Какие льготы существуют по искомому отчислению

Положены мне льготы, если проживала в зоне проживания с льготным социально экономическим статусом?

Здравствуйте, согласно закону от 15 мая 1991 г N 1244-1 О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, проживала в зоне проживания с льготным социально экономическим статусом (Тульская обл. г.Новомосковск) с 1981-2005 года.Скажите, на какие льготы я имею право,какие документы нужны, что бы подтвердить эти льготы?Спасибо.

    чернобыльская зона, льготы, чернобыльский
  • Поделиться

Ответы юристов ( 3 )

  • 2232 ответа
  • 691 отзыв

Добрый день! Уточните свой статус — вы работаете, пенсионер?

Работаю,но прописана и работаю в Астрахани

В настоящее время Вы не проживаете на данной территории, а льготы устанавливаются только для тех категорий лиц, которые указаны в ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 03.07.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в частности п. 8 ст. 13 указано

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

Согласно данному закону право на досрочную пенсию возникает только у граждан, которые указаны в ст.ст. 29-37 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 03.07.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Статья 29. Пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы
Статья 30. Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения
Статья 31. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения
Статья 32. Пенсионное обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
Статья 33. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение
Статья 34. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
Статья 35. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы
Статья 36. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне)
Статья 37. Пенсионное обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение

В общей сложности Вы проживали на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом 24 года, то есть, если подпадаете под одну из указанных категорий можете выйти на пенсию на 3 года раньше, чем указано в ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, то есть в 52 года.

Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Но если, в данные категории не входите, то, к сожалению, не сможете рассчитывать на досрочную пенсию.

  • 218 ответов
  • 73 отзыва

Здравствуйте! В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 15.01.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствиие катастрофы на Чернобыльской АЭС» К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, в связи с тем, что Вы в данный момент не проживаете на указанной территории Вам не положены льготы, предусмотренные статьей 19 данного Федерального закона.

Но Вы имеете право на досрочное назначение пенсии по старости, если еще не вышли на пенсию.

Статья 34. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В общей сложности Вы проживали на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом 24 года, то есть, если подпадаете под одну из указанных категорий можете выйти на пенсию на 3 года раньше, чем указано в ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, то есть в 52 года.

Категории граждан имеющие право на льготы

ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» г.Москвы информирует население о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве, (в частности о предоставлении льгот гражданам по оплате взноса на капитальный ремонт).

Часть 1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

1. Куда обратиться для оформления субсидии?

В Многофункциональный центр предоставления государственных услуг любого района города Москвы.

  1. Кто имеет право на субсидию?

Право на получение субсидии имеют граждане Российской Федерации (республики Беларусь, Киргизской республики), которые являются пользователями жилых помещений в государственном жилищном фонде, нанимателями жилых помещений по договору найма в частном жилищном фонде, собственниками жилых помещений, членами жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

Доход одиноко проживающих в Москве граждан или семей определенной численности для получения субсидий не должен превышать максимального размера дохода, установленного для данных граждан (семей определенной численности). Таблица максимальных размеров доходов приведена на сайте ГКУ «ГЦЖС» www.subsident.ru. (вкладка «О субсидиях» — пункт «Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии …»).

Субсидия предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

3. Какие документы представить для оформления субсидии?

Для оформления субсидии необходимо предъявить:

1. документы, подтверждающие гражданство (паспорта заявителя и членов его семьи, для несовершеннолетних – свидетельство о рождении);

2. реквизиты банка и номер банковского счета (или социальной карты москвича) для перечисления субсидии;

Кроме того отдельным категориям граждан необходимо представить:

– работающим: справку о доходах с места работы;

– учащимся: справку с места учебы с указанием стипендии (если имеется), формы обучения, стоимости обучения (для обучающихся на платной основе).

– в случае отсутствия доходов – документ, подтверждающий уважительную причину отсутствия, например, для граждан, имеющих статус безработных,- документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным (в случае отсутствия электронных сведений в ГКУ «ГЦЖС»), документ, подтверждающий принадлежность граждан к категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства.

С перечнем документов, необходимых для оформления субсидии, можно ознакомиться на сайте ГКУ «ГЦЖС» www.subsident.ru.

4. От чего зависит размер субсидии? Может ли субсидия изменяться?

Размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг зависит от совокупного дохода семьи, количественного состава семьи и фактических начислений по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Например, при изменении страховой или базовой части трудовой пенсии в сторону повышения увеличивается и совокупный доход семьи, а это приводит к уменьшению размера субсидии при переоформлении.

