несовершеннолетних девиантов и преступников. Общепризнано, что сведения о личности преступника — информационная база борьбы с преступностью. Источником криминализации подростковой среды служит девиантное (отклоняющееся) поведение. Поэтому изучение личности несовершеннолетних девиантов является непреложным условием успешной профилактической работы. Что касается исследования личности выявленных преступников, то оно необходимо для правильного определения мер по предупреждению преступного рецидива. Возраст, пол, нравственно-правовая, социальная характеристика несовершеннолетних, совершивших преступление, имеют существенные различия в зависимости от специфики региона. Выводы, материалы исследований криминологов необходимы для выбора правильных направлений, концентрации усилий субъектов в борьбе с ювенальной преступностью.

4. Исследование криминогенных и антикриминогенных факторов, создающих предпосылки для роста или снижения ювенальной преступности. По мнению специалистов, преступность зависит от 200-250 криминогенных и антикриминогенных факторов. Их можно разделить на две группы: обьективные и субъективные, которые взаимозависимы. Постоянно меняющаяся микро- и макросреда создает определенные условия для формирования личности, ее социально-психологических, нравственно-правовых и иных характеристик, ее потребностей и интересов — движущей силы механизма правомерного или противоправного поведения. Изучение причин, факторов, обстоятельств, детерминирующих ювенальную преступность, в условиях реформ представляется особенно актуальным. По мнению экспертов, переходный период к рыночной экономике продлится 20-30 лет. В последующем появятся новые проблемы, в том числе и связанные с молодежной преступностью. Криминологи обязаны постоянно отслеживать криминальную ситуацию и разрабатывать конкретные рекомендации для противостояния преступности.

5. Сохраняет актуальность задача по защите несовершеннолетних от преступного посягательства взрослых лиц и их подстрекательской деятельности. Воспроизводство общей преступности происходит в основном за счет вовлечения в преступную сферу молодежи. Ученые-ювеналисты пока еще не обладают достаточными исследовательскими материалами о масштабах подстрекательской деятельности взрослых преступников в подростковой среде. Официальная статистика органов внутренних дел не отражает реального положения, так как абсолютное большинство фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления остаются латентными, невыявленными. По данным авторов учебника, свыше 90% несовершеннолетних попадают в воспитательную колонию при «сопровождении» взрослых преступников.

Повышенная виктимность несовершеннолетних, по мнению авторов, заключается в их предрасположенности не только стать жертвой преступления, но и оказаться вовлеченными в совершение преступления в соучастии с другими лицами или самостоятельно.

6. Ювенальная криминология — молодая наука. Для ее развития требуются комплексные исследования. Она нуждается в собственных частных методиках изучения криминологических проблем.

Карточка ф. 2 МВД РФ — на выявленное лицо, совершившее преступление, — не содержит достаточных сведений о личности преступника. Для устранения этого недостатка требуются разработка и применение нетрадиционных методов сбора и обработки информации на основе информационно-аналитических систем (НАС) «Подросток». В одном из разделов учебника авторами представлена такая методика, прошедшая экспериментальную апробацию в субъектах ЦФО. Ее внедрение в каждом субъекте Федерации позволит проводить изучение качественных характеристик личности несовершеннолетних девиантов и преступников, семьи на постоянной основе с применением компьютерной техники.

7. Ювенальная криминология — прикладная наука. Ее историческое предназначение заключается не только в разработке концепций, теоретических положений, частных методик изучения актуальных проблем, выработке рекомендаций по профилактике детской безнадзорности и преступности несовершеннолетних, но и во внедрении их в практическую деятельность субъектов. Особую значимость приобретает изучение и внедрение положительного регионального опыта, его апробация в субъектах Федерации при участии и научном сопровождении криминологов-ювеналистов.

Решение этих сложных задач зависит от совместных усилий государственных и общественных институтов, профессионально грамотно разработанной и последовательно осуществляемой уголовной политики в сфере борьбы с ювенальной преступностью.

Криминология общая и ювенальная

Существование ювенальной криминологии в рамках общей криминологии как ее самостоятельной ветви признается всеми криминологами — российскими и западными. Для последних это очевидно еще и потому, что для них ювенальная криминология — это, как правило, область специальных научных интересов неюристов: социологов, психологов, психиатров, врачей иных медицинских специальностей. Более того, в западной криминологии существует мнение, что ювенальная криминология — это наука неюридическая и она не входит в систему отраслей права. Тот факт, что ювенальной криминологией занимаются преимущественно неюристы, наложил свой отпечаток и на направления криминологических исследований, их содержание в целом (на научные программы, реализуемые в рамках соответствующих научных центров, факультетов университетов). При сопоставлении избранных для криминологических исследований объектов действующей ювенальной юстиции наблюдается значительное их сходство именно в использовании в обоих случаях неюридических научных познаний.

Не возникает сомнений, что ювенальная криминология — неотъемлемая составная часть общей криминологии — отражает ее общую концепцию, методологию и методики. Поэтому в литературе по криминологии ювенальная криминология обязательно включается в качестве раздела общей криминологии. Это характерно и для западной, и для отечественной криминологии. К сожалению, в российской криминологии уделяется больше внимания этой общности, а не концептуальной специфике ювенальной ветви. Западные криминологи этот вопрос специально не разрабатывают по иной причине: их, видимо, больше интересуют разработка и обоснование конкретных программ криминологических исследований тех или иных проблем, относящихся к несовершеннолетним.

Позиция отечественных криминологов относительно общности ювенальной и общей криминологии несколько иная. И в этом смысле понятие криминологии как науки о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности (это, конечно, общая схема предмета криминологии) целиком относится и к криминологии ювенальной. Теоретическим вопросам специфики ювенальной криминологии исторически внимание уделялось гораздо меньшее, чем криминологии как науке о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности, т.е. общей. Этот пробел заметен и в учебной литературе. Если сравнить между собой некоторые новые учебники и учебные пособия по криминологии для юридических вузов, можно обнаружить распыленность материала о несовершеннолетних по многим разделам. Ювенальная криминология стабильно отражена в разделе Особенной части учебников, где речь идет о разных субъектах или объектах преступлений (преступность несовершеннолетних, женщин, экологическая преступность и т.д.). Даже в вузовском учебнике “Криминология” под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.Н. Миньковского, изданном в 1998 г., где гл. X “Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи” написана Г.Н. Миньковским[70] — основателем этого направления в отечественной криминологии, ювенальная криминология как самостоятельная тема не обозначена[71].