Кроме того, если в летние месяцы вы были в отъезде и тратили немного воды, а у вас стоят приборы учета – то платеж в этом месяце также небольшой. А это значит, что субсидия, которая не должна превышать фактический платеж, могла уменьшиться.

5. Нужно ли переоформлять субсидию, если в ЕПД появился взнос на капитальный ремонт?

Гражданам, получающим жилищную субсидию, перерасчет субсидии с учетом оплаты взноса на капитальный ремонт сделан автоматически. Обращаться в МФЦ района для переоформления субсидии не надо. Размер субсидии уже пересчитан с учетом взноса на капитальный ремонт.

6. Где узнать телефон МФЦ?

Единый справочный телефон МФЦ города Москвы: 8 (495) 587-88-88.

7. Как оформить субсидию при наличии задолженности?

Для решения вопроса о предоставлении субсидии при наличии задолженности по оплате ЖКУ необходимо остановить свой выбор на одном из двух вариантов решения вопроса о погашении задолженности, а именно: погасить имеющуюся задолженность полностью или заключить с управляющей организацией соглашение о ее погашении в рассрочку.

Часть 2. Льготы гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве

Порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (льгот) утвержден постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004г. №850-ПП “О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг”.

В указанном документе приведен перечень льготных категорий и объем льгот для каждой категории.

Читайте также:  Как Как узнать кто собственник помещения по адресу

Льготы гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг основываются на заявительном принципе, осуществляются при предоставлении гражданами в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей льготной категории.

Льготы гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам в виде скидки с оплаты при расчете им платежей за эти услуги.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена Жилищным Кодексом Российской Федерации.

К платежам за жилое помещение относятся: плата за содержание жилого помещения, плата за пользование жилым помещением (плата за наем) – для граждан, занимающих жилое помещение государственного жилищного фонда по договору найма; взнос на капитальный ремонт – для собственников жилых помещений.

К платежам за коммунальные услуги относятся плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Льготные скидки с оплаты жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из ставок, цен и тарифов, установленных Правительством Москвы.

Социальные нормы площади жилого помещения для расчета и предоставления гражданам льготных скидок на оплату жилищно-коммунальных услуг (в тех случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами льготы предоставляются в пределах социальной нормы площади жилого помещения) составляют:

для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м;

для семьи из 2-х человек – 42 кв.м;

для семьи из 3-х и более человек – 18 кв.м на каждого члена семьи.

Если льготы на оплату коммунальных услуг предоставляются в пределах нормативов потребления этих услуг, то при расчете льготных скидок учитываются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные постановлениями Правительства Москвы:

от 11.01.1994г. №41 – отопление, газоснабжение;

от 28.07.1998г. №566 – холодное и горячее водоснабжение, водоотведение;

от 20.12.1994г. №1161 – электроснабжение.

В случае, когда гражданин имеет право на льготы по двум и более основаниям, льготные скидки начисляются по одному из оснований по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежа могут быть применены разные льготные скидки.

Часть 3. Льготы гражданам по оплате взноса на капитальный ремонт

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014г. №833-ПП граждане, имеющие льготы по оплате жилого помещения, имеют право на льготы по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Тем льготным категориям граждан, которые не имеют права на льготы по оплате жилого помещения, постановлением Правительства Москвы от 30.07.2015г. №478-ПП предоставлены дополнительные льготы в частном жилищном фонде в размере 50 % по оплате взноса на капитальный ремонт в пределах социальной нормы площади жилого помещения (см. таблицу).

Наименование льготной категории

Площадь, на которую предоставляется скидка

Лица, награжденные медалью «За оборону Москвы»

соц.норма на 1чел.

Лица, непрерывно трудившиеся на предприятиях, в организациях и учреждениях Москвы в период 22.07.41 по 25.01.42

соц.норма на 1чел.

Граждане, награжденные знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР»

соц.норма на 1чел.

Многодетные семьи, имеющие трех и более детей

соц.норма на семью

(18кв.м.*кол-во членов семьи)

Семьи, имеющие 10 и более детей

соц.норма на семью

(18кв.м.*кол-во членов семьи)

Почетный донор Москвы

соц.норма на 1чел.

Лица, признанные инвалидами

соц.норма на 1чел.