Читайте также:  Раздел транспортного налога

Недостаточное внимание к ювенальной криминологии провоцирует опасность игнорирования прав и свобод несовершеннолетних как в самих криминологических исследованиях, так и в использовании их результатов в рамках ювенальной юстиции.

В заключение остановимся на специфических признаках ювенальной криминологии, отличающих ее от общей криминологии:

• особый объект криминологических исследований — личность несовершеннолетнего с ее специфическими признаками: а) подвижностью в связи с физическим и социальным ростом человека; б) вытекающим из этого социально-правовым статусом несовершеннолетнего; в) особенностями поведения несовершеннолетних — неадекватностью в конфликтных ситуациях, завышенными или, наоборот, заниженными возрастными ролевыми ожиданиями;

• особая микросреда несовершеннолетнего с ее влиянием на его личность и поведение. Речь идет о семье, школе, досуге, ближайшем окружении, работе. Особая роль — воспитание и влияние взрослых;

• научная разработка соответствующей системы мер предупреждения отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Превентивная часть ювенальной криминологии напрямую связана с ювенальной юстицией в рамках ее предупредительного “воздействия на личность и поведение несовершеннолетних.

Специфика ювенальной криминологии состоит в том, что комплекс исследуемых обстоятельств и признаков личности несовершеннолетних преступников значительно шире, чем при изучении преступности взрослых. В ст. 392 УПК России и в ст. 89 УК РФ на это есть указания.

Однако принцип повышенной правовой защиты несовершеннолетних, характерный для ювенальной юстиции и отраженный в нормах уголовного и уголовно-процессуального права, не получает адекватного отражения в криминологии. Связано это с тем, что ювенальная юстиция — это действующая система правосудия, реализующая свои функции при расследовании и судебном разбирательстве конкретных уголовных дел несовершеннолетних. Криминологические исследования, предметом которых является преступность несовершеннолетних, не являются частью правоохранительного механизма. Криминология, изучая проблемы преступности несовершеннолетних с помощью научных методик, получает данные, предназначенные:

для более углубленного изучения причин преступности, личности несовершеннолетнего преступника;

использования результатов массовых криминологических исследований для оценки тенденций в преступности несовершеннолетних на базе соответствующих изменений в социально-экономической обстановке в стране;

определения “болевых точек” в преступности несовершеннолетних на данный момент.

Эти результаты криминологических исследований очень важны, но прежде всего для решения стратегических задач борьбы с преступностью несовершеннолетних, а не для расследования и судебного разбирательства по конкретным делам.

Вместе с тем установление состояния, динамики, структуры преступности несовершеннолетних при анализе статистических показателей и качественных характеристик преступности несовершеннолетних (то, чем во всем мире занимается ювенальная криминология) дает в руки следователя, суда тактическое оружие по конкретному уголовному делу (внимание обращается на серьезные изменения в условиях жизни и воспитания, ценностных ориентациях самих подростков, например, в современной России при переходе ее к рыночной экономике).

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 938 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

История ювенальной криминологии.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………………………..

1.1. История ювенальной криминологии………………..

1.2. Особенности преступности несовершеннолетних…………………………..

Глава 2. КРИМИНАЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………

2.1. Личность несовершеннолетнего преступника: понятие и особенности……………………………………………..

2.2. Причины и условия преступности несовершеннолетних…………………………………..

Глава 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ………………………

3.1. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних………………………….

3.2. Правовая база предупреждения преступности несовершеннолетних …………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

История ювенальной криминологии.

Ювенальная криминология берет своё начало ещё с давних времен, а также её развитие и становление носят международный характер.

На протяжении веков плохое обращение с детьми являлось нормой общественных отношений и закреплялось в законодательстве разных государств. В уголовной сфере в то время не было различий между несовершеннолетними и взрослыми, были все равны. Равенство касалось не только привлечения к ответственности, но и отбывания наказания. Также несовершеннолетние подвергались смертной казни, телесным наказаниям, на ровне со взрослыми преступниками отбывали наказание в тюрьмах.

Сам термин «ювенальный» (лат. juvenalis – юный) – не достигший половой зрелости. 1

В древних цивилизациях зарождались философские взгляды, рассуждения о возникновении человеческого общества, возникали мысли о предупреждении правонарушения.

На протяжении веков появлялись знания о личности преступника, о его поведении, о преступлении, создавались и реализовывались идеи по борьбе с подростковой преступностью.

В отдельные исторические периоды подходы к уголовной ответственности и наказаниям несовершеннолетних несколько смягчились так, по Закону 12 таблиц в Древнем Риме применялся принцип прощения, обоснованный несовершеннолетним возрастом подсудимого. 2

В конце 19 века в российском законодательстве ввели нормы, уменьшающие тяжесть наказания к несовершеннолетним. Во время правления Екатерины 2, малолетними признавались дети, не достигшие десятилетнего возраста, а также они признавались невменяемыми и их отдавали родителям, опекунам, но не суду. Постепенно во второй половине 19 века начало меняться

1 Егорова Т.В.Словарь иностранных слов современного русского языка. М. «Аделант» 2014

2 Вестошкин С.А. Ювенальное право: Учебное пособие. г. Екатеринбург – 2008 г.

отношение к несовершеннолетним преступникам, начинают создаваться специальные отдельные учреждения для подростков, совершивших преступления, вместо карательных наказаний, начинают проводится воспитательные функции.

Активное развитие общественного строя и права послужило, причиной рассмотрения вопроса о подростковой преступности. Также появляются первые специальные учреждения, которые занимались перевоспитанием трудных подростков.

В 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей и подростков с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах с взрослыми преступниками. 3

В 1831 г. в штате Иллинойс в США принимается закон, предусматривающий смягчение уголовных наказаний для несовершеннолетних за некоторые виды преступлений. 4

В 1904 – 1926 годы были созданы национальные суды для несовершеннолетних в Австрии, Австралии, Англии, Бельгии, Германии, Греции, Египте, Испании, Италии, Франции, Японии и других странах. 5

В 1831 г. в штате Иллинойс в США принимается закон, предусматривающий смягчение уголовных наказаний для несовершеннолетних за некоторые виды преступлений. 6

Впервые определение ювенальной криминологии (не являющееся бесспорным) дано авторами ювенального словаря в 2001 г. «Ювенология криминологическая – отрасль криминологии, предметом которой является преступность несовершеннолетних, её специфические факторы, личность несовершеннолетнего делинквента, а также система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних. 7

Ювенальная криминология с годами меняется, сменяя законы, сменяя профилактические методы.

3 Вестошкин С.А. Ювенальное право: Учебное пособие. г. Екатеринбург – 2008 г.

4 Вестошкин С.А. Ювенальное право: Учебное пособие. г. Екатеринбург – 2008 г.

5 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с

6 Вестошкин С.А. Ювенальное право: Учебное пособие. г. Екатеринбург – 2008 г.

7 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с

Источником развития ювенальной криминологии является теории о воспитании детей и юношества, и психолого-педагогические. Также стоит отметить, что источниками ювенальной криминологии являются обычаи, а именно традиции, которые носят свою специфику, у разных народов разный взгляд на воспитание своих детей.

Таким образом из вышенаписанного можно отметить, что в исторические годы, отношение к несовершеннолетним преступникам было жестокое начиная с античного мира до средневековья. Правосудие было ужесточено, в том плане, что любая провинность могла караться смертной казнью, такое наказание касалось не только взрослых преступников, но и несовершеннолетних, к тому же, в то время несовершеннолетние отбывали наказания в одних и тех же тюрьмах, где находились и взрослые преступники. Родители несовершеннолетнего в то время не отличались от правосудия почти ничем, так как родитель тоже мог жестоко наказывать своего ребенка за любую провинность.

В разные периоды истории, многие государства пробовали создать сильную систему законов, по борьбе с детской преступностью. Также из истории стоит отметить, что в древние времена, в том числе и средневековье не знали правового понятия детства, поэтому в исторических правовых актах не было указано ничего о защите детей и подростков, которые нарушали закон.

Несмотря на то, что в некоторых государствах в историческое время, к несовершеннолетним относились жестоко, были в то время и государства, которые отличались в плане наказаний к подросткам которые нарушили закон. К примеру, в Китае было наставление Конфуция о том, что нужно проявлять сострадание и милосердие к калечным детям. Благодаря тому, что в Китае стали применять наставление Конфуция касаемо наказаний к несовершеннолетним которые не достигли 8 лет их начали освобождать от телесных наказаний.

А вот в истории Рима, правосудие касаемо несовершеннолетних было немного другим, касалось это возраста несовершеннолетнего преступника, в зависимости от возраста правосудие выносило вердикт о вменяемости или невменяемости несовершеннолетнего. Поэтому возраст разделялся на три пункта:

1. Infantes – полностью невменяемые, к этой категории относились дети которым было 7 лет;

2. Impubes – условно вменяемые, к этой категории относились мальчики которым было от 7 – 14 лет и девочки которым было 7 – 12 лет;

3. Minores – полностью вменяемые, к этой категории относились подростки от 14 – 18 лет, иногда преторский эдикт мог поменять возраст до 25.

Также в Риме наказание к несовершеннолетним преступникам тоже было другим. К примеру, если была совершена государственная измена, дети совершившего преступление, в равной степени наказывались точно также, как и отец. Детей можно было помиловать, но в случае помилования, дети лишались наследства. Позже римское правосудие сочло поменять законы на более мягкие касаемо наказания несовершеннолетнего преступника. Римское правосудие решило освобождать несовершеннолетнего преступника от уголовной ответственности, потому что в столь раннем возрасте ребенок не может в сознательно совершить противоправное действие.

Представляется неоспоримым вклад религии в борьбу с преступностью. Не случайно перечисленные нормы в некоторой интерпретации изложены в Коране и других священных книгах многих религий. Первые уголовно-правовые законы использовали в качестве источника религиозные нормы о запрете посягательств на личность и собственность. Эти религиозные нормы несут в себе нравственный заряд борьбы с преступностью, имеют предупредительный, воспитательное-правовой характер. 8

Для европейских народов наиболее знаменательным является написание Библии – Священного Писания. Библия имеет два текста: Ветхий Завет состоит из памятников древнееврейской литературы 12 в. до н.э.; Новый Завет составляют памятники раннехристианской литературы второй половины I века и начала II века н.э. Евангелия повествуют о жизни и учении Христа. Уже в Ветхом Завете, в десяти известных всем заповедях, содержатся рекомендации гражданам предупредительного характера: 9

8 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с

9 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с

– не произноси ложного свидетельства.

– не желай дома ближнего твоего;

– не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. 10

На протяжении всей истории человечества борьба с преступностью осуществлялась в двух формах: уголовно-правовыми мерами и криминологическими. В отдельные периоды жертвами «меча правосудия» становились безвинные люди, обвиненные в колдовстве, инакомыслии и других выдуманных «преступных» деяниях. В эпоху инквизиции, сталинских репрессий государство не вершило правосудие, а выступало в роли палача-преступника. В эти периоды оказались не востребованными криминологические теории, рекомендации, выработанные человечеством. К примеру, в России криминология как наука о преступности и ее причинах с 30-х по 60-е годы прошлого века оказалась под запретом. 11

В конце 19 века, подростковая преступность начала набирать новые обороты, несовершеннолетние девочки не только воровали, но и начали заниматься проституцией, а в качестве сутенеров были несовершеннолетние мальчики. В те времена дети которые вставали на неправильный путь и совершали преступления и вели раннюю половую жизнь, чтобы заработать деньги, как правило относились к низкому классу, то есть трудовому. Зачастую девочки совершали кражи дома, воровали у своих родителей, родственников, а на улице совершали кражи значительно реже. Проституция у несовершеннолетних девочек была чуть ли не главным заработком, к тому же малолетние девочки не только занимались проституцией из-за материального дохода, но и потому что им было это интересно, они считали, что проституция — это своего рода развлечение.

Что касается несовершеннолетних мальчиков, то создавались отдельные воровские группы из таких несовершеннолетних, как и они сами, в основном в группе состояли беспризорники. Воровские группировки, состоявшие из несовершеннолетних мальчиков, в основном занимались мошенничеством, мелкими кражами и в редких случаях убийствами.

10 Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета – М.: Российское Библейское общество, 2003. – С. 81.

11 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с

Также стоит отметить, что на совершение преступления, на несовершеннолетних, в основном влиял алкоголь. Девочки алкоголь употребляли реже, в большинстве случаев, алкоголь употребляли мальчики.