Семьи, имеющие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет

соц.норма на семью

более 2-х чел. – 18кв.м.*кол-во членов семьи)

Суммы предоставленных льгот по оплате взноса на капитальный ремонт, так же как и суммы льгот по другим жилищно-коммунальным услугам, указываются в платежных документах.

Наименование льготной категории

Сколько доплачивают

Действующее законодательство закрепляет принцип, что если по результатам спецоценки условия труда признаны вредными и опасными, сотрудники таких предприятий вправе получать денежные компенсации и доплаты.

Основной надбавкой (компенсацией) является увеличение размера заработной платы минимум на 4% от оклада сотрудника. При этом работодатель может поднять размер компенсации, закрепив размер доплаты в коллективном, трудовом договоре или другом внутреннем документе предприятия. В отдельных отраслях производства законодательно установлены определенные размеры надбавки, например:

  • в системе УФСИН персоналу, работающему ВИЧ-инфицированными, положена 20% надбавка;
  • работникам Федеральной службы по техническому и экспортному контролю — 12%;
  • экипажам судов, работающих в ледовых условиях — 12%.

Людям, занятым на опасном производстве, положена такая компенсация, как дополнительные 7 дней ежегодного отпуска, которые оплачиваются работодателем. Для районов Крайнего Севера установлен дополнительный отпуск, который составляет 24 календарных дня, а общепринятые 7 дней тоже остаются в их распоряжении (итого 31 день).

Доп. отпуск возможен только после того, как результаты СОУТ подтвердят, что производство относится ко 2, 3 или 4 классу опасности. Такой отпуск предоставляется ежегодно и не подлежит переносу и замене на денежную компенсацию, за исключением случаев, когда:

  • это предусмотрено отраслевым соглашением и коллективным договором;
  • работник дал письменное согласие и подписал соответствующее допсоглашение к трудовому договору;
  • длительность отпуска превышает 7 дней.
  • в системе УФСИН персоналу, работающему ВИЧ-инфицированными, положена 20% надбавка;
  • работникам Федеральной службы по техническому и экспортному контролю — 12%;
  • экипажам судов, работающих в ледовых условиях — 12%.

Льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда

Политика государства заключается в сокращении рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда. Однако, там, где они имеют место, работникам предоставляются следующие компенсации:

1) Сокращенная продолжительность рабочего времени. Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце пятом части первой настоящей статьи, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

2) Повышенный размер оплаты труда. При выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (тяжелые работы, работы с вредными условиями труда, работы в местностях с тяжелыми климатическими условиями, работы в сверхурочное время, работы в ночное время и другие) организация обязана производить работникам соответствующие доплаты.

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо коллективным договором, трудовым договором.

3) Дополнительный оплачиваемый отпуск. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

4) Выдача молока и других равноценных пищевых продуктов. На работах с вредными условиями труда выдается бесплатно по установленным нормам молоко и другие равноценные пищевые продукты; нормы и порядок выдачи установлены «Порядком бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда», и «Перечнем химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»; предприятия самостоятельно решают все вопросы, связанные с бесплатной выдачей рабочим и служащим молока или других равноценных пищевых продуктов

5) Выдача лечебно-профилактического питания. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание;

6) Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Компенсации предоставляются на основании списков и перечней производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных в установленном порядке на федеральном уровне.

На основании действующих списков и перечней в организации комиссионно с учетом специфики производства, результатов специальной оценки труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) составляются перечни профессий и видов работ, при выполнении которых предоставляются те или иные компенсации.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Молоко за вредность

Трудовой кодекс в статье 222 говорит о том, что ряду работников обязательно выдавать молоко за вредность (или другие равноценные пищевые продукты). Норма такой выдачи — 0,5 литра за рабочую смену любой продолжительности.

Молоко выдается не всем, а только тем сотрудникам, которые работают с вредными факторами, установленными приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н. В список входят:

  • работа с металлами (алюминий, железо, хром и другие);
  • работа с этиленом и ацетиленом и их производными;
  • работа с углеводородом метанового ряда;
  • работа с разнообразными спиртами и кислотами;
  • работа с альдегидами, ароматическими углеводородами, фенолом, их производными;
  • работа с синтетическими полимерными материалами;
  • другие факторы.

Скачайте полный список факторов, при которых вы должны получать молоко, в конце статьи.

Вместо выдачи непосредственно молока распространена выплата денежной компенсации за молоко за вредность, чтобы сотрудник сам себе покупал продукты, которые снижают вредное воздействие на организм.