Поведение детей полностью зависело от родителей и какое место они занимали в обществе. Дети шли на преступления не от хорошей жизни, а для того чтобы себя прокормить, от того что родители не могли просто на просто их обеспечить. Также дети совершали преступления из-за того, что родители им отказывали в их прихотях, из-за нехватки денег, а ребенок всё ровно хотел допустим купить себе игрушку. Дети совершали преступления ещё из-за того, что родители вели безобразный образ жизни, употребляли алкоголь при ребенке, либо спаивали его ради развлечения, ругались бранными словами, и порой избивали ребенка, вели беспорядочную жизнь и занимались попрошайничеством. Несовершеннолетние видели жизнь родителей, видели их поведение и плохое оно или хорошее было, они всё примеряли на себе, думая, что, если родители так себя ведут, свойственно эта правильная форма поведения и поэтому так можно себя вести.

Тема 2: Понятие, предмет и методика ювенальной криминологии.

1. Формирование понятия и предмета ювенальной криминологии. Взаимосвязь ювенальной криминологии с общей криминологией. Специфические признаки ювенальной криминологии.

2. Специфические условия и требования, предъявляемые к проведению исследований в отношении личности несовершеннолетних правонарушителей. Необходимость соблюдения специфических условий при разработке направлений, средств и мер по предупреждению преступности несовершеннолетних. Сходство и различие методов, применяемых в общей и ювенальной криминологии.

Читайте также:  Как проверить транспортный налог на Госуслугах

Тема 3. Характеристика современного состояния преступности несовершеннолетних и противодействия ей.

1. Понятие преступности несовершеннолетних. Количественные показатели (характеристики) преступности: состояние (уровень), коэффициент (индекс), динамика. Качественные показатели (характеристики) преступности: структура, характер, цена. Характер преступности: наиболее распространённые и наиболее общественно опасные виды преступности. Региональные различия преступности («география» преступности). Латентность преступности. Соотношение общей преступности и преступности несовершеннолетних.

2. Личность несовершеннолетнего преступника: социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические признаки.

3. Детерминанты преступности несовершеннолетних. Семья, образовательные учреждения, сфера досуга – основные элементы микросреды, обуславливающие формирование личности несовершеннолетнего.

2. Общесоциальное, спецально – криминологическое и индивидуальное предупреждение преступности несовершеннолетних. Противодействие преступности несовершеннолетних как часть уголовной политики России.

Тема 4. Современное состояние и перспективы развития ювенальной криминологии

1. Формирование понятия и предмета ювенальной криминологии. Работы российских учёных в области исследования и предупреждения преступности несовершеннолетних. Востребованность и реализация теоретических знаний о преступности несовершеннолетних на современном этапе.

2. Взаимосвязь ювенальной криминологии и ювенальной юстиции, юридической психологией, ювенальной политикой.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов по дисциплине

1. Примеры типовых заданий

2. Примерные темы докладов

3. Вопросы к экзамену

4. Методические рекомендации по оформлению реферата

5. Примерные темы рефератов.

6. Методические рекомендации по выполнению письменных заданий

7. Тестовые задания

6.1 Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента при изучении дисциплины

Таблица 5

Наименование темы или раздела дисциплины (модуля)

Список рекомендуемой литературы

Вопросы для самопроверки

Дисциплина «Ювенальная криминология в России: возникновение и развитие» представляет собой отрасль знаний, являющихся частью общетеоретической науки и учебной дисциплины «Криминология».

Изучение данной дисциплины начинается с изучения теоретических аспектов, в результате которого студенты ознакомятся с основными понятиями, истоками возникновения и развития науки, сформируют представление о сущности и общественной опасности преступности несовершеннолетних, личности преступника, системе предупреждения преступлений несовершеннолетних, правовом регулировании данной деятельности, значении знаний в области ювенальной криминологии для уголовной политики государства.

Рабочая программа по дисциплине «Ювенальная криминология в России: возникновение и развитие» предназначена в помощь студентам в системном овладении знаниями по данной учебной дисциплине.

Учебным планом для изучения данной дисциплины предусмотрены теоретические занятия (лекции), практические занятия и самостоятельная работа студентов.

В процессе самостоятельной работы по изучению данной дисциплины студентам рекомендуется ознакомиться с лекционным материалом, данным преподавателем. Для получения более подробной информации студенты должны выбрать из предлагаемого перечня учебник или учебное пособие, которые помогут в накоплении базовых знаний по вопросам дисциплины. Для более глубокого понимания материала следует обратиться к списку дополнительной литературы, который включает в себя источники фонда библиотеки Северо-Западного института управления. Однако это не исключает возможности обращения студентов к литературе из других фондов.

Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за её пределами (в том числе и в ходе учебных занятий).

Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-тематическим планом (смотри п.3.5.1), где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, практическими занятиями и самостоятельной подготовкой.

В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к практическим занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы).

При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет-ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь пользоваться основными правовыми базами.

При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы.

Необходимыми источниками информации являются данные уголовно-правовой статистики, нормативные правовые акты. Статистические данные и нормативные правовые акты студенты могут найти в официальных изданиях «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», а также в справочно-информационных правовых системах «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс». В числе периодических юридических изданий по данной учебной дисциплине рекомендованы «Уголовное право», «Российская юстиция», «Криминология вчера, сегодня, завтра» и др.

Статистические данные также можно найти на официальных сайтах МВД РФ, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и других ведомств.

В соответствии с учебным планом изучение дисциплины предусматривает текущий контроль – устный опрос, выборочное тестирование, выполнение заданий в письменной форме, анализ ответов на вопросы, сформулированные по тематике дисциплины. Промежуточный контроль – тестирование по каждой теме программы курса или контрольная работа. Студенты, не выполнившие тестовые задания, не представившие в срок на кафедру контрольную работу, отвечающую предъявляемым требованиям, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена как не выполнившие график учебного процесса. Итоговый контроль – экзамен, предполагающий устный ответ на вопросы билета или тестирование по определённому количеству тестовых заданий по всему курсу дисциплины.

Перед началом выполнения контрольной работы следует внимательно изучить методические рекомендации. В ходе подготовки и выполнения работы студенты имеют возможность получать консультацию у преподавателя. Общие правила подготовки, оформления контрольных работ студенты могут найти в Учебно-методических документах, размещённых на сайте кафедры уголовного права Северо-Западного института управления.

Экзаменационные билеты содержат по два теоретических вопроса. Перед началом экзамена проводится консультация, в ходе которой студенты имеют возможность получить ответ на возникшие вопросы.

Вопросы к экзамену

1. Исследования личности несовершеннолетних правонарушителей русскими криминалистами.

2. Деятельность научно-прикладных учреждений по изучению личности несовершеннолетних правонарушителей.

3. Первые исследования преступности несовершеннолетних в советской криминологии.

4. Деятельность секции по изучению преступности несовершеннолетних Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.

5. Формирование направления в советской криминологии по исследованию преступности несовершеннолетних.

6. Изучение преступности несовершеннолетних в США.

7. Исследование подростков – делинквентов в национальных центрах Франции.

8. Ювенальная криминология Англии и Уэльса.

9. Понятие, предмет ювенальной криминологии.

10. Взаимосвязь ювенальной и общей криминологии.

11. Общенаучные методы исследования, применяемые в ювенальной криминологии.

12. Социологические методы исследования.

13. Психологические методы исследования личности несовершеннолетнего преступника.

14. Понятие, структура, динамика преступности несовершеннолетних.

15. Характеристика наиболее распространённых преступлений.

16. Преступность несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

17. Особенности личности несовершеннолетних преступников.

18. Социально-экономические причины преступности несовершеннолетних.

19. Нравственно-психологические причины противоправного поведения несовершеннолетних.

20. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности несовершеннолетних

21. Работы российских учёных, сформировавших предмет ювенальной криминологии.

22. Исследования преступности несовершеннолетних, проводимые учёными Российской криминологической ассоциации.

23. Реализация теоретических знаний в ходе разработки уголовной политики Российской Федерации.

24. Использование результатов исследований в разработке программ в отношении молодёжи и несовершеннолетних.

25. Взаимосвязь ювенальной криминологии и ювенальной юстиции.

26. Значение знаний в области ювенальной криминологии для законотворческой деятельности.

Методические рекомендации по оформлению реферата

  1. На титульном листе реферата должно быть записано: Название учебного учреждения; название учебного предмета; тема работы; Ф.И.О. студента (ки); номер группы; курс; дата сдачи работы.
  2. Содержание работы с указанием страниц.
  3. Объём работы должен быть 15-20 печатных листов (А-4). Интервал полтора, шрифт 14. Возможен рукописный вариант с разборчивым подчерком, по объёму соответствующий указанному в печатном виде (30-40 листов А-4).
  4. Ссылки на источник информации постраничные.
  5. Основная часть работы должна быть разбита на отдельные части с указанием названий в соответствии с содержанием реферата.
  6. Необоснованные пробелы в работе недопустимы.
  7. Список литературы должен содержать не менее 10 источников. Учебная литература в списке может быть представлена в объёме не более 1/3 от общего числа источников.

Примерные темы рефератов.

1. Дриль Д.А. и его работы о малолетних преступниках.

2. Исследования преступности несовершеннолетних в 20-30-х годах XX века.

3. Ювенальные суды в Российской империи.

4. Преступность несовершеннолетних в Советском Союзе: состояние, структура, характер.

5. Работы Г.М. Миньковского о преступности несовершеннолетних.

6. Корыстная преступность несовершеннолетних в Российской Федерации: состояние, структура, характер.

7. Характеристика личности корыстно-насильственного несовершеннолетнего преступника.

8. Семейное неблагополучие как фактор преступности несовершеннолетних.

9. Нравственно-психологические особенности личности несовершеннолетнего преступника.

10. Насильственная преступность несовершеннолетних в Российской Федерации: состояние и тенденции.

11. Влияние Интернета как источника информации на правонарушающее поведение несовершеннолетних.

12. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

13. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

14. Групповая и организованная преступность несовершеннолетних в российской Федерации.

15. Воспитательные колонии для несовершеннолетних преступников.

16. Рецидивная преступность несовершеннолетних.

17. Специальные школы и специальные профессиональные училища как субъекты предупреждения преступного поведения несовершеннолетних.

18. Забрянский Г.И. и его исследования преступности несовершеннолетних.

Тестовые задания

1. Проблема преступности несовершеннолетних и меры её предупреждения стали исследоваться российской дореволюционной юридической наукой:

1) с начала XIX века

2) со второй половины ХIХ века

3) с начала XX века

2. К наиболее известным учёным – ювенологам дореволюционного периода относятся:

3. Ювенальный суд в России был создан в ### году:

4. Основными причинами преступности несовершеннолетних учёные дореволюционного периода считали:

1) повышенную возбудимость несовершеннолетних

2) недостатки семейного воспитания

3) влияние взрослых преступников

4) тяжёлое материальное положение

5. В центре научно-практических исследований правонарушающего поведения несовершеннолетних в первое десятилетие после октябрьской революции 1917 года находилась:

1) личность несовершеннолетнего правонарушителя

2) социальная среда

3) криминальная среда

6. В основе воздействия на личность несовершеннолетнего преступника в постреволюционный период был положен принцип:

7. Комиссии по делам несовершеннолетних были созданы в:

8. Секция по борьбе с детской преступностью, образованная в 1935 году, находилась в структуре:

1) Наркомата просвещения

2) Наркомата здравоохранения

3) Государственного института уголовной и исправительно-трудовой политики

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы

§ 3. Ювенальная криминология и принципы ювенальной юстиции

Во взаимосвязи ювенальной криминологии с ювенальной юстицией особое место занимают два принципа ювенальной юстиции: повышенная юридическая защита прав и интересов несовершеннолетних и социальная насыщенность ювенальной юстиции и ювенальной криминологии.

Принцип повышенной юридической защиты рассматривался в лекциях I и III.

Поскольку, как отмечалось, эта взаимосвязь опосредованная, необходимо прежде всего выяснить содержание принципа повышенной защиты в рамках ювенальной криминологии.

Речь пойдет о требованиях закона к криминологическим исследованиям и к разработке и внедрению мер профилактического характера.

Как всякое научное исследование, объектом которого является человек, криминологическое исследование подчиняется конституционному требованию ст. 21 Конституции РФ, а именно: никто не может без добровольного согласия быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам. В этой же статье говорится об охране государством достоинства личности, а в ст. 23 Конституции — о праве каждого на свободу и личную неприкосновенность. Соблюдение этих конституционных норм относится и к собственно криминологическим исследованиям несовершеннолетних, когда, например, отбираются исследуемые и контрольные группы несовершеннолетних, и к разработке и дальнейшему применению мер профилактики правонарушений.