  • работа с металлами (алюминий, железо, хром и другие);
  • работа с этиленом и ацетиленом и их производными;
  • работа с углеводородом метанового ряда;
  • работа с разнообразными спиртами и кислотами;
  • работа с альдегидами, ароматическими углеводородами, фенолом, их производными;
  • работа с синтетическими полимерными материалами;
  • другие факторы.

Компенсация за вредные условия труда

Компенсация за вредные условия труда и ее размер устанавливаются на основании статей Трудового кодекса, коллективного договора или иных внутренних документов предприятия.

Законодательно предусмотрено, что люди, работающие в опасных условиях, могут получать такие гарантии и компенсации:

  • уменьшение количества рабочих часов (36 часов в неделю и меньше),
  • оплачиваемый отпуск, являющемся дополнительным и предоставляемым каждый год (не меньше 7 календарных дней),
  • происходит рост оплаты труда (не меньше 4% от оклада),
  • льготы для пенсионного обеспечения,
  • бесплатное лечение и оздоровление,
  • выдача расходных материалов — спецодежды, обеззараживающих средств.

Работодатель на сегодня имеет право самостоятельно определять вид и размер компенсации за вредные условия труда, основываясь на Трудовом кодексе. Также он может инициировать повышение суммы. Все компенсации выплачиваются из страховых взносов работодателей по тарифам, установленными страховыми организациями.

К тому же, в ряде регионов установлен специальный тариф за неблагоприятные природные условия. К примеру, на основании постановления от 2 июля 1987 г. N 403/20-155, выплаты уральского коэффициента составляют от 1,15 до 1,20 в зависимости от города.

Работник имеет право в письменном виде отказаться от некоторых компенсаций, получая их возмещение в денежной форме – например, монетизация таких льгот распространена при обеспечении рабочих молоком или при уменьшении рабочих часов в течение недели.

Компенсация дополнительного отпуска за вредные условия труда для работника предусмотрена только за те дни, которые дает работодатель сверх минимального значения (более 7).

Все разновидности компенсаций не облагаются налогами. В то же время, если на данном уровне технологического развития имеется возможность устранить вредные производственные факторы, то выплата денежной компенсации уже таковой не считается. Поэтому, если выплата продолжается, то она подлежит налогообложению НДФЛ на общих основаниях. Также из компенсационных выплат не удерживаются страховые взносы.

Кроме компенсаций, существует такое понятие как доплата за вредные условия труда, которая также может устанавливаться работодателем. Судебная практика указывает, что к такому роду доплат относится и так называемая компенсация морального ущерба сотрудникам, работающим в опасных условиях.

Отличие доплат от компенсаций в том, что они не закрепляются в коллективном договоре и облагаются налогом на доходы физических лиц.

Отличие доплат от компенсаций в том, что они не закрепляются в коллективном договоре и облагаются налогом на доходы физических лиц.

Компенсация за вредные условия труда

Развитие технологий пока, к сожалению, не ограждает работников от условий труда, называемых вредными. Они оказывают серьезное воздействие на здоровье людей.

Читайте также:  Бесплатная юридическая консультация по недвижимости

Законодательство обязывает работодателя компенсировать сотрудникам ущерб. Для этого вводятся специальные выплаты за вредные условия труда. В последние годы в законодательстве, регулирующем этот процесс, произошли изменения.

Давайте разберемся, кому и при каких условиях положена добавка к окладу в 2020 году.


Российское законодательство регулирует все тонкости и нюансы трудовых отношений. Следовательно, компенсация за вредные условия труда должна быть в нем прописана.

Компенсация вредных условий труда: налоговые последствия

Трудовым кодексом для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрен ряд компенсаций. Посмотрим, какие из этих компенсаций подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами и как они учитываются в расходах по налогу на прибыль.

Статьей 219 ТК РФ установлено, что каждый работник, который занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций таким работникам устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117 и 147 ТК РФ. Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). С согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю. В этом случае работнику выплачивается денежная компенсация в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Доплата за работу

Порядок оплаты труда персонала, который трудится в условиях, способных причинить вред их здоровью, определен положениями статьи 147 Трудового кодекса РФ. Согласно этому разделу нормативного документа, таким сотрудникам устанавливается повышенный размер зарплаты. Денежная компенсация за вредные условия труда должна не менее чем на 4% превышать размер оплаты труда работников, которые выполняют аналогичные производственные операции в нормальных условиях. Основой для осуществления расчетов становится величина оклада сотрудника или тарифной ставки, установленной для этой должностной позиции.