Наряду с конституционными нормами ювенальная криминология должна учитывать требования повышенной защиты прав несовершеннолетних, выработанные отраслями права. Выше они уже рассматривались. В данной главе речь пойдет о защите прав несовершеннолетних разных возрастных подгрупп при разработке и проведении криминологических исследований и реализации их результатов при проведении профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних.

В ювенальной криминологии разработаны специальные методики выбора объектов исследования, исследуемых и контрольных групп несовершеннолетних для сравнительного исследования, методов криминологического анализа, включая разработку специальных тестов для оценки уровня развития интеллекта, скорости реакции и ориентации в заданной обстановке и многое другое, имеющее значение для комплексного изучения личности несовершеннолетних.

Сфера предупреждения правонарушений и преступлений всегда была предметом особого внимания криминологов, занимающихся преступностью несовершеннолетних. Что же касается раннего предупреждения, то оно, как правило, ориентируется только на несовершеннолетних.

В странах, где есть действующая ювенальная юстиция, суд по делам несовершеннолетних кроме собственно правосудия осуществляет и функции контроля (надзора) в отношении деятельности органов (правоохранительных, социальных), наделенных полномочиями осуществлять предупреждение (профилактику) правонарушений несовершеннолетних. В России (а в прошлом и в СССР и его союзных республиках) такая функция суда в законах не была предусмотрена. Она закреплялась за органами прокуратуры и реализовывалась в рамках прокурорского надзора. Многолетняя юридическая практика показала необходимость такого надзора и его эффективность в делах несовершеннолетних.

Новое российское уголовное и измененное уголовно-процессуальное законодательство — с 1996 г. в связи с принятием нового УК РФ и внесением соответствующих изменений и дополнений в УПК России (Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г.) — предусмотрело нормы, устанавливающие судебный надзор, являющийся связующим звеном между назначением наказания и принудительных мер воспитательного воздействия и специальной профилактикой преступлений несовершеннолетних (ст. 89, 92-93 УК РФ, ст. 401-2 и 402-1 УПК РСФСР).

Законодательное решение вопроса о судебном надзоре за профилактикой правонарушений несовершеннолетних в России пока еще в будущем. И в этом смысле в какой-то мере можно считать эту возможность упущенной при разработке и принятии упомянутого федерального закона от 24 июня 1999 г. Правда, в нем оговаривается, что принятие профилактических мер, связанных с лишением или ограничением свободы несовершеннолетним, происходит только по решению суда. Однако широкие возможности выбора для участников профилактического процесса, особенно если учесть их принадлежность к неюридическим специальностям, чреваты опасностью нарушения прав и свобод личности “профилактируемых”. Закон в этой области деятельности не предоставил достаточных гарантий их защиты.

Здесь важное значение имеет соотношение повышенной юридической защиты несовершеннолетних в рамках ювенальной юстиции и ювенальной криминологии. Ведь именно на социально-правовом поле профилактики сближаются ювенальная юстиция и ювенальная криминология, их задачи фактически совпадают.

Остановимся подробнее на некоторых положениях Закона от 24 июня 1999 г.

Начнем с основных правовых понятий, включенных в наименование Закона: безнадзорность и правонарушения.

Понятие безнадзорного — привычное для должностных лиц, в чьи обязанности входит выявление и защита безнадзорных подростков. Именно в этом Законе понятие безнадзорного, как и беспризорного, а также несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, впервые специально сформулировано (ст. 1 Закона). Однако в нем нет, как представляется, главного: разграничения правовых признаков безнадзорного и правонарушителя. А от этого зависит специфика профилактических акций в отношении представителей каждой из этих групп несовершеннолетних.

Безнадзорный, как это явствует из образующего его словосочетания и из соответствующего понятия, данного в Законе, — это подросток, за которым не осуществляется надзор, хотя он ему необходим и есть законом установленные лица, обязанные этот надзор осуществлять. Но безнадзорный — необязательно правонарушитель и тем более преступник. И смешение этих двух понятий может привести к серьезным сбоям в профилактической деятельности, ибо одинаковые меры воздействия могут быть применены к правонарушителям и неправонарушителям. Обычно обращают внимание на то, что такое смешение понятий возникло исторически, в связи с тем что все перечисленные подростки имеют одно общее — находятся в опасности, в ситуации экстремальной, им требуется прежде всего защита, забота, помощь. И законы, которых было немало в разных странах и в разные времена, принимались именно в ситуациях, требующих незамедлительного реагирования на положение с безнадзорными, бездомными, брошенными детьми и подростками. Такое отношение законодателей к несовершеннолетним, находящимся в опасности, ориентированное на немедленную им помощь, неизбежно приводило к тому, что в законах отсутствовал дифференцированный подход к разным категориям нуждающихся в помощи подростков. Начало этому положил Закон штата Иллинойс (США) от 2 июля 1899 г., создавший первый суд для несовершеннолетних и наделивший его именно функциями спасения детей и подростков. Этим отличаются и вся серия английских законов о детях, нуждающихся в защите, заботе или контроле, и бельгийский Закон от 8 апреля 1965 г. о защите молодежи, и многие другие. Теперь и Россия внесла свой вклад в это смешение понятий и мер воздействия, и тоже из самых благих побуждений.

Читайте также:  Отделение ПФР по Республике Калмыкия

Стоит иметь в виду, что неотложные меры спасения, куда входят изъятие детей и подростков из мест их пребывания, оказывающих на них криминогенное воздействие, из-под антисоциального влияния на них лиц с криминальным поведением и т.д., наконец, помещение таких детей в условия жизни и воспитания, гарантирующие им защиту от подобных негативных влияний и создающие возможность жить и развиваться нормально, — задача важнейшая и в современной России одна из тех, которые можно назвать “проблемой № 1”. Важно, чтобы механизмы ее решения имели четкую адресную направленность, чтобы ее реализация не затронула тех подростков, которые не относятся к контингенту, предусмотренному Законом. Необходимо помнить еще об одном обстоятельстве: о причинах безнадзорности и правонарушений, а они разные и требуют разных подходов и мер к их нейтрализации.

Когда речь идет о безнадзорности, ювенальная криминология, разрабатывающая формы и методы профилактики, предоставляя затем в распоряжение органам, осуществляющим профилактику, результаты своих исследований, должна дать точные ориентиры: имеет ли место безнадзорность, каковы ее виды, причины, как рекомендуется предупредить определенный вид безнадзорности. Практика решает эти вопросы, исходя из конкретных обстоятельств.

В ювенальной криминологии, когда она разрабатывает формы и методы индивидуальной профилактики (т.е. ориентированной на конкретную личность, а не на демографическую группу несовершеннолетних), должны соблюдаться следующие принципы: несовершеннолетний в экстремальной ситуации — это прежде всего гражданин своей страны, и ему Конституцией и законами предоставлены права и свободы, которые составляют его правовой статус и не должны нарушаться в том числе и при проведении профилактических мероприятий.

Могут ли быть нарушены права несовершеннолетнего как человека и гражданина, если не сделано разграничений между безнадзорным подростком и подростком-правонарушителем? Безусловно, могут. Достаточно сказать о помещении тех и других в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения, где предусмотрен определенный режим и сроки пребывания (как вариант — до достижения возраста 18 лет).

Ясно, что к безнадзорным подросткам, не совершающим правонарушения, не может применяться профилактика, называемая специальной и проводимая правоохранительными органами в отношении подростков-правонарушителей с целью предупредить совершение ими таких же деяний в будущем. В отношении безнадзорного неправонарушителя задача другая: установить факт отсутствия надзора, определить его причины; если безнадзорность стойкая и ее причины не могут быть устранены только в рамках семьи данного несовершеннолетнего, встает вопрос об установлении преграды перерастанию безнадзорности в правонарушающее поведение.

На этом первом этапе профилактики (ранней) выявляются и причины безнадзорности. Важно, чтобы в профилактике на этом этапе учитывались правила ст. 121—123 Семейного кодекса РФ (СК РФ), относящиеся к детям, оставшимся без попечения родителей.

Эти первоочередные профилактические действия могут касаться и подростков-правонарушителей. Различия должны быть в комплексе выявленных причин безнадзорности и правонарушений, а главное — в принимаемых профилактических мерах.

Существенным при сравнении ювенальной юстиции и ювенальной криминологии является изучение демографической группы несовершеннолетних и оценка ее специфики.

Демографическая группа несовершеннолетних как объект проведения профилактических акций — это порождение именно двух подсистем: ювенальной юстиции и ювенальной криминологии. Причем эффективность профилактических усилий зависит от уровня разработки ювенальной криминологией методик для разных демографических подгрупп несовершеннолетних и соответствующей их реализации системой органов, включенных в деятельность ювенальной юстиции.

И здесь нельзя забывать о строгих юридических границах, в которых находятся дети и подростки, отнесенные к категории нуждающихся в защите, заботе и надзоре. Еще раз напомню: это не только несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, это разные демографические подгруппы, для которых определены и особенности их правового статуса. Это должно учитываться и в чисто криминологических классификациях несовершеннолетних по результатам криминологических исследований. Не будут эффективны профилактические методы, если они одинаковы для 11-летних (упомянутых в Законе от 24 июня 1999 г.) и для тех, кто достиг возраста уголовной ответственности (14- и 16-летних). Негативный результат может состоять и в том, что в орбиту уголовного преследования будут втянуты подростки-неправонарушители, произойдет известное во всем мире “клеймение” их карательным механизмом. Смешение правонарушителей с подгруппой неправонарушителей может помешать выяснению действительных причин совершенного правонарушения, привести к ошибке в выборе меры воздействия.

Демографические — возрастные — признаки несовершеннолетних приобретают важное юридическое содержание, когда профилактические акции имеют запретительный характер.

Во всех случаях, когда меры реабилитации, лечения, ресоциализации либо требуют ограничения свободы, либо состоят в нем, эти меры должны назначаться только по решению суда (постановлению судьи). Это общее правило предусмотрено законодательствами стран, где функционирует ювенальная юстиция; оно отражено в упоминавшихся выше международных актах, касающихся несовершеннолетних.

В новом российском Законе о профилактике, к сожалению, такое общее правило не сформулировано, есть лишь отдельные статьи, где говорится о праве несовершеннолетних и их родителей на судебную защиту в случаях нарушений их прав, например имущественных (п. 1 ст. 9 Закона). Хотя в Законе и говорится, что должен учитываться правовой статус несовершеннолетних при проведении профилактических мероприятий, содержание статуса не раскрывается, равно как и не сказано, кто именно решает вопрос, может ли та или иная мера с учетом правового статуса несовершеннолетнего быть к нему применена. Напомню приводившийся уже пример: несовершеннолетний признан судом полностью дееспособным. Кто вправе решить, может ли к нему, вообще, быть применена любая профилактическая мера из числа применяемых к несовершеннолетним, скажем, помещение в закрытое или открытое воспитательное учреждение? Очевидно, что это компетенция суда. И таких ситуаций конфликта правового статуса несовершеннолетнего и новой системы профилактики немало. Применение нового Закона потребует соответствующих коррективов. Вопросы компетенции суда для несовершеннолетних в этих случаях (если такой суд у нас будет создан), равно как и судебного надзора за решениями и постановлениями органов профилактики, должны найти свое отражение в российском законодательстве.

Между тем учет в профилактической деятельности прав и законных интересов несовершеннолетних можно считать менее всего разработанной проблемой и в ювенальной криминологии, и в правосудии для несовершеннолетних в современной России. Вопросов в этой области, как и коллизий законов, возникло и возникает еще немало. Повышенной активизации научной мысли и практики применения законов можно ожидать с введением в действие рассматриваемого нового российского Закона о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Эта активизация непосредственно связана и с законотворчеством в области ювенальной юстиции, которое относится непосредственно к правосудию по делам несовершеннолетних, а также затрагивает правовое пространство комплексного функционирования ювенальной юстиции и ювенальной криминологии72.

Еще одна коллизия, но уже с нормами Семейного кодекса РФ возникает в связи с понятием безнадзорных и беспризорных, введенным Законом от 24 июня 1999 г. Речь идет о понятии “дети, оставшиеся без попечения родителей” (ст. 121 СК РФ). Закон от 24 июня их упоминает, но в числе прочих подростков, на которых этот Закон распространяется (т.е. безнадзорных, беспризорных, находящихся в опасном положении, совершивших или совершающих правонарушения).