При этом работодатель при наличии возможности вправе установить и более высокий размер компенсации за вредные условия труда. В этой ситуации ему следует учесть мнение профсоюзной организации или другого органа, действующего в целях защиты прав работников, если он имеется на предприятии. Конкретный размер доплаты, определенный на основании положений действующего законодательства и переговоров с профсоюзной организацией, должен быть зафиксирован в трудовом договоре с каждым работником или в коллективном договоре. Налогообложение компенсаций за вредные условия труда осуществляется в общем порядке.

Действующий Трудовой кодекс РФ предусматривает предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска для всех сотрудников вне зависимости от рода их деятельности, условий труда и других факторов. Согласно статье 115 ТК РФ его длительность составляет 28 календарных дней. Однако сотрудники, которые работают в условиях, способных причинить вред их здоровью, имеют право на дополнительные компенсации за вредные условия труда по ТК РФ. Им предоставляется право на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск. При этом право на стандартный 28-дневный отдых за ними, конечно, тоже сохраняется.

Доплаты за вредные условия труда:

Минимальный размер повышения оплаты составляет 4 процента тарифной ставки (оклада).

На основании статьи 147 ТК РФ фактические размеры повышенной оплаты труда могут устанавливаться или коллективным, или трудовым договором.

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска составляет 7 календарных дней.

Компенсация по результатам СОУТ

Установление компенсаций работающим во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам специальной оценки условий труда

“Справочник специалиста по охране труда”, №4, 2014

Переход к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ), осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О специальной оценке условий труда» которым внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и другие законы. Данные законодательные акты окончательно отменяют старую «списочную» модель установления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, бесплатное пита¬ние, дополнительные выплаты, досрочный выход на пенсию) и вводят новые методы защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и класса условий труда.

СОУТ проводится по единой процедуре, предусмотренной Законом № 426-ФЗ, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

СОУТ является комплексом последовательно выполняемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Классификатор) и оценке их воздействия на организм работника с помощью инструментальных измерений и сравнения полученных значений с нормативами согласно Методике проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № ЗЗн.

Если вредные и опасные факторы не выявлены, то в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Формирование и ведение единого федерального реестра таких деклараций обеспечивает Роструд.

Однако в соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 426-ФЗ не подлежат декларированию (т.е. обязательно проведение инструментальных исследований вредных и опасных факторов) следующие рабочие места:

работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

В статье 13 Закона № 426-ФЗ перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ. Не вдаваясь в подробности, отметим, что по сравнению с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.) (далее – Р 2.2.2006-05), на основе которого до 31 декабря 2013 г. проводилась АРМ, несколько сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, изменена оценка и классификация ряда других факторов производственной среды. Впервые на уровне Федерального закона установлена классификация условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Ранее она содержалась в Р 2.2.2006-05 – документе, который по своему юридическому статусу носил рекомендательный (необязательный) характер.

Напомним, что в ходе АРМ оценивалось наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и их соответствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Однако сам факт наличия (или отсутствия) СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ позволяет снижать его в случае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о снижении класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну степень в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора.

Следует обратить внимание на ст. 5 Закона № 426-ФЗ, в которой перечислены права и обязанности работника в связи с осуществлением СОУТ. Так, работник вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться с вопросами, предложениями, высказывать свое мнение работодателю (или его представителю), эксперту организации, проводящей СОУТ.

Работник обязан ознакомиться (под подпись) с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ. Однако подпись не означает его согласия с итогами процедуры. Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Роструда или иска в суд.

С 1 января 2014 г. изменился механизм обоснования и назначения компенсаций категориям работников, включенным:

Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537);

Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ результаты СОУТ имеют широкую сферу применения. Выделим наиболее важные направления:

  • установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • оценка уровней профессиональных рисков;

В таблице 1 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работодателю по результатам СОУТ. При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований государственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральными законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представителями указанных государственных структур.

Таблица 1. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда

Расходы внутри организации

Выплаты в государственные
внебюджетные фонды

Дополнительный отпуск
(ст. 117 ТК РФ)

Доплаты
(ст. 147 ТК РФ)

Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Сокращенная
рабочая неделя
(ст. 92 ТК РФ)

Молоко и лечебно-профилактическое
питание
(ст. 222 ТК РФ)

Медосмотры
(ст. 213 ТК РФ)

Обеспечение СИЗ
(ст. 221 ТК РФ)

Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда

Как известно, необходимость разработки Закона № 426-ФЗ возникла после дополнения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязанность работодателя уплачивать в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на работах с тяжелыми и (или) вредными условиями труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по результатам СОУТ, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополнительные страховые тарифы дифференцированы в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (табл. 2).

Таблица 2. Дополнительные страховые взносы (солидарная часть), уплачиваемые работодателем в ПФР
в зависимости от класса условий труда на рабочих местах

Класс
условий
труда

Подкласс условий
труда

Дополнительный
тариф страхового взноса

Опасные

Вредные

Допустимые

Оптималь-ные

Дополнительный тариф взносов в ПФР рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены вредные или опасные условия труда. Чем больше в организации таких рабочих мест – тем выше сумма дополнительных отчислений.

Другие компенсации работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращенная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам условий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улучшение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.

До тех пор пока на рабочем месте не проведена СОУТ по процедуре Закона № 426-ФЗ, все льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий и производств. Это касается также работников, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ.

Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не используются.

Новый порядок их установления на основе результатов СОУТ представлен в табл. 3.

Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в размере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию – ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3.2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше – его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3.3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).

Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» Д, по поводу применения которого шли споры в судах высшей инстанции.

Добавлены принципиальные новации – возможность монетизации части дополнительного отпуска (превышающей семидневный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования продолжительности смен при сокращенной рабочей неделе. Прежде такой практики не существовало.

Следует подчеркнуть, что ТК РФ допускает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:

  • имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору;
  • порядок и условия корректировки, размеры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглашении, участником которого является организация;
  • в коллективном договоре (на уровне организации) закреплены согласованные работодателем и представительным органом работников условия и порядок корректировки.

Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в организации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.

В отношении прав работника на досрочную пенсию, как и с другими компенсациями «за вредность», применяется единый подход: пока на рабочем месте не проведена СОУТ в соответствии с Законом № 426-ФЗ, все льготы, гарантии и компенсации в отношении тех рабочих мест, для которых они были установлены ранее, сохраняются.

Обязанность по финансированию досрочных трудовых пенсий, назначаемых тем, кто выработал определенный стаж во вредных и (или) опасных условиях труда, возлагается на работодателей, имеющих соответствующие рабочие места. Поэтому учет льготного пенсионного стажа увязан с уплатой работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.
Важно иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Закона № 421 -ФЗ лицам, которые заняты или впредь будут устраиваться на рабочие места, по состоянию на 1 января 2014 г. дававшие право на досрочную пенсию (в т. ч. на рабочие места; условия труда на которых по результатам АРМ, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми), «льготный пенсионный стаж» будет засчитываться при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам до осуществления на данных рабочих местах СОУТ.
В соответствии с новой (действующей с 1 января 2014 г.) редакцией п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) с 1 января 2013 г. тем категориям работников, которые согласно подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ ранее имели право на государственную досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, стаж, дающий на нее право, будет засчитываться при наличии следующих условий:

  • работодатель платит в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ (на что уже указывалось выше);
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.

Если по итогам СОУТ будет установлен класс условий труда, не дающий право на долгосрочную пенсию (не соответствует определениям, содержащимся в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), то исчисление «вредного» стажа замораживается. Его исчисление может быть продолжено даже спустя годы в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда. Предполагается, что при частичном специальном стаже досрочная трудовая пенсия по старости будет назначаться пропорционально исходя из его продолжительности.

В целях стимулирования работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон №75-ФЗ) внесены дополнения. В частности, даны определения понятиям «договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и «пенсионная программа работодателя по досроч¬ному негосударственному пенсионному обеспечению».

Согласно ст. 3 Закона № 75-ФЗ досрочное негосударственное пенсионное обеспечение – это вид негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона №173-ФЗ, в связи с занятостью на определенных подп. 1-18 п. 1 ст. 27 названного Закона работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам СОУТ признаны вредными и (или) опасными.

В настоящее время на общественное обсуждение вынесены проекты постановления Правительства РФ «Об утверждении Типовых пенсионных программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и приказа Минтруда России «Об утверждении Типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения». Планируется, что с 1 января 2015 г. лицам, указанным в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости работодатель сможет предлагать переход (вступление) в негосударственную систему досрочного пенсионного обеспечения. Разумеется, такой переход может быть осуществлен только с письменного согласия работника и при соблюдении требований законодательства.