Вместе с тем семейное законодательство рассматривает нахождение детей без попечения родителей вовсе не как частный случай безнадзорности, а как родовое понятие, куда могут войти и все перечисленные выше категории детей и подростков.

Согласно ст. 121 СК РФ к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто лишился родительского попечения вследствие:

— лишения родителей родительских прав;

— ограничения родителей в родительских правах;

— признания родителей недееспособными;

— длительного отсутствия родителей;

— уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

— отказа родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

— в других случаях отсутствия родительского попечения73.

Приведенный перечень убедительно свидетельствует, что правовое понятие “оставшийся без родительского попечения” — более точное и юридически более корректное. На нем продуктивнее было бы основывать индивидуальную профилактическую деятельность. Легче было бы и криминологам, разрабатывающим формы и методы ранней и индивидуальной профилактики. Наконец, и режим законности, повышенной защиты прав несовершеннолетних был бы более четким как в рамках криминологических исследований, так и при их реализации ювенальной юстицией.

Криминология общая и ювенальная

Существование ювенальной криминологии в рамках общей криминологии как ее самостоятельной ветви признается всеми криминологами — российскими и западными. Для последних это очевидно еще и потому, что для них ювенальная криминология — это, как правило, область специальных научных интересов неюристов: социологов, психологов, психиатров, врачей иных медицинских специальностей. Более того, в западной криминологии существует мнение, что ювенальная криминология — это наука неюридическая и она не входит в систему отраслей права. Тот факт, что ювенальной криминологией занимаются преимущественно неюристы, наложил свой отпечаток и на направления криминологических исследований, их содержание в целом (на научные программы, реализуемые в рамках соответствующих научных центров, факультетов университетов). При сопоставлении избранных для криминологических исследований объектов действующей ювенальной юстиции наблюдается значительное их сходство именно в использовании в обоих случаях неюридических научных познаний.

Не возникает сомнений, что ювенальная криминология — неотъемлемая составная часть общей криминологии — отражает ее общую концепцию, методологию и методики. Поэтому в литературе по криминологии ювенальная криминология обязательно включается в качестве раздела общей криминологии. Это характерно и для западной, и для отечественной криминологии. К сожалению, в российской криминологии уделяется больше внимания этой общности, а не концептуальной специфике ювенальной ветви. Западные криминологи этот вопрос специально не разрабатывают по иной причине: их, видимо, больше интересуют разработка и обоснование конкретных программ криминологических исследований тех или иных проблем, относящихся к несовершеннолетним.

Позиция отечественных криминологов относительно общности ювенальной и общей криминологии несколько иная. И в этом смысле понятие криминологии как науки о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности (это, конечно, общая схема предмета криминологии) целиком относится и к криминологии ювенальной. Теоретическим вопросам специфики ювенальной криминологии исторически внимание уделялось гораздо меньшее, чем криминологии как науке о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности, т.е. общей. Этот пробел заметен и в учебной литературе. Если сравнить между собой некоторые новые учебники и учебные пособия по криминологии для юридических вузов, можно обнаружить распыленность материала о несовершеннолетних по многим разделам. Ювенальная криминология стабильно отражена в разделе Особенной части учебников, где речь идет о разных субъектах или объектах преступлений (преступность несовершеннолетних, женщин, экологическая преступность и т.д.). Даже в вузовском учебнике “Криминология” под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.Н. Миньковского, изданном в 1998 г., где гл. X “Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи” написана Г.Н. Миньковским[70] — основателем этого направления в отечественной криминологии, ювенальная криминология как самостоятельная тема не обозначена[71].

Недостаточное внимание к ювенальной криминологии провоцирует опасность игнорирования прав и свобод несовершеннолетних как в самих криминологических исследованиях, так и в использовании их результатов в рамках ювенальной юстиции.

В заключение остановимся на специфических признаках ювенальной криминологии, отличающих ее от общей криминологии:

• особый объект криминологических исследований — личность несовершеннолетнего с ее специфическими признаками: а) подвижностью в связи с физическим и социальным ростом человека; б) вытекающим из этого социально-правовым статусом несовершеннолетнего; в) особенностями поведения несовершеннолетних — неадекватностью в конфликтных ситуациях, завышенными или, наоборот, заниженными возрастными ролевыми ожиданиями;

• особая микросреда несовершеннолетнего с ее влиянием на его личность и поведение. Речь идет о семье, школе, досуге, ближайшем окружении, работе. Особая роль — воспитание и влияние взрослых;

• научная разработка соответствующей системы мер предупреждения отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Превентивная часть ювенальной криминологии напрямую связана с ювенальной юстицией в рамках ее предупредительного “воздействия на личность и поведение несовершеннолетних.

Специфика ювенальной криминологии состоит в том, что комплекс исследуемых обстоятельств и признаков личности несовершеннолетних преступников значительно шире, чем при изучении преступности взрослых. В ст. 392 УПК России и в ст. 89 УК РФ на это есть указания.

Однако принцип повышенной правовой защиты несовершеннолетних, характерный для ювенальной юстиции и отраженный в нормах уголовного и уголовно-процессуального права, не получает адекватного отражения в криминологии. Связано это с тем, что ювенальная юстиция — это действующая система правосудия, реализующая свои функции при расследовании и судебном разбирательстве конкретных уголовных дел несовершеннолетних. Криминологические исследования, предметом которых является преступность несовершеннолетних, не являются частью правоохранительного механизма. Криминология, изучая проблемы преступности несовершеннолетних с помощью научных методик, получает данные, предназначенные:

для более углубленного изучения причин преступности, личности несовершеннолетнего преступника;

использования результатов массовых криминологических исследований для оценки тенденций в преступности несовершеннолетних на базе соответствующих изменений в социально-экономической обстановке в стране;

определения “болевых точек” в преступности несовершеннолетних на данный момент.

Эти результаты криминологических исследований очень важны, но прежде всего для решения стратегических задач борьбы с преступностью несовершеннолетних, а не для расследования и судебного разбирательства по конкретным делам.

Вместе с тем установление состояния, динамики, структуры преступности несовершеннолетних при анализе статистических показателей и качественных характеристик преступности несовершеннолетних (то, чем во всем мире занимается ювенальная криминология) дает в руки следователя, суда тактическое оружие по конкретному уголовному делу (внимание обращается на серьезные изменения в условиях жизни и воспитания, ценностных ориентациях самих подростков, например, в современной России при переходе ее к рыночной экономике).

Оцените статью
Добавить комментарий