Таблица 3. Условия предоставления компенсаций работникам за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда

Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537);

Порядок установления компенсации

Порядок установления компенсаций за вредные и опасные условия труда Минтруд РФ привел в Информационном письме от 13.02.2013. В этом документе содержится перечень документов, которые работодатель может использовать для установления соответствующего размера компенсации:

  • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22.
  • Инструкция о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20.
  • Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78.

Конституционный Суд в своем Определении от 07.02.2013 № 135-О отметил, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней должен предоставляться всем работникам с вредными и (или) опасными условиями труда. Это касается даже тех работников, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, но работа которых в условиях воздействия вредных или опасных факторов подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Д = 40 000 х 5% = 2 000 руб.

2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

В соответствии со ст. 117 Трудового кодекса РФ работникам, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2,3 или 4 степени либо опасным условиям труда предоставляет­ся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Его минимальная продолжительность составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Доплаты устанавливаются на конкретных рабочих местах и начисляются рабочим только за время фактической занятости на этих рабочих местах. Размер доплат в зависимости от фактического состояния условий труда на рабочих местах может быть определен от 4 до 24% к тарифной ставке (окладу).

Льготы и компенсации за вредные условия труда в 2020 году

Российские законы обязывают работодателей, взявших на вредное производство сотрудников, регулярно компенсировать им тот вред, который наносят тяжёлые или даже опасные условия труда их здоровью и самочувствию. Кроме того, для работников таких производств предусмотрены особые условия рабочего режима, за игнорирование которых наниматели будут оштрафованы или сняты с должности. Рассмотрим, какие льготы и компенсации за вредные условия труда полагаются работникам в 2020 году.

  1. Что такое вредные условия труда
  2. Как устанавливаются льготы и компенсации за вредные условия труда
  3. Проведение периодических медицинских осмотров
  4. Запрет на совместительство
  5. Страхование от несчастных случаев и профзаболеваний
  6. Виды льгот сотрудникам, работающим на вредном производстве
  7. Где прописываются компенсации работникам вредных производств
  8. Какой размер компенсаций работникам вредного производства
  9. Денежные компенсации работникам вредного производства
  10. Сокращённая продолжительность рабочего времени
  11. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
  12. Повышенный оклад за вредные условия труда
  13. Бесплатное лечебно-профилактическое питание на вредном производстве
  14. Досрочный выход на трудовую пенсию при вредном производстве
  15. Как оформить льготы и компенсации за вредные условия труда
  16. Необходимые документы для получения льгот
  17. Порядок и сроки предоставления льгот
  18. Законодательные акты по теме
  19. Типичные ошибки
  20. Ответы на распространённые вопросы про льготы и компенсации за вредные условия труда

Российские законы обязывают работодателей, взявших на вредное производство сотрудников, регулярно компенсировать им тот вред, который наносят тяжёлые или даже опасные условия труда их здоровью и самочувствию. Кроме того, для работников таких производств предусмотрены особые условия рабочего режима, за игнорирование которых наниматели будут оштрафованы или сняты с должности. Рассмотрим, какие льготы и компенсации за вредные условия труда полагаются работникам в 2020 году.

Дополнительные профилактические меры, применяемые нанимателями на работах с вредными условиями

Согласно установкам ст. 212 ТК РФ наниматель должен обеспечивать безопасность труда. Среди прочего в его обязательства входит не только проведение СОУТ, но и отслеживание прохождения обязательных медосмотров его работниками. Без их прохождения допускать к работе работников запрещается.

Негативное воздействие различных производственных факторов , как уже было ранее сказано, могут привести к нарушениям здоровья. Поэтому данные меры применяются для целей профилактики профзаболеваний, раннего выявления возможных патологий.

К сведению, законодательство наряду с основным медосмотром предусматривает психиатрическое обследование работников, а также необходимые медмероприятия на предмет выявления ВИЧ-инфекции, туберкулеза.

Ошибка 3. Законодательством разрешается заменять работнику часть дополнительного отдыха выплатой компенсации. Об этом свидетельствует ст. 117 ТК РФ. Но речь идет только о той части, которая превышает установленный минимум по продолжительности данного отдыха, т. е. 7 кален. дн.

Читайте также:  Если угрожают коллекторы: что делать, статьи закона
Добавить комментарий